Функции невербальных средств коммуникации 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Функции невербальных средств коммуникации



Невербальная и вербальная коммуникация, сопутствуя друг другу, находятся в сложном взаимодействии. Выделяют несколько функций, которые невербальные сообщения выполняют при взаимодействии с вербальными: дополнения, или сопровождения (включая дублирование и усиление) вербальных сообщений; опровержения вербальных сообщений; замещения вербальных сообщений; регулирования разговора.

Дополнение(сопровождение) означает, что невербальные сообщения делают речь более выразительной, уточняют и проясняют ее содержание. Речь можно точнее понять и лучше запомнить, если она дублируется жестами. Невербальные знаки могут использоваться для усиления наиболее важных моментов речи. Так, привлечь внимание слушателя можно повышая громкость голоса, делая перед словами паузы или жестикулируя определенным образом (например, поднятый вверх указательный палец как знак «это важно»).

Опровержение означает, что невербальное сообщение противоречит вербальному. Если на вопрос: «Вам интересно?» - ваш собеседник демонстрирует замешательство, отводит глаза в сторону, извиняюще улыбается и при этом говорит: «В общем, да», — то следует усомниться в правдивости его ответа. Именно потому, что невербальное поведение меньше контролируется сознанием, оно может опровергать сказанное.

Замещение означает использование невербального сообщения вместо вербального. Например, в шумной аудитории жестами пальцев рук можно передать находящемуся вдали от вас приятелю, что нужно выйти поговорить, или во время дискуссии ведущий может без слов, с помощью взгляда, поворота головы и тела предложить кому-то из участников выступить.

Регулирование означает использование невербальных знаков для координации взаимодействия между людьми. Тон голоса, сообщающий о завершении фразы, прикосновение к кому-то, выражающее желание о чем-то спросить, одобрительные или неодобрительные возгласы в адрес выступающего – эти и многие другие знаки регулируют течение коммуникации.

Помимо того что невербальное поведение само по себе является каналом коммуникации, через невербальные проявления (мимику, жесты, телесные движения) коммуниканты могут осознанно или неосознанно дополнять и модифицировать свое вербальное сообщение. М.Л. Кмапп выделяет следующие виды невербальных проявлений:

1. Подтверждение. Невербальное поведение может подтверждать и повторять то, что было сказано словами. Например, если в ответ на объяснение сложностей, с которыми встретился сотрудник в процессе выполнения задания, руководитель медленно кивает головой с сопереживающим выражением лица, то он невербально подтверждает сообщение сочувствия и понимания.

2. Отрицание. Невербальное поведение может отрицать вербальное сообщение. Если в ответ на обращенный к сотруднику вопрос, не обиделся ли он на замечания по поводу его отчета, тот отвечает с улыбкой, но раздраженным тоном, что не расстроен, и при этом отводит взгляд, избегая визуального контакта, то его невербальное послание отрицает сказанное им.

3. Усиление. Невербальное поведение может усиливать и акцентировать сказанное, т. е. увеличивать интенсивность сказанного и придавать ему ту или иную эмоциональную окраску. Например, сотрудник приходит к руководителю с целью получить дополнительную консультацию по какому-то вопросу, пытаясь таким образом снять с себя часть ответственности за решение. Руководитель дает пояснения, но при этом пристально смотрит на сотрудника хмурым взглядом — таким образом он дает понять, что он сердит.

4. Контроль и регуляция. Невербальные послания часто используются для регуляции того, что происходит в процессе взаимодействия, для контроля над поведением другого. Например, нахмуренные брови одного из участников беседы могут служить для другого сообщением о том, что его мысль не вполне понятна, что необходимы пояснения. И наоборот, кивки одного из собеседников свидетельствуют о последовательном понимании речи другого.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-08; просмотров: 1602; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.238.143.70 (0.007 с.)