Перечень использованных документов и методических материалов 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Перечень использованных документов и методических материалов



1. Руководящий документ по стандартизации РД 50-34.698-90 «Автоматизированные системы. Требования к содержанию документов».

2. «Техническое задание на выполнение работ по созданию Корпоративной информационной системы управления Федерального дорожного агентства»

3. Подпрограмма «Автомобильные дороги» Федеральной целевой программы «Модернизация транспортной системы России (2002-2010 годы)».

4. Техническое задание на выполнение научно-исследовательских работ по теме «Разработка технического задания на проектирование АСУ для принятия управленческих решений в Росавтодоре с учетом технологических, правовых и имущественных факторов».

5. ГОСТ 6.01.1-87 Единая система классификации и кодирования технико-экономической информации. Основные положения.- М.: Изд. стандартов, 1987.

6. ГОСТ 34.601-90 Автоматизированные системы. Стадии создания.- М.: Изд. стандартов, 1990.

7. «Положение о Федеральном дорожном агентстве», утверждено постановлением Правительства РФ от 23 июля 2004 года №374.

Приложение 1. Основы для разработки концепции АСУ Росавтодора

1.1 Варианты концепции создания АСУ Росавтодора

1.1.1 Предпосылки создания АСУ

Успешная реализация государственной политики в области дорожного хозяйства зависит от эффективности управления отраслью – использования имеющихся мощностей и ресурсов, но в особенности – от оперативности и эффективности использования новых знаний и технологий. На сегодняшний день в Росавтодоре ведутся работы по автоматизации управления отраслью и некоторые задачи частично автоматизированы. Так, например, используется банк дорожных данных (АБДД «Дорога») и ведутся реестры сведений о земельных участках, закрепленных за государственными унитарными предприятиями и государственными учреждениями («Реестр-2»). Но многие задачи не автоматизированы, и существующее программное обеспечение не в состоянии обеспечить автоматизацию деятельности Росавтодора в полном объеме и на современном уровне.

Деятельность Росавтодора, согласно теории систем управления, – это процесс формирования управляющих воздействий, обеспечивающий требуемый режим работы объекта управления. Информация, поступающая от объекта управления (обратная связь) и окружающей его среды, воспринимается управляющей системой, перерабатывается в соответствии с целями управления и в виде управляющих воздействий передается на объект управления. Стратегическими целями управления являются:

- создание условий для улучшения социально-экономического положения страны и освоения новых территорий;

- укрепление обороноспособности и экономической безопасности государства;

- повышение конкурентоспособности отечественных товаров за счет снижения транспортных издержек при перевозках автомобильным транспортом;

- развитие автомобильных дорог в соответствии с темпами автомобилизации страны.

Объектами управления, являются федеральные автомобильные дороги общего пользования и федеральное имущество, необходимое для их функционирования. Функция органа управления (управляющей системы) состоит в разработке и выдаче управляющих воздействий объекту управления (непосредственно для дорожных организаций) в виде решений, указаний, рекомендаций или консультаций исходя из конкретно сложившихся условий, обстановки и целей управления.

Таким образом, чтобы эффективно управлять деятельностью дорожных организаций, необходимо иметь полную оперативную информацию о состоянии объекта управления, внешних и внутренних условиях и ограничениях, действующих нормах, правилах и методах решения технических, организационных, экономических и других задач; уметь быстро принимать управленческие решения и оперативно доводить их до исполнителей, обеспечивать текущий контроль исполнения и принимать дополнительные меры по ходу реализации проектных решений.

На всех этапах формирования управленческих решений необходимо обеспечить оперативный доступ к широкому спектру внешних и внутренних источников информации.

Внешние источники, в частности, обеспечивают предоставление следующих данных:

- информация о функционировании дорожной сети;

- сроки ремонтов автомобильных дорог;

- технический уровень автомобильных дорог и их пропускная способность;

- проекты строительства и реконструкции автомобильных дорог в районах, наиболее перегруженных движением автодорожных узлов и строительства дорожных объектов, обеспечивающих геополитические интересы и безопасность государства.

Внутренние - предоставляют информацию, которая формируется в самом органе управления в процессе подготовки и принятия решения, а также контроля его исполнения:

- распоряжения;

- методические и нормативные материалы;

- отчеты.

Опыт развитых стран мира показывает, что принятие эффективных управленческих решений невозможно без анализа всей информации о событиях и фактах, способных повлиять на экономический результат. Именно поэтому там созданы мощные и совершенные информационные системы, средства связи и телекоммуникаций, обеспечивающие свободный доступ и быстрый обмен информацией. Слабо налаженный обмен информацией как между отдельными компонентами, так и в отраслевой системе в целом порождает ряд проблем, связанных с экономически неоправданным увеличением затрат на реализацию проектов и снижением эффективности вложения средств, а следовательно, и сказывается на развитии всей отрасли. К таким проблемам можно отнести:

- нарушение традиционно сложившихся (или созданных искусственно) связей между заказчиками, подрядчиками и поставщиками оборудования и материалов;

- появление новых субъектов рынка услуг и предложений в дорожной отрасли, не обладающих полной и достоверной информацией об имеющихся потенциальных подрядчиках и заказчиках;

- отсутствие оперативной связи между субъектами хозяйственной деятельности, что затрудняет как двусторонний обмен информацией между ними, так и оповещение всех или части заинтересованных предприятий (организаций) о происходящих изменениях;

- отсутствие широкого доступа к опыту специалистов в дорожной отрасли, представленному обширной литературой, справочниками, научными статьями, нормативными документами, отчетами и пр.;

- практическая невозможность или затрудненность получения оперативных консультаций ведущих специалистов по текущим вопросам деятельности;

- отсутствие и/или высокая стоимость выхода на зарубежные рынки предложений, услуг, информации.

Все указанные, а также порожденные ими проблемы сложно решить традиционными способами обмена информацией, такими как реклама в средствах массовой информации, переписка, обмен телеграммами, телексами, телефаксами, телефонные переговоры, выезд специалистов на место и т.п., в зависимости от вида и срочности проблемы.

Эти способы информационного обслуживания не отвечают современным требованиям управления из-за их высокой стоимости, низкой оперативности и надежности и в последнее время все более активно дополняются или заменяются телекоммуникационными информационными сетями, основанными на применении компьютерной техники и различных средств связи и обработки информации. Внедрение современных информационных технологий позволит вывести функционирование Росавтодора и подведомственных ему подразделений на качественно новом уровне и обеспечит эффективное управление дорожным хозяйством в условиях глобальной информатизации, что является необходимым для развития национальной экономики в тесной интеграции с мировым сообществом.

Актуальность решения этой проблемы объясняется тем, что дорожные организации расположены на всей территории России, разделены большими расстояниями между собой, заказчиками, подрядчиками, проектными и научными организациями и другими партнерами по производственной деятельности. Получившие большую самостоятельность дорожные организации создают различные формы и структуры управления, ведут активный поиск путей экономического, производственного и технического развития.

- Создание надежной и быстродействующей системы информационного обеспечения позволит оперативно получать всю необходимую законодательную, экономическую, техническую и другую информацию, обмениваться опытом и, тем самым, окажет существенное положительное влияние на результаты деятельности дорожных организаций.

 

1.1.2 Преимущества и недостатки вариантов концепции создания АСУ

Основными условиями, которые должны выполняться при построении АСУ Росавтодора, являются:

- экономическая и производственная необходимость – основанием для разработки и внедрения новой информационной системы в Росавтодоре должна служить необходимость повышения эффективности деятельности Росавтодора и подведомственных подразделений в области реализации Государственной политики в дорожном хозяйстве и повышение эффективности использование средств федерального бюджета, а не просто появление новых технологий;

- финансовая целесообразность – объем финансирования новой информационной системы управления и прикладных систем в ее составе должен определяться отношением затраченных финансовых средств и других ресурсов к эффекту, полученному от разработки и внедрения разработанных систем;

- простота структуры – новая информационная система Росавтодора должна иметь простую и гибкую структуру, обеспечивающую дальнейшее развитие системы без необходимости коренных изменений в структуре системы; система должна быть построена с использованием открытых спецификаций (открытая система), что позволит выполнять в дальнейшем модификацию и разработку компонент системы сторонними организациями;

- быстрая отдача – выбираемые решения, должны приносить конкретную пользу деятельности Росавтодора практически с момента внедрения;

- постоянное совершенствование – решения, заложенные в основу АСУ, должны обеспечить совершенствование АСУ Росавтодора, для получения оптимальных значений производительности, надежности и удобства использования;

- органичное взаимодействие подразделений Росавтодора и разработчиков систем – разработчики должны хорошо разбираться в сфере деятельности Росавтодора, а специалисты подразделений Росавтодора – знать методы эффективного использования информационных технологий; внедрение новой информационной системы должно являться совместной деятельностью разработчиков и заказчика.

При создании АСУ должны быть использованы следующие основные принципы:

- принцип преемственности – необходимо согласованное взаимодействии уже существующих и новых информационных систем, поэтому предлагаемые решения должны быть логически и программно согласованы и преемственны с технологиями и системами, использующимися в настоящее время;

- принцип максимально достижимой автоматизации – система должна охватывать как можно большее количество подразделений, направлений деятельности и управленческих процессов Росавтодора;

- принципы унификации и стандартизации – в основу архитектуры АСУ должен быть заложен единый методологический подход, должна использоваться единая система классификации и кодирования объектов, единые принципы организации и обмена данных.

Концепция создания АСУ базируется на выборе первичной архитектуры Системы. В зависимости от наличия и надежности каналов связи между территориально-удаленными объектами, варианты архитектуры АСУ можно разделить на две категории – варианты с гарантированной связью между удаленными объектами и варианты с негарантированной связью между удаленными объектами.

 

1.1.2.1 Вариант архитектуры АСУ при наличии гарантированных каналов связи

1.1.2.1.1 Централизованное хранилище

Централизованное хранилище представляет собой самый простой способ организации распределенной системы. В этом случае пользователи всех предприятий работают с одним хранилищем данных. Данный подход наиболее распространен в мировой практике, поскольку он позволяет реализовать максимум возможностей.

С учетом специфики Росавтодора – территориальное распределение объектов автоматизации, сложность в организации одновременного создания каналов связи со всеми КСА – данный вариант не является оптимальным.

1.1.2.1.2 Федерация хранилищ

Федерация хранилищ представляет собой совокупность разрозненных хранилищ данных, объединенных только общим списком пользователей и настроек прав доступа. Федерация хранилищ предполагает наличие двух категорий пользователей – локальных для одного хранилища и федеративных, имеющих доступ ко всем хранилищам. Одно из хранилищ федерации выбирается главным, пользователям, созданным в этом хранилище, может быть предоставлен доступ ко всем. Для федерации хранилищ сохраняются возможности свободной маршрутизации данных между федеративными пользователями, а также совместной работы над данными федеративных пользователей в рамках различных хранилищ и федеративных пользователей с локальными в рамках одного хранилища.

 

1.1.2.2 Вариант архитектуры АСУ при отсутствии гарантированных каналов связи

1.1.2.2.1 Федерация хранилищ с репликацией данных

Данный вариант аналогичен простой федерации хранилищ, с той разницей, что при разрыве канала связи удаленные пользователи сохраняют возможность работы с данными из удаленных хранилищ. За счет того, что реплицируются только избранные данные, для которых требуется совместная работа пользователей из различных объектов автоматизации, данный вариант значительно менее чувствителен к отсутствию канала связи. Возможно мгновенное уничтожение данных, не реплицированных в другие хранилища (для реплицированных данных удаляется локальная версия, но ее реплики в других хранилищах сохраняются).

1.1.2.2.2 Федерация хранилищ без репликации данных

Данный вариант предназначен для того, чтобы осуществлять централизованное ведение пользователей для всех объектов автоматизации. Он целесообразен для случая, когда передача данных с одного уровня управления на другие производится редко (не более нескольких раз в год) и не требует обратной связи. При этом передача данных осуществляется в пакетном режиме при наличии каналов связи.

1.1.2.2.3 Разделенные хранилища данных

Наиболее устойчивый к наличию каналов связи вариант. Единственная функция, которая нарушается при отсутствии канала связи – передача данных в электронном виде. Передача данных осуществляется в пакетном режиме. Возможности локального взаимодействия доступны только для пользователей, зарегистрированных в нескольких хранилищах одновременно, и только в период наличия каналов связи.

1.1.3 Анализ требований пользователей к АСУ Росавтодора

На основании обследования, проведенного в рамках подготовки данного технического задания, можно выделить следующие системные свойства, которые должны быть присущи АСУ: открытость, совместимость, модульность, целостность (интегративность), мобильность, защищенность, эргономичность, высокая производительность, масштабируемость, надежность, гибкость (настраиваемость) и расширяемость.

Открытость. При создании АСУ должны использоваться открытые спецификации и стандарты (TCP/IP, XML, SOAP и др.), что обеспечит возможность использования различных программных продуктов (компонент АСУ), общесистемных, инструментальных и прикладных программных средств, выполненных разными разработчиками. Открытая архитектура позволяет обеспечить:

- возможность легкого последующего наращивания программного обеспечения и интеграции в систему новых продуктов и возможностей;

- согласование АСУ с информационными системами, использующимися в настоящее время в Росавтодоре;

- логическую и программную совместимость с уже существующими информационными системами объектов Росавтодора, выполняющими сходные функции.

При создании АСУ должна быть обеспечена совместимость АСУ с продуктами Microsoft:

- прикладные системы АСУ должны работать под управлением операционной системы Windows, не ниже Windows 2000;

- подготовка документации и отчетов должна выполняться с использованием средств MS Office.

АСУ должна иметь модульную структуру. Модульность предполагает построение системы в виде слабосвязанных модулей с набором стандартных интерфейсов для взаимодействия, что позволяет обеспечить постепенное внедрение и совершенствование АСУ в подразделениях Росавтодора и получение реального эффекта от системы не дожидаясь ее полного внедрения. Кроме того, модульность упрощает доработку системы и процедуру обновления версий.

Целостность (интегративность). Компоненты АСУ должны быть объединены в единую целостную систему, которая охватывает как функциональные, так и информационные ресурсы Росавтодора. Интеграция информационных ресурсов должна позволять использовать информацию из различных баз данных (в том числе территориально удаленных), а интеграция функциональных ресурсов должна обеспечивать единый унифицированные доступ к функциональным модулям системы. В качестве основной технологии интеграции используется XML-технология, включающая в себя XML-формат для передачи данных.

Настраиваемость. АСУ и ее компоненты (в особенности, прикладные системы) должны обладать развитыми возможностями настройки, обеспечивая максимальную гибкость при конфигурировании на каждом рабочем месте в соответствии со спецификой технологических и управленческих процессов конкретного предприятия.

Мобильность. Очень важным качеством системы является возможность работы на различных платформах, с аппаратурой, имеющей широкий спектр производительности. Это особенно важно, когда возможно первоначальное развертывание системы на минимальном наборе аппаратных средств, а в дальнейшем планируется ее перенос на платформу с большей производительностью.

Защищенность. Система должна обеспечивать защиту данных и программ. Для каждого пользователя должно выполняться разграничение доступа к функциям и данным АСУ. Защита информации от несанкционированного доступа обеспечивается посредством идентификации и авторизации пользователей, а также путем разграничения доступа к различным типам данных в зависимости от исполняемых пользователями АСУ функций.

Эргономичность. При проектировании интерфейса следует ориентироваться на средний уровень компьютерной грамотности пользователей, вследствие чего Система должна обеспечивать простой, интуитивно понятный, унифицированный графический интерфейс (система экранных меню и панели кнопок, средства поиска и фильтрации данных, контроль вводимой информации). В качестве программного обеспечения интерфейса должен использоваться стандартный web-обозреватель.

Кроме того, АСУ и ее компоненты должны удовлетворять следующим требованиям:

- АСУ должна решать задачу оперативного и достоверного информирования руководства Росавтодора и его подразделений о текущем положении дел, то есть должна быть системой реального времени;

- должна быть обеспечена возможность хранения и оперативного доступа к неструктурированной информации (файлы документов, фотографические изображения, видео-фраг­менты, звук, чертежи) с привязкой к конкретным дорожным объектам;

- должна храниться картографическая информация с максимальной привязкой к ней объектов и субъектов дорожно-хозяйственной отрасли; при этом хранящиеся в ПС картографические и прочие данные должны иметь единый формат;

- должна быть обеспечена возможность определять источник происхождения данных (определять адресность данных);

- прикладные системы АСУ и другие ее компоненты должны проектироваться в соответствии с принципами трехзвенной архитектуры с «тонким» клиентом;

- должна быть обеспечена подробная документации на АСУ и ее составные части для специалистов, обеспечивающих их адаптацию и развитие в соответствии с потребностями Росавтодора.

1.1.4 Выбор концепции АСУ Росавтодора на основании анализа требований пользователей

С учетом требований пользователей о простоте интерфейса, ориентированного на средний уровень компьютерной грамотности, требования о простоте настройки Системы, низком текущем уровне автоматизации отдельных объектов в части аппаратных средств, нецелесообразно строить программные решения АСУ на базе сложных, труднонастраиваемых ERP-платформ (Enterprise Resourse Planning), требующих значительных аппаратных средств, сложной предварительной настройки под нужды конкретных категорий пользователей, масштабного и длительного по времени внедрения, значительных финансовых затрат на техническую поддержку.

На основании приведенных предпосылок создания АСУ, требований пользователей к функциям АСУ, а также с учетом преимуществ и недостатков вариантов архитектурных решений АСУ, целесообразно использовать комбинированную архитектуру АСУ, суть которой состоит в организации федерации хранилищ с репликацией данных. При этом в каждом комплексе средств автоматизации действует централизованное хранилище (см.Рисунок 1. Структура АСУ Росавтодора.).

При формировании аппаратно-технической инфраструктуры АСУ должно учитываться имеющееся на данный момент в Росавтодоре техническое и телекоммуникационное оборудование. Рекомендации по опциональным решениям использования оборудования приведены в п.1.5 Приложения 1.

Рисунок 1. Структура АСУ Росавтодора.

1.2 Ориентировочный план реализации создания АСУ Росавтодора

Ориентировочный план реализации создания АСУ соответствует Календарному плану, приведенному в п.5.1.

1.3 Показатели качества результатов деятельности объекта автоматизации

Показатели качества результатов деятельности объектов автоматизации приведены в Таблица 9 Цели и показатели деятельности Федерального дорожного агентства и всей дорожной отрасли в целом. Приложения 2.

1.4 Оценка ожидаемых технико-экономических результатов внедрения АСУ Росавтодора

Значимость эксплуатации и развития дорожной сети для экономики всей России трудно переоценить. На автомобильном транспорте занято более 10 % всего трудоспособного населения России. Из этого вытекает, что эффективное функционирование всех подразделений Росавтодора необходимо для обеспечения развития всех отраслей народного хозяйства России. Поэтому создание АСУ, ставящее своей целью повышение эффективности функционирования дорожной отрасли в масштабах всей России, должно рассматриваться как проект народно-хозяйственного значения. Для таких проектов допускается отсутствие прямого коммерческого эффекта (прибыли), что компенсируется повышением доходов или снижением потерь в смежных отраслях. Имеющиеся в настоящее время данные не позволяют полностью оценить экономический эффект для народного хозяйства от автоматизации деятельности Росавтодора, поэтому приведенный ниже перечень основных показателей экономической эффективности не полон. Как следствие, в данном Техническом задании приведена оценка минимального экономического эффекта. Также приводится перечень показателей общественной эффективности АСУ. В то же время, непосредственно для Росавтодора можно оценить положительный экономический эффект, вызванный следующими результатами внедрения АСУ: повышением производительности труда, снижением непроизводственных затрат, повышением эффективности использования бюджетных средств.

Средства автоматизированного контроля и управления, входящие в состав АСУ, должны повысить эффективность управления дорожной отраслью в целом и, в частности, повысить эффективность использования ресурсов дорожной отрасли. В результате ожидается отдача в виде:

- ускорения ввода в строй объектов дорожного хозяйства,

- сокращения расходов на текущее содержание и строительство автомобильных дорог,

что должно в комплексе привести к увеличению покрытия территории России дорогами, к повышению качества дорог, к улучшению дорожной инфраструктуры. Кроме этого, эффективный контроль с использованием АСУ позволит максимально исключить случаи несоблюдения сроков или других требований действующего законодательства, а значит сократить расходы на штрафы, пени или иные непроизводственные издержки. Использование входящих в состав АСУ единой информационно-аналитической системы, системы управления стратегическим развитием и современных средств связи позволит осуществлять оперативное управление и контроль использования ресурсов при ликвидации последствий чрезвычайных происшествий.

1.4.1 Перечень основных показателей экономической и общественной эффективности

1.4.1.1 Показатели общественной эффективности



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-17; просмотров: 127; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.146.34.191 (0.037 с.)