Отличие культуры XVIII В. От культуры IX—XVII вв. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Отличие культуры XVIII В. От культуры IX—XVII вв.



В XVIII в. ускорились темпы культурного развития, что связано с развитием экономики страны. Ведущим стало светское направле­ние в искусстве. Хотя церковь в XVIII в. и была подчинена государ­ству, ее роль в жизни страны оставалась еще значительной. В XVIII в. разрозненные знания по различным отраслям, собирав­шиеся многими поколениями людей, начали превращаться в науку: накопление знаний дало возможность перейти к открытию законов развития природы и общества.

Во второй половине XVIII в. впервые прозвучала критика от­дельных сторон крепостнического строя, а в конце века первый рус­ский революционер А. Н. Радищев призвал к уничтожению рабства и самодержавия. Новый характер стали носить связи русской культу­ры с зарубежной. «Окно в Европу» через Балтику, выход к Черному морю, рост международного авторитета России повлекли за собой установление постоянных контактов со странами Европы.

Так, на смену средневековой, традиционалистской, пронизанной религиозным мировоззрением культуре IX—XVII вв. в XVIII в. при­ходит «новая культура». Ее отличительные черты — светскость, ра­ционалистическое (от слова ratio — разум) мировоззрение, больший демократизм и открытость в контактах с культурами других стран

и народов.

Культура XVIII в. во многом определяется просветительской фи­лософией с ее идеей главенства знания и разума в жизни людей, вниманием к человеческой личности. Идея равенства всех людей была понята в России как необходимость регламентировать жизнь каждого общественного слоя.

В рамках истории русской культуры XVIII в. обычно принято выделять два периода: конец XVII — первая четверть XVIII в., ха­рактеризующийся становлением новой русской культуры; середи­на— вторая половина XVIII в., когда происходил процесс складыва­ния и расцвета сословной, преимущественно светской, культуры дво­рянства и культуры крестьянской, продолжавшей носить в основном традиционный характер. Вершиной русской аристократической куль­туры стала попытка создать идеальный мир в рамках дворянской усадьбы, где устанавливаются гармонические отношения между людьми, между человеком и природой.

В русском искусстве первой половины — середины XVIII в. гос­подствовал стиль барокко, во второй половине столетия — класси­цизм. В конце XVIII в. культ разума (классицизм) сменился культом чувств (сентиментализм).


Глава 17. Русская культура XVIII в. 179

Возникновение светской школы. Светский характер образова­ния, соединение обучения с практикой коренным образом отличали школу петровских времен от прежних школ, находившихся в руках духовенства. В 1701 г. в Москве в здании бывшей Сухаревой башни (называлась в честь стрелецкого полка полковника Сухарева, разме­щавшегося рядом) была основана Школа математических и навигац-ких наук. Из старших классов этой школы, переведенных в Петер­бург, позднее, в 1715 г., была создана Морская академия (ныне Выс­шая военно-морская академия). Вслед за Школой математических и навигацких наук были открыты Артиллерийская, Инженерная, Ме­дицинская школы, Школа канцелярских служителей, позднее — гор­ные школы. Обучение детей дворян грамоте стало обязательным. Петр запретил даже жениться дворянам, уклонявшимся от учебы.

Огромным шагом вперед в развитии просвещения и светской школы оказались введение в 1708 г. гражданского печатного шрифта взамен трудночитаемого церковнославянского и переход от обозначе­ния чисел с помощью букв к арабским цифрам. На новый шрифт перешла первая русская печатная газета «Ведомости», которую нача­ли издавать с декабря 1702 г. По указу 1714 г. в губерниях были открыты 42 цифирные школы, в них принимали детей непривилеги­рованных сословий (кроме детей крепостных крестьян).

В условиях военного времени (Северная война и др.) была вели­ка потребность в специалистах, поэтому в первые петровские школы набирали «робяток всякого рода, оприч (кроме) помещичьих кресть­ян». Однако со второй четверти XVIII в. правительство перешло к созданию замкнутых сословных учебных заведений. Образование стало еще одной привилегией господствующего сословия.

Для подготовки дворян к офицерской службе в армии и на фло­те в Санкт-Петербурге в 1731 г. открылся Шляхетский (дворянский) корпус, который в дальнейшем разделился на Сухопутный, Морской, Артиллерийский, Инженерный. Подготовка к гражданской службе при императорском дворе велась в Пажеском корпусе. В 1763 г. в Москве открылся Воспитательный дом, где обучались сироты, под­кидыши и дети, которых не могли прокормить родители-разночинцы. Вскоре в Петербурге открылись Смольный институт благородных де­виц (1764), а также благородные пансионы. Дворянские дети получа­ли образование также через систему частного обучения. Дети духо­венства учились в духовных семинариях и духовных академиях, Дети разночинцев и купцов — в медицинских, горных, коммерческих и других профессиональных школах, а также в Академии художеств. Рекрутские дети обучались в солдатских школах, готовивших для ар­мии унтер-офицерский (сержантский) состав.

Таким образом, к середине XVIII в. в России сложилась система замкнутых сословных школ. Только в конце века (1786) в каждой губернии открылись формально бессословные четырехклассные главные народные училища, а в каждом уезде — двухклассные малые народ­ные училища. Однако образование в целом оставалось сословным, так


Глава 17. Русская культура XVIII в.

180

как оно не стало всеобщим, обязательным и одинаковым для всех ка­тегорий населения. В конце XVIII в. в России учились лишь два че­ловека из тысячи, а целые сословия (крепостные крестьяне) были почти полностью лишены возможности получить образование.

Выдающимся событием в жизни страны было создание в 1755 г. первого в России Московского университета по инициативе и проек­ту М. В. Ломоносова при деятельной поддержке просвещенного фа­ворита императрицы Елизаветы Петровны И. И. Шувалова, ставшего его первым куратором. По инициативе И. И. Шувалова в 1757 г. была создана Академия художеств, до переезда в Петербург в 1764 г. состоявшая при Московском университете. Со дня своего основания Московский университет как бы поднялся над сословной школой. В соответствии с идеями создателя университета образова­ние в нем было бессословным (дети крепостных могли быть приня­ты в университет, получив вольную от помещика). М. В. Ломоносов писал, что «университет создан для генерального обучения разночин­цев». Лекции в университете читались на русском языке. Одну из важнейших задач университета М. В. Ломоносов видел в распро­странении научных знаний. В этом деле видную роль стали играть типография и библиотека университета, а также публичные лекции

его профессоров.

Наука и техника. Важнейшим результатом деятельности Петра I в области науки стало открытие в Петербурге в 1725 г. Академии наук, указ об основании которой были подписан годом раньше. В со­став Академии вошли университет и гимназия для подготовки кадров. В первой четверти XVIII в. были начаты изучение природных условий и картографирование страны. Русские рудознатцы открыли богатейшие рудные залежи на Урале, давшие необходимый в период Северной войны металл. Велись работы по разведке Донецкого ка­менноугольного района и бакинской нефти. Обследовались внутрен­ние районы Сибири, побережья Каспийского и Аральского морей, Ледовитого океана, Средняя Азия. Эти работы подготовили издание в середине XVIII в. географом И. К. Кирилловым «Атласа Россий­ского». (В середине XVIII в. лишь Франция имела атлас своей стра­ны, подобный «Атласу» И. К. Кириллова.) Экспедиции В. Беринга достигли пролива между Азией и Америкой, названного его именем. С. П. Крашенинников составил первое «Описание земли Камчатки». Имена С. Челюскина, двоюродных братьев Д. и X. Лаптевых навсе­гда остались на картах мира как свидетельства их географических открытий. В 60—70-е годы были организованы Академические экс­педиции П. С. Палласа, С. Г. Гмелина, И. И. Лепехина и др. по изу­чению природы и культуры народов России, оставившие после себя подробные описания Поволжья, Урала, Сибири.

В. Н. Татищев и М. В. Ломоносов положили начало русской ис­торической науке. Во второй половине века свои исторические тру- ды создали историки М. М. Щербатов и И. Н. Болтин.


Глава 17Русская культура XVIII в.

181

Ряд оригинальных станков и механизмов сконструировал механик д. К. Нартов, работавший в петровское время. Во второй половине века выдающийся ученый-самоучка И. И. Ползунов на 20 лет рань­ше англичанина Д. Уатта создал паровую машину. Однако в услови­ях крепостничества это изобретение не получило практического ис­пользования и было забыто. В нищете закончил свои дни еще один замечательный изобретатель — И. П. Кулибин, чей проект одноароч-ного 300-метрового моста через Неву и диковинные изделия до сих пор поражают воображение людей.

В петровские времена открылся первый русский естественно-ис­торический музей — Кунсткамера (1719). В конце XVIII в. покупка Екатериной II ряда частных коллекций произведений искусства в Ев­ропе положила начало одному из крупнейших и наиболее значитель­ных музеев мира — Эрмитажу.

Собственных кадров ученых в России было недостаточно, и на первых порах в Академию наук приглашались иностранные специа­листы. В России работали выдающиеся ученые того времени: мате­матик Л. Эйлер, основатель гидродинамики Д. Бернулли, естествоис­пытатель К. Вольф, историк А. Шлецер. Однако рядом с ними за­частую оказывались иностранцы-авантюристы, не имевшие никакого отношения к науке. С приходом в Академию в середине XVIII в. М. В. Ломоносова произошел заметный рост числа русских специа­листов-ученых.

М. В. Ломоносов. Выходец из государственных крестьян Архан­гельской губернии Михаил Васильевич Ломоносов (1711—1765), один из титанов мировой науки, своими энциклопедическими познаниями и исследованиями поднял русскую науку на новую ступень. Не было ни одной отрасли знаний в то время, где не проявился бы его гений. М. В. Ломоносов был одним из основоположников физической хи­мии; высказал замечательные предположения об атомно-молекулярном строении вещества; открыл закон сохранения энергии; занимался изу­чением атмосферного электричества. Его открытие атмосферы на Ве­нере знаменовало создание астрофизики как специальной науки.

М. В. Ломоносову принадлежат и замечательные труды в облас­ти гуманитарных наук. Он первым выступил против норманской тео­рии происхождения Древнерусского государства. Его «Российская грамматика» была первой научной грамматикой русского языка. М. В. Ломоносов оставил весьма заметный след и в поэзии (основа­тель силлабо-тонического стихосложения): его перу принадлежат Многие замечательные оды, поэмы и стихотворения.

Выдающуюся роль сыграл М. В. Ломоносов как организатор рус-ской науки. Он был создателем первого русского университета. Его Ученики и коллеги (академики) — астроном С. Я. Румовский, мате­матик М. Е. Головин, географы и этнографы С. П. Крашенинников и И. И. Лепехин, физик Г. В. Рихман и др.— обогатили русскую науку замечательными открытиями.


1 82


Глава 17. Русская культура XVIII в.


Глава 17. Русская культура XVIII в.


183


 


Общественная мысль. Проблемы преодоления отсталости стра­ны были центральными в общественно-политической мысли России первой четверти XVIII в. Петр I и его сподвижники — Феофан Прокопович, П. П. Шафиров и др.— с рационалистических позиций «ес­тественного права» и «общего блага» доказывали необходимость преобразований и право монарха на неограниченную абсолютист­скую власть. В своих сочинениях «Правда воли монаршей» и «Ду­ховный регламент» Ф. Прокопович последовательно проводил мысль о том, что «русский народ таков есть от природы своей, что только самодержавным владетельством храним быть может». П. П. Шафи­ров в «Рассуждении о причинах Свейской войны» доказывал необхо­димость борьбы за Балтику, землю «отчич и дедич» русских людей. Оригинальным мыслителем петровского времени был И. Т. По­сошков, которого иногда называют первым русским экономистом. Ремесленник, а впоследствии богатый купец, И. Т. Посошков в кни­ге «О скудости и богатстве» выступал как горячий поборник рус­ской промышленности и торговли.

В середине — второй половине XVIII в. в центре русской обще­ственной мысли оказался крестьянский вопрос. Критика отдельных сторон крепостничества прозвучала в выступлениях некоторых депу­татов Уложенной комиссии, в журнальной полемике Н. И. Новикова с Екатериной II. Эта борьба подготовила появление революционера-республиканца А. Н. Радищева, высказавшегося против самодержа­вия и крепостного права.

Русскую литературу XVIII в. своими произведениями обогатили пи­сатели, поэты и публицисты, такие как А. Д. Кантемир, В. К. Тредиа-ковский, М. В. Ломоносов, А. П. Сумароков, Н. И. Новиков, А. Н. Ра­дищев, Д. И. Фонвизин, Г. Р. Державин, И. А. Крылов, Н. М. Карам­зин и др.

Быт и нравы. После посещения стран Европы и возвращения из Великого посольства Петр I со свойственной ему нетерпеливостью собственноручно начал стричь бороды у встречавших его бояр и об­резать длинные рукава и полы боярских одежд. Он приказал коротко стричь волосы и брить лицо (бояре жаловались, что лица у них ста­ли «босые»). Бороды разрешалось носить только духовенству и кре­стьянам. Желавшие сохранить бороду должны были платить особый налог, о чем свидетельствовал специальный медный «бородовой знак». Повсеместно вводилась более практичная европейская одежда. Разрешалось курение, которое ранее, по Соборному уложению 1649 г., расценивалось как уголовное преступление. Местом встреч и развлечений стали введенные Петром ассамблеи (собрания).

По приказанию царя с немецкого языка было переведено специ­альное руководство о правилах хорошего тона и поведения в обще-стве — «Юности честное зерцало», дополненное Петром I. В нем предписывалось держать отца и мать «в великой чести», быстро отвечать на вопросы, быть вежливыми со старшими. Давались советы,


как вести себя в обществе. «Юности честное зерцало» пользовалось большим спросом и четырежды переиздавалось.

Наряду с ассамблеями, которые устраивались для дворян, в пет­ровское время проводились и общественные праздники. Строились хриумфальные арки, устраивались «огненные потехи» (фейерверки), проводились массовые гулянья во время празднования побед в вой­нах, смотров флота, коронационных торжеств. Начиная с 1 января 1700 г. в России начали праздновать Новый год и устраивать елки. Тогда же, с 1 января 1700 г., Россия перешла на летоисчисление от Рождества Христова, как это было принято в большинстве стран Ев­ропы.

Архитектура. В XVIII в. новое развитие получила архитектура. В области строительства был совершен переход от радиально-кольце­вой к регулярной планировке, для которой характерны геометрическая правильность, симметричность, установление единых правил и прие­мов в застройке улиц, определенное соотношение размеров и высоты зданий. Все это нашло воплощение в строительстве новой столицы Российской империи — Санкт-Петербурга. Группа выдающихся архи­текторов раннего барокко (Ж. Леблон, Д. Трезини) осуществляла его планировку и застройку. Д. Трезини возвел летний дворец Петра I, собор Петропавловской крепости, здание Двенадцати коллегий.

Продолжалось монументальное строительство и в Москве. В пер­вой половине XVIII в. были сооружены Меншикова башня (рядом со зданием Московского Главпочтамта), церковь Иоанна Воина на Якиманке, собор Заиконоспасского монастыря (его купол хорошо ви­ден за вестибюлем станции метро «Площадь Революции»). Их созда­ние связывают с именем архитектора Ивана Зарудного. В этих по­стройках элементы средневековой архитектуры переплетаются со светским началом — здания напоминают дворцовые строения или башни-монументы, увенчанные крестами. Тогда же в Москве возво­дятся Арсенал в Кремле, промышленные здания Суконного и Монет­ного двора, Каменный мост через Москва-реку и Кузнецкий мост через Неглинную, Лефортовский дворец и другие общественные по­стройки.

Продолжалось развитие деревянного зодчества. В начале XVIII в. наивысшим его достижением стало возведение Кижского ансамбля на одном из островов Онежского озера с 22-главой центральной Преображенской церковью.

Вслед за Петербургом принципы регулярной планировки распро­странились на старые русские города. С этой целью была создана специальная комиссия, которая составила более 400 проектов пере­планировки (генеральных планов) городов.

Господствующим архитектурным стилем в первой половине XVIII в. был барокко. Для барокко (в переводе с итальянско­го -— «вычурный») характерна монументальность построек, сочетав­шаяся с пышностью, блеском, великолепием, эмоциональной припод­нятостью. Это достигалось за счет изогнутых линий фасадов и об-


Глава 17. Русская культура XVIII в.

184

щего плана зданий, обилия колонн, декоративных лепных украшений и скульптур, создававших светотеневые эффекты.

Крупнейшим мастером барокко в России был В. В. Растрел­ли — итальянец по происхождению, который в России обрел вторую родину. Им были возведены Зимний дворец и Смольный монастырь в Петербурге, дворцы в Царском Селе и Петергофе, ряд дворцов для петербургской знати, Андреевская церковь и Мариинский дворец

в Киеве и др.

А в Москве городской архитектор Д. В. Ухтомский построил Кузнецкий мост через реку Неглинную, Красные ворота, колокольню в Троице-Сергиевом монастыре. Им была создана архитектурная школа, из которой вышли замечательные зодчие А. Ф. Кокоринов, И. Е. Старое, М. Ф. Казаков и др.

Во второй половине XVIII в. на смену пышному, яркому барокко пришел строгий и величественный классицизм. Для классицизма ха­рактерны ясность форм, простота и в то же время монументаль­ность, утверждавшие мощь и силу государства, ценность человече­ской личности. В его основе лежит обращение к законам классиче­ской архитектуры Греции и Рима. Классицизм предусматривал строгую симметричность планировки, выделение главных частей зда­ния, четкость горизонтальных и вертикальных линий.

Петербург принимал «строгий, стройный вид». Во второй поло­вине XVIII в. архитектор И. Е. Старое построил здание Таврическо­го дворца, Троицкий собор Александро-Невской лавры, В. И. Баже­нов — Каменноостровский дворец и Арсенал, А. Ф. Кокоринов и Ж. Б. Валлен-Деламот — Академию художеств и Гостиный двор, А. Ринальди — Мраморный дворец, Ю. М. Фельтен — набережную Невы и решетку Летнего сада, Д. Кваренги — Академию наук и дру­гие здания. Складывался неповторимый облик Петербурга:

По оживленным берегам Громады стройные теснятся Дворцов и башен; корабли Толпой со всех сторон земли К богатым пристаням стремятся. В гранит оделася Нева, Мосты повисли над водами...

(А. С. Пушкин).

Выдающимися архитектурными постройками обогатилась и Моск­ва. Гениальный русский архитектор В. И. Баженов возвел дом Пашко­ва (ныне старое здание Российской государственной библиотеки)-Ученик и друг В. И. Баженова М. Ф. Казаков создал большое количе­ство общественных зданий и особняков, и сегодня украшающих сто­лицу. Это здание Сената в Кремле, Колонный зал Благородного дво­рянского собрания, старое здание Московского университета, псевдо-готические узоры Петровского дворца и другие великолепные постройки.


 

185

Глава 17.Русская культура XVIII в.

Скульптура. В первой половине XVIII в. общий процесс обмир­щения искусства, потребности государственной жизни дали толчок развитию скульптуры. Скульптурные изображения стали неотъемле­мой частью создаваемых садово-парковых комплексов в новой сто­лице и ее пригородах, а также триумфальных арок, ворот, возводи­мых в память о победах русского оружия. Интерес к человеку вдох­новлял художников на создание скульптурных портретов. Так же как и в других видах искусства, в скульптуре первой половины XVIII в. господствовал барроко, во второй половине — классицизм.

Из мастеров барокко крупнейшим был Б. К. Растрелли — отец знаменитого архитектора. К числу его лучших работ относятся бюс­ты Петра I и А. Д. Меншикова, портретная статуя в рост императ­рицы Анны Иоанновны с арапчонком.

Во второй половине XVIII в. серией выдающихся скульптурных портретов прославил себя земляк М. В. Ломоносова, вышедший из среды поморских косторезов,— Ф. И. Шубин. Для него характерна необычайная глубина подачи образов. Им созданы портреты М. В. Ломоносова, А. М. Голицына, Г. А. Потемкина, П. А. Румянцева, 3. П. Чернышева, императора Павла I. Как высшая признательность выдающемуся скульптору звучит эпитафия на надгробии Ф. И. Шу­бина: «И под его рукою мрамор дышит».

Памятником А. В. Суворову, изображенному скульптором в алле­горическом образе бога войны Марса (на Марсовом поле в Петер­бурге), прославил себя М. И. Козловский. Ему же принадлежит глав­ная статуя Петергофского каскада фонтанов — «Самсон», символизи­рующая победу России в Северной войне.

Замечательное место в истории русской скульптуры принадлежит И. П. Мартосу. Им создан первый скульптурный памятник Моск­вы— памятник К. Минину и Д. Пожарскому (1818), памятник М. В. Ломоносову в Архангельске, цикл выдающихся надгробных памятников.

Одним из символов Петербурга стал Медный всадник — памят­ник основателю города, великому историческому деятелю Петру I. Его создал французский скульптор Э. М. Фальконе.

Живопись. Уже в парсунах и иконописи XVII в. (например, С Ушакова) наметился путь перехода к светскому искусству. В первой половине XVIII в. особенно ярко успехи русской живописи про­явились в творчестве А. Т. Матвеева и И. Н. Никитина. Ведущим Жанром их творчества был портрет. В портретах Петра I и «Наполь­ного гетмана» И. Никитина, в «Автопортрете с женой» А. Матвеева художники наряду с показом портретных черт своих героев передали их внутренний мир, духовную индивидуальность. Эта черта русской Портретной живописи — передача богатства внутреннего мира чело­века, его неповторимой индивидуальности — поставила русский портрет XVIII в. в ряд выдающихся достижений мирового искусства.


186


Глава 17. Русская культура XVIII в.


 


Чуть старомодно, по форме напоминая парсуну, выглядят портре­ты художника А. П. Антропова: А. М. Измайловой, Петра III. Близок к А. П. Антропову по живописной манере И. П. Аргунов, вышедший из числа крепостных Шереметевых (портреты «Неизвестная крестьян­ка», «Калмычка Аннушка» и др.). Ф. С. Рокотову с его филигранной техникой лучше других удалось передать внутренний мир изображае­мых: портреты поэта В. И. Майкова, мужа и жены Суровцевых. Крупнейший портретист второй половины XVIII в. Д. Г. Левицкий выразил многогранность человеческой натуры, например, в портретах Н. И. Новикова, богача и мецената П. Демидова, воспитанниц Смоль­ного института, Д. Дидро. В образах, созданных В. Л. Боровиковским, сильнее выявлены интимные стороны человеческой натуры. Художник явно находился под влиянием сентиментализма (портреты М. И. Ло­пухиной, А. Б. Куракина, В. И. Арсеньевой и др.).

Наряду с портретной живописью распространение в XVIII в. по­лучила графика (А. Ф. Зубов), мозаика (М. В. Ломоносов), пейзаж (С. Ф. Щедрин) и особенно картины на исторические и мифологиче­ские сюжеты (А. П. Лосенко). В акварелях И. А. Ерменева и карти­нах М. Шибанова впервые в русской живописи появилось изображе­ние жизни крестьян. Сохранились и народные картинки — лубок.

Театр. Первый русский профессиональный театр возник в 1750 г. по инициативе купца Ф. Г. Волкова в Ярославле. Спустя два года театр переехал в Петербург, а в 1756 г. царским указом был преобразован в Российский театр (ныне Академический театр драмы им. А. С. Пушкина).

Одновременно крупнейшие русские вельможи создавали театры у себя в вотчинах или в своих столичных домах, где актерами были их крепостные крестьяне (в Москве и Подмосковье, например, их было более 50). В стране насчитывалось более 100 крепостных орке­стров. Наиболее известен московский театр Шереметевых в Останки­не, славу которому принесли актеры из крепостных крестьян — драмагическая актриса и певица П. И. Жемчугова и балерина Т. В. Шлыкова.

В XVIII в. было положено начало балетному искусству в России: в 1738 г. в Петербурге открылась первая балетная школа. В этом же столетии были написаны и поставлены также первые русские опер­ные спектакли: опера «Анюта», композитором которой считают В. А. Пашкевича, «Мельник-колдун, обманщик и сват» М. М. Соко­ловского, «Ямщики на поставе» Е. И. Фомина; создавал свои произ­ведения композитор Д. С. Бортнянский.

Одним из важнейших результатов развития русской культуры в XVIII в. был процесс складывания русской нации. Победа светско­го направления в искусстве, установление широких связей с культу­рой других народов, успехи науки подготовили подъем русской культуры в XIX в.


Глава 18



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-08; просмотров: 193; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.6.77 (0.052 с.)