Сущность и структура педагогического процесса 
";


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Сущность и структура педагогического процесса



 

Латинское слово «процессус» означает «движение вперед», «изменение». Педагогическим процессом называется развивающееся взаимодействие воспитателей и воспитуемых, направленное на достижение заданной цели и приводящее к заранее намеченному изменению состояния, преобразованию свойств и качеств воспитуемых. Иными словами, педагогический процесс – это процесс, в котором социальный опыт переплавляется в качество личности. Главную сущность педагогического процесса составляет обеспечение единства обучения, воспитания и развития на основе целостности и общности. Термины «педагогический процесс» и «учебно-воспитательный процесс» тождественны.

Педагогический процесс – это система. В ней слиты процессы формирования, развития, воспитания и обучения вместе со всеми условиями, формами и методами их протекания. Как система педагогический процесс состоит из элементов (компонентов), в свою очередь, расположение элементов в системе – это структура (строение).

Компоненты системы – педагоги, воспитуемые, условия воспитания. Педагогический процесс как систему характеризуют цели, задачи, содержание, методы, формы взаимодействия педагогов и воспитуемых, достигаемые при этом результаты. Это и есть образующие систему компоненты – целевой, содержательный, деятельностный, результативный.

Целевой компонент процесса включает все многообразие целей и задач педагогической деятельности: от генеральной цели – всестороннего и гармонического развития личности – до конкретных задач формирования отдельных качеств или их элементов. Содержательный компонент отражает смысл, вкладываемый как в общую цель, так и в каждую конкретную задачу; а деятельностный – взаимодействие педагогов и воспитуемых, их сотрудничество, организацию и управление процессом, без которых не может быть достигнут конечный результат. Наконец, результативный компонент процесса отражает эффективность его протекания, характеризует достигнутые сдвиги в соответствии с поставленной целью.

Педагогический процесс – это процесс трудовой, он, как и любой другой трудовой процесс, осуществляется для достижения общественно значимых целей. Специфика педагогического процесса в том, что труд воспитателей и труд воспитуемых сливаются воедино, образуя своеобразные отношения участников трудового процесса – педагогическое взаимодействие.

Как и в других трудовых процессах, в педагогическом выделяются объекты, средства, продукты труда. Объекты деятельности педагога – развивающаяся личность, коллектив воспитанников.

Объектам педагогического труда кроме сложности, системности, саморегуляции присуще и такое качество, как саморазвитие, чем и обусловливается вариативность, изменчивость, неповторяемость педагогических процессов.

Предмет педагогического труда – формирование человека, который в отличие от педагога находится на более ранней ступени развития и не обладает необходимыми для взрослого человека знаниями, умениями, навыками.

Средства (орудия) труда – это то, что человек помещает между собой и предметом труда, чтобы достичь желаемого воздействия на этот предмет. В педагогическом процессе к орудиям труда относятся не только знания педагога, его опыт, личное воздействие на воспитуемого, но и виды деятельности, на которые он должен переключить учащихся, способы сотрудничества с ними, методика педагогического влияния. Это духовные средства труда.

Продукт педагогического труда – это воспитанный, общественный человек. В конкретных процессах, «частях» общего педагогического процесса, решаются частные задачи, формируются отдельные качества личности в соответствии с общей целевой установкой.

Педагогический процесс – внутренне связанная совокупность многих процессов; он представляет собой не механическое соединение процессов воспитания, обучения, развития, а новое качественное образование, подчиняющееся своим особым закономерностям. Целостность, общность, единство – главные характеристики педагогического процесса, подчеркивающие подчинение всех составляющих его процессов единой цели.

Специфика процессов, образующих целостный педагогический процесс, обнаруживается при выделении доминирующих функций. Доминирующая функция процесса обучения – обучение, воспитания – воспитание, развития – развитие. Но каждый из названных процессов выполняет в целостном процессе и сопутствующие функции: воспитание осуществляет не только воспитательную, но и развивающую, и образовательную функцию, а обучение немыслимо без сопутствующего ему воспитания и развития. При всей этой неразрывности можно выделить и доминирующие характеристики. Так, например, в содержании обучения превалирует формирование научных представлений, усвоение понятий, законов, теорий, оказывающих впоследствии большое влияние и на развитие, и на воспитанность личности. В содержании воспитания преобладает формирование убеждений, норм, правил, установок, мотивов и так далее, но в то же время формируются и представления, и знания, и умения. Таким образом, оба процесса ведут к главной цели – формированию личности, но каждый из них способствует достижению этой цели присущими ему средствами.

Специфика процессов отчетливо проявляется при выборе форм и методов достижения цели. Если в обучении используется преимущественно строго регламентированная классно-урочная форма работы, то в воспитании превалируют более свободные формы различного характера, общественно полезная, спортивная, художественная деятельность, целесообразно организованное общение, посильный труд. Различаются и единые в своей основе методы (пути) достижения цели: если обучение использует преимущественно способы воздействия на интеллектуальную сферу, то воспитание, не отрицая их, более склонно к средствам, воздействующим на мотивационную и действенно-эмоциональную сферы.

Объективные, необходимые, существенные связи, характеризующие педагогический процесс, отражаются в его закономерностях. Среди общих закономерностей педагогического процесса выделяются такие:

1. Закономерность динамики педагогического процесса. Педагогический процесс как развивающееся взаимодействие между педагогами и воспитуемыми имеет постепенный, «ступенчатый» характер; чем выше у ученика (воспитанника) промежуточные результаты, тем выше его общие достижения.

2. Закономерность развития личности в педагогическом процессе. Темпы и достигнутый уровень развития личности зависит от: 1) наследственности; 2) воспитательной и учебной среды; 3) включения в учебно-воспитательную деятельность; 4) применяемых средств педагогического воздействия.

3. Закономерность управления учебно-воспитательным процессом. Эффективность педагогического воздействия зависит от: 1) интенсивности обратных связей между воспитуемыми и педагогами; 2) величины, характера и обоснованности корректирующих воздействий на воспитуемых.

4. Закономерность стимулирования. Продуктивность педагогического процесса зависит от: 1) действия внутренних стимулов (мотивов) учебно-воспитательной деятельности; 2) интенсивности, характера и своевременности внешних (общественных, моральных, материальных стимулов).

5. Закономерность единства чувственного, логического и практики в педагогическом процессе. Эффективность учебно-воспитательного процесса зависит от: 1) интенсивности и качества чувственного восприятия; 2) логического осмысления воспринятого; 3) практического применения осмысленного.

6. Закономерность единства внешней (педагогической) и внутренней (познавательной) деятельности. Эффективность педагогического процесса обусловливается: 1) качеством педагогической деятельности и 2) качеством учебно-воспитательной деятельности воспитуемых.

7. Закономерность обусловленности педагогического процесса. Течение и результаты учебно-воспитательного процесса обусловлены: 1) потребностями общества и личности; 2) возможностями (материально-техническими, экономическими и другими) общества; 3) условиями протекания процесса (морально-психологическими, санитарно-гигиеническими, эстетическими и другими).

Закономерности педагогического процесса находят свое конкретное выражение в основных положениях, определяющих его общую организацию, содержание, формы и методы, то есть в принципах. Назовем основные принципы педагогического процесса.

1. Принцип гуманистической направленности педагогического процесса; в нем выражается необходимость сочетания целей общества и личности.

2. Обеспечение связи педагогического процесса с жизнью и производственной практикой. Этот принцип предполагает соотнесение содержания образования и форм учебно-воспитательной работы с преобразованиями в экономике, политике, культуре и всей общественной жизни страны и за ее пределами.

3. Принцип соединения обучения и воспитания с трудом на общую пользу. Участие в коллективном труде обеспечивает накопление опыта общественного поведения и формирование социально ценных личностно-деловых качеств.

4. Принцип научности – ведущий принцип при приведении содержания образования в соответствие с уровнем развития науки и техники, с опытом, накопленным мировой цивилизацией.

5. Принцип ориентации педагогического процесса на формирование в единстве знаний и умений, сознания и поведения. Суть этого принципа состоит в требовании организации деятельности, в которой учащиеся убеждались бы в истинности и жизненной силе получаемых знаний, идей, овладевали бы умениями и навыками социально ценного поведения.

6. Принцип обучения и воспитания в коллективе. Он предполагает оптимальное сочетание коллективных, групповых и индивидуальных форм организации педагогического процесса.

7. Принцип требования преемственности, последовательности и систематичности, направленный на закрепление ранее усвоенных знаний, умений и навыков, личностных качеств, их последовательное развитие и совершенствование.

8. Принцип наглядности – важнейшее организующее положение не только процесса обучения, но и всего целостного педагогического процесса. Наглядность в педагогическом процессе основана на закономерностях познания окружающей действительности и развития мышления от конкретного к абстрактному.

9. Принцип эстетизации всей жизни, прежде всего, обучения и воспитания. Формирование у воспитанников эстетического отношения к действительности позволяет развить у них высокий художественно-эстетический вкус, дать им возможность познать подлинную красоту общественных эстетических идеалов.

10. Принцип сочетания педагогического управления с развитием инициативы и самостоятельности воспитанников. Педагогическое управление призвано поддерживать полезные начинания учащихся, учить их выполнению тех или иных видов работ, давать советы, поощрять инициативу и творчество.

11. Принцип сознательности и активности учащихся в целостном педагогическом процессе отражает активную роль воспитанника в педагогическом процессе.

12. Принцип уважения к личности в сочетании с разумной требовательностью к ней – это важнейший принцип организации педагогической деятельности.

13. Принцип опоры на положительное в человеке, на сильные стороны его личности связан с практической реализацией принципа уважения к личности в сочетании с разумной требовательностью к ней.

14. Принцип доступности и посильности в обучениии воспитании означает, что деятельность учащихся должна строиться на основе учета их реальных возможностей.

15. Принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников предполагает, что содержание, формы и методы организации их деятельности не остаются неизменными на разных возрастных этапах.

16. Принцип прочности и действенности результатов образования,воспитания и развития; реализация этого принципа связывается, прежде всего, с деятельностью памяти, но не механической, а смысловой. Прочными, как правило, становятся те знания, которые добываются самостоятельно.

 

Лекция 15.

ОБРАЗОВАНИЕ КАК ОБЩЕЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ ЦЕННОСТЬ

 

В самом общем понимании «общечеловеческими» принято называть сегодня те ценности, которые сближают духовные устремления представителей различных культур и образовательных систем разных стран. Забота о самосохранении заставляет сближать позиции и взаимно учитывать интересы отдельных групп, сословий, наций, принимать документы, в которых предпринимаются попытки правового закрепления ценностей, признаваемых большинством, в том числе и в области образования.

Мир ценностей – это не мир «вещей», он не поддается рационально-логическому объяснению, и многочисленные попытки создания «научной теории ценностей» пока не увенчались успехом. Ценности вычерпываются и впитываются человечеством из всего контекста культуры. Ценностные подходы к осмыслению образования только начинают предприниматься в современной философии образования, где различаются ценности образования (его значимые приоритеты) и образование как ценность (отношение к образованию и оценка его значимости).

Ценностное отношение к образованию постепенно вырабатывалось в культурно-историческом развитии народов, и каждое поколение осмысливает и оценивает значимость образования заново. В культурно-историческом развитии ценностные ориентации образования изменялись с преобладания отдельных функциональных характеристик образования (ценность грамотности, просвещенности, естественнонаучного знания, способов действия и тому подобное) и до признания самоценности образования, его роли в целостном развитии личности. При этом ценностное отношение человека к миру, мир человеческих ценностей ускользал от внимания педагогов, став основой лишь гуманистических моделей образования.

Уважение к образованию, стремление к достижению высокого его уровня признается важнейшей ценностью современного общества, наряду с открытостью новому опыту, пониманием разнообразия мнений и воззрений окружающих, некоторыми другими приоритетами. Это подтверждается конституционно закрепленным правом человека на образование во многих странах мира, Всеобщей Декларацией прав человека ООН, в Конвенции о правах ребенка (1989). (Декларация имеет рекомендательный характер, а конвенция – соглашение, имеющее обязательную силу для всех присоединившихся к ней государств). Признание образования в качестве общечеловеческой ценности подчеркивает общие ценностные приоритеты образования для различных национальных образовательных систем. В соответствии с Законом об Образовании (1992) основные идеи вышеназванных документов положены в основу государственной политики в области образования в нашей стране. Главными среди таких идей в области образования являются:

- приоритет интересов растущего человека перед интересами общества;

- право каждого человека на образование, причем, на обязательное и бесплатное начальное образование;

- обеспечение учебных дисциплин с помощью методов, отражающих уважение человеческого достоинства учащегося;

- право на получение образования, содержание которого утверждает достоинство человека.

Основная идея – наилучшее обеспечение интересов растущего человека – выражается в четырех основных требованиях к обеспечению его прав: выживание, развитие, защита и активное участие в жизни общества. Признание человека высшей ценностью, а его блага – высшей целью образования отражено в принципах его гуманизации, демократизации. Таким образом, гуманистическая ориентация образования признается основой и точкой отсчета в его организации и построении.

Гуманистическая ориентация образования – система приоритетов в деятельности его субъектов, направленных на развитие личности, ее способности к осознанному и ответственному выбору в различных ситуациях жизнедеятельности на основе ценностей гуманистической культуры. Гуманистические ценности образования – его человеческие смыслы, общественно одобряемые, реализуемые в образовательной сфере.

Российское общество находится на переломном этапе своего развития. Он характеризуется переоценкой ценностей, критикой и преодолением того, что мешает дальнейшему движению вперед. Высшим гуманистическим смыслом социального развития становится утверждение отношения к человеку как высшей ценности бытия, создание условий для свободного развития каждого человека. Человек как критерий оценки социального прогресса представляет собой гуманистический идеал происходящих в стране преобразований. Поступательное движение к этому идеалу связано с гуманизацией жизни общества, в центре планов и забот которого должен стоять человек с его нуждами, интересами, потребностями. Поэтому гуманизация образования рассматривается как важнейший социально-педагогический принцип, отражающий современные общественные тенденции построения системы образования.

Гуманизация – ключевой элемент нового педагогического мышления, утверждающего полусубъектную сущность образовательного процесса. Основным смыслом образования в этом случае становится развитие личности. А это означает изменение задач, стоящих перед педагогом. Если раньше он должен был передавать учащемуся знания, то гуманизация выдвигает иную задачу – способствовать всеми возможными способами развитию личности учащегося. Гуманизация требует изменения отношений в системе установления связей сотрудничества учитель-ученик, преподаватель-студент. Подобная переориентация влечет за собой изменение методов и приемов работы педагога.

Гуманизация образования предполагает единство общекультурного, социально-нравственного и профессионального развития личности. Данный социально-педагогический принцип требует пересмотра целей, содержания и технологии образования.

Образование – это процесс искусственный, сознательно организуемый, целенаправленный. Категория цели является для педагогики центральной и реализуемой на самых разных уровнях: от стратегических целей образования – до конкретного целевого действия педагога. От того, как будет сформулирована цель, зависит фактически и вся образовательная теория и технология ее реализации.

XXI век называют веком образования. Ныне образование рассматривается как реализация неотъемлемого права человека. Человек не бывает от природы тем, кем он должен быть, поэтому он нуждается в образовании. Человек воспитывает, как часто выражаются, свою вторую натуру, вторую природу. Вопрос в том, какой он ее сделает? Поднимется ли он всего лишь чуть-чуть выше своих природных оснований? Или же овладеет специализированным знанием, усвоит ценности и науки, и культуры, и практики? В наши дни мало кто сомневается в том, что действительное образование делает человека соучастником в знании целого. Образование включает человека в деяния человечества, а потому цель образования – человечность.

В 1997 году в Сингапуре состоялась Всемирная конференция по проблемам мышления. Сингапур – страна маленькая, да к тому же почти напрочь лишенная природных ресурсов. Однако страна процветает, а объясняют это тем, что Сингапур по уровню общей образованности занимает первое место в мире. Тем не менее, власти Сингапура обеспокоены будущим, стремятся определить новые горизонты образования. Видят же они их во всемерном внедрении в образование творческих методов.

Характерная черта современной мировой ситуации – неопределенность, многообразие связей. Чтобы успешно ориентироваться в этих условиях, требуется нестандартность мышления, способность к дискуссиям, отказ от бездумной зубрежки и заучивания. А это означает, что человеку приходится много самому работать, не удовлетворяться готовыми ответами, почерпнутыми из книг.

Образование все в большей степени становится непрерывным, оно берет свое начало в детстве и устремляется вслед за человеком в его старость. Теперь уже всем ясно, что невозможно раз и навсегда закончить свое образование: «Век живи – век учись», – гласит старинная пословица. В наши дни она приобретает, однако, новое звучание. Дело не просто в постоянной учебе, а в ее умелом налаживании. На каком-то этапе, чаще всего после окончания учебного заведения, человек становится учителем самого себя, он вынужден заниматься самообразованием.

Образованный человек из года в год наращивает свои усилия, расширяет свою библиотеку, приобретает и новые интересы. Сплошь и рядом результаты самообразования оказываются столь впечатляющими, что человек, прошедший школу самообразования, вспоминает свои институтские или техникумовские достижения с улыбкой.

На первый взгляд, достаточно полное усвоение данных разнообразных наук, искусств, практик – дело абсолютно безнадежное. Но выход из ситуации есть и состоит он в своеобразном отказе от многознания (как часто говорят, многознание не есть знание). Человек в отличие от компьютера не просто накапливает знания, а сворачивает их, обобщает, выделяет принципы и способы оперирования с ними. Так поступает и математик, и физик, и психолог, и социолог, и вообще каждый человек. Свертку знания можно провести в любой науке, с любыми сведениями. Максимально же емкую свертку дает человеку философия. Именно в своей философии человек имеет все присущее ему ценностное богатство в максимально концентрированном виде. В быстро изменяющемся, насыщенном неопределенностями и риском мире ничто и никто не ориентирует человека более действенно, чем философия: она скрепляет знания человека в единое целое, без нее знания рассыпаются.

Кажется, нет такой страны, где были бы довольны состоянием образования; везде ищут новые пути, новые ориентиры. В дискуссиях, похоже, главный из них более или менее определен. Речь идет о понимании образования как ответственности. В совсем недавнем прошлом цель образования видели в приобретении хороших, исчерпывающих знаний. Идеал правильного знания был переплавлен затем в идеал приобретения правильных практических навыков.

Одной из наиболее проблемных категорий в дидактике является содержание образования. Какой опыт должен обретать человек в процессе образования, чему его учить и как воспитывать? Ответ на это вопрос зависит от ценностных и мировоззренческих установок педагогического сознания конкретной эпохи и определяется представлениями о целях образования: каждая культура ищет свой вариант ответа.

Сегодня в реальной практике сосуществуют различные представления о содержании образования – традиционные и нетрадиционные, но преобладают пока традиционные подходы к построению содержания: «предметный подход», способствующий формированию «мозаичной» картины мира, а не целостному его восприятию и целостному развитию личности; учебный процесс отождествляется с упрощенным воспроизведением логики науки вне особенностей ее исторического развития; увеличение количества новых дисциплин; погоня за объемом знаний и абсолютизация рационально-логического мышления; образование сводится к обучению.

Такое содержание перестало соответствовать реалиям культуры и разнообразию человеческой деятельности, не обеспечивает свое предназначение – служить эффективной самореализации человека в современной культуре. Человечество прошло путь от постановки вопроса о «своде» знаний в энциклопедии до превращения этого свода в технико-информационные системы. Знания выводятся за пределы человека в мировую компьютерную память, их стремительное умножение и «старение» уже не позволяет им быть возможным фундаментом развития личности. Образованность сегодня – культура мыслей, переживаний, поступков. Богатство культуры не исчерпывается наукой, а однобокое развитие рационально-логического мышления отнимает у «познающего разума» способность к интуиции, озарению – обязательных спутников творчества, тогда как повсюду от человека требуется инновационная деятельность, творческий поиск и принятие решений в ситуациях со многими неизвестными, ответственность за свой выбор. Иначе говоря, само состояние современной культуры протестует против рационально-знаниевого характера образования, но и не позволяет сосредоточиться лишь на «индивидуальном бытии» личности в образовании.

Сегодня крайне обостряется проблема нового наполнения содержания образования, где органично сливались бы духовность и рациональность, обеспечивался бы личностный способ бытия человека и в то же время его научно-теоретическое отношение к миру, стремление понять его и себя в нем. Таким образом, особую актуальность имеет проблема создания условий, обеспечивающих преобразование внешнего по отношению к личности содержания образования во «внутренние» ее силы.

Ценностно-смысловая направленность такого содержания выражена в идеях гуманизации и гуманитаризации, демократизации и культуросообразности образования. С реализацией этих идей связаны многие актуальные проблемы содержания образования.

Гуманизация предусматривает представленность в содержании образования не только опыта наук, но и опыта других способов познания мира, опыта «быть личностью»; тем самым обостряется проблема соотношения естественных и гуманитарных предметов, теоретических и прикладных, обновления содержания традиционных предметов и введение новых.

Гуманитаризация содержания образования нацелена на «очеловечивание» самого знания, которое должно быть личностно значимым для человека, глубоко затрагивающим сферу человеческих переживаний; эта проблема не имеет ничего общего с механическим «вычитанием» естественно – научных дисциплин и «прибавлением» гуманитарных: духовное измерение есть в любой науке.

Демократизация образования предусматривает определенные права для человека в выборе содержания, вариативность и альтернативность образовательных программ; в то же время обостряется проблема стандартизации образования, предотвращения субъективизма в построении программ и учебных планов.

Культуросообразность предполагает «открытость» содержания альтернативным трактовкам в изучении предметов, общечеловеческим и национальным ценностям культуры, отказ от наукообразия в отборе и построении образовательных дисциплин; проблема глобализации содержания образования связана с необходимостью развития «планетарного» мышления, осознающего неоднородность мира и его восприятия, болеющего за состояние планеты и происходящего на ней, способного понимать другие культуры.

Для реализации этих идей нужны глубокие изменения в педагогическом сознании, в образе мышления и поведения самого педагога, в самой структуре содержания образования, где должны быть представлены, по крайней мере, пять необходимых компонентов: когнитивный, деятельностно-творческий, аксиологический, коммуникативный и личностный.

Когнитивный – включает систему знаний о мире, о способах и инструментах познавательной и практической деятельности, о нормах отношения к явлениям жизни в различных культурах.

Деятельностно-творческий обеспечивает систему практических и интеллектуальных умений и опыт творчества в различных видах деятельности. Актуальная проблема перевода содержания в деятельностную форму связана с переходом от жестокого управления деятельностью учащихся к совместной деятельности и к самоорганизации, от репродукции – к творчеству.

Аксиологический компонент – вводит человека в мир ценностей; опыт ценностного отношения к миру, себе, другим, к выполняемой деятельности составляет базовую культуру личности, которая и определяет меру ее гуманности, духовности, гражданственности; вне такого опыта не решается проблема обнищания души при обогащении знаниями и умениями. Обретается он переживанием в совместной деятельности, диалогическом общении, насыщенных культуросообразными ценностями.

Коммуникативный компонент подчеркивает особое внимание к общению как важнейшему источнику наполнения содержания гуманистическими ценностями, как к способу обмена духовными потенциалами.

Личностный компонент призван реализовать особую функцию образования – личностноразвивающую. В содержании образования для этого актуализируется опыт самообоснования своих мыслей, эмоциональных состояний, поступков; опыт самостоятельного принятия решений и ответственного выбора. Главное в образовании – личностная вовлеченность человека в этот процесс, что заостряет проблемы индивидуализации образования. Личностная вовлеченность – это переживание учащимся занятия, учебного материала, совместной деятельности, где важен не столько факт, понятие, проблема, сколько их человеческие смыслы, субъективное, дополненное собственным отношением значение; это иной способ усвоения содержания, иной способ бытия личности в образовании.

Таким образом, новое смысловое и структурное содержание образования не может строиться на устаревших представлениях, но и не может решительно отбрасывать опыт прошлого. Сам стиль мышления сегодня требует интеграции различных подходов и культурно-исторических моделей образования, взаимодополняющих друг друга на новом уровне.

 

Лекция 16.

СТРУКТУРА СОВРЕМЕННОЙ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ

Система образования формируется государством, которое определяет ее структуру в целом, принципы ее функционирования и направления (перспективы) развития. Ведущую роль в области образования играют принципы государственной политики, которые регламентируют деятельность всех образовательных учреждений и органов управления образованием в стране. Принцип государственной политики в области образования отражены в Законе Российской Федерации «Об образовании» (редакции 2004 г.): 1) гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности. Воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье; 2) единство федерального, культурного и образовательного пространства. Защита и развитие системой образования национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей в условиях многонационального государства; 3) общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям подготовки обучающихся, воспитанников; 4) светский характер образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях; 5) свобода и плюрализм в образовании; 6) демократический, государственно-общественный характер управления образованием. Автономность образовательных учреждений.

Осуществление целей и задач, которые выдвигаются современным обществом в области воспитания и обучения, немыслимы без соответствующей образовательной системы. Сама система формировалась постепенно. Вначале она включала только образовательные учреждения, которые самопроизвольно возникали и закрывались. Учебный материал был результатом творчества самих преподавателей. Они преподавали то, что знали, и так, как себе это представляли. Никакой системы контроля за качеством преподавания в этих школах и тем более централизованной системы отбора содержания преподаваемых дисциплин не было.

С укреплением государственности власти попытались взять действующие школы под свой контроль. Для этого были созданы специальные (общегосударственные и местные) органы управления образовательными учреждениями. Таким образом, система образования стала включать в себя уже два вида учреждений: образовательные учреждения и органы управления образовательными учреждениями. В таком виде система образования в России существовала вплоть до введения в действие Закона Российской Федерации «Об образовании» в 1992 году.

С принятием нового закона в системе образования значительную роль стали играть государственные образовательные стандарты, которые наряду с органами управления, начали регламентировать деятельность учреждений образования и определять общие параметры всей системы образования в целом. Поэтому с 1992 года система образования пополнилась еще одним компонентом – образовательными программами, построенными на основе государственных образовательных стандартов. Более того, образовательные стандарты стали ведущей характеристикой деятельности системы образования.

Сегодня система образования в Российской Федерации представляет собой совокупность взаимодействующих:

- государственных образовательных стандартов, образовательных программ;

- сети образовательных учреждений;

- органов управления образованием.

Образовательные программы определяют содержание образования на каждом конкретном уровне образования в данном образовательном учреждении и состоят из двух частей. Первая часть формируется на основании федерального компонента образовательного стандарта (более 70 % содержания программы): это так называемый обязательный минимум содержания образовательной программы. Вторая часть образовательной программы создаётся на основании национально-регионального компонента образовательного стандарта и является обязательной только для граждан России, проживающих в данном регионе. Все образовательные программы Российской Федерации подразделяются на общеобразовательные и профессиональные.

Общеобразовательные программы направлены на формирование общей культуры подрастающего человека, его адаптацию к жизни в обществе и создание основы для созданного выбора и освоения профессиональных программ. К общеобразовательным относятся следующие программы:

- дошкольного образования;

- начального общего образования (I – IV классы);

- основного общего образования (V – IX классы);

- среднего (полного) общего образования (X – XI классы).

Профессиональные программы предназначены для подготовки специалистов соответствующих квалификаций путем последовательного повышения профессионального и общеобразовательного уровня обучающихся. К профессиональным относятся образовательные программы:

- начального профессионального образования;

- среднего профессионального образования;

- высшего профессионального образования;

- послевузовского профессионального образования.

Кроме основных образовательных программ в образовательном учреждении могут реализовываться дополнительные образовательные программы (факультативы, курсы по желанию родителей и учащихся, программы дворцов детского творчества и так далее).

Образовательными называются учреждения, осуществляющие образовательный процесс, то есть реализующие одну или несколько образовательных программ и (или) обеспечивающие содержание и воспитание обучающихся, воспитанников.

По своим организационно-правовым формам образовательные учреждения могут быть государственными, муниципальными, негосударственными (частными, учреждениями общественных и религиозных организаций).

В связи с тем, что образовательные учреждения реализуют различные образовательные программы и работают с учащимися разного возраста, уровня подготовки и способностей, различают образовательные учреждения нескольких типов:

1) дошкольные;

2) общеобразовательные (начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования);

3) учреждения начального профессионального, среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования;

4) учреждения дополнительного образования взрослых;

5) специальные (ко



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-08; просмотров: 834; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.107.90 (0.004 с.)