Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Основные этапы развития предмета психологии, его современная характеристика.
Психологическая наука на протяжении своего исторического пути изменяла свой предмет, но так и не достигла стадии более или менее общепринятого решения этого вопроса. Одни психологи определяют предмет психологии как душу, другие как акты сознания, третьи - поведение, четвёртые - деятельность и т.д. Современная психология развивается в условиях крайнего плюрализма точек зрения на решение как проблемы предмета исследования, так и других фундаментальных вопросов, и пока (возможно, так останется навсегда) психологи не создали единой общепсихологической теории, способной охватить своими объяснениями все изучаемые в психологии феномены и соединить в целостную непротиворечивую систему все имеющиеся в ней подходы и точки зрения. (Предметом психологии сейчас является психика - система процессов и результатов смыслового отражения субъектом мира в процессе его освоения посредством различных форм деятельности) - по Е.Е. Соколовой. Основные этапы развития предмета психологии: 1) VI-V вв. до н.э. (античные философы) - XVII в. н.э. - предметом является душа. Психолоия как часть философии, до этого времени психология не существовала. 2) XVII в. (Декарт, Локк) - конец XIX в.-начало XX в. - предметом является сознание. Р. Декарт - сознание - это то, что познаётся интроспективно. Видимо, последним, кто придерживался этого предмета - ученик Вундта Э. Титченер, он до самой смерти не менял свою точку зрения. Важно, что хотя с появлением лаборатории Вундта психология получила метод эксперимента, предмет её не менялся, оставаясь сознанием. Основные черты психологии сознания: 1. Отрыв сознания от внешней реальности 2. Интроспекция оказывается главным и необходимым методом исследования сознания 3. Сведение всей психики к сознанию, исключение бессознательного из психологии (1-3 - следствия интроспективности, 4-6 - следствия механицизма) 4. Элементаризм - генеральная стратегия изучения сознания 5. Сенсуализм: ощущение - неделимый элемент, но может рассматриваться, тк есть безОбразное мышление 6. Ассоцианизм: принцип ассоциаций является единственным объясняющим (?) и универсальным принципом 3) Начало XX в. - настоящее время (?) - раскол предмета психологии (методологический кризис). - сознание-предсознательное-бессознательное (с 20-х годов Оно, Я, Сверх-Я) - психоанализ (с З. Фрейда)
- поведение - бихевиоризм (осн. Джон Уотсон), позже добавился необихевиоризм (Эдвард Чейс Толмен) - целостные структуры - гештальты - гештальтпсихология (1912 - осн. Макс Вертгеймер, Вольфганг Кёлер и Курт Коффка) - познавательные процессы - когнитивная психология - личность - гуманистическая психология, экзистенциальная психология - деятельность (?) - советская психология 11.Душа как первый предмет психологии. Основные концепции души в античности (Демокрит, Платон, Аристотель).
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-18; просмотров: 208; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.178.157 (0.006 с.) |