Четыре ступени внутренней силы 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Четыре ступени внутренней силы



 

Самоуважение стало модным в начале 1960-х годов, в революционное десятилетие, которое изменило наши взгляды на сильную личность. Только тогда самоуважение завоевало признание как главное человеческое достоинство, от которого зависит здоровье мужчины и женщины. Это понятие было переосмыслено, и теперь оно включало в себя психологическое здоровье, здоровье тела и духа.

Похоже, что каждое из трех последующих десятилетий углубило и расширило это новое определение понятия самоуважения. В символическом смысле, в общественных движениях 1960–1990-х годов отразились ступени развития самосовершенствования, которые каждый из нас обязан пройти как личность. После революционного десятилетия 1960-х годов наступило регрессивное десятилетие 1970-х. В 1960-е на свободу вырвалась первобытная энергия и смела внешние барьеры. Она же призвала поколение 1970-х годов разрушить внутренние барьеры. В это десятилетие слово «психотерапия» заняло прочное место в быту.

В 1970-е годы объединились два новых психологических направления. В первую очередь крайне могущественное слово эго разбило оковы пуританских убеждений людей, по чьей вине этот корень мог сочетаться лишь с суффиксом – изм. Веками одного этого слова эгоизм было достаточно, чтобы предостеречь абсолютное большинство людей от погонь за каким-либо личным саморазвитием. Но в 1970-е эгоизм начал приравниваться к самости, что отразилось в таких словах, как самомотивация, самоисцеление, самосознание. Простой сдвиг в умах привел к тому, что каждому из нас был вручен ключ от «потаенного сада», где без особых усилий с нашей стороны мы обнаружим, что можем сами ходить на своих ногах.

Неудивительно, что мода на эгоизм привела к крайностям. Чтобы понять, куда может завести сила нашего нового Я, поколение 1980-х увлеклось снисходительностью к собственной личности: нарциссизмом. В нарциссической атмосфере тех лет мы почувствовали, что на нас свалилась абсолютная свобода удовлетворения любых материальных потребностей. И мы доставляли себе удовольствие, не зная меры. Насколько быстро мы можем разбогатеть? Насколько быстро мы можем передать информацию? Насколько быстро мы можем превратить наш мир в техногенную планету? Насколько быстро мы можем похудеть? Насколько быстро мы можем вылечиться? Даже развитие сознания, некогда священная миссия, для достижения которой люди посвящали всю жизнь упорному труду, стала казаться чем-то легкодоступным; люди полагали, что могут достичь этой цели в течение недели, стоит только заплатить достаточное количество денег.

Но даже потворство своим желаниям достигло предела насыщения, и к тому времени, когда мы вступили в 1990-е, маятник вновь качнулся от внешнего мира в сторону внутреннего мира, и целью всех этих энергетических практик стала личная эволюция – формирование Я, достаточно сильного для того, чтобы быть «в мире, но не от мира», человека, который может наслаждаться великолепием физического мира, не позволяя его иллюзиям истощить свою душу.

Революция, регресс, нарциссизм и эволюция – это четыре ступени, по которым нам нужно подняться, чтобы приобрести чувство собственного достоинства и достичь духовной зрелости. Духовно зрелый человек незаметно использует свои внутренние духовные способности в своих повседневных делах. Его «духовные» мысли и действия неотделимы от остальных аспектов его жизни: все становится одним целым.

На прохождение каждого этапа женщина может потратить годы, а может – месяцы, но независимо от того, сколько длится каждый этап, она обязательно преодолеет его испытания, соизмеряя его со своим характером, этикой, моралью и самоуважением.

Мы обязаны трудиться, чтобы раскрыть самих себя, понять, почему у нас есть секреты, почему у нас есть пристрастия, почему мы виним других в собственных ошибках. Мы обязаны трудиться, чтобы понять, почему нам трудно слышать и говорить комплименты и нет ли в нас чувства стыда. Мы обязаны не стесняться гордости за свой характер и достоинства. Мы должны узнать особенности своего характера, понять, что нас в нем устраивает, а где мы проводим черту и проводим ли ее вообще. Процесс самоидентификации основан на самопознании, а не на биологической и этнической наследственности. Эта первая ступень самопознания называется революцией.

 

Первая ступень: революция

 

Процесс самоутверждения требует революционного акта или нескольких переворотов, когда мы начинаем отделяться от коллективных представлений и развивать собственное чувство авторитета. Наступает такой момент, когда мы понимаем, что у нас есть собственное мнение, отличающееся от мнения семьи или сверстников, но в том или ином случае нам трудно освободиться от энергии коллектива, который силен своей численностью и подавляет проявления индивидуальности.

Поиск собственного голоса даже в процессе незначительных переворотов – это акт, обладающий духовной значимостью. Духовная зрелость измеряется не искушенностью взглядов, но тем, насколько они искренни и насколько храбр человек, готовый их высказать и защитить. Под храбростью я не имею в виду своенравное упрямство противников, сцепившихся рогами; подчинившийся этому инстинктивному желанию человек – марионетка во власти второй чакры. Наоборот, духовная зрелость – это умение твердо стоять на своих ногах, следуя истинным внутренним принципам.

Джерри обратился за помощью, так как страдал от язвы. В моей голове сложилась яркая картина, что он сошелся с женщиной, которая попирает его нравственные принципы. Мне представилось, что он чувствует себя защитником этой женщины и в то же время глубоко разочаровался в ней, но не меньше чем в себе самом, и не может рассказать ей о своих чувствах, опасаясь размолвки. Когда я рассказала о своих впечатлениях Джерри, он признался мне, что его подруга Джейн была наркоманкой. Он познакомился с ней, когда она была «чистой», и так продолжалось ровно месяц, пока она не переехала к нему. Еще два месяца все казалось безоблачным, как Джейн начала становиться другой. Он спросил ее о наркотиках, она ответила, что ее грехи остались в прошлом, и добавила, что у нее случаются перепады настроения, так как ей хочется уйти с работы, а где найти другую, она не знает. Поначалу он поверил ей, пока не заметил, что из его кошелька начали пропадать деньги. Когда он потребовал объяснения, Джейн начала врать, что ей нужны деньги на домашнее хозяйство и извинилась, что не сказала ему об этом раньше. Рассказ Джерри о выдумках его гражданской жены занял еще полчаса.

Я попросила его расставить точки над i. У него никогда не было язвы, пока не стал сожительствовать с Джейн. Я сказала, что его проблема заключалась не в ней, а в том, что ему отчаянно хотелось сказать ей, что он не верит в ее оправдания. Он на секунду задумался, а потом сказал, что не может допустить мысли, что нажил язву из-за Джейн. Нет, он ей обязан: нельзя оставлять девочку в беде, и он ужасно боится, что, если уличит ее во лжи, она его бросит. Я спросила его: «Что тебе дороже: Джейн или собственное здоровье?». И добавила, что он уже поссорился с ней, только против нее свидетельствует его язва. Через два дня Джерри позвонил мне, чтобы сказать, что велел Джейн выметаться. И добавил, что, к своему удивлению, испытал облегчение от этого поступка: «Не думал, что я способен на это, но просто не мог жить так дальше. Лучше быть одному, чем жить во лжи».

Что касается Джерри, то разрыв отношений со Джейн был его личной революцией. В тот момент он понял, что обязан уважать собственные принципы и что у него достаточно мужества, чтобы принять такое решение, которое должен был принять.

И когда пусть даже в малой степени мы развиваем в себе эту внутреннюю силу, то у нас гораздо больше возможностей для самоанализа и интроспекции. В этом случае мы постепенно заменяем влияния нашего родоплеменного или коллективного сознания нашим внутренним или интуитивным голосом. Как только этот процесс пошел, то следующим естественным этапом является «регресс», самокопание во внутреннем Я.

 

Вторая ступень: регресс

 

При всяком новом знакомстве или увлечении мы спрашиваем свое внутреннее Я: «Во что еще я верю? О чем еще я думаю? Я хочу познать себя. Это стремление к знанию». В любой новой ситуации знание проникает внутрь. У нас создается впечатление о новых людях и новых обстоятельствах. На этой стадии, стадии регресса, мы оцениваем свой внутренний мир и степень его соответствия нашим потребностям. Нередко подобный самоанализ вызывает в нас внутреннее желание сосредоточиться на связи с Богом и смысле жизни, но в первую очередь нам необходимо накопить такой запас внутренних сил, который позволит не обращать внимания на самокопание. На семинарах люди признавались в том, что, когда я задавала им определенные наводящие вопросы, им хотелось «абстрагироваться» от ситуации, потому что боялись познать себя. Или они могли сказать: «Я не знаю. Никогда об этом не задумывался», на что я отвечала: «Вот-вот, подумайте об этом прямо сейчас!» Почему люди так часто увиливают от ответа? Потому что самопознание принуждает решать и действовать, а большинство не готово ни к решениям, ни к поступкам.

На одном из семинаров я встретила Эмму, женщину далеко за пятьдесят, которая только что прошла химиотерапию рака толстой кишки. У нее было шесть детей, но к тому времени они все жили своей жизнью. Эмма рассказала мне, что рак стал для нее источником вдохновения. На протяжении восстановительного периода она поняла, что хотя дети не переставали горячо любить ее, но еще больше они ценили ее как «прислугу». К ее горю, во время лечения четверо детей заявили, что теперь им, видимо, придется искать других, кто сделал бы для них то или это; и когда она будет готова снова встать на ноги? Эмма поняла, что ей надо пересмотреть свою роль в собственной жизни и что ей надо исцелиться. Ее революция завершилась регрессивным периодом, в течение которого она прочитала груды книг о самоисцелении и самопознании. Постепенно до Эммы дошло, что она жила ради детей, и теперь ей захотелось пожить ради себя. Ей потребовалось несколько месяцев, чтобы набраться мужества и изменить порядки в семейной жизни, но она это сделала. Она объявила своим детям, чтобы те больше не рассчитывали на нее, как на безотказную няньку, приставленную к их сопливым младенцам, что она не будет вечно готовить и подавать на стол, что она не будет бросать все и бежать по их делам. Короче говоря, бабушка взбунтовалась. Дети так рассердились, что собрались на семейный совет (совет старейшин), чтобы обсудить, как им унять Эмму. Она настояла на своем и заявила детям, что теперь им придется смириться с мыслью, что она самостоятельная личность со своими потребностями, и пусть они ищут себе другую мать, а с нее хватит.

История Эммы показывает нам, что за стадией регресса следует нарциссическое возрождение нового образа самого себя.

 

Третья ступень: нарциссизм

 

Хотя нарциссизм пользуется дурной славой, иногда в нем можно обнаружить крайне необходимую для себя энергию, когда работаешь над собой. Когда мы формируем новый образ – делаем новую прическу, покупаем новую одежду и, может быть, даже приводим себя в хорошую физическую форму в результате постоянных тренировок, – это означает, что внутри нас тоже начались перемены. Пока мы находимся в этом уязвимом состоянии, на нас может обрушиться шквал критики со стороны родственников или знакомых, но нарциссическая энергия дает нам опору для воссоздания самих себя и наших границ перед лицом противника. Перемены на этой стадии подготавливают нас к более серьезным внутренним переменам.

Мой ученик Гэри прекрасно описал этот период своей жизни, когда он неожиданно для самого себя стал надевать деловой костюм, собираясь в театр или консерваторию, хотя раньше не вылезал из голубых джинсов и кофт. И если раньше при одной только мысли, что ему придется отказаться от привычек своего окружения, он покрывался холодным потом, то теперь он воспринимал эту перемену как главный шаг на пути собственного развития, поскольку ему захотелось понять, каково это, когда на тебя «уставились с завистью». Но ему вовсе не хотелось, чтобы ему завидовали, нет, он хотел освободиться от навязчивого внимания со стороны друзей, которым нравилась его скромная внешность. Гэри сказал, что он – гомосексуалист, а когда я спросила, знают ли об этом его родные, он ответил: «Пока нет. Но я работаю над собой и обязательно наступит день, когда я достигну такого самоуважения. Как только я начну чувствовать себя достаточно уверенно, чтобы носить то, что хочу, то снова начну работать над собой, чтобы стать достаточно сильным человеком – таким, каким хочу».

В приближении к собственному идеалу отражен смысл четвертой ступени, имя которой эволюция.

 

Четвертая ступень: эволюция

 

Эта последняя ступень развития самоуважения является внутренней. Люди, которые могут следовать своим принципам, своему достоинству и своей вере, не изменяя энергии своего духа, развиваются духовно: к таким личностям можно отнести Ганди, мать Терезу и Нельсона Манделу. Разумеется, в мире живет множество не столь известных людей, которые достигли такой же степени самоуважения; но души этих трех людей взяли под свое покровительство внешнюю среду – и внешняя среда изменилась, чтобы соответствовать силе их духа.

Кстати говоря, на определенном этапе развития этих людей обвиняли в нарциссизме. Например, в молодости мать Терезу едва ли не силой изгнали из двух религиозных общин, потому что ее стандарты заботы о бедных были гораздо строже, чем сестры могли соблюсти. В ту пору ее считали самовлюбленным и нарциссическим человеком. Ей предстояло пройти через период глубоких духовных раздумий, и в нужное время она поступила так, как ей велел внутренний голос. Как Ганди и Мандела, она достигла ступени эволюции, на которой личность становится персоной – первозданной силой, которая способна вдохновить миллионы людей. Когда вами будет повелевать ваш собственный дух, то весь мир преклонится перед вашей силой.

 

Испытания путешествия

 

Нет ничего простого в таких понятиях, как самопонимание, независимость и самоуважение, несмотря на то, что путешествие героя состоит из четырех ступеней. Третья чакра наполнена энергией наших личных амбиций, чувства ответственности и уважения к собственным достоинствам и недостаткам, а также нашими страхами и тайнами, с которыми мы пока еще не готовы столкнуться. Поскольку нас часто раздирают внутренние конфликты, мы сталкиваемся с духовным испытанием: «стань пустым, чтобы вновь наполниться», избавься от старых привычек и идеализированных образов, чтобы вновь возродиться в великом смятении. И все же путь к обретению независимости и достижению зрелости гораздо длиннее пути к психологическому здоровью. Становление знатока во внутреннем процессе самопознания и обретения символического видения – это жизненно важная духовная задача, которая ведет к укреплению веры в нас самих.

Мне нравится история Чака, потому что она передает духовную суть истины «Почитайте друг друга». Чак воспитывался в очень консервативной семье иммигрантов из Восточной Европы. Влияние его родственников сказывалось во всем – как в социальных установках, так и в религиозных ценностях. Родители предполагали, что когда их дети вырастут, то будут такими же, как и они. В своей родной семье Чак казался чужим: он испытывал неприязнь к спорту и пивным вечеринкам, его привлекал либертинаж и свободомыслящие друзья. К тому времени, когда он учился в средней школе, то уже вел двойную жизнь; друзья и личные интересы – одно, а родители – другое. К окончанию средней школы Чак уже знал, что он – голубой, и после этого открытия он лишь убедился, что ему необходима двойная жизнь, так как знал, что его семья не переживет такого позора. Чак ушел из дома и отправился путешествовать, изучать другие культуры; он освоил множество языков.

К тому времени, когда он снова вернулся в родной город, он уже был отмечен несколькими академическими наградами, но тем не менее находился в постоянной депрессии. Когда я с ним познакомилась, мне было ясно, что ему очевидно следует отказаться от путешествий по внешнему миру и обратиться вглубь себя. Мы побеседовали о его жизни, используя теологическую терминологию, и пришли к выводу, что подлинной причиной его бегства за границу было неприятное положение чужака в собственной семье. Ему отчаянно хотелось, чтобы его приняли, и все же он знал, что не принял себя. Он все еще боялся открыто жить с мужчиной, поскольку, как он сам сказал: «Я не думаю, что принял свою гомосексуальную ориентацию, так как единственные люди, которые знают об этом, – это мои голубые дружки. Больше всего я боюсь, что если выдам себя, то окажусь на дне. Я не прощу себе это никогда. Что же мне делать?»

Чак посвятил себя изучению мистицизма и занялся духовными практиками, которые включали молитву, медитацию и посещение церковных служб. Я предложила ему совершить паломничество по святым местам, о которых он любил читать в детстве, и направила его духовные стремления к примирению с самим собой. Он процитировал одного из своих друзей, который как-то сказал ему: «Паломничество – экстравертный мистицизм точно так же, как мистицизм – это интровертное паломничество».

Следующим летом Чак уехал в Европу, где собирался посетить Фатиму, Лурд и другие места, которые были для него священными. В каждом городе он совершал духовный ритуал, освобождаясь от болезненных воспоминаний о прошлом и испрашивая возможности полностью принять себя. К своему возвращению домой он изменился. Он был свободным и «живым», таким, какими мы все должны быть. Судя по всему, Чак отбросил свою тень и излучал свет. Когда он приехал на родину, то первым делом пошел к своим родственникам и признался им, что он гей. Он ожидал от них любой реакции, но, к его вящей радости, они смирились с этой новостью. Духовное путешествие Чака принесло ему независимость от своего прошлого, страха перед завтрашним днем и заронило в его душу глубокую веру в себя.

Каждый из нас совершает свое паломничество, впрочем, совсем необязательно путешествовать к святым местам и проводить ритуалы, чтобы освободиться от прошлого. Необходимыми являются духовное путешествие и избавление от страхов, которые мешают видеть красоту собственной жизни, исцелиться и примириться с собой. Мы можем совершать это путешествие ежедневно в тихом уединении молитв и медитаций.

Покойная поэтесса Дороти Паркер однажды заметила: «Я ненавижу писать. Я люблю, когда уже все написано». То же самое можно сказать о процессе обретения личной силы: к концу пути нас охватывает божественное чувство, но само путешествие долгое и трудное. Жизнь неумолимо заставляет нас осознать важность слов Полония: «Будь верен сам себе». Без личной силы жизнь – это пугающее, мучительное существование.

Работа с интуицией не позволяет нам обходить стороной испытание собственными страхами. Нет царского пути к обретению целостности, и интуитивные способности не являются ответом – они не более чем естественный результат самоуважения.

Согласно Божественному замыслу, человек создан для того, чтобы выучить этот урок: наше тело совершенствуется, когда совершенствуется наш дух. Третья чакра воплощает священную истину «Почитайте друг друга» – истину, подкрепленную символическим значением сфирот Нэзах и Ход и таинства Конфирмации. Когда собственное самоуважение принесет нам силу и жизнестойкость, то наши интуитивные способности естественно возрастут.

 

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО ИЗУЧЕНИЯ

 

1. Вы любите себя? Если нет, что именно в себе вы не любите и почему? Что вы делаете для того, чтобы изменить те качества, которые вам не нравятся?

2. Вас можно назвать честным человеком? Вы когда-нибудь искажали правду? Если да, то почему?

3. Критикуете ли вы других? Приходилось вам сваливать вину на других, чтобы оправдать себя?

4. Способны ли вы признать свою неправот у? Нормально ли вы воспринимаете критику со стороны других людей?

5. Нуждаетесь ли вы в одобрении других? Если да, то почему?

6. Считаете ли вы себя слабым или сильным? Боитесь ли вы заботиться о себе?

7. Вы когда-нибудь вступали в отношения с человеком, которого на самом деле не любили, но вам казалось, что лучше иметь такого партнера, чем быть одному?

8. Вы уважаете себя? Можете ли вы изменить свой образ жизни, а потом не изменять задуманному?

9. Боитесь ли вы ответственности? Или вы готовы принять на себя ответственность за всех и вся?

10. Как часто вам хочется, чтобы ваша жизнь была другой? Если у вас возникают такие желания, что вы делаете для того, чтобы изменить ситуацию? Или вы примирились с ней?

 

 

Глава четвертая



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-17; просмотров: 120; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.198.45.0 (0.051 с.)