Глава 6. Общенаучные эмпирические методы исследования 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава 6. Общенаучные эмпирические методы исследования



 

Общенаучные эмпирические методы позволяют собрать первичную информацию об интересующих исследователя фактах. При этом методы наблюдения и эксперимента позволяют создать исследовательскую ситуацию, организовать интерактивное отношение автора к изучаемому объекту, а описание, сравнение и измерение характеризуют способы структурирования научной информации[24].

 

 

6.1. МЕТОД НАБЛЮДЕНИЯ

 

Наблюдение – целенаправленное восприятие предметов, явлений и процессов окружающего мира, в основном опирающееся на данные органов чувств (ощущения, восприятия, представления)[25]. Задача наблюдателя заключается в получении совокупности первичных данных об изучаемом объекте. Как правило, в этой совокупности уже прослеживаются определенные регулярности и закономерности поведения объекта.

Еще древние греки называли деятельность по разысканию истины умозрением (то есть видением посредством ума). Они считали, что практика умозрения позволяет увидеть эйдосы – умные лики вещей, в которых проступает их сущность. Метод наблюдения основывается на сходном положении: в результате наблюдения мы получаем знание не только о внешних сторонах предмета, но и о его сущности. Недаром наблюдательность считается признаком живости ума. Однако наблюдение как метод исследования значительно разнится с простой наблюдательностью. Образно говоря, это не песня народов саама, которая строится по принципу «что вижу – то пою». В отличие от обыденного, научное наблюдение носит структурированный характер: оно задано концепцией, гипотезой, программой исследования. Ученый не просто регистрирует факты наблюдения, но сознательно отбирает те из них, которые подтверждают или опровергают его суждения; полученные результаты автор объясняет, исходя из разделяемых им теоретических положений. В силу этого в науке был сформулирован тезис о теоретической нагруженности наблюдения, который полагает существенную зависимость содержания наблюдения от предшествующих ему теоретических установок наблюдателя. Как сказал по этому поводу А.Эйнштейн: «Лишь теория решает, что можно наблюдать»[26]. С этой точки зрения ученых можно обвинить в том, что они, «задавшись целью, разглядели в человеке сумасшедшего». Тем не менее, разработанная в науке система норм и требований к проведению наблюдения позволяет получить объективное, надежное и проверяемое знание.

При изучении журналистики наблюдение может применяться как основной метод исследования – в этом случае реализуется социологическая методика наблюдения (см. главу 8.3). С помощью наблюдения, к примеру, изучают деятельность редакции в целом и ее отдельных сотрудников – в частности; собирают информацию о поведении покупателей прессы; исследуют творческую деятельность журналистов; оценивают качество информационного продукта; изучают восприятие аудиторией того или иного СМИ. Наблюдение может использоваться и как вспомогательный метод. На предварительном этапе исследования с его помощью собирают необходимую информацию для формулировки проблемы исследования; при проведении опроса можно понаблюдать за поведением опрашиваемых и выяснить, какое примерно время требуется на проведение одного интервью, какие вопросы вызывают затруднение у респондентов и прочее. В ряде случаев метод наблюдения является одной из познавательных процедур в составе методов – таких, как контент-анализ, фокус-группа, эксперимент. В целом, метод наблюдения используется с целью сбора информации для постановки проблем исследования, выдвижения гипотез, а также проверки теорий.

 

 

6.2. МЕТОД ЭКСПЕРИМЕНТА

Эксперимент (лат. опыт, проба, испытание) активное и целенаправленное вмешательство в протекание изучаемого процесса, соответствующее изменение объекта или его воспроизведение в специально созданных и контролируемых условиях. В ходе эксперимента изучаемый объект изолируется от побочных влияний, затемняющих его сущность, и представляется в «чистом виде». Цель любого эксперимента состоит в достижении максимально возможного уровня управления исследуемым процессом[27].

Эксперимент становится основным методом исследования при утверждении науки - нового естествознания - примерно в 17 веке. Европейская наука и зародилась как наука экспериментальная. Именно благодаря эксперименту познавательная деятельность перестает быть созерцательной и становится практической, что отражает знаменитое высказывание Фрэнсиса Бэкона: «Знание – сила». Особой заслугой Галилео Галилея (1564 – 1742) стала успешная попытка соединения экспериментального метода с математическим мышлением: он показал, что экспериментальная деятельность может быть осмыслена на языке математики. Таким образом, эксперимент взял на себя функцию связующего звена между теоретическими изысканиями и практической деятельностью по преобразованию среды. Экспериментальный подход и сегодня занимает ведущую позицию в эмпирических науках.

Простейшая структура эксперимента, как показывает Е.Ушаков[28], состоит из независимой и зависимой переменных, а также побочных факторов, оказывающих влияние на экспериментальную ситуацию. Тогда переменными называют все явления, факторы, воздействия, состояния, которые могут изменяться в данной исследовательской ситуации и принимать различные значения. Это могут быть как количественные величины, подлежащие измерению, так и неизмеряемые качественные состояния. Среди переменных, включенных в экспериментальную ситуацию, есть те, которыми исследователь может управлять, меняя их значение. Эти переменные (как правило, это определенные виды воздействий, используемых исследователем) называются независимой переменной. Те переменные, которые изменяются при изменениях независимых переменных, называются зависимыми переменными. Помимо этого существует еще некоторая совокупность факторов, которые не являются предметом прямого исследовательского интереса, но оказывают дополнительное воздействие на зависимую переменную, затрудняя изучение связей зависимой и независимой переменных и внося неопределенность в результаты эксперимента. Они называются побочными факторами.

 

Пример: в декабре 2006 года бельгийское государственное телевидение осуществило эксперимент с целью изучения эффектов влияния информации на поведение аудитории. По основному государственному телеканалу было объявлено, что Бельгия утратила статус суверенного государства, распавшись на независимые Фландрию и Валлонию. При этом передача, подготовленная как цепь новостных выпусков с многочисленными «прямыми» включениями, сопровождалась непрерывной бегущей строкой, в которой мелким шрифтом сообщалось, что все происходящее – лишь журналистская выдумка. Однако большинство телезрителей, включая политиков, иностранных дипломатов и журналистов, приняли «новость» всерьез. В этой ситуации информационное воздействие телеканала будет независимой переменной, изучаемая реакция населения – зависимой переменной, а побочными факторами могут выступать, к примеру, наличие у жителей Бельгии телевизоров и средств связи (для передачи новости в межличностном общении), охват вещанием телеканала территории страны, а также время выхода новостных выпусков в эфир.

 

Как отмечает И.Д.Фомичева[29], метод эксперимента практически не используется в социологии СМИ. Если говорить об исследовании журналистики, то экспериментирование, скорее всего, используется именно в журналистском творчестве, где идет поиск новых тем, форм, стилей письма, а также дизайна изданий. В самой же исследовательской деятельности этот метод применим мало: как утверждают социологи, с человеком и обществом экспериментировать не принято.

 

 

6.3. КОМПАРАТИВИСТСКИЙ (СРАВНИТЕЛЬНЫЙ) ПОДХОД

Сравнение – познавательная операция, выявляющая сходство (тождество) или различие объектов[30]. Процедура сравнения имеет смысл только в отношении однородных предметов, принадлежащих к одному классу. При этом предметы сравниваются только по тем признакам, которые существенны для рассмотрения.

 

Пример: если сравнивать между собой две газеты, то существенными признаками для них будут тип учредительства, форма собственности, тематическая направленность и т.д., в то время как величина шрифта текста или количество слов на полосе будут совсем не важными признаками.

 

При этом предметы, сравниваемые по одному признаку, могут быть несравнимы по другому.

 

Пример: газету и журнал можно сравнить по типу учредителя, объему полос, аудитории, жанровому разнообразию, и даже по тематике. При этом они мало сравнимы по таким признакам, как качество полиграфии, тематика иллюстраций.

 

Метод сравнения был открыт человечеством давно, уже в древности. Тогда сравнение носило не столько рациональный, сколько эмоционально-чувственный характер: миф соотносил все явления с человеком, поэтому исследователи говорят об антропоморфизме мифологического сознания. Деревья могли ходить и разговаривать, лес гневался в грозе – явления действительности были антропоморфны – «подобны человеку» –сравнивались, понимались и объяснялись по аналогии с действиями, поступками и мыслями людей. В античности процедура сравнения обогатилась идеями соразмерности и идеала. Древнегреческое понимание Космоса как миропорядка, целесообразности, гармонии встраивало ту или иную вещь, явление в общий строй мироздания, поэтому от любого рассматриваемого предмета требовалась соразмерность бытию. О том, что каждая земная вещь есть лишь тень вещи идеальной сказал Платон, начиная с которого люди начали рассуждать о степени «лошадности» лошади, то есть не просто сравнивать вещи между собой, но и соотносить их с неким идеалом. Средневековье актуализировало проблему сравнимого и несравнимого, как противопоставление мира и Бога. Средневековые философы пытаются описать Бога, наделяя Его всевозможными качествами и убеждаясь в недостаточности слов. Некоторые из них в итоге приходят к выводу, что о Боге лучше молчать, полагая, что таким образом, по крайней мере, они не умаляют Его сравнениями. Сравнивать можно вещи мира тварного – того, который затронут грехом, в котором вещи и явления утратили свою первоначальную уникальность, самостийность, а потому стали подвластны единообразию сравнения. Еще один вопрос, касающийся сравнения и волновавший ученых мужей Средневековья, заключался в следующем: в чем основа сходства явлений действительности – «в вещах или в головах»? Есть ли в вещах нечто, что их объединяет – например, замысел божий или «божественное понятие», или же Бог творил без всякого плана, а разум человеческий сам отыскивает в вещах определенное сходство, которого там и нет вовсе? В Новое время идея сравнения утвердилась европейской наукой: сравнивать можно все и вся – по площади, весу, объему, количеству, длине. Идея сравнимости заложена, к примеру, в товарно-денежных отношениях, которые появились в их современном виде именно в Новое время и которые основаны на идее того, что деньги есть универсальный эквивалент всего: каждая вещь может быть сравнима с деньгами и оценена в них.

Как отмечает Е.В. Ушаков[31], метод сравнения занял прочное место в науке потому, что благодаря ему повышается точность суждений в тех областях, которые не могут быть непосредственно измерены. Операция сравнения осуществима и тогда, когда нет точных эталонов для сравнительных процедур. Например, мы можем не знать, как выглядит идеальный красный цвет, мы не дадим ему определения, но при этом мы вполне можем сравнивать различные оттенки красного на предмет их «удаленности» от эталона: в этом оттенке есть какая-то примесь коричневого, отчего цвет тяготеет к кирпичному, а в том – чересчур синего, придающего красному лиловый оттенок. Сравнительное суждение (или суждение отношения) позволяет упорядочить предметную область без введения четкой единицы измерения, что удобно, в первую очередь, для гуманитарных, то есть не точных, наук. В таких областях благодаря терминам сравнения можно построить шкалы, фиксирующие в явлениях степень наличия того или иного признака.

 

Пример: журналистские материалы можно упорядочить по степени профессионального мастерства. Или проранжировать газетные издания на предмет принадлежности их к качественной прессе.

 

Для того чтобы составить шкалу, необходимо выделить основные критерии, по которым может быть оценен тот или иной признак издания. Затем необходимо определить, какая степень наличия признака соответствует той или иной оценке СМИ. После чего надо исследовать интересующие автора издания по заданным критериям и оценить по шкале степень выраженности в них изучаемого признака.

Пример: среди теоретиков журналистики существует мнение о делении прессы на «качественную» и «массовую». Посмотрим, по какой шкале могли бы быть оценены газеты с точки зрения их качественности. Судя по всему, наша шкала будет иметь два основных полюса – «качественная» и «массовая» пресса, издания же будут располагаться между двумя этими позициями, в зависимости от выраженности в них того или иного формата. Таким образом, наша шкала позволит соотнести исследуемые издания по степени выраженности в них типа качественной или массовой прессы.

Определимся с критериями, по которым можно оценить принадлежность издания к тому или иному типу. Для этого нам надо проштудировать теоретическую литературу, ознакомиться с мнением исследователей по интересующему нас поводу. Предположим, что на основе полученных нами знаний мы остановились на следующих критериях:

- величина тиража издания;

- на какую аудиторию ориентировано издание;

- жанрово-тематическая структура издания;

- характер подачи информации (наличие сенсационных заголовков, обилие фотографий, крупные заголовки, стиль подачи информации);

- основные функции в отношении аудитории.

Тогда для массовых изданий будут характерны более высокие тиражи, ориентация на массовую аудиторию, преобладание информационных жанров и развлекательной тематики, наличие сенсационных заголовков, обилие фотографий, повествовательный стиль изложения, рекреативная функция в отношении аудитории.

Для качественных изданий будут характерны ориентация на определенную аудиторию, жанровое разнообразие, преобладание политической и социально-экономической тематики, сдержанный стиль в оформлении издания, аналитический стиль изложения информации. Качественные издания стремятся держать аудиторию в курсе важнейших событий, представлять взвешенный анализ происходящих событий, отражать мнения экспертов по актуальным вопросам и пр.

На основе проведенного нами анализа мы выясняем, как в том или ином издании проявляет себя каждый из исследуемых признаков, к какому типу тяготеет СМИ в целом, а затем соотносим издания между собой по степени выраженности в них формата качественной или массовой прессы.

Сравнение служит исходным пунктом сравнительно-исторического и сравнительно-сопоставительного методов. Суть сравнительно-исторического метода заключается в выявлении общего и особенного в познании различных ступеней (периодов) развития одного и того же явления; сравнительно-сопоставительного – в выявлении общего и особенного в различных сосуществующих явлениях[32]. При этом важно определить критерии, по которым будут сравниваться явления в рамках данных методов.

 

Пример: так, если тема вашей научной работы касается изучения деятельности определенного издания или журналиста, сравнительно-исторический метод будет здесь весьма кстати. Деятельность СМИ или журналиста можно изучать, исходя из различных оснований. К примеру, можно проанализировать, как изменялась проблематика материалов издания, его жанрово-тематическая структура, формы взаимодействия с аудиторией, информационная политика и пр. Направление исследования, а значит, и его критерии, задаются целью и задачами работы. Определившись с наиболее значимыми критериями анализа, рассматривают по ним выпуски издания за определенный период (за год, пять лет, или десятилетия – в зависимости от изучаемого периода и логики проведения исследования) и сравнивают между собой результаты различных периодов. Наиболее информативным будет сравнительно-исторический (или сравнительно-сопоставительный) анализ, реализованный на основе контент-анализа, который позволяет охарактеризовать исследуемые признаки в количественном выражении, что весьма удобно и показательно для сравнения.

 

Метод сравнения широко используется в исследовании журналистики, как сам по себе, так и в рамках сравнительно-исторического и сравнительно-сопоставительного методов. В ряде случаев весьма эффективен метод шкалирования, особенно при оценке журналистских текстов или изданий в целом.

 

 

6.4. ОПИСАНИЕ

 

Описание – познавательная операция, состоящая в фиксировании результатов опыта (наблюдения или эксперимента) с помощью определенных систем обозначения, принятых в науке (схемы, графики, таблицы, диаграммы, рисунки и прочее)[33]. Описание – первый шаг на пути к объяснению. Поэтому от того, насколько грамотно исследователь отразит полученные им результаты, в конечном итоге зависит общий анализ изучаемой проблемы и содержательность авторских выводов.

В арсенале исследователя имеются разнообразные описательные средства – схемы, диаграммы, рисунки, графики, таблицы, которые обеспечивают наглядность проделанной работе. Способность умело их использовать зачастую имеет решающее значение при оценке качества исследования. Удачная диаграмма или впечатляющий график, правильно составленная и оформленная таблица, всегда производят благоприятное впечатление.

Важно выбрать оптимальную форму подачи результатов исследования – продумать, какой вид диаграммы или тип графика наиболее наглядно, эффективно и доступно представляет полученные данные, иллюстрирует выявленные вами тенденции, раскрывает обнаруженные закономерности. Помимо точности изложения информации, необходимо сосредоточиться на качестве составления графических иллюстраций. Желательно, чтобы в графике или диаграмме были отражены все необходимые поясняющие подписи: исследуемые объекты, измеряемые величины, их количественные характеристики, единицы измерения, если это необходимо – средние значения, показатели нормы и прочие данные. Все эти подписи должны без труда читаться. Выигрывает представление диаграмм и графиков в цвете.

Таблица, диаграмма или график обязательно должны иметь свое название, отражающее суть изложенных данных. Как правило, в названии также фиксируется информация об эмпирической базе, а также временном периоде исследования (табл. 1.1).

 

Таблица 1.1

Уровень журналистского мастерства

в области опубликования социологической информации

(на основе контент-анализа газет «Комсомольская правда»,

«Республика Татарстан» и «Челны ЛТД» за 2007 год)

 

Название издания Уровень мастерства
Низкий (в % к общему числу мат-лов) Средний (в % к общему числу мат-лов) Высокий (в % к общему числу мат-лов)
Комсомольская правда ---    
Республика Татарстан      
Челны ЛТД   --- ---

 

Студенты часто пренебрежительно относятся к составлению таблиц, что весьма легкомысленно, поскольку именно таблицы, наряду с графиками и диаграммами, привлекают внимание оценивающих работу. Важно, чтобы таблица отражала структуру замысла автора в исследовании вопроса: какие данные лучше сгруппировать в столбцах, а какие – в строках, отразить результаты в количественных и/или процентных показателях? В любом случае таблица должна содержать информацию по прочтению численных данных (в каких единицах измерения приведены показатели). Небрежно оформленная таблица говорит об одном – о неумении студента анализировать полученные результаты.

При составлении графиков, таблиц, диаграмм в сознании автора происходит систематизация результатов исследования. Благодаря этому изложение и анализ полученных данных не вызывают больших затруднений.

Метод описания в исследовании журналистики используется, по преимуществу, при изложении результатов практического исследования.

 

6.5. ИЗМЕРЕНИЕ

 

Измерение – совокупность действий, выполняемых при помощи определенных средств с целью нахождения числового значения измеряемой величины в принятых единицах измерения[34].

Для эффективного применения данной процедуры важно определить единицы, в которых должна быть исследована величина, оптимальные способы и необходимые направления измерения, а также продумать систему обработки полученных данных.

 

Пример: для иллюстрации предыдущего тезиса рассмотрим, каким образом могут быть измерены объемы новостного вещания на телеканале за неделю. В качестве единицы измерения можно принять новостной выпуск и подсчитать, сколько новостных выпусков выходит на канале «Первый» в течение одной недели, а потом, к примеру, сравнить, сколько их выходит на канале «НТВ». Однако более информативной единицей измерения в данном случае будет минута эфирного времени объемы новостного вещания различных каналов лучше сравнивать по количеству эфирного времени. Если говорить о способах измерения новостного вещания, то его можно фиксировать с хронометром, сидя у телеэкрана. Однако более удобным в работе является измерение объемов новостного вещания по анализу телепрограммы, где указана длительность новостных выпусков канала. Направления измерения, а также система обработки полученных данных формируются, исходя из целей и задач, а также гипотезы исследования (подробнее об этом см. в учебно-методическом пособии «Метод контент-анализа в исследовании журналистики»). К примеру, те же объемы новостного вещания могут быть изучены, исходя из дневных и недельных ритмов вещания, типов новостных передач и прочего. Результаты могут быть представлены как в абсолютных числах, так и в процентных соотношениях.

Измерение сегодня широко применяется не только в науке, но и в быту. Каждый день мы что-то измеряем, порой даже не осознавая этого – отмеряем ложкой порцию сахара для чая, следим за своим весом или объемом талии, ориентируемся по часам во времени. Между тем в древности измерение относилось к процедурам постижения божественной сути вещей, и доверялось только избранным – жрецам. Так, древнеегипетские жрецы владели рядом математических приемов, позволявших им определить земельные площади и измерить земельные участки.

Вообще идея того, что для познания определенного явления необходимо изучить его количественные характеристики, появилась с возникновением европейской науки – лишь в 17 веке. Измерение в это время становится неотъемлемой процедурой познания и образцом наукообразности. Если в Средневековье познать означало истолковать суть явления, то в Новое время познать – значит измерить. Вот что по этому поводу говорил Галилео Галилей: «Никогда я не стану от внешних тел требовать что-либо иное, чем величина, фигуры, количество движения…».

Вплоть до 17 века измерение по преимуществу носило антропоморфный характер – люди мерили мир собой. Это было весьма удобно, поскольку «локоть» (длина человеческой руки от запястья до локтя), «пядь» (расстояние между кончиками растянутых большого и указательного пальцев), «вершок» (длина двух фаланг указательного пальца) всегда при тебе, дополнительных средств измерения при этом не требуется. С 17 века разрабатывается система абстрактных единиц измерения – таких, как килограмм или метр. Эталоны самых разнообразных мерных единиц хранятся в Международном бюро мер и весов, близ Парижа.

В эпоху Возрождения появляются новые измерительные приборы, такие как гигроскоп (измеряет влажность воздуха), телескоп (с его помощью можно определить расстояние между небесными телами и их размеры), анемометр (измеряет скорость ветра). С того времени появилось множество новых средств измерения, а имеющиеся приборы были значительно усовершенствованы. Изменились и объекты измерения. К примеру, сегодня ученые могут определить вес и заряд микрочастиц.

Социально-гуманитарные науки переняли у естествознания принцип измерения исследуемых явлений. Так, при изучении журналистики процедура измерения применяется при проведении исследований средствами контент-анализа, опроса.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-08; просмотров: 751; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.186.72 (0.034 с.)