Методика оценки карьерных ориентаций Э. Шейна 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методика оценки карьерных ориентаций Э. Шейна



 

1. Слово «карьера» (франц. carriere) означает успешное продвиже­ние в области общественной, служебной, научной и прочей деятель­ности, род занятий, профессию.

Может ли человек построить свою жизнь согласно плану, замыс­лу? Может ли он сам ее строить или жизнь все делает за него? Каково влияние «старта» жизни на «финиш»? Каковы критерии удавшейся жизни? Это вопросы, в которых смыкаются личные и общественные интересы. А критериями удавшейся карьеры являются удовлетворен­ность жизненной ситуацией (субъективный критерий) и социальный успех (объективный критерий). То есть объективная, внешняя сторона карьеры - это последовательность занимаемых индивидом профес­сиональных позиций, а субъективная, внутренняя сторона - это то, как человек воспринимает свою карьеру, каков его образ профессио­нальной жизни и собственной роли в ней.

В последние годы стал исчезать негативный оттенок понятия «ка­рьера». Сейчас человек, «делающий карьеру», рассматривается, ско­рее, как имеющий ориентацию на реализацию личностного и про­фессионального потенциала. Карьера - это один из показателей ин­дивидуальной профессиональной жизни человека, достижение жела­емого статуса и соответствующего ему уровня и качества жизни, а также достижение известности и славы. Успешно построенная карье­ра позволяет человеку добиться признания своей неповторимости, значимости для других людей, для общества в целом.

У каждого человека имеются личностная концепция, таланты, побуждения, мотивы и ценности, которыми он не может поступиться, осуществляя выбор карьеры. Жизненный опыт формирует у каждого человека определенную систему ценностных ориентации, социальных установок по отношению к карьере в частности, и к работе вообще. Поэтому в профессиональном плане субъект рассматривается и опи­сывается через систему его диспозиций (здесь, на наш взгляд, очень продуктивна диспозиционная теория В. А. Ядова), ценностных ори­ентации, социальных установок, интересов и тому подобных соци­ально обусловленных побуждений к деятельности. Этим понятиям в американской психологии соответствует понятие карьерных ориен­тации. Это есть некоторый смысл, который человек хочет реализо­вать при выборе и осуществлении своей карьеры, это индивидуаль­ные сочетание и последовательность аттиьтюдов, связанных с опы­том и активностью в сфере работы на протяжении всей жизни. Поня­тие карьерных ориентации мы относим к диспозициям высшего уровня (по Ядову), которые являются устойчивым образованием и определя­ют профессиональный жизненный путь человека.

К сожалению, в нашей стране практически нет работ непосред­ственно по социально-психологическим аспектам карьеры. Поэтому обратимся к зарубежным исследованиям на эту тему.

Понятие успешной карьеры связывается прежде всего с успеш­ным профессиональным самоопределением. Одной из популярных в психологии является теория профессионального самоопределения Д. Сьюпера. В ней девять основных положений. Одно из них гласит: удовлетворенность работой (а во многом и жизнью в целом) зависит от того, в кдкой мере человек находит адекватные возможности для реализации своих способностей, интересов и свойств личности в про­фессиональной ситуации, что в значительной степени определяется возможностью играть ту роль, которая считалась подходящей на ста­дии профессионального развития. В теории Сьюпера утверждается, что важнейшей детерминантой профессионального пути человека является его представление о своей личности - так называемая «про­фессиональная Я-концепция», которую каждый человек в жизни воп­лощает в серию карьерных решений. Профессиональные предпочте­ния и тип карьеры - это попытка ответить на вопрос: «Кто я?». Из­бранная профессия и карьерные достижения оказывают сильное вли­яние на нашу общую «Я-концепцию» и самооценку. При этом очень часто человек реализует свои карьерные ориентации неосознанно.

Д. Сьюпер выделил четыре типа карьеры, которые зависят от осо­бенностей личности, образа жизни, отношений и ценностей челове­ка. Основанием этой классификации является цоказатель стабильно­сти карьеры.

1.Стабильная карьера - характеризуется продвижением, обучением, тренировкой в единственно постоянной профессиональной деятельности.

2.Обычная карьера - наиболее распространенная – совпадает с нормативными стадиями жизненного пути человека, включая кризисы.

3.Нестабильная карьера -характеризуется двумя или несколькими пробами, причем смена профессиональной деятельности происходит после определенного периода стабильной работы в предыдущей профессиональной сфере.

4.Карьера с множественными пробами - изменение профессиональных ориентации происходит в течение всей жизни.

При характеристике типа карьеры принимается во внимание как последовательность, частота и длительность избираемой профессио­нальной деятельности, так и достигнутый уровень профессиональ­ного мастерства. Большое индивидуальное своеобразие внутри ти­пов профессиональных карьер, которое мы наблюдаем в жизни, во многом определяется личностными особенностями

Чаще всего при изучении успешной карьеры объектом исследо вания становятся руководители. Американские исследователи выделяют три уровня карьеры среди руководителей.

I. Низовое звено управления (технический уровень).

Это уровень управленцев, находящихся непосредственно над ра бочими и исполнителями, например мастер, сержант, медицине» сестра, заведующий отделом и т. д., т. е. люди, отвечающие за ресурсы, сырье, оборудование. Их работа напряженная и разнообразна. Половина рабочего времени руководителей такого ранга проходит в общении, причем более всего с рабочими или непосредственными исполнителями, немного с мастерами и менее всего со своим начальством.

II. Среднее звено управления (управленческий уровень).

В последнее время именно это звено управления существенно возросло по численности и значимости. Большое количество руководителей среднего звена является одним из признаков современной организации. К ним относятся заведующие отделениями, начальники цехов, деканы, офицеры от лейтенанта до полковника и т. д. Предста вители этого управленческого звена вносят существенный вклад в общение проблем организации, но характер их работы более определяется характером работы руководимого ими подразделения, чем организации в целом. Среднее звено управления является как бы буфером между низовым и высшим звеньями управления. Представители сред него звена управления почти 90% времени проводят во взаимодействии с людьми.

III. Высшее звено управления (институциональный уровень).
Это самый малочисленный слой управленцев - президент и в» президент корпорации, генерал, министр, ректор. Именно представители высшего звена управления отвечают за принятие важнейших| решений. Их работа чрезвычайно напряженна, существует огромный риск неудачи, и как результат - личное одиночество. Рабочая неделя управленцев такого ранга составляет 60-80 часов, почти 70% времени уходит на заседания и встречи и около 20% - на работу с бумагами.

Каковы же основные мотивы руководителей в построении своей карьеры? Д. Мак-Клеланд выделил три основных мотива в выборе личной карьеры

Прежде всего - это стремление к власти. Те, кто стремится к вла­сти, энергичны, откровенны в выражении своих мыслей и чувств, не боятся конфронтации и отстаивают свои позиции. Они требуют к себе внимания, стремятся к лидерству. Люди, достигшие высшего уровня управления, часто имеют такую ориентацию.

Второй основной мотив в построении карьеры - это стремление к успеху. Чаще всего такой мотив удовлетворяется непровозглашением успеха, а процессом доведения работы до успешного завершения, определенного ее окончания. В построении своей карьеры эти люди рискуют умеренно.

Третий основной мотив - это мотив причастности. Он формиру­ется под влиянием желания быть включенным в определенное соци­альное и профессиональное окружение, потребности в общении, по­мощи другим, общественной работе.

Американская исследовательница С. Доннелл, опросив две с по­ловиной тысячи руководителей, выявила несколько основных причин неудач в карьере руководителей:

- желание получать более высокое жалованье, иметь личный комфорт, а не заботиться о результативности руководимых подразделений;

- чрезмерное волнение по поводу символов положения (дом, квартира, кабинеты, машины);

- волнение по поводу собственной персоны;

- склонность присваивать себе всевозможные лавры;

- склонность к самоизоляции и, как следствие, постепенная потеря связи с окружающими;

-желание скрыть свои мысли, чувства, прежде всего свой гнев и страх.

Индивидуальными, личностными факторами, препятствующими Достижению карьерного успеха, являются недостаток личностного потенциала (отсутствие необходимых качеств, низкая мотивация, экстернальный локус контроля, нерешительность, тревожность, эмо­циональная нестабильность, неконструктивные установки относитель­но достижений: боязнь успеха, боязнь неудачи, нереалистичность це­лей, избегание риска, перфекционизм, преобладание в структуре лич­ности направленности на себя, а не на дело).

Исследователи обращают внимание на две группы факторов, определяющих формирование карьеры. Во-первых, факторы, свя­занные непосредственно с человеком. Это способности и интересы человека, мотивация, принятие решения о смене ролей и статуса, особенности специализации и т. д. Во-вторых, факторы, связанные с взаимодействием личности окружающих людей и организации. Это влияние других людей на профессиональную карьеру! человека (например, материальные возможности родительской семьи при получении образования, планирование собственной семьи и сочетание интересов семьи и организации, достижение организационного «плато» карьеры, потребность организации в специалистах данного профиля и т. д.).

Обобщая данные отечественных и зарубежных исследований, в качестве инварианта профессионализма, определяющего карьерный успех, можно выделить следующее (М. В. Сафонова, 1999):

- образованность;

- системность и аналитичность мышления, умение прогнозировать развитие ситуации, предвидеть результат решений, умение мыслить масштабно и реалистически одновременно;

- коммуникативные умения, навыки эффективного межличностного взаимодействия, проницательность, умение оказывать психологическое воздействие и влияние на других людей;

- высокий уровень саморегуляции: умение управлять своим состоянием, развитость самоконтроля, стрессоустойчивость;

- деловая направленность: активность, настойчивость и целеустремленность, направленность на принятие решений, умение решать нестандартные проблемы и задачи, стремление к постоянному повышению профессионализма;

- ясная «Я-концепция», реалистическое восприятие своих способностей и возможностей, высокое (адекватное) самоуважение.

2. Большую значимость имеет понятие стадий карьеры. Они опре­деляются как периоды, отмеченные различными задачами развития и карьерными интересами. Возникновение и смена этих периодов свя­заны с понятием «плато» карьеры, которое может быть двух видов: организационное - личность имеет потенциал, но достижение более высоких позиций в организации невозможно в силу объективных при­чин, личностное - отражает нехватку потенциала или желания рабо­тать на более высоком уровне.

Интересный подход к проблеме стадий карьеры встречается в работах С. Н. Паркинсона. Предложенная им шкала начинается с чис­лового обозначения возраста (Г), в котором конкретное лицо вступа­ет на свой профессиональный путь после обучения. Каждая последу­ющая «пора» определяется значением предыдущей с добавлением со­ответствующего числового коэффициента:

1)пора готовности (Г);

2)пора благоразумия (Б) = Г + 3;

3)пора выдвижения (В) = Б + 7;

4)пора ответственности (О) = В + 5;

5)пора авторитета (А) = 0 + 3;

6)пора достижений (Д) = А + 7;

7)пора наград (Н) = Д + 9;

8)пора важности (ВВ) = Н + 6;

9)пора мудрости (М) = ВВ + 3;

10) пора тупика (Т) = М + 7.

Так, примерно с 21 года (пора готовности) до 24 лет человек находится в поре благоразумия, с 24 лет до 31 года вступает в пору выдвй жения, далее до 36 лет - пора ответственности, затем приходит автор» тет, к 39 годам наступает пора достижений и т. д. Последовательное стадий карьеры определяется наличием или отсутствием в ней пла Паркинсон полагает, что «зажимаемый», не продвигаемый по службе работник вместо указанных фаз 6-10 проходит иные фазы, а имение

6)пору краха (К) = А + 7;

7)пору зависти (3) = К + 9;

8)пору смирения (С) = 3 + 4.

Таким образом, организационное плато может переходить в лич ностное, поскольку «зажимаемый» сотрудник уже смирился («отза видовал свое с жалкой участью»). Но существуют способы, с поме щью которых можно дать толчок развитию работника, находящегося на плато. Это могут быть, во-первых, спонсорство, рекомендации ] во-вторых, психологическое консультирование.

Как правило, выделяют два критерия успешной карьеры: объективный и субъективный. Объективный процесс карьерного роста можно оценить по двум базовым параметрам: движение внутри организаций и движение внутри профессии. Чаще всего в качестве основного параметра объективного успеха рассматривают продвижение по слу­жебной лестнице.

Критерием личностной, субъективной успешности может быть собственное мнение человека о том, достиг ли он того успеха, к которому! стремился. Важным субъективным моментом является зависимость! успеха от референтной группы, к которой человек себя относит (она| как бы служит критерием успеха). В то же время субъективная оценка! успеха связана и с внешними параметрами - тем, что для окружающих^ является символами успеха (заработная плата, престиж, признание).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-17; просмотров: 231; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.15.63.145 (0.015 с.)