Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
ТЕМА 1. Предмет и объект психологии управленияСтр 1 из 7Следующая ⇒
ПСИХОЛОГИЯ УПРАВЛЕНИЯ КУРС ЛЕКЦИЙ ТЕМА 1. Предмет и объект психологии управления Понятие о психологии управления ТЕМА 2. Руководство и лидерство как социальные феномены Соотношение понятий «управление», «руководство», «лидерство» Основные теории лидерства ТЕМА 3. Мотивация как фактор управления личностью Трудовая мотивация — социальная основа управления Теории мотивации Основные факторы трудовой мотивации ТЕМА 4. Психология управления в условиях конфликтной деятельности Конфликт как социальное явление Особенности управленческого воздействия на конфликты ТЕМА 5. Психологическое обеспечение внедрения инноваций 1 Психологическое содержание понятия «инновация» Социально-психологические факторы успешного внедрения инноваций ТЕМА 6. Психологические аспекты индивидуальной карьеры 1 Социально-психологическое содержание понятия «карьера» Основные стадии и этапы индивидуальной карьеры ТЕМА 7. Социально-психологический климат Сущность социально-психологического климата УПРАВЛЕНЧЕСКОЕ ОБЩЕНИЕ Сущность понятия «общение» Социальная психология исследует закономерности человеческого поведения и деятельности, обусловленные фактом включения людей в реальные социальные группы. И первый эмпирический факт, с которым имеет дело социальная психология, — это факт общения и. взаимодействия людей. Содержание понятия «общение» раскрывается в двух взаимосвязанных аспектах, — это как две стороны одной медали: - как процесс, не направленный на изменение психологического состояния партнера; — как процесс, направленный на изменение психологического состояния партнера. В первом случае общение— это сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности. Он включает в себя обмен информацией/ выработку единой стратегии взаимодрия, восприятие и понимание партнера. Во втором случае общение — это осуществляемое знаковыми средствами взаимодействие субъектов, вызванное потребностями совместной деятельности и направленное на значимое изменение в состоянии, поведении и личностно-смысловых образованиях партнера.
В самом общем виде общение выступает как форма и способ существования социума. Социальный смысл общения — передача форм культурыи социального опыта. Специфика общения состоит в том, что в его процессе субъективный мир одного человека раскрывается для другого. В общении человек самоопределяется и самопредъявляется в многообразии своих Общение рассматривается как форма деятельности, осуществляемая между людьми и приводящая или не приводящая к возникновению психического контакта. Психический контакт обеспечивает в общении взаимный обмен эмоциями и характеризует общение как двустороннюю деятельность, взаимную связь людей. Общение — сложный и многогранный процесс, выступающий как: — взаимодействие людей; ~ вид самостоятельной человеческой деятельности; — атрибут других видов человеческой деятельности; — информационный процесс; — отношение лкйей друг к другу; — взаимовлияние людей; — взаимное переживание; — взаимное понимание. Общение выступает как социальный и личностно-ориентированный процесс, в котором реализуются не только личностные отношения, но и установки на социальные нормы. Вместе с тем, общение — это и социальный процесс, через который общество влияет на индивида. Справедливо рассматривать общение и как условие любой деятельности человека. Выступая важнейшей социальной потребностью, без реализации · — к кооперации, сотрудничеству и интеграции; · — к конкуренции, борьбе и дифференциации.
Общение характеризуется прежде всего содержанием, которое может быть различным: — передача информации или обмен ею; — восприятие друг друга; — взаимооценка партнеров. Общение —процесс полифункциональный. Существуют разные подходы к выделению его функций. Представляется, что интегрировать их оказывается возможным, если исходить из критерия целеполагания. В таком случае можно выделить следующие функции общения.
Контактная функция — установление контакта как состояния обоюдной готовности к приему и передаче сообщения и к поддержанию взаимосвязи в виде постоянной взаимной ориентированности. Информационная функция — обмен сообщениями, прием и передача сведений в ответ на запрос, обмен мнениями, замыслами, решениями и пр. Побудительная функция — стимуляция активности партнера для выполнения определенных действий. Координационная функция — взаимное ориентирование и согласование действий при организации совместной деятельности. Функция понимания — адекватное взаимное восприятие и понимание смысла сообщений, а также намерений, установок, переживаний, психических состояний и пр. Эмотивная функция — возбуждение в партнере необходимых эмоциональных переживаний, а также изменение с его помощью своих переживаний и состояний. Функция установления отношений — осознание и фиксация своего места в системе ролевых, статусных, деловых и прочих связей социума, в котором действует индивид. Функция управления — изменение состояния, моделей поведения партнера, в том числе его намерений, установок, мнений, решений, представлений, потребностей, действий и пр.
Близкая к приведенной выше классификация выделяет некоторые другие функции. Инструментальная функция — общение как социальный механизм передачи информации и управления определенными действиями в связи с информацией. Синдикативная функция — средство объединения людей. Функция самовыражения — средство раскрытия своей психологической сущности. Трансляционная функция — передача конкретных способов деятельности, оценок и т.п. Экспрессивная функция — взаимопонимание переживаний и эмоциональных состояний. Функция социального контроля — регламентация поведения и деятельности.. Функция социализации — формирование навыков взаимодействия в обществе в соответствии с принятыми нормами и правилами. Общение характеризуется также своими внешней и внутренней сторонами, стилем и средствами взаимодействия. Внешняя сторона общения выражается: — коммуникативной активностью; — интенсивностью действий; — инициативностью; — мастерством и др. Внутренняя сторона общения отражает: — субъективное восприятие взаимодействия; — реакции на реальный или ожидаемый контакт, мотивы и цели, с которыми субъект вступает в общение, и т.п. Стиль и манеры общения отражают индивидуально-типологические особенности взаимодействия людей. Стили можно охарактеризовать как: — творчески-продуктивный; — дружеский; — подавляющий; — дистанционный: интимный, личный, социальный, публичный; — популистский; — заигрывающий; — требовательный; — деловой; — позиционный; — спокойный; — властный; — вкрадчивый; — взволнованный; — сдержанный; — беспокойный; — неуверенный; — скованный и др. Стиль и манеры общения непосредственно влияют на эмоциональную атмосферу взаимодействия и выбор его средств. Средства общения делятся на пять основных групп: — лингвистические: речевые; — визуально-кинестетические: взгляд, жесты, мимика, пантомимика; — паралингвистические: качественные характеристики голоса, интонации и т.п.;
— экспресс-лингвистические: паузы, смех, плач, темп речи; — пространственно-временные: дистанция, время, место, ситуация и т.п.
ПСИХОЛОГИЯ УПРАВЛЕНИЯ КУРС ЛЕКЦИЙ ТЕМА 1. Предмет и объект психологии управления
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-17; просмотров: 91; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.201.19.151 (0.022 с.) |