Особенности подходов к науке социального управления на основе школ управления. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Особенности подходов к науке социального управления на основе школ управления.



Законы, закономерности и принципы, исследуемые общей теорией государственного и муниципального управления.

Закономерности определяют общие отношения между объектом и субъектом, формируют характер взаимодействия, связи между ними и способность этих связей обеспечить эффективное достижение цели развития территориального образования.

Закономерность – это единство главной цели на всех уровнях управления.

К закономерностям государственного и муниципального управления относятся:

- единство методов и основных функций социального управления на всех уровнях государственного и муниципального управления;

- единство общих и частных функций государственного и муниципального управления и образуемых на основе их реализации процессов управления на каждом уровне управления;

- оптимальное соотношение централизации и децентрализации полномочий органов государственного и муниципального управления.

Принципы в системе ГУ рассматриваются как фундаментальные, научно обоснованные и по большей части законодательно закреплены.

Классификация принципов управления:

- общеметодологические;

- организационные системно-структурно-функциональные;

- принятия, разработки и исполнения решений;

- управления отдельными сферами общественной жизни;

К общеметодологическим относят: - объективность; экономии и энтропии (упорядоченность системы); - наименьшего действия; - высшей целесообразности; - экономии времени; - ограниченной рациональности; - обратной связи; - демократизма; - законности и признания обществом;

К орг-ым системно-структурно-функциональным: - системный подход; системный анализ; - система сознательной деятельности; - отраслевого и территориального управления.

 

Функции в социальном и государственном и социальном управлении: понятие и классификация.

Функции социального управления – обусловленные социальным назначением, наиболее типичные, однородные, стабильные направления управленческого воздействия, отвечающие его целевому предназначению и задачам.

Признаки функций: - обусловлены социальным назначением управления; - характеризуется определённой направленностью и стабильностью; - представляют собой внешнее проявление свойств системы управления; - направление его активного действия; - предопределяются поставленными целями и задачами.
Общие функции управления:

· Информационное обеспечение – сбор, получение, обработка, анализ и хранение инф-ции

· Прогнозирование – предвидение перспктив развития событий

· Моделирование – создание образца опр-ых упр-их отношений

· Планирование определение направлений

· Организация – формирование системы управления, установление её принципов

· Координация – согласование совместной деятельности

· Распорядительство

· Регулирование

· Контроль

· Учёт – фиксация информации

 

Методы государственного управления. Понятие и классификация.

Методы государственного управления способы, приемы воздействия субъекта управления на объект управления в рамках управленческих отношений, которые используются для достижения целей и задач управления, реализации функций управления.

Классификация:
- Прямые (административные)
- Косвенные

Универсальные: убеждение, поощрение, принуждение.

Косвенные: социально-психологические – направленные на формирование должного морально-психологического климата в коллективе.

 

Содержание административных и организационных методов государственного управления.

Административные методы базируются на силе государственной власти.
Функциями административных методов:
-обеспечение стабильности юридической обстановки для деловой жизни;
-защита конкурентной среды;
- гарантирование правособственности и свободы принятия экономических решений.

Мера запрета, мера разрешения, мера принуждения.

Организационные методы управления – способы воздействия на организационные отношения для достижения конкретных целей. В выявлении наиболее действенного для определённых условий типа организационного воздействия на коллектив, обеспечивающего эффективное и качественное выполнение работ, находят своё появление организационные методы управления. Всю их совокупность можно классифицировать по трём группам методов: организационно-стабилизирующего, распорядительного и дисциплинарного воздействия.

Особенности административных методов:

1) осуществляют прямое воздействие субъекта на объект управления;

2) носят императивный, директивный характер;

3) однозначность (конкретность) указаний;

4) широкое применение административных актов;

5) реализуются в режиме контрольно-надзорной деятельности;

6) обязательность наступления негативных последствий в случае оказания объектом противодействия;

7) результат воздействия наступает оперативно (быстро), но может и не наступить;

8) результат может исчезнуть в случае прекращения управленческого (принудительного) воздействия.

Содержание экономических методов гос.упр.

Экономические методы – вид методов государственного управления, оказание воздействия на основании использования экономических отношений потребностей и интересов.

Виды экономических методов:

1) прибыль – результат хозрасчетной деятельности хозяйствующего субъекта, часть стоимости прибавочного продукта за вычетом расходов на производство, в том числе заработную плату;

2) кредит – передача денег или вещей, обладающих определенными родовыми признаками, на условиях возврата либо отсрочки платежа, как правило, с уплатой процента;

3) лицензия – разрешение (право) на осуществление лицензированного вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выданное лицензирующим органом юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю;

4) премия – стимулирование посредством награждения лица денежной суммой или ценным подарком;

5) налогообложение – деятельность государственных органов на основе законов по взиманию налогов и платежей в бюджет различного уровня;

6) квота – количественная мера осуществления определенной деятельности, например на вывоз энергоресурсов.

11. Содержание социальных и психологических методов управления.

Социально-психологические методы – методы государственного управления, направленные на формирование должного морально-психологического климата в коллективе.

Виды социально-психологических методов:

1) методы управления социально-массовыми процессами (формирование кадров, авторитета органа исполнительной власти и др.);

2) методы управления коллективными субъектами (формирование единого коллектива, повышение коллективной ответственности, взаимопонимания и др.);

3) методы управления поведением индивидуальных субъектов (формирование чувства ответственности, единения и др.).

Виды психологических методов:

1) гуманизация труда;

2) комплектование малых групп и коллективов на основе психологической совместимости работников;

3) методы психологического побуждения;

4) методы психологического отбора работников при приеме на службу.

 

Особенности подходов к науке социального управления на основе школ управления.

Школа научного управления. Основоположник: Ф. Тейлор
Поиск наиболее продуктивного использования человеческих и материальных ресурсов. Одностороннее влияние управленческой системы на работника и его подчинение управленцу. Получение материального вознаграждения за труд и заинтересованность в личной экономической выгоде.
Внедрение экономических методов работы; Профессиональный подбор и обучение кадров; Рациональная расстановка кадров; Сотрудничество администрации и работников.
Человеческий фактор практически оставался вне сферы внимания этой школы.

Школа классического администрирования. Основоположник: А.Файоль
Повышение эффективности больших групп людей и создание универсальных принципов управления. Разработка рациональной структуры организации. Построение на её основе рациональной системы управления персоналом – бюрократской модели.
Чёткое функциональное разделение труда; Передача команд и распоряжений сверху вниз; Единство распорядительства; Осуществление руководства ограниченным числом подчинённых.
Профессию под работников, а не наоборот.

Школа человеческих отношений. Основоположник: Э. Мэйо
В ответ на неспособность классической школы осознать человеческий фактор как основной элемент эффективной организации и управления. Невнимание к человеческому фактору отрицательным образом сказывалось на работе «рациональных организаций», которым не удавалось повышать эффективность, несмотря на наличие ресурсов. Положено начало использованию социологии и социологических исследований в управлении персоналом. Мотивами поступков людей являются в основном не экономические факторы, как считали сторонники научной школы управления, а разнообразные потребности, которые с помощью денег могут быть удовлетворены лишь частично.
Человек – социально животное, которое может быть свободно и счастливо лишь в группе; Нельзя решать проблемы организационной деятельности, руководства подчинёнными с позиции силы.
Сосредоточила свое внимание на человеческом факторе при достижении эффективности организации. Не получила решения в полной мере.

Школа поведенческих наук. Основоположник: Маслоу
Наиболее сильными стимулами эффективности труда считают не «заработную плату», а интерес к работе и вовлечённость в трудовой процесс. Не человека следует приспосабливать к работе, а работа должна отвечать индивидуальным способностям человека.
Использование приёмов управления межличностными отношениями для повышения степени удовлетворения работой и производительности труда; Применение науки о человеческом поведении для формирования организации таким образом, чтобы потенциал каждого работника мог быть использован полностью.

Школа количественных методов. Основоположник: Канторович
Математические методы и модели позволяют описывать различные бизнес-процессы и отношения между ними. Ключевой характеристикой является замена словестных рассуждений моделями, символами и количественными значениями.
Углубление понимания сложных управленческих проблем благодаря разработке и применению моделей; Использование информационных технологий в управлении; Разработка общей теории управления.
Влияние школы науки управления растёт, поскольку она рассматривается как дополнение к существующей концептуальной основе процесса, системного и ситуационного подходов.

 

3. Причины, вызвавшие возникновение государственного управления. Этапы становления государственного управления в России.

Причины:

1. Переход от присваивающей экономики к производящей.

2. Разделение труда: выделение скотоводства, отделение ремесла от земледелия, появление особого класса людей – купцов;

3. Появление избыточного продукта, которое повлекло за собой имущественное расслоение общества;

4. Появление частной собственности на орудия и продукты труда, что повлекло социально-классовое расслоение общества.

Этапы:

1. Древняя Русь. Середина 9 – середина 15.
Этот период отмечен утверждением основных начал государственности на Руси, слиянием северного и южного центров, возрастанием военно-политического и международного влияния государства, наступлением закономерного для раннефеодальных монархий этапа его раздробления и утраты централизованного управления.

2. Московское государство. Середина 15 – конец 17.
В эту эпоху произошло окончательное освобождение русских земель от вассальной зависимости Золотой Орды, завершился процесс «собрания земель» вокруг Москвы, произошло оформление основных государственно-политических социально-экономических и культурных начал Российского самодержавия. На протяжении 17 в. в стране формируется основные институты российского абсолютизма, создания предпосылки для превращения в Российскую Империю.

3. Российская Империя. Конец 17 – начало 20.
За это время произошли становление, расцвет, крушение Российской самодержавной монархии. Эпоха Петра 1 явилась переломным периодом в истории РФ. Его реформы охватили все сферы государственной и общественной жизни. Они были направлены на максимальную централизацию в управлении государством при его решающем влиянии на жизнь всех слоёв общества и жестокой регламентации всех её сторон

4. Советское государство. Февраль 1917 – конец 1991.

Связано с оформлением основ советской государственности в эпоху революционного преобразования в Российскую республику. Этот этап вобрал в себя кризис центральной государственной власти и разложение этнополитического единства страны, утрату временным правительством демократической перспективы государственного развития и дальнейшую радикализацию революционного движения в стране.

5. Российская Федерация. Декабрь 1991 – наст.время.

За прошедшее время в стране произошли принципиальные перемены. Была принята Конституция РФ(1993), депутатов государственной думы, губернаторов, мэров, органы местного самоуправления.

 

 

4. Предмет и содержание общей теории государственного и муниципального управления.

Предметная область теории ГМУ слагается из совокупности политико-правовых и социальных явлений и процессов, характеризующих сферу взаимодействия государства, и общества как субъекта и объекта управления.

Функции:
- организация;

- координация;

- учёт/контроль;

- мотивация;

- регулирование;

Методы:

- административные;

- социальные;

- психологические;

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-17; просмотров: 470; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.42.196 (0.023 с.)