Определение школьной дезодаптции 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Определение школьной дезодаптции



С понятием дезадаптация, такие авторы, как О.В.Дубровина, Р.В.Овчарова, М.М.Безруких, связывают отклонения в учебной деятельности — затруднения в учебе, конфликты с одноклассниками и т.д.

эти отклонения могут быть у психически здоровых детей с разными нервно психическими расстройствами.

 

Для большей части детей начало обучения в школе во многих отношениях представляет собой стрессовую ситуацию, так как ведет к кардинальным изменениям в жизни ребенка. Школа предъявляет новый, усложненный круг требований к психической деятельности: необходимость длительно концентрировать внимание, способность к смысловому запоминанию, умение руководить эмоциями, желаниями и интересами, подчинять их школьным дисциплинарным требованиям.

Переход от условий воспитания в семье и дошкольных учреждениях к качественно иной атмосфере школьного обучения, складывающейся из совокупности умственных, эмоциональных и физических нагрузок, предъявляет новые, более сложные требования к личности ребенка и его интеллектуальным возможностям. Дети, испытывающие трудности в выполнении школьных требований, составляют так называемую "группу риска" возникновения школьной дезадаптации.

Школьная дезадаптация - это социально-психологический процесс отклонений в развитии способностей ребенка к успешному овладению знаниями и умениями, навыками активного общения и взаимодействия в продуктивной коллективной учебной деятельности, т.е. это нарушение системы отношений ребенка с собой, с другими и с миром. В формировании и развитии школьной дезадаптации играют роль социально-средовые, психологические и медицинские факторы. Изначальную причину дезадаптации надо искать в соматическом и психическом здоровье ребенка, то есть в органическом состоянии ЦНС, нейробиологических закономерностях формирования мозговых систем. Это надо делать не только когда ребенок приходит в школу, но и в дошкольном возрасте. Очень сложно разделить генетические и социальные факторы риска, но изначально в основе возникновения дезадаптации в любых ее проявлениях лежит биологическая предопределенность, которая проявляется в особенностях онтогенетического развития ребенка. Но это практически не учитывается ни в программах дошкольного образования, ни в программах школьного обучения. Поэтому медики, физиологи и валеологи открыто заявляют о том, что здоровье детей ухудшается (есть данные о том, что здоровье ребенка за время учебы ухудшается чуть ли не в 1,5-2 раза по сравнению с моментом поступления в колу).

Любое психическое качество обусловлено кем-то – родителями, учителем, друзьями, значимыми (референтными) людьми. Вспомним Л. С. Выготского: каждая психическая функция выступает на сцене дважды, сначала как внешняя, социальная, а затем – как внутренняя.

Подведу некоторые итоги.

Дезадаптация означает нарушение процессов взаимодействия человека с окружающим, дисбаланс и несогласованность активности личности с выполняемой деятельностью. Школьная дезадаптация не появляется вдруг, спонтанно, независимо от предшествующих этапов развития. Дезадаптация может проявляться не только в школе, но и в других сферах жизни подростка. По данным социальных служб России, в настоящее время в стране насчитывается более 200 тысяч дезадаптантов, а это значит, что к проблеме дезадаптации подростков следует подходить более внимательно.

 

2. Причины и виды школьной дезодаптации.

Причина школьной дезадаптации заключается в том, что ребенку невозможно найти свое место в школьном пространстве. Школьник не принимается, не имеет возможности для самореализации. Считается, что к этому приводит неготовность ребенка к школе, дисгармоничные отношения в семье, гиперопека родителей, плохие отношения ученика со школьниками и учителями. Об этом в свое время говорила еще Л. С. Славина.

В психологической и методической литературе описаны общие критерии школьной неуспешности, а А. К. Колеченко разработал большой и малый круг неуспешности. Важно обратить внимание на такие общие причины неуспешности:

- неуспешность в обучении появляется из-за учебных программ, где знания, умения и навыки не соответствуют возможностям школьников;

- отношение к учению пренебрежительное, отрицательное или, в лучшем случае, безразличное;

- нарушения поведения (нарушение дисциплины, школьный вандализм, демонстративный тип характера и пр.);

- пониженная обучаемость.

Главными причинами неуспешности детей «группы риска» служат сниженная работоспособность из-за повышенной утомляемости и расстройство поведения.

Ряд исследователей (в частности, В.Е.Каган, Ю.А.Александровский, Н.А.Березовин, Я.Л.Коломинский, И.А.Невский) рассматривают школьную дезадаптацию как следствие дидактогении и дидаскогении.

 
 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-08; просмотров: 677; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.134.87.95 (0.006 с.)