Тема 8 «Организация бухгалтерского учета в организациях». 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 8 «Организация бухгалтерского учета в организациях».



 

1 Нормативное регулирование бухгалтерского учета в организациях. Национальная система нормативного регулирования бухгалтерского учета. Основные зако­нодательные и иные нормативные акты, определяющие порядок организации и ведения бухгалтерского учета в организациях.

Международные стандарты финансовой отчетности.

 

Вопрос 1

В большинстве стран, в том числе в России, национальные бухгалтерские стандарты разрабатываются на основе МСФО. В России национальный бухгалтерский стандарт называется положением по бухгалтерскому учету, которое можно определить как свод основных правил, устанавливающих порядок учета и оценки определенного объекта или их совокупности. Положения призваны конкретизировать федеральный закон о бухгалтерском учете. В настоящее время в России разработано и введено в учетную политику 26 положения по бухгалтерскому учету. Ведение бухгалтерского учета осуществляется в соответствии с нормативными документами, имеющими разный статус. Одни из них обязательны к применению (Федеральный закон «О бухгал­терском учете», ПБУ), другие носят рекомендательный характер (План счетов, методические указа­ния, комментарии).

В зависимости от назначения и статуса нормативные документы целесообразно представить в виде следующей системы:

• 1-й уровень-(законодательный) к относятся: законодательные акты, т.е. Федеральный закон «О бухгалтерском учете» и др. указы Президента РФ и постановления Правительства РФ регламентирующие прямо или косвенно организацию и ведение бухгалтерского учета в орга­низации;

• 2-й уровень -(нормативный)к ним относятся: стандарты(положения) по бухгалтерскому учету и отчетности;

• 3-й уровень – (методический) к ним относятся: методические рекомендации (указания), инструкции, комментарии, письма Минфина РФ и других ведомств;

• 4-йуровень – (организационный) к ним относятся: рабочие документы по бухгалтерскому учету самого предприятия, разработанных на основе законодательных и нормативных актов.

Основным актом первого уровня является Федеральный закон «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 г. № 402-ФЗ. Этот Закон определяет правовые основы бухгалтерского учета, его содержа­ние, принципы, организацию, основные направления бухгалтерской деятельности и составления отчетности, состав хозяйствующих субъектов, обязанных вести бухгалтерский учет и представ­лять финансовую отчетность.

К первому уровню системы следует отнести Гражданский кодекс РФ. федеральные законы «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предприни­мательства» от 29.12.95 г. № 222-ФЗ, «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» от 14.06.95 г. № 88-ФЗ, «Об акционерных обществах» от 26.12.95 г. № 208-ФЗ. постановление Правительства «О Программе реформирования бухгалтерского учета в со­ответствии с международными учетными стандартами финансовой отчетности» от 06.03.98 г. №283 и др.

Учетный стандарт можно определить как свод основных правил, устанавливающий порядок учета и оценки определенного объекта или их совокупности. Учетные стандарты (в отечествен­ном бухгалтерском учете - положения) призваны конкретизировать закон о бухгалтерском учете и отчетности. В настоящее время, как уже говорилось, в России разработано и утверждено 26 поло­жений по бухгалтерскому учету и отчетности; из них особенно важным является ПБУ 1/98 «Учетная политика организации» в ред.от 18.12 2012г, поскольку в нем изложены основные принципы учета (непрерывности дея­тельности организации, осмотрительности, последовательности применения учетной политики и др.)

На втором уровне системы нормативных документов единственным регулирующим органом яв­ляется Минфин РФ.

Методические рекомендации и инструкции призваны конкретизировать учетные стандарты в соответствии с отраслевыми и иными особенностями. Они разрабатываются Минфином РФ и различными ведомствам.

Рабочие документы самого предприятия определяют особенности организации и ведения учета в нем.

Основными из них являются:

• документ по учетной политике предприятия;

• утвержденные руководителем формы первичных учетных документов;

• график документооборот;

• утвержденный руководителем рабочий План счетов бухгалтерского учета;

• утвержденные руководителем формы внутренней отчетности.

Основные нормативные документы:

1. «О бухгалтерском учете». Федеральный закон от 6 декабря 2011№402-ФЗ.

2. Гражданский кодекс Российской Федерации. Част I и II. — М: 1 1роспект, 1998.

3. Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации. Утверждено приказом Минфина РФ от 29.07.98 г. № 34н (в ред.24.12.2010г.№ 186н).

Положения по бухгалтерскому учету (ПБУ) № 1—26.

 

 

Вопрос 2

Международные стандарты финансовой отчетности (МСФО) - это система принятых в об­щественных интересах положений о порядке составления и представления финансовой отчетности. Они определяют общий подход к составлению финансовой отчетности и предлагают варианты оцен­ки и учета активов, обязательств и операции по их изменению. Основное назначение МСФО — гармо­низация учета и отчетности в разных странах. Каждый стандарт состоит из следующих элементов: номер стандарта, его название, цели, сфера применения, порядок учета, основные определения, рас­крытие информации, дат вступления в силу.

Сфера применения стандарта определяет конкретные объекты учета, охватываемые соответствующим стандартом, а в некоторых случаях и круг компаний.

В разделе «Порядок учета» излагаются конкретные условия признания и оценки объектов учета, основные правила их учета и рекомендации по использованию некоторых правил.

В разделе «Раскрытые информации» содержится состав информации, подлежащий раскрытию в финансовой отчетности по соответствующему стандарту.

МСФО не являются обязательными для применения и носят рекомендательный характер. Разрабатываются они Советом (Комитетом) по международным стандартам финансовой отчетно­сти. К настоящему времени разработан 41 МСФО: МСФО 1 «Представление финансовой отчетности»; МСФО 2 «Запасы»; МСФО 7 «Отчет о движении денежных средств» и др. При этом все ранее разра­ботанные МСФО находятся в стадии переработки.

Некоторые страны применяют МСФО практически без их изменения, другие страны (в том числе Россия) — в качестве основы для разработки национальных стандартов, внося в них измене­ния, обусловленные национальными условиями (например, особенностями налоговых систем).

Следует отметить, что МСФО ориентированы в основном на использование при составлении консолидированной финансовой отчетности группы организаций. В связи с этим страны ЕС перехо­дят на МСФО начиная с 2005 г. только в части составления консолидированной отчетности групп компаний, акции которых котируются на фондовых биржах. Бухгалтерская отчетность юридических лиц будет по-прежнему составляться в соответствии с национальными правилами. Для ком­паний, акции которых котируются на американской фондовой бирже и которые готовят финансо­вую отчетность по общепринятым принципам бухгалтерского учета США, а также дня компаний, которые эмитировали только долговые инструменты на регулируемых рынках, срок внедрения МСФО перенесен с 2005 на 2007 г. Страны ЕС имеют право распространять действие МСФО на компа­нии не зарегистрированные на бирже.

В России в соответствии с проектом Закона «О консолидированной финансовой отчетно­сти» необходимость составления отчетности по МСФО распространяется на группы органи­заций, головные общества которых относятся к открытым акционерным обществам, чьи цен­ные бумаги допущены к обращению через организаторов торговли на рынке ценных бумаг. Переход на составление консолидированной финансовой отчетности на основе МСФО должен осуществиться в соответствии с решениями Правительства начиная с отчета за 2004 г.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-17; просмотров: 241; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.125.171 (0.008 с.)