Физиологические основы внимания. Характеристика 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Физиологические основы внимания. Характеристика



ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВНИМАНИЯ. ХАРАКТЕРИСТИКА

СВОЙСТВ ВНИМАНИЯ (УСТОЙЧИВОСТЬ, КОНЦЕНТРАЦИЯ,

РАСПРЕДЕЛЕНИЕ, ОБЪЕМ, ПЕРЕКЛЮЧЕНИЕ)

Контрольная работа

студента

Кузьминых Елены Николаевны

курс – 1

группа: «ДЗ»

специальность:

44.02.01 Дошкольное образование

 

Научный руководитель:

Москвичева М.Г., преподаватель

Психологии

 

Дата:________________________

Оценка:_____________________

Руководитель:________________

 

 

Оршанка


Содержание

1. Введение……………………………………………………………...3

2. Физиологические основы внимания……………………………......3

3. Характеристика свойств внимания…………………………………4

3.1. Устойчивость………………………………………………………4

3.2. Концентрация……………………………………………………...4

3.3. Колебание………………………………………………………….5

3.4. Распределение……………………………………………………..5

3.5. Объем………………………………………………………………6

3.6. Переключение……………………………………………………..6

4. Список используемых источников………………………………...7

 

 

Введение

Внимание не является самостоятельным познавательным процессом, так как оно само по себе ничего не отражает и как отдельно взятое психическое явление не существует. Вместе с тем внимание является одним из важнейших компонентов познавательной деятельности человека, так как оно, возникая на основе познавательных процессов, организует и регулирует их функционирование. Поскольку познавательная деятельность осуществляется сознательно, то внимание выполняет одну из функций сознания.

Внимание – это особое состояние сознания, благодаря которому субъект направляет и сосредотачивает познавательные процессы для более полного и четкого отражения действительности. Внимание связано со всеми сенсорными и интеллектуальными процессами. Наиболее заметно эта связь проявляется в ощущениях и восприятиях [2].

Ниже приведены примеры рисунков. Если не прилагать особых усилий, видно, что картинки начинают с периодичностью меняться. К примеру, на первом рисунке мы видим то силуэты двух лиц, то горящую свечу. На втором - лицо молодого человека, переходящее в дерево. А на третьем молодую девушку в колье на шее, которое также изображает рот старухи. Так появляется непроизвольная переключаемость внимания.

Теперь попробуем как можно дольше удерживать взгляд, к примеру, на изображении молодой девушки. Без достаточной практики это вызовет напряжение.

1 2 3

1) http://thelib.ru/books/00/15/22/00152241/i_005.jpg

2) http://media.npr.org/assets/blogs/planetmoney/images/2010/03/illusion-2c28d6221619dda71c0652348d79d17bfd3d2d04-s6-c30.jpg

3) http://shkolnie.ru/pshologiya/105919/index.html

 

Характеристика свойств внимания

Внимание обладает рядом свойств, которые характеризуют его как самостоя­тельный психический процесс. К основным свойствам внимания относятся устой­чивость, концентрация, распределение, переключение, колебание и объем внимания.

Устойчивость

Устойчивость заключается в способности определенное время сосредоточи­ваться на одном и том же объекте. Это свойство внимания может определяться периферическими и центральными факторами.

В настоящее время доказано, что наиболее суще­ственным условием устойчивости внимания является возможность раскрыть в предмете, на котором оно сосре­доточено, новые стороны и связи. Когда поставленная задача требует от нас сосредоточенности на каком-либо предмете, и мы раскрываем в нем новые аспекты в их вза­имосвязях и взаимопереходах, внимание может очень длительное время оставаться устойчивым. В тех случа­ях, когда содержание предмета не дает возможности для дальнейшего его изучения, мы легко отвлекаемся, наше внимание колеблется. Другими словами, для поддержания внимания к какому-либо предмету необходимо, чтобы восприятие предмета развивалось и обнаруживало перед нами новое содержание.

Если бы внимание при всех условиях было неустойчивым, более или менее эффективная умственная работа была бы невозможна. Оказывается, что само включение умственной деятельности, раскрывающей в предмете новые стороны и связи, изменяет закономерности этого процесса и создает условия для устойчиво­сти внимания. Кроме того, устойчивость внимания зависит от целого ряда других условий. К их числу относятся степень трудности материала и знакомства с ним, его понятность, отношение к нему со стороны субъекта, а также индивидуальные особенности личности (1, с.462)

Концентрация

Концентрация внимания – способность удерживать внимание на одном и том же объекте. Психология внимания говорит о том, что концентрация является одним из его базовых свойств, и во многом определяет уровень работоспособности и успешности решения различных задач.

Многие процессы требуют от нас постоянной сосредоточенности, но ее крайне сложно поддерживать, ведь это требует серьезного психического напряжения и быстро приводит к утомлению. Более того, существуют специфические нарушения концентрации внимания, которые делают ее крайне затруднительной и практически невозможной.

Колебание

Колебание внимания – это такое периодическое ослабление с последующим его усилением (как волна). Происходит это с периодичностью приблизительно 8 секунд. Это физиологический процесс и управлять им невозможно[5]!

Экспериментальные исследова­ния показали, что внимание подвержено периодическим непроизвольным колеба­ниям. Периоды таких колебаний, по Н. Н. Ланге, равны обычно двум-трем секун­дам, доходя максимум до 12 секунд. Если прислушиваться к тиканью часов и пы­таться сосредоточиться на нем, то оно будет то слышно, то не слышно. Иной характер носят колебания нашего внимания при наблюдении более сложных фи­гур, — в них попеременно то одна, то другая часть будет выступать как фигура. Такой эффект, например, дает изображение усеченной пирамиды: если присмат­риваться к ней в течение некоторого времени, то она будет поочередно казаться то выпуклой, то вогнутой (рисунок ниже) (1, с.462).

 

Распределение

Под распределением внимания понимают способность человека выполнять несколько видов деятельности одновременно. Хрестоматийным примером служат феноменальные способности Юлия Цезаря, который, согласно преданию, мог одновременно делать семь не связанных между собой дел. Известно также, что Наполеон мог одновременно диктовать своим секретарям семь важных диплома­тических документов. Но, как показывает жизненная практика, человек способен выполнять только один вид сознательной психической деятельности, а субъектив­ное ощущение одновременности выполнения нескольких возникает вследствие быстрого последовательного переключения с одного вида деятельности на дру­гой. Еще В. Вундт доказал, что человек не может сосредоточиваться на двух одно­временно предъявляемых раздражителях. Однако иногда человек действительно способен выполнять одновременно два вида деятельности. На самом деле в таких случаях один из видов выполняемой деятельности должен быть полностью авто­матизирован и не требовать внимания. Если же это условие не соблюдается, со­вмещение деятельности невозможно.

Исследование распределения внимания имеет большое практическое значение. Для этой цели используются так называемые таблицы Шульте (красно-черные таблицы). На этих таблицах изображены два ряда беспорядочно разбросанных красных и черных цифр. Испытуемый должен называть по порядку ряды цифр, чередуя каждый раз красную и черную цифру. Иногда эксперимент усложняют: красные цифры надо назвать в прямом порядке, а черные — в обратном.

Объем

Под объемом внимания понимает­ся количество объектов, которые мы можем охватить с достаточной ясностью од­новременно. Известно, что человек не может одновременно думать о разных ве­щах и выполнять разнообразные работы. Это ограничение вынуждает дробить поступающую извне информацию на части, не превышающие возможности обра­батывающей системы. Важной и определяющей особенностью объема внимания является то, что он практически не меняется при обучении и тренировке.

Исследование объема внимания обычно производится путем анализа числа од­новременно предъявляемых элементов (чисел, букв и т. п.), которые могут быть с ясностью восприняты субъектом. Для этих целей используется тахистоскоп — прибор, позволяющий предъявить определенное число раздражителей так быст­ро, чтобы испытуемый не мог перевести глаза с одного объекта на другой. Это по­зволяет измерить число объектов, доступных для одновременного опознания. Обычно тахистоскоп состоит из окошечка, отделенного от рассматриваемого объекта падающим экраном, прорезь которого может произвольно изменяться так, что рассматриваемый объект появляется в ней на очень короткий промежуток вре­мени (от 10 до 50-100 мс). Показателем объема внимания является количество ясно воспринимаемых предметов. Объем внимания — величина индивидуально изменяющаяся, но обычно его показатель у людей равен 5±2.

Следует отметить, что понятие объема внимания очень близко к понятию объе­ма восприятия, а широко применяемые в литературе понятия поля ясного внима­ния и поля неясного внимания очень близки к понятиям центра и периферии зри­тельного восприятия. Количество находящихся в поле нашего внимания связан­ных между собой элементов может быть намного больше, если эти элементы объединены в осмысленное целое. Объем внимания является изменчивой величи­ной, зависящей от того, насколько связано между собой содержание, на котором сосредоточивается внимание, и от умения осмысленно связывать и структуриро­вать материал. Последнее обстоятельство необходимо учитывать в педагогической практике, систематизируя предъявляемый материал таким образом, чтобы не пе­регружать объем внимания учащихся.

 

Переключение

Переключение означает созна­тельное и осмысленное перемещение внимания с одного объекта на другой. В це­лом переключаемость внимания означает способность быстро ориентироваться в сложной изменяющейся ситуации. Легкость переключения внимания неодина­кова у разных людей и зависит от целого ряда условий (прежде всего от соотноше­ния между предшествующей и последующей деятельностью и отношения субъек­та к каждой из них). Чем интереснее деятельность, тем легче на нее переключиться. При этом следует отметить, что переключаемость внимания принадлежит к числу хорошо тренируемых качеств (1, с.463-465).

ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВНИМАНИЯ. ХАРАКТЕРИСТИКА



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-08; просмотров: 406; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.226.226.30 (0.021 с.)