Международно-правовое регулирование атомной энергетики 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Международно-правовое регулирование атомной энергетики



Атомная энергетика, имея неоспоримые достоинства, стала явлением повседневной действительности, используемым человечеством для удовлетворения своих энергетических потребностей. Однако эксплуатация этого источника энергии поставила одну из глобальных проблем — обеспечение безопасности ядерной энергетики. Международный режим безопасности ядерной энергетики включает в себя систему организационно-правовых мер по обеспечению охраны здоровья населения и защиты окружающей среды в процессе мирной утилизации ядерной энергии.

Созданию такого режима направлена деятельность международного сообщества по принятию соответствующих соглашений, правил безопасности, совместных научных программ по проблемам ядерной и радиационной безопасности, обмену научно-технической информацией и т. п.

В связи с неуклонным ростом количества расщепляющихся материалов, необходимых для атомной энергетики, и числа государств, обладающих ими, резко возросла возможность использования этих материалов в преступных целях. Поэтому возникла необходимость принятия действенных мер по физической защите ядерных материалов. Эти меры включают в себя технические и организационные средства по предотвращению несанкционированного использования ядерных материалов и установок.

В 1975 г. МАГАТЭ разработало документ “Физическая защита ядерного материала”, содержавший международные стандарты физической защиты, реализация которых позволяет свести к минимуму возможность захвата ядерного материала или проведения диверсий. Данный документ носил рекомендательный характер, однако все явственнее ощущалась потребность в юридически обязательных нормах по физической защите ядерных материалов. В 1976 г. было заключено Соглашение между МАГАТЭ, Бразилией и ФРГ о применении гарантий, в котором устанавливалось, что правительства договаривающихся сторон будут уведомлять Агентство о принимаемых ими мерах, направленных на обеспечение физической защиты ядерного материала, ядерных установок и оборудования. Это было первое соглашение в серии последовавших затем подобных договоренностей.

Принятие в 1978 г. в рамках МАГАТЭ “Руководящих принципов ядерного экспорта” способствовало укреплению режима ядерной безопасности. Согласно этим принципам страны-экспортеры дают разрешение на экспорт предметов, включенных в согласованный список, в неядерные государства только при наличии заверений со стороны таких государств об обеспечении ими необходимых мер по физической защите ядерных материалов.

В 1980 г. была заключена многосторонняя Конвенция о физической защите ядерного материала, вступившая в силу в 1988 г. (Украина в ней участвует). Главная задача Конвенции — обеспечение государствами-участниками реализации мер по физической защите ядерного материала на своих территориях. В Конвенции установлены требования, касающиеся физической защиты ядерных материалов в процессе их транспортировки, а также приведен перечень противоправных деяний в отношении таких материалов, которые влекут за собой уголовное наказание.

Авария на Чернобыльской АЭС обусловила необходимость принятия Конвенции об оперативном оповещении о ядерной аварии и Конвенции о помощи в случае ядерной аварии или радиационной аварийной ситуации 1986 г. Первая конвенция касается неконтролируемых выбросов радиоактивных веществ из любого источника, независимо от его происхождения и местонахождения, если с точки зрения радиоактивной опасности эти выбросы могут иметь последствия для другого государства. Конвенция установила обязательство оповещать заинтересованные государства о всякой ядерной аварии, где бы она не произошла (на земле, на море или в космосе), за исключением аварий, связанных с ядерным оружием и его испытаниями. В последнем случае государства могут в добровольном порядке информировать о таких авариях. Государство-участник, на чьей территории произошла авария, должно предоставить всю необходимую информацию МАГАТЭ и странам, подвергшимся радиационному заражению, с целью минимизации негативных последствий аварии.

Вторая Конвенция предусматривает, что в случае аварии или радиационной аварийной ситуации государство-участник имеет право обратиться за помощью к другим участникам Конвенции, независимо от того, возникает или нет на его территории, под его юрисдикцией или контролем такая аварийная ситуация. Такое обращение за помощью можно осуществлять непосредственно или через МАГАТЭ. В процессе оказания помощи в случае аварийной ситуации Конвенция отводит важное место МАГАТЭ как информационному и координационному центру.

В 1994 г. в Вене была принята Международная конвенция о ядерной безопасности. По состоянию на 1 июля 1996 г. около 50 государств подписали ее, в том числе и Украина, однако в силу Конвенция пока не вступила. Положения Конвенции нацелены на повышение безопасности наземных атомных электростанций и призваны быть эффективным инструментом в деле модернизации или закрытия спроектированных в СССР АЭС. В Конвенции закреплены обязательства по обеспечению безопасности существующих ядерных объектов вплоть до их закрытия; созданию необходимой национальной нормативной базы по безопасности ядерной энергетики; оценке и проверке безопасности; планированию действий в чрезвычайных ситуациях и др.

Важной новеллой Конвенции является закрепление в ней процедуры “взаимного контроля сторон”. Каждая сторона Конвенции обязана представлять отчет о мерах, принятых ею для выполнения каждого из взятых ею обязательств. Данные отчеты рассматриваются другими сторонами соглашения с целью обеспечения “прозрачности” выполнения конвенционных обязательств.

Конвенция 1994 г. подробно и комплексно регламентирует вопросы предотвращения аварий на ядерных объектах и повышения в целом режима безопасности атомной энергетики. Однако она не касается проблем торговли ядерными материалами, незаконного оборота ядерных материалов, соблюдения гарантий нераспространения и др.

Особую озабоченность у международного сообщества вызывает проблема ядерного терроризма (умышленное нанесение ущерба предприятиям атомной индустрии, захват ядерных материалов и объектов или угроза такого захвата, создание примитивных ядерных устройств и т. д.). Поэтому мировому сообществу следует принять международно-правовые акты, которые бы поставили надежный правовой, организационный и технический заслон на пути ядерного терроризма и обеспечили плодотворное сотрудничество государств в борьбе с этим чрезвычайно опасным социальным явлением.

МАГАТЭ признает насущную необходимость срочного создания эффективно действующего международного режима безопасного развития ядерной энергетики[133]. Создание этого режима призвано обеспечить решение таких проблем, как предотвращение аварий на ядерных объектах и при транспортировке ядерных материалов; совершенствование международного режима ответственности за ядерный ущерб; совершенствование механизмов контроля за соблюдением мер ядерной безопасности; незаконного оборота ядерных материалов и др.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-08; просмотров: 428; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.16.83.150 (0.007 с.)