ТОП 10:

Охарактеризуйте причины и последствия Великого переселения народов, расскажите об участии в нем славян



Билет 1.

Билет 2

Билет № 3

1. Расскажите, как была организована общественная жизнь в славянском племени.

План ответа

1) Переход от родовой к соседской общине у славян.

2) Управление соседской общиной (вервью).

3) Союзы племен славян.

1) Первоначально восточные славяне жили «каждый своим родом и на своих местах», т.е. объединялись на основе кровного родства. Во главе рода стоял старейшина, обладавший большой властью. По мере расселения славян на обширных пространствах родовые связи стали распадаться. Родовую общину сменила соседская (территориальная) – вервь. (рисунок: родовая и соседская общины) 2) Члены верви совместно владели сенокосами и лесными угодьями, а поля были поделены между семейными хозяйствами. На общий совет – вече – сходились все домохозяева округи. Оин выбирали старейшин для ведения общих дел. Во время нападений врагов славяне собирали народное ополчение, которое строилось по десятичной системе (десятки, сотни, тысячи). 3) Отдельные общины объединялись в племена, а те в свою очередь – в союзы племен. Существовало 12 (по другим данным 15) восточнославянских племенных союзов. В летописи они называются племенами. Наиболее многочисленными из них были поляне, обитавшие в среднем течении Днепра, и ильменские словене, жившие на берегах озера Ильмень и реки Волхов. Центром полян был город Киев, основанный (по легенде князем Кием). Центром ильменских словен стал город Новгород.

Приведите не менее пяти доводов того, что половцы были отличными воинами

. О половецких воинах известно мало, но современники считали их отличными воинами.

1. В половецком войске обязаны были служить все мужчины, способные носить оружие. Половецкие воины сражались луками, дротиками и кривыми саблями. Колчаны носились на боку. Основной силой кочевников, как и у любых степняков, были отряды легкой кавалерии, вооружённой луками. Половецкие воины, помимо луков, имели также сабли, арканы и копья. Позднее в войсках половецких ханов появились и дружины с тяжёлым вооружением. Тяжеловооружённые воины носили кольчуги, панцири и шлемы с железными или бронзовыми личинами.

2. Известно также (со второй половины XII века) о применении половцами тяжелых самострелов и «жидкого огня», заимствованных, возможно, у Китая ещё со времен жизни их в районе Алтая, либо в более поздние времена увизантийцев (греческий огонь). Используя эту технику, половцы умели брать и хорошо укреплённые города.

3. Половецкие войска отличались маневренностью, однако зачастую скорость их передвижения сильно замедлялась в связи с громоздким обозом, состоящим из телег с багажом. Некоторые повозки оснащались арбалетами и были пригодны для защиты во время нападений противника. Во время внезапных нападений противника половцы умели стойко обороняться, окружая свой стан повозками.

4. Половцы использовали традиционную для кочевников тактику внезапных нападений, ложных отступлений и засад. Они действовали, в основном, против слабо защищенных деревень, но редко атаковали укрепленные крепости.

5. В полевом бою половецкие ханы грамотно разделяли силы, использовали летучие отряды в авангарде для завязки боя, которые затем подкреплялись атакой основных сил. В качестве великолепной военной школы, где половцы оттачивали мастерство маневрирования, половцам служила облавная охота.

Билет № 4

1. Охарактеризуйте религиозные верования восточных славян.

План ответа (вариант 1) 1) Восточные славяне – язычники.

2) Главные божества славян.

3) Религиозные обряды и поклонение богам у восточных славян.

План ответа (вариант 2)

1) Какими были верования восточных славян?

2) Во что верили восточные славяне?

3) Как восточные славяне поклонялись своим богам? (основные понятия: традиционные верования, язычество. Идол)

1) Восточные славяне были язычниками. Так называли людей, поклонявшихся многим богам. Разные виды язычества называют традиционными верованиями. Славяне смотрели на природу как на живое существо и представляли ее в виде различных божеств. 2) Самым почитаемым были бог солнца Ярило, бог грома и молнии (а также войны и оружия) – Перун, повелитель ветра – Стрибог, покровитель скотоводства – Велес, богиня плодородия – Мокошь. Славяне верили в загробную жизнь. Почитали предков, тени которых (чур, щур, домовой) оставались, по их мнению, жить в доме и охраняли потомков от бед. В реках и озерах водились русалки (ими становились, по мнению славян утопленницы). А в глубине озера или реки жили водяные, в чаще леса – леший. 3) Для поклонения своим богам славяне не строили храмов. Они совершали религиозные обряды в священных рощах, у священных дубов, где стояли деревянные (или каменные) статуи богов – идолы. Для того, чтобы задобрить богов им приносили жертвы: животных, растения. В особо важных случаях славяне прибегали и к человеческим жертвоприношениям.

Билет № 5

1. Выскажите свое мнение по поводу спора сторонников и противников норманнской теории образования Древнерусского государства.

План ответа

1) Сущность норманской теории

2) Сущность антинорманской теории

3) Собственное мнение

1) Споры о происхождении варягов и руси начались еще в 18 веке. Немецкие ученые (Г. Байре, Г. Миллер), работавшие тогда в России, выдвинули версию о том, что варяги-русь – это норманны, точнее, шведы. Ученые утверждали, что без приглашения правителей-норманнов славяне не смогли бы создать свое государство, культуру. Тех, кто считал, что норманны это варяги и они создали государство Русь, называют норманистами. 2) против подобных взглядов выступил тогда М.В. Ломоносов, который занимался и историей. Тех, кто считает варягов-русь славянским или иным нескандинавским народом, называют антинорматистами. Большинство антинорманистов считают, что варяги приплыли в Новгородскую землю с южного или восточного берега Балтийского моря. На южном берегу балтики тогда жили племена западных славян. Одно из них в Европе называли варинами, их столицей был город Рерик. Варины, так же как и скандинавы совершали далекие морские походы. 3) Выскажите собственное мнение – какая точка зрения, на ваш взгляд соответствует действительности. Почему?

Билет № 6

Билет № 7

Билет № 8

Билет № 9

Билет № 13

Билет 14

1. Дайте характеристику правления князя Владимира Мономаха.

Годы правления:1113-1125

Из биографии.

Владимир Мономах – внук Ярослава Мудрого. Своим прозвищем он обязан деду по материнской линии — Константину Мономаху. Это мудрый государственный деятель и законодатель, умелый полководец и дипломат, строгий и мудрый правитель.Мономах стремился всеми силами сохранить единство Руси, за повторную усобицу беспощадно карал.

В 1097 году Мономах собрал съезд князей в Любече, на котором отмечалось, как пагубно влияют на Русь междоусобицы. Однако съезд закрепил начало раздробленности: «Каждый да держит отчину свою» (т. е. владеет землями, унаследованными от отца, и не покушается на чужие).

Ещё не будучи киевским князем, Мономах организовал ряд успешных походов против половцев: в 1103, 1109 и 1111 годах, до этого был созван Долобский съезд князей в 1103, на котором князья договорились совместно выступить против половцев.

В 1113 году, после смерти киевского князя Святополка Изяславича, в Киеве произошло восстание, Мономаха пригласили на княжение. Таким образом, на престоле он оказался в 60 лет!

Дополнил « Русскую правду» «Уставом Владимира Мономаха», в котором значительно ограничил злоупотребления ростовщиков, тем самым были защищены права закупов – именно они страдали от беспредела ростовщиков. Было запрещено обращать в рабство отрабатывающих долг зависимых людей.«Поучение» Владимира Мономаха Основная мысль « Поучения»- осуждение усобиц и призыв к единству Руси.

Военные успехи Мономаха и его детей значительно повысили международный авторитет Руси. Византия стала побаиваться Русь , а после того, как сын Мономаха Мстислав был отправлен отцом с огромным войском в Андрианополь, император Алексий Комнин решил помириться с Мономахом и прислал в Киев ему дары. Среди них была барма (то есть широкий воротник с драгоценными камнями, с надписями религиозного характера, она надевалась поверх одежды правителя), Крест с Животворящего дерева, золотая цепь, венец и сердоликовая чаша Августа-кесаря. Митрополит Эфесский не просто вручил дары, а даже венчал на царство присланной шапкой ( правда, это лишь предание). По другой версии, шапка была подарена Ивану Калите ханом Узбеком, и произошло это значительно позже- в 14 веке.

Скипетр (укороченный посох), цепь, барма, держава (золотой шар с короной или крестом) и шапка стали атрибутами венчания правителей на Руси.

Известное изречение: «Тяжела ты, шапка Мономаха»,- появилось в трагедии А.С. Пушкина «Борис Годунов».Сегодня символы власти хранятся в Оружейной палате в Москве.

Хронология жизни и деятельности В. М.

Билет № 15

1. Охарактеризуйте повседневную жизнь одного из слоёв населения Древней Руси (по Вашему выбору).

Повседневная жизнь крестьянина сосредоточена в семье. В Древней Руси семьи обычно были большими. В одной семье жили дед, его сыновья с женами, внуки и т.д. Детство проходило в очень жестких условиях, что нашло отражение даже в терминах, прилагаемых к детям: отрок – "неговорящий", не имеющий права слова; хлопец – "холоп"; челядь – младшие члены рода. Основным методом воспитания считалась порка. Избиение в поучительных целях было нормой

Людей Древней Руси звали в основном по именам, но часто они имели еще и различные прозвища. Отчества же употреблялись редко. Человек, которого величали по отчеству (с добавлением суффикса -вич, например Игоревич, Ольгович), являлся знатным; так называли князей, позже – крупных бояр. Лично свободные представители средних сословий пользовались "полуотчествами" (к их именованию добавляли суффиксы -ов, -ев, -ин, например "Иванов Петров сын", т.е. его отец носил имя Петр). У низших слоев общества отчества не было вообще, бытовали только имена. Также в Древней Руси не существовало фамилий. Они появляются только в XV–XVI вв., первоначально у феодалов.

Мы можем лишь частично восстановить облик древнерусских жилых построек по данным археологии. Основным типом была изба. Она представляла собой деревянный четырехугольный бревенчатый сруб, поставленный или прямо на землю, или на подставки (камни, бревна). Пол мог быть земляным или деревянным, из гладко отесанных досок. Обязательно имелась печь; собственно, слово изба и означает "жилье с печью" (от исьтба, истопка, истобка). Однако дымоходы и трубы встречались редко, печи топились "по-черному", т.е. весь дым шел в избу. Свет в дома проникал через небольшие окна, прорубленные в стенах. Как правило, они были "волоковые": узкая продолговатая щель в стене, которая закрывалась ("заволакивалась") доской.

Беднота жила в полуземлянках. В земле вырывали прямоугольную яму, стены укрепляли деревянным каркасом, который обмазывали глиной. Затем сверх}' строили дощатую или бревенчатую крышу, иногда поднимая ее над поверхностью на небольшом срубе. Поскольку в условиях русской зимы существовать без отопления невозможно, в полуземлянках также устанавливались топившиеся "по-черному" куполообразные глинобитные печи. В крестьянских домах вместе с семьей под одной крышей, за перегородками, могли держать домашнюю скотину.

Продукты питания делали в основном из злаковых культур (ржи, овса, проса, реже – пшеницы) и овощей. Это были хлеб, различные каши, кисели, похлебки, отвары и т.д. Мяса ели мало и чаще свинину, чем говядину и баранину. Зато широкой популярностью пользовалась речная рыба, что объяснялось как ее дешевизной, так и большим количеством православных постов. Пили хлебные квасы, меды, фруктовые отвары. Посуда употреблялась у крестьян в основном деревянная. Основной одеждой была рубаха-косоворотка из холста. Она застегивалась на деревянные, костяные или металлические пуговицы и подпоясывалась узким кожаным ремнем или кушаком. Широкие штаны обычно заправляли в сапоги или заматывали в онучи. Основная масса населения в качестве обуви носила лапти или порши (нога заворачивалась в цельный кусок мягкой кожи и подвязывалась), зимой – валенки. Зимой носили шубы из овчины, теплую одежду из грубой шерсти.

 

 

Билет № 16

1. Расскажите об отношениях Руси с Византией.

Билет № 17

1. Охарактеризуйте достижения культуры Руси в IX-XII вв.: письменность, литература, устное народное творчество.

Культура Древней Руси — явление уникальное. Взаимодействие наследия восточных славян с византийскими и, следовательно, античными традициями создало самобытный духовный мир. Время его формирования и первого расцвета — X — первая половина XIII в. (домонгольский период) Языческая древность сохранилась прежде всего в устном народном творчестве — фольклоре (загадки, заговоры, заклинания, пословицы, сказки, песни). Особое место в исторической памяти народа занимали былины — героические сказания о защитниках родной земли от врагов. Народные сказители воспевают подвиги Ильи Муромца, Добрыни Никитича, Алеши Поповича, Вольги, Микулы Селяниновича и других былинных богатырей Крещение Руси было важнейшим событием в истории древнерусской культуры.

С принятием христианства началось быстрое развитие письменности. Письменность была известна на Руси в дохристианские времена (упоминание о «чертах и резах», середина I тыс.; сведения о договорах с Византией, составленных на русском языке; находка под Смоленском глиняного сосуда с надписью, сделанной кириллицей — азбукой, созданной просветителями славянства Кириллом и Мефодием на рубеже X—XI вв.). Православие принесло на Русь богослужебные книги, религиозную и светскую переводную литературу. До нас дошли древнейшие рукописные книги — «Остромирово Евангелие» (1057) и два «Изборника» (сборника текстов) князя Святослава (1073 и 1076). Утверждают, что в XI—XIII вв. в обращении находилось 130—140 тыс. книг нескольких сот названий: уровень грамотности в Древней Руси был по меркам средневековья весьма высок. Есть и другие доказательства: берестяные грамоты (их археологи обнаружили в середине XX в. в Великом Новгороде), надписи на стенах соборов и ремесленных изделиях, деятельность монастырских школ, богатейшие книжные собрания Киево-Печерской лавры и Софийского собора в Новгороде и др.

Древнерусская литература представлена различными жанрами (летописание, жития святых, публицистика, поучения и путевые заметки, замечательное «Слово о полку Игореве», не принадлежащее ни к одному из известных жанров), она отличается богатством образов, стилей и направлений.

Древнейшая из дошедших до нас летописей — «Повесть временных лет» — создана около 1113г. монахом Киево-Печерской лавры Нестором. После распада Киевской Руси возникли самостоятельные летописные школы в обособившихся землях, но все они, как к образцу, обращались к «Повести временных лет». Из произведений ораторско-публицистического жанра выделяется «Слово о Законе и Благодати», созданное Иларионом, первым русским по происхождению митрополитом, в середине XI в.

Замечательно «Поучение» Владимира Мономаха, написанное для сыновей. Князь должен быть мудр, милосерден, справедлив, образован, снисходителен и тверд в защите слабых. Силы и доблести, верного служения стране требовал от князя Даниил Заточник, автор блестящего по языку и литературной форме «Моления».

К согласию и примирению князей призывал и неизвестный автор величайшего произведения древнерусской литературы «Слово о полку Игоре-ве» (конец XII в.). Реальное событие — поражение северского князя Игоря от половцев (1185— 1187) — стало лишь поводом к созданию «Слова»,

Искусство Древней Руси — это в первую очередь архитектура и живопись. Византийские традиции каменного зодчества пришли с христианством. Величайшие постройки XI—XII вв. (разрушенная в 1240 г. Десятинная церковь, соборы, посвященные Святой Софии, в Киеве, Новгороде, Чернигове, Полоцке) следовали византийским традициям.

Внутренние, нередко и внешние стены храма расписаны фресками (живопись по сырой штукатурке) или покрыты мозаикой. Особое место занимают иконы — живописные образы Христа, Богоматери, святых.

К середине XII в. стали очевидны и различия художественных школ Владимиро-Суздальской, Новгородской, южнорусских земель. Радостные, легкие, пышно украшенные владимирские храмы (Успенский собор во Владимире, церковь Покрова на Нерли и др.) контрастируют с приземистыми, основательными, массивными церквями Новгорода (церкви Спаса на Нередице, Параскевы Пятницы на Торгу и др.). Новгородские иконы «Ангел Златые Власы», «Знамение» отличаются от написанных владимиро-суздальскими мастерами икон «Дмитрий Солунский» или «Бого-любская Божья Матерь».

К числу величайших достижений древнерусской культуры относится и художественное ремесло, или узорочье, как его называли на Руси. Золотые украшения, покрытые эмалью, изделия из серебра, выполненные в техниках скани, зерни или черни, узорчатый декор оружия — все это свидетельствует о высоком мастерстве и вкусе древнерусских ремесленников.

 

 

Билет № 19

Билет № 20

 

Билет № 21

1. Расскажите о походах хана Батыя на Русь. Определите, какие последствия для русских земель они имели.

Зимой 1237 г. монголо-татары под командованием Батыя вступили на территорию Северо- Восточной Руси. Их первой жертвой стал русский город Казань, затем захватчики разграбили Коломну. В феврале 1238 г. пала столица Северо-Восточной Руси – Владимир. Кочевники покорили Чернигов, пал и стольный Киев. Захват русских городов сопровождался нечеловеческой жестокостью, жителей убивали, несмотря на пол и возраст. Не коснулась война православной церкви. Завоеватели не вмешивались в религиозную область завоеванных стран. С монастырей они не брали дань. Монголо-татары стремились также привлечь на свою сторону церковных деятелей.

Последствия

На Руси установилось монголо-татарское иго:

1) Русь попала под власть ордынского протектората. Золотая Орда – улус Джучи, мощное государство, созданное монгольскими ханами. Столицей его был Сарай-Бату, находившийся неподалеку от современной Астрахани;

2) хан вручал ярлык на великое княжение Владимирское и контролировал ситуацию на всей территории. Ярлык был желанной целью для русских князей и причиной феодальных раздоров;

3) завоеватели всячески поощряли феодальную раздробленность, стравливая потомков Рюрика между собой;

4) главной формой зависимости от Орды являлся сбор дани, «ордынского выхода».

Им на Руси занимались ханские чиновники (баскаки). Дань собиралась с дома-хозяйства. Действия баскаков отличались крайней жестокостью. Они брали в плен людей и переписали все население Северо- Восточной Руси в 1257–1259 гг. «Великий баскак» имел резиденцию во Владимире, куда в это время практически переместился политический центр страны.

Главными причинами поражения Руси и установления Ордынского ига были:

1) существовавшая в то время феодальная раздробленность, так как каждое княжество оказывалось наедине с силами завоевателей. Таким образом, русские князья были поодиночке разбиты врагами;

2) монголо-татары использовали передовую военную технику (камнеметы, стенобитные машины, порох);

3) численное превосходство противника.

Итоги завоевания: города и деревни сжигались, искусные ремесленники уводились в рабство, поля приходили в негодность, а внешнеэкономические связи Руси оказались нарушены на долгие годы. Монголо-татарское завоевание завершило историю Древней Руси в 1240 г. Монголо-татарское завоевание при этом сыграло роль катализатора во время дележа территории и сфер влияния.

 

Сражение на реке Каяле

 

Битва на реке Калке

 

Много слез в те дни пролили матери и жены по погибшим на Калке и Каяле , ставшими реками

русской печали.Реки Каялу и Калку летописцы называют «реками славянской беды».

 

Билет №22

 

Билет № 23

1. Расскажите об образовании Великого княжества Литовского и его взаимоотношениях с Русью.

 

Большую роль в отечественной истории сыграю Великое княжество Литовское. Оно не только вобрало в себя огромный массив древнерусских земель, история которых долгое время протекала в рамках истории Литовского княжества. В процессе своего становления и развития литовские князья выступили могущественными соперниками московских князей. Борьба за лидерство в деле объединения Руси во многом определяла политику московских правителей.

Многочисленные литовские племена (летьгола, земигола, литва, жмудь, ятвяги и др.) жили по течению рек Западная Двина, Неман и Балтийскому побережью. Принадлежали они к земледельческим народам, занимались животноводством и рыболовством, охотой и бортничеством. В то время как Северо-Восточная Русь попала под власть Золотой Орды, русским западным землям удалось сохранить свою независимость. Однако угроза нависла и над ними.

В 40-х гг. литовские земли были объединены в единое государство – Литовское княжество под властью князя Миндовга (1230– 1264). В его состав вошел и ряд русских земель.

В годы княжения Гедемина (1315–1341) Литва значительно расширила на юг и восток свои границы. При нем она получила название Великого княжества Литовского. Столицей нового государства стал г. Вильно. Гедемин присоединил к своим владениям Полоцкое, Минское, Брестское княжества. В начале 30-х гг. его власть признало Киевское княжество.

При сыне Гедемина Ольгерде (1345–1377) к Литве были присоединены Брянская, Северская, Черниговская, Подольская русские земли и ряд других территорий.

Сын Ольгерда Ягайло (1377–1392) в 1380 г. заключил договор с Золотой Ордой, направленный против Москвы, был союзником Мамая в Куликовской битве. В 1385 г. он заключил с Польшей Кревскую унию. По этому договору Ягайло, вступив в брак с польской королевой Ядвигой, провозглашался польским королем под именем Владислава II. Он обязывался принять вместе со всеми своими подданными католичество вместо господствовавшего в это время в Литве язычества и присоединить к Польше земли своего княжества. Уния таила опасность превращения Литвы в польскую провинцию. Против нее выступила часть литовских и русских феодалов. В результате междоусобной борьбы великим князем Литвы стал племянник Ольгерда Витовт (1392-1430).

Витовт препятствовал объединительной политике московских князей. Он заключил договоры с враждебными Москве князьями тверским, рязанским, пронским. В 1404 г. захватил Смоленск, вмешивался в дела Новгорода и Пскова. В начале XV в. трижды вторгался в пределы Московского княжества. Витовт отнял у татар Южную Подолию, расширил свои владения до верховьев Оки, Можайска, Черного моря. В 1410 г. объединенные литовско-русские и польские войска при участии чешских отрядов разбили рыцарей Тевтонского ордена и приостановили их агрессию.

Упорные войны вело Великое княжество Литовское с Русским государством во второй половине XV – XVI в., в результате которых оно утратило ряд завоеванных ранее земель (Смоленск, Чернигов, Брянск, Новгород-Северский и др.).

Внутренние социальные противоречия, а также неудачи в Ливонской войне (1558–1583) против России привели к объединению Великого княжества Литовского с Польшей по Люблинской унии 1569 г. в одно государство – Речь Посполитую.

 

.

2. Приведите факты, которые свидетельствуют о пребывании хазар на территории нашего края.

После разгрома Великой Булгарии во второй половине седьмого века территория современного Донбасса входила в состав Хазарского каганата. Сильная власть и мощная армия позволили кочевникам на десятилетия установить период относительной стабильности, благодаря чему в регионе сложились достаточно комфортные условия для жизни. Снова в Подонье появились постоянные поселения, населенные аланами, славянами, булгарами. Началось развитие ремесел и торговли.
Например, в районе современного села Сидорово Донецкой области в 2012 году археологи начали раскопки хазарского городища. Как выяснилось, в свое время это был гигантский город с площадью больше 120 гектаров и имевший укрепления длиной в два с половиной километра. Возник город в восьмом веке, а примерно в середине Х века его жители по неизвестной причине покинули свои дома. По мнению археологов, оставшиеся вещи свидетельствуют о том, что люди уходили в спешке и надеялись вернуться. Однако город так и остался заброшенным. Сегодня нельзя сказать, почему это произошло, но скорее всего причиной исхода стала военная угроза со стороны печенегов или воинов киевского князя Святослава.
С хазарским периодом Донбасса связана одна интересная гипотеза. В арабских и франкских документах первой половины девятого века есть упоминание о русском государстве, правителя которого называли каганом. То есть до призвания Рюрика у руссов уже было свое государство, но до сих пор достоверно неизвестно, где оно располагалось. На этот счет есть несколько версий и одна из них гласит, что Русский каганат располагался на юго-востоке современной Украины и примыкающих областях России. Так Е.С. Галкина считает, что центр этого государства находился в верховьях рек Оскол, Северский Донец и Дон. Русский историк и философ Сергей Перевезенцев называет это государство Аланской Русью и усматривает его истоки на Дону. Донецкий историк и публицист Алексей Иванов очерчивает границы этого государства по линии Северский Донец – Дон – Азовское море на юго-востоке и Днепром на Западе. Благодаря археологическим раскопкам нам известно, что с восьмого по десятый век на этой территории существовала весьма развитая городская цивилизация, со смешанным аланско-булгарско-славянским населением. По местам проведения первых раскопок у села Верхнее Салтово и Маяцкого городища открытая археологической культура была названа салтово-маяцкой. На сегодня помимо обычных поселений известно шесть салтовских крепостей, построенных из камня и глиняных кирпичей. Так что возможно, что первое государство с названием Русь возникло именно здесь. Правда тогда выходит, что русы – это одно из ираноязычных племен, впоследствии слившееся со славянами и оставившее им свое имя . Впрочем, не все исследователи с этим согласны. Среди историков идут споры, была ли салтово-маяцкая культура независимым государством или же это была всего лишь одна из хазарских провинций, населенная преимущественно ираноязычными аланами.
Период хазарского мира продолжался до девятого века, когда новые кочевые племена из Азии отправились на запад. Первыми в Приазовье и Причерноморье прикочевали венгры, которые поселившись тут признали себя вассалами хазарского кагана. Затем в эти степи вторглись печенеги, за которыми по пятам шли торки (огузы), а за теми половцы. В результате войн с кочевниками Хазария получила серьезный удар и потеряла контроль над степными пространствами. В это же время степняками была уничтожена салтово-маяцкая культура. Отныне в наших степях господствовали печенеги.

 

 

Билет № 24

1. Раскройте причины заключения и условия Кревской унии 1385 г. между Литвой и Польшей.

Кре́вская у́ния 1385 — соглашение о династическом союзе между Великим княжеством Литовским и Польшей, по которому литовский великий князь Ягайло, вступив в брак с польской королевой Ядвигой, провозглашался польским королём

. В начале ХIV в ухудшились отношения Польши и с Тевтонским орденом, крестоносцы завладели польским побережьем Балтийского моря. В этих условиях поляки стали искать для будущей королевы такого мужа, который бы сохранил Польшу и помог бы ей в борьбе с внешними врагами. Выбор остановился на Ягайло. Для этого было несколько причин. Во-первых, Ягайло также был заинтересован в союзниках, которые помогли бы ему сохранить власть. Во-вторых, ВКЛ было давним врагом крестоносцев, а значит, естественным союзником Польши. В-третьих, если бы Ягайло крестил Литву в католичество, это подняло бы авторитет поляков, так как им удалось бы сделать то, что до сих пор не удавалось немцам.

Кревская уния. 14 августа 1385 г. в замке Крево (сейчас деревня Сморгонского района Гродненской области Белоруси) была заключена уния (союз) Великого княжества Литовского и Королевства Польского. Согласно унии, польские послы обещали Ягайло отдать в жены польскую королеву Ядвигу, а с нею и польскую корону. Взамен он и другие князья ВКЛ давали обещание крестить языческую Литву в католичество и «на вечные времена присоединить свои земли, литовские и русские, к Короне Польской». Под «русскими землями» имелись в виду в первую очередь земли Беларуси и частично Украины. Были среди условий унии, выдвинутых поляками Ягайло, и другие: перевезти казну ВКЛ из Вильно в Краков, помочь Польше вернуть утраченные земли, выпустить всех польских пленных, захваченных в прежних войнах. Не забыли поляки даже о таком пункте, как выплата Ягайло значительной суммы денег немецкому принцу Вильгельму Габсбургу за сорванный брак с Ядвигой.

 

. В следующем году Ягайло приступил к выполнению условий Кревской унии. Он был избран польским королем и остался великим князем литовским. Ягайло принял католичество, получил имя Владислава II, женился на польской королеве Ядвиге и был коронован.

В 1387 г. произошло крещение литовцев-язычников по католическому обряду. Кроме этого, Ягайло издал привилей, дававший феодалам дополнительные права и свободы при условии принятия католичества.

Итоги Кревской унии. Заключение персональной унии — объединение двух государств под властью одного монарха — не принесло Великому княжеству Литовскому политического мира. Заключение Кревской унии угрожало ВКЛ утратой государственной самостоятельности. Условия унии вызвали широкое недовольство литовских и «русских» феодалов. А принятие Ягайло католичества вызвало протест православного населения ВКЛ.

 

 

Вывод:

Уния 1385г. не являлась только династическо-персональной, когда государства объединялись посредством общего для них монарха и его потомков. Практически в Кревском замке был составлен и подписан акт государственно-правового объединения двух государств. После принятия унии все литовские и белорусские князья должны были принять присягу на верность короне Польской, а бояре-католики княжества получили те же права, что были у польской знати. Кревская уния имела как положительные, так и отрицательные итоги для Великого княжества Литовского. Союз двух государств значительно укреплял их обороноспособность. Он содействовал росту культурных и прочих связей между ними, а также с другими странами Западной Европы. Но с Кревской унии начались и отрицательные явления для национально-культурного развития русского народа. Православному населению довелось бороться за свои права, которые получили католики. В результате на протяжении XV—XV! вв. было заключено несколько новых уний. Последняя из них, заключенная в 1569 г. в Люблине, привела к потере ВКЛ своей независимости и созданию объединенного государства — Речи Посполитой.

 

Билет № 25

Билет № 26

1. Расскажите о походе Мамая на Русь, определите значение Куликовской битвы для русских земель.

Летом 1380 года на Русь надвигалась громада вражеского войска. Мамай шел на Москву, чтобы продемонстрировать свою силу, заставить великого князя Московского Дмитрия Ивановича вновь платить дань Орде и просчитался. 8 (21) сентября 1380 года полчищам Мамая противостояло общерусское войско зарождающегося единого древнерусского государства. Дружины под началом великого князя вышли на поле брани, чтобы постоять за весь русский народ, защитить родную землю и веру. Великая цель предопределила исход Куликовской битвы: это была первая победа над врагом, которая ознаменовала скорый конец обременительного ига и расцвет Руси..

. Относительно численности войск противников мнения историков расходятся. Одни считают, что у Дмитрия было 60 тыс., другие – 150 тыс. Большинство историков сходятся во мнении, что у Мамая было около 150 тыс.

18 августа Дмитрий посетил Троице – Сергиев монастырь и получил благословение Сергия Радонежского. Сергий направил в войско Дмитрию 2-х своих монахов – Родиона Ослябю и Александра Пересвета.

Битва состоялась 8 сентября 1380 г. на Куликовом поле в месте впадения р. Непрядва в р. Дон. Здесь заканчивалась граница русских земель. По легенде битве предшествовал поединок. С русской стороны в нем участвовалАлександр Пересвет, со стороны м-т – воинЧелубей.Оба погибли в этом поединке.

Построение русских войск в этой битве было традиционным:

Во время битвы Дмитрий находился среди воинов большого полка и одет был как обычный воин. В великокняжеские одежды бал одет его друг боярин Михаил Бренок. Засадным полком командовали князь Владимир Серпуховской и опытный воевода боярин Дмитрий Боброк-- Волынец.

Татары обрушили страшный удар на передовой полк и уничтожили его. Затем атаковали большой полк и правый фланг. Все стелы противника летели в Михаила Бренка, татары думали, что это Дмитрий. Михаил Бренок был убит. Татары прорвали левый фланг и зашли в тыл большого полка. Когда противник уже был близок к победе, Дмитрий Боброк - Волынец дал команду засадному полку атаковать. Это решило исход дела. Татары были обращены в бегств. Русские преследовали их в степи, уничтожая разрозненные отряды врага. Дмитрий был ране в бою.

Войска литовского князя Ягайло так и не приняли участия в этой битве. До сражения Ягайло с Мамаем не успел соединиться, а после сражения повернул свои войска в Литву. Мамай был убит сторонниками Тохтамыша.

10. Итоги и значение Куликовской битвы.

Куликовская битва стала самым важным событием в истории средневековой Руси. Князь Дмитрий прославил себя как полководец. Он получил прозвище Донской, а его двоюродный брат Владимир Серпуховской получил прозвище Храбрый.

Итоги:

- Куликовская битва еще не привела к свержению ордынского ига,

- исчезла практика выдачи ярлыков,

- ускорился процесс распада Золотой Орды на отдельные ханства,- Ягайло был свергнут и к власти в Литве пришли сторонники союза с Москвой,

Значение битвы:

- русский народ сделал первый шаг на пути освобождения от ордынского ига,

- никто не сомневался, что именно Москве суждено возглавить борьбу за независимость,

- Москва стала рассматриваться как будущий центр единого государства,

- стало ясно, что именно единение всех русских земель – залог успеха в борьбе с м-т.

 

Билет № 27

1.Расскажите о ликвидации ордынского владычества на Руси.

В 1473 году, воспользовавшись борьбой среди ордынских ханов, Иван III перестал посылать дань. Но в 1480 году осложнилась обстановка в Московском государстве. Братья Ивана III, обиженные тем, что Иван не присоединил к их уделам часть вошедших в состав Московского княжества новгородских земель, вступили в союз с Казимиром IV. Войска Ливонского ордена совершили нападение на Псковскую землю. Неспокойно было в только что присоединённом Новгороде.







Последнее изменение этой страницы: 2017-02-08; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.204.189.171 (0.031 с.)