Консерваторы, либералы и радикалы 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Консерваторы, либералы и радикалы



ВТОРОЙ ЧЕТВЕРТИ XIX в.

Поражение декабристов и усиление полицейско-репрессивной по­литики правительства не привели к спаду общественного движения. Напротив, оно еще более оживилось. Центрами развития обществен­ной мысли стали различные петербургские и московские салоны (до­машние собрания единомышленников), кружки офицеров и чиновни­ков, высшие учебные заведения (в первую очередь Московский уни­верситет), литературные журналы: «Москвитянин», «Вестник Европы», «Отечественные записки», «Современник» и др. В общественном дви­жении второй четверти XIX в. началось размежевание трех идейных направлений: радикального, либерального и консервативного. В отли­чие от предыдущего периода активизировалась деятельность консерва­торов, защищавших существовавший в России строй.

Консервативное направление. Консерватизм в России опирался на теории, доказывавшие незыблемость самодержавия и крепостного права. Идея необходимости самодержавия как своеобразной и издрев­ле присущей России формы политической власти своими корнями


уходит в период укрепления Русского государства. Она развивалась и совершенствовалась в течение XVIII—XIX вв., приспосабливаясь к новым общественно-политическим условиям. Особое звучание для России эта идея приобрела после того, как в Западной Европе было покончено с абсолютизмом. В начале XIX в. Н. М. Карамзин писал о необходимости сохранения мудрого самодержавия, которое, по его мнению, «основало и воскресило Россию». Выступление декабристов активизировало консервативную общественную мысль.

Для идеологического обоснования самодержавия министр народ­ного просвещения граф С. С. Уваров создал теорию официальной народности. Она была основана на трех принципах: самодержавие, православие, народность. В этой теории преломились просветитель­ские идеи о единении, добровольном союзе государя и народа, об отсутствии социальных антагонизмов в русском обществе. Своеобра­зие России заключалось в признании самодержавия как единственно возможной в ней формы правления. Эта идея стала базисной для консерваторов вплоть до крушения самодержавия в 1917 г. Крепост­ное право рассматривалось как благо для народа и государства. Кон­серваторы считали, что помещики осуществляют отеческую заботу о крестьянах, а также помогают правительству поддерживать поря­док и спокойствие в деревне. По мнению консерваторов, необходимо было сохранять и укреплять сословную систему, в которой ведущую роль играло дворянство в качестве главной опоры самодержавия. Православие понималось как присущая русскому народу глубокая религиозность и приверженность ортодоксальному христианству. Из этих постулатов делался вывод о невозможности и ненужности ко­ренных социальных изменений в России, о необходимости укрепле­ния самодержавия и крепостного права.

Теория официальной народности и другие идеи консерваторов развивались журналистами Ф. В. Булгариным и Н. И. Гречем, про­фессорами Московского университета М. П. Погодиным и С. П. Ше-выревым. Теория официальной народности не только пропагандиро­валась через прессу, но и широко внедрялась в систему просвещения и образования.

Либеральное направление. Теория официальной народности вы­звала резкую критику либерально настроенной части общества. Наи­большую известность получило выступление П. Я. Чаадаева, напи­савшего «Философические письма» с критикой самодержавия, крепо­стничества и всей официальной идеологии. В первом письме, опубликованном в журнале «Телескоп» в 1836 г., П. Я. Чаадаев от­рицал возможность общественного прогресса в России, не видел ни в прошлом, ни в настоящем русского народа ничего светлого. По его мнению, Россия, оторванная от Западной Европы, закостенелая в своих нравственно-религиозных, православных догмах, находилась в мертвом застое. Спасение России, ее прогресс он видел в исполь­зовании европейского опыта, в объединении стран христианской ци-


232 Глава 21. Идейная борьба и общественное движение в России в первой половине XIX в.

илизации в новую общность, которая обеспечит духовную свободу всех народов.

Правительство жестоко расправилось с автором и издателем пись- ма.. П. Я. Чаадаева объявили сумасшедшим и отдали под полицейский надзор. Журнал «Телескоп» закрыли. Его редактор — Н. И. Надеждин был выслан из Москвы с запрещением заниматься издательской и пе­дагогической деятельностью. Однако идеи, высказанные П. Я. Чаадае­вым, вызвали большой общественный резонанс и оказали значитель­ное влияние на дальнейшее развитие общественной мысли.

На рубеже 30—40-х годов XIX в. среди оппозиционных прави­тельству либералов сложилось два идейных течения — славянофильст­во и западничество. Идеологами славянофилов были писатели, фило­софы и публицисты: К. С. и И. С. Аксаковы, И. В. и П. В. Киреев­ские, А. С. Хомяков, Ю. Ф. Самарин и др. Идеологами западни­ков— историки, юристы, писатели и публицисты: Т. Н. Грановский, К. Д. Кавелин, С. М. Соловьев, В. П. Боткин, П. В. Анненков, И. И. Панаев, В. Ф. Корш и др. Представителей этих течений объеди­няло желание видеть Россию процветающей и могучей в кругу всех европейских держав. Для этого они считали необходимым изменить ее социально-политический строй, установить конституционную мо­нархию, смягчить и даже отменить крепостное право, наделить кре­стьян небольшими наделами земли, ввести свободу слова и совести. Боясь революционных потрясений, они считали, что само правитель­ство должно провести необходимые реформы. Вместе с тем были и существенные различия во взглядах славянофилов и западников. I

Славянофилы преувеличивали особенность исторического пути развития России и ее национальную самобытность. Капиталистиче­ский строй, который утвердился в Западной Европе, казался им по­рочным, несущим обнищание народа и падение нравов. Идеализируя историю допетровской Руси, они настаивали на возвращении к тем порядкам, когда Земские соборы доносили до власти мнение народа, когда между помещиками и крестьянами якобы существовали патри­архальные отношения. В то же время славянофилы признавали необ­ходимость развития промышленности, ремесел и торговли. Одна из основополагающих идей славянофилов заключалась в том, что един­ственно верной и глубоко нравственной религией является правосла­вие. По их мнению, русскому народу присущ особый дух коллекти­визма в отличие от Западной Европы, где царит индивидуализм. Борьба славянофилов против низкопоклонства перед Западом, изуче­ние ими истории народа и народного быта имели большое положи­тельное значение для развития русской культуры.

Западники исходили из того, что Россия должна развиваться в русле европейской цивилизации. Они резко критиковали славяно­филов за противопоставление России и Запада, объясняя ее отличие исторически сложившейся отсталостью. Отрицая особую роль крестьянской общины, западники считали, что правительство навязало


 

 

Консерваторы, либералы и радикалы второй четверти XIX в.

ее народу для удобства управления и сбора налогов. Они выступали за широкое просвещение народа, полагая, что это единственно вер­ный путь для успеха модернизации социально-политического строя России. Их критика крепостнических порядков и призыв к измене­нию внутренней политики также способствовали развитию общест­венно-политической мысли.

Славянофилы и западники заложили в 30—50-е годы XIX в. ос­нову либерально-реформистского направления в общественном дви­жении.

Радикальное направление. Во второй половине 20-х — первой половине 30-х годов характерной организационной формой антиправи­тельственного движения стали кружки, объединявшие не более 20—30 членов. Они появлялись в Москве и в провинции, где не так сильно, как в Петербурге, утвердился полицейский надзор и шпионаж. Их участники разделяли идеологию декабристов и осуждали расправу с ними. Вместе с тем они пытались преодолеть ошибки своих пред­шественников, распространяли вольнолюбивые стихи, критиковали правительственную политику. Широкую известность приобрели произ­ведения поэтов-декабристов. Вся Россия зачитывалась знаменитым по­сланием в Сибирь А. С. Пушкина и ответом ему декабристов.

Московский университет стал центром формирования антикре­постнической и антисамодержавной идеологии (кружки братьев П., М. и В. Критских, Н. П. Сунгурова и др.). Эти кружки дейст­вовали непродолжительное время и не выросли в организации, способные оказать серьезное влияние на изменение политического положения в России. Их члены лишь обсуждали внутреннюю по­литику, строили наивные планы реформирования страны. Однако правительство жестоко расправилось с участниками кружков. Сту­дент А. Полежаев за свободолюбивую поэму «Сашка» был исклю­чен из университета и отдан в солдаты. По личному повелению императора часть членов кружка братьев Критских заточили в Шлиссельбургскую крепость и каземат Соловецкого монастыря, некоторых выселили из Москвы и отдали под надзор полиции. Одних участников «Сунгуровского общества» суд приговорил к ссылке на каторжные работы, других — к отправке в солдаты.

Тайные организации первой половины 30-х годов XIX в. имели в основном просветительский характер. Вокруг Н. В. Станкевича, В. Г. Белинского, А. И. Герцена и Н. П. Огарева сложились группы, члены которых изучали отечественные и иностранные политические произведения, пропагандировали новейшую западную философию.

Для второй половины 30-х годов характерен спад общественного Движения в связи с разгромом тайных кружков, закрытием ряда пе­редовых журналов. Многие общественные деятели увлеклись фило­софским постулатом Г. В. Ф. Гегеля «все разумное действительно, все действительное разумно» и на этой основе пытались примирить-


234 Глава 21. Идейная борьба и общественное движение в России в первой половине XIX в.

ся с «гнусной», по оценке В. Г. Белинского, российской действи­тельностью.

В 40-е годы XIX в. в радикальном направлении наметился новый подъем. Он был связан с деятельностью В. Г. Белинского, А. И. Гер­цена, Н. П. Огарева, М. В. Буташевича-Петрашевского и др.

Литературный критик В. Г. Белинский, раскрывая идейное содер­жание рецензируемых произведений, воспитывал у читателей нена­висть к произволу и крепостничеству, любовь к народу. Идеалом по­литического строя для него было такое общество, в котором «не бу­дет богатых, не будет бедных, ни царей, ни подданных, но будут братья, будут люди». В. Г. Белинскому были близки некоторые идеи западников, однако он видел и отрицательные стороны европейского капитализма. Широкую известность приобрело его «Письмо к Гого­лю», в котором он порицал писателя за мистицизм и отказ от обще­ственной борьбы. В. Г. Белинский писал: «России нужны не проповеди, а пробуждение чувства человеческого достоинства. Цивилиза­ция, просвещение, гуманность должны стать достоянием русского человека». Разошедшееся в сотнях списков «Письмо» имело большое значение для воспитания нового поколения общественных деятелей радикального направления.

Петрашевцы. Оживление общественного движения в 40-х годах выразилось в создании новых кружков. По имени руководителя од­ного из них — М. В. Буташевича-Петрашевского — его участники были названы петрашевцами. В кружок входили чиновники, офице­ры, учителя, писатели, публицисты и переводчики (Ф. М. Достоев­ский, М. Е. Салтыков-Щедрин, А. Н. Майков, А. Н. Плещеев и др.). М. В. Петрашевский на паях создал со своими друзьями первую коллективную библиотеку, состоявшую преимущественно из сочине­ний по гуманитарным наукам. Пользоваться книгами могли не толь­ко петербуржцы, но и жители провинциальных городов. Для обсуж­дения проблем, связанных с внутренней и внешней политикой Рос»: сии, а также литературы, истории и философии члены кружка устраивали свои собрания — известные в Петербурге «пятницы». Для широкой пропаганды своих взглядов петрашевцы в 1845—1846 ггприняли участие в издании «Карманного словаря иностранных слов, вошедших в состав русского языка». В нем они излагали сущность европейских социалистических учений, особенно Ш. Фурье, оказав­шего большое влияние на формирование их мировоззрения.

Петрашевцы решительно осуждали самодержавие и крепостное право. В республике они видели идеал политического устройства и намечали программу широких демократических преобразований. В 1848 г. М. В. Петрашевский создал «Проект об освобождении крестьян», предлагая прямое, безвозмездное и безусловное освобож­дение их с тем наделом земли, который они обрабатывали. Ради­кальная часть петрашевцев пришла к выводу о назревшей необходи-


 

 

Консерваторы, либералы и радикалы второй четверти XIX в.

мости восстания, движущей силой которого должны были стать кре­стьяне и горнозаводские рабочие Урала.

Кружок М. В. Петрашевского был раскрыт правительством в ап­реле 1849 г. К следствию привлекли более 120 человек. Комиссия квалифицировала их деятельность как «заговор идей». Несмотря на это, участники кружка были жестоко наказаны. Военный суд приго­ворил 21 человека к смертной казни, но в последнюю минуту рас­стрел был заменен бессрочной каторгой. (Инсценировка расстрела очень выразительно описана Ф. М. Достоевским в романе «Идиот».)

Деятельность кружка М. В. Петрашевского положила начало рас­пространению в России западно-европейских социалистических идей.

А. И. Герцен и теория общинного социализма. Создание оте­чественной разновидности социалистической теории связано с име­нем А. И. Герцена. Он и его друг Н. П. Огарев еще мальчиками дали клятву бороться за лучшее будущее народа. За участие в сту­денческом кружке и пение песен с «гнусными и злоумышленными» выражениями в адрес царя они были арестованы и отправлены в ссылку. В 30 — 40-х годах А. И. Герцен занимался литературной деятельностью. Его произведения содержали идею борьбы за свобо­ду личности, протест против насилия и произвола. За его творчест­вом пристально следила полиция. Поняв, что в России невозможно пользоваться свободой слова, А. И. Герцен в 1847 г. уехал за грани­цу. В Лондоне он основал «Вольную русскую типографию» (1853 г.), выпустил 8 книг сборника «Полярная звезда», на титуле которых поместил миниатюру из профилей 5 казненных декабри­стов, организовал вместе с Н. П. Огаревым издание первой бесцен­зурной газеты «Колокол» (1857—1867 гг.). Последующие поколения революционеров видели огромную заслугу А. И. Герцена в создании вольной русской прессы за границей.

В молодости А. И. Герцен разделял многие идеи западников, признавал единство исторического развития России и Западной Ев­ропы. Однако близкое знакомство с европейскими порядками, раз­очарование в результатах революций 1848—1849 гг. убедили его в том, что исторический опыт Запада не подходит русскому наро­ду. В связи с этим он занялся поиском принципиально нового, справедливого общественного устройства и создал теорию общин­ного социализма. Идеал общественного развития А. И. Герцен ви­дел в социализме, при котором не будет частной собственности и эксплуатации. По его мнению, русский крестьянин лишен частно­собственнических инстинктов, привык к общественной собственности на землю и ее периодическим переделам. В крестьянской общине А. И. Герцен видел готовую ячейку социалистического строя. Поэто­му он сделал вывод, что русский крестьянин вполне готов к социа­лизму и что в России нет социальной основы для развития капита­лизма. Вопрос о путях перехода к социализму решался А. И. Герце­ном противоречиво. В одних работах он писал о возможности


236 Глава 21. Идейная борьба и общественное движение в России в первой половине XIX в.


народной революции, в других — осуждал насильственные методы изменения государственного строя. Теория общинного социализма, разработанная А. И. Герценом, во многом служила идейным основа­нием деятельности радикалов 60-х годов и революционных народни­ков 70-х годов XIX в.

В целом вторая четверть XIX в. была временем «наружного раб­ства» и «внутреннего освобождения». Одни — молчали, напуганные правительственными репрессиями. Другие — настаивали на сохране­нии самодержавия и крепостничества. Третьи — активно искали пути обновления страны, совершенствования ее социально-политической системы. Основные идеи и направления, сложившиеся в обществен­но-политическом движении первой половины XIX в., с. незначитель­ными изменениями продолжали развиваться и во второй половине века.


Глава 22



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-08; просмотров: 347; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.16.212.99 (0.023 с.)