Методическое пособие для практических занятий по курсу 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методическое пособие для практических занятий по курсу



Православный Свято-Тихоновский Гуманитарный Университет

КАФЕДРА СВЯЩЕННОГО ПИСАНИЯ

МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ ДЛЯ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ ПО КУРСУ

ЧЕТВЕРОЕВАНГЕЛИЯ

I КУРС. I СЕМЕСТР

МОСКВА

Православный Свято-Тихоновский Гуманитарный Университет

КАФЕДРА СВЯЩЕННОГО ПИСАНИЯ

МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ ДЛЯ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ ПО КУРСУ ЧЕТВЕРОЕВАНГЕЛИЯ

I КУРС. I СЕМЕСТР

Москва 2005 г.


ББК 8б.37-22я73 УДК 27-247(075.8)

М54

Утверждено Советом Богословского факультета ПСТГУ

25 ноября 2004г.

Редактор иерей Георгий Ореханов

М 54 Методическое пособие для практических занятий по курсу Четвероевангелие. 1курс 1 семестр. Изд. 2-е, испр. М.: Изд-во ПСТГУ, 2005г. 38 с.

ISBN 5-7429-0229-8

ISBN 5-7429-0229-8 ©ПСТГУ, 2005


 

Почасовой план семинарских занятий

(1-й курс, 1-й семестр)

1. Вводное. Методология. Ветхозаветные реалии палестинской жизни.

География и области Святой Земли. Политико-административное устройство. Религиозные течения.

2. Начальный период евангельской истории.

3. Крещение Господа Иисуса Христа и искушение в пустыне,

их значение в свете дальнейшей евангельской истории.

4. Окончание темы. Контрольная работа по пройденному материалу.

5. Галилейский период служения Господа Иисуса Христа.

Учение Христово. Нагорная проповедь как единое целое. Заповеди блаженства.

6. Нагорная проповедь (продолжение).

7. Чудеса Христовы. Смысл и значение.

8. Учение Христово в притчах (Мф. 11-13 и парал.)

9. Резервный семинар.

 

10. Галилейский период служения Господа Иисуса Христа. Развитие противостояния по всему периоду (Мф., Мк., Лк.). Сопоставление с Ин.

11. Христос и ученики (Галилейский период).

12. Общая характеристика Галилейского периода.

Смысловой план евангельской истории по Мф. Сопоставление с Ин. Исповедание ап. Петра. Преоображение.

13. Контрольная работа по всему материалу 1-го семестра.

- 3 -


I- №1

Вводное занятие

[ 1; 2, с.13-14; 3] I. Методология

- Новозаветные реалии палестинской жизни.

- География и области Святой земли. История их возникновения.

- Политике - административное устройство.

Религиозные учения.

П. Практические указания по выполнению домашнего задания.

- Правила проведения ссылок на Св. Писание. Общепринятые сокращения.

- Параллельные места

- Симфония

- Синоптические Евангелия

- Атлас, карта Палестины

III. Примеры выполнения домашнего задания семинара ц 2.

1.Вопрос 36 Что такое закон ужичества?

В Евангелии этот закон не упоминается, но в рекомендованном пособии [3. с.50] приведено указание, что он содержится в книге Второзаконие, и дана ссылка: Втор. 25.5-6. Эти стихи желательно выписать. Почему закон так называется? В церковносля-вянском словаре [4. с. 752] есть перевод слов и «ужик» (родственник), и <<ужичество» - ближайшее, кровное родство; т.о. это - «закон родства». Там же приведено и другое название закона - левират, которое уточняет степень родства, поскольку «levir» (лат.) переводится как «деверь» (брат мужа).

Следует обратить внимание на то, какие именно расхождения в родословии Госпо­да, приведенные в Мф. и Лк., объясняются этим законом, кто и когда впервые таким именно образом согласовал их [3, с.49-50]

2.Задание «истолковать»: Мф. 1.23 «Еммануил»

Приведен параллельный стих: Ис.7.14 (пророчество о рождении Господа Иисуса от Девы), его следует прочитать и по возможности запомнить. Само Евангелие дает перевод этого имени - «с нами Бог». Но почему же Младенца назвали Иисусом, а не Еммануилом? В Мф. 1.20-21 сказано, что так назвать Сына повелевает Ангел Госпо­день, объясняя при этом значение имени Иисус: «ибо Он спасет людей от грехов их». Следовательно, Еммануил - указание на Божественное достоинство Младенца, Кото­рый родится от Девы, а Иисус - Его личное имя, означающее Спаситель.

- 5 -


I-№ 2

Начальный период евангельской и с тории.

[2, с. 17-22; 3, с. 43-65] дополн. в [4; б,т.1; 10; 13] толкования на соответствующие места

Домашнее задание:

1. Прочитать: Мф. 1 и 2 гл., Лк. 1, 2 и 3 (23-28). Ответить на вопросы, связанные
с географией описываемых событий (ссылка на Евангелие обязательна):

а)В каком городе:

- Было благовестив прав. Захарии?

- Было благовестие прав. Иосифу?

- Благовещение Пресвятой Деве Марии?

- Жила прав. Елисавета?

- Родился Господь Иисус Христос?

б)Куда бежали прав. Иосиф с Младенцем и Матерью?
Где они поселились после возвращения?

2. Выяснить и запомнить, кто из Евангелистов описывает
(с указанием точной ссылки):

- Благовестие прав. Захарии.

- Благовестие прав. Иосифу.

- Благовещение Пресвятой Деве Марии.

- Встречу Девы Марии с прав. Елисаветой.

- Рождество Христово.

- Поклонение пастухов.

- Обрезание.

- Поклонение волхвов.

- Сретение.

- Бегство в Египет.

- Избиение младенцев.

- Возвращение из Египта.

- Пребывание 12-летнего Отрока Иисуса в Храме.

3. а) На отдельном листе выписать имена из родословия Спасителя,
приведенного в Мф. 1. 2-16 и Лк. 3. 23-34, начиная с имени Авраама
до имени Иисуса Христа; расположив их параллельно:

- 6 -


Мф. Лк.

Авраам Авраам

Исаак Исаак

Иаков Иаков

Иуда Иуда

Фарес Фарес

б) Что такое «закон ужичества»?

4. Сопоставить стихи из Исх. и Чис, параллельные Лк. 2. 23 (закон о первенцах). Объяснить изменение формулировки закона в Чис. 8. 16 по сравнению с Исх.

Истолковать:

Мф. 1. 23. «Еммануил» [3, с. 51].

Мф. 2. 1. «волхвы с востока» [3, с. 59-60].

Мф. 2. 2. «Звезда» [3, с. 60-61].

Мф. 2. 11. «золото, ладан, смирна» [3, с. 61; доп. 6, т. 1, с. 273].

Мф. 2. 23. «назорей» [4, с. 330; 3, с. 63-64].

Лк. 1. 5. «Авиева чреда» [3, с. 44 и параллельные стихи ВЗ],

«род Ааронов» [4, с. 1]. Лк. 1. 13. «услышана молитва твоя» [3, с. 44]. Лк. 1. 17. «В духе и силе Илии» [6, с. 129-130; доп. 13]. Лк. 1. 22. «дни очищения» [3, с. 56-57]. Лк. 1. 43. «Матерь Господа моего» [10]. Лк. 2. 25. «Чающий утешения Израилева» [3, с. 57].

План семинара.

I. Дата Рождества Христова [2, с. 17-18]. Гипотезы о природе Вифлеемской звезды

- Представители династии Иродов, упоминаемые в Четвероевангелии.

- Какой Евангелист приводит прямое свидетельство о том, что Иисус Христос родился при жизни царя Ирода? Кто приводит косвенное?

- Историческое свидетельство о дате смерти Ирода.

~ Кто и когда установил начало христианской эры? В чем он ошибся?

- Период правления кесаря Тиверия, упоминаемого в Л к. 3. 1.

- Общепринятая в настоящее время дата Рождества Христова.

- Мнения св. отцов о природе Вифлеемской звезды.

- Другие гипотезы.

- Расчеты Кеплера.

- 7 -


II. Родословие Иисуса Христа.

- Отличия:

- В способе приведения:

- В Мф. в самом начале Евангелия, в Л к. - в 3-ей главе.

- По «нисходящей», по «восходящей».

- В Мф. родословие начинается с Авраама, в Лк. продолжается до Адама и Бога.

- Разбиение на группы.

- Имена женщин.

- Имена царей.

- Несоответствие имен (например, имя отца прав. Иосифа).
Привести толкования, объясняющие все расхождения.

III. Благовестив прав. Захарии и Благовещение. Песнь Захарии.
Благовестив прав. Иосифу.

- Сопоставление благовестия прав. Захарии и Благовещения Пресвятой Деве Марии:

- Какие отличия.? В чем сходство?

- В некоторых толкованиях прав. Захария назван первосвященником. Следует ли это из Лк. 1.5,8-9? (Привлечь знание устройства Храма).

- Пророчество Архангела Гавриила об Иоанне Крестителе.

- Толкование Лк. 1.67-70, использование в богослослужении

- Толкование стихов Мф. 1.19 и 1.25.

IV. Рождество Христово.

- Значение события Рождества Христова в искуплении рода человеческого.

- Ветхозаветные пророчества о Рождестве Христовом

 

- Исторические свидетельства (Тацит, Светоний, Иосиф Флавий) всеобщее ожи­дание прихода Спасителя в мир.

- Предсказания о Рождестве от Девы, места и времени Рождества [1, с. 6-7].

 

- Вследствие каких событий (обстоятельств) Господь Иисус Христос родился в Вифлееме, а не в Назарете?

- Данные новейших исследований о порядке проведения переписи в те времена.

- В каком смысле отечеством Иисуса Христа в Лк. 4. 23-24 назван Назарет?

- Поклонение пастухов.

- Обрезание и наречение имени. Кем и когда установлен обряд обрезания? Символом чего он был? Для чего «всех Господь обрезание терпит» (кондак праздника)?

- Что означает имя Иисус?

- Поклонение волхвов [6, с. 246-247].

- 8 -


- Бегство в Египет (объяснить отсутствие описания этого события в Лк.)
[6, с. 246-247].

План семинара: I. Общественное служение Иисуса Христа. Цель служения, периодизация

- С каким событием связывает Евангелие начало служения? Что можно сказать о продолжительности служения Господа?

- По каким событиям принято его рассчитывать?

- Начальный период (основные события, география)

IV. Заповеди блаженства.

- Значение слова «блаженни»

- Какое Евангелие приводит эти заповеди?

- Кто и почему называет их «золотою цепью»? (Дом. зад.)

- Сравнение Мф. 5,3-12 и Лк.б, 20-23 (+6,24-26); [2, с. 38-40J

- Использование в богослужении Мф. 5,3-12 и Лк. 6,20-23

НАГОРНАЯ ПРОПОВЕДЬ


[2, с.32-40; 3, с.110-122] [доп. 9, с. 158-292, 6, с. 615-616..520-577]

Домашнее задание:

1. Составить план Нагорной проповеди,

т.е. выяснить структуру отрывка 5,6 и 7 гл. Евангелия от Матфея вычленить отдельные смысловые сюжеты («пост», молитва и т.д.). Необходимо отчетливо представлять содержание всех смысловых отрывков.

2. Выписать из Мф. 5.17-48, какие заповеди из Декалога рассматривает Спаситель.

3. Выписать со ссылкой на Священное Писание Ветхого Завета, какие еще положения Пятикнижия Господь истолковывает по-новому.

4. Перечислить притчи, входящие в состав Нагорной проповеди.

Истолковать:

Мф.5.17 - что значит «закон» [2, с. 40]

«исполнить» [11, 2]. Мф.5.13-14 - «соль земли», «свет мира» [9, с. 158-160]. Мф.5.15 - «свеча под сосудом» [11, 2].

Мф.5.19 - «малейший в Царствии Небесном» [6, т. 1, с. 544-545]. Мф. 5.22 [10] Мф.5.33-34 - «клятва» [6, т. 1, с. 564-567; 13, с.492-493].

(см. также Чис.6 и 30 гл.; Лев.27 гл.). В каком смысле Господь воспрещает клятву? Мф.5.39 - «удар в правую щеку» [11, 2]. Мф.6.9 - «святить имя» [11, 2] Мф. 6.11 «хлеб насущный» [11, 2] Мф.6.22 - «светильник для тела есть око» [9, с. 287].

(«светильник» [4, с. 579] - подсвечник) Мф.7.12 - «золотое правило» - сравнить с ветхозаветной формулировкой

[И. 21. Мф.7.24 - «камень» [4, с. 243]. Мф.6.2; 5.16 - «лицемеры» [11, 2].

-15-


План семинара:

I. Христос и Закон (Мф. 5:17-48). Закон любви (Мф. 5:44, 48).

- Есть ли параллели Мф. 5.17-48 в других Евангелиях?

- Как раскрывается содержание заповедей блаженства в последующем тексте Нагорной проповеди?

- Содержание понятия «Закон» в контексте проповеди Иисуса Христа.

 

- В каком смысле говорится об исполнении Закона? Означает ли это, в частности, буквальное исполнение ветхозаветных предписаний?

- Сколько и какие заповеди Декалога Господь приводит в Нагорной проповеди (домашнее задание). Новое толкование.

- Понятия:

«гневаться напрасно»,

«суд», «Синедрион»,

«рака»,

«геенна огненная».

- «Разводная». Смысл и причина появления закона Втор. 24.1 [б, т. 1, стр. 562-564].

- О каких клятвах идет речь (Втор.б. 13; 10.20).

- Двукратное повторение [11, 2, с. 12-16].

- В каком смысле Господь воспрещает клятву [6, т. 1, с. 564-566].

III. Молитва Господня

- Молитва Господня - образец всякой молитвы

- Сопоставление Мф. 6, 9-13 и Лк. 11, 2-4 (события, период общественного служения, сам текст)

- обращение к Богу как к Отцу

- множественное число местоимений

- смысл слов «да святится имя Твое»

- «хлеб насущный»

- о каких искушениях в этой молитве идет речь? [6, Т. 1, с. 612]

- «лукавый» [И, 2]

Объяснить, что такое

Мф.8.3 - «проказа»

Мф.8.14 - «горячка»

Мф.8.28 - «беснование»

Мф.8.28 - «страна Гергесинская»

Мф.15.21 - «страны Тирские и Сидонские»

План семинара: I. Проповедь и чудеса. Смысл и значение чудес в благовестии Царства.

Отличие «знамения «от «чуда».

- Особенности Мф.: за учением словом следует подтверждение (иллюстрация) делом: после Нагорной проповеди в 8 и 9 гл. - повествование о чудесах, после учения о Царствии Небесном в притчах 13 гл. - великие чудеса насыщения пяти тысяч пятью хлебами, чудо хождения по водам и др. (14-15 гл.).

- Единство отрывка 5-9 гл. Мф.

- Раскрытие приточного учения о Царстве делами любви (14-15 гл.)

- Чудеса - знамение мессианского спасения.

- Предвосхищение Царства и явление иного бытия.

- Чудеса - явление милосердия и любви Божией.

- Победа над Сатаной.

- Раскрытие в сердцах веры.

- Чудеса привлекают внимание, вызывают страх и восхищение.

- Различная реакция на чудеса Христовы:

- Неприятие чудес: горе городам нераскаянным.

- Чудо и изменение жизни; покаяние, спасение.

-19-


II. Общесиноптические евангельские чудеса (Галилейский период).
Чудеса, о которых упоминают все четыре Евангелия.

- Изложение событий, связанных с совершением каждого чуда.

- География.

- Особенности в параллельных Евангелиях.

- Смысл и значение чудес.

III. Евангельские чудеса Галилейского периода: уникальные и
приведенные у двух Евангелистов:

- Изложение событий, связанных с совершением каждого чуда.

- География.

- Особенности в параллельном изложении двух Евангелистов.

- Смысл и значение чудес.

IV. Чудеса и вера:

- Первое требование галилейской проповеди (Мк.1.15).

- Чью веру особенно отмечает Господь?

- Разные проявления веры.

- Пробуждение веры под воздействием чуда.

Христос и ученики.

[2, с.38-61]

доп. [6, т.1, с.350-360, 476-482;

т.2,с.1-4,16-32,513-512,658-663]

толкования на соответствующие места в [10 и 12]

Домашнее задание:

1. Прочитать в Ин. 1.35-51 о первой встрече будущих апостолов

с Иисусом Христом. Отметить слова Господа, сказанные о каждом из будущих апостолов, и их реакцию на встречу со Спасителем.

2. Прочитать повествования синоптических Евангелий о призвании
галилейских рыбаков (Мф. 4. 18-22; Мк. 1. 16-20; Лк. 5. 1-11). Отметить
особенности, изложенные евангелистом Лукой. Обратить внимание

на контекст отрывка.

3. Прочитать о призвании Матфея (Левия) (Мф. 9. 9-13; Мк. 2. 13-17;

Лк. 5. 27-32). Отметить особенность жизненного пути этого ученика Христова.

4. Выяснить значение слова «апостол». Где и в каком контексте встречается это слово в Евангелии?

5. Внимательно прочитать 10-ю главу Евангелия от Матфея и парал. места. Какова была цель избрания апостолов? (Подтвердить цитатами из Евангелия).

6. Найти все варианты списка Двенадцати апостолов, приведенные в Св. Писании Нового Завета. Сравнив их между собой, отметить сходство и различия.

7. Выписать имена апостолов из Четвероевангелия. Принимая во внимание, что иудеи часто носили не одно имя, а два или три, отметить,

как именно Евангелист называет апостола:

 

  Мф. Мк. Лк. Ин.
1. Симон (Петр) (10.2) Симон (Петр) (3.16) Симон (5.4) Симон (Кифа, Петр) (1.42)
2. * * * * * * * * * * * *

Составить список Двенадцати апостолов с их вторыми и, если есть, третьими именами (без указания конкретного Евангелия).

-28-


Что известно о каждом из апостолов из Св. Писания и Св. Предания? Свидетелями или участниками каких чудес были апостолы? Какие наставления, притчи и их толкования были сказаны Господом ученикам?

Истолковать:

Мф. 8. 18-22; Лк. 9. 57-62 - о следовании за Христом [6, т.1, с.658-663] Мф. 9. 14-17 - вопрос о посте [6, т.1, с.476-480].

Мф. 10. 34-36 - «не мир пришел Я принести, но меч» (ср. с Лк. 12.51-53]. Мф. 10.16 «будьте мудры, как змии, и просты, как голуби» [3] Мф. 10. 39 - «сберегший душу свою потеряет ее» (ср. с Мф. 16.25 и пар.). Мф. 12. 46-50 - «кто будет исполнять волю Отца Моего Небесного, тот Мне брат и сестра и матерь» [6, т.1, с.738-741]

План семинара.

I. Первая встреча с будущими учениками. Призвание рыбарей (Мф., М к., Лк.) Призвание М атфея.

- Первая встреча Господа с будущими учениками в изложении евангелиста Иоанна:

- что означают слова «на другой день» (Ин. 1.35)?

- Свидетельство Иоанна Предтечи о Господе. Как переводится слово «агнец»?

- Являются ли слова о мессианском достоинстве Господа в устах будущих апостолов (Ин. 1.41, 45, 49) тождественными исповеданию ап.Петра (Мф.16.16)?

- Ин. 1.46 «из Назарета может ли быть что доброе?» Откуда был сам Нафанаил? (Привести ссылку на Ин.)

- Наиболее подробное повествование о призвании Галилейских рыбаков в изложении ев. Луки:

- Лк. 5.1 для чего «народ теснился»?

 

- Послушание Симона (Лк. 5.5)

- чудесный улов рыбы

- толкование Лк. 5.8-10

- Мк. 1.19-20 («с работниками»).

- Призвание Матфея (Левия).

И. Апостольское служение (Галилейский период)

- Цель избрания апостолов

- апостольская Двунадесятица

- служение при земной жизни Господа

- завещание на грядущие времена.

- 29 -


III. Апостольская проповедь (Мф. 10)

- К кому должна быть обращена проповедь апостолов?

- Практические наставления апостолам

- наставления о поведении в опасностях, предстоящих апостолам

- отношение людей к проповеди апостолов

- параллельные места у других евангелистов.

IV. Воспитание учеников.

- Особая роль учеников в познании учения:

- Нагорная проповедь: «свет мира» (Мф. 5. 14)

- «вам дано знать тайны Царствия Небесного» (Мф. 13. 11))

- Воспитание учеников чудесами

- отношение учеников к чудесам, совершаемым Господом

- Ученики Христовы и ветхозаветные установления

- ученики Христовы и «предания старцев».

- Новый принцип созидания союза Господа и учеников: любовь и свобода.

- Исповедание ап.Петра как итог воспитания учеников в Галилейский период служения Господа.

-30-


I - № 12.

Преображение.

[2, с. 57-6] доп. [6, т. 2]

Домашнее задание:

1. Перечислить основные события Галилейского периода (по всему Четвероевангелию).

2. Продолжительность Галилейского периода.

3. География Галилейского периода.

4. Восприятие иудеями личности Иисуса Христа, Его чудес и проповеди.

5. Каким было отношение учеников? Мк. 6. 51-52; 8. 13-21 сравнить с Ин. 1.41,40; 2.11. Сопоставить Мф. 14.33 и Мф. 16.16. Сравнить с Ин. 1. 41, 49; Мф. 14. 33 с Мф. 16. 16.

6. В чем смысл и значение исповедания ап. Петра?

7. Найти в Ин. стихи, параллельные Мф. 16. 16, отметить особенности в повествовании (смысловые, событийные, географические).

8. Сравнить повествования о Преображении. Отметить уникальные места.

9. Кто из Евангелистов был свидетелем Преображения? Что он рассказывает об этом событии? Указать в Посланиях св. апостолов упоминание

о Преображении его непосредственного свидетеля.

10. Смысл и значение Преображения. Кондак праздника.

Истолковать:

Лк. 5. 33-35 - о посте. Мф. 16. 16 - Христос. Мф. 16. 18. Мф. 16. 25.

План семинара:

Приложение

Литература по Священному Писанию Нового Завета (Четвероевангелие)

Творения святых отцов:

Григорий Богослов, свт. Творения. Изд. Троице-Сергиевой Лавры, 1994.

Ефрема Сирина, преп. Творения. Часть 8. Толкование на Четвероевангелие. Серг. Посад, 1913. Репринт 1992.

Иероним Стридонский, блаж. Четыре книги толкований на Евангелие от Матфея. М. // Учебно-информационный экуменический центр ап. Павла, б.г.

Иоанн Златоуст, свят. Толкование на святого Матфея евангелиста. Изд. Москов­ской Патриархии, 1993.

Иоанн Златоуст, свят. Толкование на святого Иоанна евангелиста. Изд. Москов­ской Патриархии, 1993.

Феофилакт Болгарский, блаж. Благовестник. Толкование на святое Евангелие. СПб., 1994.

- 33 -


Учебные пособия:

Толковая Библия. Изд. А. П. Лопухина. СПб., 1904-1913. Репринт в 3-х книга? Стокгольм, 1988. Книга третья. Новый Завет.

Аверкий (Таушев), еп. Руководство к изучению Священного Писания Нового Зг вета. Ч. 1 (Четвероевангелие). М., 1995.

Барсов М. В. Сборник статей по истолковательному и назидательному чтеюи Четвероевангелия. В двух томах. Симбирск, 1892. Репринт 1992.

Гладков Б. И. Толкования на Евангелия. СПб.: Столица. 1991.

Григорий (Лебедев), ей. Толкование на Евангелие от Марка. М., 1991.

Также: Григорий (Лебедев), еп. Толкование на Евангелие от Марка. // Вестни: РХД. Париж. 1990. N 60.С. 5-32.

Евфимий Зигабен. Толкование Евангелия от Матфея и Толкование Евангелия о Иоанна. СПб., 2000.

Емельянов А, свящ. Введение в Новый Завет. М.: ПСТБИ, 1999.

Игнатий (Крекшин), иером. Евангелие от Луки с пояснениями. // Московски епархиальные ведомости. М., 1991. N 1. С. 38-43.

Иоанн (Крестьянкин), архм. Толкование на девять заповедей блаженства. // Санкт Петербургские епархиальные ведомости». Л., 1990. N 5. С. 58-66.

Кассиан (Безобразов), еп. Христос и первое христианское поколение. YMCA Press Русский путь. М., 2001.

Михаил (Грибановский), еп. Над Евангелием. М.: ПСТБИ, 2001.

Михаил (Лузин), еп. Евангелие от Матфея с предисловием и подробными объяс­нительными примечаниями. Минск. ХАРВЕСТ. 2000.

Михаил (Лузин), еп. Евангелия от Марка и Луки с предисловием и подробными объяснительными примечаниями. Минск. ХАРВЕСТ. 2000.

Михаил (Лузин), еп. Евангелие от Иоанна с предисловием и подробными объяс­нительными примечаниями. Минск. ХАРВЕСТ. 2000.

Никифор, архиеп. Библейская энциклопедия. М., 1891. Репринт 1991.

Святоотеческое толкование на Евангелие от Матфея. Журн. «Вечное». Париж, N 13-24, 1949., 25-36, 1950.

Иванов А. В. Руководство к изучению книг Св. Писания Нового Завета. СПб., 2002.

Православный Свято-Тихоновский Гуманитарный Университет

КАФЕДРА СВЯЩЕННОГО ПИСАНИЯ

МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ ДЛЯ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ ПО КУРСУ

ЧЕТВЕРОЕВАНГЕЛИЯ

I КУРС. I СЕМЕСТР

МОСКВА

Православный Свято-Тихоновский Гуманитарный Университет

КАФЕДРА СВЯЩЕННОГО ПИСАНИЯ



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-08; просмотров: 689; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.205.179.155 (0.241 с.)