Индивидуальная программа реабилитации или абилитации ребенка-инвалида. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Индивидуальная программа реабилитации или абилитации ребенка-инвалида.



 

С 1 января 2016 года вступил в действие Приказ Минтруда России от 31.07.2015 № 528н «Порядок разработки и реализации индивидуальной программы реабилитации или абилитации инвалида, индивидуальной программы реабилитации или абилитации ребенка-инвалида, выдаваемых федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, и их форм».

Индивидуальная программа реабилитации или абилитации инвалида (ИПРА) является комплексом оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, включающий в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных функций организма, формирование, восстановление, компенсацию способностей инвалида к выполнению определенных видов деятельности.

В программу включаются реабилитационные и абилитационные мероприятия, предоставляемые инвалиду после проведения реабилитационно-абилитационной экспертной диагностики; оценки реабилитационного потенциала, реабилитационного прогноза и мероприятий, технических средств и услуг, позволяющих инвалиду (ребенку-инвалиду) восстановить (сформировать) или компенсировать утраченные способности к выполнению бытовой, общественной, профессиональной деятельности в соответствии со структурой его потребностей, круга интересов, уровня притязаний, социального статуса и реальных возможностей социально-средовой инфраструктуры.

Федеральное государственное учреждение медико-социальной экспертизы, после того как разработана ИПРА и подписана гражданином, направляет выписки из ИПРА инвалида (ИПРА ребенка-инвалида) в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствующей сфере деятельности.

Выписка направляется для выполнения следующих мероприятий:

а) по медицинской реабилитации или абилитации – в орган исполнительной власти субъекта РФ в сфере охраны здоровья - Министерство здравоохранения РБ.

б) по профессиональной реабилитации или абилитации – в орган исполнительной власти субъекта РФ в области содействия занятости населения - Республиканское агентство занятости населения.

в) по психолого-педагогической реабилитации или абилитации – в орган исполнительной власти субъекта РФ в сфере образования - Министерство образования и науки РБ.

г) по социальной реабилитации или абилитации и в части обеспечения техническими средствами реабилитации (далее – TCP), предоставляемыми инвалиду (ребенку-инвалиду) за счет средств бюджета субъекта РФ – в орган исполнительной власти субъекта РФ в сфере социальной защиты населения - Министерство социальной защиты населения РБ.

д) физкультурно-оздоровительных, занятий спортом – в орган исполнительной власти субъекта РФ в области физической культуры и спорта - Министерство спорта и молодежной политики РБ.

е) по обеспечению TCP, предоставляемых инвалиду (ребенку-инвалиду) за счет средств федерального бюджета – в региональное отделение Фонда социального страхования РФ по РБ.

ж) по направлению средств (части средств) материнского (семейного) капитала на приобретение товаров и услуг, предназначенных для социальной адаптации и интеграции в общество детей-инвалидов, путем компенсации затрат на приобретение таких товаров и услуг – в Управление Пенсионного Фонда РФ по РБ по месту жительства ребенка-инвалида;

По этому пункту отмечаем, что Распоряжением Правительства РФ от 30 апреля 2016г. № 831-р утвержден Перечень товаров и услуг для социальной адаптации и интеграции в общество детей-инвалидов, включающий 48 позиций. Средства материнского капитала можно направлять на компенсацию расходов на приобретение допущенных к обращению на территории РФ товаров и услуг, которые предназначены для социальной адаптации и интеграции в общество детей-инвалидов в соответствии с индивидуальной программой реабилитации или абилитации (ИПРА), разработанной учреждением медико-социальной экспертизы (МСЭ).

После поступления Выписки органы исполнительной власти и региональные отделения Фонда, территориальный орган ПФР в 3-дневный срок, должны организовать работу по разработке перечня мероприятий, с указанием исполнителей и сроков исполнения мероприятий.

Индивидуальная программа реабилитации или абилитацииразрабатывается специалистами бюро МСЭ для гражданина (в том числе ребенка), признанного инвалидом, и утверждается руководителем соответствующего бюро. ИПРА ребенка-инвалида может быть разработана на любой срок; как правило, она составляется на 1 год, 2 года или до достижения возраста 18 лет. Если с ребенком занимаются специалисты (а к этому надо стремиться), то независимо от срока установленной инвалидности целесообразно разрабатывать ИПРА не более чем на 1–2 года. Оптимально (особенно если ребенок еще не достиг подросткового возраста) обновлять ИПРА ежегодно: ребенок растет и развивается быстро, вместе с развитием меняется и тактика реабилитации, поэтому ИПРА год от года может существенно обновляться, а вместе с ней – услуги и технические средства реабилитации, которые государство обязалось бесплатно обеспечить ребенку-инвалиду. Единственная оговорка: в этом случае родители должны быть готовы ежегодно заново вместе с ребенком проходить всех специалистов, чьи рекомендации фиксируются в ИПРА. Но составленная в результате качественная и актуальная ИПРА и эффективная реабилитация ребенка на ее основе – того стоят! Необходимо обратить внимание на правильное заполнение карты ИПРА:

– во всех таблицах в графах, где указывается срок проведения реабилитационных мероприятий, должны быть указаны даты начала и окончания проведения реабилитационного мероприятия либо стоять запись «до достижения возраста 18 лет»;

– графы, где указывается исполнитель проведения реабилитационных мероприятий (исполнительный орган Фонда социального страхования Российской Федерации; территориальный орган социальной защиты населения; государственные учреждения службы занятости населения субъектов Российской Федерации; работодатель; территориальные органы управления здравоохранением, образованием; медицинские, образовательные, реабилитационные организации либо сам инвалид), должны быть заполнены.

- ИПРА инвалида (ИПРА ребенка-инвалида), оформленная на бумажном носителе, подписывается руководителем бюро и инвалидом (ребенком-инвалидом) (его законным или уполномоченным представителем), заверяется печатью бюро и выдается на руки инвалиду (ребенку-инвалиду) (его законному или уполномоченному представителю) либо направляется заказным почтовым отправлением с соблюдением требований законодательства Российской Федерации о персональных данных.

Подпись ребенка-инвалида или его законного представителя как выражение согласия с содержанием ИПРА. Имеет смысл ставить подпись как в случае согласия, так и несогласия.Дело в том, что Приказ Минтруда России N 528н от 31.07.2015 "Об утверждении Порядка разработки и реализации индивидуальной программы реабилитации или абилитации инвалида, индивидуальной программы реабилитации или абилитации ребенка-инвалида, выдаваемых федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, и их форм" предусматривает, что в случае отказа инвалида (его законного представителя) подписать сформированную индивидуальную программу реабилитации или абилитации инвалида (ребенка-инвалида), она приобщается к акту медико-социальной экспертизы гражданина, а по заявлению инвалида (его законного представителя) ему выдается копия такой ИПРА.

Но по копии ИПРА невозможно исполнение тех 40 реабилитационных мероприятий, с которыми инвалид согласен. В связи с этим родителям целесообразно подписывать ИПРА, а затем при несогласии с ее содержанием пользоваться правом на обжалование. ИПРА составляется в 2-х экземплярах: один экземпляр выдается ребенку-инвалиду (его законному представителю) на руки, о чем делается запись в журнале выдачи индивидуальных программ реабилитации или абилитации, другой – приобщается к акту освидетельствования в бюро МСЭ.

Содержание ИПРА: чего следует добиваться?

В настоящее время по всей России действует единый формат карты ИПРА, созданный на высоком профессиональном уровне. Возникает естественный вопрос: почему в таких благоприятных «стартовых» условиях правильное заполнение ИПРАне происходит «автоматически»? Проблема состоит в том, что составление программы комплексной реабилитации ребенка требует скрупулезной работы целой команды бюро МСЭ, квалифицированных кадров в сфере реабилитации, среди которых должны быть как врачи, так и специалисты по реабилитации, по социальной работе, психологи. Все они должны прийти к консенсусу о методах реабилитации, необходимых конкретному ребенку. В отдельных случаях ИПРА разрабатывается в течение одного месяца. Поэтому сотрудники бюро МСЭ, как правило, видящие ребенка первый или второй раз в жизни (при установлении инвалидности или очередном переосвидетельствовании), обычно руководствуются заключениями и рекомендациями специалистов о том, какие реабилитационные меры нужны ребенку и кого следует назначить их исполнителем. Это естественное и правильное решение в такой ситуации, поэтому к моменту встречи в бюро МСЭ родители и должны запастись рекомендациями от различных специалистов. (Для облегчения работы Комиссии целесообразно составить их в формате мероприятий, перечисленных в карте ИПР, как мы уже упоминали в части «Шаг 1: оформление инвалидности»).

Основные нормы права, регулирующие вопросы составления и реализации ИПР, содержатся в статье 11 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». Согласно указанной статье Закона, Индивидуальная программа реабилитации или абилитации инвалида - комплекс оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, включающий в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных функций организма, формирование, восстановление, компенсацию способностей инвалида к выполнению определенных видов деятельности. Федеральные учреждения медико-социальной экспертизы могут при необходимости привлекать к разработке индивидуальных программ реабилитации или абилитации инвалидов организации, осуществляющие деятельность по реабилитации, абилитации инвалидов.

Порядок разработки и реализации индивидуальной программы реабилитации или абилитации инвалида и ее форма определяются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения.

ИПРА инвалида содержит как реабилитационные мероприятия, предоставляемые инвалиду с освобождением от платы в соответствии с Федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утвержденному Распоряжением Правительства РФ от 30 декабря 2005 г. № 2347-р (см. приложение № 2), так и реабилитационные мероприятия, в оплате которых принимают участие сам инвалид, либо другие лица или организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.

Таким образом, ИПРА должна содержать все необходимые инвалиду реабилитационные услуги и технические средства реабилитации – как включенные в Федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, так и не включенные в него. Необходимо четко понимать, что Федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, – это перечень тех услуг и технических средств реабилитации, обеспечение которыми гарантируется государством за счет средств федерального бюджета (статья 10 Закона). Иные реабилитационные мероприятия, входящие в ИПРА (например, общее образование, социальное обслуживание), гарантируются за счет средств региональных бюджетов.

Вписать в ИПРА можно (и нужно!) все, что необходимо ребенку. Свою просьбу об этом к бюро МСЭ желательно подкреплять рекомендациями специалистов. Для того чтобы вписать все необходимое в ИПР, следует:

1) иметь документальное (заключения специалистов) подтверждение того, что данные услуги или средства нужны ребенку;

2) в письменной форме просить бюро МСЭ включить данные услуги в ИПРА;

3) обладать настойчивостью и внутренней готовностью донести до сотрудников МСЭ рекомендации специалистов, свидетельствующие о потребностях ребенка в тех или иных реабилитационных услугах, и твердым намерением обжаловать возможные незаконные решения, ущемляющие права ребенка.

Если реабилитационное мероприятие или техническое средство реабилитации не включено в Федеральный перечень, то региональные отделения Фонда социального страхования РФ откажут в предоставлении рассматриваемого технического средства реабилитации или компенсации его стоимости по указанному выше основанию.

Следуя букве Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», государство гарантирует предоставление за счет бюджета только тех услуг и средств реабилитации, которые предусмотрены в Федеральном перечне. Однако в ИПРА, тем не менее, должны включаться все необходимые инвалиду технические средства реабилитации, независимо от наличия таковых в указанном Федеральном перечне. В этом случае, исполнители мероприятий определяются, либо за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, за счет средств ребенка-инвалида либо других лиц или организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, которые могут выполнить реабилитационные услуги согласно ГОСТа.

Поэтому задача родителей сводится к тому, чтобы проследить соответствие в карте ИПРА состава мероприятий и их исполнителей – тем рекомендациям, которые даны ребенку специалистами.

Может сложиться ситуация, когда сотрудники бюро МСЭ по той или иной причине отказываются включать в ИПРА рекомендованные специалистами реабилитационные мероприятия или технические средства реабилитации и никакие разумные доводы не действуют. Каков выход из подобной ситуации? Очевидно, что отказ бюро МСЭ включать в ИПРА рекомендуемые специалистами реабилитационные услуги и технические средства реабилитации на основании отсутствия их в Федеральном перечне незаконен: родителям придется обращаться в вышестоящую инстанцию – обжаловать решение бюро МСЭ в установленном законодательством порядке. Жалоба должна быть рассмотрена в течение месяца с даты подачи (при подаче жалобы почтовым отправлением срок для ответа на нее начинает течь с даты поступления жалобы в бюро МСЭ). Если в ИПРА не отражен исполнитель реабилитационного мероприятия или указанный в ИПРА исполнитель, по мнению родителей, не соответствует интересам ребенка (выполнит реабилитационное мероприятие менее качественно) и им не удалось убедить в этом сотрудников бюро МСЭ, – то они могут обжаловать содержание ИПРА в установленном законодательством порядке в вышестоящее бюро МСЭ.

По окончании исполнения мероприятий по ИПРА в графах, содержащих отметку о выполнении или невыполнении реабилитационных мероприятий, организацией, указанной в качестве исполнителя, по соответствующим позициям делается запись «выполнено» или «не выполнено». Запись заверяется подписью ответственного лица этой организации и печатью.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-08; просмотров: 267; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.128.78.41 (0.02 с.)