ТОП 10:

Глава 8. СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ



Дисциплинарные методы обогащают исследовательский арсенал любой науки, в том числе журналистики. К наиболее используемым дисциплинарным методам относятся социологические методы исследования.

8.1. ОПРОСНЫЕ МЕТОДЫ

Опрос – метод сбора необходимой информации посредством беседы с респондентом, в основе которой лежит жестко формализованный опросный лист, который заполняет, как правило, сам интервьюер[38].

Основным источником информации в опросах выступает человек (или респондент, как его называют социологи, буквально – «отвечающий» в переводе с английского). Опросы позволяют собрать информацию о фактах поведения – прошлых, настоящих или прогнозируемых будущих, а также о мнениях. Благодаря такой универсальности, метод опроса широко применяется в различных областях исследования. Существуют различные типы опросов, поговорим об этом подробнее.

Во-первых, опросы бывают качественными и количественными.

Количественные опросы направлены на исследование больших совокупностей людей, с целью выявления статистических показателей их мнений по исследуемой проблеме[39].

Качественные опросы концентрируют внимание на субъекте, агенте социального действия и обращаются, прежде всего, к его личностному повседневному опыту, выраженному в словах, высказываниях, рассказах о собственной жизни[40]. Качественные опросы не требуют изучения больших совокупностей людей, отчего автор может детально исследовать интересы и ценности, мотивы и установки, мнения опрашиваемых людей по какой-либо проблеме.

 

Понятие и типы выборки

Количественные опросы требуют составления репрезентативной выборки. Качественные опросы репрезентативной выборки не требуют, авторы включают в выборку представителей тех категорий населения, которые их интересуют.

Поговорим о том, что собой представляет выборка. Выборочный метод позволяет получить объективные и надежные результаты на основе изучения лишь части отобранных по специальным правилам респондентов из всего интересующего автора массива людей. Для успешного применения выборочного метода уточним его основные понятия:

а) генеральная совокупность – совокупность социальных объектов (в нашем случае – респондентов), которые намерен изучить исследователь[41];

б) выборочная совокупность – уменьшенная модель генеральной совокупности[42].

Основное требование, предъявляемое к выборке – ее репрезентативность или свойство выборочной совокупности представлять основные, значимые для исследователя параметры генеральной совокупности[43].

Для того чтобы выборка была репрезентативной, необходимо обеспечить ее достаточный объем и определить верный способ отбора единиц из генеральной совокупности в выборку.

Объем выборки, или ее численность рассчитывается по специальной, довольно сложной формуле. Однако есть стандартные расчеты репрезентативной выборки с допущением 5 % ошибки (то есть полученные результаты расходятся с действительным разбросом мнений по генеральной совокупности на плюс/минус 5 процентов) математика В.И. Паниотто. Они приведены в табл. 1.2.

 

Таблица 1.2

Объемы выборочной совокупности

относительно генеральной совокупности

 

Объем ген. совокупности, единиц
Объем выборки, единиц

 

Мы видим, что таблица начинается с генеральной совокупности в 500 человек. Если автора интересует меньший по численности объект исследования, то применяется метод основного массива – изучается простое большинство (51 %, чаще – 60-70 %) индивидов генеральной совокупности. В случае если объем генеральной совокупности не велик (например, автор хочет опросить журналистский коллектив численностью в 50 человек), то лучше остановиться на сплошном исследовании – изучить всех представителей генеральной совокупности.

Каким образом отобрать людей в выборку из генеральной совокупности? Социологами были разработаны несколько способов формирования или типов выборки, рассмотрим те из них, которые наиболее подходят для написания студенческих научных работ. Мы уже отметили два типа выборки – метод основного массива и сплошное исследование. Рассмотрим также вероятностную, систематическую, гнездовую, квотную и стихийную выборки. У каждой из них есть своя логика осуществления, свои преимущества и недостатки.

Для реализации вероятностной и систематической выборки необходим полный перечень единиц генеральной совокупности, из-за чего эти способы отбора подходят только для небольших объектов исследования – коллективов предприятий, жителей определенного района и пр. Зато эти два типа выборки считаются наиболее надежными в социологии.

Итак, вероятностный – это такой способ отбора, при котором каждая единица генеральной совокупности имеет равные шансы попасть в выборочную совокупность[44]. Автор берет перечень единиц генеральной совокупности (например, список работников определенного предприятия или список жителей района) и случайным образом (например, при помощи таблицы случайных чисел) отбирает из него необходимое количество респондентов: в выборку попадают те люди из списка, порядковый номер которых соответствует случайно выбранным числам.

Систематический отбор – это упрощенный вариант вероятностной выборки. Здесь не требуется таблица случайных чисел, отбор единиц в выборку осуществляется на систематической основе, по шагу выборки. Для определения шага выборки объем генеральной совокупности делится на объем выборочной, и из списка единиц генеральной совокупности отбирается каждый полученный n-й элемент[45] [17. С. 83].

Для формирования гнездовой и квотной выборки также требуется информация о генеральной совокупности, но менее детальная. Здесь достаточно знания общих характеристик – социально-демографических (пол, возраст, социальное положение) или территориальных (место жительства) – состава генеральной совокупности.

Тогда гнездовая (кластерная) выборка – это такой способ формирования выборки, при котором отбираемые единицы представляют собой гнезда (кластеры) более мелких единиц. После отбора небольшого числа территориальных сегментов (отдельных редакций, районов или домов) проводится сплошное или выборочное их обследование. Получается, что такую выборку легче осуществить организационно (все респонденты находятся в одном месте), но сложнее обеспечить ее репрезентативность (сколько надо обследовать гнезд? Сколько респондентов из каждого гнезда? Где искать наиболее «типичные» гнезда, мнения представителей которых примерно соответствуют разбросу мнений в генеральной совокупности?).

Квотный отбор – заранее располагая данными о пропорциях различных территориальных и социально-демографических групп, набирают выборочную совокупность по сочетаниям заданных признаков. Удельный вес квоты в выборочной совокупности должен соответствовать ее удельному весу в генеральной совокупности[46]. Преимуществом данного способа отбора является представленность в выборке тех категорий респондентов, которые интересуют исследователя (именно по этим параметрам формируются квоты). К недостаткам относится тот, что выборка может формироваться из любых людей подходящего возраста, социального положения, пола, профессии и прочее, то есть автор (или интервьюеры) может опросить, к примеру, своих знакомых, которые соответствуют этим признакам. Это не случайные люди, а представители примерно одного круга. В итоге будут получены результаты, отражающие мнение определенной группы людей.

Стихийный отбор – исследователь, приблизительно зная, кого ему надо опросить, сам отбирает респондентов по заданным параметрам. Здесь также возникает проблема того, что автор (или интервьюеры) может в силу каких-то причин опросить однотипных респондентов, чье мнение отличается от мнения исследуемой группы в целом. Как правило, стихийный отбор осуществляется в местах скопления народа – в супермаркетах, на площадях и в скверах, и пр. – в подобных местах концентрируются определенные категории людей (те, кто предпочитает активный отдых, имеет определенный уровень достатка и т.д.), чье мнение отличается от среднестатистического.

Рассмотрим на примере, как определяются объем выборки и ее тип.

Пример:нас интересует мнение челнинских журналистов по поводу существования свободы слова в регионе. Предположим, что мы знаем – в Набережных Челнах во всех видах и типах СМИ работает порядка 500 журналистов (на самом деле мы не знаем, сколько их здесь работает, просто предполагаем в качестве примера). Согласно таблице В.И. Паниотто, нам необходимо опросить 222 из них. Кто должен войти в выборку? Способ отбора (тип выборки) как раз и предопределяет категории опрошенных журналистов.

Если у нас на руках есть перечень всех челнинских журналистов, с указанием их ФИО, а также места работы, наиболее оптимальным будет воспользоваться вероятностным или систематическим типом отбора. На основе таблицы случайных чисел (вероятностный тип выборки) или шага выборки (систематический тип выборки), мы составляем список журналистов, которые вошли в выборку, а затем их опрашиваем. Если какой-то журналист из выборки не может быть опрошен (например, он находится в командировке или в отпуске), опрашивается человек, следующий за ним в перечне единиц генеральной совокупности.

Если у нас нет списка челнинских журналистов, но есть общие данные о них: например, есть список всех челнинских СМИ с указанием численности журналистов в каждом из них; или у нас есть данные о том, сколько человек работает на радио, сколько – на телевидении, а сколько – в печатных СМИ; или же есть информация о социально-демографическом составе журналистов, то мы можем воспользоваться гнездовым или квотным способами отбора. Тогда гнезда могут быть сформированы на основе редакций СМИ – мы будем опрашивать представителей только определенных, вошедших в выборку редакций. При этом мы можем реализовать и квотный принцип формирования выборки – в рамках выбранных гнезд-редакций опросить заданное число журналистов мужского и женского пола, определенного возраста, возможно – стажа работы и прочее.

Если же мы не обладаем никакой информацией, помимо общей численности челнинских журналистов (хотя бы предположительной), можно воспользоваться стихийным способом отбора. В этом случае опрос надо привязывать к мероприятию, которое собирает множество журналистов из различных редакций и видов СМИ (такими мероприятиями могут быть ежегодно отмечаемый День прессы, какая-то журналистская конференция, или широко освещаемое событие). Организационно стихийный способ отбора очень удобен для исследователя, но считается, что он менее надежен по полученным результатам. Если у нас есть дополнительная информация о составе челнинских журналистов, то мы можем увеличить надежность исследования, проведенного методом стихийного отбора, применив квотный принцип формирования выборки и опросив журналистов определенного пола, возраста и пр.

Конечно, при формировании выборки необходимо учитывать цели и задачи исследования. К примеру, если для нас важно узнать, что думают о ситуации со свободой слова в Набережных Челнах телевизионщики, радийщики и печатники, или, к примеру, представители государственных и коммерческих СМИ, то структурировать выборку надо с учетом этих параметров.

 

Как уже было сказано, выборка необходима лишь в количественных опросах, к которым относятся очное интервью, телефонный опрос, а также почтовое и раздаточное анкетирование.

В качественных опросных техниках – таких, как глубинное интервью или фокус-группа – репрезентативной выборки не требуется, что снимает со студента вопрос ее обоснования. Конечно, здесь тоже требуется описать категории опрошенных и раскрыть логику их отбора, но обосновывать объем выборки или ее тип нет необходимости. К тому же качественные опросные методы, зачастую, требуют меньших затрат – временных, исследовательских, трудовых. Поэтому студентам есть смысл обращаться к данным методам.

Рассмотрим виды количественных опросов. Количественные опросы подразделяются на очные (к ним относятся очный опрос и телефонное интервью) и заочные (раздаточное, почтовое и прессовое анкетирование).







Последнее изменение этой страницы: 2017-02-08; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.232.171.18 (0.007 с.)