Наказания, состоящие в лишении или ограничении свободы 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Наказания, состоящие в лишении или ограничении свободы



Ограничение свободы назначается только в качестве основного наказа­ния и заключается в содержании осужденного, достигшего к моменту вынесения приговора 18-летнего возраста, в специальном учреждении без изоляпии от общества в условиях осуществления за ним надзора (ст. 53 УК). Ограничение свободы назначается судом либо по приговору, либо в порядке замены им наказания в виде штрафа за злостное уклоне­ние от его уплаты (ч. 3 ст. 49 УК), исправительных работ за злостное ук­лонение от их отбывания (ч. 3 ст. 50 УК), при замене неотбытой части лишения свободы более мягким видом наказания (ст. 80 УК).

Ограничение свободы назначается: а) лицам, осужденным за совер­шение умышленных преступлений и не имеющим судимости, — на срок от одного года до трех лет; б) лицам, осужденным за преступления, со­вершенные по неосторожности, — на срок от одного года до пяти лет. В случае замены обязательных работ или исправительных работ ограни­чением свободы оно может быть назначено на срок менее одного года.

Рассматриваемое наказание не назначается лицам, признанным ин­валидами первой или второй группы, беременным женщинам, женщи­нам, имеющим детей в возрасте до четырнадцати лет, женщинам, достиг­шим пятидесятипятилетнего возраста, мужчинам, достигшим шестиде­сятилетнего возраста, а такие военнослужащим, проходящим военную службу по призыву (ч. 5 ст. 53 УК).

Осужденные к ограничению свободы отбывают наказание в исправи­тельных центрах, как правило, в пределах территории субъекта РФ, в ко­тором они проживали или были осуждены. В исправительных центрах действуют Правила внутреннего распорядка исправительных центров, утверждаемые Министерством юстиции РФ по согласованию с Гене­ральной прокуратурой РФ. Осужденные к ограничению свободы нахо­дятся под надзором и обязаны: а) выполнять Правила внутреннего рас­порядка исправительных центров; б) работать там, куда они направлены администрацией исправительного центра; в) постоянно находиться в пределах исправительного центра, не покидать его без разрешения ад-


§ 3. Наказания, состоящие в лишении или ограничении свободы 199

министрации; г) проживать, как правило, в специально предназначен­ных для осужденных общежитиях и не покидать их в ночное время без разрешения администрации исправительного центра; д) участвовать без оплаты труда в работах по благоустройству зданий и территории испра­вительного центра в порядке очередности, как правило, в нерабочее вре­мя продолжительностью не более двух часов в неделю; ё) постоянно иметь при себе документ установленного образца, удостоверяющий лич­ность осужденного.

В случае злостного уклонения от отбывания наказания лицом, осуж­денным к ограничению свободы, оно заменяется лишением свободы на срок ограничения свободы, назначенного приговором суда. При этом время отбытия ограничения свободы засчитывается в срок лишения сво­боды из расчета один день лишения свободы за один день ограничения свободы (ч. 4 ст. 53 УК). Согласно ст. 58 УИК злостным уклонением от отбывания ограничения свободы являются самовольные без уважитель­ных причин оставление осужденным территории исправительного цен­тра, невозвращение или несвоевременное возвращение к месту отбыва­ния наказания, а также оставление места работы или места жительства на срок свыше 24 часов.

Арест в соответствии со ст. 54 УК заключается в содержании осуж­денного в условиях строгой изоляции от общества. Арест относится к ос­новным видам наказания и устанавливается на срок от одного до шести месяцев. В случае замены обязательных работ или исправительных работ арестом он может быть назначен на срок менее одного месяца. Осужден­ные к аресту отбывают наказание по месту осуждения в арестных домах. На осужденных к аресту распространяются условия содержания, уста­новленные УИК для осужденных к лишению свободы, отбывающих на­казание в условиях общего режима в тюрьме. Осужденным не предостав­ляются свидания, за исключением свиданий с адвокатами и иным лица­ми, имеющими право на оказание юридической помощи; не разрешается получение посылок, передач и бандеролей, за исключением содержа­щих предметы первой необходимости и одежду по сезону. Общее обра­зование, профессиональное образование и профессиональная подго­товка осужденных не осуществляются, передвижение без конвоя не раз­решается.

Арест не назначается лицам, не достигшим к моменту вынесения су­дом приговора 16-летнего возраста, а также беременным женщинам и женщинам, имеющим детей в возрасте до 14 лет. Военнослужащие от­бывают арест на гауптвахте.

Содержание в дисциплинарной воинской части назначается военнослу­жащим, проходящим военную службу по призыву, а также военнослужа­щим, проходящим военную службу по контракту на должностях рядово­го и сержантского состава, если они на момент вынесения судом приго­вора не отслужили установленного законом срока службы по призыву (ч. 1 ст. 55 УК).

Содержание в дисциплинарной воинской части устанавливается на срок от трех месяцев до двух лет в случаях, предусмотренных соответст­вующими статьями Особенной части УК за совершение преступлений против военной службы, а также в случаях, когда характер преступления


 

 

Глава 14. Система и виды наказаний

и личность виновного свидетельствуют о возможности замены лишения свободы на срок от двух месяцев до двух лет, назначенного за другие пре­ступления, содержанием осужденного в дисциплинарной воинской части на тот же срок. Военнослужащие, осужденные к содержанию в дисцип­линарной воинской части, отбывают наказание в отдельных дисципли­нарных батальонах или отдельных дисциплинарных ротах. В период от­бывания содержания в дисциплинарной воинской части все осужденные военнослужащие независимо от их воинского звания и ранее занимае­мой должности находятся на положении солдат (матросов) и носят еди­ные установленные для данной дисциплинарной воинской части форму одежды и знаки различия.

Время пребывания осужденного военнослужащего в дисциплинар­ной воинской части в общий срок военной службы не засчитывается. Осужденным военнослужащим, овладевшим воинской специальностью, знающим и точно выполняющим требования воинских уставов и безу­пречно несущим службу, освобождаемым из дисциплинарной воинской части после истечения срока их призыва, время пребывания в дисципли­нарной воинской части может быть зачтено в общий срок военной служ­бы (ст. 171 УИК).

При содержании в дисциплинарной воинской части вместо лишения свободы срок содержания в дисциплинарной воинской части определя­ется из расчета один день лишения свободы за один день содержания в дисциплинарной воинской части.

Лишение свободы на определенный срок является основным наказанием и применяется в тех случаях, когда исходя из характера и степени обще­ственной опасности совершенного преступления и личности виновного для достижения цели исправления необходима его изоляция от общест­ва. В соответствии со ст. 56 УК лишение свободы заключается в изоля­ции осужденного от общества путем направления его в колонию-поселение, помещения в воспитательную колонию, лечебное исправи­тельное учреждение, исправительную колонию общего, строгого или особого режима либо в тюрьму.

Лишению свободы присущи следующие признаки: а) принудительная изоляция осужденного от общества в специальных учреждениях на опре­деленный срок; б) возложение на осужденного иных правоограничений, изменяющих его правовой статус; в) применение к осужденному испра­вительно-трудового воздействия с целью его исправления.

Помещение в исправительное учреждение на срок, указанный в при­говоре суда, сопряжено с физической и частично с духовной изоляцией осужденного от общества. Он лишается свободы передвижения, ограни­чивается в распоряжении своим временем, в общении с родственниками, близкими людьми и т. д. Особая форма изоляции характеризует лишение свободы как одно из наиболее строгих наказаний. Поэтому оно должно применяться судом за совершение преступлений, представляющих зна­чительную общественную опасность, когда исправление осужденного путем применения других видов наказания невозможно.

Помимо изоляции, лишение свободы влечет иные установленные за­коном для осужденного правоограничения, изменяющие его правовое положение (статус). Эти правоограничения проявляются, в частности,


§ 3. Наказания, состоящие в лишении или ограничении свободы 201

в ограничении возможности выбора вида трудовой деятельности, свида­ний с родными и близкими, регламентации времени работы и отдыха и т. п.

Наказание в виде лишения свободы предполагает также исправи­тельно-трудовое воздействие на осужденного, осуществляемое посредст­вом содержания его в условиях определенного режима, привлечения к труду и проведения с ним систематической воспитательной работы.

Важным признаком лишения свободы является срок, на который осужденный помешается в исправительное учреждение. Согласно ст. 56 УК лишение свободы устанавливается на срок от двух месяцев до двадца­ти лет. В случае частичного или полного сложения сроков лишения сво­боды при назначении наказаний по совокупности преступлений макси­мальный срок лишения свободы не может быть более двадцати пяти лет, а по совокупности приговоров — более тридцати лет.

Лишение свободы отбывается осужденными в различных видах ис­правительных учреждений, которые определяются судом в приговоре. В соответствии со ст. 58 УК отбывание лишения свободы назначается:

а) лицам, осужденным за преступления, совершенные по неосторожно­
сти, а также лицам, осужденным к лишению свободы за совершение
умышленных преступлений небольшой и средней тяжести, ранее не
отбывавшим лишение свободы, — в колониях-поселениях. С учетом об­
стоятельств совершения преступления и личности виновного суд мо­
жет назначить указанным лицам отбывание наказания в исправитель­
ных колониях общего режима
с указанием мотивов принятого решения;

б) мужчинам, осужденным к лишению свободы за совершение тяжких
преступлений, ранее не отбывавшим лишение свободы, а также женщи­
нам, осужденным к лишению свободы за совершение тяжких и особо
тяжких преступлений, в том числе при любом виде рецидива, — в испра­
вительных колониях общего режима;
в) мужчинам, осужденным к лише­
нию свободы за совершение особо тяжких преступлений, ранее не отбы-

I вавшим наказание в виде лишения свободы, а также при рецидиве или опасном рецидиве преступлений, если осужденный ранее отбывал нака­зание в виде лишения свободы, - в исправительных колониях строгого ре­жима; г) мужчинам, осужденным к пожизненному лишению свободы, а также при особо опасном рецидиве преступлений — в исправительных колониях особого режима.

Мужчинам, осужденным к лишению свободы за совершение особо тяжких преступлений на срок свыше пяти лет, а также при особо опас­ном рецидиве преступлений отбывание части срока наказания может быть назначено в тюрьме, при этом суд засчитывает время содержания осужденного под стражей до вступления в законную силу обвинительно­го приговора в срок отбывания наказания в тюрьме.

Изменение вида исправительного учреждения, назначенного приго­вором, производится судом в соответствии с уголовно-исполнительным законодательством Российской Федерации.

Лица, осужденные к лишению свободы, которым на момент вынесе­ния приговора не исполнилось 18 лет, в соответствии со ст. 56 УК поме­щаются в воспитательные колонии.



Глава 14. Системам виды наказаний


§ 4. Смертная казнь



 


Устанавливая различные виды лишения свободы, закон исходит из необходимости раздельного содержания осужденных в зависимости от характера и степени общественной опасности совершенного преступле­ния и данных об их личности. В учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, предусмотрено раздельное содержание лиц, со­вершивших умышленные и неосторожные преступления (за исключени­ем колони й-поселений); впервые осужденных к лишению свободы и ра­нее отбывавших это наказание; мужчин и женщин (за исключением колоний-поселений); несовершеннолетних и взрослых и т. д. Раздель­ное содержание осужденных в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, преследует цель исключить отрицательное влияние взрослых преступников на несовершеннолетних; преступников, имеющих судимость, — на лиц, осужденных к лишению свободы впер­вые; лиц, осужденных за особо тяжкие преступления, — на лиц, совер­шивших менее тяжкие преступления.

Пожизненное лишение свободы относится к основному виду наказания и в соответствии со ст. 57 УК устанавливается только как альтернатива смертной казни за совершение особо тяжких преступлений, посягающих на жизнь. Пожизненное лишение свободы может назначаться только в тех случаях, когда суд смертную казнь сочтет чрезмерно строгим, а ли­шение свободы на определенный срок - чрезмерно мягким наказанием.

Пожизненное лишение свободы не назначается женщинам, а также лицам, совершившим преступление в возрасте до 18 лет, и мужчинам, достигшим к моменту вынесения приговора 65-летнего возраста.

Осужденные к пожизненному лишению свободы отбывают наказа­ние в исправительных колониях особого режима для осужденных, отбы­вающих пожизненное лишение свободы. Условия отбывания наказания в таких колониях значительно строже (ст. 327 УИК), чем в других коло­ниях особого режима (ст. 124 УИ К).

Смертная казнь

В уголовном праве России смертная казнь относится к числу наказа­ний, известных как дореволюционному, так и советскому законодатель­ству. В уголовном законе смертная казнь впервые была закреплена в 1398 г. в Двинской уставной грамоте за кражу, совершенную в третий раз. Псковская судная грамота 1467 г. расширила круг преступлений, со­вершение которых влекло применение смертной казни. Она, в частно­сти, устанавливалась за воровство в церкви, конокрадство, государствен­ную измену, поджоги, кражу, совершенную в посаде в третий раз. Тен­денция расширения законодательной регламентации смертной казни получила дальнейшее развитие в Судебниках 1497 и 1550 гг., которые предусматривали смертную казнь в 12 случаях.

Появление таких законодательных актов, как Уложение 1649 г., Во­инские артикулы Петра I, знаменовало собой не только сохранение этой тенденции, но и ее устойчивое укрепление в условиях феодально-помещичьих отношений. Если согласно Уложению 1649 г. смертная казнь могла быть назначена за 63 преступления, то Воинские артикулы Петра I и другие уголовно-правовые акты этого периода предусматрива-


ли ее в 123 случаях. Тенденция расширения законодательной регламен­тации смертной казни в России сопровождалась увеличением случаев ее применения при совершении конкретных преступлений, для чего ис­пользовались не только так называемые простые, но и квалифицирован­ные, варварские методы смертной казни (особенно в период царствова­ния Ивана Грозного). В царствование Елизаветы исполнение приговоров к смертной казни вначале было приостановлено, а затем она была отме­нена.

В последующем уголовном законодательстве России смертная казнь была восстановлена. Нормы о ней содержались в таких законодательных актах, как Уложение о наказаниях уголовных и исправительных 1845 г., Уголовное уложение 1903 г.

Предреволюционный период развития уголовного права России ха­рактеризовался усиливавшимся влиянием сторонников отмены смерт­ной казни, среди которых были выдающиеся юристы Н. С. Таганцев, Н. Д. Сергеевский, М. Н. Гернет и др. В конечном итоге после Февраль­ской революции Временное правительство постановлением от 12 марта 1917 г. повсеместно отменило смертную казнь, хотя и ненадолго. Уже 12 июля 1917 г. смертная казнь была восстановлена на фронте за убийст­во, разбой, измену, побег к неприятелю, сдачу в плен, уход с поля боя и некоторые другие воинские преступления.

В советском уголовном законодательстве смертная казнь допуска­лась на определенных исторических этапах как одно из возможных ору­дий подавления сопротивления свергнутых классов. В соответствии с этой идеологией смертная казнь трижды отменялась. Впервые это про­изошло уже на следующий день после победы Октябрьской социалисти­ческой революции, когда Декретом II Всероссийского съезда Советов от 26 октября 1917 г. было объявлено об отмене смертной казни как виде уголовного наказания. Второй раз смертная казнь официально была уп­разднена постановлением ВЦИК и СНК РСФСР «Об отмене примене­ния высшей меры наказания (расстрела)» от 17 марта 1920 г. Наконец, в третий раз смертная казнь отменялась после Великой Отечественной войны Указом Президиума Верховного Совета СССР «Об отмене смерт­ной казни» от 26 мая 1947 г. Практика отмены и восстановления смерт­ной казни обосновывалась остротой политического момента, сопротив­лением свергнутых эксплуататорских классов, белым террором, началом Гражданской войны, а затем подрывной деятельностью империалисти­ческих государств. В результате смертная казнь в советском государстве превратилась в инструмент, который использовался не только для борь­бы с наиболее опасными общеуголовными преступлениями (к примеру, убийствами), но и в сугубо политических целях. При этом в первые по­слереволюционные годы сложилась практика внесудебной расправы, ко­гда смертная казнь применялась не только судами, но также революцион­ными и военными трибуналами, административными органами (ВЧК), в том числе и в то время, когда смертная казнь была официально отмене­на, скажем, Декретом от 26 октября 1917 г. При этом в соответствии с по­становлением СНК «О красном терроре» от 5 сентября 1918 г. для заши­ты Советской Республики от классовых врагов расстрел применялся к лицам, прикосновенным к белогвардейским организациям, заговорам,



Глава 14. Система и вилы наказаний


§ 4. Смертная казнь



 


мятежам. Государством диктатуры пролетариата широко применялась практика расстрела заложников, кровавые расправы над восставшими крондштадтскими матросами, тамбовскими крестьянами, представите­лями духовенства. Эти и другие акты внесудебных расправ являлись вы­ражением проводимой на государственном уровне политики революци­онного насилия.

С ликвидацией классовых врагов и переходом к мирному строитель­ству практика внесудебного применения смертной казни, но теперь уже к представителям советской интеллигенции, рабочих и крестьян не была прекращена. Более того, в годы культа личности Сталина массовые ре­прессии, расстрелы по сфабрикованным уголовным делам в основном о государственных преступлениях, осуществляемые не только судами, но и внесудебными органами, получили чрезвычайно широкое распростра­нение. При этом согласно постановлению ЦИК и СНК СССР от 7 авгу­ста 1932 г. «Об охране имущества государственных предприятий, колхо­зов и кооперации и укреплении общественной (социалистической) соб­ственности» хищения государственного и общественного имущества приравнивались к государственным преступлениям, а к расхитителям применялся расстрел.

Несмотря на то что уголовные законы Советского государства (УК РСФСР 1922 г., Основные начала уголовного законодательства Союза ССР и союзных республик 1924 г., УК РСФСР 1926 г.) не включали смерт­ную казнь в систему наказаний, ее изобилие в санкциях статей Особенной части (УК РСФСР 1926 г. в 30-е и 40-е гг. смертная казнь в общей сложно­сти предусматривалась за 42 состава преступления) фактически превраща­ло ее в постоянный (вопреки декларации о временном характере) инсти­тут уголовного права. Основы уголовного законодательства Союза ССР и союзных республик 1958 г. хотя и сократили сферу законодательного закрепления смертной казни, установив исчерпывающий перечень пре­ступлений, за которые допускалось ее применение, но также не смогли реализовать идею о ее временном характере, так как содержали оговорку о допустимости применения смертной казни и за другие (кроме измени Родине, шпионажа, диверсии, террористического акта, бандитизма и умышленного убийства при отягчающих обстоятельствах) особо тяж­кие преступления в случаях, предусмотренных законодательством Союза ССР. В итоге круг деяний, за которые по общесоюзным законам и УК РСФСР 1960 г. было возможно применение исключительной меры на­казания, был существенно расширен. Постепенно смертная казнь была установлена за хищение государственного или общественного имуще­ства в особо крупных размерах, фальшивомонетничество, спекуляцию валютными ценностями или ценными бумагами в виде промысла или в крупных размерах, действия, дезорганизующие работу исправительно-трудовых учреждений, посягательство на жизнь работника милиции или народного дружинника, за изнасилование, получение взятки и угон воз­душного судна при особо отягчающих обстоятельствах.

Таким образом, несмотря на то что на протяжении 70 лет существо­вания Советского государства многократно декларировался «времен­ный» характер смертной казни, она к началу 90-х гг. XX в. фактически


оставалась его неотъемлемой принадлежностью, в то время как уже более 80 государств мира отменили смертную казнь в законе или на практике.

С принятием в 1991 г. Основ уголовного законодательства Союза ССР и республик был сделан решительный шаг в направлении гуманиза­ции уголовного права, сокращения применения смертной казни. Основы 1991 г. избрали вариант постепенного сужения сферы ее-применения. Это решение было принято не в последнюю очередь с учетом современ­ного состояния общественного правосознания (по проводимым опро­сам, от 50 до 80% граждан поддерживают идею сохранения смертной каз­ни). По этому вопросу еще профессор Н. Д. Сергеевский писал, что «ре­шение вопроса о смертной казни зависит от народной этики. Для того чтобы признать, что пролитие крови человека, совершенное по повеле­нию закона и предписанию суда, т. е. смертная казнь, есть варварство, необходимо, чтобы люди сознали, что пролитие крови ими самими, в том числе и политические убийства, есть варварство»1. Несмотря на почти сто лет, прошедшие со времени этого высказывания, смертная казнь по-прежнему сохраняется в российском уголовном законодательстве в каче­стве меры наказания.

В соответствии с ч. 2 ст. 20 Конституции Российской Федерации «смертная казнь впредь до ее отмены может устанавливаться федераль­ным законом в качестве исключительной меры наказания за особо тяж­кие преступления против жизни при предоставлении обвиняемому права на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей». Конкретизируя это конституционное положение, ч. 1 ст. 59 УК гласит: «Смертная казнь как исключительная мера наказания может быть уста­новлена только за особо тяжкие преступления, посягающие на жизнь».

В Особенной части УК смертная казнь предусмотрена за убийство при отягчающих обстоятельствах (ч. 2 ст. 105), посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля (ст. 277), посягательство на жизнь лица, осуществляющего правосудие или предварительное рас­следование (ст. 295), посягательство на жизнь сотрудника правоохрани­тельного органа (ст. 317), геноцид (ст. 357).

Смертная казнь не назначается женщинам, а также лицам, совер­шившим преступление в возрасте до 18 лет, и мужчинам, достигшим к моменту вынесения судом приговора 65-летнего возраста. Смертная казнь в порядке помилования может быть заменена пожизненным лише­нием свободы или лишением свободы на срок 25 лет.

Несмотря на то что в Российской Федерации смертная казнь не от­менена, ее применение в судебной практике исключается-в связи с по­становлением Конституционного Суда Российской Федерации от 2 фев­раля 1999 г., в котором указано, что до введения в действие соответст­вующего федерального закона, обеспечивающего право обвиняемого на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей, наказа­ние в виде смертной казни назначаться не может независимо от того, рассматривается ли дело судом с участием присяжных заседателей, кол­легией в составе трех профессиональных судей или судом в составе судьи

1 Сергеевский И. Д. Русское уголовное право: пособие к лекциям. Часть Общая. СПб., 1910. С. 115-116.



Глава 14. Система и виды наказаний


 


и двух народных заседателей1. Запрещение Конституционным Судом Российской Федерации выносить приговоры к смертной казни обуслов­лено отсутствием в большинстве субъектов Российской Федерации суда присяжных, что не обеспечивает в судебной практике соблюдение прин­ципа равенства граждан перед законом и судом.

В связи с вступлением России в Совет Европы Президентом Россий­ской Федерации были приняты решения, которые пока еще не привели к отмене смертной казни, но свидетельствуют о таком стремлении со стороны Российского государства. Так, Указом Президента Российской Федерации от 16 мая 1996 г. № 724 «О поэтапном сокращении примене­ния смертной казни в связи с вхождением России в Совет Европы»2 и распоряжением Президента Российской Федерации от 27 февраля 1997 г. «О подписании Протокола № 6 (относительно отмены смертной казни) от 28 апреля 1983 г. к Конвенции о защите прав человека и основ­ных свобод от 4 ноября 1950 г.»3 Министерству иностранных дел РФ было поручено подписать от имени РФ указанный Протокол, а Министерству юстиции РФ совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, иными федеральными органами государствен­ной власти — разработать комплекс мер по поэтапному решению про­блем, связанных с ратификацией Протокола № 6. В настоящее время данный Протокол Российской Федерацией подписан, но не ратифици­рован. В случае его ратификации и вступления, в силу на территории Рос­сийской Федерации смертная казнь в отечественном уголовном законо­дательстве может быть введена за действия, совершенные во время вой­ны или при неизбежной угрозе войной. Это решение означало бы законодательную отмену смертной казни.

1 СЗ РФ. 1999. № 6. Ст. 867.

2 РГ. 1996. 21 мая.

3 РГ. 1997. 4 марта.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-08; просмотров: 207; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.150.89 (0.037 с.)