Преодоление языка душевных травм 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Преодоление языка душевных травм



 

Питомцы культуры четвертой чакры, мы выучили современный язык интимности. Она надстраивается над языком душевных травм. До 1960-х участники светской беседы не позволяли себе выходить за рамки приличия и допускали весьма ограниченный набор тем. При первом знакомстве люди рассказывали о своем родном городе, о своей работе, о своих интересах. Мужчины и женщины не вдавались в подробности своих эротических фантазий и не углублялись в обсуждение собственных психологических или эмоциональных проблем. В то время наша культура стыдилась откровенных разговоров, и мы не располагали соответствующим лексиконом.

Впрочем, в эпоху четвертой чакры мы проявили неподдельный интерес к психотерапии, увлеклись новым языка интимности, который я называю травматологией. Теперь в своих разговорах мы любим признаваться и исповедоваться друг другу в собственных душевных травмах. Эти признания как цемент, связывающий наши отношения. И что интересно, мы так преуспели в этом занятии, что конвертировали свои душевные травмы в социальный капитал, обладая которым, чувствуем себя хозяевами положения и управляем людьми. Достаточно упомянуть лишь немногие истории, о которых рассказывают пациенты. Это сексуальные домогательства, инцест, наркотическая и алкогольная зависимость, насилие в семье. Но великое множество психотерапевтов, которые разбирают с пациентами эти истории, всего лишь продолжают уточнять травматологию – наш современный язык интимности. Из самых лучших побуждений эти психотерапевты организуют семинары, где, возможно, впервые в своей жизни участники могут почувствовать себя в безопасности и получить столь необходимое им объяснение причин несправедливостей, которые были особенно мучительными. Эффект душевных излияний отзывчивых и сострадательных участников семинара напоминает глоток холодной воды в жаркий, знойный день.

Несколько лет назад я сама убедилась, насколько распространена в обществе травматология, на примере с женщиной, которой я назначила встречу за деловым завтраком. Пока ее не было, я пила кофе в компании двух мужчин. Мэри вошла, и я познакомила ее с Уэйном и Томом. Вдруг к нам подошел человек и спросил Мэри, свободна ли она восьмого июня. Он добавил, что в этот день его ученики ждут особо важного гостя и поэтому им нужна девушка, которая могла бы сопровождать гостя в кампусе. Заметьте, что заданный Мэри вопрос – «Вы свободны восьмого июня?» – является закрытым.

Между тем, Мэри ответила: «Восьмого июня? Вы сказали: восьмого июня? Никак нет. В любой другой день, но только не восьмого июня. Мы – жертвы инцеста. Восьмого июня в полном составе мы собираемся на семинар и пока что ни разу не подвели друг друга. Мы считаем своим долгом поддерживать друг друга и выполним его, чтобы ни случилось. Только не в этот день. Советую вам поискать другую девушку. Я просто не могу нарушить своего обещания. Всем знакомы истории о нарушенных обещаниях. Мы поклялись, что никогда не будем относиться друг к другу так же равнодушно, как другие».

Спрашивающего мужчину звали Уэйн. Он сказал: «Ладно, у тебя все замечательно. Благодарю» – и ушел. Но у меня, Тома и Уэйна застыли слова в горле. У меня и Мэри был запланирован деловой завтрак в тот день, и когда мы остались одни, я спросила: «Мэри, я должна знать, почему ты дала Уэйну такой патетический ответ на его простой вопрос: будешь ли ты свободна восьмого июня? Я имею в виду, что в течение тех двенадцати секунд, которые ты провела в обществе Тома и Уэйна, тебе до зарезу хотелось обрадовать их новостью, что пережила инцест в детстве и до сих пор злишься. Тебе хотелось, чтобы об этом непременно узнали наши мужчины. Если тебя интересует мое мнение, то я нисколечко не сомневаюсь, что тебе хотелось, чтобы весь разговор за столом вращался вокруг твоей душещипательной истории, чтобы эти мужчины бережно к тебе относились, чтобы они посочувствовали тебе, тонкой и ранимой девочке. Уэйн спросил: „Свободна ли ты восьмого июня?“ Ты рассказала все как на духу, а должна была просто отказаться. Почему же ты во всеуслышание объявила себя жертвой инцеста?»

Мэри бросила на меня такой взгляд, словно я была предателем, и ответила: «Потому что я действительно жертва инцеста».

«Я уже знаю об этом, Мэри. Но я все равно спрашиваю: почему ты это сделала?»

Мэри отвечала, что я – невежественная женщина и ничего не знаю о сострадании. В частности, к жертвам инцеста. Я объяснила Мэри, что никогда не сомневалась в том, что у нее было очень тяжелое детство, но для того чтобы исцелиться, ей придется побороть боль, а не «торговать» ей. И на правах друга я обязана дать ей хороший совет: пусть она серьезно задумается, насколько обоснованы ее душевные травмы, потому что в противном случае никогда не исцелится. Мэри пришла в негодование и заявила, что ошибалась во мне и я ей не друг. На этой ноте закончился наш разговор в ресторане, и вместе с ним наша дружба.

Меня поразило то, чему я стала свидетелем. Она так и не ответила на мой вопрос. Она целиком и полностью погрузилась в свои душевные обиды, причем до такой степени, что превратила их в некую форму социального капитала. Ей казалось, что поскольку у нее было трудное детство, то ей положены определенные привилегии – право сказаться больной и не выйти на работу во всякий раз, когда ей нужно предаться воспоминаниям, право на финансовую компенсацию со стороны отца за все, что он вытворял с ней, право на бесконечную моральную поддержку со стороны ее «друзей». Мэри казалось, что настоящие друзья – это люди, которые понимают ее душевную боль и отвечают за свою подругу, потому что она зависит от них.

Забавно, но на следующий день у меня была запланирована обзорная лекция в этой группе. Я пришла рано и села рядом с женщиной, которая пришла послушать мое выступление. «Здорово! Как тебя зовут?» – спросила я. Она даже не обернулась ко мне и ответила: «Мне пятьдесят шесть лет, и я – жертва инцеста. Но я должна сказать, что пережила эту душевную боль, потому что не одинока и мы помогаем друг другу. Благодаря этим людям в моей жизни появился смысл». Я была в шоке. Не только потому, что эта встреча повторяла наш разговор с Мэри, но и потому, что я всего лишь спросила, как ее зовут.

Душевные травмы, как язык интимности, отразились в сфере взаимоотношений между людьми, а также на психотерапевтических семинарах. Кстати, не будет преувеличением заявить, что нашим современным романтическим ритуалам женоненавистников и мужененавистниц действительно нужны душевные травмы для «разогрева». Их типичные ритуалы выглядят следующим образом: они идут на первое свидание. Там они знакомятся, расспрашивают друг друга о родном городе, иногда касаются этнических и религиозных проблем (информация первой чакры). Далее разговор плавно переходит к тематике второй чакры: род занятий, личная жизнь, в том числе браки, разводы, дети и, может быть, финансовое положение. Затем они обсуждают тематику третьей чакры – любимую еду, здоровый образ жизни, спорт, досуг и иногда программы личностного самосовершенствования. И в том случае, когда им хочется завязать близкие отношения, они вспоминают о четвертой чакре. Собеседник признается в душевной травме, из-за которой он чувствует себя неприкаянным. Более того, если другой собеседник добровольно соглашается на роль конфидента, то признается в своих собственных, не менее одиозных интимных тайнах. И если они стоят друг друга, то начинают считать себя «товарищами по несчастью». Эти новоиспеченные союзники придерживаются следующих негласных договоренностей:

1. Мы всегда будем поддерживать друг друга во всех мучительных воспоминаниях, связанных с этой душевной травмой.

2. Эта поддержка будет включать реорганизацию любой сферы, связанной с нашей социализацией и даже работой, согласно потребностям нашего обиженного партнера.

3. Если потребуется, мы готовы взять на себя ответственность за нашего обиженного партнера и тем самым показать ему, насколько искренна наша поддержка.

4. Мы всегда вдохновляем нашего партнера на совместное обсуждение его разочарований и готовы уделить ему столько времени, сколько понадобится.

5. Мы без колебаний смиримся со всеми слабостями и недостатками, связанными с переживаниями, потому что такое смирение крайне важно для исцеления.

 

Короче говоря, отношения, основанные на интимности обиженных, косвенно гарантируют, что духовно немощные партнеры всегда будут нуждаться друг в друге и вечно будут поверять друг другу свои сердечные тайны. С точки зрения человеческого общения, такие связи представляют абсолютно новое измерение любви ради психологической поддержки и соблюдения взаимных обязательств исцеления. С точки зрения силы, никогда еще не было так легко выведать слабые места друг друга, как сейчас. Никогда еще не было так легко сыграть на душевных обидах своего партнера, когда хочется навести порядок и доминировать в близких отношениях с ним. В травматологии были полностью переосмыслены критерии интимности.

Интимность обиженных встретила колоссальную поддержку среди адептов холистической медицины, в частности, в литературе о взаимосвязи между психологическими травмами и заболеваниями, между исцелением психологических травм и здоровым образом жизни. Как грибы после дождя, плодились группы взаимопомощи, где обсуждались всевозможные психологические травмы – от инцеста до плохого обращения с детьми, от супружеского насилия до помощи родным и близким, которые сидят в тюрьме. Ведущие поднимают рейтинги ток-шоу, публично обсуждая все подробности людского горя (в наши дни человек не только замыкается в своем горе, его забавляет горе других). юристы поняли, как можно превратить свои обиды в экономическое оружие: рекламные ролики призывают людей к сутяжничеству ради возмещения морального вреда.

До 1960-х годов считалось, что зрелый и сильный человек умеет скрывать свою боль и уязвимость. Впрочем, сегодня считается, что такой человек умеет признаться в своих внутренних слабостях другому. Кружки по интересам должны были стать тем местом, где заботливые и сочувствующие люди советуют человеку, как ему выйти из личного кризиса, но ни один из организаторов не предполагал, что их кружки не развалятся в будущем, не говоря уже о том, что очень скоро их последователи начнут активно распространять идеи исцеления. Считалось, что они дают напрокат лодку, чтобы переправиться на другой берег.

Но лишь немногие страждущие захотели сойти со своих утлых суденышек, когда добрались до противоположного берега. Вместо этого они растянули переходный этап своей жизни до бесконечности. Едва они научились рассуждать о травматологии, как им стало очень трудно отказаться от привилегий, которые положены всем убогим в нашей культуре четвертой чакры.

Блуждая впотьмах, не надеясь на исцеление, мы рискуем пристраститься к излиянию чувств, которые называем помощью и состраданием; мы замечаем свою убежденность в том, что нам требуется все больше и больше времени на анализ душевных обид. Так как поддержка единомышленников кажется запоздалой, часто бывает так, что члены кружка по интересам страстно цепляются за нее, как бы говоря нам: «Я никогда не покину вас, потому что это единственное место, где я могу получить помощь. В обычной жизни мне не от кого ждать поддержки. Поэтому я буду жить „на виду“, среди людей, которые понимают, что мне пришлось пережить».

Но у такой поддержки окружающих есть свой недостаток. Бывает трудно сказать человеку, что его все поддерживают и он обязан вернуться к делу жизни. В большинстве случаев эта проблема отражает наше извращенное представление о сострадании. Сострадание – это эмоция четвертой чакры и одна из духовных энергий, содержащихся в сфире Тифэрэт и наполняющих нашу жизнь, достоинство человека и его отзывчивость к страданиям другого. Поскольку питомцы нашей культуры не находили времени на исцеление сердец и даже не видели в этом необходимости, то сегодня они уделяют слишком много внимания прежней слабости и забывают о временных ограничениях. Нам еще предстоит создать модель здоровой интимности, которая дает силу и все-таки беззащитна. В настоящее время мы говорим, что слово «исцеленный» антонимично слову нуждающийся. Поэтому исцеленный человек вполне самодостаточен, всегда позитивно настроен, всегда счастлив, всегда уверен в себе и никогда не нуждается в других. Неудивительно, что очень немногие могут считать себя «исцеленными».

 

Путь к сильному сердцу

 

Процесс исцеления прост и нелегок одновременно. Шагов на пути к исцелению немного, и все-таки они требуют значительных усилий.

 

Шаг 1. Посвятите себя исцелению на всем пути к источнику страдания. Чтобы исцелиться, мы обращаемся вглубь себя и познаем свои душевные обиды.

 

Шаг 2. Повернувшись лицом к «внутреннему человеку», дайте определение своим душевным обидам. Можно их назвать разновидностью модели «травма-сила» в вашей нынешней жизни? Если вы обратили свои душевные травмы в свои достоинства, бросьте вызов потенциальным страхам, которые могут препятствовать исцелению. Как только ваши обиды будут названы, попросите кого-нибудь «освидетельствовать» их и рассказать, как они влияют на ваше развитие. Вам потребуется хотя бы один человек, терапевт или друг, который согласится с вами работать.

 

Шаг 3. Как только вы проговорите свои обиды, опишите ситуации, когда пытались повлиять или даже навязать свою волю окружающим, а также самому себе. Вы когда-нибудь жаловались, что они виноваты в вашем плохом самочувствии, что вам пришлось отложить встречу, хотя на самом деле чувствовали себя хорошо? Вам приходилось давить на человека, говоря, что его поступки напоминают вам о ваших родителях? Вы разрешали себе бросить какое-либо дело или совсем за него не браться, предавшись ностальгии и тем самым провоцируя депрессию? Боитесь ли вы, что из-за исцеления разрушатся ваши интимные отношения с определенными людьми в вашей жизни? Боитесь ли вы, что решившись на самоисцеление, будете вынуждены оставить некоторые или многие привычки прежней жизни? Это вопросы, на которые вам надо дать честный ответ, потому что они составляют наиболее важный пласт причин, из-за которых люди боятся становиться здоровыми.

На протяжении всего дня наблюдайте за своим поведением, тщательно подбирайте слова, терапевтическую терминологию, оберегайте свой интерес к травматологии. Затем сформулируйте новые модели взаимодействия с людьми, которые не зависят от энергии душевных обид. Пересмотрите свой лексикон и разговоры с самим собой в том числе. Не спорю, изменить эти модели поведения трудно; но вы поймите, что гораздо сложнее освободиться от энергии обид, чем от самих тяжелых воспоминаний. Если человек не может освободиться от энергии обид, то он зависим, а эту зависимость не так легко побороть. На этом этапе не сторонитесь психотерапевтов, не бойтесь обращаться за помощью.

 

Шаг 4. Определите то хорошее, что могли принести и принесли вам ваши страдания. Начните новую жизнь, осознайте ценность этих переживаний и будьте благодарны. И если надо, то «ведите себя так, будто желаемое уже есть». Посвятите себя духовной практике и не отступайтесь от нее. Эта практика – ваша духовная дисциплина. Не будьте легкомысленными.

 

Шаг 5. Как только человек осознал значение благодарности, он может перейти к испытанию прощением. С точки зрения теории, прощение выглядит заманчиво, но в глазах большинства этот сугубо личный поступок выглядит совершенно непривлекательным главным образом потому, что истинная природа прощения остается непонятой. Прощая, мы не просто говорим обидчику: «Все в порядке», как считает большинство людей. Наоборот, прощение – это сложный акт сознания, который освобождает душу и психику от мыслей о личной мести и комплекса жертвы. Прощая, мы не просто снимаем вину с людей, причинивших нам обиду, мы освобождаемся от комплекса жертвы, который владел нашей душой. Это освобождение равноценно переходу в более высокое состояние сознания, преображению нашей энергетики и физиологии, причем не только в теоретическом смысле. Более того, эффект истинного акта прощения граничит с чудом. На мой взгляд, он обладает чудотворной энергией.

Задумайтесь, что вы обязаны сделать, чтобы простить окружающих – и, если потребуется, самого себя. Если вам предстоит вступить в интимную беседу, убедитесь, что взаимные упреки – это не ваш любимый конек. В противном случае вы не сможете простить и жить дальше. Если вам хочется поделиться глубоко личным, напишите письмо, но опять-таки, убедитесь, что вам хочется оживить чувства вчерашнего, а не просто срывать свою злость и раздражение.

Напоследок придумайте традиционный ритуал воззвания к своему духу прошлых дней и забудьте о негативном воздействии всех обид. Неважно, что вы предпочли: домашний ритуал или церковный молебен, пусть ваше прощение будет «официальным», и тогда вы положите новое начало начал.

 

Шаг 6. Думайте о любви. Живите с признательностью и благодарностью. Хотя бы мысленно откройтесь переменам. И непрерывно вспоминайте о словах духовных учителей, в которых есть соль истины – пусть ваш дух живет настоящим. Вспомним слова Иисуса: «иди за Мною, и предоставь мертвым погребать своих мертвецов» (От Матф., 8:22). Или как учил Будда: «Существует только настоящее».

В исцелении есть одна любопытная вещь: посмотрите на своих друзей, и вы поймете, что нет ничего легче и нет ничего сложнее.

Четвертая чакра – это центр энергетической системы человека. Внутренние и внешние события жизни нуждаются в топливе сердца. Нам известны истории «разбитых сердец», истории людей, отдавших все свое сердце. Пусть ваше сердце разбито, выбор всегда один и тот же: что делать со своей болью? Она станет предлогом, который позволит страху овладеть человеком, или он сбросит с себя власть физического мира, совершив акт прощения? Вопрос, который задает нам четвертая чакра, будет возникать снова и снова, пока ответ не станет нашим освобождением.

Тонкие энергии сфиры Тифэрэт и таинства Брака постоянно призывают нас к самопознанию и заботе о себе. Эта любовь – главный ключ в поисках счастья, и, по нашему глубокому убеждению, он лежит вовне нас, между тем как духовные тексты напоминают только о том, что скрыто внутри нас. Многие люди боятся самопознания, они убеждены, что самопознание – это жизнь в одиночестве, без друзей и любимых. Хотя в краткосрочной перспективе самопознание может привести к переменам, его долгосрочные перспективы – подкрепляемые разумом, а не страхом – станут более полноценными. Попытки расширения интуитивного сознания бессмысленны, нельзя допустить, чтобы сознание внесло хаос в нашу жизнь. Единственный путь к духовному сознанию пролегает через сердце. Какую бы человек не избрал духовную традицию для познания Божественного, эта истина не обсуждается. Любовь – это Божественная сила.

 

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО ИЗУЧЕНИЯ

 

1. У вас есть воспоминания, которые нуждаются в исцелении?

2. У вас есть отношения, которые нуждаются в исцелении?

3. Как вы считаете: ваши душевные обиды – это хорошее средство управления людьми и событиями? Если да, расскажите об этом.

4. Вам приходилось подчиняться обиженным людям? Вы допускаете, что это случится впредь? Что вы делаете для того, чтобы подобное унижение никогда не повторилось?

5. Какие страхи мешают вашему нравственному исцелению?

6. Вы связываете душевное здоровье с отсутствием интимных отношений?

7. Что вы называете прощением?

8. У вас есть знакомые, которых надо простить? Что мешает вам отпустить боль, которая связывает вас с ними?

9. Вы совершаете поступки, которые вам не простятся? У вас есть знакомые, которые пытаются вас простить?

10. Как вы представляете себе счастливые интимные отношения? Вы готовы отказаться от комплекса жертвы ради таких отношений?

 

 

Глава пятая

Пятая чакра: сила воли

 

Пятая чакра воплощает испытания подчинением нашей воли к власти и нашего духа Божественной воле. C точки зрения духа, мы достигаем высшей цели, когда полностью предаем нашу личную волю в «руки Бога». Иисус и Будда, равно как и другие великие учителя, в совершенстве овладели искусством этого состояния сознания, заключив нерушимый союз с волей Бога.

 

Расположение: горло.

Энергетическая связь с физическим телом: горло, щитовидная железа, трахея, пищевод, паращитовидная железа, гипоталамус, шейные позвонки, рот, челюсти и зубы.

Энергетическая связь с умственным/ментальным телом: пятая чакра резонирует с многочисленными эмоциональными и психологическими борениями, связанными с постижением природы силы выбора. Все заболевания связаны с пятой чакрой, поскольку все события в нашей жизни требуют того или иного выбора, то он сказывается на общем состоянии здоровья.

Символическая/перцептивная связь: символическим испытанием чакры воли к власти является движение вперед, к зрелой воле: от родоплеменного убеждения, что человек – это игрушка в руках людей и событий; через убеждение, что человек подчиняется только самому себе; что истинная власть кроется в приобщении к воле Бога.

Первобытные страхи: страхи, связанные с волей к власти, укоренены в каждой чакре, свойственны этой чакре. Кроме того, мы боимся, что не властны над собой, что окажемся бессильны, когда речь идет о наших взаимоотношениях с собственностью, деньгами, властью и другими людьми, от которых зависит наше психологическое благополучие. В конце концов, мы боимся воли Бога. Для личности, которая стремится стать разумной, отказ от собственной свободной воли и препоручение себя Божественной силе, является величайшим испытанием.

Главные достоинства: вера, самопознание и власть над собой; умение принимать решения и знать, что в любом случае мы сможем сдержать свое слово, данное себе или другому человеку.

Сфирот/связь с таинством: пятая чакра соответствует сфире Хэсэд, которая воплощает любовь или милость Бога, а также сфире Гвура, которая воплощает правосудие Бога. Эти две сфирот – правая и левая рука Бога, отражающие уравновешенную природу Божественной воли. Скрытый смысл этих сфирот означает, что Бог милостив и что только Он обладает правом судить наши решения. Сфира Хэсэд напоминает, что в общении с людьми мы обязаны говорить им слова любви. Сфира Гвура напоминает, что наши слова должны быть честными и искренними. Пятой чакре соответствует таинство Исповеди, она символизирует, что ответственность за волю к власти распространяется на всех нас. В таинстве Исповеди у нас появляется возможность спасти свою душу от «негативных миссий», мы можем отпустить их как результат наших негативных мыслей и поступков.

Священная истина: пятая чакра – это средоточие выбора и результата, наша духовная карма. Каждый выбор, каждая мысль и чувство являются актом силы, который обладает своими биологическими, экологическими, социальными, личными и глобальными последствиями. Дух дышит, где хочет, и мы несем личную ответственность за единение с душой другого.

 

Какие решения мы могли бы принять, если могли бы воочию увидеть их энергетические последствия? Мы можем приблизиться к этому вещему дару лишь храня верность священной истине «Подчиняйте личную волю Божественной воле». Духовные уроки пятой чакры показывают нам, что действия, совершенные по личной воле верующего во власть Бога, приводят к наилучшим результатам.

Наши мысли и установки только выигрывают, если мы принимаем руководство свыше. У меня есть знакомая, которая рассказывала мне об околосмертном переживании. Она убеждена, что все ее решения оказывают энергетическое воздействие на ее дальнейшую жизнь. За время, проведенное в пограничном состоянии между физическим и потусторонним миром, она пересмотрела все принятые ею решения и была свидетелем последствий этих поступков для нее, других людей и жизни в целом. Она увидела, что внутренний голос всегда пытался проникнуть в ее сознание. Ни одно ее решение, будь то выбор платья или выбор профессии, не был таким незначительным, чтобы им мог пренебречь Всевышний. Когда она примеряла платье, то духовными очами увидела свою «покупку», ее стремительное энергетическое воздействие на длинную цепочку людей, которые шили, везли и продавали это платье. Теперь она просит Бога о наставлении во всяком решении, которое должна принять.

Понимая энергетические последствия своих мыслей и убеждений, а также своих поступков, ты вполне можешь заставить себя придерживаться более высоких моральных принципов. В этом случае о лжи и самообмане не может быть и речи. Истинное, полноценное исцеление требует честности перед самим собой. Нечестность мешает исцелению так же сильно, как неумение прощать. Честность и прощение вызволят твою энергию и дух из плена «прошлого». Духовные уроки пятой чакры говорят, что в основе твоих мыслей и убеждений лежит твоя внутренняя сила.

 

Последствия страха

 

Самую дорогую цену мы платим за поступки, которые совершили под влиянием страха. Даже тогда, когда подобные поступки помогали нам добиться желаемого, они же чаще всего приводили к нежелательным побочным эффектам. Сюрпризы судьбы учат нас, что повинуясь страху, мы грешим против веры в Божественное руководство. Хотя бы время от времени все мы живем иллюзией, что сами являемся хозяевами своей жизни. Мы стремимся к деньгам и социальному статусу, чтобы иметь право на более широкую свободу выбора и чтобы не приходилось подчиняться решениям, которые приняли за нас другие. Идея о том, что мы должны сознательно подчинить личную волю Божественной воле, явно противоречит всем тем качествам, которые мы привыкли приписывать сильной личности.

Итак, мы можем ходить по кругу – страх-сюрприз-страх-сюрприз – до тех пор, пока не окажемся в таком состоянии, что скажем Богу: «Да будет Твоя воля, а я последую за Тобой». Как только мы обратимся к Богу с этой молитвой, то наша жизнь может открыться Божественному наставлению, равно как бесконечным актам синхронии и чудесных совпадений – Божественному «вмешательству» в его наилучшем проявлении.

Эмили, 35 лет, учительница начальных классов. В двадцать два года вскоре после окончания университета она лишилась левой ноги из-за рака. Вскоре после реабилитации она вернулась домой, к родителям. Предполагалось, что она пробудет у них один год, но этот год растянулся на десятилетие, поскольку Эмили никак не могла вернуться к самостоятельной жизни, а только погружалась в депрессию и боялась мысли о будущем, когда ей придется позаботиться о самой себе. Сведя до минимума свою физическую активность, она гуляла только вокруг своего квартала. Шли годы. Эмили жила затворницей в доме родителей и в итоге отказалась даже от приятных прогулок.

Родители Эмили предлагали ей пройти курс психотерапии, но попытки не имели успеха. Как сказала ее мать: «День за днем Эмили мучилась мыслью, что потеря ноги погубила ее шансы выйти замуж, создать семью или жить какой-то своей жизнью. Эта мысль оставила отпечаток на всех ее поступках. Из-за этого несчастного рака она чувствовала себя „прокаженной“ и иногда жаловалась, что лучше бы он вернулся и „завершил свою работу“».

Желая вылечить дочь, мать заинтересовалась альтернативной медициной. К тому времени, когда мы встретились, старики собирались с духом, чтобы велеть Эмили переехать на другую квартиру. Эмили должна была научиться заботиться о себе самой и своем психологическом состоянии.

Родители сняли и обставили для нее квартиру, и она переехала туда – в смешанных чувствах страха и гнева. Она заявила своим родителям, что они ее предали. Через месяц она познакомилась с соседкой, Лаурой, матерью-одиночкой, у которой был десятилетний сын по имени Ти Джей. Этот мальчик всегда возвращался домой из школы раньше, чем его мать после работы. Эмили слышала, как он бродит по квартире, смотрит телевизор, перекусывает и почти три часа каждый день сидит в одиночестве и ждет, когда вернется Лаура.

Однажды во второй половине дня Эмили возвращалась домой из магазина, а Лаура с работы. Женщины разговорились, и Лаура заметила, что беспокоится о сыне, о его успеваемости, что он слишком много времени проводит в одиночестве после школы. Неожиданно для себя Эмили вызвалась не только составить мальчику компанию, но и помочь ему с уроками, так как была дипломированным педагогом. Лаура с благодарностью согласилась, и на следующий день Эмили начала заниматься с Ти Джеем.

Через несколько недель по всему дому распространился слух, что «прекрасный педагог» воспитывает детей и занимается с ними после школы. Работающие родители забросали Эмили предложениями. Она узнала в домоуправлении, есть ли у них свободная комната во второй половине дня на три часа. Ей нашли помещение, заключили с ней финансовый договор, – и спустя три месяца после того, как Эмили оставила дом своих родителей, – она, по ее словам, «снова ожила».

Когда Эмили рассказывала мне эту историю, то несколько раз ссылалась на безотчетный импульс, который побудил ее заниматься с Ти Джеем. Как она сказала, слова «слетели с ее губ» прежде, чем она успела подумать. И добавила, что если бы у нее нашлось время подумать, то она никогда не предложила бы свою помощь. Как раз потому, что этот жест совершенно не укладывался в рамки ее привычного поведения, она сделала вывод, что сами небеса «велели» ей давать уроки Ти Джею. В итоге Эмили решила, что просто обязана быть репетитором Ти Джея и еще одиннадцати ребят, о которых заботилась до следующей осени, пока не вернулась учительницей в школу.

Почему Эмили была дарована эта милость и она вняла наставлению Бога? Поскольку она заботилась о других, то все ее страхи перед собственной беспомощностью развеялись. Она поняла, что мужественно встретит любые испытания, что Бог слышит просьбы каждого из нас. Она возродилась к новой вере.

 

Вера

 

Суть пятой чакры – это вера. Веря в человека, мы отдаем часть своей энергии ему; веря в идею, мы вкладываем часть своей энергии в нее; веря в страх, мы вкладываем свою энергию в него. Мы, наш разум и сердце усердно дарят свою энергию другим, и в этом акте дарения выстраиваются другие причинно-следственные связи в нашей жизни. По правде говоря, наша вера и наша свобода выбора являются нашей творческой энергией. Человек – это орудие, преобразующее энергию в материю.

Поэтому присущим всей нашей жизни духовным опытом становятся испытания, которые нужны нам для того, чтобы мы поняли, что заставляет нас совершать тот или иной выбор, почему мы доверяемся страхам, либо Богу. Мы обязаны отвечать на эти вопросы ради духовных размышлений или в результате физических заболеваний. В нашей жизни неизбежно наступает такой момент, когда мы задаемся вопросами. Кто властен над моей жизнью? Почему она не складывается так, как я хочу? Неважно, насколько успешна наша жизнь, в этот момент мы осознаем, что чувствуем пустоту в душе. Непредсказуемое событие, отношения или болезни подсказывают нам, что нашей личной силы недостаточно, чтобы преодолеть кризис. В итоге мы осознаем ограниченность своих возможностей. Вдруг мы начинаем гадать, находится ли наша жизнь во власти других сил, и спрашиваем себя: «Почему так бывает? Что от меня хотят? Что я должен делать? Каково мое предназначение?»

Осознание собственной ограниченности открывает перед нами такие возможности выбора, о которых мы даже не подозревали. И тогда, когда человеку кажется, что его жизнь полностью вышла из-под контроля, он может открыться наставлению, которое никогда не одобрял прежде. Впоследствии наша жизнь может пойти в совершенно другом, неожиданном для нас самих направлении. Рано или поздно многие признаются: «Я никогда не думал, что я буду заниматься этим или жить там-то, но тем не менее я занимаюсь этим и живу там-то, и у меня все хорошо».

Нам будет легче подчинить свою волю Божественной воле, и этот момент наступит, если мы призовем на помощь свой дар предвидения и будем относиться к своей жизни единственно как к духовному путешествию. Мы хорошо знаем истории людей, которые вышли из тяжелого положения и приписали это событие только тому, что подчинились Божественной воле. И каждый из этих людей обратился к Богу: «Не моя воля, но Твоя да будет». Если этой молитвы достаточно, то чего же мы боимся?

Мы все еще ужасаемся мысли, что признавая Божественную волю, то есть подчиняя нашу волю более высшей, мы отказываемся от всего, что создает у нас ощущение материального благополучия. Поэтому мы противопоставляем нашу волю наставлению Бога: мы приветствуем его и в то же время упорно пытаемся ему воспротивиться. Среди своих учеников я неоднократно встречала тех, кто оказался перед этой дилеммой; они ищут внутренний голос и в то же время боятся услышать его.

Помните, что физическая жизнь и духовный путь равноценны. Физические удовольствия – это такая же духовная цель как хорошая физическая форма. И то, и другое следует из подчинения Божественному наставлению в поисках ответа на вопросы: как жить и поступать во имя веры и надежды. Подчинение власти Бога означает освобождение от физических иллюзий, а не от радостей и удобств реальной жизни.

Духовные энергии пятой чакры ускоряют наступление этого момента. Сфира Хэсэд сообщает нашей пятой чакре Божественную энергию во всем ее величии, которая приказывает нам, чтобы наша любовь к ближнему не ослабевала и никогда не переставала. Иногда мы совершаем величайший акт любви, воздерживаясь от самокритики и критики окружающих. Снова и снова нам напоминают, что осуждение – это духовная ошибка. Железная дисциплина и воля помогают нам пресекать негативные мысли о себе и других. Не осуждая других, мы становимся мудрее и побеждаем свои страхи. Сфира Гвура учит нас подавлять свое настойчивое желание знать, почему все случилось так, а не иначе, и верить, что какой бы ни была причина, она является элементом грандиозного духовного замысла.

Марни, 44 года, целитель, обладающий истинным даром целительства. Она приступила к работе после «темной ночи души», которая длилась семь лет, и она должна была исцелить себя. В возрасте тридцати лет она была социальным работником в Шотландии, вела активную жизнь, у нее было много друзей, и она получала безграничное удовольствие от своей работы. Потом она заболела, и врачи не могли диагностировать ее заболевание.

С каждым месяцем боль обострялась – иногда в спине, иногда в сильных приступах мигрени, иногда в ногах. В конце концов из-за этой боли ей пришлось оставить свою работу. Она потратила почти два года, посещая то одного, то другого специалиста, но никто из них не смог помочь ей понять причину хронической боли, периодическую потерю равновесия или назначить эффективное лечение.

Марни погружалась в депрессию. Друзья посоветовали ей обратиться к специалистам по альтернативной медицине, в которых она никогда не верила. И однажды к ней домой приехал друг со стопкой книг по альтернативной медицине, среди которых были сочинения Саи Бабы, духовного учителя, жившего в Индии. Марни прочитала все материалы, но отвергла их как чепуху, в которую «могут верить только зомбированные создания».

Прошло еще полгода страданий, и Марни была вынуждена взять свои слова обратно. Она поехала в Индию, пытаясь получить частную аудиенцию у Саи Бабы. Она провела в его ашраме три недели, но так и не увиделась с ним наедине. Она вернулась в Шотландию еще более подавленная, чем раньше. Вскоре после возвращения домой Марни увидела несколько снов, в которых ей постоянно задавали только один вопрос: «Ты можешь принять то, что я даю тебе?»



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-17; просмотров: 115; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.216.163 (0.069 с.)