ТОП 10:

РАСЦВЕТ КИЕВСКОЙ РУСИ (КОНЕЦ X— ПЕРВАЯ ПОЛОВИНА XI в.)



Владимир I.После гибели Святослава великим киевским князем стал его старший сын Ярополк (972—980). Его брат Олег получил Древлянскую землю. Третий сын Святослава Владимир, родившийся от его рабыни Малуши, ключницы княгини Ольги (сестры Добры-ни), получил Новгород. В начавшейся через пять лет между братья­ми междоусобице Ярополк разбил древлянские дружины Олега. Сам Олег погиб в бою.

Владимир вместе с Добрыней бежал «за море», откуда через два года вернулся с наемной варяжской дружиной. Ярополк был убит. Владимир занял великокняжеский престол.


 


Глава 3. Государство Русь (IX — начало XII в.)


Расцвет Киевской Руси (конец X — первая половина XI в.)


29


 


При Владимире I (980—1015) все земли восточных славян объ­единились в составе Киевской Руси. Окончательно были присоедине­ны вятичи, земли по обе стороны Карпат, червленские города. Про­исходило дальнейшее укрепление государственного аппарата. Княже­ские сыновья и старшие дружинники получили в управление крупнейшие центры. Была решена одна из важнейших задач того времени: обеспечение защиты русских земель от набегов многочис­ленных печенежских племен. Для этого по рекам Десне, Осетру, Суле, Стугне был сооружен ряд крепостей. Видимо, здесь, на грани­це со степью, находились «заставы богатырские», защищавшие Русь от набегов, где стояли за родную землю легендарный Илья Муромец и другие былинные богатыри.

Принятие христианства.В 988 г., при Владимире I, в качестве государственной религии было принято христианство. Христианство, как повествует летописец, было распространено на Руси издревле. Его проповедовал еще апостол Андрей Первозванный — один из учеников Христа. В начале нашей эры апостол Андрей — старший брат апостола Петра — отправился в Скифию. Как свидетельствует «Повесть временных лет», апостол Андрей поднялся до среднего те­чения Днепра, установил на киевских холмах крест и предсказал, что Киев будет «матерью городов русских». Дальнейший путь апо­стола лежал через Новгород, где, по словам летописца, его привела в изумление русская баня, на Балтику и далее вокруг Европы в Рим. Рассказы о последующих крещениях отдельных групп населения Руси (во время Аскольда и Дира, Кирилла и Мефодия, княгини Оль­ги и др.) показывают, что христианство постепенно входило в жизнь древнерусского общества.

Крещение Владимира и его приближенных было совершено в г. Корсуни (Херсонесе) — центре византийских владений в Крыму (Херсонес располагается в черте нынешнего Севастополя). Ему пред­шествовало участие киевской дружины в борьбе византийского им­ператора Василия II с мятежом полководца Варды Фоки. Император победил, но не выполнил своего обязательства — отдать за Владими­ра свою сестру Анну. Тогда Владимир осадил Корсунь и принудил византийскую царевну выйти замуж в обмен на крещение «варвара», которого давно привлекала греческая вера.

Владимир, крестившись сам, крестил своих бояр, а затем и весь народ. Распространение христианства зачастую встречало сопротив­ление населения, почитавшего своих языческих богов. Христианство утверждалось медленно. На окраинных землях Киевской Руси оно установилось много позднее, чем в Киеве и Новгороде.

Принятие христианства имело большое значение для дальнейше­го развития Руси. Христианство с его идеей вечности человеческой жизни (бренная земная жизнь предшествует вечному пребыванию


раю или аду души человека после его смерти) утверждало идею авенства людей перед Богом. По новой религии путь в рай открыт как богатому вельможе, так и простолюдину в зависимости от чест­ного исполнения ими своих обязанностей на земле.

«Божий слуга» — государь был, по византийским традициям, и справедливым судьей во внутригосударственных делах, и доблест­ным защитником границ державы. Принятие христианства укрепляло государственную власть и территориальное единство Киевской Руси. Оно имело большое международное значение, заключавшееся в том, что Русь, отвергнув «примитивное» язычество, становилась теперь равной другим христианским странам, связи с которыми значительно расширились. Наконец, принятие христианства сыграло большую роль в развитии русской культуры, испытавшей на себе влияние ви­зантийской, через нее и античной культуры.

Во главе Русской православной церкви был поставлен митропо­лит, назначаемый константинопольским патриархом; отдельные об­ласти Руси возглавляли епископы, которым подчинялись священники в городах и селах.

Все население страны было обязано платить налог в пользу церкви — «десятину» (термин происходит от размеров налога, со­ставлявшего на первых порах десятую часть дохода населения). Впо­следствии размер этого налога изменился, а его название осталось прежним. Митрополичья кафедра, епископы, монастыри (первый из них Киево-Печерский, основанный в первой половине XI в., получил название от пещер — печер, в которых первоначально селились мо­нахи) вскоре превратились в крупнейших земельных собственников, оказавших огромное влияние на ход исторического развития страны. В домонгольские времена на Руси было до 80 монастырей. В руках церкви был суд, ведавший делами об антирелигиозных преступлени­ях, нарушениях нравственных и семейных норм.

Принятие христианства в православной традиции стало одним из определяющих факторов нашего дальнейшего исторического разви­тия. Владимир был канонизирован церковью как святой и за заслуги в крещении Руси именуется равноапостольным.

Ярослав Мудрый.Двенадцать сыновей Владимира I от несколь­ких браков управляли крупнейшими волостями Руси. После его смерти киевский престол перешел к старшему в роду Святополку (1015—1019). Во вспыхнувшей междоусобице по приказу нового ве­ликого князя безвинно были убиты братья — любимец Владимира и его дружины Борис Ростовский и Глеб Муромский. Борис и Глеб были причислены русской церковью к лику святых. Святополк за свое прес-тупление получил прозвище Окаянный.

Против Святополка I Окаянного выступил его брат Ярослав, кня­живший в Новгороде Великом. Незадолго до смерти отца Ярослав


30______________________________________ Глава 3. Государство Русь (IX — начало XII в)

сделал попытку не подчиниться Киеву, что говорит о появлении тенденций к дроблению государства. Опираясь на помощь новгород­цев и варягов, Ярослав в жесточайшей усобице сумел изгнать «Свя-тошку Окаянного» — зятя польского короля Болеслава Храбро­го — из Киева в Польшу, где Святополк пропал без вести.

При Ярославе Мудром (1019—1054) Киевская Русь достигла наи­высшего могущества. Ему, так же как и Владимиру I, удалось обезо­пасить Русь от печенежских набегов. В 1030 г., после успешного по­хода на прибалтийскую чудь, Ярослав основал неподалеку от Чуд­ского озера г. Юрьев (ныне г. Тарту в Эстонии), утвердив русские позиции в Прибалтике. После смерти брата Мстислава Тмутаракан-ского в 103s6 г., владевшего с 1024 г. землями к востоку от Днепра, Ярослав окончательно стал единодержавным князем Киевской Руси.

При Ярославе Мудром Киев превратился в один из крупнейших городов Европы, соперничавший с Константинополем. По дошедшим свидетельствам, в городе было около 400 церквей и 8 рынков. По преданию, в 1037 г. на месте, где Ярослав годом ранее разбил пече­негов, был возведен Софийский собор — храм, посвященный мудро­сти, божественному разуму, правящему миром. Тогда же, при Яро­славе, в Киеве были сооружены Золотые ворота — парадный въезд в столицу Древней Руси. Широко велись работы по переписке и пе­реводу книг на русский язык, обучению грамоте.

Рост силы и авторитета Руси позволили Ярославу впервые назна­чить киевским митрополитом государственного деятеля и писателя Ил­лариона— русского по происхождению. Сам князь назывался, подобно византийским правителям, царем, о чем свидетельствует надпись XI в. на стене Софийского собора. Над саркофагом, выполненным из целого куска мрамора, в котором похоронен Ярослав, можно прочесть торже­ственную запись «об успении (смерти.—Авт.) царя нашего».

При Ярославе Мудром Русь достигла широкого международного признания. С семьей киевского князя стремились породниться крупней­шие королевские дворы Европы. Сам Ярослав был женат на шведской принцессе. Его дочери были замужем за французским, венгерским и норвежским королями. Польский король женился на сестре великого князя, а внучка Ярослава вышла замуж за германского императора. Сын Ярослава Всеволод женился на дочери византийского императора Константина Мономаха. Отсюда прозвище, которое получил сын Все­волода Владимир,— Мономах. Митрополит Илларион справедливо пи­сал о киевских князьях: «Не в плохой стране были они владыками, но в русской, которая ведома и слышима во всех концах земли».

Социально-экономический строй Киевской Руси.Земля была в те времена главным богатством, основным средством производства.

Распространенной формой организации производства стала фео­дальная вотчина, или отчина, т. е. отцовское владение, передавав-


 

31

Расцвет Киевской Руси (конец X — первая половина XI в.)

шееся от отца к сыну по наследству. Владельцем вотчины был князь

или боярин. В Киевской Руси наряду с княжескими и боярскими вотчинами было значительное число крестьян-общинников, еще не подвластных частным феодалам. Такие независимые от бояр кресть­янские общины платили дань в пользу государства великому князю.

Все свободное население Киевской Руси носило название «люди». Отсюда термин, означающий сбор дани,— «полюдье». Основная масса сельского населения, зависимого от князя, называлась смердами. Они могли жить как в крестьянских общинах, которые несли повинности в пользу государства, так и в вотчинах. Те смерды, которые жили в вотчинах, находились в более тяжелой форме зависимости и теряли личную свободу. Одним из путей закабаления свободного населения было закупничество. Разорившиеся или обедневшие крестьяне брали у феодалов в долг «купу» — часть урожая, скота, деньги. Отсюда на­звание этой категории населения — «закупы». Закуп должен был ра­ботать на своего кредитора и подчиняться ему, пока не вернет долг.

Кроме смердов и закупов в княжеской и боярской вотчине были рабы, называемые холопами или челядью, которые пополнялись и из числа пленников, и из числа разорившихся соплеменников. Рабовла­дельческий уклад, как и пережитки первобытного строя, имели до­вольно широкое распространение в Киевской Руси. Однако господ­ствующей системой производственных отношений был феодализм.

Процесс экономической жизни Киевской Руси слабо отражен в исторических источниках. Очевидны отличия феодального строя Руси от «классических» западно-европейских образцов. Они заключа­ются в огромной роли государственного сектора в экономике стра­ны— наличии значительного числа свободных крестьянских общин, находившихся в феодальной зависимости от великокняжеской вла­сти.

Как уже отмечалось выше, в экономике Древней Руси феодаль­ный уклад существовал наряду с рабством и первобытно-патриар­хальными отношениями. Ряд историков называет государство Русь страной с многоукладной, переходной экономикой. Они подчеркива­ют раннеклассовый, близкий к варварским государствам Европы ха­рактер Киевской державы.

«Русская Правда».Традиция связывает составление «Русской Правды» с именем Ярослава Мудрого. Это сложный юридический памятник, опиравшийся на нормы обычного права (неписаных пра-вил, сложившихся в результате неоднократного, традиционного их применения) и на прежнее законодательство. Для того времени важ-нейшим признаком силы документа были узаконенный прецедент ссылка на древность. Хотя «Русская Правда» приписывается Яро­славу Мудрому, многие ее статьи и разделы были приняты позже,

уже после его смерти. Ярославу принадлежат только первые 17 ста


32 Глава 3. Государство Русь (IX — начало XII в

тей «Русской Правды» («Древнейшая Правда» или «Правда Яросда. ва»).

«Правда Ярослава» ограничивала кровную месть кругом ближай-ших родственников. Это говорит о том, что нормы первобытного строя существовали при Ярославе Мудром уже как пережитки. Зако-ны Ярослава разбирали споры между свободными людьми, прежде всего в среде княжеской дружины. Новгородские мужи стали поль-зоваться такими же правами, как и киевские.

Народные восстания в 6070-х гг. XI в.Массовые народные выступления прокатились по Киевской Руси в 1068—1072 гг. Наиболее мощным было восстание в Киеве в 1068 г. Оно вспыхнуло в ре-зультате поражения, которое потерпели сыновья Ярослава (Ярослави-чи) — Изяслав, Святослав и Всеволод — от половцев.

В Киеве на Подоле, в ремесленной части города, состоялось вече. Киевляне обратились с просьбой к князьям выдать оружие, чтобы снова сразиться с половцами. Ярославичи отказались выдать оружие, боясь, что народ направит его против них. Тогда народ раз­громил дворы богатых бояр. Великий князь Изяслав бежал в Польшу и только с помощью польских феодалов вернулся на киевский престол в 1069 г. Массовые народные выступления произошли в Новгороде, в Ростово-Суздальской земле.

«Правда Ярославичей».Восстания конца 60-х — начала 70-х годов XI в. потребовали от князей и бояр энергичных действий. Русская Правда» была дополнена рядом статей, получивших название «Правда Ярославичей» (в отличие от первой части кодекса — «Правда Ярослава»). Смысл дополнений — защитить имущество феодала и его вотчину. Из «Правды Ярославичей» мы узнаем об устройстве вотчины. Центром ее был княжеский или боярский двор. На нем располагались хоромы князя или боярина, дома его приближенных, конюшни, скотный двор. Во главе управления вотчиной стоял княжеский дворецкий— огнищанин (от слова «огнище» — дом). Кроме него существовал княжеский подъездной, назначаемый для сбора налогов.

Богатство вотчины составляла земля, поэтому княжеская межа охранялась чрезвычайно высоким штрафом. На этой земле работали зависимые смерды и рабы (холопы, челядь). Руководили работами ратайные (полевые) старосты, которым подчинялись рабы, и сельские старосты, следившие за выполнением работ смердами. В вотчине имелись также ремесленники и ремесленницы.

«Правда Ярославичей» отменила кровную месть и усилила разни-цу в плате за убийство различных категорий населения, отразив за-боту государства о защите собственности, жизни и имущества фео-далов. Самый большой штраф платили за убийство старших дружин-ников, огнищан, княжеских подъездных, жизнь которых оценивалась в 80 гривен. Жизнь свободного населения — людей (мужей) — оце-


Переход к удельной раздробленности (вторая половина XI — начало XII в.) 33

нивалась в 40 гривен; жизнь сельских и ратайных старост, а также ремесленников — в 12 гривен; жизнь смердов, живших в вотчинах, ирабов — в 5 гривен.







Последнее изменение этой страницы: 2017-02-08; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.231.21.123 (0.007 с.)