ТЕМА 1. Предмет и объект психологии управления 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

ТЕМА 1. Предмет и объект психологии управления



ПСИХОЛОГИЯ УПРАВЛЕНИЯ

КУРС ЛЕКЦИЙ


ТЕМА 1. Предмет и объект психологии управления

Понятие о психологии управления

ТЕМА 2. Руководство и лидерство как социальные феномены

Соотношение понятий «управление», «руководство», «лидерство»

Основные теории лидерства

ТЕМА 3. Мотивация как фактор управления личностью

Трудовая мотивация — социальная основа управления

Теории мотивации

Основные факторы трудовой мотивации

ТЕМА 4. Психология управления в условиях конфликтной деятельности

Конфликт как социальное явление

Особенности управленческого воздействия на конфликты

ТЕМА 5. Психологическое обеспечение внедрения инноваций

1 Психологическое содержание понятия «инновация»

Социально-психологические факторы успешного внедрения инноваций

ТЕМА 6. Психологические аспекты индивидуальной карьеры

1 Социально-психологическое содержание понятия «карьера»

Основные стадии и этапы индивидуальной карьеры

ТЕМА 7. Социально-психологический климат

Сущность социально-психологического климата

УПРАВЛЕНЧЕСКОЕ ОБЩЕНИЕ

Сущность понятия «общение»

Социальная психология исследует закономерности человеческого поведения и деятельности, обусловленные фактом включения людей в реальные социальные группы. И первый эмпирический факт, с которым имеет дело социальная психология, — это факт общения и. взаимодействия людей.

Содержание понятия «общение» раскрывается в двух взаимосвязанных аспектах, — это как две стороны одной медали:

- как процесс, не направленный на изменение психологического состояния партнера;

— как процесс, направленный на изменение психологического состояния партнера.

В первом случае общение— это сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности. Он включает в себя обмен информацией/ выработку единой стратегии взаимодрия, восприятие и понимание партнера.

Во втором случае общение — это осуществляемое знаковыми средствами взаимодействие субъектов, вызванное потребностями совместной деятельности и направленное на значимое изменение в состоянии, поведении и личностно-смысловых образованиях партнера.

В самом общем виде общение выступает как форма и способ существования социума. Социальный смысл общения — передача форм культурыи социального опыта.

Специфика общения состоит в том, что в его процессе субъективный мир одного человека раскрывается для другого. В общении человек самоопределяется и самопредъявляется в многообразии своих
индивидуальных психологических особенностей.

Общение рассматривается как форма деятельности, осуществляемая между людьми и приводящая или не приводящая к возникновению психического контакта. Психический контакт обеспечивает в общении взаимный обмен эмоциями и характеризует общение как двустороннюю деятельность, взаимную связь людей.

Общение — сложный и многогранный процесс, выступающий как:

— взаимодействие людей;

~ вид самостоятельной человеческой деятельности;

— атрибут других видов человеческой деятельности;

— информационный процесс;

— отношение лкйей друг к другу;

— взаимовлияние людей;

— взаимное переживание;

— взаимное понимание.

Общение выступает как социальный и личностно-ориентированный процесс, в котором реализуются не только личностные отношения, но и установки на социальные нормы. Вместе с тем, общение — это и социальный процесс, через который общество влияет на индивида. Справедливо рассматривать общение и как условие любой деятельности человека. Выступая важнейшей социальной потребностью, без реализации
которой замедляется, а иногда и прекращается формирование личности, общение как диалектический процесс представляет собой единство двух противоположных тенденций:

· — к кооперации, сотрудничеству и интеграции;

· — к конкуренции, борьбе и дифференциации.

 

Общение характеризуется прежде всего содержанием, которое может быть различным:

— передача информации или обмен ею;

— восприятие друг друга;

— взаимооценка партнеров.

Общение —процесс полифункциональный. Существуют разные подходы к выделению его функций. Представляется, что интегрировать их оказывается возможным, если исходить из критерия целеполагания. В таком случае можно выделить следующие функции общения.

Контактная функция — установление контакта как состояния обоюдной готовности к приему и передаче сообщения и к поддержанию взаимосвязи в виде постоянной взаимной ориентированности.

Информационная функция — обмен сообщениями, прием и передача сведений в ответ на запрос, обмен мнениями, замыслами, решениями и пр.

Побудительная функция — стимуляция активности партнера для выполнения определенных действий.

Координационная функция — взаимное ориентирование и согласование действий при организации совместной деятельности.

Функция понимания — адекватное взаимное восприятие и понимание смысла сообщений, а также намерений, установок, переживаний, психических состояний и пр.

Эмотивная функция — возбуждение в партнере необходимых эмоциональных переживаний, а также изменение с его помощью своих переживаний и состояний.

Функция установления отношений — осознание и фиксация своего места в системе ролевых, статусных, деловых и прочих связей социума, в котором действует индивид.

Функция управления — изменение состояния, моделей поведения партнера, в том числе его намерений, установок, мнений, решений, представлений, потребностей, действий и пр.

 

Близкая к приведенной выше классификация выделяет некоторые другие функции.

Инструментальная функция — общение как социальный механизм передачи информации и управления определенными действиями в связи с информацией.

Синдикативная функция — средство объединения людей.

Функция самовыражения — средство раскрытия своей психологической сущности.

Трансляционная функция — передача конкретных способов деятельности, оценок и т.п.

Экспрессивная функция — взаимопонимание переживаний и эмоциональных состояний.

Функция социального контроля — регламентация поведения и деятельности..

Функция социализации — формирование навыков взаимодействия в обществе в соответствии с принятыми нормами и правилами.

Общение характеризуется также своими внешней и внутренней сторонами, стилем и средствами взаимодействия. Внешняя сторона общения выражается:

— коммуникативной активностью;

— интенсивностью действий;

— инициативностью;

— мастерством и др.

Внутренняя сторона общения отражает:

— субъективное восприятие взаимодействия;

— реакции на реальный или ожидаемый контакт, мотивы и цели, с которыми субъект вступает в общение, и т.п.

Стиль и манеры общения отражают индивидуально-типологические особенности взаимодействия людей. Стили можно охарактеризовать как:

— творчески-продуктивный;

— дружеский;

— подавляющий;

— дистанционный: интимный, личный, социальный, публичный;

— популистский;

— заигрывающий;

— требовательный;

— деловой;

— позиционный;

— спокойный;

— властный;

— вкрадчивый;

— взволнованный;

— сдержанный;

— беспокойный;

— неуверенный;

— скованный и др.

Стиль и манеры общения непосредственно влияют на эмоциональную атмосферу взаимодействия и выбор его средств. Средства общения делятся на пять основных групп:

— лингвистические: речевые;

— визуально-кинестетические: взгляд, жесты, мимика, пантомимика;

— паралингвистические: качественные характеристики голоса, интонации и т.п.;

— экспресс-лингвистические: паузы, смех, плач, темп речи;

— пространственно-временные: дистанция, время, место, ситуация и т.п.

 

ПСИХОЛОГИЯ УПРАВЛЕНИЯ

КУРС ЛЕКЦИЙ


ТЕМА 1. Предмет и объект психологии управления



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-17; просмотров: 91; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.201.19.151 (0.022 с.)