Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Художественная речь и ее элементы
Как изменяется литературный язык.
В обыденном сознании путаются 2 понятия 1) Язык литературный - отобранный и кодифицированный язык общения нации в общении, отбор из всего богатства языка, ограниченный нормами и правилами. (Молодежный и блатной сленг в литературный язык не входят)
2) Язык литературного произведения - автор отбирает формы языка, которые уместны для его произведения. В «Тихом Доне» используются казачьи диалекты.
Художественная речь отличается особенной выразительностью. Выразительность - необязательно красота языка
Вернемся к закону Шкловского - «закону остранения» (от странный, непривычный) Суть его в том, что любое явление искусства со временем автоматизируется, становится привычным. (Мы каждый день ходим мимо стен Кремля и не замечаем их красоты, как это было, когда мы их увидели в первый раз). Чтобы по-новому взглянуть на вещь нужно по-новому о ней сказать, и задача художника - каждую вещь показать так, чтобы читатель увидел ее как будто впервые.
Классификация предметно-изобразительных форм. (метафора, метонимия, синекдоха)
В учебниках русского языка говорится о лингвистическом понятии, тогда как в литературе только языковедческим толкованием этих терминов ограничиться нельзя. Возникают некоторые дополнительные качества - например, появляются свежие метафоры - их не так много, потому что трудно придумать новое уподобление
Только традиционными способами переноса невозможно ограничиться. Иные возможности и принципы появляются.
троп и переносное значение
Вдобавок к 6-титропной традиционной теории, поэтич. практика изобрела 7-ой. Тропы: 1. Метафора - перенос по сходству (Золотые руки) 2. Метонимия - по смежности (Город спит) 3. Синекдоха - по количеству - часть по целому и наоборот 4. Ирония - по противоположности (Младенцу говорят: «Ты у нас богатырь!») 5. Гипербола - усиление значения «Гулливер в стране великанов». Литота - преуменьшение «Гулливер в стране лилипутов» 6. Эмфаза - сужение значения (Этот человек был человеком) 7. Антиэмфаза - расширение значения.
Символ - многозначное иносказание. Аллегория - однозначное иносказание
«Священное писание» содержит много иносказаний, так слово «вода» = Христос, богатство мира, услада искушения, плотское наслаждение, кара адова
Какой-то набор значений, которые могут быть восприняты в образе, но когда в повседневной жизни мы говорим «вода» мы имеем в виду воду, а не кару адову.
Лотман «Символ в системе культуры» Идея нового содержания, символ для выражения более важного содержания. Текст обладает границами. Символ - это не просто синхронный (современный) символ культуры. Память символа длиннее, чем его текстовое значение. Символ = записка, которую запечатали в бутылку и бросили в реку истории, ведущую из прошлого в будущее. Через годы смысл записки изменился, потому что изменились представления людей о жизни, сама жизнь. Смысл в другой обстановке воспринимают по-другому и снова запечатывают и бросают в реку жизни. При втором откупоривании к восприятию смысла записки добавляется и восприятие тех впечатлений, которые возникали у людей при первом откупоривании. Одни значения с годами уходят, другие актуализируются.
Бутылка - план выражения Записка - план содержания
Иногда возможно многозначное истолкование. (Например, крест как символ - отношение к нему менялось с годами, он был символом разных понятий)
Многозначное иносказание включает спектр значений, существующих неслиятно и нераздельно (См. творчество поэтов-символистов особенно)
Существует номенклатура тропов. Существует ошибочное представление, что крайняя форма гиперболы - это гротеск, фантастическое преувеличение. На самом деле мотив преувеличения и гипербола - признак гротеска, но не главный. Гротеск - вид римского древнего орнамента, если посмотреть истоки слова. На орнаменте изображалась причудливая игра с человеческими и животными формами без разграничения. Гротеск - это не дальнейшее развитие гиперболы, а особая форма предметной выразительности, меняющая облик вещей без ограничения и весьма причудливо.
Гипербола - телескоп, увеличивающий картинку Гротеск - кривое зеркало (бывает смешной и трагический)
В этих тропах не только номенклатура, но ср-ва выразительности. Писатель пользуется этими приемами не для одного предложения. Художник весь мир видит как метафору, мир, в котором все предметы могут быть уподоблены друг другу. Человек - часть этого мира.
Вознесенский - «Автопортрет» Поэт уподобляет себя риторике неона, апостолу небесных ворот, аэропорту. В этом проявляется то, как автор относится к миру, который открывается его глазам. Этот способ видения мира очень выразителен. Одни предметы могут быть подменены другими. Но если все уподобляется всему, значит какое-то не очень на первый взгляд, бросающееся в глаза качество одного предмета переносится на основной предмет, уподобляемый. то есть, если Вознесенский уподобляет себя аэропорту, то в нем, Вознесенском могут существовать сидящие на чемоданах переселенцы дальней Африки. Могут проводиться неожиданные аналогии, на которые автор, быть может, даже не рассчитывал.
Пример метонимии - Мандельштам, когда писал о своем детстве, так охарактеризовал аптеку: «телефоны в аптеке сделаны из лучшего скарлатинового дерева». - построено это выражение на ассоциации.
Способ видения мира, а не просто прием - часть таланта писателя.
Лекция № 9
Пространство и время в литературе. Художественная условность
Строение лит произв и реальный мир вне пространства не существует. В округ - урегулированное П, и мы часть его. + мы постоянно движемся во времени. остановить мгновение невозможно. Человек существует во В и П. П-ом и В-ем художник может манипулировать, как хочет.
Лихачев. «Поэтика древнерусской литературы» Худ В стремиться выключить произведение из реальной жизни. Худ В НЕ РАВНО В-ени реальному, лишь внешнее подобие.
А. Белый (философское понимание времени): Время - перегородка между безвременьями. То, что уходит в прошлое, уходит в хаос. То, что еще не пришло, в хаосе пребывает Время - это поверхностное натяжение между прошлым и будущим (Вот бы и на экзамене так красиво спеть...)
Как построены в худ произв. время и пространство. Существует грамматика времени («Я Вас любил» - в Прош. вр.) своеобразие и отличие от действительности худ. В-и и П-ва в том, что и В, и П в худ произв. не материальны.
О реальный стол можно удариться и заполучить реальный синяк, который будет реально болеть. В литературе у читателя ничего не будет болеть от описания стола. П в литре условно, обозначено фиксированными точками, в которых находятся предметы, природные константы - горы, море. Так и течение времени - фантастика, путешествие из прошлого в будущее. (Рэй Бредберри «И грянул гром») В жизни такое путешествие в прошлое или будущее совершить нельзя.
Искусственность худ В-и в том, что оно теряет материальность, приобретает способность особым образом двигаться.
И еще раз:
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-17; просмотров: 103; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 44.211.243.190 (0.011 с.) |