ТОП 10:

Первые теории дизайна. Готфрид Земпер и Джон Рёскин



Появление в конце 18 в. промышленного машиностроения не могло не инициировать и развития науки о машиностроении. И это не случайно, знаний о сущности машины было недостаточно. Продолжала существовать теория подражания животным. Лишь в середине 19 в. немецкий ученый Франц Рёло доказал, что принципы устройства живых организмов и машин различны, и главным отличием является отсутствие в живых организмах вращательных движений.

Тем не менее в Европе расширяются исследования материальной культуры, отношений техники и искусств. Значительную роль сыграли труды Готфрида Земпера (теоретик искусства, известный немецкий архитектор). Наиболее значительный труд был издан в 1860-63 гг. и назывался: «Стиль в технических и тектонических искусствах или Практическая эстетика». Г.Земпер почти подошел к теории функционализма, выявив зависимость формообразования от изменения идей, материалов и техники их обработки. Он сформулировал свое знаменитое триединство: «Во-первых, каждое произведение искусства надо рассматривать с точки зрения той материальной функции, которая в нем заложена, будь то утилитарное назначение вещи или ее высший символический эффект, во-вторых, всякое произведение искусства является результатом использования материала, который применяется при его изготовлении, а также влияния орудий труда и технологических процессов».

В это время бурное развитие техники вызывало и не менее бурный протест против нее. Известно движение луддитов (в Англии), громивших ненавистные машины. Протесты против машин появлялись и в просвещенной части общества. Английский философ-моралист Джон Рёскин связывал с машиной гибель искусства и, как следствие, крах добра в человеке. В своих исследованиях он пришел и к прогрессивным выводам об органической связи между красотой и пользой.

Дальнейшее развитие машины при отсутствии теории формы и практики ее создания привело к применению при формообразовании традиций архитектуры. Главной причиной был консерватизм мышления создателей машины, побуждавший использовать старые привычные формы. Другой причиной была близость архитектуры как вида искусства к технике. Применение архитектурных форм подтолкнуло к новым теоретическим исследованиям.

Наиболее обширные исследования провел выдающийся теоретик машиностроения Франц Рёло. Он первый поставил вопрос о форме машины. Этому была посвящена работа «О стиле в машиностроении», которая является заключительной главой учебника по конструированию машин. Основные формы машин он разделил на два класса — формы, определенные целесообразностью и не подлежащие изменению (цилиндр, винт, колесо и т.п.) и формы «свободного выбора», т.е. такие, целесообразность в которых может сочетаться с бесконечным варьированием (основания колонн, ограждения). Уже тогда Рёло связывал формы ряда узлов машин с их функцией. Влияние архитектуры оставалось ощутимым в машиностроении до конца 19 века. Новое понимание эстетики в области техники пробивало себе дорогу на ряду с техническим прогрессом, который сам по себе оказывал влияние на появление новой формы машины.

Все машины, созданные на совершенно новых принципах, имели формы, заимствованные у старых изделий. Постепенно появилась потребность в новых принципах формообразования, базировавшихся на новой эстетической теории. Рождение новой эстетики началось с бунта против украшательства, архаичности форм и эклектики. Пионерами новой эстетики стали архитекторы — Анри ван де Вельде, Отто Вагнер, Адольф Лаос, Петер Беренс. В 1898 году Адольф Лаос в одном из своих трудов поставил вопрос о том, что новые проявления культуры — железные дороги, телефон и т.п. - должны освободиться от формальной стилизации в пользу функциональной формы.

Таким образом, фактически был провозглашен принцип первого стилевого проявления дизайна — функционализма: «Форма следует функции».

20. Уильям Моррис и «Движение искусств и ремесел».

Движение искусств и ремёсел (Arts & Crafts) — английское художественное движение викторианской эпохи(кон. 19 в.), участники которого занимались ручной выработкой предметов декоративно-прикладного искусства, стремясь к сближению искусства и ремесла. Движение, во главе которого стоял поэт, художник и мыслитель Уильям Моррис, строилось на программе прерафаэлитизма с его идеализацией самобытного творчества ремесленников средневековья, которое противопоставлялось бездушному, обезличенному машинному производству времён капитализма. Движение искусств и ремесёл послужило одной из отправных точек для формирования стиля «модерн» и современного дизайна. Русским соответствием движения принято считать художественные содружества в Абрамцево и Талашкино. Движение искусств и ремесёл стало реакцией на промышленную революцию, когда обиходную жизнь европейцев наводнили сработанные по одному трафарету, обезличенные предметы — «ширпотреб». Моррис и другие прерафаэлиты, идеализируя средневековье, разделяли веру мыслителя Джона Рёскина в превосходство товаров ручного изготовления перед изделиями фабричного производства. По их убеждению, массовое производство приводит к деградации как создателя, так и потребителя товаров. Сторонники движения «Искусств и ремесел» в продолжение средневековых ремесленных традиций образовывали гильдии и общества, каждое с собственным стилем, специализацией и лидерами. Там они обсуждали свои идеи и делились опытом. Сам Моррис разделял идеалы социализма, веря в то, что искусство и дизайн могут изменить общественный уклад и улучшить качество жизни их создателей и потребителей. Предпочтение поначалу отдавалось внешней простоте, лаконичности формы, растительным и анималистическим узорам. Позднее в декоративно-прикладное искусство стали вноситься более абстрактные мотивы; нередко использовались персонажи мифологии.

Уильям Моррис (24 марта 1834 — 3 октября 1896) — английский поэт, художник, издатель, социалист, дизайнер по ткани и мебели, оформитель книг. Крупнейший представитель второго поколения «прерафаэлитов», неофициальный лидер Движения искусств и ремёсел. Моррис и его единомышленники пытались вернуться к великолепию средних веков и выпускали обои, такни, витражи, шпалеры и мебель ручной работы. Использовавшая только квалифицированная ручной труд фирма имела успех; продукция ее хорошо раскупалась. Большинство ранних работ фирмы стояли очень дорого. Дирекция Южно-Кеснгтонского музея, для которого фирма оформляла интерьер Зеленой столовой, сокрушалась по поводу того, во что обошлась ее отделка; те, кто видел дизайнерские работы фирмы, замечали, что, "если хочешь соответствовать стандартам Морриса, имей толстый кошелек". Позднее фирма старалась выпускать вещи для людей со скромным достатком. Самым знаменитыми образцами мебели простых форм, выпускавшейся "Моррисом и К", стала серия "сассекских" стульев. "Мебель добрых горожан", как ее называли, создавалась на основе народной традиции английских сельских домов, восходящей к 18 веку. "Сассекские" стулья продавались намного дешевле других изделий фирмы - от 7 до 35 шиллингов - и были, безусловно, по карману со скромными средствами. Вместе с тем в 1880е годы наиболее удачливые для фирмы в финансовом отношении, намечается сдвиг в оценке Моррисом значения содружества "Искусств и ремесел". Моррис понимает, что, несмотря на попытки создавать дешевые вещи, созданная им фирма, создававшая по-настоящему красивые предметы быта, работает только на богатых. Моррис столкнулся с дилеммой, коснувшейся всех ремесленников Европы и США, связанных "Движением искусств и ремесел": изделия ручной работы намного дороже фабричных и, стало быть, недоступны массам неимущих. Отвергая машинное производство, Моррис не смог сделать качественные вещи доступными массовому потребителю, повлиять на быт и художественную культуру времени. Признав это, он пришел к выводу, что идеал неосуществим вне преобразований общества. Отвергая веру в эстетическую утопию, Моррис, однако, не отказался от утопизма как такового, примкнув в 1883 году к социалистическому движению. Изделия мастерских М., оформленные им интерьеры отличаются определенной функциональной оправданностью и тектонической уравновешенностью композиции, чёткостью орнамента, стилизующего растительные мотивы, сдержанностью цветовых сочетаний. В основе его творчества лежал принцип целостности, гармоничного единства всех элементов художественной среды. Техника У. Морриса - росписи с мелким цветочным узором, заполняющим весь фон, в подражание старинным шпалерам. В 1890 году Моррис основал свое последнее предприятие, знаменитую типографию "Кельмскотт Пресс", в которой занялся дизайном шрифтов, переплетов и виньеток. Красный дом. В начале 1860-х годов Моррис был поглощён строительством и оформлением Красного дома (Red House) в Бексли-Хис для своей семьи и созданием фирмы по производству декоративных предметов. Вместе с тем он отходит от станковой живописи: последняя его картина датирована 1862 годом, а единственная законченная — «Прекрасная Изольда», написана с Джейн Бёрден в 1858 году. Красный дом стал воплощением идеи о соединении высокого искусства с повседневной жизнью. Он был построен по проекту Филиппа Вебба с участием самого Морриса. Своё название получил из-за нетрадиционного для того времени внешнего вида: наружные кирпичные стены дома не были оштукатурены. Над оформлением интерьеров работали Бёрн-Джонс, Россетти, Элизабет Сиддал и сам Моррис с женой.

21.Новый художественный стиль в Европе.В 80-90-е годы XIX века не было целостного господствующего стиля,т.к. исторические стили прошлого исчерпали внутренние возможности своего развития.Все чувствовали необходимость создания нового стиля. Одновременно модерн нёс в себе и противоречие, т.к. стремление ко всему новому парадоксально соединялось в нем с идеей обобщения всей прошлой и нынешней культуры Европы.Модерн (от фр. «moderne» - современный) кон1880-1914.Изначально название «Ар Нуво»(было использовано бельгийцами в журнале «Современное искусство». Широкое хождение получает в 1895 году, после открытия в Париже магазина «Ар Нуво». югендштиль – в Германии, сецессион – в Австрии, ар нуво – в Бельгии и Франции, модерн стайл – в Велик, тиффани – в США, модернизмо – в Испании, модерн – в РоссииОсобенности:

1.отказ от прямых линий и углов в пользу более естественного плавного движения изогнутых линий,орнаменты в виде природ.форм,напоминающие арабески

2. Фирменным знаком линии модер стала знаменитая вышивка Г.Обриста «Удар бича» на портьере 1895 г. 1.Переплетение линий,в линиях модерна нет точки опоры для зрения.

3. Растягивание – объемы и формы в модерне как бы растянуты.Применяется пропорция 1:3, как в этих стульях Макинтош, в рисунках и иллюстрациях

4. Доминирующий мотив в изображениях - цветы и женские головки. лилия – цветок модерна.орхидеи и ирисы.Павлины - были популярны «павлиньи» комнаты и вазы с пером павлина.

5.Цвет в модерне: чаще всего построен на изысканных диссонансных парах. Например, оранжевый и сине - фиолетовый, желтый и синий, желтый и зеленый, серый и розовый. Еще одно излюбленное сочетание – коричневый и белый, темное золото и белое. Такие цвета характерны для картин Густава Климта. Женщина должна быть похожа на прекрасный цветок, экзотическую бабочку, парящую птицу(девГибсона)

6. Выработались совершенно новые принципы построения жилого пространства, основанные на свободной планировке. Все помещения обставляются удобной и менее громоздкой, чем прежде, мебелью. Исчезают большие тяжелые шкафы, комоды, зато появляются стенные шкафы и специально оборудованные ниши.

Два типа модерна:1. «Декоративизм» - это интуитивные, декоративно-изысканные плетения орнаментального декора, который разрушает целостность форм и призван создать ощущение чего-то живого.Ярким примером воплощения этого типа модерна явл работы Антонио Гауди,а также Анри ван де Вельде,Альфоса Муху.Распространенные темы:бутоны цветов(ирисы,лилии,кувшинки,водоросли-длинные и изящные); яркие птицы и насекомые,поддающиеся стилизации;изображения женщин с длинными волосами,напоминающими океанские волны или языки пламени.

2.«Рационализм» - характеризуется вниманием к функц-ой орг-ции простр-ва и выс дисциплиной композ. Используется небольшое количество декора, который вводится целесообразно и продуманно. В пространстве появляется ощущение строгой рациональности. В числе сторонников этого типа Чарльз Ренни Макинтош,Отто Вагнер.В центре геометрич.формы,которые предвосхитили функционализм 20века.Это поздний модерн без лишнего декора.

22.Принципы формообразования и стилевые направления в Модерне.Модерн (от фр. «moderne» - современный) кон1880-1914.Изначально название «Ар Нуво»(было использовано бельгийцами в журнале «Современное искусство». Широкое хождение получает в 1895 году, после открытия в Париже магазина «Ар Нуво». югендштиль – в Германии, сецессион – в Австрии, ар нуво – в Бельгии и Франции, модерн стайл – в Велик, тиффани – в США, модернизмо – в Испании, модерн – в России.Формообразование классического Ар Нуво.Главный принцип был сформул. еще Вельде: назад к природе, в которой сокрыты подлинная красота и гармония.Поскольку в природе нет прямых и геометр. конструкций, формы Ар Нуво должны следовать плавным,извилистым линиям.Но прир.линия здесь не самоцель. Она должна служить выражению целостности замысла,созд.т эффект завершенности и гармонии.В динамике форм модерна есть спонтанность, стихийность, самопроизвольность.Наибольший эффект дает его применение в мебели и архитектуре.(Гимар, Макинтош).В модерне выдел.2осн.напр.: конструктивное (Австрия, Шотландия) и декоративное(Бельгия, Франция, Германия) Декоративное напр.наз. также «флореальным». Источник идей для художников была природа. Наиболее распрост-ой темой стали бутон и экзотич.растения с длинными стеблями и бледными цветками,предпочтение отдавалось лилиям, кувшинка, ирисам и орхидеям. В большой моде были образы женщин с длинными, струящимися волосами.Стилизовались - стрекозы и бабочки, павлины и ласточки.В период наивыс. попул-тью он использ.для украш.фасадов зданий и оформл.интерьеров магаз., ресторанов и частных особняков(интерьерные работы бельгийцев Виктора Орта и Генри Ван де Вельде,Антонио Гауди Парк Гуэля, Дом Бальо, Дом Мила, решетки парижского метро и мебель Гектора Гимара, работы Луис Комфорта Тиффани; изделия из стекла и мебель Эмиля Галле.) На ином принципе строили поиск мастера "школы Глазго", возглавляемой Макинтошем.Они создавали более сдержанную разновидность ар нуво.Стиль шк.Глазго характер. чистой геометрией форм в сочетании с криволинейностью поверх-ных декор-ых элементов.Чистая геометричность стиля Глазго оказала решающее знач. на развит.Ар нуво в Австрии и Герм.Мастерами Венского Сецессиона были Отто Вагнер, Йозеф Мария Ольбрих, Йозеф Хофман.В Герм-Петер Беренс,Отто Экман,Рихард Римершмид.Поздний модерн повсюду испытывал нарастающее давление рационал-их тенденций и возобновившегося тяготения к "непреходящим ценностям" упорядоченной формы. Поздний модерн стал переходным этапом к новым стилевым направлениям начала 20 века - арт деко,функционализму.







Последнее изменение этой страницы: 2017-02-08; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.208.22.127 (0.015 с.)