Общественные блага, их свойства и типология 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Общественные блага, их свойства и типология



 

Обществ блага- вид экономических благ, обладающих свойствами, противоположными частным благам (рыночным товарам и услугам), то есть которые предназначены для потребления всему населению.

Общественные блага бывают:

- чистые - рынок вообще не производит (национальная оборона)

- Смешанные- рынок производит их может, но не в достаточном количестве (социально-значимые блага и клубные). Источником их производства могут быть гражданское общество и муниципалитеты. Их ещё называют блага с особыми достоинствами.

 

Свойства общественных благ:

1) неконкурентность (неизберательность)- означает, что потребление общественного блага одним человеком не уменьшает его доступность для других. Такое благо потребляется коллективно и предельные издержки для дополнительного потребителя равны нулю.

2) Неисключаемость- означает, что технически невозможно ограничить потребление общественных благ, или такое ограничение не целесообразно изба высоких затрат на предотвращение бесплатного доступа к благу дополнительного потребителя.

 

 

Смешанные блага- те блага, в которых одно из свойств проявляется слабо или вообще отсутствуют.

 

Чистые общественные блага характеризуются большим диапазоном внешних экономических эффектов. А вот некоторым сшечанным благам присущ сильно выраженный положительный внешний эффект социально значимого блага. Положительные смешанные эффекты нельзя превратить во внутренние с помощью конкурентно ценового механизма, а значит в условиях рынка будет иметь место недопроизводство вот этих благ. То есть это чистые смешанные блага.

 

При производстве социально значимых благ внешний эффект их воздействия затрагивает не все население, а только тех граждан, которые не участвуют в их оплате.тогда возникает проблема безбилетника.

 

В зависимости от масштабов положительного внешнего эффекта, от степени территориального охвата полезного действия общественного блага принято различать на:

1) международные

2) Общенациональные

3) Локальные

 

Чистые общественные блага финансируются за счёт бюджета и налоговых доходов, а также внебюджетных фондов обязательного соц страхования и страховых взносов. А вот для рынков услуг образования, здравоохранения, страхования соц и профессиональных рисков характерно недальновидное поведение потребителей и производителей этих благ, и это порождает феномен неполного рынка.

 

Феномен неполного рынка- негарантированность права на охрану здоровья для незастрахованный лиц. Это требует ведения обязательного соц страхования. Таким образом, ограниченный суверенитет потребителя на рынке услуг страхования соц рисков вызывает необходимость государственного вмешательства для обеспечения всех граждан страховой защитой.

К смешанным благам можно отнести услуги естественных монополий. К ним относятся исключаемые блага ограниченного доступа и перегружаемые блага.

Исключаемые блага ограниченного доступа означают распространения принципа исключи.....такие блага называются клубные. Предельные издержки таких благ невелики.

 

Здесь применяется принцип платности в сфере потребления в виде вступительных взносов..

Перегружаемые общественные блага (дороги, мосты, тоннели), потребление таких благ до определённого предела неконкурентно и может финансироваться за счёт бюджета и быть для потребителя бесплатным, однако наступает момент, когда возникает перегрузка этих благ, например пробка на автодороге, и тогда растут предельные издержки и конкурентность в потреблении и..

 

 

1) когда выделяются характерные черты, отличающие частные общественные блага: -исключаемость; - совместность потребления;

Совместное потребление:

- совместное пользование, при котором блага не умываются

- При котором блага убывают

 

исключаемость:

- возможно

- Невозможно

 

-Платные общественные блага, допускающие возможность исключаемости с использованием низких цен;

- общественные блага как ресурсы, находящиеся в общем распоряжении (океанская рыба, грунтовые воды)

 

 

Особенности общественных благ проявляются:

1) При формировании спроса на общественное благо

2) При определении условий равновесного объема производства общественных благ (несоперничество)

 

В отличие от общественных благ, частные блага обладают свойством сопер
 
 

ничества.

 

Предположим, что ценность блага определяется каждым потребителем как предельная польза блага (МВ), ценность, приписываемая отдельными потребителями(АВ) какому то частному благу будет представлена кривыми предельной пользы (МВ, потовые являются аналогами спроса, то есть это величины спроса на частное благо..

 

Общая величина частного блага определяешься всеми потребителями и на графике эта общая величина ценности блага представлена горизонтальным суммированием МАа и МВв

 

 

Предельная польза дополнительной единицы блага представляет собой наибольшее желание платить за единицу данного блага, когда произведена первая единица блага, потребитель В обладает большим желанием платить, предельная польза первой единицы блага равна нулю.

 

В отличии от частных благ общественные обладают несоперничеством, разный объём потребления общественного блага осуществляется при одном и том же количестве, поэтому в случае с общественным благом. Поэтому в случае с общественными благами совокупная ценность ОБ определяется вертикальным суммированиям индивидуальных кривых недельной полезности МВа и МВв. А так как ОБ обладает свойством несоперничества, то каждая единица произведённого блага будет потреблена обоими потребителями А и В. Общая предельная полезность представлены МВа и МВв. Тогда предельная полезность первой единицы ОБ =5 для потребителя А, а для потребителя В равна 10. Таким образом совокупная предельная полезность первой единицы общественного блага или общая готовность платить равна 15. Если произведено 7,5 единиц общественного блага, то потребитель В готов платить. В этом случае общая готовность платить будет представлена предельными оценками потребителя В. В целом совокупная ценность общественного блага будет представлена ломанной линией МВ= МВа+МВв

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-17; просмотров: 865; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.12.172 (0.01 с.)