Дидактика: основные дидактические категории. Цели, закономерности и задачи обучения. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Дидактика: основные дидактические категории. Цели, закономерности и задачи обучения.



Методы и средства обучения.

Метод (от греческого методос – путь исследования) способ достижения какой-либо цели. Метод обучения – способы организации учебно-познаваельной. деятельности ученика, с заранее определенными задачами, уровнем познавательной активности, учебными действиями и ожидаемыми результатами по достижению дидактических целей.

Основные классификации: 1. Голант. По уровню активности учащихся: а) пассивные методы: ученики только слушают и смотрят: рассказ, лекция, объяснение, экскурсия, демонстрация. б) активные методы: самостоятельная работа учащихся – лаборная, работа с книгой, д/з.

2. Скаткин, Лернер. По уровню включения учащихся в продуктивной творческой деятельности: а) объяснительно-иллюстрированный метод, б) репродуктивный метод: формирование УН, воспроизводство информации по заранее определенному алгоритму, в) проблемное изложение материала: учитель показывает образец выполнения, ставит перед учащимися проблему, показывая путь решения и вскрывая противоречия, г) частично-поисовый (эвристический) метод: учитель делит проблему на подпроблемы, учащиеся осуществляют последовательные шаги решения, д) исследовательский метод: достаточный запас ЗУ, чтобы самостоятельно не только решить проблему, но и поставить ее.

3. Перовский. По источникам получения знаний: а) словесные методы (устный, печатное слово), б) наглядные методы, в) практические методы (формирование умений).

4. Данилов, Есипов. По дидактическим целям: а) методы приобретения новых знаний, б) методы формирования УН и применение знаний на практике, в) проверка и оценка ЗУН.

5. Бабанский. По стимулированию и мотивации учебно-познавательной деятельности: 1) методы организации учебно-познавательной деятельности: а) получение новых знаний: рассказ, объяснение, лекция, беседа, работа с книгой, организованное наблюдение, иллюстрация, демонстрация, б) выработка практических умений и накопление опыта учебной деятельности: упражнения, лабораторные работы, практические работы, в) повторение и закрепление изученного материала: беседа, повторение. 2) методы стимулирующие: а) методы эмоционального стимулирования: создание ситуации успеха, поощрение – порицание, использование игровых форм организации учебной деятельности, система преспетив, б) методы развития познавательного интереса: формирование готовности воспроизводства учебного материала; устраивание игрового приключеньческого сюжета; стимулирование занимательным содержанием; создание ситуации творческого поиска, в) методы формирования ответственности и обязательности: осознание важности успешного обучения; предъявление учебных требований; оперативный контроль. 3) методы организационного взаимодействия учащихся и накопление ими социального опыта: а) освоение элементарных норм ведения разговора, б) метод взаимной проверки, в) временная работа в группах, г) создание ситуации совместных переживаний, д) организация работы учащихся консультантов (подтягивание). 4) методы развития психологических функций, творческих способностей и личностных качеств учащихся: а) творческие задания: сочинения, эссе, рисунки, придумывание заданий. б) постановка проблемы или создание проблемных ситуации, в) дискуссии, диспут, г) создание творческого (креативного) фона, д) переход игровой деятельности на творческий уровень. 5) методы контроля и диагностики эффективности учебно-познавательной деятельности: а) повседневное наблюдение за работой учащихся, б) устный опрос, в) письменный опрос, г) проверка домашних работ, д) метод тестирования.

Средства обучения - источник получения новых знаний, формирования умений и навыков: Простые средства: а) учебники, хрестоматии, раздаточные ма­териалы; б) визуальные средства - картины, карты, модели, реальные объекты и пр. Сложные средства: а) механические визуальные приборы - эпидиаскоп, микроскоп, кодоскоп и пр.; б) аудиальные средства - магнитофон, проигрыватель; в) аудиовизуальные - ТВ, видео, кинофильм; г) автоматизирующие процесс обучения - лингафонные кабинеты, компьютеры, телекоммуникационные сети.

Дидактика: основные дидактические категории. Цели, закономерности и задачи обучения.

Дидактика – теория обучения. Обучение включает в себя процесс учения и преподавания. Дидактика – составная часть педагогики, которая раскрывает содержание задач обучения детей и взрослых. Описывает процесс овладения знаниями, умениями и навыками, характеризует принципы, методы и формы организазионного обучения. Автор дидактики – Коменский (1592-1670). Предмет – общие теории обучения, охватывающие обучение по всем предметам, обучение отдельным дисциплинам – прерогатива частных методик.

Задачи:

1) познание закономерностей успешного обучения,

2) анализ, описание и повышение эффективности методов обучения,

3) подбор эффективных средств и форм обучения с опорой на возраст и индивидуальную особенность учащегося.

Процесс обучения - совокупность последо­вательных действий учителя и учащихся, направленных на созна­тельное и прочное усвоение системы знаний, умений и навыков и раз­витие познавательных сил и способностей.

Знание - факты, сведения, научные теории, законы, понятия, закрепленные в определенной системе в сознании учащихся. Знания содержат отражаемые сознанием челове­ка свойства реального мира. В знаниях заключен обобщенный опыт человечества. Применение знаний на практике ведет к формированию умений.

Умения - сознательная деятельность на основе усвоенных знаний, готовность к практически целесообразным действиям. Если умение путем многократного повторения доведено до степени авто­матизма, можно считать, что оно перешло в навык - это автоматизированное., привычное, безошибочно вы­полняемое определенным способом действие. Навыки многообразны. УН вырабатываются на основе знаний. Поэтому знаниям принадлежит ведущая роль в обучении. В процессе обучения решается также задача развития познава­тельных сил, мышления, речи, памяти, наблюдателя и овладе­ния рациональными приемами деятельности (приемы сравнения, ус­тановления причинно-следственных связей). Решается также задача формирования устойчивых стремлений и желания учиться. Одним из основных стимулов, побуждающих к приобретению знаний, является познавательный интерес.

Функции:

1) Образовательная – формирование ЗУН учащихся, в усвоение законов, теорий, видов дея­тельности,

2) воспитательная – формирование черт личности (нравст­венных, трудовых, эстетических и других).,

3) развивающая: развитие психомоторной, сенсорной, интеллектуальной, эмоционально-волевой и мотивационно-потребностной сферы лично­сти. Обучение, осуществляемое на высоком уровне трудности, при быстрых темпах усвоения, высо­кой активности учащихся, способствует прогрессу в их развитии, 4) побудительная, 5) организационная.

Одна из задач - устанавливать закономерности обучения и, давая знание об этом преподавателю, делать процесс обучения для него более осознанным, управляемым, эффективным. Дидактические закономерности устанавливают связи между преподавателем, студентам и изучаемым материалом. Знание этих закономерностей позволяет преподавателю построить процесс обучения оптимально в разных педагогических ситуациях.

Закономерности обучения - это объективные, существенные, устойчивые, повторяющиеся связи между составными частями, компонентами процесса обучения (это выражение действия законов в конкретных условиях).

Внешние закономерности процесса обучения характеризуют зависимость обучения от общ-ных процессов и условий: социально-экономической, полит- ситуации, уровня культуры, потребности общества в определенном типе личности и уровне образования.

Внутренние закономерности процесса обучения - связи между его компонентами: целями, содержанием, методами, средствами, формами, т.е. это зависимость между преподаванием, учением, и изучаемым материалом.

Закономерности, которые составляют ядро современной педагогической концепции обучения:

1) направленность обучения и воспитания на формирование личности, индивидуальности, обладающей духовным богатством, общечеловеческими ценностями, моралью, всесторонне и гармонически развитой, способной к подготовительной и продуктивной деятельности;

2) единство организации учебно-познавательной, поисковой, творческой деятельности студента как условия формирования личности;

3) органическое единство обучения и воспитания, требующее рассматривать обучение как специфический способ воспитания и придавать ему развивающий и воспитывающий характер;

4) оптимизация содержания, методов, средств; установка на отбор методов, приносящих максимальный эффект при относительно небольших затратах времени и труда.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-17; просмотров: 184; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.0.240 (0.008 с.)