Вопрос 54. Историософия 20 века. Основные подходы. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Вопрос 54. Историософия 20 века. Основные подходы.



Историософия -концепция философии истории, созданная как целостное постижение вариативности и преемственности конкретных исторических форм с точки зрения раскрытия в них универсального закона или метаисторического смысла. Центральное место в историософии занимает осмысление сущности и основных процессуальных мотивов того исторического периода, в котором находится субъект философствования в соответствии с его собственными критериями определения исторических форм.

Направления.

До попыток христианской историософии вопрос о направленности человеческой истории не стоял. Он возникает с идеями христианства о сотворении мира и о его конце. У Геродота и Дукидида смысла истории нет. Он проявляется у Августина в “Граде Божьем”. Сам вопрос о смысле истории не однозначен.

Подходов много:

1. Христианский

2. Подход, связанный с выявлением законов общественного развития

· биологический подход (юность, зрелость и старость нации)

· Экономические законы (Маркс - история - движение к бесклассовому обществу).

· социологические законы

· эстетические законы (история - к совершенству)

· психологические закономерности (Фрейд)

3. Подход, связанный с отрицанием направленности в развитии истории - антиисторизм.

А. Тойнби.

По его мнению философия истории - особый подход к историческому материалу, когда само содержание целостности исторического процесса становится предметом особого, специфически философского воззрения и истолкования. Специфика философского знания по Т связана с усмотрением в Бытии некой непреложной объективной целостности, находящейся в увязке с субъективным опытом человека.

Т.О. философия истории - изучение взаимосвязи исторического бытия как универсального всечеловеческого опыта через призму внутреннего опыта человека, внутренней динамики человеческой души.

Основной вопрос ФИ - вопрос о человеческом смысле истории, вопрос о внешнем и внутреннем достоинстве человека в потоке времени.

Т считал, что история в своей целостности и конкретных проявлениях имеет некоторое всеобщее содержание, которое состоит в том, что исторический опыт и историческое время не даны человеку как нечто внешнее в отрыве от его внутренней жизни, а опосредованны человеческой личностью В этом смысле история персоналична. Т.о. история развиваясь через человека имеет человеческое лицо.

Бытие в историческом измерении не просто отражает или сознает себя в личности, а воссоздается и спасается в ней и через нее. История - сфера человеческого общения.

С точки зрения постижения истории понятие общения между людьми и человеческого достоинства связаны. Достоинство человека реализуется лишь в общении между людьми. Из этого следует значение смысла истории - т.е. реализации человеческого достоинства в преемственности исторического опыта людей.

В истории по Т действует Вселенский разум, божественный закон - Логос. Взаимодействие божественного Логоса и человечества составляет сущность исторического процесса. Истина познается в диалоге человека с Логосом. Постижение истории - познание человеком самого себя и Логоса.

Т.о. история общества - взаимосвязь, взаимодействие исторического, временного и надистроического, вечного.

Объект изучения истории не может быть человечество в целом или какие-то конкретные государственные образования, а определенные культурно-исторические типы, которые Т называет обществами или цивилизациями. Общества или цивилизации - умопостижимые единицы истории.

Основной критерий роста общества - движение направленное на самоопределение цивилизации на основе развития личности.

 

К. Ясперс.

В отличии от Т Я говорит, что человечество имеет единые пути развития и единое происхождение. Но научно доказать это, как и доказать обратное невозможно. Допущение этого единство он называет постулатом веры. История по Я имеет свое начало и свой конец, ее движение определяется силой провидения.

По Я вера является основой и смыслом истории. Возникает вопрос: возможна ли общая для всех вера. Я говорит, что общей для человечества может быть только философская вера. Вера отличается от знания. Она есть акт воли, но существует в союзе со знанием. Философская вера - осознание бытия и его истоков посредством обращения к исторической ситуации.

Историческая ситуация характеризуется “временем” и “эпохой” Каждая историческая эпоха отличается от другой своей исторической ситуацией. Однако возможно формирование близких по духу исторических ситуаций, которые являются предпосылками возникновения и развития родственных по своему духу процессов.

Осевая эпоха - время развития мировых религий, пришедших на смену мифологическому сознанию.

Я. говорит, что человечество обречено на общность судьбы и единую веру. Отсюда и смысл философии - с помощью философской веры, открывающей смысл и предназначение истории, объединить человечество на общих духовных основаниях.

 

По Попперу история смысла не имеет, т.к. полная истерия должна включать историю каждого челна из человечества. Но это невозможно описать - история не имеет смысла, она лишь стремиться к полному описанию явлений. Историческая модель всегда определяет лишь какой-то один аспект, избирательная интерпретация исторического процесса в чьих-то интересах. Каждое поколение интерпретирует историю по-своему. Истории нет вообще, а есть множество историй.

 

Ученик Поппера - Ф.Фукуяма (США) - 1989 год. Работа “Конец истории”. Мы живем в постисторическом обществе, т.к. история потерпела крах в конце холодной войны. Победа западной идеи, экономического либерализма. Т.е. - это конец идеологической эволюции человечества, т.е. смысла истории.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-08; просмотров: 366; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.104.248 (0.005 с.)