Масштаб производства однотипной продукции 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Масштаб производства однотипной продукции



По масштабам производства однотипной продукции различают предприятия с:

  • массовым,
  • серийным,
  • единичным производством.

Тип производства определяется по коэффициенту закрепления операций или коэффициенту серийности: массовое производство (от 1 до 3), крупносерийное (4-10), среднесерийное (11-20), мелкосерийное (20-40), единичное (более 40).

Формы собственности

По виду собственности на средства производства предприятий и на производимую продукцию различают предприятия:

  • частные:
  • на базе коллективной собственности;
  • индивидуальной (частной) собственности;
  • совместной и прочего вида собственности (включая смешанную собственность, собственность иностранных лиц, граждан и без гражданства).
  • общественные:
  • на базе государственной собственности,
  • на базе муниципальной собственности.

Принадлежность капитала

По принадлежности капитала и, соответственно, по контролю над предприятием выделяют:

  • национальные,
  • иностранные,
  • совместные предприятия.

Предпринимательская деятельность может осуществляться с образованием или без образования юридического лица:

  • юридические лица:
  • коммерческие организации;
  • некоммерческие организации;
  • ративные;
  • унитарные;
  • субъекты предпринимательства без прав юридического лица:
      • паевые инвестиционные фонды;
      • простые товарищества;
      • представительства и филиалы;
      • индивидуальные предприниматели;
      • крестьянские (фермерские) хозяйства.

В статье 48 Гражданского кодекса РФ юридическим лицом признается организация, которая имеет обособленное имущество и отвечает им по своим обязательствам, может от своего имени приобретать и осуществлять гражданские права и нести гражданские обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

Ко всем юридическим лицам предъявляются единые требования, в частности:

1. Регистрация.

2. Наличие учредительных документов (ст.52).

3. Органы управления юридического лица (ст.53).

4. Наименование и место нахождения юридического лица (ст.54).

5. Наличие представительств и филиалов (ст.55).

6. Реорганизация и ликвидация юридического лица (ст.57, 61).

В соответствии с Гражданским кодексом (ГК) РФ (ст.50) все юридические лица подразделяются на коммерческие и некоммерческие организации, унитарные и корпоративные (ст.65.1). Таблица 1.2 - Сравнительные характеристики основных организационно-правовых форм, предусмотренных ГК РФ
Виды ОПФ Виды членства, ограничения Документы регистрации Управление Ответственность Прибыль Выход Примечание
Индивидуальный предприниматель (ИП) Физические лица 1 участник. Несколько ИП могут объединяться на основании договора простого товарищества (ст.1041 ГК РФ), объединяя вклады и действуя совместно без образования юр. лица Регистрация в установленном порядке ИП ИП отвечает всем принадлежащим ему имуществом (кроме того имущества, на которое по закону не может быть обращено взыскание) После исчисления налогов остается в распоряжении ИП Ликвидация ИП вправе иметь наемных работников, их количество не ограничено законом
КФХ крестьянское (фермерское) хозяйство Два вида членства - глава и член КФХ (может быть и один - глава КФХ). Численность членов не ограничивается. Заявление на регистрацию КФХ, заявление на выдел земельного участка в счет земельных долей, соглашение между членами КФХ (по их усмотрению) Все решения по управлению КФХ принимает его глава (если иное не предусмотрено соглашением) Глава КФХ по обязательствам КФХ несет полную ответственность, а члены КФХ - риск в пределах стоимости своих вкладов. Распределяется главой КФХ по своему усмотрению (если в соглашении между членами КФХ не оговорено иное) Вышедший из КФХ имеет право на получение денежной компенсации в размере своей доли в имуществе хозяйства. Земля и имущество при выходе члена разделу не подлежат. Размеры долей считаются равными (если в соглашении между членами КФХ не оговорено иное) В течение первых 5 лет деятельности КФХ имеет льготы по налогам. Глава КФХ должен пользоваться доверием остальных его членов. Управление отличается оперативностью. В состав имущества фермерского хозяйства могут входить земельный участок, хозяйственные и иные постройки, мелиоративные и другие сооружения, продуктивный и рабочий скот, птица, сельскохозяйственные и иные техника и оборудование, транспортные средства, инвентарь и иное необходимое для осуществления деятельности фермерского хозяйства имущество.
ООО (общество с ограниченной ответственностью) Предусматривает один вид членства - участник. Им может быть физическое или юридическое лицо (их возможная численность - от 1 до 50). Другое общество не может быть единственным участником, если оно состоит из 1 лица. Устав, учредительный договор, протокол организационного собрания, заявление о регистрации. Если один участник, то только устав. Если в учредительных документах оказались расхождения, то судебной практикой признается приоритет Устава Органы управления: Высший орган - общее собрание участников, текущее руководство осуществляет исполнительный орган (единоличный или коллегиальный), подотчётный общему собранию участников. Кол-во голосов по соглашению участников оговаривается в учредительных документах (рекомендация: пропорционально доле в уставном капитале). Участники не отвечают по обязательствам ООО своим имуществом и несут риск убытков в пределах стоимости внесенных ими вкладов в уставный капитал общества. Прибыль, направляемая на дивиденды, распределяется между участниками пропорционально их долям в уставном капитале. При выходе участник вправе: получить долю деньгами, натурой, передать часть её или всю другому лицу (участники в этом имеют преимущество право перед третьими лицами). Имущество принадлежит обществу. Выбывшему участнику возвращается его доля в уставном капитале. Участник общества вправе продать или уступить свою долю в уставном капитале одному или нескольким участникам общества, а так же третьим лицам, если это не запрещено Уставом. Участник общества вправе в любое время выйти из общества независимо от согласия других его участников. Каждый участник вносит свой вклад в уставный капитал. Уставной капитал разделен на доли. Уставный капитал не может быть меньше 100 МРОТ, т.е. 10 тыс. рублей. Уставный капитал определяет минимальный размер имущества общества, гарантирующего интересы его кредиторов.
ЗАО (закрытое акционерное общество) (с 2014 года согласно закону №99-ФЗ из ГК РФ исключается положение о ЗАО, вместо него вводится понятие “Непубличное акционерное общество”) Один вид членства - акционер. Им может быть физическое или юридическое. 1 или несколько участников, но не более 50, если участников больше, то должно быть ликвидировано или преобразовано в ПАО. АО не может иметь в качестве единственного участника другое хозяйственное общество, состоящее из одного лица. Другое общество не может быть единственным акционером, если оно состоит из 1 лица. Акции распределяются только среди учредителей или заранее определенного круга лиц. Устав, учредительный договор, заявление о регистрации Органы управления: Высший орган - общее собрание акционеров, наблюдательный совет, правление (дирекция) во главе с председателем (директором). Доля привилегированных (не голосующих) акций не должна превышать 25 %. Аудиторская проверка может проводиться по требованию акционеров, доля которых в уставном капитале не менее 10%. Общество не обязано вести свои дела публично Участники не отвечают по обязательствам АО своим имуществом и несут риск убытков в размере стоимости принадлежащих им акций Прибыль, направляемая на дивиденды, распределяется между акционерами пропорционально количеству принадлежащих им акций. Чтобы “выйти” из АО акционер продает свои акции обществу или его акционерам. Уставной капитал разделен на акции, каждый участник покупает акции, тем самым формируя уставный капитал. Уставный капитал не может быть меньше 100 МРОТ, т.е. 10 тыс. рублей. Разделение на акции одинаковой номинальной стоимости. Имущество принадлежит обществу. Акционеры имеют преимущественное право приобретать акции, продаваемые другими акционерами данного общества. Акционер не имеет права на возврат вклада, внесенного в счет оплаты акций.
ОАО (открытое акционерное общество) (с 2014 года согласно закону №99-ФЗ из ГК РФ исключается положение об ОАО, вместо него вводится понятие “Публичное акционерное общество”) Один вид членства - акционер. Им может быть физическое или юридическое лицо (численность не ограничивается). Если участник (учредитель) один, то это должно быть отражено в уставе. Другое хозяйственное общество не может быть единственным акционером, если оно состоит из 1 лица. Устав, учредительный договор, заявление о регистрации Органы управления: Высший орган -общее собрание акционеров, наблюдательный совет, правление (дирекция) во главе с председателем (директором). Доля привилегированных (не голосующих) акций не должна превышать 25 %. Если в составе общества больше 50 акционеров, то создается Совет директоров. Обязательна публичная отчётность и проведение аудиторской проверки Участники не отвечают по обязательствам АО своим имуществом и несут риск убытков в размере стоимости принадлежащих им акций Выплата дивидендов - по решению общего собрания акционеров, но обязательно выплачивается фиксированный дивиденд по привилегированным акциям. Прибыль, направляемая на дивиденды, распределяется между акционерами пропорционально количеству принадлежащих им акций. Чтобы “выйти” из ОАО акционер продает все свои акции любому лицу. Уставной капитал разделен на акции. Каждый участник покупает акции, тем самым формируя уставный капитал. Уставный капитал не может быть меньше 1000 МРОТ, т.е. 100 тыс. рублей. Разделение на акции одинаковой номинальной стоимости. Имущество принадлежит обществу; свободное отчуждение акций; акционер не имеет права на возврат вклада, внесенного в счет оплаты акций. Акции могут продаваться любым лицам, на них может объявляться подписка и они могут поступать в свободную продажу. Обязано ежегодно публиковать для всеобщего сведения годовой отчёт, бухгалтерский баланс, счет прибылей и убытков. Обязательно создание резервного фонда в размере не менее 10% уставного капитала
ДХО (дочернее хозяйственное общество) Участниками могут быть физические и юр.лица (товарищества, общества). ДХО не вправе самостоятельно определять свои решения, так как зависит от другого ХО, ХТ (основного или материнского). Устав, учредительный договор, заявление о регистрации Органы управления: собрание участников, правление, председатель. Участник (основное или материнское общество) отвечает по долгам ДХО, если они возникли по его вине. ДХО не отвечает по долгам участника. Прибыль, направляемая на дивиденды, распределяется между участниками пропорционально их долям в уставном капитале. В соответствии с учредительными документами, в зависимости от вида организационно-правовой формы. ДХО не отвечает по долгам основного (материнского) общества (товарищества). Вместе с тем ДХО зависит от основного.
ТНВ (товарищество на вере или - коммандитное товарищество) Два вида членства - полный товарищ и вкладчик. Полными товарищами могут быть индивидуальные предприниматели (ИП) и (или) коммерческие организации. Вкладчиками могут быть граждане и юр.лица. В ТНВ должен быть хотя бы 1 полный товарищ и 1 вкладчик. Полным товарищем можно быть только в одном товариществе. Численность полных товарищей и вкладчиков не ограничивается. Учредительный договор, протокол организационного собрания, заявления от полных товарищей (они становятся ИП), заявление на регистрацию ТНВ Органы управления: собрание полных товарищей, уполномоченный (директор) ТНВ. Количество голосов полных товарищей по согласованию сторон оговаривается в учредительном договоре (рекомендация: пропорционально долям в складочном капитале). Вкладчики не участвуют в управлении и не могут оспаривать решения полных товарищей Полные товарищи солидарно осуществляют субсидиарную ответственность своим имуществом. Вкладчики вносят вклад и не несут ответственности по долгам товарищества, а рискуют только своим вкладом. Прибыль, направляемая на дивиденды, распределяется между полными товарищами и вкладчиками пропорционально их долям в складочном капитале. В первую очередь дивиденды выплачиваются вкладчикам. Размер дивиденда на единицу вклада у полных товарищей не может быть выше, чем у вкладчиков. При выходе из ТНВ полный товарищ получает долю участия в складочном капитале, а вкладчик - стоимость своего вклада. Полный товарищ вправе: передать часть доли или всю её другому участнику (третьему лицу - с согласия полных товарищей). вкладчику такое согласие не требуется. Управление отличается оперативностью. Полные товарищи должны быть единомышленниками, пользоваться доверием вкладчиков, иметь высокую квалификацию и развитое чувство ответственности. Каждый участник вносит свой вклад в так называемый “складочный капитал”. Размер капитала законом не регламентируется. Имущество принадлежит товариществу на вере. Полные товарищи и вкладчики получат при выходе из товарищества свою долю. Вкладчики имеют преимущественное право перед полными товарищами на получение вклада при ликвидации товарищества. Товарищество на вере аналогично полному товариществу
ПТ (полное товарищество) Один вид членства - полный товарищ. Ими могут быть ИП и (или) коммерческие организации. Лицо может быть участником только одного ПТ. Число участников - не менее двух. Участник ПТ вправе выйти из него, заявив об отказе от участия не менее чем за 6 месяцев до фактического выхода. Учредительный договор, протокол организационного собрания, заявления на ИП и регистрацию ПТ. Органы управления: собрание участников, уполномоченный (если предусмотрен). Каждый участник вправе представлять товарищество, имеет 1 голос, а решение считается принятым, если одобрено всеми участниками (если не оговорено иное в УД) Участники солидарно несут субсидиарную ответственность своим имуществом по обязательствам ПТ (включая тех, кто не является учредителем). Участник, выбывший из товарищества, отвечает по обязательствам товарищества, возникшим до момента его выбытия, наравне с оставшимися участниками в течение двух лет.. Направляемая на дивиденды прибыль, распределяется между полными товарищами пропорционально их долям в складочном капитале. При выходе из ПТ участник вправе: получить стоимость своей доли в СК (натурой - по соглашению), передать её часть или всю другому участнику (третьему лицу - с согласия остальных полных товарищей). Каждый участник вносит свой вклад в так называемый “складочный капитал”. Размер капитала законом не регламентируется Имущество принадлежит полному товариществу. Участник ПТ вправе с согласия остальных его участников передать свою долю в складочном капитале другому участнику товарищества или третьему лицу. Выбывшему участнику возвращается его доля в складочном капитале.
Производственный кооператив Физические лица, учредительным документом может быть предусмотрено участие юридических лиц. Количество участников не менее 5 Устав Высший орган - общее собрание членов кооператива. Решения принимаются большинством голосов (1 человек = 1 голос) независимо от трудового и имущественного участия В размере внесенного пая (если иное не предусмотрено уставом). Члены ПК несут по обязательствам кооператива субсидиарную ответственность в размерах и порядке, предусмотренном законом о ПК и Уставом. Прибыль производственного кооператива распределяется между его членами в соответствии с трудовым участием каждого из них, если законом или уставом не предусмотрен иной порядок Член кооператива вправе выйти из кооператива по своему усмотрению. При выходе из кооператива участнику возвращается его пай. По окончании финансового года вышедшему должна быть выплачена стоимость пая. Имущество принадлежит кооперативу. Уставной капитал формируется за счёт объединения личных паевых взносов. Кооператив не вправе выпускать акции. Предусмотрено личное трудовое участие членов кооператива. Член кооператива вправе передать свой пай другому члену кооператива или третьему лицу, если это не запрещено Уставом.
ГКП государственное (казенное) предприятие Участником предприятия является его учредитель - Правительство РФ. Казенное предприятие основано на праве оперативного управления переданным ему Федеральным имуществом. Устав, утвержденный Правительством РФ Все решения по управлению предприятием принимает руководитель либо иной орган, который назначается собственником его имущества По своим обязательствам отвечает всем своим имуществом. Не отвечает по обязательствам учредителя. РФ несет субсидиарную ответственность по обязательствам казенного предприятия при недостаточности его имущества Условия использования прибыли оговариваются в уставе, утверждаемом учредителем Ликвидация предприятия осуществляются по решению Правительства РФ Предприятие может получать помощь со стороны государства. Однако, руководство и другие работники предприятия не будут в достаточной мере заинтересованы в эффективной работе. ГКП, как правило, не способны конкурировать с частными предприятиями.
МП (муниципальное предприятие) Участником предприятия является его Учредитель - уполномоченный государственный орган или орган местного самоуправления. Данный тип унитарного предприятия основан на праве хозяйственного ведения. Устав, утвержденный уполномоченным на то государственным органом или органом местного самоуправления Все решения по управлению предприятием принимает руководитель либо иной орган, который назначается собственником его имущества По своим обязательствам всем своим имуществом. Не отвечает по обязательствам учредителя. Собственник имущества отвечает по обязательствам предприятия, если его банкротство наступило по вине собственника имущества Условия использования прибыли оговариваются в уставе, утверждаемом учредителем Ликвидация предприятия осуществляются по решению учредителя - собственника его имущества Предприятие может получать помощь со стороны государства или органа местного самоуправления. Однако, руководство и другие работники предприятия не будут в достаточной мере заинтересованы в эффективной работе.
Характеристика, признак Вид некоммерческой организации
Общественные организации Религиозные организации Фонды Некоммерческие партнерства Учреждения Автономные некоммерческие организации Ассоциации Потребительский кооператив Товарищества собственников недвижимости
Состав участников:
физические лица X X              
юридические лица         X   X    
физические и юридические лица     X X   X   X X
Права учредителей на имущество организации:
обязательственные       X   X   X X
вещные (собственности)         X        
никаких имущественных X X X       X    
Порядок формирования имущества:
первоначальные взносы X X X   X   X X X
членские постоянные взносы X X   X   X X X X
пожертвования   X X            
Наличие членства в организации:
есть X     X     X X X
нет   X X   X X      
Льготное обслуживание учредителей или участников:
есть X X   X     X X X
нет     X   X X      
Ответственность участников по обязательствам организации:
отсутствует X X X X   X      
полная         X        
частичная                  
субсидиарная             X X X
Право ведения предпринимательской деятельности:
есть X X   X X X   X X
нет     X       X    
Право на получение части имущества при выходе её члена или при ликвидации организации:
нет X X X     X X    
есть       X X     X X
Управление организацией:
участниками X X   X     X X X
наблюдательный орган     X     X      
исполнительный орган       X X       X
                     

Деятельность предприятий регулируется нормативно-правовыми актами. Основой является ГК РФ, а также Конституция РФ, НК, ТК и др. кодексы РФ, законы, подзаконные правовые акты РФ и субъектов РФ, положения, приказы и иные нормативно-правовые акты РФ и субъектов РФ.

Нормативные акты подразделяются на законы, акты федеральных органов государственного управления, акты федеральных органов исполнительной власти, акты исполнительных органов субъектов Российской Федерации (рис. 1.1).

Рис. 1.1 - Виды нормативных актов

Наряду с внутренними законами и иными правовыми актами источниками права, регулирующего экономику предприятия, служат общепризнанные принципы и нормы международного права: свобода торговли, международные договоры России.

Регулятором рыночных отношений является гражданское право - система правовых норм, регулирующих имущественные и связанные с ними неимущественные отношения, базирующиеся на автономии и имущественной самостоятельности участников таких отношений, методом юридического равенства сторон. Вместе с другими отраслями права гражданское право способно в полной мере воздействовать на экономику предприятий.

Гражданский кодекс, другие законы и иные правовые акты, содержащие нормы гражданского права, не только дают определение предпринимательской деятельности, но и регламентируют особенности источников её гражданско-правового регулирования, их участия в обязательствах.

Существуют уголовная, административная, экономическая и гражданская формы ответственности предпринимателей в случае нарушения ими действующего законодательства.

2 Среда функционирования предприятия: внешняя и внутренняя. Продукция предприятия, её конкурентоспособность Для эффективного управления предприятием необходимо уметь не только определять влияние на него множества факторов, но и предвидеть это влияние. Эти факторы действуют как внутри предприятия, так и вне его (рис. 2.1). Рис. 2.1. Внешняя и внутренняя среда предприятия Внешняя среда - это комплекс факторов, неконтролируемых со стороны предприятия и оказывающих непосредственное влияние на производственную и финансово-хозяйственную деятельность предприятия извне (со стороны). Анализ внешней среды необходим для разработки стратегии развития предприятия, учитывающей сложность, неопределенность и подвижность среды. Поскольку факторы внешней среды имеют различную силу влияния на предприятие, их разделяют на прямые и косвенные факторы, а всю внешнюю среду на среду прямого и косвенного воздействия на предприятие (рис. 2.2). Рис. 2.2. Факторы прямого и косвенного воздействия внешней среды на предприятие К факторам среды прямого воздействия (микросреда, “деловая среда”, локальная среда) - факторам, которые непосредственно влияют на операции организации и испытывают на себе прямое же влияние операций организации (определение Элвара Элбинга) - традиционно относят:
  • поставщиков - это субъекты хозяйствования, обеспечивающие предприятие материально-техническими и энергетическими ресурсами, необходимыми для производства продукции (работ, услуг);
  • инфраструктуру - представляет часть деловой среды, которая обеспечивает предприятие необходимыми для его нормального функционирования финансовыми, трудовыми, информационными и другими услугами (банки, биржи аудиторские фирмы, кадровые, охранные и рекламные агентства, и пр.);
  • законы и государственные органы - влияние этого фактора на деятельность предприятия может проявляться в разной степени и отличаться по своему содержанию. Оно может варьироваться от регулирования сферы деятельности до прямого вмешательства в дела предприятия;
  • потребителей - покупатели производимой предприятием продукции (работ, услуг);
  • конкурентов - соперники предприятия в борьбе за более выгодные условия производства и сбыта товаров, за получение наибольшей прибыли.
В макросреде предприятия действует значительно большее количество факторов, чем в микросреде, им свойственна многовариантность, неопределенность и непредсказуемость последствий. К факторам среды косвенного воздействия (макросреда, глобальная среда) - общие силы, события и тенденции, непосредственно не связанные с операционной деятельностью организации, однако в целом, формирующие контекст бизнеса - следует отнести такие факторы, как состояние экономики, научно-технический прогресс, социокультурные и политические изменения, влияние групповых интересов и существенные события в других странах. Внутренняя среда предприятия является по существу реакцией на внешнюю среду. Внутренняя среда предприятия определяет технические и организационные условия работы предприятия и будет результатом управленческих решений. Внутренняя среда представлена факторами, общими для всех типов предприятий, состояние которых в совокупности определяет тот потенциал и те возможности, которыми располагает предприятие. Внутренние факторы называются переменными внутренней среды, которая является регулируемой и контролируемой со стороны менеджмента. По определению М. Мескона, М. Альберта и Ф. Хедоури, основные внутренние переменные предприятия - это цели, структура, задачи, технология и люди (персонал организации). Эта точка зрения является развитием известного "алмаза" Гарольда Ливитта, который выделил четыре внутренние переменные - задание или миссия, структура, технология и индивиды. Исследователь подчеркивал значение каждого элемента и существующих между ними взаимосвязей - изменение в одном из них ведет к трансформации в других (рис. 2.3). Рис. 2.3 - “Алмаз” Гарольда Ливитта В целом предприятие состоит из нескольких уровней управления и различных подразделений, взаимосвязанных между собой. Это принято называть структурой. Все подразделения предприятия можно отнести к тем или иным функциональным областям. К функциональным областям внутренней среды предприятия относятся:
  • производство - изготовление продукции, выполнение работ и оказание услуг, разработка номенклатуры и ассортимента адекватных спросу на рынке, снабжение и ведение складского хозяйства; обслуживание технологического парка,
  • маркетинг - комплексное изучение рынка, стратегия продукта, стратегия ценообразования; стратегия продвижения продукта на рынке, выбор рынков сбыта и систем распределения,
  • НИОКР - научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки, внедрение технологических, организационных, управленческих и других новшеств в производство,
  • финансовое управление - включает процессы, связанные с обеспечением эффективного использования и движения денежных средств,
  • общее управление - охватывает: взаимодействие менеджеров и рабочих, наем, обучение и продвижение кадров, оценка результатов труда и стимулирование, создание и поддержание отношений между работниками и т.п., нормы, правила, процедуры; распределение прав и ответственности, иерархию подчинения.
Такое деление носит условный характер и конкретизируется в общей и производственной организационных структурах. Результатом производственной деятельности предприятия является его продукция. Продукция предприятия может быть выражена в форме продукта (товара), услуг (работ). Продукт (товар) - это объект, имеющий вещную форму и способный удовлетворять те или иные потребности, получаемый из исходного сырья и материалов таким технологическим способом, в результате которого свойства исходного материала полностью исчезают, а продукт приобретает самостоятельную потребительскую ценность. Услуга - вид деятельности, результат которой не имеет конкретной натурально-вещественной формы. Услуги могут быть производственного и непроизводственного характера. Под выполненными работами понимают ремонтные, монтажные работы, перевозку грузов на транспорте и пр. Изготавливаемая на предприятии продукция на разных стадиях технологического процесса находится в виде незавершенного производства, полуфабриката или готового изделия (продукции) (рис. 2.4). Рис. 2.4 - Классификация продукции по назначению и степени готовности Степень удовлетворения потребностей рынка характеризует объём товаров определенной номенклатуры и ассортимента. Номенклатура - это укрупненный перечень наименований продукции (работ, услуг), выпускаемой предприятием. Ассортимент - это перечень наименований изделий по видам, типоразмерам, сортам, маркам в определенном количественном соотношении. Планирование и учёт изготовленной продукции осуществляется в натуральных (физических, т, м, м², м³), условно-натуральных и стоимостных (денежных) измерителях. По степени полноты и методу учёта производимой продукции и объёму её реализации различают стоимость валовой, товарной и реализованной продукции. Помимо этого, предприятие оценивает величину вновь созданной стоимости трудом работников своего предприятия. Эта оценка производится с использованием двух показателей. Один из них носит название “ Чистая продукция ”, второй - “ Добавленная стоимость ”.

Конкурентоспособность продукции - это комплекс потребительских и стоимостных характеристик, которые определяют её успех на рынке. С одной стороны, конкурентоспособность продукции определяется качеством, а с другой стороны - его ценой.

Качество продукции - это определенная совокупность свойств продукции, обуславливающих её пригодность удовлетворять определенные потребности в соответствии с назначением. Качество продукции, выпускаемой предприятием, должно отвечать государственным стандартам и техническим условиям, а также превосходить качество продукции конкурирующих предприятий.

Свойства продукции выражаются показателями качества.

В зависимости от роли, выполняемой при оценке, различают классификационные и оценочные показатели. Классификационные показатели характеризуют принадлежность продукции к определенной группе в системе классификации и определяют назначение типоразмер, область применения и условия использования продукции. Оценочные показатели количественно характеризуют одно или несколько свойств продукции, которые образуют качество продукции как объекта производства и потребления или эксплуатации Они используются для нормирования требований к качеству, оценки технического уровня при разработке стандартов, проверки качества при контроле, испытаниях и сертификации.

Методы определения значений оценочных показателей качества продукции подразделяются на две основные группы (табл.2.1).

Таблица 2.1 - Классификация м етодов определения значений оценочных показателей качества продукции

Наименование метода Определение
По способу получения информации
Измерительный метод Метод определения значений показателей качества продукции, осуществляемый на основе технических средств измерений
Регистрационный метод Метод, осуществляемый на основе наблюдения и подсчета числа определенных событий, предметов или затрат
Расчётный метод Метод, осуществляемый на основе использования теоретических (или) эмпирических зависимостей показателей качества продукции от её параметров
Органолептический метод Метод определения значений показателей качества продукции, осуществляемый на основе анализа восприятий органов чувств
По источнику получения информации
Экспертный метод Метод, осуществляемый на основе решения, принимаемого экспертами
Социологический метод Метод, осуществляемый на основе сбора и анализа мнений её фактических или возможных потребителей

В ходе производства и по его окончании проводится количественная и качественная оценка уровня качества продукции - совокупность операций, включающая выбор номенклатуры показателей качества оцениваемой продукции, определение значений этих показателей и сопоставление их с базовыми. Оценку качества продукции осуществляют по уровню её дефектности, определяемому при техническом и инспекционном контроле.

Наука (научная область), занимающаяся количественной оценкой качества продукции (то есть измерением качества), называется квалиметрией.

Основными методы оценки уровня качества продукции являются:



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-17; просмотров: 504; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.118.198 (0.02 с.)