Исследование свойств внимания 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Исследование свойств внимания



Корректурные пробы относятся к числу наиболее известных и широко применяемых в психологии методов оценки внимания. Благодаря надежности в отражении особенностей внимания, возможности сделать количественную оценку уровня его развития, простоте предъявления инструкции (можно использовать показ) данная методика с успехом применяется при обследовании детей и подростков с нарушениями слуха.

Обследование проводится с помощью специальных бланков с рядами расположенных в случайном порядке элементов. При изучении людей с нарушениями слуха применяются четыре варианта корректурных проб: фигурная (рис. 3), буквенная (рис. 4), цифровая (рис. 5) и проба по Ландольту (рис. 6). При обследовании детей с нарушениями слуха младшего школьного возраста используют фигурную пробу и пробу по Ландольту, в старшем школьном возрасте — цифровую и буквенную. Обследование проводится индивидуально.

Для исследования устойчивости внимания экспериментатор предлагает школьнику определенным образом зачеркивать в бланке корректурной пробы какой-либо элемент. Работа начинается по сигналу экспериментатора, длится 5 мин.

Фамилия, имя_______________________________________________________

Дата___________________________________________________________

Кол-во просмотр, строк Кол-во пропусков Кол-во ошибок
     

Рис.3

Фамилия_______________________Имя__________________________________

Класс_______________________Дата_____________________________________

НКЕЛЫСНЛСАКЕКХЕВСКХДРКМБЭГКЗРУЦ

БХЕИСТЛВКЛШЮЮГКПУВГЛДТСЯКШВЫЛЯБЖ

СНАУХСРКЛМВЗГЛПОАЫФЭХЬМВКЛНМЧКЛ

РТКСВХЕИВЛКТЧКЛХДБВНКАСВИДЗГВКЛТ

КТВЕСНАИСЕКНУХНАСНИВПЕИТХДБЮЖЪЛЩ

ПОШЛОГРИНПАЕКСВЦФПКМИНОРТЛЗЮХТЭ

РНМУНГШЗДЛХОБРМПСКВФАУМСНКТИЛДЗХ

БТХУЗНАЛИДИМРАНКВОДШБТСВФХБЭКЛАИС

ШОВХКОЛБНОВСПЛОЙШРАЛГОСТДИБКПВСБ

ГЛКПРПИКОВЛТМНУДХБСРЛГДКУФСТМЛНОЛ

КСВХЕМВАИМСКАЛДТГТЕВДХДБИТХГКУКЛМ

НКЕЛЫСНАЛСАКЕКХЕВСКИХДРКМБЭГКЗРУЦ

ВХЕИСТЛВКЛЩЮГКПУВГЛДТСЯКШВЫЛЯБЖ

СНАУХСРКЛМВЗГЛПОАЫФЭХЬМВКЛНМЧКЛ

РТКСВХЕИВЛКТЧКЛХДБРНКАСВИДЗГВКЛТ

КШВЕСНАИСЕКНУХНАСНИВПЕИТХДБЮЖЪЛЩ

ГОШЛОГРИНПМАЕКСВЦФПКМИНОРТЛЗЮХТЭ

РНМУНГШЗДЛХОБРМПСКВФАУМСНКТИЛДЗХ

ВТХУЗНАЛИДИМРАНКВОДШБТСВФХБЭКЛАИС

ШОВХКОЛБНОВСПЛОЙШРАЛГОСТДИБКПВСБ

ГЛКПРПИКОВЛТМНУДХБСРЛГДКУФСТМЛНОЛ

КСБХЕМВАИМСКАЛДТГТЕВДХДБИТХГКУКЛМ

НКЕЛЫСНАЛСАКЕКХЕВСКИХДРКМБЭГКЗРУЦ

ВХЕИСТЛВКЛЩЮГКПУВГЛДТСЯКШВЫЛЯБЖ

СНАУХСРКЛМВЗГЛПОАЫФЭХЬМВКЛНМЧКЛ

РТКСВХЕИВЛКТЧКЛХДБРНКАСВИДЗГВКЛТ

КШВЕСНАИСЕКНУХНАСНИВПЕИТХДБЮЖЪЛЩ

ГОШЛОГРИНПМАЕКСВЦФПКМИНОРТЛЗЮХТЭ

РНМУНГШЗДЛХОБРМПСКВФАУМСНКТИЛДЗХ

БТХУЗНАЛИДИМРАНКВОДШБТСВФХБЭКЛАИС

ШОВХКОЛБНОВСПЛОЙШРАЛГОСТДИБКПВСБ

ГЛКПРПИКОВЛТМНУДХБСРЛГДКУФСТМЛНОЛ

КСВХЕМВАИМСКАЛДТГТЕВДХДБИТХГКУКЛМ

Рис.4

Фамилия_______________________Имя__________________________________

Класс_____Дата______________________________________________________

В результате получают следующие данные: количество просмотренных элементов (букв, цифр, колец, фигур), количество пропущенных элементов, количество неправильно зачеркнутых элементов. Результаты характеризуют производительность и степень точности работы школьника.

Для количественной оценки устойчивости внимания подсчитываются следующие показатели:

§ показатель точности А = (n – n1,)/n, где n — число зачеркнутых элементов, n1 — число ошибок;

§ показатель темпа работы Т = N/t, где N — число просмотренных знаков, t — время в минутах;

§ коэффициент продуктивности работы К = А*Т.

Коэффициент продуктивности является количественным показателем концентрации внимания.

Кроме того, при анализе результатов исследования внимания у школьников с нарушениями слуха целесообразно составлять графики динамики продуктивности работы и изменения количества ошибок. Для детей с нарушениями слуха характерна замедленная врабатываемость, быстрая утомляемость (особенно при работе с буквенной пробой), что приводит к увеличению количества ошибок. Данные графики могут быть полезны как для оценки степени замедления врабатываемости, так и для оценки результатов проведенной коррекционной работы.

Используя корректурные пробы, можно оценить распределение внимания. В этом случае испытуемый, просматривая корректурную таблицу, должен разными способами зачеркивать или подчеркивать два или три элемента, например: К, А.

При обработке результатов нужно определить продуктивность работы по минутам и в целом за серию, т.е. подсчитать количество просмотренных букв, количество зачеркнутых букв и количество ошибок. Ошибкой считается пропуск тех букв, которые должны быть зачеркнуты, а также неправильное зачеркивание.

На основании полученных количественных данных можно построить графики динамики продуктивности работы по минутам для каждой серии.

Сопоставление количества ошибок в каждой серии с количеством просмотренных элементов свидетельствует об уровне распределения внимания у испытуемого. Оно позволяет также сделать заключение о характере динамики его работы в каждой серии опыта и определить, наблюдалось ли утомление испытуемого при выполнении задания.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-17; просмотров: 164; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.121.242 (0.005 с.)