Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Архитектурно-художественное творчество в Советской России. Супрематизм. Конструктивизм. Производственное искусство.
Архитектурно-художественное творчество в Советской России. Ветер перемен в России, принесенный Октябрьской революцией, коснулся и искусства. Отрицание канонов прошлого требовало активных поисков новых адекватных замен, отвечающих новым революционным идеалам. Поиски и эксперименты в искусстве привели к развитию авангардных течений. Если в Западной Европе формирование дизайна стимулировалось стремлением промышленных фирм повысить конкурентоспособность своих изделий, то в дореволюционной России подобный заказ со стороны промышленности еще не был сформирован, не было его и в молодой Советской республике. Советский дизайн берет свои истоки в левых течениях художников и теоретиков (социологов и искусствоведов). В первом десятилетии XX века мировой живописный авангард неуклонно двигался в сторону беспредметности. В 1910-1914 гг. в русском искусстве возникает несколько направлений беспредметного творчества. Первым представителем его был Кандинский, абстрактные работы которого появились в 1910 году. В 1914 году свои варианты беспредметности создали В.Татлин и К.Малевич. Художники-авангардисты рассматривали беспредметность как логическое продолжение форм прежнего искусства, ступень в лестнице, по которой движется мировое искусство. Супрематизм Казимира Малевича. Одним из первых русских авангардных течений в искусстве XX века стал супрематизм. Термин был создан Казимиром Малевичем д ля определения абстрактных композиций. Термин "супрематизм" происходит от латинского корня "suprem", образовавшему в родном языке художника, польском, слово "supremacja", что в переводе означало "превосходство", "доминирование". Движение супрематизм полностью игнорировало реальность изображаемого объекта, что являлось выражением протеста против натурализма в искусстве. Сторонники Малевича сводили живопись к нескольким формальным фигурам, имевшим символическое содержание. Регулярные геометрические фигуры, написанные чистыми локальными цветами, погружались в некое трансцедентное пространство, "белую бездну", где господствовали законы динамики и статики. В середине 20-х годов Малевич делает новый шаг в процессе "выхода" супрематизма в архитектуру в виде реальных объемных композиций в реальном пространстве - архитектон. Одновременно с созданием архитектон Малевич разрабатывает "планиты": графические чертежи жилых домов "землянитов", представляющие собой сложные композиции из примыкающих друг к другу и взаимнопересекающихся параллелепипедов. После выхода супрематизма в предметный мир Малевич считал свою работу как художника выполненной и решил отойти от творчества, удалившись в "область мысли".
Конструктивизм Татлина. Родоначальником конструктивизма считается Владимир Татлин с его всемирно известным проектом 400-метрового памятника III Интернационалу. Башня Татлина стала одним из символов нового искусства, своеобразной визитной карточкой конструктивизма, одним из самых знаменитых архитектурных проектов XX века. По мнению специалистов, влияние этого проекта на современную архитектуру более значительно, чем влияние Эйфелевой башни на архитектуру XIX века. Татлин помог многим архитекторам преодолеть определенный психологический барьер при оценке роли новых конструкций в создании архитектурного образа современного сооружения. В 1923 году Татлин поставил спектакль Зангези по поэме Велимира Хлебникова, где выступил как режиссер, сценограф и актер, создав свой вариант " конструктивистского театра ". В это же время мастер обращается к деятельности в утилитарно-прикладной сфере: проектирует одежду, посуду, мебель. В 1929-1932 гг. Татлин с помощниками работал над уникальной моделью одноместного летательного аппарата "Летатлин", основанного на принципе действия птичьего крыла и выполненного из дерева, шелка, алюминия, китового уса и некоторых других материалов. В статье " Искусство в технику" Татлин писал: "Мой аппарат построен на принципе использования живых, органических форм. Наблюдения над этими формами привели меня к выводу, что наиболее эстетичные формы и есть наиболее экономичные. Работа над оформлением материала в этом направлении и есть искусство". Однако, утопической идее привести летательный аппарат в движение
мускульной силой не суждено было сбыться. Производственное искусство. Наряду с различными авангардными художественными течениями в послереволюционной России нарождается движение " Производственное искусство ", уходящее корнями в футуризм начала XX в., проявляющееся в интеграции искусства и техники. Его сторонники отрицали старое станковое искусство, провозглашая новое искусство, как "новую форму практической деятельности". Движение это зародилось вне промышленной сферы: с одной стороны, оно опиралось на художников левых течений, которые в процессе формально-эстетических экспериментов "выходили" в предметный мир, а с другой - на теоретиков (социологов и искусствоведов). Поэтому производственное искусство носило ярко выраженный социально-художественный характер.
31. Художественная подготовка специалистов для промышленности. ВХУТЕМАС-ВХУТЕИН. Высшие художественные мастерские (ВХУТЕМАС) – высшее художественное учебное заведение, существовавшее в Москве в 1920-1930-е. ВХУТЕМАС были организованы осенью 1920 г. слиянием бывшего Строгановского училища и бывшего Училища живописи, ваяния и зодчества. В 1927 г. были переименованы в Высший художественно-технический институт (ВХУТЕИН), а затем в ВАСИ (1930), который был реорганизован в Московский архитектурный институт (МАИ, 1933) и МАРХИ (1933). Целью ВХУТЕМАСа была «подготовка художников-мастеров высшей квалификации для промышленности». Структура ВХУТЕМАС была уникальной. Он состоял из восьми специализированных факультетов: архитектурного, деревообделочного, металлообрабатывающего, полиграфического, текстильного и керамического, а также чисто художественных факультетов - живописного, скульптурного. Обучению студентов на всех факультетах предшествовала общая художественная подготовка. Преподавание в Мастерских велось по направлениям: графический, плоскостно-цветовой, объёмно-пространственный, пространственный. Дисциплины: «Графика», «Цвет», «Объем» и «Пространство» преподавались студентам всех специализаций. Тем самым закладывался единый фундамент для «инженеров-художников» всех отраслей промышленности. Основным художественным материалом архитектуры считалось пространство. В материале пропедевтических упражнений они видели не только определённую физическую субстанцию - глину, гипс, масло, гуашь, акварель, но и элементы построения формы - объёмы, плоскости, линии, которые становились средством построения конструкции. И уже через конструкцию выражалась художественная идея дизайнерского проекта. На факультете по обработке дерева и металла преподавали Родченко, Лисицкий, Татлин и другие представители Производственного искусства. Ведущими принципами их работы были: экономичность материалов и конструкций и рациональность использования пространства. Категорически отвергалось всякое поверхностное украшательство. Курс «Композиция» помогал студентам овладеть технологиями обработки поверхностей, прививал навыки художественно-декоративного решения изделия. При этом оформление поверхности изделия опиралось не на ручную, а на промышленную технологию: изучались способы штамповки, гравирования, гальванотехники, технология окраски, способы печати.
Учебные задания по конструированию строились с нарастанием сложности от проекта к проекту: от вещей, выполняющих только одну функцию, к многофункциональным предметам; от простых конструкций - к более сложным; от изделий из металла - к сочетанию металла с деревом, керамикой, кожей и другими материалами. Первыми учебными заданиями по конструированию были проектирование простейших обыденных вещей: ложка, дверная ручка, кастрюля, утюг, ножницы, подкова. По Большое внимание в обучении уделялось инженерно- техническим дисциплинам, что объяснялось во многом первоочередной необходимостью развития промышленности. Среди заданий, которые Родченко давал своим ученикам, были следующие: упростить существующую вещь, т.е. снять с неё украшения, выявить конструкцию, убрать неработающие части и т.д. Улучшить существующую вещь - сделать её более удобной, может быть, функциональной, по-новому решить цвет и материал. ВХУТЕМАС – выдающееся отечественное явление в сфере искусства и художественного образования, которое стало общепризнанным в мире. Краткий период его существования дал мощный толчок освоению новых путей искусства и архитектуры и до сих пор сохраняет свою продуктивность и привлекательность. Именно в этот период отечественное изобразительное искусство и архитектура занимали передовые позиции в мировой культуре и служили источником передовых идей и образцом для подражания. 32. Структура и учебные цели ВХУТЕМАСа. На 1920 -е годы падает этап формирования дизайна в Советской России, наиболее авторитетные творческие концепции которого проявились во ВХУТЕМАСе, где под руководством таких мастеров, как Владимир Татлин, Александр Родченко, Эль Лисицкий был подготовлен первый отряд советских дипломированных дизайнеров. В 1920 г., была проведена вторая реформа художественного образования в Советской России. В Москве Первые и Вторые СГХМ были слиты во Высшие художественно-технические мастерские (ВХУТЕМАС). Они преследовали 3 цели: 1. Это-обучения художественным дисциплинам.
2. Сближение различных видов искусства и выработка общей методики их преподавания. 3. С ближение художественной материальной культуры с массовым индустриальным производством. Студенты ощущали себя во ВХУТЕМАСе раскованно и принимали участие в его общественной жизни на равных с преподавателями. Такая необычная самостоятельность студентов многократно усиливала творческий потенциал ВХУТЕМАСа как генератора новых идей. В 1926 ВХУТЕМАС был переименован в Высший художественно-технический институт (ВХУТЕИН). Обнаружился резкий дефицит специалистов с высшим образованием, а также недостаточная их связь с реальными практическими задачами. Состоявшийся в 1929 году Пленум ЦК ВКП(б) дал установку: "Расширить сеть втузов нового типа с резко выраженной специализацией по определённым отраслям промышленности с сокращением сроков обучения (з года). Одним из таких комплексных вузов и был ВХУТЕИН, который в 1930 году был расформирован с распределением факультетов по соответствующим ведомствам. ВХУТЕМАС состоял из восьми специализированных факультетов: архитектурного, деревообделочного, металлообрабатывающего, полиграфического, текстильного и керамического, а также чисто художественных факультетов - живописного, скульптурного. Положение всех факультетов было равным. Была построена структура института: он включал, помимо специальных факультетов, обязательное для всех вводное Основное отделение. Вводное обучение осуществлялось по 4 направлениям: графическому, плоскостно-цветовому, объёмно-пространственному, пространственному. Основным художественным материалом архитектуры считалось пространство. Во ВХУТЕМАСе был введён макетный метод проектирования. Его автор Н. Ладовский считал, что будущий архитектор должен учиться мыслить объёмно-пространственной композицией, эскизировать не на бумаге, а в объёме, и лишь затем переносить отработанную в объёме композицию на бумагу. Большое внимание в обучении уделялось инженерно- техническим дисциплинам, что объяснялось во многом первоочередной необходимостью развития промышленности. Среди заданий, которые Родченко давал своим ученикам, были следующие: упростить существующую вещь, т.е. снять с неё украшения, выявить конструкцию, убрать неработающие части и т.д. Улучшить существующую вещь - сделать её более удобной, может быть, функциональной, по-новому решить цвет и материал. ВХУТЕМАС – выдающееся отечественное явление в сфере искусства и художественного образования, которое стало общепризнанным в мире. Краткий период его существования дал мощный толчок освоению новых путей искусства и архитектуры и до сих пор сохраняет свою продуктивность и привлекательность. Именно в этот период отечественное изобразительное искусство и архитектура занимали передовые позиции в мировой культуре и служили источником передовых идей и образцом для подражания.
|
||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-08; просмотров: 2521; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.67.16 (0.017 с.) |