Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Международно-правовое регулирование атомной энергетики
Атомная энергетика, имея неоспоримые достоинства, стала явлением повседневной действительности, используемым человечеством для удовлетворения своих энергетических потребностей. Однако эксплуатация этого источника энергии поставила одну из глобальных проблем — обеспечение безопасности ядерной энергетики. Международный режим безопасности ядерной энергетики включает в себя систему организационно-правовых мер по обеспечению охраны здоровья населения и защиты окружающей среды в процессе мирной утилизации ядерной энергии. Созданию такого режима направлена деятельность международного сообщества по принятию соответствующих соглашений, правил безопасности, совместных научных программ по проблемам ядерной и радиационной безопасности, обмену научно-технической информацией и т. п. В связи с неуклонным ростом количества расщепляющихся материалов, необходимых для атомной энергетики, и числа государств, обладающих ими, резко возросла возможность использования этих материалов в преступных целях. Поэтому возникла необходимость принятия действенных мер по физической защите ядерных материалов. Эти меры включают в себя технические и организационные средства по предотвращению несанкционированного использования ядерных материалов и установок. В 1975 г. МАГАТЭ разработало документ “Физическая защита ядерного материала”, содержавший международные стандарты физической защиты, реализация которых позволяет свести к минимуму возможность захвата ядерного материала или проведения диверсий. Данный документ носил рекомендательный характер, однако все явственнее ощущалась потребность в юридически обязательных нормах по физической защите ядерных материалов. В 1976 г. было заключено Соглашение между МАГАТЭ, Бразилией и ФРГ о применении гарантий, в котором устанавливалось, что правительства договаривающихся сторон будут уведомлять Агентство о принимаемых ими мерах, направленных на обеспечение физической защиты ядерного материала, ядерных установок и оборудования. Это было первое соглашение в серии последовавших затем подобных договоренностей. Принятие в 1978 г. в рамках МАГАТЭ “Руководящих принципов ядерного экспорта” способствовало укреплению режима ядерной безопасности. Согласно этим принципам страны-экспортеры дают разрешение на экспорт предметов, включенных в согласованный список, в неядерные государства только при наличии заверений со стороны таких государств об обеспечении ими необходимых мер по физической защите ядерных материалов.
В 1980 г. была заключена многосторонняя Конвенция о физической защите ядерного материала, вступившая в силу в 1988 г. (Украина в ней участвует). Главная задача Конвенции — обеспечение государствами-участниками реализации мер по физической защите ядерного материала на своих территориях. В Конвенции установлены требования, касающиеся физической защиты ядерных материалов в процессе их транспортировки, а также приведен перечень противоправных деяний в отношении таких материалов, которые влекут за собой уголовное наказание. Авария на Чернобыльской АЭС обусловила необходимость принятия Конвенции об оперативном оповещении о ядерной аварии и Конвенции о помощи в случае ядерной аварии или радиационной аварийной ситуации 1986 г. Первая конвенция касается неконтролируемых выбросов радиоактивных веществ из любого источника, независимо от его происхождения и местонахождения, если с точки зрения радиоактивной опасности эти выбросы могут иметь последствия для другого государства. Конвенция установила обязательство оповещать заинтересованные государства о всякой ядерной аварии, где бы она не произошла (на земле, на море или в космосе), за исключением аварий, связанных с ядерным оружием и его испытаниями. В последнем случае государства могут в добровольном порядке информировать о таких авариях. Государство-участник, на чьей территории произошла авария, должно предоставить всю необходимую информацию МАГАТЭ и странам, подвергшимся радиационному заражению, с целью минимизации негативных последствий аварии. Вторая Конвенция предусматривает, что в случае аварии или радиационной аварийной ситуации государство-участник имеет право обратиться за помощью к другим участникам Конвенции, независимо от того, возникает или нет на его территории, под его юрисдикцией или контролем такая аварийная ситуация. Такое обращение за помощью можно осуществлять непосредственно или через МАГАТЭ. В процессе оказания помощи в случае аварийной ситуации Конвенция отводит важное место МАГАТЭ как информационному и координационному центру.
В 1994 г. в Вене была принята Международная конвенция о ядерной безопасности. По состоянию на 1 июля 1996 г. около 50 государств подписали ее, в том числе и Украина, однако в силу Конвенция пока не вступила. Положения Конвенции нацелены на повышение безопасности наземных атомных электростанций и призваны быть эффективным инструментом в деле модернизации или закрытия спроектированных в СССР АЭС. В Конвенции закреплены обязательства по обеспечению безопасности существующих ядерных объектов вплоть до их закрытия; созданию необходимой национальной нормативной базы по безопасности ядерной энергетики; оценке и проверке безопасности; планированию действий в чрезвычайных ситуациях и др. Важной новеллой Конвенции является закрепление в ней процедуры “взаимного контроля сторон”. Каждая сторона Конвенции обязана представлять отчет о мерах, принятых ею для выполнения каждого из взятых ею обязательств. Данные отчеты рассматриваются другими сторонами соглашения с целью обеспечения “прозрачности” выполнения конвенционных обязательств. Конвенция 1994 г. подробно и комплексно регламентирует вопросы предотвращения аварий на ядерных объектах и повышения в целом режима безопасности атомной энергетики. Однако она не касается проблем торговли ядерными материалами, незаконного оборота ядерных материалов, соблюдения гарантий нераспространения и др. Особую озабоченность у международного сообщества вызывает проблема ядерного терроризма (умышленное нанесение ущерба предприятиям атомной индустрии, захват ядерных материалов и объектов или угроза такого захвата, создание примитивных ядерных устройств и т. д.). Поэтому мировому сообществу следует принять международно-правовые акты, которые бы поставили надежный правовой, организационный и технический заслон на пути ядерного терроризма и обеспечили плодотворное сотрудничество государств в борьбе с этим чрезвычайно опасным социальным явлением. МАГАТЭ признает насущную необходимость срочного создания эффективно действующего международного режима безопасного развития ядерной энергетики[133]. Создание этого режима призвано обеспечить решение таких проблем, как предотвращение аварий на ядерных объектах и при транспортировке ядерных материалов; совершенствование международного режима ответственности за ядерный ущерб; совершенствование механизмов контроля за соблюдением мер ядерной безопасности; незаконного оборота ядерных материалов и др.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-08; просмотров: 428; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.16.83.150 (0.007 с.) |