Кафедра внутренних болезней № 3 с курсом медицинской 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Кафедра внутренних болезней № 3 с курсом медицинской



МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

«ГОМЕЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Кафедра внутренних болезней № 3 с курсом медицинской

Реабилитации

 

 

Утверждено на заседании кафедры Протокол № 8 от 29 августа 2014 Заведующий кафедрой, д.м.н., профессор Саливончик Д.П.  

ТЕМА I

Общие основы медицинской реабилитации. Особенности обследования в реабилитации

 

Учебно-методическая разработка для студентов

VI курс

ФПСЗС

(медицинская реабилитация)

 

Время: 6 часов

 

 

Авторы: д.м.н., профессор Саливончик Д.П.

асс. Барбарович А.С.

 

Гомель 2014

Данная методическая разработка предназначена для самостоятельной работы студентов. В ней представлены: I. Актуальность темы. II. Цель занятия. III. Базисные разделы. IV. Рекомендуемая литература. V. Вопросы для самоподготовки. VI. Ответы на вопросы темы.

Актуальность темы

Одной из важнейших медико-социальных проблем современного общества является реабилитация больных и инвалидов. Под ней понимается система государственных, социально-экономических, медицинских, профессиональных, педагогических, психологических и других мероприятий, направленных на предупреждение развития патологических процессов, приводящих к временной и стойкой утрате трудоспособности, эффективное и раннее возвращение больных и инвалидов, детей и взрослых к общественно-полезному труду.

Цель

Рассмотреть следующие вопросы:

· Понятие о реабилитации. Виды реабилитации. Определение медицинской реабилитации.

· Концепция последствий болезни. Виды функциональных нарушений по модели ICIDH. Категории жизнедеятельности, классификация, определения. Виды социальной недостаточности. Модель ICF.

· Цели медицинской реабилитации. Понятие «качество жизни», определение, компоненты. Отличие реабилитации от лечения. Принципы реабилитации. Показания и противопоказания к назначению реабилитационных мероприятий. Отбор на реабилитацию. Клинико-реабилитационные группы.

· Критерии инвалидности.

· Организация службы реабилитации, рекомендуемая Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ). Понятие реабилитационной программы и реабилитационной услуги. Персонал бригады медицинской реабилитации. Понятие об эрготерапии.

· Законы Республики Беларусь, касающиеся реабилитации. Документы ВОЗ по реабилитации. Основные нормативные документы Министерства здравоохранения Республики Беларусь по реабилитации. Фазы медицинской реабилитации. Бланк индивидуальной программы медицинской реабилитации пациента.

· Особенности сбора анамнеза в медицинской реабилитации. Исследование двигательных функций. Методы исследования физического развития. Методы оценки физического развития. Оценка физического развития по методу индексов. Психологическое обследование в реабилитации. Задачи психологического обследования. Методы психологического обследования. Понятие «внутренняя картина болезни», определение, значение в реабилитации. Типы «внутренней картины болезни», методы оценки.

· Исследование и оценка ежедневной деятельности. Шкала функциональной независимости, шкалы Bartel, Katz. Таблицы оценки функционального состояния. Понятие функционального класса.

 

Задачи

Студент должен знать:

· Понятие о реабилитации. Виды реабилитации.

· Концепция последствий болезни. Виды социальной недостаточности. Модель ICF.

· Цели медицинской реабилитации. Принципы реабилитации. Показания и противопоказания к назначению реабилитационных мероприятий. Отбор на реабилитацию. Клинико-реабилитационные группы.

· Понятие реабилитационной программы и реабилитационной услуги. Персонал бригады медицинской реабилитации. Понятие об эрготерапии.

· Законы Республики Беларусь, касающиеся реабилитации. Документы ВОЗ по реабилитации.

· Особенности сбора анамнеза в медицинской реабилитации. Исследование двигательных функций. Методы исследования физического развития. Методы оценки физического развития. Оценка физического развития по методу индексов. Психологическое обследование в реабилитации.

· Исследование и оценка ежедневной деятельности. Шкала функциональной независимости, шкалы Bartel, Katz. Таблицы оценки функционального состояния. Понятие функционального класса.

Студент должен уметь:

· Провести обследование больного и оценить степень нарушения функции и критериев жизнедеятельности в ФК, а также социальную недостаточность.

· Сформулировать развернутый клинико-функциональный диагноз в соответствии с унифицированными клиническими классификациями, адаптированными к МКБ, ICF.

· Определить РП.

· Составить ИПР больного и инвалида.

· Оценить эффективность МР.

· Применять методы физической реабилитации.

В процессе занятия студент должен овладеть следующими практическими навыками:

· Осмотреть и обследовать больного.

· Охарактеризовать функциональные классы.

· Постановить развернутый клинико-функциональный диагноз.

· Определить РП больного и инвалида.

· Составить ИПР больного и инвалида.

· Оценить эффективность МР.

Виды реабилитации

1. Медицинская реабилитация (МР) – система мероприятий, проводимых учреждениями здравоохранения на стационарном, поликлиническом и санаторном этапах ее организации, направленных на выздоровление, компенсацию и восстановление нарушенных в результате болезни или травмы функций, на предупреждение осложнений, хронического течения и рецидивов заболевания, на приспособление пациента и инвалида к самообслуживанию и трудовой деятельности в новых условиях, возникших вследствие болезни.

2. Профессиональная (трудовая, производственная) реабилитация имеет своей целью подготовку пациента (инвалида) к трудовой деятельности.

3. Социальная (бытовая) реабилитация предусматривает восстановление основных навыков самообслуживания и возвращение в общество.

4. Психологическая реабилитация направлена на профилактику и лечение развивающихся психических нарушений.

5. Педагогическая реабилитация направлена на образование в процессе реабилитации и вовлечение взрослых и подростков в трудовой процесс.

Медицинская реабилитация (МР) — основная часть общего процесса реабилитации больных и инвалидов. На первом этапе своего развития реабилитация в медицине решала проблемы инвалидов. Позднее, когда в структуре инвалидности начали доминировать хронические заболевания, целью МР стала профилактика инвалидности, а объектом — больные с риском ее развития. Потребность в МР в 8–10 раз больше у больных, чем у инвалидов. По данным ВОЗ в МР нуждается до 25% амбулаторных и 50% стационарных больных. «Медицинская реабилитация — комплекс медицинских услуг, направленных на восстановление нормальной жизнедеятельности организма пациента и компенсацию его функциональных возможностей, нарушенных в результате заболевания». Такое определение МР в Законе РБ о «Здравоохранении» (редакция 2008 г.).

Варианты МР:

· однокурсовый вариант проводится при острых заболеваниях и травмах;

· повторно-курсовый — при рецидиве острых или хронических заболеваний с обострениями;

· непрерывный — при хронических инвалидизирующих заболеваниях (диабет, эпилепсия, сердечно-сосудистые заболевания и др.);

· непрерывно-курсовой вариант — на фоне непрерывной базисной МР проводится дополнительное курсовое лечение для предупреждения рецидивов и обострений (язвенная болезнь, ревматизм и др.).

Задачи МР:

· Оценка последствий заболеваний и травм на трех уровнях (органном, организменном и социальном), которые могут приводить к инвалидности.

· Оценка реабилитационного потенциала.

· Восстановление больного и инвалида как личности.

· Возвращение больного к активной жизни в обществе.

· Составление индивидуальной программы реабилитации (ИПР) больного и инвалида.

· Предупреждение осложнений — проведение комплекса мероприятий по вторичной профилактике.

· Оценка эффективности реабилитации.

Формы МР:

· предельная — достижение максимального успеха;

· полная — достижение оптимального восстановления функции;

· частичная — достижение восстановления некоторых нарушенных функций.

Методы МР:

· психологическая реабилитация;

· физическая реабилитация (в т. ч. ЛФК, бальнеотерапия, аппаратная физиотерапия, массаж);

· медикаментозная реабилитация;

· трудотерапия;

· диетотерапия;

· логопедическая помощь;

· восстановительная, косметическая, реконструктивная хирургия;

· немедикаментозная терапия (фитотерапия, иглорефлексотерапия, гипербарическая оксигенация и др.);

· протезирование;

· подбор технических средств компенсации дефектов и ограничений жизнедеятельности;

· терапия занятостью.

Средства МР:

· тренировочные нагрузки;

· дыхательная гимнастика;

· природные средства закаливания (солнечные ванны, холодные купания);

· диетотерапия;

· тренировка анализаторов.

МКФ

МКФ - принадлежит к «семье» международных классификаций, разработанных Всемирной организацией здравоохранения, которые касаются различных аспектов здоровья и связанных со Здоровьем. К этой «семье» относятся МКФ, ‘Международная классификация болезней» (МКБ-10), «Классификация по уходу», «Международная классификация стандартов образования», а также «Стандартные правила по созданию равных возможностей для лиц с ограничением жизнедеятельности» (утверждены на 48-й сессии Генеральной ассамблеи ООН в 1993 г. — резолюция 46/96). Всеобъемлющая цель МКФ — обеспечить унифицированным стандартным языком и определить рамки для описания показателей здоровья и показателей, связанных со здоровьем.

МКФ — это многоцелевая классификация, разработанная для использования в различных дисциплинах и областях. Ее специфические цели могут быть определены как следующие.

Цели МКФ

• обеспечить научную основу для понимания и изучения показателей здоровья и показателей, связанных со здоровьем, результатов вмешательств и определяющих их факторов;

• сформировать общий язык для описания показателей здоровья и показателей, связанных со здоровьем, с целью улучшения взаимопонимания между различными пользователями: работниками здравоохранения, исследователями, администраторами и обществом, включая людей с ограничениями жизнедеятельности;

• сделать сравнимой информацию в разных странах, сферах здравоохранения, службах и во времени;

• обеспечить систематизированную схему кодирования для информационных систем здоровья.

Эти цели оказались взаимосвязанными, поскольку необходимость применения МКФ заставила создать многозначную и практичную систему, которая может использоваться разными потребителями в управлении здравоохранением, при контроле его качества и оценке эффективности в различных культурах.

В конкретизации «общеупотребляемого» определения здоровья, данного Всемирной организацией здравоохранения, МКФ дает стандартные, необходимые для практического применения, определения «доменов здоровья» и «доменов, связанных со здоровьем».

Домен — это сфера проявления признаков здоровья или болезни, факторов, определяющих здоровье.

Это практический и значимый для характеристики здоровья набор взаимосвязанных физиологических функций и анатомических структур; действий, задач и сфер жизнедеятельности; внешних природных и культурных условий; внутренних, индивидуально-психологических особенностей. Примеры доменов здоровья включают: зрение, слух, ходьбу, обучение, запоминание. К доменам, связанным со здоровьем, относятся, например, транспортировка, социальные взаимодействия, образование.

В международных классификациях ВОЗ изменения здоровья (болезнь, расстройства, травмы и т.п.) изначально классифицированы в МКБ-10 (аббревиатура «Международной классификации болезней 10-го пересмотра»), которая определяет их этиологическую структуру. Функционирование и ограничение жизнедеятельности, связанные с изменением здоровья, классифицируются в МКФ. Таким образом, МКБ-10 и МКФ дополняют друг друга, и пользователям рекомендуется применять обе классификации совместно. В МКБ-10 заболевания, расстройства или другие изменения здоровья обеспечиваются диагнозом, который дополняется информацией МКФ о функциони­ровании. Совместная информация, относящаяся к диагнозу и функционированию, дает более широкую и значимую картину здоровья людей или популяций, которая может быть использована при принятии решений.

Важно иметь в виду наличие частичного.совпадения между МКБ-10 и МКФ,. Обе клас­сификации начинаются с систем организма. Нарушения относятся к структурам и функциям организма, которые обычно являются составляющими «процесса болезни» и в связи с этим также используются в МКБ-10. Тем не менее, МКБ- 10 использует нарушения (в виде признаков и симптомов) как части констелляции, которые формируют «болезнь», или иногда как проблемы функций и структур организма, связанные с изменениями здоровья. У двух индивидов с одинаковым заболеванием могут быть различные уровни функционирования, и два индивида с равным уровнем функционирования не обязательно имеют одинаковые изменения здоровья. Следовательно, совместное использование классификаций повышает качество информации для медицинских целей. МКФ не исключает использования обычных диагностических процедур, применяемых для медицинских целей. В других случаях МКФ может использоваться самостоятельно.

МКФ ушла от классификации «последствий болезни», чтобы стать классификацией «составляющих здоровья». «Составляющие здоровья» определяют, из чего оно состоит, в то время как «последствия» концентрируют внимание на тех влияниях, которые могут оказывать заболевания и другие изменения здоровья на конечный результат. Таким образом, на основе МКФ исследователь может более полно делать выводы о причинно-следственных связях заболевания, используя приемлемые научные методы. Это усиливает подходы, основанные на исследовании детерминант здоровья или факторов риска заболеваний. Для исследователя детерминант или факторов риска МКФ содержит перечень факторов внешней природной и культурной среды, описывающих обстановку, в которой живет инвалид.

Цели МР:

· восстановление (компенсация) функций (полное или частичное);

· профилактика ограничений жизнедеятельности;

· восстановление трудоспособности (полное или частичное);

· восстановление социально-бытовой активности (полное или частичное);

· техническая компенсация ограничения жизнедеятельности.

«Качество жизни» (КЖ) – понятие, в широком смысле слова, охватывающее многие стороны жизни человека, связанные не только с состоянием его здоровья, но и условиями жизни, профессиональными способностями, работой, учебой, домашней обстановкой. Качество жизни – это удовлетворенность человека своим физическим состоянием, психологическим состоянием и социальным статусом. Медицинские аспекты качества жизни включают влияние самого заболевания (его симптомов и признаков) и наступающего в результате болезни ограничения функциональной способности, а также влияние лечения на повседневную жизнедеятельность больного. Собственно «качество жизни» определяется прежде всего жалобами больного, его функциональными возможностями, восприятием больным жизненных изменений, связанных с заболеванием, уровнем общего благополучия, общей удовлетворенностью жизнью. Это понятие также включает способность сосредотачиваться, принимать решения, память, живость восприятия, сексуальную функцию, душевный комфорт.

Качество жизни можно определять исходя из трех основных компонентов:

1. функциональная способность;

2. восприятие;

3. симптомы и их последствия.

Функциональная способность – это способность осуществлять повседневную деятельность, социальную, интеллектуальную и эмоциональную функции, поддерживать свою экономическую обеспеченность.

Восприятие включает взгляды человека и его суждения о жизненных ценностях; восприятие общего состояния здоровья, уровня своего благополучия удовлетворения жизнью. В отличие от функциональной способности, восприятие общего уровня здоровья и удовлетворенности жизнью является субъективным и не должно переоцениваться. Восприятие может сравниваться с объективной оценкой социальной функции, изменением положения, социального статуса больного.

Симптомы являются следствием основного или сопутствующих заболеваний, они уменьшаются, исчезают или видоизменяются в результате медицинского вмешательства, являясь важным компонентом качества жизни.

Качество жизни (КЖ) – понятие скорее субъективное, чем объективное. Однако эти субъективные элементы заслуживают большего внимания при решении вопроса о здоровье пациента по сравнению с традиционно используемым биомедицинскими показателями: такими как заболеваемость, смертность, частота осложнений и др.

Субъективное восприятие КЖ пациента является чувствительным показателем эффективности медицинского вмешательства при условии его научной оценки.

Оценивать здоровье и его влияние на качество жизни очень важно для пациентов, особенно в случае хронических заболеваний. Физиологические исследования позволяют врачу располагать некоторой информацией, которая, однако, обычно ограничивает интересы пациента; часто эти данные плохо коррелируют с показателями физической работоспособности и ощущением хорошего самочувствия – областью наиболее интересной и близкой (волнующей) для пациента. Данные, полученные в условиях нагрузочного тестирования, часто очень слабо коррелируют с работоспособностью пациентов в обычной жизни. Это является одной из причин, по которой требуется измерять качество жизни.

Другой причиной является то, что у пациентов с аналогичными клиническими проявлениями возможны совершенно различные выходы из болезни. Так, у двух пациентов с одинаковым уровнем подвижности, даже с похожим уровнем болей в спине может быть совершенно разный уровень функционирования, разное эмоциональное самочувствие. Вследствие этого одни пациенты могут продолжать выполнение своей достаточно активной работы без развития депрессивных состояний, другие же с трудом могут выполнять простейшую работу на фоне выраженной депрессии. Разницу в трактовке состояний у этих пациентов легко уловить, оценив качество их жизни.

Указанные причины объясняют, почему пациенты, врачи, организаторы здравоохранения во всем мире живо интересуются эффектом внедрения оценки качества жизни в медицину. Оценка КЖ позволяет медикам следить за качеством лечения, клинической эффективностью применения фармпрепаратов, новых методов консервативного или хирургического лечения; а пациентам, со своей стороны, позволяет живо интересоваться этой информацией как вкладчикам своих средств в те или иные медицинские страховые взносы. Естественно, что наибольшие денежные субсидии предоставляются в лечебные учреждения, которые обеспечивают наибольшее повышение качества жизни больных.

Критерии инвалидности

Условиями признания гражданина инвалидом являются:

• нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами;

• ограничения жизнедеятельности (полная или частичная утрата гражданином способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться или заниматься трудовой деятельностью);

• необходимость в мерах социальной защиты, включая реабилитацию.

Наличие только одного из указанных в части первой настоящего пункта условий не является основанием, достаточным для признания гражданина инвалидом.

Фазы реабилитации

Сегодня в теории реабилитации принято выделять несколько фаз оказания помощи больным или инвалидам.

Однако следует помнить, что подобное разделение на фазы носит весьма условный характер и реабилитацию следует рассматривать как единый, непрерывный процесс, направленный на максимальную ликвидацию ограничений жизнедеятельности и улучшение качества жизни человека.

Выделяют следующие фазы реабилитации:

1. Ранняя реабилитация – это комплекс мероприятий медицинской реабилитации, предусматривающий дальнейшее устранение последствий заболевания или травмы во время пребывания больного в остром стационаре или следующий непосредственно за завершением курса активного лечения в стационаре.

Таким образом, ранняя медицинская реабилитация должна начинаться уже в острой фазе заболевания путем пассивной лечебной физкультуры, других лечебно-реабилитационных мероприятий. Если врач предполагает, что у пациента будут иметь место остаточные явления травмы или болезни, необходимо думать о самых ранних возможностях реабилитации. По мере улучшения состояния больного удельный вес реабилитационных мероприятий увеличивается. Если у больного после выписки из стационара остаются последствия в виде нарушений, приводящих к ограничениям жизнедеятельности, то такой больной нуждается в продолжении ранней медицинской реабилитации в специализированном стационарном реабилитационном отделении или в отделении реабилитации амбулаторно-поликлинического отделения. Реабилитация должна быть обширной и многоплановой: врач должен принимать во внимание все аспекты физического, психического и социального существования пациента.

2. Поздняя реабилитация – осуществляется тогда, когда болезнь вызвала последствия и реабилитация является основным методом ведения больного на амбулаторном этапе или последующих стационарных этапах.

Другими словами, поздняя медицинская реабилитация подразумевает комплекс реабилитационных мероприятий, который осуществляется больному после лечения и реабилитации в стационаре, проведения активной ранней медицинской реабилитации, лечения в домашних и амбулаторно-поликлинических условиях.

3. Реабилитация инвалида – когда болезнь проявляется уже на социальном уровне и параллельно проводятся мероприятия медицинской, социальной (возможно профессиональной) реабилитации.

В данном случае речь идет не только о медицинской реабилитации, а о реабилитации в целом. Имеется в виду, что болезнь, травма или дефект оставили столь выраженные последствия, что больному была определена та или иная группа инвалидности. Такой человек как правило нуждается не только в медицинской а и в других видах реабилитации: профессиональной, социальной. При этом мы говорим о реабилитации инвалида в целом, так как основным постулатом реабилитации является «реабилитация личности», предусматривающая отсутствие разграничений между медицинской, профессиональной и социальной реабилитации.

Таким образом, медицинская реабилитация должна быть интегрирована в лечебную медицину и являться органической составной частью лечебного процесса (в фазе ранней медицинской реабилитации), реабилитация является основным видом оказания помощи больному с целью достижения максимального восстановления функциональной независимости пациента (на фоне лечебных мероприятий) – в фазе поздней реабилитации больного и в фазе реабилитации инвалида.

Внутренняя картина болезни

Внутренняя картина болезни (ВКБ) – характер отражения болезни в сознании человека, которая включает массу ощущений, переживаний, представлений и знаний, связанных с заболеванием и его последствиями.

Факторы, формирующие ВКБ:

1. Сама болезнь.

2. Личность больного.

3. Микросоциальная среда (окружение).

Составляющие ВКБ:

1.Восприятие болезни.

2.Отношение к болезни.

С помощью многочисленных шкал и опросников могут быть диагностированы следующие типы отношений к болезни:

1. Гармоничный (реалистичный,взвешенный). Оценка своего состояния без склонности преувеличивать его тяжесть, но и без недооценки тяжести болезни. Стремление во всем активно содействовать успеху лечения. Стремление облегчить близким тяготы ухода за собой. В случае понимания неблагоприятного прогноза заболевания - переключение интересов на те области жизни, которые останутся доступными больному, сосредоточение внимания на своих делах, заботе о близких.

2. Тревожный (тревожно-депрессивный и обсессивно-фобический). Непрерывное беспокойство и мнительность в отношении неблагоприятного течения болезни, возможных осложнений неэффективности и даже опасности лечения. Поиск новых способов лечения, жажда дополнительной информации о болезни и методах лечения, поиск «авторитетов», частая смена лечащего врача. В отличие от ипохондрического типа отношения к болезни, в большей степени выражен интерес к объективным данным (результаты анализов, заключения специалистов), нежели к субъективным ощущениям. Поэтому - предпочтение слушать о проявлениях заболевания у других, а не предъявлять без конца свои жалобы. Настроение тревожное. Как следствие тревоги - угнетенность настроения и психической активности.

3. Ипохондрический. Чрезмерное сосредоточение на субъективных болезненных и иных неприятных ощущениях. Стремление постоянно рассказывать о них врачам, медперсоналу и окружающим. Преувеличение действительных и выискивание несуществующих болезней и страданий. Преувеличение неприятных ощущений в связи с побочными действиями лекарств и диагностических процедур. Сочетание желания лечиться и неверия в успех, постоянных требований тщательного обследования у авторитетных специалистов и боязни вреда и болезненности процедур.

4. Меланхолический (витально-тоскливый). Сверхудрученность болезнью, неверие в выздоровление, в возможное улучшение, в эффект лечения. Активные депрессивные высказывания вплоть до суицидных мыслей. Пессимистический взгляд на все вокруг. Сомнение в успехе лечения даже при благоприятных объективных данных и удовлетворительном самочувствии.

5. Апатический. Полное безразличие к своей судьбе, к исходу болезни, к результатам лечения. Пассивное подчинение процедурам и лечению при настойчивом побуждении со стороны. Утрата интереса к жизни, ко всему, что ранее волновало. Вялость и апатия в поведении, деятельности и межличностных отношениях.

6. Неврастенический. Поведение по типу «раздражительной слабости». Вспышки раздражения, особенно при болях, при неприятных ощущениях, при неудачах лечения. Раздражение нередко изливается на первого попавшегося и завершается раскаянием и угрызениями совести. Неумение и нежелание терпеть болевые ощущения. Нетерпеливость в обследовании и лечении, неспособность терпеливо ждать облегчения. В последующем - критическое отношение к своим поступкам и необдуманным словам, просьбы о прощении.

7. Сенситивный. Чрезмерная ранимость, уязвимость, озабоченность возможными неблагоприятными впечатлениями, которые могут произвести на окружающих сведения о болезни. Опасения, что окружающие станут жалеть, считать неполноценным, пренебрежительно или с опаской относиться, распускать сплетни и неблагоприятные слухи о причине и природа болезни и даже избегать общения с больным. Боязнь стать обузой для близких из-за болезни и неблагожелательного отношения с их стороны в связи с этим. Колебания настроения, связанные, главным образом, с межличностными контактами.

8. Эгоцентрический (истероидный). «Принятие» болезни и поиски выгод в связи с болезнью. Выставление напоказ близким и окружающим своих страданий и переживаний с целью вызвать сочувствие и полностью завладеть их вниманием. Требование исключительной заботы о себе в ущерб другим делам и заботам, полное невнимание к близким. Разговоры окружающих быстро переводятся «на себя». Другие люди, также требующие внимания и заботы, рассматриваются как «конкуренты», отношение к ним - неприязненное. Постоянное желание показать другим свою исключительность в отношении болезни, непохожесть на других. Эмоциональная нестабильность и непрогнозируемость.

9. Дисфорический (агрессивный). Доминирует гневливо-мрачное, озлобленное настроение, постоянный угрюмый и недовольный вид. Зависть и ненависть к здоровым, включая родных и близких. Вспышки озлобленности со склонностью винить в своей болезни других. Требование особого внимания к себе и подозрительность к процедурам и лечению. Агрессивное, подчас деспотическое отношение к близким, требование во всем угождать.

10. Анозогнозический (эйфорический). Активное отбрасывание мысли о болезни, о возможных ее последствиях, вплоть до отрицания очевидного. При признании болезни - отбрасывание мыслей о возможных ее последствиях. Отчетливые тенденции рассматривать симптомы болезни как проявления «несерьезных» заболеваний или случайных колебаний самочувствия. В связи с этим нередко характерны отказ от врачебного обследования и лечения, желание «разобраться самому» и «обойтись своими средствами», надежда на то, что «само все обойдется». При эйфорическом варианте этого типа - необоснованно повышенное настроение, пренебрежительное, легкомысленное отношение к болезни и лечению. Желание продолжать получать от жизни все, что и ранее, несмотря на болезнь. Легкость нарушений режима и врачебных рекомендаций, пагубно сказывающихся на течении болезни.

11. Паранойяльный. Уверенность, что болезнь - результат внешних причин, чьего-то злого умысла. Крайняя подозрительность и настороженность к разговорам о себе, к лекарствам и процедурам. Стремление приписывать возможные осложнения или побочные действия лекарств халатности или злому умыслу врачей и персонала. Обвинения и требования наказаний в связи с этим.

12. Эргопатический (стенический). «Уход от болезни в работу». Характерно сверхответственное, подчас одержимое, стеничное отношение к работе, которое в ряде случаев выражено еще в большей степени, чем до болезни. Избирательное отношение к обследованию и лечению, обусловленное, прежде всего стремлением, несмотря на тяжесть заболевания, продолжать работу. Стремление во что бы то ни стало сохранить профессиональный статус и возможность продолжения активной трудовой деятельности в прежнем качестве.

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

«ГОМЕЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Кафедра внутренних болезней № 3 с курсом медицинской

Реабилитации

 

 

Утверждено на заседании кафедры Протокол № 8 от 29 августа 2014 Заведующий кафедрой, д.м.н., профессор Саливончик Д.П.  

ТЕМА I



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-17; просмотров: 126; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.250.114 (0.07 с.)