Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Представления о душе в учениях философов (Демокрит, Платон, Аристотель).Стр 1 из 16Следующая ⇒
Представления о душе в учениях философов (Демокрит, Платон, Аристотель). Психология с древнегреческого означает «наука о душе». Первоначально душа представлялась в виде особого тонкого тела или существа, живущего в разных органах. С развитием религиозных взглядов душа стала пониматься как своеобразный двойник тела, как бестелесная и бессмертная духовная сущность, связанная с «потусторонним миром», где она обитает вечно, покидая человека. Согласно Демокриту, душа – это материальное вещество, которое состоит из атомов огня, шарообразных, легких и очень подвижных. Все душевные явления Демокрит пытался объяснить физическими и даже механическими причинами. Так, по его мнению, ощущения человека возникают потому, что атомы души приводятся в движение атомами воздуха или атомами, непосредственно «истекающими» от предметов. Аристотель отрицал взгляд на душу как на вещество. В то же время он не считал возможным рассматривать душу в отрыве от материи (живых тел), как это делали философы-идеалисты. Душа, согласно Аристотелю, – это целесообразно работающая органическая система. Для определения природы души он использовал сложную философскую категорию «энтелехия». В работах Платона изложен взгляд на душу как на самостоятельную субстанцию. По его мнению, душа существует наряду с телом и независимо от него. Душа – начало незримое, возвышенное, божественное, вечное. Тело – начало зримое, низменное, преходящее, тленное. Душа и тело находятся в сложных взаимоотношениях. По своему божественному происхождению душа призвана управлять телом. Однако иногда тело, раздираемое различными желаниями и страстями, берет верх над душою.
Сознание в учении Р. Декарта, Б. Спинозы. Декарт считал, что человек с детства впитывает в себя очень многие заблуждения, принимая на веру различные утверждения и идеи. Поэтому для того, чтобы найти истину, по его мнению, сначала надо все подвергнуть сомнению, в том числе и достоверность информации, получаемой органами чувств. В таком отрицании можно дойти до того, что и Земли не существует. Что же тогда остается? Остается наше сомнение – верный признак того, что мы мыслим. Отсюда и известное выражение, принадлежащее Декарту «Мыслю, значит существую». В этих суждениях заключается основной постулат психологии второй половины XIX в.: первое, что обнаруживает человек в самом себе, – это его сознание. По его мнению, взаимодействие организма с внешней средой осуществляется посредством нервной машины, состоящей из мозга как центра и «нервных трубок». Внешние предметы действуют на периферические окончания, расположенные внутри нервных трубок, нервных «нитей», последние, натягиваясь, открывают клапаны отверстий, ведущих из мозга в нервы, по каналам которых «животные духи» устремляются в соответствующие мышцы, которые в результате «надуваются». Таким образом, по мнению Декарта, причина поведенческой активности человека лежит вне его и определяется внешними факторами, а сознание не принимает участия в регуляции поведения. Поэтому в своем учении он резко противопоставляет душу и тело, утверждая, что существуют две независимые друг от друга субстанции – материя и дух.
Отталкиваясь от декартовского дуализма, Спиноза выдвинул теорию параллелизма тела и сознания, согласно которой сознание, подобно телу, также подчиняется определенным законам. В отличие от Декарта, Спиноза рассматривал «протяжение» и «мышление» как атрибуты единой субстанции. Он считал сознание неким «духовным автоматом», подчиняющимся собственным необходимым законам, точно так же как тело подчиняется законам движения.
Специфика общей психологии. Предмет общей психологии - это сама психика, как форма взаимодействия живых существ с миром, которая выражается в их способности претворять в действительность свои побуждения и функционировать в мире на основе имеющейся информации. А психика человека, с точки зрения современной науки, выполняет функцию посредника между субъективным и объективным, а также реализует представления человека о внешнем и внутреннем, телесном и душевном. Объект общей психологии – это закономерности психики, как формы взаимодействия человека с окружающим миром. Данная форма в связи со своей многогранностью подлежит исследованию в совершенно разных аспектах, которые исследуются разными ответвлениями психологической науки. В качестве объекта выступает развитие психики, нормы и патологии в ней, виды деятельности человека в жизни, а также его отношение к окружающему миру.
Благодаря масштабности предмета общей психологии и возможности выделять в её составе множество объектов для исследований в настоящее время в психологической науке существуют общие теории психологии, которые ориентируются на разные научные идеалы и саму психологическую практику, которая вырабатывает определённые психотехники для воздействия на сознание и его управления. Но как бы ни были сложны пути, которыми продвигается психологическая мысль, постоянно трансформируя объект своего исследования и глубже погружаясь благодаря этому в предмет, каким бы изменениям и дополнениям он не был подвержен и какими бы терминами ни обозначался, можно всё же выделить основные блоки терминов, которыми характеризуется объект психологии. К ним относятся: - психические процессы – психология изучает психические явления в процессе формирования и развития, продуктом которого становятся результаты, оформившиеся в образы, мысли, эмоции и т.п.; - психические состояния – активность, подавленность, бодрость и т.п.; - психические свойства личности – целеустремлённость, трудолюбие, темперамент, характер; - психические новообразования – те знания, навыки и умения, которые приобретает человек в течение жизни. Естественно, все психические феномены не могут существовать обособленно, а тесно связаны друг с другом и оказывают влияние друг на друга. Но рассмотреть каждый из них мы можем отдельно.
Наблюдение и его виды. Наблюде́ние — описательный психологический исследовательский метод, заключающийся в целенаправленном и организованном восприятии и регистрации поведения изучаемого объекта. Наблюдение — организованное, целенаправленное, фиксируемое восприятие психических явлений с целью их изучения в определённых условиях. Наблюдением называется целенаправленное, организованное и определённым образом фиксируемое восприятие исследуемого объекта. Результаты фиксации данных наблюдения называются описанием поведения объекта. Наблюдение применяется тогда, когда-либо невозможно, либо непозволительно вмешиваться в естественное течение процесса. Оно может быть: 1. Непосредственным и опосредованным, 2. Внешним и внутренним, 3. Включенным (которое может быть открытым и закрытым) и невключенным, 4. Прямым и косвенным, 5. Сплошным и выборочным (по определённым параметрам), 6. Полевым (в повседневной жизни) и лабораторным. По систематичности различают: Несистематическое наблюдение, при котором необходимо создать обобщённую картину поведения индивида или группы индивидов в определённых условиях и не ставится цель фиксировать причинные зависимости и давать строгие описания явлений. Систематическое наблюдение, проводящееся по определённому плану и при котором исследователь регистрирует особенности поведения и классифицирует условия внешней среды. Наблюдение противопоставляется эксперименту. Это противопоставление основано на двух положениях: Пассивность наблюдателя — наблюдатель не изменяет окружающую реальность. Непосредственность — наблюдатель фиксирует в протоколе то, что видит.
По фиксируемым объектам: Сплошное наблюдение. Исследователь старается фиксировать все особенности поведения. Выборочное наблюдение. Исследователь фиксирует лишь определённые типы поведенческих актов или параметры поведения. По форме наблюдения: Осознанное наблюдение Неосознанное внутреннее наблюдение Неосознанное внешнее наблюдение
Представления о душе в учениях философов (Демокрит, Платон, Аристотель). Психология с древнегреческого означает «наука о душе». Первоначально душа представлялась в виде особого тонкого тела или существа, живущего в разных органах. С развитием религиозных взглядов душа стала пониматься как своеобразный двойник тела, как бестелесная и бессмертная духовная сущность, связанная с «потусторонним миром», где она обитает вечно, покидая человека. Согласно Демокриту, душа – это материальное вещество, которое состоит из атомов огня, шарообразных, легких и очень подвижных. Все душевные явления Демокрит пытался объяснить физическими и даже механическими причинами. Так, по его мнению, ощущения человека возникают потому, что атомы души приводятся в движение атомами воздуха или атомами, непосредственно «истекающими» от предметов. Аристотель отрицал взгляд на душу как на вещество. В то же время он не считал возможным рассматривать душу в отрыве от материи (живых тел), как это делали философы-идеалисты. Душа, согласно Аристотелю, – это целесообразно работающая органическая система. Для определения природы души он использовал сложную философскую категорию «энтелехия». В работах Платона изложен взгляд на душу как на самостоятельную субстанцию. По его мнению, душа существует наряду с телом и независимо от него. Душа – начало незримое, возвышенное, божественное, вечное. Тело – начало зримое, низменное, преходящее, тленное. Душа и тело находятся в сложных взаимоотношениях. По своему божественному происхождению душа призвана управлять телом. Однако иногда тело, раздираемое различными желаниями и страстями, берет верх над душою.
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-08; просмотров: 2363; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.227.114.125 (0.012 с.) |