Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Вопрос 54. Историософия 20 века. Основные подходы.
Историософия -концепция философии истории, созданная как целостное постижение вариативности и преемственности конкретных исторических форм с точки зрения раскрытия в них универсального закона или метаисторического смысла. Центральное место в историософии занимает осмысление сущности и основных процессуальных мотивов того исторического периода, в котором находится субъект философствования в соответствии с его собственными критериями определения исторических форм. Направления. До попыток христианской историософии вопрос о направленности человеческой истории не стоял. Он возникает с идеями христианства о сотворении мира и о его конце. У Геродота и Дукидида смысла истории нет. Он проявляется у Августина в “Граде Божьем”. Сам вопрос о смысле истории не однозначен. Подходов много: 1. Христианский 2. Подход, связанный с выявлением законов общественного развития · биологический подход (юность, зрелость и старость нации) · Экономические законы (Маркс - история - движение к бесклассовому обществу). · социологические законы · эстетические законы (история - к совершенству) · психологические закономерности (Фрейд) 3. Подход, связанный с отрицанием направленности в развитии истории - антиисторизм. А. Тойнби. По его мнению философия истории - особый подход к историческому материалу, когда само содержание целостности исторического процесса становится предметом особого, специфически философского воззрения и истолкования. Специфика философского знания по Т связана с усмотрением в Бытии некой непреложной объективной целостности, находящейся в увязке с субъективным опытом человека. Т.О. философия истории - изучение взаимосвязи исторического бытия как универсального всечеловеческого опыта через призму внутреннего опыта человека, внутренней динамики человеческой души. Основной вопрос ФИ - вопрос о человеческом смысле истории, вопрос о внешнем и внутреннем достоинстве человека в потоке времени. Т считал, что история в своей целостности и конкретных проявлениях имеет некоторое всеобщее содержание, которое состоит в том, что исторический опыт и историческое время не даны человеку как нечто внешнее в отрыве от его внутренней жизни, а опосредованны человеческой личностью В этом смысле история персоналична. Т.о. история развиваясь через человека имеет человеческое лицо.
Бытие в историческом измерении не просто отражает или сознает себя в личности, а воссоздается и спасается в ней и через нее. История - сфера человеческого общения. С точки зрения постижения истории понятие общения между людьми и человеческого достоинства связаны. Достоинство человека реализуется лишь в общении между людьми. Из этого следует значение смысла истории - т.е. реализации человеческого достоинства в преемственности исторического опыта людей. В истории по Т действует Вселенский разум, божественный закон - Логос. Взаимодействие божественного Логоса и человечества составляет сущность исторического процесса. Истина познается в диалоге человека с Логосом. Постижение истории - познание человеком самого себя и Логоса. Т.о. история общества - взаимосвязь, взаимодействие исторического, временного и надистроического, вечного. Объект изучения истории не может быть человечество в целом или какие-то конкретные государственные образования, а определенные культурно-исторические типы, которые Т называет обществами или цивилизациями. Общества или цивилизации - умопостижимые единицы истории. Основной критерий роста общества - движение направленное на самоопределение цивилизации на основе развития личности.
К. Ясперс. В отличии от Т Я говорит, что человечество имеет единые пути развития и единое происхождение. Но научно доказать это, как и доказать обратное невозможно. Допущение этого единство он называет постулатом веры. История по Я имеет свое начало и свой конец, ее движение определяется силой провидения. По Я вера является основой и смыслом истории. Возникает вопрос: возможна ли общая для всех вера. Я говорит, что общей для человечества может быть только философская вера. Вера отличается от знания. Она есть акт воли, но существует в союзе со знанием. Философская вера - осознание бытия и его истоков посредством обращения к исторической ситуации. Историческая ситуация характеризуется “временем” и “эпохой” Каждая историческая эпоха отличается от другой своей исторической ситуацией. Однако возможно формирование близких по духу исторических ситуаций, которые являются предпосылками возникновения и развития родственных по своему духу процессов.
Осевая эпоха - время развития мировых религий, пришедших на смену мифологическому сознанию. Я. говорит, что человечество обречено на общность судьбы и единую веру. Отсюда и смысл философии - с помощью философской веры, открывающей смысл и предназначение истории, объединить человечество на общих духовных основаниях.
По Попперу история смысла не имеет, т.к. полная истерия должна включать историю каждого челна из человечества. Но это невозможно описать - история не имеет смысла, она лишь стремиться к полному описанию явлений. Историческая модель всегда определяет лишь какой-то один аспект, избирательная интерпретация исторического процесса в чьих-то интересах. Каждое поколение интерпретирует историю по-своему. Истории нет вообще, а есть множество историй.
Ученик Поппера - Ф.Фукуяма (США) - 1989 год. Работа “Конец истории”. Мы живем в постисторическом обществе, т.к. история потерпела крах в конце холодной войны. Победа западной идеи, экономического либерализма. Т.е. - это конец идеологической эволюции человечества, т.е. смысла истории.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-08; просмотров: 366; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.104.248 (0.005 с.) |