Введение. Предмет логики и методологии науки 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Введение. Предмет логики и методологии науки



Все материальные достижения человечества связаны с развитием науки. В настоящее время трудно найти хотя бы одну сферу человеческой деятельности, которая обходится без использования научного и технического знания. Дальнейший прогресс человеческого общества также связывают с новыми научно-техническими достижениями.

Громадное влияние науки на жизнь и деятельность людей заставляет нас сделать предметом изучения саму науку. Что такое наука? Чем отличается научное знание от мифа или религии? В чем ценность науки? Как она развивается? Какими методами пользуются ученые? Попытка найти ответы на эти и другие вопросы, связанные с пониманием науки как особой сферы человеческой деятельности, привели к возникновению особой дисциплины – логики и методологии научного познания или, по другому, философии науки, которая сформировалась на стыке трех областей: самой науки, ее истории и философии. Логика и методология науки есть дисциплина, стремящаяся понять, что такое наука, в чем состоит специфика научного познания и методов науки, каковы структура и функции научного знания, как развивается наука.

Прежде чем приступать к исследованию науки необходимо сформировать представление о том, что такое человеческое познание вообще, какова его природа и социальные функции. Разные философские направления на эти вопросы предлагают различные ответы. Следовательно, каждый методолог науки с самого начала вынужден опираться на ту или иную философскую систему. Вместе с тем, современная наука слишком обширна для того, чтобы один исследователь мог обозреть ее всю целиком. Физика или биология, космология или медицина – каждая область науки охватывает громадный комплекс специальных дисциплин, часто весьма далеких одна от другой. Методолог науки вынужден избирать для изучения и анализа какие-то отдельные научные дисциплины или даже отдельные научные теории, например, математику, математическую физику, химию или теорию биологической эволюции. Обычно этот выбор определяется его философскими предпочтениями или направлением его образования. Если принять во внимание то обстоятельство, что представители методологии науки могут ориентироваться на разные философские направления и в своих исследованиях опираться на разные научные дисциплины и их историю, то понятно, что они часто будут приходить к выработке очень разных представлений о науке.

Это выражается в факте существования в методологии науки множества различных методологических концепций – теорий науки, дающих систематизированные ответы на указанные выше вопросы. В конце Х1Х – начале ХХ вв. широкой известностью пользовались методологические идеи, высказанные австрийским физиком и философом Э.Махом, французским математиком А.Пуанкаре, французским физиком П.Дюгемом. С конца 20-х годов ХХ столетия почти всеобщее признание получила методологическая концепция логического позитивизма Л.Витгенштейна, Р.Карнапа, М.Шлика и др. Во второй половине ХХ в. выступили со своими методологическими концепциями К.Поппер, Т.Кун, П.Фейерабенд, С.Тулмин, И.Лакатош и многие другие философы и ученые.

Несмотря на существенные расхождения концепций в понимании природы научного знания, методов науки и форм ее развития, в них есть нечто общее, а именно: у всех методологических концепций один предмет изучения – современная наука, ее история и философия. И сколь бы разными ни были философские воззрения исследователей, они не могут не учитывать общепризнанных фактов истории науки и современных научных теорий. Как бы ни расходились ученые в понимании того, что такое наука, следует согласиться с тем, что, например, Лавуазье внес решающий вклад в возникновение современной химии, Дарвин создал теорию биологической эволюции, а Мендель заложил основы генетики. Это обстоятельство создает почву для получения методологами науки общепризнанных результатов, с которыми должен быть знаком каждый ученый, задумывающийся над статусом своей собственной дисциплины.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-08; просмотров: 502; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.82.79 (0.005 с.)