Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Дидактика: основные дидактические категории. Цели, закономерности и задачи обучения.Стр 1 из 9Следующая ⇒
Методы и средства обучения. Метод (от греческого методос – путь исследования) способ достижения какой-либо цели. Метод обучения – способы организации учебно-познаваельной. деятельности ученика, с заранее определенными задачами, уровнем познавательной активности, учебными действиями и ожидаемыми результатами по достижению дидактических целей. Основные классификации: 1. Голант. По уровню активности учащихся: а) пассивные методы: ученики только слушают и смотрят: рассказ, лекция, объяснение, экскурсия, демонстрация. б) активные методы: самостоятельная работа учащихся – лаборная, работа с книгой, д/з. 2. Скаткин, Лернер. По уровню включения учащихся в продуктивной творческой деятельности: а) объяснительно-иллюстрированный метод, б) репродуктивный метод: формирование УН, воспроизводство информации по заранее определенному алгоритму, в) проблемное изложение материала: учитель показывает образец выполнения, ставит перед учащимися проблему, показывая путь решения и вскрывая противоречия, г) частично-поисовый (эвристический) метод: учитель делит проблему на подпроблемы, учащиеся осуществляют последовательные шаги решения, д) исследовательский метод: достаточный запас ЗУ, чтобы самостоятельно не только решить проблему, но и поставить ее. 3. Перовский. По источникам получения знаний: а) словесные методы (устный, печатное слово), б) наглядные методы, в) практические методы (формирование умений). 4. Данилов, Есипов. По дидактическим целям: а) методы приобретения новых знаний, б) методы формирования УН и применение знаний на практике, в) проверка и оценка ЗУН. 5. Бабанский. По стимулированию и мотивации учебно-познавательной деятельности: 1) методы организации учебно-познавательной деятельности: а) получение новых знаний: рассказ, объяснение, лекция, беседа, работа с книгой, организованное наблюдение, иллюстрация, демонстрация, б) выработка практических умений и накопление опыта учебной деятельности: упражнения, лабораторные работы, практические работы, в) повторение и закрепление изученного материала: беседа, повторение. 2) методы стимулирующие: а) методы эмоционального стимулирования: создание ситуации успеха, поощрение – порицание, использование игровых форм организации учебной деятельности, система преспетив, б) методы развития познавательного интереса: формирование готовности воспроизводства учебного материала; устраивание игрового приключеньческого сюжета; стимулирование занимательным содержанием; создание ситуации творческого поиска, в) методы формирования ответственности и обязательности: осознание важности успешного обучения; предъявление учебных требований; оперативный контроль. 3) методы организационного взаимодействия учащихся и накопление ими социального опыта: а) освоение элементарных норм ведения разговора, б) метод взаимной проверки, в) временная работа в группах, г) создание ситуации совместных переживаний, д) организация работы учащихся консультантов (подтягивание). 4) методы развития психологических функций, творческих способностей и личностных качеств учащихся: а) творческие задания: сочинения, эссе, рисунки, придумывание заданий. б) постановка проблемы или создание проблемных ситуации, в) дискуссии, диспут, г) создание творческого (креативного) фона, д) переход игровой деятельности на творческий уровень. 5) методы контроля и диагностики эффективности учебно-познавательной деятельности: а) повседневное наблюдение за работой учащихся, б) устный опрос, в) письменный опрос, г) проверка домашних работ, д) метод тестирования.
Средства обучения - источник получения новых знаний, формирования умений и навыков: Простые средства: а) учебники, хрестоматии, раздаточные материалы; б) визуальные средства - картины, карты, модели, реальные объекты и пр. Сложные средства: а) механические визуальные приборы - эпидиаскоп, микроскоп, кодоскоп и пр.; б) аудиальные средства - магнитофон, проигрыватель; в) аудиовизуальные - ТВ, видео, кинофильм; г) автоматизирующие процесс обучения - лингафонные кабинеты, компьютеры, телекоммуникационные сети. Дидактика: основные дидактические категории. Цели, закономерности и задачи обучения. Дидактика – теория обучения. Обучение включает в себя процесс учения и преподавания. Дидактика – составная часть педагогики, которая раскрывает содержание задач обучения детей и взрослых. Описывает процесс овладения знаниями, умениями и навыками, характеризует принципы, методы и формы организазионного обучения. Автор дидактики – Коменский (1592-1670). Предмет – общие теории обучения, охватывающие обучение по всем предметам, обучение отдельным дисциплинам – прерогатива частных методик.
Задачи: 1) познание закономерностей успешного обучения, 2) анализ, описание и повышение эффективности методов обучения, 3) подбор эффективных средств и форм обучения с опорой на возраст и индивидуальную особенность учащегося. Процесс обучения - совокупность последовательных действий учителя и учащихся, направленных на сознательное и прочное усвоение системы знаний, умений и навыков и развитие познавательных сил и способностей. Знание - факты, сведения, научные теории, законы, понятия, закрепленные в определенной системе в сознании учащихся. Знания содержат отражаемые сознанием человека свойства реального мира. В знаниях заключен обобщенный опыт человечества. Применение знаний на практике ведет к формированию умений. Умения - сознательная деятельность на основе усвоенных знаний, готовность к практически целесообразным действиям. Если умение путем многократного повторения доведено до степени автоматизма, можно считать, что оно перешло в навык - это автоматизированное., привычное, безошибочно выполняемое определенным способом действие. Навыки многообразны. УН вырабатываются на основе знаний. Поэтому знаниям принадлежит ведущая роль в обучении. В процессе обучения решается также задача развития познавательных сил, мышления, речи, памяти, наблюдателя и овладения рациональными приемами деятельности (приемы сравнения, установления причинно-следственных связей). Решается также задача формирования устойчивых стремлений и желания учиться. Одним из основных стимулов, побуждающих к приобретению знаний, является познавательный интерес. Функции: 1) Образовательная – формирование ЗУН учащихся, в усвоение законов, теорий, видов деятельности, 2) воспитательная – формирование черт личности (нравственных, трудовых, эстетических и других)., 3) развивающая: развитие психомоторной, сенсорной, интеллектуальной, эмоционально-волевой и мотивационно-потребностной сферы личности. Обучение, осуществляемое на высоком уровне трудности, при быстрых темпах усвоения, высокой активности учащихся, способствует прогрессу в их развитии, 4) побудительная, 5) организационная. Одна из задач - устанавливать закономерности обучения и, давая знание об этом преподавателю, делать процесс обучения для него более осознанным, управляемым, эффективным. Дидактические закономерности устанавливают связи между преподавателем, студентам и изучаемым материалом. Знание этих закономерностей позволяет преподавателю построить процесс обучения оптимально в разных педагогических ситуациях. Закономерности обучения - это объективные, существенные, устойчивые, повторяющиеся связи между составными частями, компонентами процесса обучения (это выражение действия законов в конкретных условиях). Внешние закономерности процесса обучения характеризуют зависимость обучения от общ-ных процессов и условий: социально-экономической, полит- ситуации, уровня культуры, потребности общества в определенном типе личности и уровне образования.
Внутренние закономерности процесса обучения - связи между его компонентами: целями, содержанием, методами, средствами, формами, т.е. это зависимость между преподаванием, учением, и изучаемым материалом. Закономерности, которые составляют ядро современной педагогической концепции обучения: 1) направленность обучения и воспитания на формирование личности, индивидуальности, обладающей духовным богатством, общечеловеческими ценностями, моралью, всесторонне и гармонически развитой, способной к подготовительной и продуктивной деятельности; 2) единство организации учебно-познавательной, поисковой, творческой деятельности студента как условия формирования личности; 3) органическое единство обучения и воспитания, требующее рассматривать обучение как специфический способ воспитания и придавать ему развивающий и воспитывающий характер; 4) оптимизация содержания, методов, средств; установка на отбор методов, приносящих максимальный эффект при относительно небольших затратах времени и труда.
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-17; просмотров: 184; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.0.240 (0.008 с.) |