Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Сущность и структура педагогического процесса
Латинское слово «процессус» означает «движение вперед», «изменение». Педагогическим процессом называется развивающееся взаимодействие воспитателей и воспитуемых, направленное на достижение заданной цели и приводящее к заранее намеченному изменению состояния, преобразованию свойств и качеств воспитуемых. Иными словами, педагогический процесс – это процесс, в котором социальный опыт переплавляется в качество личности. Главную сущность педагогического процесса составляет обеспечение единства обучения, воспитания и развития на основе целостности и общности. Термины «педагогический процесс» и «учебно-воспитательный процесс» тождественны. Педагогический процесс – это система. В ней слиты процессы формирования, развития, воспитания и обучения вместе со всеми условиями, формами и методами их протекания. Как система педагогический процесс состоит из элементов (компонентов), в свою очередь, расположение элементов в системе – это структура (строение). Компоненты системы – педагоги, воспитуемые, условия воспитания. Педагогический процесс как систему характеризуют цели, задачи, содержание, методы, формы взаимодействия педагогов и воспитуемых, достигаемые при этом результаты. Это и есть образующие систему компоненты – целевой, содержательный, деятельностный, результативный. Целевой компонент процесса включает все многообразие целей и задач педагогической деятельности: от генеральной цели – всестороннего и гармонического развития личности – до конкретных задач формирования отдельных качеств или их элементов. Содержательный компонент отражает смысл, вкладываемый как в общую цель, так и в каждую конкретную задачу; а деятельностный – взаимодействие педагогов и воспитуемых, их сотрудничество, организацию и управление процессом, без которых не может быть достигнут конечный результат. Наконец, результативный компонент процесса отражает эффективность его протекания, характеризует достигнутые сдвиги в соответствии с поставленной целью. Педагогический процесс – это процесс трудовой, он, как и любой другой трудовой процесс, осуществляется для достижения общественно значимых целей. Специфика педагогического процесса в том, что труд воспитателей и труд воспитуемых сливаются воедино, образуя своеобразные отношения участников трудового процесса – педагогическое взаимодействие. Как и в других трудовых процессах, в педагогическом выделяются объекты, средства, продукты труда. Объекты деятельности педагога – развивающаяся личность, коллектив воспитанников. Объектам педагогического труда кроме сложности, системности, саморегуляции присуще и такое качество, как саморазвитие, чем и обусловливается вариативность, изменчивость, неповторяемость педагогических процессов. Предмет педагогического труда – формирование человека, который в отличие от педагога находится на более ранней ступени развития и не обладает необходимыми для взрослого человека знаниями, умениями, навыками. Средства (орудия) труда – это то, что человек помещает между собой и предметом труда, чтобы достичь желаемого воздействия на этот предмет. В педагогическом процессе к орудиям труда относятся не только знания педагога, его опыт, личное воздействие на воспитуемого, но и виды деятельности, на которые он должен переключить учащихся, способы сотрудничества с ними, методика педагогического влияния. Это духовные средства труда. Продукт педагогического труда – это воспитанный, общественный человек. В конкретных процессах, «частях» общего педагогического процесса, решаются частные задачи, формируются отдельные качества личности в соответствии с общей целевой установкой. Педагогический процесс – внутренне связанная совокупность многих процессов; он представляет собой не механическое соединение процессов воспитания, обучения, развития, а новое качественное образование, подчиняющееся своим особым закономерностям. Целостность, общность, единство – главные характеристики педагогического процесса, подчеркивающие подчинение всех составляющих его процессов единой цели. Специфика процессов, образующих целостный педагогический процесс, обнаруживается при выделении доминирующих функций. Доминирующая функция процесса обучения – обучение, воспитания – воспитание, развития – развитие. Но каждый из названных процессов выполняет в целостном процессе и сопутствующие функции: воспитание осуществляет не только воспитательную, но и развивающую, и образовательную функцию, а обучение немыслимо без сопутствующего ему воспитания и развития. При всей этой неразрывности можно выделить и доминирующие характеристики. Так, например, в содержании обучения превалирует формирование научных представлений, усвоение понятий, законов, теорий, оказывающих впоследствии большое влияние и на развитие, и на воспитанность личности. В содержании воспитания преобладает формирование убеждений, норм, правил, установок, мотивов и так далее, но в то же время формируются и представления, и знания, и умения. Таким образом, оба процесса ведут к главной цели – формированию личности, но каждый из них способствует достижению этой цели присущими ему средствами. Специфика процессов отчетливо проявляется при выборе форм и методов достижения цели. Если в обучении используется преимущественно строго регламентированная классно-урочная форма работы, то в воспитании превалируют более свободные формы различного характера, общественно полезная, спортивная, художественная деятельность, целесообразно организованное общение, посильный труд. Различаются и единые в своей основе методы (пути) достижения цели: если обучение использует преимущественно способы воздействия на интеллектуальную сферу, то воспитание, не отрицая их, более склонно к средствам, воздействующим на мотивационную и действенно-эмоциональную сферы. Объективные, необходимые, существенные связи, характеризующие педагогический процесс, отражаются в его закономерностях. Среди общих закономерностей педагогического процесса выделяются такие: 1. Закономерность динамики педагогического процесса. Педагогический процесс как развивающееся взаимодействие между педагогами и воспитуемыми имеет постепенный, «ступенчатый» характер; чем выше у ученика (воспитанника) промежуточные результаты, тем выше его общие достижения. 2. Закономерность развития личности в педагогическом процессе. Темпы и достигнутый уровень развития личности зависит от: 1) наследственности; 2) воспитательной и учебной среды; 3) включения в учебно-воспитательную деятельность; 4) применяемых средств педагогического воздействия. 3. Закономерность управления учебно-воспитательным процессом. Эффективность педагогического воздействия зависит от: 1) интенсивности обратных связей между воспитуемыми и педагогами; 2) величины, характера и обоснованности корректирующих воздействий на воспитуемых. 4. Закономерность стимулирования. Продуктивность педагогического процесса зависит от: 1) действия внутренних стимулов (мотивов) учебно-воспитательной деятельности; 2) интенсивности, характера и своевременности внешних (общественных, моральных, материальных стимулов). 5. Закономерность единства чувственного, логического и практики в педагогическом процессе. Эффективность учебно-воспитательного процесса зависит от: 1) интенсивности и качества чувственного восприятия; 2) логического осмысления воспринятого; 3) практического применения осмысленного. 6. Закономерность единства внешней (педагогической) и внутренней (познавательной) деятельности. Эффективность педагогического процесса обусловливается: 1) качеством педагогической деятельности и 2) качеством учебно-воспитательной деятельности воспитуемых. 7. Закономерность обусловленности педагогического процесса. Течение и результаты учебно-воспитательного процесса обусловлены: 1) потребностями общества и личности; 2) возможностями (материально-техническими, экономическими и другими) общества; 3) условиями протекания процесса (морально-психологическими, санитарно-гигиеническими, эстетическими и другими). Закономерности педагогического процесса находят свое конкретное выражение в основных положениях, определяющих его общую организацию, содержание, формы и методы, то есть в принципах. Назовем основные принципы педагогического процесса. 1. Принцип гуманистической направленности педагогического процесса; в нем выражается необходимость сочетания целей общества и личности. 2. Обеспечение связи педагогического процесса с жизнью и производственной практикой. Этот принцип предполагает соотнесение содержания образования и форм учебно-воспитательной работы с преобразованиями в экономике, политике, культуре и всей общественной жизни страны и за ее пределами. 3. Принцип соединения обучения и воспитания с трудом на общую пользу. Участие в коллективном труде обеспечивает накопление опыта общественного поведения и формирование социально ценных личностно-деловых качеств. 4. Принцип научности – ведущий принцип при приведении содержания образования в соответствие с уровнем развития науки и техники, с опытом, накопленным мировой цивилизацией. 5. Принцип ориентации педагогического процесса на формирование в единстве знаний и умений, сознания и поведения. Суть этого принципа состоит в требовании организации деятельности, в которой учащиеся убеждались бы в истинности и жизненной силе получаемых знаний, идей, овладевали бы умениями и навыками социально ценного поведения. 6. Принцип обучения и воспитания в коллективе. Он предполагает оптимальное сочетание коллективных, групповых и индивидуальных форм организации педагогического процесса. 7. Принцип требования преемственности, последовательности и систематичности, направленный на закрепление ранее усвоенных знаний, умений и навыков, личностных качеств, их последовательное развитие и совершенствование. 8. Принцип наглядности – важнейшее организующее положение не только процесса обучения, но и всего целостного педагогического процесса. Наглядность в педагогическом процессе основана на закономерностях познания окружающей действительности и развития мышления от конкретного к абстрактному. 9. Принцип эстетизации всей жизни, прежде всего, обучения и воспитания. Формирование у воспитанников эстетического отношения к действительности позволяет развить у них высокий художественно-эстетический вкус, дать им возможность познать подлинную красоту общественных эстетических идеалов. 10. Принцип сочетания педагогического управления с развитием инициативы и самостоятельности воспитанников. Педагогическое управление призвано поддерживать полезные начинания учащихся, учить их выполнению тех или иных видов работ, давать советы, поощрять инициативу и творчество. 11. Принцип сознательности и активности учащихся в целостном педагогическом процессе отражает активную роль воспитанника в педагогическом процессе. 12. Принцип уважения к личности в сочетании с разумной требовательностью к ней – это важнейший принцип организации педагогической деятельности. 13. Принцип опоры на положительное в человеке, на сильные стороны его личности связан с практической реализацией принципа уважения к личности в сочетании с разумной требовательностью к ней. 14. Принцип доступности и посильности в обучениии воспитании означает, что деятельность учащихся должна строиться на основе учета их реальных возможностей. 15. Принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников предполагает, что содержание, формы и методы организации их деятельности не остаются неизменными на разных возрастных этапах. 16. Принцип прочности и действенности результатов образования,воспитания и развития; реализация этого принципа связывается, прежде всего, с деятельностью памяти, но не механической, а смысловой. Прочными, как правило, становятся те знания, которые добываются самостоятельно.
Лекция 15. ОБРАЗОВАНИЕ КАК ОБЩЕЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ ЦЕННОСТЬ
В самом общем понимании «общечеловеческими» принято называть сегодня те ценности, которые сближают духовные устремления представителей различных культур и образовательных систем разных стран. Забота о самосохранении заставляет сближать позиции и взаимно учитывать интересы отдельных групп, сословий, наций, принимать документы, в которых предпринимаются попытки правового закрепления ценностей, признаваемых большинством, в том числе и в области образования. Мир ценностей – это не мир «вещей», он не поддается рационально-логическому объяснению, и многочисленные попытки создания «научной теории ценностей» пока не увенчались успехом. Ценности вычерпываются и впитываются человечеством из всего контекста культуры. Ценностные подходы к осмыслению образования только начинают предприниматься в современной философии образования, где различаются ценности образования (его значимые приоритеты) и образование как ценность (отношение к образованию и оценка его значимости). Ценностное отношение к образованию постепенно вырабатывалось в культурно-историческом развитии народов, и каждое поколение осмысливает и оценивает значимость образования заново. В культурно-историческом развитии ценностные ориентации образования изменялись с преобладания отдельных функциональных характеристик образования (ценность грамотности, просвещенности, естественнонаучного знания, способов действия и тому подобное) и до признания самоценности образования, его роли в целостном развитии личности. При этом ценностное отношение человека к миру, мир человеческих ценностей ускользал от внимания педагогов, став основой лишь гуманистических моделей образования. Уважение к образованию, стремление к достижению высокого его уровня признается важнейшей ценностью современного общества, наряду с открытостью новому опыту, пониманием разнообразия мнений и воззрений окружающих, некоторыми другими приоритетами. Это подтверждается конституционно закрепленным правом человека на образование во многих странах мира, Всеобщей Декларацией прав человека ООН, в Конвенции о правах ребенка (1989). (Декларация имеет рекомендательный характер, а конвенция – соглашение, имеющее обязательную силу для всех присоединившихся к ней государств). Признание образования в качестве общечеловеческой ценности подчеркивает общие ценностные приоритеты образования для различных национальных образовательных систем. В соответствии с Законом об Образовании (1992) основные идеи вышеназванных документов положены в основу государственной политики в области образования в нашей стране. Главными среди таких идей в области образования являются: - приоритет интересов растущего человека перед интересами общества; - право каждого человека на образование, причем, на обязательное и бесплатное начальное образование; - обеспечение учебных дисциплин с помощью методов, отражающих уважение человеческого достоинства учащегося; - право на получение образования, содержание которого утверждает достоинство человека. Основная идея – наилучшее обеспечение интересов растущего человека – выражается в четырех основных требованиях к обеспечению его прав: выживание, развитие, защита и активное участие в жизни общества. Признание человека высшей ценностью, а его блага – высшей целью образования отражено в принципах его гуманизации, демократизации. Таким образом, гуманистическая ориентация образования признается основой и точкой отсчета в его организации и построении. Гуманистическая ориентация образования – система приоритетов в деятельности его субъектов, направленных на развитие личности, ее способности к осознанному и ответственному выбору в различных ситуациях жизнедеятельности на основе ценностей гуманистической культуры. Гуманистические ценности образования – его человеческие смыслы, общественно одобряемые, реализуемые в образовательной сфере. Российское общество находится на переломном этапе своего развития. Он характеризуется переоценкой ценностей, критикой и преодолением того, что мешает дальнейшему движению вперед. Высшим гуманистическим смыслом социального развития становится утверждение отношения к человеку как высшей ценности бытия, создание условий для свободного развития каждого человека. Человек как критерий оценки социального прогресса представляет собой гуманистический идеал происходящих в стране преобразований. Поступательное движение к этому идеалу связано с гуманизацией жизни общества, в центре планов и забот которого должен стоять человек с его нуждами, интересами, потребностями. Поэтому гуманизация образования рассматривается как важнейший социально-педагогический принцип, отражающий современные общественные тенденции построения системы образования. Гуманизация – ключевой элемент нового педагогического мышления, утверждающего полусубъектную сущность образовательного процесса. Основным смыслом образования в этом случае становится развитие личности. А это означает изменение задач, стоящих перед педагогом. Если раньше он должен был передавать учащемуся знания, то гуманизация выдвигает иную задачу – способствовать всеми возможными способами развитию личности учащегося. Гуманизация требует изменения отношений в системе установления связей сотрудничества учитель-ученик, преподаватель-студент. Подобная переориентация влечет за собой изменение методов и приемов работы педагога. Гуманизация образования предполагает единство общекультурного, социально-нравственного и профессионального развития личности. Данный социально-педагогический принцип требует пересмотра целей, содержания и технологии образования. Образование – это процесс искусственный, сознательно организуемый, целенаправленный. Категория цели является для педагогики центральной и реализуемой на самых разных уровнях: от стратегических целей образования – до конкретного целевого действия педагога. От того, как будет сформулирована цель, зависит фактически и вся образовательная теория и технология ее реализации. XXI век называют веком образования. Ныне образование рассматривается как реализация неотъемлемого права человека. Человек не бывает от природы тем, кем он должен быть, поэтому он нуждается в образовании. Человек воспитывает, как часто выражаются, свою вторую натуру, вторую природу. Вопрос в том, какой он ее сделает? Поднимется ли он всего лишь чуть-чуть выше своих природных оснований? Или же овладеет специализированным знанием, усвоит ценности и науки, и культуры, и практики? В наши дни мало кто сомневается в том, что действительное образование делает человека соучастником в знании целого. Образование включает человека в деяния человечества, а потому цель образования – человечность. В 1997 году в Сингапуре состоялась Всемирная конференция по проблемам мышления. Сингапур – страна маленькая, да к тому же почти напрочь лишенная природных ресурсов. Однако страна процветает, а объясняют это тем, что Сингапур по уровню общей образованности занимает первое место в мире. Тем не менее, власти Сингапура обеспокоены будущим, стремятся определить новые горизонты образования. Видят же они их во всемерном внедрении в образование творческих методов. Характерная черта современной мировой ситуации – неопределенность, многообразие связей. Чтобы успешно ориентироваться в этих условиях, требуется нестандартность мышления, способность к дискуссиям, отказ от бездумной зубрежки и заучивания. А это означает, что человеку приходится много самому работать, не удовлетворяться готовыми ответами, почерпнутыми из книг. Образование все в большей степени становится непрерывным, оно берет свое начало в детстве и устремляется вслед за человеком в его старость. Теперь уже всем ясно, что невозможно раз и навсегда закончить свое образование: «Век живи – век учись», – гласит старинная пословица. В наши дни она приобретает, однако, новое звучание. Дело не просто в постоянной учебе, а в ее умелом налаживании. На каком-то этапе, чаще всего после окончания учебного заведения, человек становится учителем самого себя, он вынужден заниматься самообразованием. Образованный человек из года в год наращивает свои усилия, расширяет свою библиотеку, приобретает и новые интересы. Сплошь и рядом результаты самообразования оказываются столь впечатляющими, что человек, прошедший школу самообразования, вспоминает свои институтские или техникумовские достижения с улыбкой. На первый взгляд, достаточно полное усвоение данных разнообразных наук, искусств, практик – дело абсолютно безнадежное. Но выход из ситуации есть и состоит он в своеобразном отказе от многознания (как часто говорят, многознание не есть знание). Человек в отличие от компьютера не просто накапливает знания, а сворачивает их, обобщает, выделяет принципы и способы оперирования с ними. Так поступает и математик, и физик, и психолог, и социолог, и вообще каждый человек. Свертку знания можно провести в любой науке, с любыми сведениями. Максимально же емкую свертку дает человеку философия. Именно в своей философии человек имеет все присущее ему ценностное богатство в максимально концентрированном виде. В быстро изменяющемся, насыщенном неопределенностями и риском мире ничто и никто не ориентирует человека более действенно, чем философия: она скрепляет знания человека в единое целое, без нее знания рассыпаются. Кажется, нет такой страны, где были бы довольны состоянием образования; везде ищут новые пути, новые ориентиры. В дискуссиях, похоже, главный из них более или менее определен. Речь идет о понимании образования как ответственности. В совсем недавнем прошлом цель образования видели в приобретении хороших, исчерпывающих знаний. Идеал правильного знания был переплавлен затем в идеал приобретения правильных практических навыков. Одной из наиболее проблемных категорий в дидактике является содержание образования. Какой опыт должен обретать человек в процессе образования, чему его учить и как воспитывать? Ответ на это вопрос зависит от ценностных и мировоззренческих установок педагогического сознания конкретной эпохи и определяется представлениями о целях образования: каждая культура ищет свой вариант ответа. Сегодня в реальной практике сосуществуют различные представления о содержании образования – традиционные и нетрадиционные, но преобладают пока традиционные подходы к построению содержания: «предметный подход», способствующий формированию «мозаичной» картины мира, а не целостному его восприятию и целостному развитию личности; учебный процесс отождествляется с упрощенным воспроизведением логики науки вне особенностей ее исторического развития; увеличение количества новых дисциплин; погоня за объемом знаний и абсолютизация рационально-логического мышления; образование сводится к обучению. Такое содержание перестало соответствовать реалиям культуры и разнообразию человеческой деятельности, не обеспечивает свое предназначение – служить эффективной самореализации человека в современной культуре. Человечество прошло путь от постановки вопроса о «своде» знаний в энциклопедии до превращения этого свода в технико-информационные системы. Знания выводятся за пределы человека в мировую компьютерную память, их стремительное умножение и «старение» уже не позволяет им быть возможным фундаментом развития личности. Образованность сегодня – культура мыслей, переживаний, поступков. Богатство культуры не исчерпывается наукой, а однобокое развитие рационально-логического мышления отнимает у «познающего разума» способность к интуиции, озарению – обязательных спутников творчества, тогда как повсюду от человека требуется инновационная деятельность, творческий поиск и принятие решений в ситуациях со многими неизвестными, ответственность за свой выбор. Иначе говоря, само состояние современной культуры протестует против рационально-знаниевого характера образования, но и не позволяет сосредоточиться лишь на «индивидуальном бытии» личности в образовании. Сегодня крайне обостряется проблема нового наполнения содержания образования, где органично сливались бы духовность и рациональность, обеспечивался бы личностный способ бытия человека и в то же время его научно-теоретическое отношение к миру, стремление понять его и себя в нем. Таким образом, особую актуальность имеет проблема создания условий, обеспечивающих преобразование внешнего по отношению к личности содержания образования во «внутренние» ее силы. Ценностно-смысловая направленность такого содержания выражена в идеях гуманизации и гуманитаризации, демократизации и культуросообразности образования. С реализацией этих идей связаны многие актуальные проблемы содержания образования. Гуманизация предусматривает представленность в содержании образования не только опыта наук, но и опыта других способов познания мира, опыта «быть личностью»; тем самым обостряется проблема соотношения естественных и гуманитарных предметов, теоретических и прикладных, обновления содержания традиционных предметов и введение новых. Гуманитаризация содержания образования нацелена на «очеловечивание» самого знания, которое должно быть личностно значимым для человека, глубоко затрагивающим сферу человеческих переживаний; эта проблема не имеет ничего общего с механическим «вычитанием» естественно – научных дисциплин и «прибавлением» гуманитарных: духовное измерение есть в любой науке. Демократизация образования предусматривает определенные права для человека в выборе содержания, вариативность и альтернативность образовательных программ; в то же время обостряется проблема стандартизации образования, предотвращения субъективизма в построении программ и учебных планов. Культуросообразность предполагает «открытость» содержания альтернативным трактовкам в изучении предметов, общечеловеческим и национальным ценностям культуры, отказ от наукообразия в отборе и построении образовательных дисциплин; проблема глобализации содержания образования связана с необходимостью развития «планетарного» мышления, осознающего неоднородность мира и его восприятия, болеющего за состояние планеты и происходящего на ней, способного понимать другие культуры. Для реализации этих идей нужны глубокие изменения в педагогическом сознании, в образе мышления и поведения самого педагога, в самой структуре содержания образования, где должны быть представлены, по крайней мере, пять необходимых компонентов: когнитивный, деятельностно-творческий, аксиологический, коммуникативный и личностный. Когнитивный – включает систему знаний о мире, о способах и инструментах познавательной и практической деятельности, о нормах отношения к явлениям жизни в различных культурах. Деятельностно-творческий – обеспечивает систему практических и интеллектуальных умений и опыт творчества в различных видах деятельности. Актуальная проблема перевода содержания в деятельностную форму связана с переходом от жестокого управления деятельностью учащихся к совместной деятельности и к самоорганизации, от репродукции – к творчеству. Аксиологический компонент – вводит человека в мир ценностей; опыт ценностного отношения к миру, себе, другим, к выполняемой деятельности составляет базовую культуру личности, которая и определяет меру ее гуманности, духовности, гражданственности; вне такого опыта не решается проблема обнищания души при обогащении знаниями и умениями. Обретается он переживанием в совместной деятельности, диалогическом общении, насыщенных культуросообразными ценностями. Коммуникативный компонент подчеркивает особое внимание к общению как важнейшему источнику наполнения содержания гуманистическими ценностями, как к способу обмена духовными потенциалами. Личностный компонент призван реализовать особую функцию образования – личностноразвивающую. В содержании образования для этого актуализируется опыт самообоснования своих мыслей, эмоциональных состояний, поступков; опыт самостоятельного принятия решений и ответственного выбора. Главное в образовании – личностная вовлеченность человека в этот процесс, что заостряет проблемы индивидуализации образования. Личностная вовлеченность – это переживание учащимся занятия, учебного материала, совместной деятельности, где важен не столько факт, понятие, проблема, сколько их человеческие смыслы, субъективное, дополненное собственным отношением значение; это иной способ усвоения содержания, иной способ бытия личности в образовании. Таким образом, новое смысловое и структурное содержание образования не может строиться на устаревших представлениях, но и не может решительно отбрасывать опыт прошлого. Сам стиль мышления сегодня требует интеграции различных подходов и культурно-исторических моделей образования, взаимодополняющих друг друга на новом уровне.
Лекция 16. СТРУКТУРА СОВРЕМЕННОЙ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ Система образования формируется государством, которое определяет ее структуру в целом, принципы ее функционирования и направления (перспективы) развития. Ведущую роль в области образования играют принципы государственной политики, которые регламентируют деятельность всех образовательных учреждений и органов управления образованием в стране. Принцип государственной политики в области образования отражены в Законе Российской Федерации «Об образовании» (редакции 2004 г.): 1) гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности. Воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье; 2) единство федерального, культурного и образовательного пространства. Защита и развитие системой образования национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей в условиях многонационального государства; 3) общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям подготовки обучающихся, воспитанников; 4) светский характер образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях; 5) свобода и плюрализм в образовании; 6) демократический, государственно-общественный характер управления образованием. Автономность образовательных учреждений. Осуществление целей и задач, которые выдвигаются современным обществом в области воспитания и обучения, немыслимы без соответствующей образовательной системы. Сама система формировалась постепенно. Вначале она включала только образовательные учреждения, которые самопроизвольно возникали и закрывались. Учебный материал был результатом творчества самих преподавателей. Они преподавали то, что знали, и так, как себе это представляли. Никакой системы контроля за качеством преподавания в этих школах и тем более централизованной системы отбора содержания преподаваемых дисциплин не было. С укреплением государственности власти попытались взять действующие школы под свой контроль. Для этого были созданы специальные (общегосударственные и местные) органы управления образовательными учреждениями. Таким образом, система образования стала включать в себя уже два вида учреждений: образовательные учреждения и органы управления образовательными учреждениями. В таком виде система образования в России существовала вплоть до введения в действие Закона Российской Федерации «Об образовании» в 1992 году. С принятием нового закона в системе образования значительную роль стали играть государственные образовательные стандарты, которые наряду с органами управления, начали регламентировать деятельность учреждений образования и определять общие параметры всей системы образования в целом. Поэтому с 1992 года система образования пополнилась еще одним компонентом – образовательными программами, построенными на основе государственных образовательных стандартов. Более того, образовательные стандарты стали ведущей характеристикой деятельности системы образования. Сегодня система образования в Российской Федерации представляет собой совокупность взаимодействующих: - государственных образовательных стандартов, образовательных программ; - сети образовательных учреждений; - органов управления образованием. Образовательные программы определяют содержание образования на каждом конкретном уровне образования в данном образовательном учреждении и состоят из двух частей. Первая часть формируется на основании федерального компонента образовательного стандарта (более 70 % содержания программы): это так называемый обязательный минимум содержания образовательной программы. Вторая часть образовательной программы создаётся на основании национально-регионального компонента образовательного стандарта и является обязательной только для граждан России, проживающих в данном регионе. Все образовательные программы Российской Федерации подразделяются на общеобразовательные и профессиональные. Общеобразовательные программы направлены на формирование общей культуры подрастающего человека, его адаптацию к жизни в обществе и создание основы для созданного выбора и освоения профессиональных программ. К общеобразовательным относятся следующие программы: - дошкольного образования; - начального общего образования (I – IV классы); - основного общего образования (V – IX классы); - среднего (полного) общего образования (X – XI классы). Профессиональные программы предназначены для подготовки специалистов соответствующих квалификаций путем последовательного повышения профессионального и общеобразовательного уровня обучающихся. К профессиональным относятся образовательные программы: - начального профессионального образования; - среднего профессионального образования; - высшего профессионального образования; - послевузовского профессионального образования. Кроме основных образовательных программ в образовательном учреждении могут реализовываться дополнительные образовательные программы (факультативы, курсы по желанию родителей и учащихся, программы дворцов детского творчества и так далее). Образовательными называются учреждения, осуществляющие образовательный процесс, то есть реализующие одну или несколько образовательных программ и (или) обеспечивающие содержание и воспитание обучающихся, воспитанников. По своим организационно-правовым формам образовательные учреждения могут быть государственными, муниципальными, негосударственными (частными, учреждениями общественных и религиозных организаций). В связи с тем, что образовательные учреждения реализуют различные образовательные программы и работают с учащимися разного возраста, уровня подготовки и способностей, различают образовательные учреждения нескольких типов: 1) дошкольные; 2) общеобразовательные (начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования); 3) учреждения начального профессионального, среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования; 4) учреждения дополнительного образования взрослых; 5) специальные (ко
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-08; просмотров: 834; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.107.90 (0.004 с.) |