Русская культура XIII—XVII вв. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Русская культура XIII—XVII вв.



Монголо-татарское нашествие и золотоордынское иго затормози­ли темпы и ход развития древнерусской народности. В огне нашест­вия погибли многие тысячи людей. Оставшиеся в живых ремеслен­ники были уведены в рабство. Наблюдалось падение ремесла: исчез­ли навыки изготовления шиферных пряслиц, сердоликовых бус, стеклянных браслетов, амфор-корчаг, полихромной (многоцветной) керамики. На полвека прекратилось каменное строительство. Захват­чики разрушили множество архитектурных сооружений, и, прежде всего городские соборы, бывшие, как правило, последними укрепле­ниями, где защитники русских городов отражали натиск вражеских войск. Сгорели многие литературные памятники. Летописание стало немногословным и практически во всех русских землях (кроме Нов­города) прервалось.

Высокий уровень русской культуры дал ей возможность выстоять в труднейший период ее истории. Несмотря на ужасы монгольского завоевания, русская культура сохранила традиционный характер. Большую роль в передаче традиций и культурно-исторического опы­та сыграли территории, не подвергшиеся военному разгрому, хотя и подчиненные Орде (Псков, Новгород).

Монгольское нашествие нарушило связи между отдельными час­тями страны. Единая древнерусская народность стала основой, на которой складывались великорусская (русская), белорусская и укра­инская народности и их культуры.


РУССКАЯ КУЛЬТУРА XIII—XV вв.

В русской культуре XIII—XV вв. отчетливо прослеживаются два этапа. Внутренним рубежом в развитии культуры XIII—XV вв. яви­лась Куликовская битва (1380). Если для первого этапа характерны стагнация и падение после страшного удара монгольских полчищ, то после 1380 г. начинается ее динамичный подъем, в котором просле­живается начало слияния местных художественных школ в общемос­ковскую, общерусскую культуру.

Устное народное творчество. В период борьбы с монгольскими завоевателями и золотоордынским игом обращение к былинам и ска­заниям киевского цикла, в которых яркими красками описывались битвы с врагами Древней Руси и славился ратный подвиг народа, придавало русским людям новые силы. Древние былины обрели глу­бокий смысл, зажили второй жизнью. Новые легенды (такие, как, например, «Сказание о невидимом граде Китеже» — городе, ушед-


 
 


118 Глава 13. Русская культура XIII—XVII вв.

шем на дно озера вместе со своими храбрыми защитниками, не сдавшимися врагам, и ставшем для них невидимым), звали русских людей на борьбу за свержение ненавистного золотоордынского ига. Складывается жанр поэтических исторических песен. К их числу от­носится «Песня о Щелкане Дудентьевиче», которая рассказывает о восстании в Твери в 1327 г.

Летописание. В условиях, когда шло восстановление хозяйства и наметился его подъем, все более необходимыми становятся дело­вые записи. С XIV в. начинается использование бумаги вместо доро­гого пергамента. Рост потребностей в записях, появление бумаги по­влекли за собой ускорение письма. На смену «уставу», когда буквы квадратной формы выписывались с геометрической точностью и тор­жественностью, приходит полуустав — более свободное и беглое письмо, а с XV в. появляется скоропись, близкая к современному письму. Наряду с бумагой в особо важных случаях продолжали ис­пользовать пергамент, различные виды черновых и бытовых записей делались, как и раньше, на бересте.

Как уже отмечалось, в Новгороде летописание не прерывало даже в период монголо-татарского нашествия и ига. В кон XIII — начале XIV в. возникли новые центры летописания. С 1325 летописные записи стали вестись и в Москве. В период складывая единого государства с центром в Москве возросла роль летописания. Когда Иван III шел походом на Новгород, он не случайно взял с со­бой дьяка Степана Бородатого: тот мог хорошо «говорить по лето­писцам вины новгородские», т. е. доказать на основе летописи необ­ходимость присоединения Новгорода к Москве.

В 1408 г. был составлен общерусский летописный свод, так на-зываемая Троицкая летопись, погибшая в московском пожаре 1812 г., а к 1479 г. относят создание Московского летописного сво­да. В основе их — идея общерусского единства, исторической роли Москвы в государственном объединении всех русских земель, преем­ственность традиций Киева и Владимира.

Интерес к всемирной истории, стремление определить свое место среди народов мира вызвали появление хронографов — сочинений по всемирной истории. Первый русский хронограф был составлен в 1442 г. Пахомием Логофетом.

Исторические повести. Распространенным литературным жанром того времени были исторические повести. В них рассказывалось о деятельности реальных исторических лиц, конкретных историче­ских фактах и событиях. Повесть нередко являлась как бы частью летописного текста. Широкую известность до Куликовской победы получили повесть «О битве на Калке», «Повесть о разорении Рязани Батыем» (в ней рассказывалось о подвиге рязанского богатыря Евпатия Коловрата), повести об Александре Невском и др.

Блистательной победе Дмитрия Донского в 1380 г. посвящен цикл исторических повестей (например, «Сказание о Мамаевом по-


 

119

Русская культура XIII—XV вв.

 

боище»). Софоний Рязанец создал знаменитую патетическую поэму «Задонщина», построенную по образцу «Слова о полку Игореве». Но если в «Слове» описывалось поражение русских, то в «Задонщине» — их победа.

В период объединения русских земель вокруг Москвы расцвел жанр житийной литературы. Талантливые писатели Пахомий Лого­фет и Епифаний Премудрый составили жизнеописания крупнейших церковных деятелей Руси: митрополита Петра, перенесшего центр митрополии в Москву, Сергия Радонежского — основателя Троице-Сергиева монастыря, поддержавшего великого Московского князя в борьбе с ордынцами, с чьим именем связано формирование рус­ского национального самосознания.

«Хождение за три моря» (1466—1472) тверского купца Афанасия Никитина — первое в европейской литературе описание Индии. Свое путешествие Афанасий Никитин совершил за 30 лет до открытия пути в Индию португальцем Васко да Гамой.

рхитектура. Раньше, чем в других землях, возобновилось ка­менное строительство в Новгороде и Пскове. Используя предшест­вующие традиции, новгородцы и псковичи возводили десятки не­больших по размеру храмов. Среди них такие значительные памят­ники архитектуры и живописи того времени, как церкви Федора Стратилата на Ручье (1361) и Спаса на Ильине улице (1374) в Нов­городе, церковь Василия на Горке (1410) в Пскове. Обилие декора­тивных украшений на стенах, общая нарядность, праздничность ха­рактерны для этих построек. Яркая и самобытная архитектура Нов­города и Пскова практически не изменялась в течение столетий. Эту устойчивость архитектурно-художественных вкусов специалисты объ­ясняют консерватизмом новгородского боярства, стремившегося со­хранить независимость от Москвы. Отсюда ориентация главным об­разом на местные традиции.

Первые каменные постройки в Московском княжестве относятся к XIV—XV столетиям. Дошедшие до нас храмы: Успенский собор (1400) и собор Саввино-Сторожевского монастыря (1405) в Звениго­роде, Троицкий собор Троице-Сергиева монастыря (1422), собор Ан­дроникова монастыря в Москве (1427) — продолжали традиции вла-димиро-суздальского белокаменного зодчества. Накопленный опыт позволил успешно выполнить важнейший заказ великого московско­го князя — создать могучий, полный величия, достоинства и силы Московский Кремль.

Первые белокаменные стены Московского Кремля были возведе­ны еще при Дмитрии Донском, в 1367 г. Однако после нашествия Тохтамыша в 1382 г. кремлевские укрепления сильно пострадали. Столетие спустя грандиозное строительство в Москве с участием итальянских мастеров, занимавших тогда ведущее место в Европе, Свершилось созданием в конце XV — начале XVI в. ансамбля Мос­ковского Кремля, сохранившегося до наших дней.


120 Глава 13.Русская культура XIII—XVII вв.

Территория Кремля в 27,5 га была защищена стеной из красного кирпича, длина которой достигала 2,25 км, толщина стен — 3,5—6,5 м, а их высота — 5—19 м. Тогда же, в XV в., были возведены 18 башен из ныне существующих 20. Башни имели четырехскатные крыши. Кремль занимал место на мысу при впадении реки Неглинной (заклю­ченной сейчас в коллектор) в Москва-реку. Со стороны Красной пло­щади был сооружен ров, соединивший обе реки. Таким образом, Кремль оказался как бы на острове. Это была одна из крупнейших в мире крепостей, построенная по всем правилам тогдашней фортифи­кационной науки. Под укрытием мощных стен были возведены дворцы великого князя и митрополита, здания государственных учреждений,

монастыри.

Сердце Кремля — Соборная площадь, на которую выходят глав­ные соборы; его центральным сооружением является колокольня Ивана Великого (окончательно достроена при Борисе Годунове, дос­тигает в высоту 81 м).

В 1475—1479 гг. был сооружен главный собор Московского Кремля — Успенский. Храм начали строить еще псковские мастера (1471). Небольшой «трус» (землетрясение) в Москве разрушил стены здания. Возведение Успенского собора поручили талантливому зод­чему итальянского Возрождения Аристотелю Фиораванти. Образцом; ему послужил Успенский собор во Владимире. В Успенском соборе Московского Кремля Фиорованти сумел органично соединить тради­ции и принципы русского (прежде всего владимиро-суздальского); зодчества и передовые технические достижения европейской архи-тектуры. Величественный пятиглавый Успенский собор являлся крупнейшим общественным зданием того времени. Здесь цари венча- лись на царство, собирались Земские соборы, объявлялись важней- шие государственные решения.

В 1481—1489 гг. псковские мастера возвели Благовещенский со­бор — домовую церковь московских государей. Неподалеку от него, также на Соборной площади, под руководством итальянца Алевиза Но- вого была сооружена усыпальница Московских великих князей — Aрхангельский собор (1505—1509). Если план здания и его конструкции выполнены в традициях древнерусской архитектуры, то внешнее убран­ство собора напоминает настенные украшения венецианских дворцов. Тогда же была построена Грановитая палата (1487—1491). Она получи­ла свое название от граней, украсивших наружные стены. Грановитая палата являлась частью царского дворца, его тронным залом. Почти квадратный зал, стены которого опираются на возведенный в центре массивный четырехгранный столб, занимает площадь около 500 кв. т и имеет высоту 9 м. Здесь представляли царю иностранных послов, проводили приемы, принимались важные решения.

Живопись. Слияние местных художественных школ в общерус- скую наблюдалось и в живописи. Это был длительный процесс, его следы отмечены и в XVI, и в XV11 вв.


русск ая культура XVI в. __________________________________________________ 121^

В XIV в. в Новгороде и Москве работал замечательный худож­ник Феофан Грек, приехавший из Византии. Дошедшие до нас фре­сковые росписи Феофана Грека в новгородской церкви Спаса на Ильине улице отличаются необычайной выразительной силой, экс­прессией, аскетизмом, возвышенностью человеческого духа. Феофан Грек умел сильными длинными мазками своей кисти, резкими «про­белами» создать эмоциональное напряжение, достигающее трагизма. Русские люди приходили специально наблюдать за работой Феофана Грека. Зрителей поражало, что великий мастер писал свои произве­дения, не используя иконописные образцы.

Высший подъем русского иконописного искусства связан с твор­чеством современника Феофана Грека — гениального русского ху­дожника Андрея Рублева. К сожалению, почти не сохранилось све­дений о жизни выдающегося мастера.

Андрей Рублев жил на рубеже XIV—XV вв. Его творчество было вдохновлено замечательной победой на Куликовом поле, эко­номическим подъемом Московской Руси, ростом самосознания рус­ского народа. Философская глубина, внутреннее достоинство и сила, идеи единства и мира между людьми, человечность отразились в произведениях художника. Гармоничное, мягкое сочетание нежных, чистых красок создает впечатление цельности и законченности его образов. Знаменитая «Троица» (хранится в Третьяковской галерее), ставшая одной из вершин мирового искусства, воплощает основные черты и принципы живописной манеры Андрея Рублева. Совершен­ные образы «Троицы» символизируют мысль о единстве мира и че­ловечества.

Кисти Андрея Рублева принадлежат также дошедшие до нас фре­сковая роспись Успенского собора во Владимире, иконы Звенигород­ского чина (хранятся в Третьяковской галерее), Троицкого собора в Сергиевом Посаде.

РУССКАЯ КУЛЬТУРА XVI в.

Религиозное мировоззрение по-прежнему определяло духовную жизнь общества. Большую роль в этом сыграл и Стоглавый собор 1551 г. Он регламентировал искусство, утвердив образцы, которым надлежало следовать. В качестве образца в живописи формально провозглашалось творчество Андрея Рублева. Но имелись в виду не художественные достоинства его живописи, а иконография — распо­ложение фигур, использование определенного цвета и т. п. в каждом конкретном сюжете и изображении. В зодчестве за образец брался Успенский собор Московского Кремля, в литературе — сочинения митрополита Макария и его кружка.

В XVI в. завершается формирование великорусской народности. В русских землях, вошедших в состав единой державы, все больше


122


Глава 13. Русская культура XIII—XVII вв.


Русская культура XVI в.



 


общего обнаруживалось в языке, быте, нравах, обычаях и т. п. В XVI в. ощутимее, чем прежде, проявлялись светские элементы

в культуре.

Общественно-политическая мысль. События XVI в. вызвали обсуждение в русской публицистике многих проблем того времени: о характере и сути государственной власти, о церкви, о месте Рос­сии среди других стран и т. д.

В начале XVI в. было создано литературно-публицистическое и историческое сочинение «Сказание о великих князьях Владимир­ских». Это легендарное сочинение начиналось с рассказа о Великом потопе. Затем следовал перечень властителей мира, среди которых особо выделялся римский император Август. Он якобы послал на берега Вислы своего брата Пруса, основавшего род легендарного Рюрика. Последний был приглашен в качестве русского князя. На­следник Пруса, Рюрика, а следовательно и Августа, киевский князь Владимир Мономах получил от константинопольского императора символы царской власти — шапку-венец и драгоценные бармы-опле­чья. Иван Грозный, исходя из своего родства с Мономахом, с гордо­стью писал шведскому королю: «Мы родством от Августа кесаря ве­демся». Российское государство, по мнению Грозного, продолжало традиции Рима, Византии и Киевской державы.

В церковной среде был выдвинут тезис о Москве — Третьем Риме. Здесь исторический процесс выступал как смена мировых царств. Первый Рим — Вечный город — погиб из-за ереси; Второй Рим — Константинополь — из-за унии с католиками; Третий Рим — истинный хранитель христианства — Москва, которая будет существовать вечно.

Рассуждения о необходимости создания сильной самодержавной власти, опирающейся на дворянство, содержатся в сочинениях И. С.Пересветова. Вопросы, касающиеся роли и места знати в управлении феодальным государством, нашли отражение в переписке Ивана IV и князя Андрея Курбского.

Летописание. В XVI в. продолжало развиваться русское летопи­сание. К сочинениям этого жанра относится «Летописец начала цар­ства», в котором. описаны первые годы правления Ивана Грозного и доказывается необходимость установления царской власти на Руси. Другим крупным сочинением того времени является «Книга Степен­ная царского родословия». Портреты и описания правлений великих русских князей и митрополитов в ней расположены по 17 степе­ням — от Владимира I до Ивана Грозного. Подобное расположение I и построение текста как бы символизируют нерушимость союза

церкви и царя.

В середине XVI в. московские летописцы подготовили огромный летописный свод, своеобразную историческую энциклопедию XVI в.— так называемую Никоновскую летопись (в XVII в. принадлежала патриарху Никону). Один из списков Никоновской летописи


содержит около 16 тыс. миниатюр — цветных иллюстраций, за что получил название Лицевого свода («лицо» — изображение).

Наряду с летописанием дальнейшее развитие получили историче­ские повести, в которых рассказывалось о событиях того времени. («Казанское взятие», «О прихождении Стефана Батория на град Псков» и др.) Создавались новые хронографы. Об обмирщении куль­туры свидетельствует написанная в это время книга, содержащая разнообразные полезные сведения, руководства как в духовной, так и в мирской жизни,— «Домострой» (в переводе — домоводство), ав­тором которой считают Сильвестра.

Начало книгопечатания. Началом русского книгопечатания при­нято считать 1564 г., когда была издана первая русская датирован­ная книга «Апостол». Однако существуют семь книг без точной даты издания. Это так называемые анонимы — книги, изданные до 1564 г. Организацией работ по созданию типографии занимался один из талантливейших русских людей XVI в.— Иван Федоров. Ти­пографские работы, начатые в Кремле, были переведены на Николь­скую улицу, где построили специальное здание для типографии. Кроме религиозных книг Иван Федоров и его помощник Петр Мстиславец в 1574 г. во Львове выпустили первый русский бук­варь — «Азбуку». За весь XVI в. в России типографским способом было издано всего 20 книг. Рукописная книга занимала ведущее ме­сто и в XVI, и в XVII вв.

Архитектура. Одним из выдающихся проявлений расцвета рус­ской архитектуры было строительство шатровых храмов. Шатровые храмы не имеют внутри столбов, и вся масса здания держится на фундаменте. Наиболее известными памятниками этого стиля являют­ся церковь Вознесения в селе Коломенском, построенная в честь ро­ждения Ивана Грозного, Покровский собор (Василия Блаженного), сооруженный в честь взятия Казани.

Другим направлением в архитектуре XVI в. было строительство больших пятиглавых монастырских храмов по образцу Успенского собора в Москве. Подобные храмы были сооружены во многих рус­ских монастырях и как главные соборы — в крупнейших русских го-Родах. Наиболее известны Успенский собор в Троице-Сергиевом мо­настыре, Смоленский собор Новодевичьего монастыря, соборы в Туле, Вологде, Суздале, Дмитрове и других городах.

Еще одним направлением в архитектуре XVI в. было строитель­ство небольших каменных или деревянных посадских храмов. Они являлись центрами слобод, населенных ремесленниками определен­ной специальности, и посвящались определенному святому — покро­вителю данного ремесла.

В XVI в. велось широкое строительство каменных кремлей. В 30-е годы XVI в. прилежащая с востока к Московскому Кремлю часть посада была обнесена кирпичной стеной, названной Китайгородской (одни историки считают, что название произошло от слова


Глава 13. Русская культура XIII—XVII вв.

124

«кита» — вязка жердей, используемых при строительстве крепостей, другие — что либо от итальянского слова «город», либо от тюркско­го «крепость»). Стена Китай-города защищала торг на Красной пло­щади и близлежащие слободы. В самом конце XVI в. архитектором Федором Конем были возведены белокаменные стены 9-километро­вого Белого города (современное Бульварное кольцо). Затем в Моск­ве возвели Земляной вал — 15-километровую деревянную крепость на валу (современное Садовое кольцо).

Каменные крепости-сторожи были возведены в Поволжье (Ниж­нем Новгороде, Казани, Астрахани), в городах южнее (Туле, Колом­не, Зарайске, Серпухове) и западнее Москвы (Смоленске), на севе­ро-западе России (Новгороде, Пскове, Изборске, Печорах) и даже на далеком Севере (Соловецких островах).

Живопись. Крупнейшим русским живописцем, жившим в конце XV — начале XVI в., был Дионисий. К произведениям, принадлежа­щим его кисти, относятся фресковая роспись Рождественского собо­ра Ферапонтова монастыря под Вологдой, икона с изображением сцен из жизни московского митрополита Алексея и др. Живописи Дионисия присущи необычайная яркость, праздничность, изыскан­ность, которых он достигал, применяя такие приемы, как удлинение пропорций человеческого тела, утонченность в отделке каждой дета­ли иконы или фрески.

РУССКАЯ КУЛЬТУРА XVII в.

В XVII в. начинается складывание всероссийского рынка. С развитием ремесла и торговли, ростом городов связано проникновение в русскую культуру и широкое распространение в ней светских эле­ментов. Этот процесс получил в литературе название «обмирщение» культуры (от слова «мирской» — светский).

Обмирщению русской культуры противилась церковь, видевшая в нем западное, «латинское» влияние. Московские правители XVII в., стремясь ограничить влияние Запада в лице прибывавших в Москву иностранцев, заставляли их селиться подальше от москви­чей— в специально отведенной для них Немецкой слободе (ныне район Бауманской ул.). Однако новые идеи и обычаи проникали в установившийся быт Московской Руси. Стране нужны были знаю­щие, образованные люди, способные заниматься дипломатией, разби­раться в новшествах военного дела, техники, мануфактурном произ­водстве и т. д. Расширению политических и культурных связей со странами Западной Европы способствовало воссоединение Украины с Россией.

Просвещение. Во второй половине XVII в. было создано несколько государственных школ. Работала школа по подготовке служащих для центральных учреждений, для Печатного двора, Аптекар-


Русская культура XVI I в. 125

кого приказа и др. Печатный станок дал возможность издавать мас­совым тиражом единообразные пособия для обучения грамоте и арифметике. Об интересе русских людей к грамоте свидетельствует распродажа в Москве (1651) в течение одного дня «Букваря» В. ф. Бурцева, изданного тиражом 2400 экземпляров. Были опубли­кованы «Грамматика» Мелетия Смотрицкого (1648) и таблица умно­жения (1682).

В 1687 г. в Москве было основано первое высшее учебное заве­дение — Славяно-греко-латинская академия, где учили «от граммати­ки, риторики, пиитики, диалектики, философии... до богословия». Возглавили Академию братья Софроний и Иоанникий Лихуды, уче­ные-греки, окончившие университет в Падуе (Италия). Здесь готови­ли священников и чиновников. В этой академии учился и М. В. Ло­моносов.

В XVII в., как и раньше, шел процесс накопления знаний. Боль­шие успехи были достигнуты в области медицины, в решении прак­тических задач по математике (многие умели с большой точностью измерять площади, расстояния, сыпучие тела и т. п.), в наблюдении за природой.

Значительный вклад в развитие географических знаний внесли русские землепроходцы. В 1648 г. экспедиция Семена Дежнева (за 80 лет до Витуса Беринга) вышла к проливу между Азией и Север­ной Америкой. Самая восточная точка нашей страны носит сейчас имя Дежнева. Е. П. Хабаров в 1649 г. составил карту и изучил зем­ли по Амуру, где были основаны русские поселения. Его имя носят город Хабаровск и поселок Ерофей Павлович. В самом конце XVII в. сибирский казак В. В. Атласов обследовал Камчатку и Ку­рильские острова.

Литература. В XVII в. созданы последние официальные летопис­ные сочинения. «Новый летописец» (30-е годы) излагал события от смерти Ивана Грозного до окончания Смутного времени. В нем до­казывались права новой династии Романовых на царский престол.

Центральное место в исторической литературе заняли историче­ские повести, имевшие публицистический характер. Например, груп­па таких повестей («Временник дьяка Ивана Тимофеева», «Сказание Авраамия Палицына», «Иное сказание» и др.) была откликом на со­бытия Смутного времени начала XVII в.

Проникновение светских начал в литературу связано с появлени­ем в XVII в. жанра сатирической повести, где действуют уже вы­мышленные герои. В«Службе кабаку», «Повести о куре и лисе», «Калязинской челобитной» содержалась пародия на церковную службу, высмеивались обжорство и пьянство монахов, в «Повести о Ерше Ершовиче» — судебная волокита и взяточничество. Новыми жанрами были мемуары («Житие протопопа Аввакума») и любовная лирика (Симеон Полоцкий).


Глава 13. Русская культура XIII—XVII вв.

126

Воссоединение Украины с Россией дало толчок созданию перво- го русского печатного сочинения по истории. Киевский монах Инно- кентий Гизель составил «Синопсис» (обозрение), где в популярной форме содержался рассказ о совместной истории Украины и России, которая начиналась с момента образования Киевской Руси. В XVII — первой половине XVIII в. «Синопсис» использовался как учебник русской истории.

Театр. Был создан придворный театр в Москве (1672), просуще­ствовавший лишь четыре года. В нем играли немецкие актеры. Мужские и женские роли исполняли мужчины. В репертуаре театра были пьесы на библейские и легендарно-исторические сюжеты. При- дворный театр не оставил сколько-нибудь заметного следа в русской

культуре.

В русских городах и селах широкое распространение со времен Киевской Руси получил бродячий театр — театр скоморохов и Пет­рушки (главный герой народных кукольных представлений). Прави- тельство и церковные власти преследовали скоморошество за весе­лый и смелый юмор, обличавший пороки властей предержащих.

Архитектура. Архитектурные сооружения XVII в. отличаются большой живописностью. Они асимметричны как в рамках одного здания, так и в ансамбле. Однако в этой кажущейся беспорядочно­сти архитектурных объемов есть и цельность, и единство. Здания XVII в. многоцветны, декоративны. Особенно любили зодчие украшать затейливыми, непохожими друг на друга наличниками окна зданий. Широкое распространение в XVII в. получили многоцветные, «солнечные плитки» — изразцы и украшения из резного камня и кирпича. Такое обилие украшений, расположенных на стенах од­ного здания, называли каменным узорочьем, дивным узорочьем.

Эти особенности хорошо прослеживаются в Теремном дворце царя Алексея Михайловича в Кремле, в дошедших до нас каменных палатах московских, псковских, костромских бояр XVII в., в Новоие­русалимском монастыре, выстроенном под Москвой патриархом Ни­коном. Близки к ним по стилю знаменитые храмы Ярославля — цер­ковь Ильи Пророка и ансамбли в Коровниках и Толчкове. Как при­мер наиболее известных в Москве зданий XVII в. можно назвать церковь Николы в Хамовниках (у станции метро «Парк культуры»), церковь Рождества Богородицы в Путинках (недалеко от Пушкинской площади), церковь Троицы в Никитниках (неподалеку от метро «Китай-город»).

Декоративное начало, знаменовавшее собой обмирщение искусст­-
ва, нашло отражение и при строительстве или перестройке крепост­-
ных сооружений. К середине века крепости утратили свое военное
значение, и четырехскатные крыши сначала на Спасской, а затем
и на других башнях Московского Кремля уступили место великолеп-
ным шатрам, подчеркнувшим спокойное величие и торжественную
мощь сердца столицы России.


Русская культура XVI I в. 127

В Ростове Великом в форме кремля была сооружена резиденция опального, но властного митрополита Ионы. Этот кремль не являлся крепостью, а его стены имели чисто декоративный характер. Стены крупных русских монастырей, возведенные после польско-литовско-шведской интервенции (Троице-Сергиева монастыря, Спасо-Ефимиева монастыря в Суздале, Кирилло-Белозерского монастыря под Вологдой, московских монастырей), следуя общей моде, также украшались декоративными деталями.

Развитие древнерусской каменной архитектуры завершилось скла­дыванием стиля, получившего название нарышкинского (по фамилии главных заказчиков) или московского барокко. В этом стиле соору­жены надвратные церкви, трапезная и колокольня Новодевичьего мо­настыря, церковь Покрова в Филях, церкви и дворцы в Сергиевом Посаде, Нижнем Новгороде, Звенигороде и др.

Для московского барокко характерно сочетание красного и белого цветов в убранстве зданий. Четко прослеживаются этажность постро­ек, применение в качестве декоративных украшений колонн, капите­лей и т. п. Наконец, почти во всех зданиях нарышкинского барокко можно увидеть в карнизах построек декоративные раковины, которые впервые были возведены еще в XVI в. итальянскими мастерами при украшении Архангельского собора Московского Кремля. Появление московского барокко, имевшего общие черты с архитектурой Запада, свидетельствовало о том, что русская архитектура, несмотря на свое­образие, развивалась в рамках общеевропейской культуры.

В XVII столетии переживает расцвет деревянное зодчество. «Восьмым чудом света» назвали современники знаменитый дворец Алексея Михайловича в подмосковном селе Коломенское. Этот дво­рец имел 270 комнат и около 3 тыс. окон и оконцев. Он был по­строен русскими мастерами Семеном Петровым и Иваном Михайло­вым и просуществовал до середины XVIII в., когда был разобран при Екатерине II из-за ветхости.

Живопись. Обмирщение искусства с особой силой проявилось в русской живописи. Крупнейшим художником XVII столетия был Симон Ушаков. В его широко известной иконе «Спас Нерукотвор­ный» хорошо заметны новые реалистические черты живописи: объ­емность в изображении лица, элементы прямой перспективы.

Тенденция к реалистическому изображению человека и обмирще­нию иконописи, характерная для школы С. Ушакова, тесно связана с распространением в России портретной живописи — парсуны (пер­соны), изображавшей реальных персонажей, например, царя Федора Ивановича, М. В. Скопина-Шуйского и др. Однако техника худож­ников была еще аналогична иконописной, т. е. писали на досках яичными красками. В конце XVII в. появились первые парсуны, на­писанные маслом на холсте, предвосхитившие расцвет русского портретного искусства в XVIII в.


Глава 14



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-08; просмотров: 376; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.8.247 (0.068 с.)