Лабораторное занятие 5. Ткани. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Лабораторное занятие 5. Ткани.



Лабораторное занятие 1.

Тема: Микроскоп

Цель работы: Ознакомиться с устройством и правилами работы с микроскопом, правилами приготовления микропрепаратов

Оборудование: микроскоп, луковица лука, предметные и покровные стекла, препаровальные иглы, бритвы, (или лезвия), скальпели, стеклянные палочки для воды, пинцеты, фильтровальная бумага, реактивы: хлор-цинк-йод, фуксин.

Таблицы: «Строение растительной клетки», «Клеточное строение растений», «Увеличительные приборы»

Микропрепараты:

«Чешуя лука», «Растительная клетка»

 

Литература:

Практикум по анатомии и морфологии растений: Учеб. пособие для студ. высших пед учеб. заведений / В.П.Викторов, М.А.Гуленкова, Л.Н.Дорохина и др.; Под ред. Л.Н.Дорохиной. 2-е изд., испр. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – С. 4 – 6.

 

Ход работы:

1. Прочитать страницы 4-6 практикума по анатомии и морфологии растений:

2. Усвоить предназначение оптических и механических частей микроскопа и правила работы с ним. Рассмотреть в микроскоп готовый микропрепарат сочной чешуи лука, найти оболочку, протопласт, вакуоль

3.Приготовление микропрепаратов. Приготовить временный микропрепарат сочной чешуи лука. Зарисовать схематический рисунок клетки и сделать обозначения.

 

 

Лабораторное занятие 2.

Тема: Клетка.

Цель работы: Ознакомиться со строением растительной клетки на примере элодеи канадской, различными формами клеток (паренхимные, прозенхимные), пластидами (хлоропластами, хромопластами, лейкопластами)и их функциями

Оборудование: микроскоп, побег элодеи канадской, плоды рябины, шиповника, лист традесканции виргинской, готовые микропрепараты, предметные и покровные стекла, препаровальные иглы, бритвы, (или лезвия), скальпели, стеклянные палочки для воды, пинцеты, фильтровальная бумага, реактивы: слабый раствор сахарозы, раствор йода в в водном растворе йодида калия (J2 + KJ - раствор Люголя)

Таблицы: «Строение растительной клетки», «Клеточное строение растений», «Эпидерма листа традесканции», «Лист элодеи. Волоски эпидермы стебля тыквы», «Покровная ткань растений», «Образовательная ткань растений», «Пластиды»

Микропрепараты: «Растительная клетка», «Митоз растительной клетки» «Амитоз»

 

Литература:

Практикум по анатомии и морфологии растений: Учеб. пособие для студ. высших пед учеб. заведений / В.П.Викторов, М.А.Гуленкова, Л.Н.Дорохина и др.; Под ред. Л.Н.Дорохиной. 2-е изд., испр. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – С. 7 – 14.

 

Ход работы:

1. Прочитать страницы 7-14 практикума по анатомии и морфологии растений:

2. Приготовить временный микропрепарат листа элодеи канадской. Рассмотреть, зарисовать и отметить цитоплазму, вакуоль,оболочку, хлоропласты, ядро.

3. Поместить лист элодеи в раствор йода в в водном растворе йодида калия (J2 + KJ - раствор Люголя). После этого приготовить временный микропрепарат этого листа. Рассмотреть при большом увеличении и зарисовать зерна первичного (ассимиляционного) крахмала в хлоропластах.

4. Приготовить временный микропрепарат мякоти плода рябины. Рассмотреть и зарисовать хромопласты, обратив внимание на их форму. (Вместо рябины можно взять шиповник).

5. Приготовить временный микропрепарат нижней эпидермы листа традесканции. Поместить эпидерму в слабый раствор сахарозы (в воде лейкопласты быстро разрушаются!) Рассмотрите при большом увеличении микроскопа клетки с лейкопластами. Зарисуйте их. Обозначьте на рисунке оболочку, ядро, лейкопласты, цитоплазму, вакуоль.

6. Ответьте на вопросы для самоконтроля на стр. 31

 

Лабораторное занятие 3.

Тема: Клетка.

Цель работы: Ознакомиться с кристаллами, алейроновыми зернами, амилопластами, а также поровым аппаратом растительной клетки.

Оборудование: микроскоп, сухая чешуя лука, лист алоэ, черешок листа бегонии, клубень картофеля, лист аспидистры, плод груши; готовые микропрепараты, предметные и покровные стекла, препаровальные иглы, бритвы, (или лезвия), скальпели, стеклянные палочки для воды, пинцеты, фильтровальная бумага, реактивы: глицерин, концентрированная соляная кислота

Таблицы: «Клетки эпидермы листа аспедистры», «Склереиды плода груши», «Механические ткани колленхимы черешка листа свеклы», «Клетки различных растений с кристаллами щавелевокислого кальция»,

«Крахмальные зерна различных видов растений», «Клетки мякоти зрелых плодов»

«Ткани»

 

Литература:

Практикум по анатомии и морфологии растений: Учеб. пособие для студ. высших пед учеб. заведений / В.П.Викторов, М.А.Гуленкова, Л.Н.Дорохина и др.; Под ред. Л.Н.Дорохиной. 2-е изд., испр. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – С. 14 – 21.

Ход работы:

1. Прочитать страницы 14-21 практикума по анатомии и морфологии растений

2. Поместите кусочек прокипяченной в воде (или предварительно замоченный на несколько дней в смеси этанола с глицерином 1: 1 – в последнем случае в каплю глицерина) сухой чешуи лука и накройте покровным стеклом. Рассмотрите препарат при большом увеличении. Найдите одиночные призматические кристаллы, а также двойниковые или тройниковые сростки оксалата кальция. Зарисуйте их. (Рафиды - тонкие игольчатые кристаллы можно рассмотреть в соке листа алоэ, Друзы - шаровидные сростки призматических кристаллов в поперечных срезах черешка листа бегонии, поместив срез в каплю глицерина).

3. Зарисуйте твердые белковые тельца - алейроновые зерна и жир в клетках эндосперма семени клещевины (рис. 1.5 на стр. 16)

4. Соскоблите со свежеразрезанной поверхности клубня картофеля небольшое количество выступившей мутной жидкости на предметное стекло и накройте покровным стеклом. При большом увеличении микроскопа найдите простые, сложные и полусложные крахмальные зерна. Зарисовать амилопласты и отметить «оболочку» крахмального зерна, центр крахмалообразования, слои крахмала.

5. Приготовить временный препарат эпидермы листа аспидистры. При большом увеличении найти, зарисовать и отметить первичную оболочку, вторичную оболочку, поровый канал, замыкающую пленку поры, ядро, цитоплазму.

6. Поместите на предметное стекло каменистые клетки околоплодника груши и раздавите кончиком скальпеля. Добавьте несколько капель концентрированной соляной кислоты (Соблюдайте правила техники безопасности!) После появления окрашивания удалите реактив фильтровальной бумагой, добавьте каплю глицеринаи накройте покровным стеклом. При большом увеличении рассмотрите и зарисуйте каменистые клетки околоплодника груши, отметив первичную оболочку, вторичную оболочку, поровый канал, полость клетки

 

Лабораторное занятие 4.

Тема: Ткани.

Цель работы: Ознакомиться со строением и функцией образовательных и постоянных тканей

Оборудование: микроскоп, готовые микропрепараты митоза корешка лука, препарат поперечного среза листа ириса, проросшие зерна пшеницы, влажные препараты элодеи канадской, крапивы двудомной, икотника серо-зеленого, листа пеларгонии (герани), предметные и покровные стекла, препаровальные иглы, бритвы, (или лезвия), скальпели, стеклянные палочки для воды, пинцеты, фильтровальная бумага, реактивы: хлор-цинк-йод, фуксин.

Таблицы: «Лист элодеи. Волоски эпидермы стебля тыквы», «Покровная ткань растений», «Образовательная ткань растений», «Проводящие ткани растений», «Запасные вещества и ткани растений»,

«Механические ткани»

Микропрепараты: «Эпидермис листа герани», «Сосудистые элементы в поперечном разрезе стебля подсолнечника», «Сосудистые элементы в продольном срезе стебля подсолнечника», «Митоз в корешке лука»

Литература:

Практикум по анатомии и морфологии растений: Учеб. пособие для студ. высших пед учеб. заведений / В.П.Викторов, М.А.Гуленкова, Л.Н.Дорохина и др.; Под ред. Л.Н.Дорохиной. 2-е изд., испр. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – С. 22 – 41.

Ход работы:

1. Прочитать страницы 22-41 практикума по анатомии и морфологии растений

2. Рассмотреть побеги элодеи. Зарисовать и отметить верхушечную почку, междоузлие, узел, мутовки листьев. Оборвать пинцетом все листья верхушечной почки. Зарисовать апекс. Указать: конус нарастания, зачаточный стебель, зачаточные листья. Зарисовать конус на клеточном уровне. Верхушечная меристема побега элодеи канадской.

3. Приготовить препарат кончика корня проростка пшеницы.. Сделать схематический рисунок и обзначьте6 чехлик, оберегаемый крахмал в клетках чехлика, конус нарастания

4. Рассмотреть постоянный микропрепарат кариокинеза в корешке лука репчатого. Зарисовать схематически фазы митоза.

5. Приготовить препарат эпидермиса нижней стороны листа пеларгонии. Рассмотреть под микро-скопом, зарисовать и отметить: основные клетки эпидермы, замыкающие клетки устьица, устьичную щель, кроющий волосок, железистый волосок, околоволосковые клетки (рис. 2.7. стр. 34)

6. Рассмотреть постоянный препарат поперечного среза листа ириса сначала при малом, а затем – при большом увеличении микроскопа. Зарисовать и отметить замыкающие клетки устьица, кутикулу, наружную (тангентальную) стенку основной клетки эпидермы, подустьичную полость, хлорофиллоносную ткань (мезофилл).

7. Приготовить препарат кроющих волосков (трихомы) листа икотника серо-зеленого, волоски листа коровяка, жгучие волоски на листьях крапивы двудомной (по выбору). Обратите внимание на разнообразие форм волосков различных растений.

8. Ответье на вопросы для самоконтроля на стр. 26, 27

 

Тема: Ткани.

Цель работы: Ознакомиться со строением и функциями механической и проводящей тканей.

Оборудование: микроскоп, влажные препараты стебля крапивы двудомной, тыквы, готовые микропрепарат стебля бузины, побеги бузины, предметные и покровные стекла, препаровальные иглы, бритвы, (или лезвия), скальпели, стеклянные палочки для воды, пинцеты, фильтровальная бумага, реактивы: хлор-цинк-йод, фуксин

Таблицы: «Часть проводящего пучка стебля тыквы на продольном срезе»

«Основная ткань растений»

«Проводящие ткани растений»

«Коллатеральный открытый проводящий пучок стебля подсолнечника»

«Биколлатеральный открытый проводящий пучок стебля тыквы»

«Механические ткани колленхимы черешка листа свеклы»

«Проводящие пучки»

Микропрепараты:

«Сосудистые элементы в поперечном разрезе стебля подсолнечника»

«Сосудистые элементы в продольном срезе стебля подсолнечника»

«Продольный разрез стебля кукурузы»

 

Литература:

Практикум по анатомии и морфологии растений: Учеб. пособие для студ. высших пед учеб. заведений / В.П.Викторов, М.А.Гуленкова, Л.Н.Дорохина и др.; Под ред. Л.Н.Дорохиной. 2-е изд., испр. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – С. 42 – 57.

Ход работы:

1. Прочитать страницы 42-57 практикума по анатомии и морфологии растений

2. Рассмотреть постоянный препарат поперечного среза стебля бузины сначала при малом, а затем – при большом увеличении микроскопа. Начните ее из со слоя внутренних клеток. Выпуклая сторона обращенная к центру стебля – это феллодерма (один-два слоя). Наружу от феллодермы расположен узкий слой живых клеток – феллоген (пробковый камбий), далее к переферии отметьте пробку(феллему), выполняющую ткань чечевички Зарисовать перидерму и отметить: пробку(феллему), феллоген (пробковый камбий), феллодерму, выполняющую ткань чечевички

3. Приготовить препарат поперечного среза стебля крапивы. Обработайте препарат хлор-цинк-йодом. Колленхима при этом приобретет синевато-сиреневый цвет. Изучив препарат, зарисуйте клетки ткани утолщенные по уголкам, живое содержимое клетки – пртопласт.

4. На постоянном препарате продольного среза стебля тыквы рассмотрите, зарисуйте и отметьте эпидерму, паренхиму, далее- значительно вытянутые вдоль стебля толстостенные клетки – склеренхиму.

5. На постоянном препарате поперечного среза стебля тыквы рассмотрите, зарисуйте схематически и отметьте: эпидерму, колленхиму, паренхиму, крахмалоносное влагалище, склеренхиму, первичную флоэму, вторичную флоэму, камбиальную зону, вторичную ксилему, первичную ксилему (биколлатеральный проводящий пучок) (рис. 2.21, стр.53)

6. Ответьте на вопросы для самоконтроля на стр. 49, 51, 55, 57.

Лабораторное занятие 6.

Тема: Семена и проросток

Цель работы: Ознакомиться со строением и функциями семян однодольных и двудольных растений и их проростков.

Оборудование: микроскоп, размоченные в течение суток семена фасоли и гороха, проростки семени фасоли, гороха посевного, пшеницы мягкой, готовые микропрепараты, предметные и покровные стекла, препаровальные иглы, бритвы, (или лезвия), скальпели, стеклянные палочки для воды, пинцеты, фильтровальная бумага, реактивы: хлор-цинк-йод, фуксин

Таблицы: «Строение семени фасоли и зерновки пшеницы» «Зерновка пшеницы»

Микропрепараты:

«Зерновка ржи»

 

Литература:

Практикум по анатомии и морфологии растений: Учеб. пособие для студ. высших пед учеб. заведений / В.П.Викторов, М.А.Гуленкова, Л.Н.Дорохина и др.; Под ред. Л.Н.Дорохиной. 2-е изд., испр. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – С. 58 – 71.

Ход работы:

1. Прочитать страницы 58-71 практикума по анатомии и морфологии растений

2. Рассмотрите размоченные семена гороха или фасоли. Найдите рубчик и микропиле. Зарисуйте внешний вид семени, отметьте семенную кожуру, микропиле, рубчик. Разорвите семенную кожуру и вычлените из семени зародыш. Раздвиньте семядоли, рассмотрите скрытую между ними зародышевую почечку, зарисуйте почечку, зародышевый корешок, гипокотиль(подсемядольное колено), семядольный узел, семядоли, эпикотиль (надсемядольное колено).

3. Подберите проростки семени фасоли с надземным прорастанием, находящиеся на разных фазах развития. Рассмотрев их, установите в какой последовательности развиваются при прорастании семян органы зародыша.

4. Подберите проростки семени гороха с подземным прорастанием, находящиеся на разных фазах развития. Рассмотрев их установите в какой последовательности развиваются при прорастании семян органы зародыша Сравните и установите разницу проростков семян гороха посевного и фасоли.

5. Рассмотрите размоченные зерновки пшеницы. Зарисуйте общий вид зерновки, указав покровы, бороздку на ее поверхности, хохолок волосков на верхушке, зародыш, эндосперм. Рассмотрите и зарисуйте проросток пшеницы мягкой отметив остатки колеоризы, главный и первичный придаточные корни, колеоптиле, первые зеленые листья.

6. Ответьте на вопросы для самоконтроля на стр. 66 и 72.

 

Лабораторное занятие 7.

Лабораторное занятие 8.

Лабораторное занятие 9.

Лабораторное занятие 10.

Лабораторное занятие 11.

Лабораторное занятие 12.

Тема: Цветок.Соцветия.

Цель работы: Ознакомиться со строением цветка и соцветий. Женским и мужском гаметофитами растений.

Оборудование: цветки лютика, гороха, яблони, первоцвета и др. растений.

Таблицы:

«Типы гинецея»,«Поперечный разрез пыльника»,«Сравнение микроспорогенеза и микрогаметогенеза у голосеменных и покрытосеменных растений»,«Формы тычинок»,«Типы расположения семязачатков», «Семейство Розоцветные. Тип цветоложа».

Микропрепараты:

«Завязь и семяпочка»

«Пыльник – поперечный срез»

 

Литература:

Практикум по анатомии и морфологии растений: Учеб. пособие для студ. высших пед учеб. заведений / В.П.Викторов, М.А.Гуленкова, Л.Н.Дорохина и др.; Под ред. Л.Н.Дорохиной. 2-е изд., испр. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – С. 135 – 144.

 

Ход работы:

1. Прочитать страницы 135- 144 практикума по анатомии и морфологии растений

2. Изучите цветок лютика (рис. 6.2 на стр. 137) Рассмотрите и зарисуйте его внешний вид. Сделайте продольный разрез цветка и зарисуйте его отметив все основные части: лепестки с нектарником, чашелистики гинецей и андроцей Рассмотрите и зарисуйте плод лютика. Составьте формулу и диаграмму цветка. (рис 6.2). То же самое проделайте с цветком гороха, яблони

3. Рассмотрите при малом и большом увеличении микроскопа препарат разрез через пыльник лилии. Зарисуйте и отметьте связник, пыльцевые гнезда, эпидерму, эндотеций, тапетум, пылинки Можно также изучить пыльцевые зерна штокрозы, орешника, мать-и-мачехи.

4. Приготовить временный препарат завязи пролески (или использовать постоянный препарат) Зарисовать и отметить микропиле, интегументы, нуцеллус, зародышевый мешок, яйцеклетку, синергиды, антиподы, центральную клетку.

 

Тема: Соцветия.

Цель работы: Ознакомиться с различными типами соцветий и их биологическим значением.

Оборудование: лупа ручная, гербарий звездчатки, незабудки болотной, смолки обыкновенной, ландыша майского, спиреи средней, клевера лугового, нивяника обыкновенного, подорожника большого с соцветиями

Таблицы:

«Семейство Сложноцветные»,«Семейство Гвоздичные»,«Семейство Бурачниковые», «Семейство Злаки», «Семейство Капустные»,«Семейство Букоцветные»

 

Литература:

Практикум по анатомии и морфологии растений: Учеб. пособие для студ. высших пед учеб. заведений / В.П.Викторов, М.А.Гуленкова, Л.Н.Дорохина и др.; Под ред. Л.Н.Дорохиной. 2-е изд., испр. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – С.145 – 153.

 

 

Ход работы:

1. Прочитать страницы 145- 153 практикума по анатомии и морфологии растений

2. Составьте схемы простых рацемозных соцветий - ландыша майского, спиреи средней, клевера лугового, нивяника обыкновенного, подорожника большого. Простые рацемозные соцветия.

3. Составить схему парциального соцветия рацемозного донника белого (сложная, или двойная, кисть).

4. Рассмотреть гербарные образцы или живые растения (на полевой практике) Парциальные соцветия цимозные: дихазий звездчатки дубравной, монохазий незабудки болотной, тирс смолки обыкновенной. Зарисовать схематически

5. Ответить на вопросы для самоконтроля на стр. 152-153.

 

Лабораторное занятие 14.

Тема: Плоды и соплодия

Цель работы: Ознакомиться с различными типами плодов, их приспособлениями к распространению.

Оборудование: лупа ручная, коллекция сухих плодов: живокости полевой, гороха, люцерны, копеечника, односемянного боба эспарцета), орешков (одноорешек рогоза), многоорешков (шиповник, лютик ползучий, гравилат городской, земляника), представителей сем. капустоцветных (крестоцветных) и др. Таблицы и плакаты различных плодов.

Таблицы:

«Апокарпные плоды»

«Клетки мякоти зрелых плодов»

«Внутреннее строение плодов зонтичных»

Микропрепараты:

«Зерновка ржи»

 

Литература:

Практикум по анатомии и морфологии растений: Учеб. пособие для студ. высших пед учеб. заведений / В.П.Викторов, М.А.Гуленкова, Л.Н.Дорохина и др.; Под ред. Л.Н.Дорохиной. 2-е изд., испр. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – С.154 – 170.

 

Ход работы:

1. Прочитать страницы 154 – 170 практикума по анатомии и морфологии растений

2. Составить схему: апокарпные плоды – листовки (живокость полевой), многолистовки (живокость высокий), бобы (горох, люцерна, членистый боб копеечника, односемянный боб эспарцета), орешки (одноорешек рогоза), многоорешки (шиповник, лютик ползучий, гравилат городской, земляника), костянки (однокостянка сливы), многокостянки (малина).

3. Составить схему строения ценокарпных плодов (синкарпные плоды – коробочка тюльпана, орех лещины, желудь дуба, дробный плод подмаренника, ягода банана, апельсин, яблоко яблони, плод граната. Паракарпные плоды: стручок лунника, горчицы белой, стручочек ярутки полевой, коробочка колокольчика, мака, чистотела, семянка одуванчика, василька, тыквина дыни. Лизикарпные плоды: ясколки (Cerastium caespitosum), ширицы запрокинутой, семянка щавеля курчавого (Rumex crispus

4. Составить схему соплодий(ананас, ежеголовник, василек синий, дурнишник, инжир)

5. Изучить способы распространения плодов и семян (автохорные плоды – бешеный огурец, герань болотная, фиалка трехцветная; аэрохорные; гидрохорные, зоохорные плоды)

6. Ответить на вопросы для самоконтроля на стр. 170.

 

Лабораторное занятие 1.

Тема: Микроскоп

Цель работы: Ознакомиться с устройством и правилами работы с микроскопом, правилами приготовления микропрепаратов

Оборудование: микроскоп, луковица лука, предметные и покровные стекла, препаровальные иглы, бритвы, (или лезвия), скальпели, стеклянные палочки для воды, пинцеты, фильтровальная бумага, реактивы: хлор-цинк-йод, фуксин.

Таблицы: «Строение растительной клетки», «Клеточное строение растений», «Увеличительные приборы»

Микропрепараты:

«Чешуя лука», «Растительная клетка»

 

Литература:

Практикум по анатомии и морфологии растений: Учеб. пособие для студ. высших пед учеб. заведений / В.П.Викторов, М.А.Гуленкова, Л.Н.Дорохина и др.; Под ред. Л.Н.Дорохиной. 2-е изд., испр. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – С. 4 – 6.

 

Ход работы:

1. Прочитать страницы 4-6 практикума по анатомии и морфологии растений:

2. Усвоить предназначение оптических и механических частей микроскопа и правила работы с ним. Рассмотреть в микроскоп готовый микропрепарат сочной чешуи лука, найти оболочку, протопласт, вакуоль

3.Приготовление микропрепаратов. Приготовить временный микропрепарат сочной чешуи лука. Зарисовать схематический рисунок клетки и сделать обозначения.

 

 

Лабораторное занятие 2.

Тема: Клетка.

Цель работы: Ознакомиться со строением растительной клетки на примере элодеи канадской, различными формами клеток (паренхимные, прозенхимные), пластидами (хлоропластами, хромопластами, лейкопластами)и их функциями

Оборудование: микроскоп, побег элодеи канадской, плоды рябины, шиповника, лист традесканции виргинской, готовые микропрепараты, предметные и покровные стекла, препаровальные иглы, бритвы, (или лезвия), скальпели, стеклянные палочки для воды, пинцеты, фильтровальная бумага, реактивы: слабый раствор сахарозы, раствор йода в в водном растворе йодида калия (J2 + KJ - раствор Люголя)

Таблицы: «Строение растительной клетки», «Клеточное строение растений», «Эпидерма листа традесканции», «Лист элодеи. Волоски эпидермы стебля тыквы», «Покровная ткань растений», «Образовательная ткань растений», «Пластиды»

Микропрепараты: «Растительная клетка», «Митоз растительной клетки» «Амитоз»

 

Литература:

Практикум по анатомии и морфологии растений: Учеб. пособие для студ. высших пед учеб. заведений / В.П.Викторов, М.А.Гуленкова, Л.Н.Дорохина и др.; Под ред. Л.Н.Дорохиной. 2-е изд., испр. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – С. 7 – 14.

 

Ход работы:

1. Прочитать страницы 7-14 практикума по анатомии и морфологии растений:

2. Приготовить временный микропрепарат листа элодеи канадской. Рассмотреть, зарисовать и отметить цитоплазму, вакуоль,оболочку, хлоропласты, ядро.

3. Поместить лист элодеи в раствор йода в в водном растворе йодида калия (J2 + KJ - раствор Люголя). После этого приготовить временный микропрепарат этого листа. Рассмотреть при большом увеличении и зарисовать зерна первичного (ассимиляционного) крахмала в хлоропластах.

4. Приготовить временный микропрепарат мякоти плода рябины. Рассмотреть и зарисовать хромопласты, обратив внимание на их форму. (Вместо рябины можно взять шиповник).

5. Приготовить временный микропрепарат нижней эпидермы листа традесканции. Поместить эпидерму в слабый раствор сахарозы (в воде лейкопласты быстро разрушаются!) Рассмотрите при большом увеличении микроскопа клетки с лейкопластами. Зарисуйте их. Обозначьте на рисунке оболочку, ядро, лейкопласты, цитоплазму, вакуоль.

6. Ответьте на вопросы для самоконтроля на стр. 31

 

Лабораторное занятие 3.

Тема: Клетка.

Цель работы: Ознакомиться с кристаллами, алейроновыми зернами, амилопластами, а также поровым аппаратом растительной клетки.

Оборудование: микроскоп, сухая чешуя лука, лист алоэ, черешок листа бегонии, клубень картофеля, лист аспидистры, плод груши; готовые микропрепараты, предметные и покровные стекла, препаровальные иглы, бритвы, (или лезвия), скальпели, стеклянные палочки для воды, пинцеты, фильтровальная бумага, реактивы: глицерин, концентрированная соляная кислота

Таблицы: «Клетки эпидермы листа аспедистры», «Склереиды плода груши», «Механические ткани колленхимы черешка листа свеклы», «Клетки различных растений с кристаллами щавелевокислого кальция»,

«Крахмальные зерна различных видов растений», «Клетки мякоти зрелых плодов»

«Ткани»

 

Литература:

Практикум по анатомии и морфологии растений: Учеб. пособие для студ. высших пед учеб. заведений / В.П.Викторов, М.А.Гуленкова, Л.Н.Дорохина и др.; Под ред. Л.Н.Дорохиной. 2-е изд., испр. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – С. 14 – 21.

Ход работы:

1. Прочитать страницы 14-21 практикума по анатомии и морфологии растений

2. Поместите кусочек прокипяченной в воде (или предварительно замоченный на несколько дней в смеси этанола с глицерином 1: 1 – в последнем случае в каплю глицерина) сухой чешуи лука и накройте покровным стеклом. Рассмотрите препарат при большом увеличении. Найдите одиночные призматические кристаллы, а также двойниковые или тройниковые сростки оксалата кальция. Зарисуйте их. (Рафиды - тонкие игольчатые кристаллы можно рассмотреть в соке листа алоэ, Друзы - шаровидные сростки призматических кристаллов в поперечных срезах черешка листа бегонии, поместив срез в каплю глицерина).

3. Зарисуйте твердые белковые тельца - алейроновые зерна и жир в клетках эндосперма семени клещевины (рис. 1.5 на стр. 16)

4. Соскоблите со свежеразрезанной поверхности клубня картофеля небольшое количество выступившей мутной жидкости на предметное стекло и накройте покровным стеклом. При большом увеличении микроскопа найдите простые, сложные и полусложные крахмальные зерна. Зарисовать амилопласты и отметить «оболочку» крахмального зерна, центр крахмалообразования, слои крахмала.

5. Приготовить временный препарат эпидермы листа аспидистры. При большом увеличении найти, зарисовать и отметить первичную оболочку, вторичную оболочку, поровый канал, замыкающую пленку поры, ядро, цитоплазму.

6. Поместите на предметное стекло каменистые клетки околоплодника груши и раздавите кончиком скальпеля. Добавьте несколько капель концентрированной соляной кислоты (Соблюдайте правила техники безопасности!) После появления окрашивания удалите реактив фильтровальной бумагой, добавьте каплю глицеринаи накройте покровным стеклом. При большом увеличении рассмотрите и зарисуйте каменистые клетки околоплодника груши, отметив первичную оболочку, вторичную оболочку, поровый канал, полость клетки

 

Лабораторное занятие 4.

Тема: Ткани.

Цель работы: Ознакомиться со строением и функцией образовательных и постоянных тканей

Оборудование: микроскоп, готовые микропрепараты митоза корешка лука, препарат поперечного среза листа ириса, проросшие зерна пшеницы, влажные препараты элодеи канадской, крапивы двудомной, икотника серо-зеленого, листа пеларгонии (герани), предметные и покровные стекла, препаровальные иглы, бритвы, (или лезвия), скальпели, стеклянные палочки для воды, пинцеты, фильтровальная бумага, реактивы: хлор-цинк-йод, фуксин.

Таблицы: «Лист элодеи. Волоски эпидермы стебля тыквы», «Покровная ткань растений», «Образовательная ткань растений», «Проводящие ткани растений», «Запасные вещества и ткани растений»,

«Механические ткани»

Микропрепараты: «Эпидермис листа герани», «Сосудистые элементы в поперечном разрезе стебля подсолнечника», «Сосудистые элементы в продольном срезе стебля подсолнечника», «Митоз в корешке лука»

Литература:

Практикум по анатомии и морфологии растений: Учеб. пособие для студ. высших пед учеб. заведений / В.П.Викторов, М.А.Гуленкова, Л.Н.Дорохина и др.; Под ред. Л.Н.Дорохиной. 2-е изд., испр. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – С. 22 – 41.

Ход работы:

1. Прочитать страницы 22-41 практикума по анатомии и морфологии растений

2. Рассмотреть побеги элодеи. Зарисовать и отметить верхушечную почку, междоузлие, узел, мутовки листьев. Оборвать пинцетом все листья верхушечной почки. Зарисовать апекс. Указать: конус нарастания, зачаточный стебель, зачаточные листья. Зарисовать конус на клеточном уровне. Верхушечная меристема побега элодеи канадской.

3. Приготовить препарат кончика корня проростка пшеницы.. Сделать схематический рисунок и обзначьте6 чехлик, оберегаемый крахмал в клетках чехлика, конус нарастания

4. Рассмотреть постоянный микропрепарат кариокинеза в корешке лука репчатого. Зарисовать схематически фазы митоза.

5. Приготовить препарат эпидермиса нижней стороны листа пеларгонии. Рассмотреть под микро-скопом, зарисовать и отметить: основные клетки эпидермы, замыкающие клетки устьица, устьичную щель, кроющий волосок, железистый волосок, околоволосковые клетки (рис. 2.7. стр. 34)

6. Рассмотреть постоянный препарат поперечного среза листа ириса сначала при малом, а затем – при большом увеличении микроскопа. Зарисовать и отметить замыкающие клетки устьица, кутикулу, наружную (тангентальную) стенку основной клетки эпидермы, подустьичную полость, хлорофиллоносную ткань (мезофилл).

7. Приготовить препарат кроющих волосков (трихомы) листа икотника серо-зеленого, волоски листа коровяка, жгучие волоски на листьях крапивы двудомной (по выбору). Обратите внимание на разнообразие форм волосков различных растений.

8. Ответье на вопросы для самоконтроля на стр. 26, 27

 

Лабораторное занятие 5. Ткани.

Тема: Ткани.

Цель работы: Ознакомиться со строением и функциями механической и проводящей тканей.

Оборудование: микроскоп, влажные препараты стебля крапивы двудомной, тыквы, готовые микропрепарат стебля бузины, побеги бузины, предметные и покровные стекла, препаровальные иглы, бритвы, (или лезвия), скальпели, стеклянные палочки для воды, пинцеты, фильтровальная бумага, реактивы: хлор-цинк-йод, фуксин

Таблицы: «Часть проводящего пучка стебля тыквы на продольном срезе»

«Основная ткань растений»

«Проводящие ткани растений»

«Коллатеральный открытый проводящий пучок стебля подсолнечника»

«Биколлатеральный открытый проводящий пучок стебля тыквы»

«Механические ткани колленхимы черешка листа свеклы»

«Проводящие пучки»

Микропрепараты:

«Сосудистые элементы в поперечном разрезе стебля подсолнечника»

«Сосудистые элементы в продольном срезе стебля подсолнечника»

«Продольный разрез стебля кукурузы»

 

Литература:

Практикум по анатомии и морфологии растений: Учеб. пособие для студ. высших пед учеб. заведений / В.П.Викторов, М.А.Гуленкова, Л.Н.Дорохина и др.; Под ред. Л.Н.Дорохиной. 2-е изд., испр. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – С. 42 – 57.

Ход работы:

1. Прочитать страницы 42-57 практикума по анатомии и морфологии растений

2. Рассмотреть постоянный препарат поперечного среза стебля бузины сначала при малом, а затем – при большом увеличении микроскопа. Начните ее из со слоя внутренних клеток. Выпуклая сторона обращенная к центру стебля – это феллодерма (один-два слоя). Наружу от феллодермы расположен узкий слой живых клеток – феллоген (пробковый камбий), далее к переферии отметьте пробку(феллему), выполняющую ткань чечевички Зарисовать перидерму и отметить: пробку(феллему), феллоген (пробковый камбий), феллодерму, выполняющую ткань чечевички

3. Приготовить препарат поперечного среза стебля крапивы. Обработайте препарат хлор-цинк-йодом. Колленхима при этом приобретет синевато-сиреневый цвет. Изучив препарат, зарисуйте клетки ткани утолщенные по уголкам, живое содержимое клетки – пртопласт.

4. На постоянном препарате продольного среза стебля тыквы рассмотрите, зарисуйте и отметьте эпидерму, паренхиму, далее- значительно вытянутые вдоль стебля толстостенные клетки – склеренхиму.

5. На постоянном препарате поперечного среза стебля тыквы рассмотрите, зарисуйте схематически и отметьте: эпидерму, колленхиму, паренхиму, крахмалоносное влагалище, склеренхиму, первичную флоэму, вторичную флоэму, камбиальную зону, вторичную ксилему, первичную ксилему (биколлатеральный проводящий пучок) (рис. 2.21, стр.53)

6. Ответьте на вопросы для самоконтроля на стр. 49, 51, 55, 57.

Лабораторное занятие 6.

Тема: Семена и проросток

Цель работы: Ознакомиться со строением и функциями семян однодольных и двудольных растений и их проростков.

Оборудование: микроскоп, размоченные в течение суток семена фасоли и гороха, проростки семени фасоли, гороха посевного, пшеницы мягкой, готовые микропрепараты, предметные и покровные стекла, препаровальные иглы, бритвы, (или лезвия), скальпели, стеклянные палочки для воды, пинцеты, фильтровальная бумага, реактивы: хлор-цинк-йод, фуксин

Таблицы: «Строение семени фасоли и зерновки пшеницы» «Зерновка пшеницы»

Микропрепараты:

«Зерновка ржи»

 

Литература:

Практикум по анатомии и морфологии растений: Учеб. пособие для студ. высших пед учеб. заведений / В.П.Викторов, М.А.Гуленкова, Л.Н.Дорохина и др.; Под ред. Л.Н.Дорохиной. 2-е изд., испр. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – С. 58 – 71.

Ход работы:

1. Прочитать страницы 58-71 практикума по анатомии и морфологии растений

2. Рассмотрите размоченные семена гороха или фасоли. Найдите рубчик и микропиле. Зарисуйте внешний вид семени, отметьте семенную кожуру, микропиле, рубчик. Разорвите семенную кожуру и вычлените из семени зародыш. Раздвиньте семядоли, рассмотрите скрытую между ними зародышевую почечку, зарисуйте почечку, зародышевый корешок, гипокотиль(подсемядольное колено), семядольный узел, семядоли, эпикотиль (надсемядольное колено).

3. Подберите проростки семени фасоли с надземным прорастанием, находящиеся на разных фазах развития. Рассмотрев их, установите в какой последовательности развиваются при прорастании семян органы зародыша.

4. Подберите проростки семени гороха с подземным прорастанием, находящиеся на разных фазах развития. Рассмотрев их установите в какой последовательности развиваются при прорастании семян органы зародыша Сравните и установите разницу проростков семян гороха посевного и фасоли.

5. Рассмотрите размоченные зерновки пшеницы. Зарисуйте общий вид зерновки, указав покровы, бороздку на ее поверхности, хохолок волосков на верхушке, зародыш, эндосперм. Рассмотрите и зарисуйте проросток пшеницы мягкой отметив остатки колеоризы, главный и первичный придаточные корни, колеоптиле, первые зеленые листья.

6. Ответьте на вопросы для самоконтроля на стр. 66 и 72.

 

Лабораторное занятие 7.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-17; просмотров: 284; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.185.180 (0.473 с.)