ТОП 10:

РАЗДЕЛ ПЕРВЫЙ. УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ



СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ.............................................................................................5

РАЗДЕЛ ПЕРВЫЙ. УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

СТУДЕНТА............................................................................................7

Глава 1. Формы аудиторных занятий в вузе и учебная

работа студента...................................................................................... 7

1.1.Лекция и ее виды............................................................................... 7

1.2.Виды практических занятий.............................................................. 11

1.2.1.Семинар........................................................................................... 11

1.2.2.Практическое занятие..................................................................... 13

1.2.3.Лабораторный практикум.............................................................. 13

1.3.Коллоквиум....................................................................................... 14

1.4.Консультации..................................................................................... 14

Глава 2. Самостоятельная учебная и учебно-

исследовательская работа студента..................................................16

2.1.Работа с литературой......................................................................... 17

2.1.1.Чтение литературы.......................................................................... 17

2.1.2.Выписки........................................................................................... 18

2.1.3.Составление плана.......................................................................... 19

2.1.4. Составление тезисов...................................................................... 19

2.1.5. Конспектирование.......................................................................... 20

2.2.Письменные работы......................................................................... 23

2.2.1.Контрольная работа........................................................................ 24

2.2.2. Реферат........................................................................................... 25

Глава 3. Курсовая работа...................................................................27

3.1.Общие положения и требования....................................................... 27

3.2.Выбор темы курсовой работы.......................................................... 28

3.3.План исследовательской работы...................................................... 29

3.4.Изучение первоисточников и теоретической литературы,

составление библиографического списка............................................... 30

3.5.Структура и объем курсовой работы............................................... 32

3.5.1.Титульный лист............................................................................... 32

3.5.2. Оглавление..................................................................................... 32

3.5.3. Введение......................................................................................... 32

3.5.4. Основная часть курсовой работы................................................. 38

3.5.5.Заключение...................................................................................... 39

3.5.6. Библиографический список........................................................... 39

3.5.7. Приложения................................................................................... 39

3.6. Оформление курсовой работы................................................... 39

3.6.1. Набор текста................................................................................... 40

3.6.2. Представление таблиц и иллюстраций......................................... 41

3.6.3. Использование и оформление цитат............................................ 42

3.6.4. Библиографический аппарат курсовой работы............................ 42

3.6.5. Оформление приложений.............................................................. 51

3.7. Защита курсовой работы и ее оценка.............................................. 52

3.7.1. Отзыв научного руководителя .................................................... 52

3.7.2. Процедура защиты. Защитная речь.............................................. 52

3.7.3. Оценка курсовой работы............................................................... 53

Глава 4. Научно-исследовательская работа студента........................... 54

РАЗДЕЛ ВТОРОЙ. ОСНОВНЫЕ МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТА56

Глава 5. Общелогические методы исследования............................58

5. 1. Анализ и синтез............................................................................... 58

5.2. Абстрагирование............................................................................... 59

5.3. Индукция и дедукция....................................................................... 60

5.4. Аналогия........................................................................................... 64

5.5. Системный анализ............................................................................. 66

5.6. Структурно-функциональный метод.............................................. 69

Глава 6. Общенаучные эмпирические методы исследования......71

6.1. Метод наблюдения........................................................................... 71

6.2. Метод эксперимента......................................................................... 72

6.3. Компаративистский (сравнительный) подход................................ 74

6.4. Описание............................................................................................ 78

6.5. Измерение......................................................................................... 80

Глава 7. Общенаучные методы теоретического исследования....83

7.1. Формализация................................................................................... 83

7.2. Гипотетико-дедуктивный метод...................................................... 84

Глава 8. Социологические методы исследования..........................86

8.1. Опросные методы............................................................................. 86

8.1.1. Понятие и типы выборки......................................................... 86

8.1.2. Очные опросы и анкетирование............................................... 91

8.1.3. Глубокое интервью.................................................................. 96

8.1.4. Фокус-группа............................................................................ 98

8.2. Контент-анализ.................................................................................. 101

8.3. Метод наблюдения в социологии.................................................... 101

Глава 9. Журналистские методы исследования.............................105

9.1. Анализ СМИ по типологическим признакам............................ 105

9.2. Анализ творческой деятельности журналиста........................... 111

РАЗДЕЛ ТРЕТИЙ. ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ ПО КУРСУ «МЕТОДИКА УЧЕБНОЙ И НАУЧНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТА» 114

ЛИТЕРАТУРА.......................................................................................120

ПРИЛОЖЕНИЯ.....................................................................................124


ВВЕДЕНИЕ

Современное общество остро нуждается в специалистах, способных удовлетворять разнообразные потребности в информации и разрабатывать новые технологические подходы на основе интегрирования творческих идей из различных областей социальной практики и науки. Журналистика как творческая социальноориентированная информационная деятельность предполагает от каждого, кто посвятил себя ей, прежде всего овладения определенной суммой знаний и различными методами исследовательской работы. Только на этой базе возможно производство качественного журналистского продукта.

Данное пособие призвано помочь в развитии навыков работы с учебно-научной информацией тем, кто видит применение своих сил и способностей в медиасфере.

В университетах на протяжении множество веков, из поколения в поколение, оттачиваются формы подачи учебно-научного материала и методы его усвоения (что позволяет сохранять преемственность) и приращиваются новые, востребованные современностью. Специфика университетской подготовки будущего журналиста многоаспектна. Она предполагает работу в аудитории (слушание лекций, участие в семинарах, лабораторных практикумах, занятия в творческих студиях и т.д.), самостоятельные занятия, исследовательскую деятельность и производственную практику.

Первый раздел пособия посвящен описанию традиционных форм аудиторных занятий в высшей школе и специфике работы студента во время лекций, семинаров, практикумов и т.д., а также самостоятельной работе как важнейшей составляющей образовательного процесса. Рекомендации, которые даны в этом разделе, помогут студенту организовать свою работу в аудитории и в условиях самостоятельной подготовки.

Отдельная глава отведена курсовой работе, являющейся важнейшим видом исследовательской деятельности в высшем учебном заведении.

Освоение основных правил и принципов написания курсовой готовит к созданию выпускной квалификационной (дипломной) работы. Большую помощь в работе над курсовым исследованием окажет студенту-журналисту второй раздел настоящего учебного издания. В нем дается обзор основных методов научного исследования, а также доступно, с использованием примеров, имеющих непосредственное отношение к журналистике, показаны возможности их применения при выполнении курсовой работы.

Третий раздел пособия предлагает планы практических занятий по курсу «Методика учебной и научной работы студента».

Учение – это сложная и интересная работа (подчеркнем, работа). Успеха здесь добивается не тот, кто трудится от случая к случаю, а тот, кто упорно, день за днем накапливает знания, умения и навыки. Эта истина стара как мир. Но мы позволим себе еще раз акцентировать на ней внимание. Только через кропотливое обучение идет развитие способностей и талантов человека. Мы желаем всем, кто идет по пути познания, успехов и открытий.


РАЗДЕЛ ПЕРВЫЙ

УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СТУДЕНТА

Глава 1. ФОРМЫ АУДИТОРНЫХ ЗАНЯТИЙ В ВУЗЕ И УЧЕБНАЯ РАБОТА СТУДЕНТА

 

Процесс обучения в вузе организуется в пределах 54-часовой учебной недели и строится на сочетании аудиторной и самостоятельной работы студентов.

Основные формы организации учебной аудиторной работы – лекции, семинары, лабораторные занятия, практикумы. Каждая из них имеет свои отличительные черты, иногда складывавшиеся на протяжении нескольких веков – и в этом случае академическая традиция диктует четкое распределение ролей на каждом из занятий и условия, при соблюдении которых всех участников ждет успех. Но в современном мире образование развивается динамически, поэтому возникают и новые формы организации учебного процесса, которые, как правило, связаны с инновационными методами, применяемыми преподаватели в своей работе.

Ниже предлагается обзор наиболее распространенных в вузовской практике форм аудиторных занятий.

1.1. ЛЕКЦИЯ И ЕЕ ВИДЫ

 

Лекция – один из древнейших и важнейших видов учебных занятий в вузе. Лекция предполагает устное изложение учебной темы преподавателем, а также запись этого изложения студентом. Главное назначение лекции – обеспечить теоретическую основу обучения, развить интерес к познавательной деятельности и конкретной учебной дисциплине, сформировать ориентиры для самостоятельной работы студентов над курсом. Преимущество лекции состоит в том, что она имеет четкую композицию, компактна: за сравнительно короткое время преподавателем может быть дан большой по объему учебный материал. При этом выбираются такие формы его изложения, которые облегчают понимание и усвоение сути излагаемой темы учебного курса.

Существуют различные виды лекций:

· вводная лекция дает первое целостное представление об учебном предмете. Лектор знакомит с назначением и задачами курса, его ролью и местом в системе учебных дисциплин и в системе подготовки специалиста. Здесь же делается краткий обзор курса, отмечаются вехи развития науки и практики, достижения в этой сфере, имена известных ученых, излагаются перспективные направления исследований. Кроме того, на вводной лекции преподаватель знакомит своих слушателей с методическими и организационными особенностями предстоящей работы, анализирует учебно-методическую литературу, рекомендуемую студентам, говорит о сроках и формах отчетности.

· Информационная лекция ориентирована на изложение и объяснение студентам научной информации, подлежащей осмыслению и запоминанию. Это самый традиционный тип лекций в практике высшей школы.

· Обзорная лекция предполагает систематизацию научных знаний, исключая детализацию и конкретизацию. Чаще всего проводится перед экзаменами или на заочных отделениях, представляя конспективный обзор полного учебного курса лекций.

· Проблемная лекция – в ее основе лежит моделирование противоречий, которые на сегодняшний день существуют в развитии той или иной области знаний. Содержание проблемы раскрывается путем организации поиска ее решения или суммирования и анализа традиционных и современных точек зрения. Её задача – побудить студентов к решению и мотивированному обоснованию проблемы.

· Лекция-провокация включает в себя заранее запланированные ошибки, ее задача – активизировать познавательную деятельность студентов, вызвать дискуссию, в ходе которой идет поиск решения проблемы.

· Лекция-беседа предполагает подачу материала через серию вопросов, на которые студенты должны дать самостоятельные ответы.

· Лекция-визуализация представляет собой визуальную форму подачи лекционного материала средствами аудиовидеотехники. Чтение такой лекции сводится к развернутому или краткому комментированию просматриваемых визуальных материалов (слайдов, картин, рисунков, фотографий, схем, таблиц, графиков, моделей и др).

· Лекция-конференция проводится как научно-практическое занятие, с заранее поставленной проблемой и системой докладов длительностью 5–10 минут. Каждое выступление представляет собой логически законченный текст, заранее подготовленный в рамках предложенной преподавателем программы. Совокупность представленных докладов должна всесторонне осветить проблему.

· Лекция-консультацияможет проходить по разным сценариям. Первый вариант строится по схеме «вопросы—ответы». Лектор отвечает на вопросы студентов по разделу или всему курсу. Второй вариант лекции-консультации, в основе которого схема «вопросы—ответы—дискуссия», сочетает изложение учебной информации лектором с постановкой вопросов и организацией дискуссии в поиске ответов на поставленные вопросы.

 

Если цель работы преподавателя на лекции – донести учебную информацию до студента, то цель работы студента – эту информацию получить, обработать, усвоить, запомнить, научиться применять.

Конспектирование – это основной вид работы студента на лекции. Слово «конспект» означает краткое письменное изложение содержания чего-либо и восходит к латинскому «conspectus» – обзор, обозрение, очерк.

Конспектирование лекции отличается от конспектирования книги или статьи тем, что новая информация поступает в устном виде непрерывным потоком, поэтому нет возможности, как при конспектировании печатного текста, остановиться, перечитать, вернуться к началу, уточнить по словарю значение непонятного слова. Скорость изложения материала лектором в среднем темпе превышает скорость записывания его слов в 10 раз. Отсюда естественное желание и просьбы слушателей к лектору снизить темп чтения. Если преподаватель уступит, то неизбежна потеря информативной емкости лекции (почти в 10 раз), и лекция превратится в диктант, что резко снизит качество учебного процесса. Когда во время лекции идет демонстрация опорных конспектов, графиков, диаграмм, то это существенно облегчает работу студента. Если же лекция читается традиционно, то задача слушателя должна состоять не в том, чтобы записывать все подряд (это и невозможно), а в том, чтобы усвоить и зафиксировать основную концепцию лектора.

Предлагаем рекомендации, следование которым позволяет значительно повысить информативность конспекта, облегчить запоминание, читаемость, а следовательно, эффективность конспектирования и, в конечном счете, – качество учебного процесса и подготовки специалистов.

Рекомендации:

1. Настройтесь сразу же на серьезную работу на лекциях. Поставьте себе цель – научиться из звучащей информации отбирать самое существенное, и это существенное структурировать в логическое целое.

2. Некоторые студенты предпочитают лекцию просто слушать, свою работу перекладывая на диктофон, чтобы потом, дома, в более комфортных условиях законспектировать. Это крайне нерациональный подход, так как, во-первых, времени на усвоение учебного материала уйдет в этом случае в два раза больше, во-вторых, затормаживается развитие такого важно навыка, как непосредственная обработка звучащей информации.

3. Ориентироваться в структуре лекции помогает план, с которым лектор знакомит аудиторию в начале занятия. Каждый пункт плана – это заголовок раздела лекции (как правило, пункты плана лекции потом становятся экзаменационными или зачетными вопросами). Конспектируя лекцию, следуйте плану, при записи отделяя один раздел от другого свободной строкой, заголовки выделяйте с помощью цвета, подчеркивания или записывая их более крупными буквами.

Слушая каждый раздел лекции, старайтесь выявлять и записывать основные тезисы и их аргументацию. Не думайте, что примеры, которые приводит лектор в подтверждение своим мыслям, – это своеобразная разрядка и здесь можно расслабиться. Постарайтесь, хотя бы очень кратко, зафиксировать их. Когда вы в конце семестра вернетесь к своим записям, примеры помогут вам разъяснить основное содержание вопроса.

4. Не экономьте на пространстве листа. Оставляйте интервалы между строками в тексте в 1,5 – 2 раза больше размера букв, чтобы вносить исправления, делать необходимые вставки в отдельные строки.

Оставляйте свободные места в тексте конспекта для дополнительных записей, особенно если не успели что-то важное записать (при этом не следует пытаться восполнить упущенное, заглядывая в конспект соседа, поскольку будет потерян темп записи и возникнет хроническое отставание от лектора).

5. Не пренебрегайте полями в своей тетради. Пусть они тоже работают: записывайте здесь свои вопросы, которые возникают в ходе лекции, мысли, примеры, придуманное вами сокращение какого-либо слова (чтобы потом не мучиться над расшифровкой своего конспекта). Тем, кто действительно «вошел» в учебный процесс, как правило, полей обычных размеров бывает недостаточно.

6. Если лекция читается при помощи демонстрации опорных конспектов, то есть смысл на одну страницу разворота тетради перенести демонстрируемый материал как можно точнее, а вторую оставить для записи комментария преподавателя и дальнейших уточнений.

7. Если в речи лектора прозвучали новые, незнакомые слова и нет возможности узнать значение сейчас же, запишите их на полях, потом, во время обработки конспекта, обязательно обратитесь к словарям и здесь же, на полях, зафиксируйте их значение. Так будет пополняться ваш лексикон. Помните, что невыясненные значения слов образуют «белые пятна» в системе знаний, а значит, и само понятие системы становится весьма условным.

8. Хороший конспект – это конспект, обработанный в день записи, пока еще свежа в памяти лекция. В конспект вводятся пропущенные слова, фразы, уточняются определения, значения малознакомых слов, подчеркивается, выделяется значимое. Обработка повышает читаемость и облегчает запоминание.

Те студенты, которые совершенствуют умение конспектировать, не только обогащают свои знания, но и развивают аналитические и творческие способности. Как правило, они уже к концу первого курса вырабатывают собственную систему обработки материала лекций.

9. Обычно в конце лекции преподаватель оставляет время для вопросов. Вопросы от аудитории свидетельствуют в первую очередь не о том, что кто-то что-то не понял, а о заинтересованности спрашивающего. Поэтому, если вопрос возник, не стесняйтесь спрашивать лектора, тем более что будущему журналисту нужно учиться преодолевать разные барьеры, и в первую очередь барьеры в общении. Если на занятии не осталось для этого времени, подойти в перерыве. Большинство преподавателей будут рады ответить на ваши вопросы.

 

 

1.2. ВИДЫ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ

 

Предназначение практических занятий – в осмыслении теории, в приобретении навыков осознанно применять ее в учебной и профессиональной деятельности, в развитии умения убедительно формулировать собственную точку зрения.

 

Семинар

Семинар – занятие по закреплению теоретического материала под руководством преподавателя. Главной целью семинаров является обсуждение наиболее сложных теоретических вопросов курса, их методологическая и методическая проработка. В ходе семинара углубляются, систематизируются и контролируются знания, полученные в результате самостоятельной внеаудиторной работы над первоисточниками, документами, дополнительной литературой.

Семинарские занятия предполагают активную работу студентов – выступления с рефератами или докладами, устные ответы на вопросы преподавателя, коллективное обсуждение проблем курса. Тема семинара является общей для всей группы студентов, и каждый должен подготовить ответы на все вопросы, если преподаватель не распределил вопросы для подготовки персонально. Сообщения или доклады, сделанные на семинаре, обсуждаются, студенты выступают с дополнениями и замечаниями. Таким образом, семинары учат студентов умению четко излагать свои мысли, аргументировать свои суждения, вести научную полемику, считаться с точкой зрения оппонентов. Кроме этого, в ходе семинара выявляются недостаточно понятые и усвоенные вопросы, положения.

Подготовка к семинарским занятиям требует от студента высокого уровня самостоятельной деятельности. Ответ должен быть полным и точным, при этом нужно логически грамотно выразить и обосновать свою точку зрения, свободно оперируя понятиями и категориями данной дисциплины. Как этого добиться?

Рекомендации:

1. Приступая к подготовке семинарского занятия, необходимо внимательно прочитать его план. Далее нужно изучить соответствующие конспекты лекций и главы из учебников и учебных пособий, ознакомиться с дополнительной литературой, рекомендованной к этому занятию.

На каждый вопрос нужно подготовить ответ. Это вовсе не значит взять первый попавшийся текст на заданную тему и прочитать его перед аудиторией. Необходимо просмотреть как можно больше источников, постараться увидеть общее и расхождения в трактовках различных авторов, отметить их. Возможно, именно это стает хорошим поводом дискуссии на семинаре, в результате которой, как известно, рождается истина.

Целесообразно, как минимум, составить план ответа, еще лучше – тезисы или конспект. Методы конспектирования литературы весьма многообразны. Они будут рассмотрены в специальном параграфе «Работа студента с учебной и научной литературой».

2. Одно из важнейших правил усвоения знаний, получать которые помогает внимательное знакомство с новой литературой, – не оставлять непонятных слов без внимания. Словари, энциклопедии, справочники – первые помощники в подготовке к любой теме. Они всегда должны находиться рядом. Найти значение нужного слова сегодня не составляет особого труда: к услугам студента словари и энциклопедии в библиотеках, а также в сети Интернет.

3. Объем выступления должен соответствовать требованиям преподавателя. Если заранее это не было оговорено, то готовьте свой доклад на 5–10 минут, не более.

4. Постарайтесь добиться, чтобы аудитория вас слушала. Это возможно, когда выступающий владеет материалом, продумал логику своей речи, говорит, не уткнувшись в текст, а глядя на лица слушателей.

Было бы замечательно, если бы каждое выступление на семинаре становилось шагом в овладении ораторским искусством, которое необходимо каждому человеку, чья профессиональная деятельность предполагает общение с людьми.

 

Практическое занятие

Практическое занятие – это форма организации учебного процесса, предполагающая выполнение студентами по заданию и под руководством преподавателя одной или нескольких практических работ. И если на лекции основное внимание студентов сосредоточивается на разъяснении теории конкретной учебной дисциплины, то практические занятия служат для обучения методам ее применения. Как правило, практические занятия ведутся параллельно с чтением основных курсов. Главной их целью является усвоение метода использования теории, приобретение практических умений, необходимых для изучения последующих дисциплин.

Разновидностью практических занятий является тренинг, который представляет собой систему упражнений, направленных на развитие и совершенствование определенных навыков, необходимых для безошибочного выполнения конкретных видов практической деятельности.

 

Лабораторный практикум

– это занятие, в ходе которого студенты осваивают конкретные методы изучения дисциплины, обучаются экспериментальным способам анализа действительности, умению работать с современным оборудованием.

Как правило, практикум предусматривает решение комплексных учебных задач, требующих от студента применения как научно-теоретических знаний, полученных при изучении различных учебных курсов, так и практических навыков. Практикум часто проводится в условиях, приближенных к условиям будущей профессиональной деятельности.

Этот вид занятий включает в себя лабораторные работы по основным темам курса с рекомендациями по их выполнению, которые предусматривают: цель и задачи работы, формулировку задания, алгоритм лабораторной работы, глоссарий (если этого требует тема работы), список литературы, которая поможет при выполнении работы

Работа в условиях лабораторного практикума может предполагать как индивидуальную учебную деятельность студента, так и работу исследовательских групп, групп-обсерваторий, позволяющих проводить более масштабные и целевые исследования. Исследовательская группа представляет собой самостоятельное объединение студентов (3–5 человек), в основе которого лежит принцип учета индивидуальных предпочтений студентов и способностей к выполнению той или иной деятельности. Эти объединения носят постоянный характер и стабильны на протяжении всего лабораторного практикума. Группа-обсерватория (англ. observer – обозреватель) предполагает оперативное объединение с целью выполнения одной функциональной исследовательской задачи. Такие группы формируются по ходу лабораторного практикума и являются подвижным, незафиксированным образованием. Они опираются на инициативу студентов и предполагают консультирующую роль преподавателя. Однако они могут быть и долгосрочными, если обсерваторская функция будет востребована в процессе выполнения нескольких работ.

1.3.КОЛЛОКВИУМ

 

Коллоквиум (от латинского colloguiurfl "собеседование") – вид учебно-теоретических занятий, представляющий собой групповое обсуждение под руководством преподавателя достаточно широкого круга проблем, например, относительно самостоятельного большого раздела лекционного курса. Коллоквиум проходит обычно в форме дискуссии, в ходе которой студентам предоставляется возможность высказать свою точку зрения на рассматриваемую проблему, учиться аргументированно отстаивать свое мнение и в то же время демонстрировать глубину и осознанность усвоения изученного материала. Одновременно это и разновидность массового устного опроса, позволяющего преподавателю в сравнительно небольшой временной промежуток выяснить уровень знаний студентов целой академической группы по конкретному разделу курса.

КОНСУЛЬТАЦИИ

Консультации, как правило, предполагают вторичный разбор учебного материала, который либо слабо усвоен студентами, либо не усвоен совсем. Отсюда основная цель консультаций – восполнение пробелов в знаниях студентов. К такому виду консультаций относятся текущие индивидуальные и групповые консультации по учебному предмету и предэкзаменационные консультации. Вместе с тем на консультациях преподаватель может разъяснять способы действий и приемы самостоятельной работы с конкретным материалом или при выполнении конкретного задания. К такому виду консультаций будут относиться консультации по курсовым и дипломным работам, консультации в период проведения учебных и производственных практик. Такие консультации могут проводиться и с помощью электронной почты.

Рекомендация:

чтобы консультация прошла результативно, постарайтесь заранее подготовить вопросы, на которые вы не смогли самостоятельно найти ответы.

 


Глава 2. САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ УЧЕБНАЯ И УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА СТУДЕНТА

Основная задача высшего образования заключается в формировании творческой личности, способной к саморазвитию, самообразованию, инновационной деятельности. Решение этой задачи невозможно только путем передачи знаний в готовом виде от преподавателя к студенту. Необходимо встречное желание обучающегося, его готовность учиться умственной культуре, организовывать и реализовывать собственную учебную и исследовательскую деятельность.

В самом широком смысле под самостоятельной работой понимается совокупность всей самостоятельной деятельности студента (как в учебной аудитории, так и вне ее, в контакте с преподавателем и в его отсутствии), нацеленная на приобретение новых знаний и умений.

Если в студенческие годы человек научится осмысленно и самостоятельно работать с учебным материалом, с научной информацией, это станет залогом того, что и в дальнейшем он непрерывно будет повышать свою квалификацию, без чего невозможно представить успешного профессионала.

Ниже мы рассмотрим внеаудиторную самостоятельную работу студента.

В стандартах высшего профессионального образования на внеаудиторную работу отводится не менее половины бюджета времени студента – 27 часов в неделю в среднем за весь период обучения. Если у обучающегося времени на самостоятельную работу уходит больше, то это говорит о его серьезной настроенности на получение образования, если меньше, то, как правило, в результате получается ущербная система знаний.

Виды внеаудиторной самостоятельной работы разнообразны:

· выполнение домашних заданий: чтение художественной литературы, ведение дневника читателя, перевод и пересказ текстов, подбор и изучение литературных источников, конспектирование учебной и научной литературы, решение задач, разработка и составление различных таблиц, схем, макетов и др.;

· подготовка сообщений, выступлений на семинарских занятиях, рефератов, докладов;

· выполнение специальных творческих заданий: например, создание сценариев, журналистских материалов в различных жанрах;

· выполнение курсовых и дипломной работ.

Основа самостоятельной работы студента – это работа с литературой. Как лучше ее организовать, рассмотрим в следующем параграфе.

 

 

2.1.РАБОТА С ЛИТЕРАТУРОЙ

 

Научиться самостоятельно работать с литературой – это значить заложить основу дальнейшей успешной образовательной деятельности. А если учесть, что современная действительность постоянно повышает требования к профессиональному уровню журналиста и ему, чтобы добиться успеха, приходится постоянно учиться, то трудно переоценить значение навыков работы с литературой.

 

Чтение литературы

В зависимости от целей, чтение может быть:

· просмотровое – используется для составления общего впечатления и предполагает беглый просмотр текста: читается титульный лист, аннотация, оглавление (оно дает план содержания), введение (здесь обычно обозначены вопросы, раскрытию которых посвящена работа, нередко намечен метод изложения), заключение (содержит резюме основного содержания);

· ознакомительное (выборочное) – используется для выяснения определенных вопросов, которые находятся в разных источниках, а также с целью сравнения, сопоставления информации, выработки собственной позиции по данному вопросу;

· изучающее– предполагает внимательное изучение материала; нацелено на усвоение главной мысли текста, его цели, на понимание логики изложения; этот вид чтения требует последовательности в изучении материала, выяснения значения всех терминов, понятий.

Рекомендации:

1. Целесообразно уже на первом курсе создать личный каталог (список, перечень) просмотренной и прочитанной литературы, который будет постоянно пополняться. Этот каталог может быть алфавитным и тематическим, он может располагаться на бумажных носителях (тетрадь, карточки) или находиться в вашем компьютере в специальной папке. Не ленитесь, делайте библиографическую запись каждой книги, статьи, которую читаете, вне зависимости от того, насколько значимой она вам показалась в данный момент. Полезно также в своем каталоге отмечать местонахождение источника (университетская или городская библиотека, кафедра, электронный адрес, домашняя библиотека однокурсника и др.). Грамотно составленный каталог позволит вам сэкономить время при написании рефератов, курсовых и дипломных работ.

2. Особо важно создать указатель по наиболее интересным для вас темам, по которым, например, вы предполагаете писать курсовые и дипломную работы. Допустим, вас интересует тема информационной войны. В этом случае желательно завести специальную тетрадь или создать папку в своем компьютере. Отдельные листы или файлы лучше посвятить различным аспектам, связанным с информационными войнами. Например, «определение информационной войны», «виды информационных войн» и т.д. По мере расширения знаний по данному вопросу будет расширяться и список аспектов. При чтении книг, журналов, газет нужно не забывать вносить в свой указатель название источника и номера страниц, где встречался соответствующий материал. Таким образом у вас постепенно составится подробный указатель по интересующей вас теме и мест в книгах и журналах, где эта тема рассматривается.

Итак, работа с учебной и научной книгой или статьей начинается со чтения. Далее, если информация в источнике имеет ценность, ее необходимо изъять, обработать (кратко зафиксировать) и сохранить в целях дальнейшего использования. Для этого существуют различные способы: выписки, составление плана, тезисов, конспектирование. Можно, конечно, эту работу делать традиционно (на карточках, в тетрадях). Но использование компьютера значительно экономит время. Так, выписки, сделанные сегодня для семинара, через год могут понадобиться в качестве цитат в курсовой работе, и если они находятся в вашем компьютере, то не стоит труда их быстро вставить в нужное место.

В любом случае, прежде чем приступить к записи в том или ином виде, нужно сначала источник прочитать.

Выписки

2.1.2. Выписки— самая простая форма изъятия из текста нужной информации. Дословные выписки или выдержки в виде сжатого изложения какого-нибудь места книги очень полезны, особенно если касаются нашей специальности. Надо только вести это так, чтобы в любой момент легко было найти нужную выписку или подобрать выписки по данному вопросу.

Рекомендация: делая выписки, не забудьте указать источник (вплоть до страницы, откуда они взяты).

2.1.3.Составление плана

Составление плана– один из видов работы над текстом, который помогает усвоить и понять прочитанное. В некоторых случаях план, действительно, может заменить конспект или тезисы, а именно, когда важно не столько содержание, сколько логика, схема подачи материала.

Планкниги или статьи представляет собой своеобразный перечень основных мыслей, положений, расположенных в последовательности, отражающей логику работы. План может быть простым или сложным, если вы сумеете выделить мысли разного уровня, когда одна мысль раскрывается через несколько других.

Рекомендация:

чтобы составить план, необходимо текст разделить на части, каждая из которых посвящена определенному вопросу и имеет логическую завершенность. Выделяя основную мысль этого фрагмента, вы тем самым формулируете пункт плана.

 

Составление тезисов

Тезисы– это краткое изложение основных положений доклада или научной статьи без системы доказательств и фактического материала.

Каждая книга, статья, доклад представляют собой цепь логически связанных утверждений, которые в тексте обычно сопровождаются обоснованиями, доказательствами, пояснениями, иллюстрациями. Если вычленить из текста основные утверждения или положения, получим то, что называют тезисами.

Тезисы, как никакая другая форма записи, позволяют обобщить материал, представить его суть в кратких формулировках, раскрывающих смысл всего произведения.

Если пункт плана называет вопрос, не раскрывая его содержания, то тез







Последнее изменение этой страницы: 2017-02-08; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 100.24.209.47 (0.042 с.)