ТОП 10:

КУЛЬТУРА РУСИ ДО МОНГОЛЬСКОГО



НАШЕСТВИЯ

Под культурой человеческого общества принято понимать сово­купность материальных и духовных ценностей, создаваемых людьми в процессе их общественно-трудовой практики. Культура каждого народа предстает как часть мировой культуры, как результат его творческих усилий, включающий все, что было создано умом и ру­ками людей.

Условно, для удобства изучения, в культуре выделяют матери­альную и духовную сферы. Говоря о материальной культуре, мы имеем в виду развитие техники, орудий труда, а также жилье, одеж­ду, быт и т. п. К духовной культуре относятся идеологические пред­ставления, система образования, наука, литература, искусство и т. д. На самом же деле обе эти сферы взаимосвязаны. Материальная культура не может возникнуть без творческой деятельности челове­ка, в то же время произведения духовной культуры, как правило, имеют материальное воплощение.

Периодизация истории русской культуры в основном совпадает с общеисторической периодизацией. Обычно выделяют в качестве от­дельных периодов культуру Руси домонгольского времени, культуру XIII—XV вв.— времени формирования Русского централизованного го­сударства, культуру XVI и культуру XVII вв. Русскую культуру до конца XVII в. обычно характеризуют как средневековую. С петровских преобразований утверждается новая русская культура. Основной чертой ее был светский, рационалистический тип культуры. Как отдельные пе­риоды развития новой культуры рассматриваются: культура первой чет­верти XVIII в., середины — второй половины XVIII в., первой полови­ны XIX в., второй половины XIX в., начала XX в.

Особенности развития русской культуры IX—XVII вв.Это время господства средневековой культуры. Для нее, во-первых, харак­терна общая замедленность темпов развития. Медленно совершенству­ются производительные силы, господствует натуральное хозяйство, консервирующее существующий уровень общественных отношений.

Во-вторых, характерной чертой культуры этого времени является традиционализм. Народ-земледелец, наблюдая за сменой времен дня и года, за жизнью отдельного человека, видел их повторение, движе­ние по замкнутому кругу. Вековой опыт был самым надежным га­рантом от катастроф. Отсюда авторитет старины, того, что много­кратно повторялось; следование образцам.

В-третьих, отличительной чертой средневековой культуры являет­ся господство в идеологии религиозного мировоззрения. Светские рационалистические (от лат. ratio —разум) представления присутст-


Глава 5. Культура Руси до монгольского нашествия 43

вуют лишь в зародыше; они наиболее заметны в городах и в народ­ной, бытовой культуре.

В-четвертых, для этого периода характерно накопление знаний, но научного объяснения многие факты и явления еще не получили.

Несмотря на определенные отличия в развитии Руси по сравне­нию с западно-европейскими странами, русская культура формирова­лась и развивалась в общем русле европейской культуры. Это объяс­няется однотипностью социально-экономического развития Руси и ев­ропейских стран, сходством социальной структуры. Наконец, общими были и христианские вечные ценности, определявшие тип культуры.

К сожалению, многие памятники культуры до нас не дошли. Зна­чительная часть их погибла в огне пожаров, нашествий, войн. Напри­мер, когда в 1382 г. ордынцы осаждали Москву, ее жители снесли книги в кремлевский собор. Летописец записал: книг было так много, что они подпирали своды здания. Когда же Тохтамыш обманом во­рвался в Кремль, то эти несметные книжные богатства сгорели. Гибли книги и в последующие века. В огне пожара 1812 г. погиб единствен­ный список «Слова о полку Игореве». Большое число памятников культуры было уничтожено фашистами в годы Великой Отечествен­ной войны. Многие памятники культуры погибли и в результате дей­ствий властей, громивших их по «идейным» соображениям.

Для возрождения памятников старины многое сделали реставра­торы. Например, иконописное творчество Андрея Рублева стало по-настоящему известно только в XX в., когда выдающийся искус­ствовед И. Э. Грабарь начал расчистку его икон от олифы и позд­них наслоений. Отреставрированные черные доски «засветились», как много столетий назад.

Истоки русского культурного развития.Культура всякого на­рода складывается из суммы ценностей, унаследованных от прошлых времен, собственного вклада современников, заимствований у других народов.

Культура Киевской Руси унаследовала культуру восточно-славян­ских племен, составивших ядро государства. Она испытала несо­мненное влияние кочевых народов Степи и особенно Византии, из которой на Русь пришло христианство. Через Византию Русь приоб­щилась к богатейшему наследию античности. Традиции Визан­тии — одной из наиболее развитых стран тогдашнего мира — опло­дотворили народную, основанную на языческом мировоззрении куль­туру Руси. Они были переработаны, преломлены на русской почве.

Во второй половине XII — начале XIII в. русская культура стала испытывать определенное влияние западно-европейской романской традиции.

Монголо-татарское завоевание резко изменило характер контак­тов и направление культурных связей Руси.

В культуре домонгольской Руси можно выделить три периода: культуру восточного славянства, культуру Киевской Руси, культуру


44


Глава 5. Культура Руси до монгольского нашествия


Глава 5. Культура Руси до монгольского нашествия


45


 


русских земель и княжеств периода раздробленности. Языческое ми­ровоззрение и народные в своей основе материальное и духовное производство — главные отличительные черты культуры восточного славянства в догосударственный периоди первые десятилетия Киев­ской Руси. Отличительной чертой культуры Киевской державы был синтез достижений восточного славянства и христианской культуры Византии. Этот период обычно называютвременем исторического монументализма в литературе и искусстве. С начала XII в. (в связи с раздробленностью) в рамках княжеств и земель начинают склады­ваться на базе культуры Киевской Руси культурно-художествен-ные школы как местные варианты культуры древнерусской народности.

Письменность. Просвещение. Кмоменту принятия христианства на Руси уже был собственный алфавит. Принятие христианства спо­собствовало дальнейшему развитию письменности, просвещения. И действительно, братья-миссионера из греческого г. Салоники Кирилл и Мефодий видели в 60-е гоIХ в. Евангелие, написанное славянскими буквами. На их долю выпала слава создателей нашей азбуки. Во второй половине IX в. Кирилл и Мефодий, как считают сейчас большинство специалистов, создали глаголический алфавит (глаголицу), который, в свою очередь, был вскоре переработан ими с использованием греческого письма, так появилась нынешняя азбука, кириллица, которой мы пользуемся до сих пор (была упрощена Петром I, затем в 1918 г.).

Основными центрами обучения грамотебыли школы при мона-стырях и церквах, где осваивали не только навыки чтения и письма, но и высшие науки того времени (богословие, грамматику, диалекти-ку, риторику и т. п.).

Сохранилось много свидетельств ораспространении грамотности среди жителей Древней Руси. О грамотности городского населения свидетельствуют ремесленные изделие, на которых имеются различ-ные надписи. Например, женщины подписывали пряслица — глиня-ные кольца, которые надевались на веретино. Сапожник вырезал на колодке имена своих заказчиков. Киевский гончар написал на амфо-ре: «Благодатнейшая полна корчага сия».

Огромное количество надписей (их называют граффити) обнару-жено на стенах древних соборов. Большинство из них начинается словами «Господи, помози» и далее следует текст просьбы. Иногда встречаются смешные надписи. «Якиме стояуспе»,— написал новго-родец о соседе, уснувшем в церкви, а Киевлянин, подшучивая над приятелем, вывел: «Кузьма-порося». Надпись на стене Софии Киевской, над саркофагом Ярослава Мудрого, помогла историкам узнать, что киевских князей величали царским титулом.

В 1951 г. археологи в Новгороде обнаружили берестяные грамо-ты. В настоящее время найдено более 700грамот — в Новгороде, Смоленске, Москве, Полоцке, Пскове и других городах. Каких толь-ко мыслей и чувств не доверяли люди бересте! Среди грамот можно


встретить и хозяйственное письмо («Земля готова, надобе семена. Пришли, осиодине, человека, а мы не смеем имать ржи без твоего слова»,— сообщал некий Михаил своему господину), и завещание («Во имя отца и сына и святого духа... се аз раб Божий Михаил пищу рукописание при своем животе»), и письмо, сообщающее о семейной трагедии («Поклон от Настасьи к господину, к моей братии. У меня Бориса в животе (в живых.— Авт.) нет...»), и любовное письмо («Ог Микиты к Ульянице. Пойди за мене, аз тобе хочю, а ты мене. А на то послух (свидетель.— Авт.) Игнат Моисеев») и т. д.

Об уровне распространения грамотности на Руси свидетельству-ют открытые при Ярославе Мудром школы в Киеве, где обучалось более 300 детей. В княжеских теремах Киева получила образование дочь Ярослава Мудрого Анна — одна из первых грамотных женщин, ставшая королевой Франции.

Литература, устное народное творчество. От домонгольского вре-мени до нас дошли около 150 книг. Древнейшая среди них — «Остро-мирово Евангелие». Оно было написано в 1056—1057 it. для новго-родского посадника Остромира, по имени которого и получило свое название. В то время писали на пергаменте (иначе его называли харатья, кожа, мех). Пергамент изготовляли, как правило, из специально выделанной телячьей кожи. Текст начинали писать с большой красной буквы — заставки (до сих пор сохранилось выражение «писать с красной строки»). Книги часто украшали рисунками, называемыми миниатюрами. Сшитые листы книги переплетали, закладывая между двумя досками, которые обтягивали кожей (отсюда выражение «прочесть от доски до доски»). Книги стоили дорого, поэтому их тщательно хранили, передавая как часть наследства.

Широкое распространение на Руси получила переводная литера-тура как религиозного, так и светского содержания. К последней от-носилась знаменитая «Александрия», рассказывавшая о подвигах и жизни Александра Македонского, а также «Повесть о разорении Иерусалима» Иосифа Флавия, византийские хроники и др.

Кроме переписки религиозных текстов и многочисленных перево-дов на древнерусский язык с греческого и латыни, создавались ори-гинальные сочинения древнерусских авторов. В отличие от европей-ских стран, где литературным языком была латынь, на Руси писали на родном языке. В Киевской Руси был создан целый ряд выдаю-щихся литературных произведений.

Среди жанров древнерусской литературы первое место занимает летопись. Историки выделяют несколько летописных сводов, которые предшествовали созданию самой знаменитой летописи Древней Руси — «Повести временных лет», составленной монахом Киево-Пе-черского монастыря Нестором в начале XII в.

В летописании периода раздробленности ведущей была идея пре-емственности и единения Русской земли со времен Киевской держа-вы. Летописцы русских княжеств начинали с «Повести временных


46


Глава 5. Культура Руси до монгольского нашествия


Глава 5. Культура Руси до монгольского нашествия


47


 


лет» и вели повествование до отделения своих земель от Киева. Затем шел рассказ о местных событиях. Летописи каждой из земель отличаются друг от друга: как героическая военная хроника воспринимается «Псковская летопись»; описанием княжеских усобиц наполнена летопись Галицко-Волынской земли («Ипатьевская летопись»); летопись Новгорода — это своеобразная городская хроника. Идея единой и сильной великокняжеской власти характерна для летописи Владимиро-Суздальской земли («Лаврентьевская летопись»).

Различные летописные сочинения обычно назывались либо по месту, где они хранились, либо по имени автора или ученого, их об-наружившего. Например, «Ипатьевская летопись» названа так пото-му, что обнаружена в одноименном монастыре под Костромой. «Лаврентьевская летопись» названа в честь монаха Лаврентия, который написал ее для суздальско-нижегородского князя.

Другим распространенным жанром древнерусской литературы стали жизнеописания русских святых.. Одними из самых знаменитых на Руси стали «жития» князей Бориса и Глеба, убитых братом Святополком в междоусобной борьбе в 1015 г. Среди публицистических сочинений одно из первых мест в древнерусской литературе занимает «Слово о законе и благодати» киевского митрополита Иллариона (40-е годы XI в.), основной идеей которого было равноправие Руси с другими христианскими народами и государствами, в том числе и с Византией.

Из наиболее известных сочинений того времени следует назвать «Поучение детям» Владимира Мономаха, «Слово» и «Моление» Да-ниила Заточника и др., донесшие до нас важнейшие проблемы, кото-рые волновали писателей того времени: призыв к единению против общих врагов, прославление веры и сильной княжеской власти, гор-дость за свой народ и страну. Самое выдающееся произведение пе-риода удельной раздробленности — бессмертное «Слово о полку Игореве», гордость нашей литературы.

Наряду с письменной литературой широкое развитие получило устное народное творчество, и прежде всего знаменитые былины, повествующие о героической борьбе народа против кочевников, о его созидательном труде.

Ремесло.Выдающееся развитие в те далекие времена получило ремесло. По подсчетам академика Б. А. Рыбакова, в древнерусских городах, число которых к моменту монгольского вторжения приближалось к 300, работали ремесленники более 60 специальностей. Из­вестно, например, что русские кузнецы делали замки, славившиеся в Западной Европе; эти замки состояли более чем из 40 деталей. Большим спросом пользовались самозатачивающиеся ножи, состоявшие из трех пластин металла, причем средняя пластина отличалась большей твердостью. Прославились также русские ремесленники, занимавшиеся литьем колоколов, ювелиры, стеклоделы. С середины X в. было широко развито производство кирпича, многоцветной керамики, предметов обработки дерева и кожи. Значительное развитие


получило производство оружия — кольчуг, колющих мечей, сабель. В XII—XIII вв. появились арбалеты и граненые стрелы к ним.

Архитектура.Сейчас мы знаем более 150 памятников архитекту-ры, дошедших до нас от домонгольского времени. Раскопки и иссле-дования показали, что до конца X в. на Руси не было монументаль-ного каменного зодчества. Постройки были деревянные или деревянно-земляные.

Одно из первых каменных сооружений, возведенное греческими мастерами в конце X в.,— это двадцатипятиглавая церковь в честь Богородицы в Киеве, называемая также Десятинной церковью. От этого сооружения до нас дошел лишь фундамент. Во время монголо-татарского нашествия захватчики подожгли храм и под его разва-линами были погребены последние защитники города.

В середине XI в., при Ярославе Мудром, был сооружен Софий-ский собор (1037), имевший 13 куполов. Тогда же были воздвигнуты Золотые ворота в Киеве. Этими постройками город как бы подчерк-нул свое желание не уступать по величию Константинополю. Вслед за строительством Софии в Киеве Софийские соборы были сооруже-ны в Новгороде и Полоцке, был возведен Спасский собор в Черни-гове и др. На территории Руси известно около 15 каменных храмов XI — начала XII в., близких по стилю.

Принципы строительства храмов были заимствованы из Византии. Храмы возводились из плоского кирпича размером 31u31 см и тол-щиной 2,5—4 см, который назывался плинфой. Тип храма, пришед-ший из Византии, называют крестово-купольным. Четыре, шесть или более столбов (столпов) в плане образовывали крест, над которым возвышался купол. Восточная часть здания имела выступы (апсиды) и называлась алтарной. Здесь совершалось таинство богослужения.

Алтарная часть невысокой перегородкой, украшенной богатыми тка-нями и иконами, отделялась от церковного зала, где находились верую-щие. Впоследствии количество икон в алтарной преграде увеличилось, ее место занял иконостас с 5—7 рядами икон. В западной части распо-лагался балкон — хоры, где во время богослужения находился князь с семьей и его приближенные. Хоры соединялись, как правило, перехо-дом с княжеским дворцом, куда можно было пройти, не выходя на улицу. Подняться на хоры можно было также по винтовой лестнице, находившейся в башне, специально для этого предназначенной.

В период раздробленности складывались различные архитектурно-художественные школы. Большинство храмов XII — начала XIII в. одноглавые. Мозаичные изображения уступали место фрескам. Различия в характере архитектуры в основном связаны со строительным материалом, используемым в той или иной земле. Например, в Киеве, Смоленске, Чернигове, Рязани по-прежнему строили из плинфы. В Новгороде наиболее распространенным строительным материалом был известняк. Он слоился, легко затирался раствором. Большинство новгородских и псковских памятников сооружены


48


Глава 5. Культура Руси до монгольского нашествия


Глава 5. Культура Руси до монгольского нашествия


49


 


Схема четырехстолпного крестово-купольного храма

1. Купол

2. Столпы

3. Алтарь

4. Хоры

5. Алтарная преграда

как бы из отдельных монументальных глыб, слепленных рукой чело-века. Наиболее известные памятники Новгорода — соборы Юрьева и Антоньева монастырей, церковь Спаса на Нередице.

В отличие от Новгорода и Киева во Владимиро-Суздальской и Галицко-Волынской Руси основным строительным материалом был камень. Он вырубался блоком размером 50u50u50см. Из камня воз-водилась стена из двух рядов блоков, промежуток между которыми заполнялся щебнем и заливался связующим раствором. Белый камень очень податлив в работе, сооружения из него обычно имели большое количество декоративных деталей и украшений. Характерные черты белокаменной архитектуры — изысканность, стройность, ясность, устремленность ввысь, богатый декор стен. Отличительной чертой этих сооружений является аркатурно-колончатый пояс, проходящий посередине здания.

К памятникам архитектуры Владимиро-Суздальской Руси отно-сятся сохранившиеся до наших дней, хотя порой и в перестроенном виде, Золотые ворота, Успенский и Дмитриевский соборы во Влади-мире; остатки дворца князя Андрея в Боголюбове — одного из не-многих гражданских (светских) каменных зданий, частично дошед-ших до нас от домонгольского времени; церковь Покрова на реке Нерли неподалеку от Боголюбова; соборы Переяславля-Залесского, Суздаля, Юрьева-Польского.

Живопись и скульптура.Внутри храма стены украшались фре-сками и мозаиками. Фреска — это живопись водяными красками по


сырой штукатурке. Фресковые изображения сыновей и дочерей Яро­слава Мудрого, бытовые сцены с изображением скоморохов, ряже­ных, охоты и т. п. сохранились в Софии Киевской. Мозаика — изо­бражение или узор, выполненный из кусочков камня, мрамора, кера­мики, смальты. В Древней Руси мозаичные изображения набирались из смальты — специального стекловидного материала. Мозаикой вы­полнена огромная фигура молящейся за человечество Богоматери Оранты в Софии Киевской.

Необходимым украшением храмов были иконы (от греч. eikon —изображение, образ). Иконы того времени, как правило, явля­лись принадлежностью храмов и были довольно большими по разме­ру. Так же как фрески и мозаики, первые на Руси иконы были напи­саны греческими мастерами. Самой почитаемой на Руси иконой было изображение Богоматери с младенцем на руках, выполненное неиз­вестным греческим живописцем на рубеже XI—XII вв. Эта икона по­лучила название Владимирской Богоматери и стала своеобразным символом Руси (в настоящее время она хранится в Третьяковской га­лерее). Художнику великолепно удалось передать сложную, противо­речивую гамму чувств молодой женщины-матери: радость материнст­ва, нежное любование своим ребенком и одновременно предчувствие мук, ожидающих ее дитя. Владимирская Божия Матерь — одно из со­вершеннейших произведений мирового искусства.

Значительных успехов в живописи добились и русские мастера. Нам известны имена русских иконописцев XI в.— Алимпий, Олисей, Георгий и др. С образованием самостоятельных княжеств-государств в живописи складывались местные художественные школы, отличав­шиеся друг от друга манерой исполнения и цветовой гаммой.

Монументальная скульптура языческих времен не получила зна­чительного развития, так как православная церковь видела в ней на­поминание о низвергнутых идолах и языческой вере. Зато широкое развитие получила резьба по дереву и камню, особенно в украшении стен храмов. Отдельные деревянные скульптурные изображения свя­тых носили случайный характер и преследовались православной цер­ковью. (Первые светские скульптурные памятники в России воздвиг­нуты лишь в XVIII в.)

Если развитие экономики, социально-политическая борьба позво­ляют судить об общем ходе исторического процесса, то уровень культуры наглядно показывает результат этого процесса. В этом пла­не взлет русской культуры в период раздробленности, когда на базе культуры Древней Руси складываются местные художественные шко­лы,— яркое свидетельство движения Руси по восходящей линии.

Одним из важнейших итогов развития Киевской Руси и кня­жеств-государств периода раздробленности, их культуры было склады­вание древнерусской народности. Для нее характерны единый язык, относительное политическое единство, общая территория, близость материальной и духовной культуры, общность исторических корней.


Глава 6







Последнее изменение этой страницы: 2017-02-08; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.228.21.186 (0.013 с.)