Основные этапы развития предмета психологии, его современная характеристика. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основные этапы развития предмета психологии, его современная характеристика.



Психологическая наука на протяжении своего исторического пути изменяла свой предмет, но так и не достигла стадии более или менее общепринятого решения этого вопроса.

Одни психологи определяют предмет психологии как душу, другие как акты сознания, третьи - поведение, четвёртые - деятельность и т.д.

Современная психология развивается в условиях крайнего плюрализма точек зрения на решение как проблемы предмета исследования, так и других фундаментальных вопросов,

и пока (возможно, так останется навсегда) психологи не создали единой общепсихологической теории, способной охватить своими объяснениями все изучаемые в психологии

феномены и соединить в целостную непротиворечивую систему все имеющиеся в ней подходы и точки зрения.

(Предметом психологии сейчас является психика - система процессов и результатов смыслового отражения субъектом мира в процессе его освоения посредством различных

форм деятельности) - по Е.Е. Соколовой.

Основные этапы развития предмета психологии:

1) VI-V вв. до н.э. (античные философы) - XVII в. н.э. - предметом является душа. Психолоия как часть философии, до этого времени психология не существовала.

2) XVII в. (Декарт, Локк) - конец XIX в.-начало XX в. - предметом является сознание. Р. Декарт - сознание - это то, что познаётся интроспективно. Видимо, последним,

кто придерживался этого предмета - ученик Вундта Э. Титченер, он до самой смерти не менял свою точку зрения. Важно, что хотя с появлением лаборатории Вундта

психология получила метод эксперимента, предмет её не менялся, оставаясь сознанием.

Основные черты психологии сознания:

1. Отрыв сознания от внешней реальности

2. Интроспекция оказывается главным и необходимым методом исследования сознания

3. Сведение всей психики к сознанию, исключение бессознательного из психологии

(1-3 - следствия интроспективности, 4-6 - следствия механицизма)

4. Элементаризм - генеральная стратегия изучения сознания

5. Сенсуализм: ощущение - неделимый элемент, но может рассматриваться, тк есть безОбразное мышление

6. Ассоцианизм: принцип ассоциаций является единственным объясняющим (?) и универсальным принципом

3) Начало XX в. - настоящее время (?) - раскол предмета психологии (методологический кризис).

- сознание-предсознательное-бессознательное (с 20-х годов Оно, Я, Сверх-Я) - психоанализ (с З. Фрейда)

- поведение - бихевиоризм (осн. Джон Уотсон), позже добавился необихевиоризм (Эдвард Чейс Толмен)

- целостные структуры - гештальты - гештальтпсихология (1912 - осн. Макс Вертгеймер, Вольфганг Кёлер и Курт Коффка)

- познавательные процессы - когнитивная психология

- личность - гуманистическая психология, экзистенциальная психология

- деятельность (?) - советская психология

11.Душа как первый предмет психологии. Основные концепции души в античности (Демокрит, Платон, Аристотель).
Демокрит как представитель материалистического направления в философии стремился «вписать» душу в материальный мир, который он понимал как вечный и несотворенный, состоящий из множества движущихся в пустоте атомов. Для него – это «вещь среди вещей», она тоже состоит из наиболее легких и подвижных атомов – атомов огня. В силу того, что душа как телесное образование подчиняется тем же закономерностям, что и любое тело, душа не бессмертна – она после смерти тела также рассыпается. Поэтому Демокрит считал, что душа не противостоит миру как особая, подчиняющаяся каким – то сверхъестественным законам реальность. При объяснении конкретных психических процессов Демокрит сталкивался с определенными трудностями. Если возникновение образов восприятия тех или иных объектов еще можно было объяснить отпечатыванием в душе отделяющихся от вещей тонких пленок, как считал Демокрит, то как быть с мышлением, которое может познавать и то, что скрыто от органов чувств вообще? Демокрит признавал превосходство мышления как рационального познания над чувственным, поскольку именно мышление приводит к понимаю того, что существует не видимое нами, не различимое органами чувств. Таковы, по мнению Демокрита, атомы как мельчайшие, далее неделимые частицы. Мышление он считал качественно отличным от восприятия и более истинным познанием мира. Однако попытка Демокрита объяснить мышление с помощью того же распределения атомов души в теле кажется поздним комментаторам его творчества наивной и примитивной. Невозможность объяснения с позиций атомистического материализма «земной» природы процессов обобщения и их результатов приводит других философов Античности к утверждению их неземного (божественного) происхождения. В своих философских произведениях Платон говорил, что человек ведет себя так или иначе не в силу каких – то вещественных причин, а в силу того, что им движет идея, качественно отличная от любой материальной вещи. Поэтому Платон – как представитель идеалистического направления в философии – стремился вписать душу уже в мир идеальных сущностей, в мир идей, наличие которых он также пытался доказать путем логических рассуждений и приводимых им примеров. В отличие от материалистов для Платона главным объектом познания выступал не мир в целом, а человек как таковой и его место в универсуме. При обращении к человеку, к его специфически человеческим формам жизни, Платон обнаруживал такие высшие психические процессы, которые явно не сводимы к низшим процессам и не выводимы из них. Платон постулировал наличие иного – отличного от земного, материального, мира – мира идей как идеальных моделей для земного мира, существующих отдельно от него. То, что мы обнаруживаем в земном мире, не более чем отблеск, отсвет этих идей как абсолютно совершенных «образцов». Путем ряда рассуждений Платон пытается доказать бессмертие души и описывает ее существование до вселения в тело и после отделения от него. Душа отвечает за все процессы жизни, поскольку тесно связана с телом, поэтому, вообще говоря, отделяется от тела и бессмертна лишь высшая часть души – разумная. В отличие от Демокрита, Платон был уверен, что рациональное предшествует чувственному. Платон доказывал несводимость понятий к обобщениям лишь чувственных впечатлений, что было подтверждено последующим развитием психологической науки. В философском учении Аристотеля мир предстал как неразрывное единство материи и формы. Пассивным, бесформенным составляющим в этом единстве является, с его точки зрения, материя, активным, структурирующим материю началом выступает форма. Не существует отдельно от материального мира никакого особого мира идей как образцов вещей. Формы неотделимы от материи. Душу Аристотель определял как одну из форм, но не любого тела, а только такого, которое потенциально одарено возможностью жизни, то есть живого тела. Таким образом, душа – форма живого тела, его причина и одновременно цель жизни тела. Человеческая высшая душа, которая существует в единстве с растительной и животной, отличается от низших форм души своим особым характером. Поскольку, по Аристотелю, отличающий эту душу разум может функционировать без телесных процессов, постольку ничто не мешает тому, чтобы данная душа могла быть отделена от тела. В основе деятельности человеческого разума лежит божественный разум – Логос, которыйявляется всеобщим законом мира и мышления человека. Логосом можно объяснить также и способность совершения человеческой душой волевого действия, невозможного у животных. Аристотель более сложно решал проблему места человека в общей системе мироздания, диалектически рассматривая соотношение чувственного и рационального, системно представлял и возможные причины человеческих действий. Аристотель установил качественные различия между животной психикой и человеческой душой. Однако, не видя возможности объяснить поведение человеческой души какими – либо естественными причинами, ссылался на сверхъестественные (божественные) силы

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-18; просмотров: 208; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.178.157 (0.006 с.)