Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Крымский государственный медицинскийСтр 1 из 6Следующая ⇒
МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕИЯ УКРАИНЫ КРЫМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ им. С.И. ГЕОРГИЕВСКОГО Кафедра медицинской биологии
К. Л. Лазарев, М. Ф. Ромашова, Н.С. Прохорова
Молекулярно-клеточный уровень организации жизни Методические разработки К практическим занятиям По медицинской биологии
Симферополь
Рецензенты: Барсуков Н. П. – доктор медицинских наук, профессор Троценко Б.В. – доктор медицинских наук, профессор ПРОВЕРКА ИСХОДНОГО УРОВНЯ ЗНАНИЙ СТУДЕНТОВ Медицинская биология как наука про основы жизнедеятельности человека, которая изучает закономерности наследственности и изменчивости, индивидуального и эволюционного развития морфологической и социальной адаптации человека к условиям окружающей среды в связи с биосоциальной сутью. Современные этапы развития медицинской биологии. Место биологии в системе медицинского образования. Суть жизни. Формы жизни, ее фундаментальные свойства и атрибуты. Эволюционно организованы структурные уровни жизни; элементарные структуры уровней и основы биологических явлений, которые их характеризуют. Значение явлений про уровни организации живого для медицины. Особое место человека в системе органического света. Отношение физико-химических, биологических и социальных явлений жизнедеятельности человека. Оптические системы в биологических исследованиях. Строение светового микроскопа и правила работы с ним. Техника изготовления временных микропрепаратов, изучение и описание. ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ 1.4.1. Теоретические вопросы, которые необходимо усвоить для достижения целей занятия. а) виды микроскопов; б) устройство микроскопа; в.) правила работы с микроскопом; г) этапы изготовления временного микропрепарата.
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ. а) установить микроскоп в рабочее положение; определить общее увеличение микроскопа при «малом» и «большом» увеличении; б) рассмотреть под малым увеличением микроскопа асимметричную букву шрифта: сделать заключение о том, какое изображение дает световой микроскоп; в) рассмотреть микропрепарат «Волос человека» под «малым» и «большим» увеличением и зарисовать:
г) изготовить временный препарат из волокон ваты, рассмотреть под микроскопом и зарисовать; на рисунке отметить артефакты в виде соринок и пузырьков воздуха.
РЕШЕНИЕ ЦЕЛЕВЫХ ОБУЧАЮЩИХ ЗАДАЧ ЗАДАЧА 1. При работе с микроскопом обнаружено, что все поле зрения затемнено. Какова причина затемнения? Как ее устранить? ЗАДАЧА 2. Имеется мутное изображение объекта наблюдения. Как устранить этот дефект? ЗАДАЧА 3. При микроскопировании микропрепарат виден на «малом» увеличении, но не виден при «большом» увеличении. Какова причина этого? Как устранить возникший дефект? ЗАДАЧА 4. При микроскопировании обнаружено, что часть поля зрения освещена ярко, а часть затемнена. Какова причина? Как устранить обнаруженный дефект? 1.5. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ ЗАНЯТИЯ преподавателем и проверка правильности выполнения работ каждым студентом. 1.6. МЕСТО И ВРЕМЯ ЗАНЯТИЯ: учебная комната, 2 академических часа. 1.7. ОСНАЩЕНИЕ ЗАНЯТИЯ: микроскопы, микропрепараты, таблицы, схемы.
ЛИТЕРАТУРА: основная (1), дополнительная (2). 1.1. В.П. Пишак Биология медицинская Винница 2004 1.2. Королев В.А.; Кривошеина Г.Н.; Полякова Э. Г. Руководство к лабораторным занятиям по биологии. – Киев: Вища школа, 1986. 2.1. Лазарев К. Л. Клетка и биология развития. Симферополь, 2000.
З А Н Я Т И Е 2 МОРФОЛОГИЯ КЛЕТКИ. СТРУКТУРНЫЕ КОМПОНЕНТЫ ЦИТОПЛАЗМЫ и ЯДРА 1.1. ЗНАЧЕНИЕ ТЕМЫ. Цитоплазма и цитоскелет. Циклоз. Органеллы цитоплазмы – мембраны и мембранные назначения и принципы функционирования. Включения в клетках и их функции. Ядро – центральный информативный аппарат клетки. Структура интерфазного ядра. Хромосомный и геномный уровни организации материала. Хроматин: эухроматин и гетерохроматин. Методы изучения структуры и функционирования клетки. 1.2. ЦЕЛИ ЗАНЯТИЯ. Общая: Структурно- функциональная организация эукариотической клетки. Химический состав клетки: макро- и микроэлементы. Вода, значение связей в процессах жизнедеятельности клетки. Органические структуры – углевместимость вещей живых организмов. 1.3. КОНКРЕТНЫЕ ЦЕЛИ ЗАНЯТИЯ:
1.3.1. Уметь находить и определять на микропрепаратах клетки и их основные компоненты. 1.3.2. Получить представление о субмикроскопическом строении клеточных структур. ОСНОВНЫЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ СВЕДЕНИЯ В настоящее время на планете Земля есть две основные формы жизни: неклеточная и клеточная. Неклеточная форма жизни - это вирусы. Их объединяют в самостоятельную систематическую категорию Царство вирусы. Клеточная форма жизни представлена огромным разнообразием клеток, которые существуют в виде самостоятельных одноклеточных организмов или входит в состав многоклеточных живых существ. Клеточная форма жизни существует в виде безъядерных структур (прокариот) и ядерных структур (эукариот). Различия между ними представлены в таблице. Детальное изучение клеточных структур и их взаимодействия привело в середине нашего века к формированию представлений о клеточном уровне организации. Возникновение клетки сыграло решающую роль для прогресса жизни на нашей планете. За последние 150 лет представления о клетке существенно изменились и расширились. Однако суть клеточной теории осталась неизменной.
Основные положения клеточной теории. 1.Клетка - элементарная структурно-функциональная единица живой материи. 2. Клетки различных организмов сохраняют одинаковый принцип строения. 3. Размножение клеток происходит путем деления исходной материнской клетки.
Органеллы общего значения Эндоплазматический ретикулум (ЭР) - разветвленная внутриклеточная структура, представленная системой субмикроскопических канальцев с расширениями - цистернами.. Существует два типа ЭР. Гранулярный ЭР, мембраны которого содержат рибосомы (рис. 4). Рибосомы - это ультрамикроскопические сферические гранулы, состоящие из двух половинок - большой и малой субъединиц, а также рибосомальной РНК. Главное назначение их - участие в синтезе белка. Гладкий ЭР несет мембраны, лишенные рибосом. Здесь происходит синтез липидов и углеводов. ЭР объединен с ядром клетки, поскольку наружная мембрана ядра непосредственно переходит в мембраны ЭР. Гладкий и гранулярный ЭР связаны друг с другом, но отличаются по составу содержащихся в них белков. Митохондрии. Как показала электронная микроскопия, митохондрии имеют наружную и внутреннюю мембрану (рис. 5).
Комплекс Гольджи. По данным электронной микроскопии он состоит из диктиосом. Каждая диктиосома представляет стопку плоских мешочков-цистерн (рис. 6). Число цистерн в одной диктиосоме 5 - 7. От краев цистерн отделяются микропузырьки.
Основная функция комплекса Гольджи заключается в накоплении и конденсации продуктов синтезируемых эндоплазматическим ретикулумом и в образовании лизосом. Лизосомы. Лизосомы представляют сферические частицы размерами 0,5 - 2,0 мкм. Они имеют плотную липопротеиновую мембрану. содержат большой набор гидролитических ферментов. Они необходимы для процессов внутриклеточного пищеварения. Другой важной функцией лизосом является автолиз - посмертное растворение структурных компонентов клетки под действием ферментов лизосом. Центросома.. Типичная центросома представлена двумя центриолями Они соединенны перемычкой центродесмозой и окружены «лучистой» сферой - астросферой. При электронной микроскопии центриоли имеют вид цилиндра, стенки каждого образованы микротрубочками, собранными попарно. Центросома обеспечивает процесс митоза, формируя митотический аппарат клетки. Пластиды – органеллы свойственные автотрофным клеткам, способных к синтезу органических соединений. Пластиды отличаются по окраске: 1) бесцветные – лейкопласты, 2) окрашенные в зеленый цвет – хлоропласты, 3) различные желто-красные оттенки – хромопласты. Все пластиды имеют мембранный принцип строения. Наиболее сложно организованы хлоропласты, содержащие зеленый пигмент хлорофилл, необходимый для фотосинтеза. Тело хлоропласта состоит из белков и липидов. Внутренняя мембрана хлоропласта ограничивает большую центральную область называемую строма. Она пронизана системой параллельных дисковидных мешочков, возникших в результате впячивания внутренней мембраны.. Это тилакоиды, содержащие фотосинтезирующую систему поглощения света и цепь транспорта электронов. В строме также находятся рибосомы, крахмальные зерна и цитоплазматическая ДНК. Органеллы специального значения Реснички и жгутики встречаются у одноклеточных организмов (бактерии, простейшие) и у клеток в составе тканей (клетки эпителия трахеи). Они связаны с элементами движения, которые характерны определенным видам клеток. Миофибриллы имеются в мышечных клетках и обеспечивают сокращение мыщц. Нейрофибриллы - являются обязательным компонентом многих нервных клеток и их отростков. Участвуют в передаче возбуждения. Включения - непостоянные компоненты клетки, возникающие в результате внутриклеточного метаболизма или других процессов жизнедеятельности клетки.
В функциональном отношении все включения подразделяются на три группы: трофические, секреторные и специальные, Трофические включения отражают повседневный метаболизм клетки. Они представлены гранулами гликогена, белковыми зернами, каплями жира. Секреторные включения характерны, в основном, для железистых клеток. Специальные включения присутствуют в высокоспециализированных клетках. К этой группе относят гранулы пигмента меланина, плотно заполняющего цитоплазму меланоцитов - особых клеток с защитной функцией. ПРОВЕРКА ИСХОДНОГО УРОВНЯ ЗНАНИЙ СТУДЕНТОВ Структурно – функциональная организация эукариотической клетки. Химический состав клетки: макро- и микроэлементы. Вода значение водных связей в процессах жизнедеятельности клетки. Органические связи – углевместимость вещей живых организмов. Цитоплазма и цитоскелет, Циклоз. Органеллы цитоплазмы мембранные и немембранные, назначение и принципы функционирования. Включения в клетках их функции. Ядро – центральный информационный аппарат клетки. Структура интерфазного ядра. Хромосомный и геномный уровни организации наследственного материала.Хроматин: еухроматин, гетерохроматин. Методы изучения структуры и функционирования клеток. КРОК 1
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ 1. Рассмотреть под микроскопом и зарисовать: а) микропрепарат «Пленка кожицы лука», б) микропрепарат «Эритроциты лягушки», в) микропрепарат «Эритроциты человека». 2. Изготовить и изучить временные микропрепараты живой растительной клетки из мякоти помидора и кожицы листа. 3. Зарисовать схему строения клетки, отметить детали строения клетки. КРОК 1
1.5. Подведение итогов занятия преподавателем и проверка правильности выполнения работы каждым студентом.
1.6. Место и время занятия: учебная комната, 2 академических часа. 1.7. Оснащение занятия: микроскопы, микропрепараты, таблицы, схемы. Литература: основная (1) и дополнительная(2). 1.1. В.П. Пишак Биология медицинская Винница 2004 1.2. Слюсарев А.А., Жукова С.В. Биология. – М.: Медицина, 1987. 1.3. Биология /Под ред. Ярыгина В.Н. – М.: Медицина, 1984. 1.4. Королев В.А. с соавт. Руководство к лабораторным занятиям по биологии. – Киев: Вища школа, 1986. 1.5. Королев В.А. Лекции по медицинской биологии. - Киев: Вища школа, 1993. 2.1. Королев В.А., Ромашова М.Ф. Биология живой клетки. – Симферополь, 1999. 2.2. Лазарев К. Л. Клетка и биология развития. Симферополь, 2000. 2.3. Лазарев К.Л., Демиденко Л.А. Медико-биологический словарь-спра-вочник – Сиферополь: Ната, 2003.
З А Н Я Т И Е 3 КЛЕТОЧНЫЕ МЕМБРАНЫ. ТРАНСПОРТ ВЕЩЕСТВ ЧЕРЕЗ ПЛАЗМоЛЕМУ
1.1. Значение темы. Изучение микроскопического строения клеточных мембран позволяет глубже понять причины возникновения болезненного процесса, способствует внедрению в практику новых методов диагностики и лечения. 1.2. 1.2. Цели занятия. Общая: Получить представление о структуре и функции клеточных мембрат и о процессах трансмембранного переноса веществ. 1.3. 1.3. Конкретные цели занятия: 1.3.1. Уметь находить и определять на микропрепаратах клетки и их основные компоненты. 1.3.2. Получить представление о строении клеточных мембран.
Клеточная мембрана Клетка со всех сторон окрухена плотно прилегающей мембраной, которая приспосабливается к любому изменению её формы с кажущейся лёгкой пластичностью. Эта мембрана называется плазматической мембраной, или плазмалеммой (греч. plasma - форма; lemma - оболочка). Клеточная мембрана или плазмолема, представляет тонкую биологическую пленку, которая ограничивает клетку. Все известные биологические мембраны образуют замкнутые пространства – компартменты. Таким образом, главная функция клеточной мембраны – обеспечить поступление в клетку веществ и сохранить постоянство ее состава, то есть клеточной. Все клетки отделены от окружающей среды плазматической мембраной. Клеточные мембраны не являются непроницаемыми барьерами. Клетки способны регулировать количество и тип проходящих через мембраны веществ, а часто и направление движения. Общая характеристика клеточных мембран:
Рис 7. В настоящее время наибольшим признанием пользуется жидкостно-мозаичная модель мембраны, предложенная в 1972 году Сингером и Николсоном (Singer, Nicolson). Согласно этой модели мембрана состоит из бислоя липидов, в котором плавают (или закреплены) белковые молекулы, образуя в нём своеобразную мозаику. Мембранные белки могут пронизывать бислой насквозь (интегральный белок - 1), примыкать к бислою (периферический белок - 2) или погружаться в него. Многие белки мембраны являются гликопротеинами (3), а мембранообразующие липиды - гликолипидами (4). на схеме также показаны: холестерол (5); углевод (6); элементы цитоскелета (7).
Функции клеточных мембран: · ограничение клеточного содержимого от окружающей среды · регуляция обменных процессов на границе "клетка - окружающая среда" · передача гормональных и внешних сигналов, контролирующих рост и дифференцировку клеток · участие в процессе клеточного деления. Типы проникновения веществ в клетку через мембраны · соответствующее значение рН и концентрации ионов · доставку питательных веществ · выведение токсичных отходов · секрецию различных полезных веществ · создание ионных градиентов, необходимых для нервной и мышечной активности.
Другой источник водного потенциала - давление. Вода перемещается из области более высокого водного потенциала в область более низкого независимо от причины, создающей это различие. Например, вода, находящаяся на вершине водопада, обладает потенциальной энергией. При падении воды, её потенциальная энергия переходит в кинетическую, которая может быть превращена в механическую и способна совершить работу.
Признаки диффузии: каждая молекула движется независимо от других; эти движения хаотичны. Диффузия - процесс медленный. Но она может быть ускорена в результате тока плазмы, метаболической активности.
Пропуская воду, клеточные мембраны в то же время не пропускают большинство растворённых в ней веществ. Такие мембраны называют полупроницаемыми, а диффузию через такие мембраны - осмосом. Эндоцитоз и экзоцитоз Эндоцитоз и экзоцитоз - это два активных процесса, посредством которых различные материалы транспортируются через мембрану либо в клетки (эндоцитоз), либо из клеток (экзоцитоз). При эндоцитозе плазматическая мембрана образует впячивания или выросты, которые затем, отшнуровываясь, превращаются в пузырьки или вакуоли. Различают два типа эндоцитоза: 1. Фагоцитоз - поглощение твёрдых частиц. Специализированные клетки, осуществляющие фагоцитоз, называются фагоцитами. 2. Пиноцитоз - поглощение жидкого материала (раствор, коллоидный раствор, суспензия). Часто при этом образуются очень мелкие пузырьки (микропиноцитоз). Экзоцитоз - процесс, обратный эндоцитозу. Таким способом выводятся гормоны, полисахариды, белки, жировые капли и другие продукты клетки. Они заключаются в пузырьки, ограниченные мембраной, и подходят к плазмалемме. Обе мембраны сливаются, и содержимое пузырька выводится в среду, окружающее клетку. Na-K насос Одной из важнейших и наиболее изученных систем активного транспорта в клетках животных является Na-K насос. Большинство клеток животных поддерживают разные градиенты концентрации ионов натрия и калия по разные стороны плазматической мембраны: внутри клетки сохраняется низкая концентрация ионов натрия и высокая концентрация ионов калия. Энергия, необходимая для работы Na-K насоса, поставляется молекулами АТФ, образующимися при дыхании. О значении этой системы для всего организма свидетельствует тот факт, что у находящегося в покое животного более трети АТФ затрачивается на обеспечение работы этого насоса. Рис 9. Модель работы Na-K насоса А. Ион натрия в цитоплазме соединяется с молекулой транспортного белка. Типы обменных процессов Совокупность всех реакций биосинтеза принято называть ассимиляцией (лат. ассимиляцию – уподобление), или пластическим обменом. В се реакции пластического обмена идут с поглощением энергии. Противоположный процесс – распад и окисление клеткой органических соединений – носит название диссимиляции. (лат. диссимиляцию-делать неподобным).или энергетического обмена. Все реакции этого процесса идут с выделением энергии. АТФ как источник клеточной энергии. Для того чтобы осуществлять и выполнять определенные функции клетка нуждается в энергии. Энергия, приобретаемая клеткой сохраняется главным образом в виде молекул аденозитрифосфата – АТФ (аденозитрифосфорная кислота). Молекула АТФ является нуклеотидом, так как состоит из азотистого основания – аделина, сахара, рибозы и трех фосфатных групп (остатки фосфорной кислоты). АТФ - это макроэргическое соединение, поскольку в двух фосфатных связях накапливается большое количество энергии. Химические связи которыми соединены молекулы фосфорной кислоты, неустойчивы. Под действием фермента АТФ – в ходе гидролиза (присоединения воды) один богатый энергией остаток фосфорной кислоты отщепляется от молекулы АТФ с образованием аденозиндифосфата АТФ и выделением энергии в количестве около 40 кДж/моль. Указанный процесс называется дефосфорилированием. Обратное явление переход АДФ в АТФ путем присоединения неорганического фосфата – фосфорилированием. Накопление и концентрация энергии в макроэнергетических фосфатных связях при образовании АТФ происходит в ходе энергетического обмена, а также во время фотосинтеза. Образование АТФ в процессе энергетического обмена. Энергетическим обменом или диссимиляцией называются процессы распада и окисления клеткой органических соединений. Внутриклеточный этап энергетического обмена подразделяется на два периода. Первый период безкислородный (анаэробный). Глюкоза поступает из крови в цитоплазму клеток, где под действием ферментов преобразуется в две молекулы молочной кислоты. В реакции участвуют АДФ и Н2 РО4. С6Н2 О6 + 2Н3 РО4 + 2АДФ → С 3Н6 О3 + 2АТФ + 2Н2О Образование двух молекул АТФ из одной молекулы глюкозы в целом мало эффективно. Количество выделяемой энергии невелико 200 кДж. Основные процессы связанные с накоплением энергии, происходит во втором периоде. Второй период – кислородный (аэробный) называют окислительным фосфолирированием (клеточное дыхание). Входе его наблюдается полное кислородное расщепление молочной кислоты до двуокиси углерода СО2. Происходит освобождение атомов водорода Н (водород выделяется из углеводов в результате прохождения ими сложного ряда химических превращений, называемых циклом Кребса). Реакция протекает с участием АДФ и Н3 РО4.
2С2 Н6 О3 + 6О + 36АДФ + 36НРО → 6СО + 36 АТФ + 42НО При этом выделяется большое колличество энергии 2600 кДж. Окислительное фосфорирование совершается в митохондриях клеток. Атомы водорода Н (электроны и протоны) переносятся на систему ферментов в митохондриальной мембране. Здесь они окисляются, то есть теряют электроны: Н 2 __- 2 е → 2Н+. Образуются свободные электроны е и ионы водорода Н + (протоны). В ходе дыхания элетктроны несколько раз пересекают мембрану вынося протоны Н+ в наружную поверхность. Количество положительно заряженных протонов там резко возрастает. Возникает градиент концентрации протонов и электрический потенциал. Благодаря ему протоны стремятся вернутся назад во внутрь. ПРОВЕРКА ИСхОДНОГО УРОВНЯ ЗНАНИЙ СТУДЕНТОВ Клетка как открытая система. Ассимиляция, диссимиляция. Клеточные мембраны. Их структура и функции. Принцип компартментации Рецепторы клеток. Транспорт веществ через плазмолему. Организация потоков веществ и энергии в клетке. Этапы энергетического обмена. Энергетическое обеспечение клеток АТФ. Разделение энергии. Этапы энергетического обмена. Энергетическое обеспечение клеток АТФ, Разделение энергии.
КРОК 1
1.5. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ ЗАНЯТИЯ преподавателем и проверка правильности выполнения работ каждым студентом. 1.6. МЕСТО И ВРЕМЯ ЗАНЯТИЯ: учебная комната, 2 академических часа. 1.7. ОСНАЩЕНИЕ ЗАНЯТИЯ: микроскопы, микропрепараты, таблицы, схемы. ЛИТЕРАТУРА: основная (1), дополнительная (2). 1.1. В.П. Пишак Биология медицинская Винница 2004 1.3. Королев В.А. Лекции по медицинской биологии. - Киев: Вища школа, 1993. 1.5. Пехов А.П. Биология с общей генетикой. – М.: Медицина, 1993. 2.1. Королев В.А., Ромашова М.Ф. Биология живой клетки. – Симферополь, 1999.
ЗАНЯТИЕ 4 КРОК 1 1. При обследовании 2-х месячного мальчика педиатр обратил внимание, что плач ребенка похож на кошачье мяуканье. Кроме того, у ребенка отмечались микроцефалия и порок сердца. Его кариотип 46, ху, 5р-. В какую стадию митоза был исследован кариотип? А. Интерфаза, В. Профаза, С. Метафаза, D. Анафаза, Е. Телофаза. 2. Известно, что в интерфазных ядрах мужских соматических клеток в норме содержится не более 0-5 % глыбок полового хроматина, а в женских 60-70%. С какой целью в практической медицине используют определение глыбок полового хроматина? А. Для изучения структуры Х-половой хромосомы, В. Для экспресс-диагностики пола человека, С. Для изучения структуры У-половой хромосомы, D. Для определения кариотипа, Е. Для изучения структуры аутосом 1.5. Подведение итогов занятия преподавателем и проверка правильности выполнения работы каждым студентом 1.6. Место и время занятия: учебная комната, 2 академических часа. 1.7. Оснащение занятия: таблицы, схемы. 1.8. Литература основная (I) и дополнительная (II): (I) 1. Биология (под ред. Ярыгина В.Н.), М., Медицина, 1999. 2.Слюсарев А.А., Жукова С.Н. Биология, Вища школа, 1987, с. 85-97. З. Пехов А.П. Биология с общей генетикой. Медицина, 1993, (II) 4. Альюин В. Гены, Мир, 1987. 5. Георгиев Г. П. Гены высших организмов и их экспрессия, Мир, 1987. 6. Инге-Вечтамов A.B., Введение в молекулярную генетику, 1987. 7. Щипков В.П. Кривошеина Г.Н. «Общая медицинская генетика». Москва 2003
ЗАНЯТИЕ 5 КРОК 1
1.5. Подведение итогов занятия преподавателем и проверка правильности выполнения работы каждым студентом 1.6. Место и время занятия: учебная комната, 2 академических часа. 1.7. Оснащение занятия: таблицы, схемы. Литература основная (I) и дополнительная (II): (I) 1. Медицинская биология (под. редакцией Пишак В.Н.), Винница, 2004, с. 82 – 94. 2. Биология (под ред. Ярыгина В.Н.), М., Медицина, 2004. 3.Слюсарев А.А., Жукова С.Н. Биология, Вища школа, 1987, с. 85-97. 4. Пехов А.П. Биология с общей генетикой. Медицина, 1993, (II) 4. Альюин В. Гены, Мир, 1987. 5. Георгиев Г. П. Гены высших организмов и их экспрессия, Мир, 1987. 6. Инге-Вечтамов A.B., Введение в молекулярную генетику, 1987. 7. Королев В.А., Ромашова М.Ф. Живая клетка. Симферополь, 1996, с.34-44. 8. Щипков В.П. Кривошеина Г.Н. «Общая медицинская генетика». Москва, 2003.
ЗАНЯТИЕ 6 Генетический код и-рнк
КРОК 1
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-17; просмотров: 227; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.131.28 (0.131 с.) |