ТОП 10:

Инструменты и методы денежно-кредитного регулирования, используемые



Центральными банками

Суть денежно-кредитной политики, как было описано в гл. 2, состоит в воздействии на экономическую конъюнктуру посредством изменения количества находящихся в обращении денег. При рассмотрении денежно-кредитной политики важно разделять ее цели, методы и инструменты.

Денежно-кредитная политика центрального банка всегда соответствует экономической политике государства. Ее наиболее общими целями в странах с развитой рыночной экономикой обычно являются обеспечение экономического роста, снижение инфляции и ограничение безработицы. Центральный банк может участвовать в реализации этих целей путем обеспечения экономики необходимой и достаточной денежной массой и регулирования доступности кредита, которые часто рассматриваются как промежуточные


цели денежно-кредитной политики. Обе они находятся в состоянии внутреннего противоречия друг с другом. Для их достижения используется однотипный набор инструментов, с помощью которых можно регулировать денежное предложение, поэтому корреляция между ними высока и, следовательно, во многих случаях одновременно достичь их нельзя. Иными словами, центральный банк постоянно должен решать проблему выбора между низкой инфляцией и дешевым кредитом.

Объектом воздействия инструментов денежно-кредитной политики является денежное предложение и денежный мультипликатор. Предложение денег исходит от центрального банка, его основными источниками являются кредиты, предоставляемые правительству и национальной банковской системе, покупка иностранной валюты за национальную, а также ценных бумаг на открытом рынке. Основным методом денежно-кредитного регулирования, воздействующим на объем денежного предложения, является политика рефинансирования, которая предполагает использование различных инструментов. Воздействие на денежный мультипликатор обеспечивается в основном путем регулирования норм обязательных резервов. Наряду с этими основными экономическими методами в некоторых странах центральные банки используют и административные методы денежно-кредитного регулирования, или так называемые селективные методы регулирования: установление прямых количественных ограничений, портфельные ограничения и др. В последние годы в связи с широким распространением идей монетаризма многие центральные банки стали использовать и метод таргетирования, под которым понимают установление ориентиров роста денежной массы.

Выбор и сочетание инструментов денежно-кредитного регулирования зависит прежде всего от задач, которые решает центральный банк в определенный отрезок времени. В условиях формирующихся финансовых рынков и относительной закрытости национальных экономик наиболее результативными являются прямые методы вмешательства центрального банка в денежно-кредитную сферу: административное регулирование депозитных и кредитных ставок коммерческих банков, установление предельных объемов кредитования банком своих клиентов, изменение уровня минимальных резервов. По мере развития финансовых рынков наблюдается переход к рыночным методам регулирования денежной массы, и прежде всего к операциям на открытом рынке и изменению уровня официальной ставки процента.

При выборе конкретных инструментов воздействия на денежное предложение в соответствии с текущими целями денежно-кредитной политики возникает ряд практических трудностей, обусловленных тем, что отдельные инструменты используются по другим важным направлениям регулирования. Например, кредиты рефинансирования, обеспечивая расширение денежного предложения, одновременно ведут к увеличению свободных резервов коммерческих банков, что не всегда желательно. Валютные интервенции параллельно с воздействием на предложение денег воздействуют и на валютный курс. Кроме того, возможности практического применения некоторых инструментов определяются развитием финансовых рынков (прежде всего это относится к операциям на открытом рынке) и правовым обеспечением.

Резервные требования.Повсеместно распространенным методом денежного регулирования является регулирование норм обязательных резервов, т. е. уровня резервов, которые коммерческие банки в обязательном порядке должны держать на резервном счете в центральном банке.

Распространено мнение, что впервые нормы резервов были введены в США в 1913 г. при создании Федеральной резервной системы. Однако еще в 1874 г. в США была введена норма резервирования в размере 5 % на такой вид пассива, как эмитированные банкноты. Позднее сложилась многоступенчатая система резервного обеспечения обязательств по депозитам, при которой провинциальные банки хранили резервы на счетах в городских банках, а те в свою очередь - в банках основных финансовых центров. Эта система требовала нормативного резервного покрытия банковских депозитов. С образованием ФРС функция


хранения резервов перешла к региональным федеральным банкам. Таким образом, исторически резервирование банками определенной части средств было обусловлено необходимостью иметь ликвидные резервы для бесперебойного осуществления платежей. Длительное время нормы обязательных резервов рассматривались лишь в качестве способа резервного покрытия банковских депозитов. Введенные ФРС нормы обязательных резервов для банков - членов ФРС не изменялись и не пересматривались вплоть до 1933 г.

Закон о ФРС установил уровень обязательных резервов по вкладам до востребования в размере 13 % для федеральных резервных банков Нью-Йорка и Чикаго, 10 % для федеральных резервных банков других округов и 7 % для банков - членов ФРС. Для срочных вкладов обязательные резервы были установлены на уровне 3 %. В 1933 г. произошел резкий рост избыточных резервов в банковской системе США, что могло привести к инфляционному взрыву. Это вызывало серьезную обеспокоенность официальных лиц ФРС. Для устранения такой угрозы Конгресс США в 1933 г. наделил ФРС полномочиями изменять требования к уровню обязательных резервов банков - членов ФРС, при этом каждое конкретное решение по изменению норм резервирования должно было утверждаться президентом США. Закон о банках 1935 г. отменил президентский контроль за изменением норм резервирования, превратив их в обычный инструмент регулирования банковской ликвидности. В результате значение гарантийно-страховой роли резервов уменьшилось. Минимальные резервы стали основой механизма централизованного регулирования денежного рынка.

В последующие годы этот инструмент начали использовать во многих странах, в том числе в Германии и Италии после Второй мировой войны, во Франции с 1967 г., Испании с 1979 г. В Великобритании он был введен в 1961 г. и применялся гораздо реже, чем в других государствах.

Нормы обязательных резервов устанавливаются в виде определенного процента к сумме депозитов коммерческих банков. Нормы минимальных резервов различны по странам и дифференцируются в зависимости от размеров банковских учреждений, от конъюнктуры рынка, вида и величины вкладов. Наиболее часто это осуществляется по трем критериям:

- в зависимости от срочности депозитов и их величины (в США, Германии). Например, в Германии максимальная высшая граница резервного обязательства, равная 30 %, установлена для бессрочных вкладов, по которым сумма минимальных резервов уточняется практически ежедневно. Максимально высокая ставка по срочным вкладам составляет 20 %, а по сберегательным - 10 %. Средняя резервная ставка всех кредитных институтов ФРГ в августе 1984 г. составляла 6 %[Банковский портфель. Т. 1. М., 1994. С. 38.];

- в зависимости от срочности депозитов и величины всех депозитов банка (в Японии);

- в зависимости от источников депозитов и валюты (нерезиденты, резиденты, в отечественной или иностранной валюте). Дифференциация норм обязательного резервирования для резидентов и нерезидентов может производиться с целью воздействия на динамику валютного курса, например, в Японии для этого особая норма резервных требований устанавливалась для депозитов нерезидентов.

Нормы минимальных резервов в некоторых развитых странах распространяются на счета нерезидентов и средства, полученные от заграничной деятельности. Так, в США 10 % ресурсов, полученных американскими банками у своих иностранных филиалов, должны перечисляться на резервный счет в ФРС. В Австралии банки обязаны помещать на специальный беспроцентный счет в центральном банке до 33,3 % сумм, полученных за границей. В Германии Бундес-банк имеет право вводить резервные нормы для иностранных резидентов по их депозитам в марках.

Во Франции принята совершенно отличная от большинства других стран база, принятая для расчета норм минимальных резервов, - сумма выданных кредитов. Задается рекомендуемый объем тех или иных видов кредитов, превышение которого влечет увеличение нормы резервирования. Кредиты на экспортное производство, например, резервируются под 0,5.


Широкое распространение этого метода регулирования связано, во-первых, с удобством применения и контроля (простой пересмотр параметров в схеме регулирования позволяет влиять на объем и динамику банковских резервов); во-вторых, с универсальностью воздействия - изменение норм резервирования может затрагивать сразу все кредитные учреждения. Повышение нормы резерва на 1 - 2 % является действенным средством ограничения кредитной экспансии и приостановления развития инфляционных процессов. Если складывается ситуация, когда банк не имеет возможности поддерживать требуемое повышенное соотношение между обязательными резервами и депозитами, он вынужден отказаться от выдачи новых кредитов или продать ценные бумаги. Снижение норм резервов в периоды экономического спада стимулирует развитие деловой активности. В этом случае сумма фактических резервов на счетах в центральном банке превысит сумму требуемых обязательных резервов, в результате банки смогут предоставлять новые ссуды и приобретать ценные бумаги.

В то же время следует учитывать, что варьирование уровнем резервов затрагивает основы банковской системы и может оказать сильнейшее воздействие на функционирование финансовых рынков страны, вызвать изменения в объемах депозитов и величине банковских кредитов. Повышение уровня обязательных резервов в периоды экономического подъема опасно тем, что банковская система может в этих условиях не выдержать возрастающего спроса на краткосрочную ликвидность со стороны рыночных субъектов.

Практика использования норм обязательных резервов свидетельствует о том, что это очень сильно воздействующее средство и оно непригодно для повседневных корректировок. Поэтому изменяются нормы обязательных резервов достаточно редко, как правило, 1 раз в несколько лет, оказывая значительное влияние на объем активных операций банков. При этом воздействие оказывается не столько на текущее состояние денежного рынка, сколько на кредитные операции банков в будущем, в связи с чем частые корректировки послужили бы фактором, усложняющим финансовое планирование участников рынка и дестабилизирующим денежно-кредитную систему в целом. В связи с этим нормы обязательных резервов, например, в США изменялись в последние годы редко и весьма осторожно (по срочным и евродолларовым вкладам последнее изменение было в декабре 1990 г., а по трансакционным счетам - в декабре 1992 г.). Во избежание возможного негативного влияния изменения норм резервов на денежный рынок введение новых нормативов, как правило, уравновешивается операциями центрального банка на открытом рынке.

Использование норм обязательных резервов как метода денежно-кредитного регулирования в последние годы характеризуется следующими чертами.

Во-первых, действие норм резервов распространяется в настоящее время на все кредитные учреждения. В условиях ускорившегося за последние 20 лет процесса исчезновения национальной и профессиональной сегментации кредитного рынка центральные банки не могут эффективно регулировать денежное обращение, распространяя резервные требования только на коммерческие банки.

В США до 1980 г. резервные требования предъявлялись только к банкам - членам ФРС. Однако произошедшие в области регулирования банковской деятельности изменения, а также рост депозитов в банках, не являющихся членами ФРС, привели к необходимости распространения резервных требований на более широкую группу кредитных учреждений, что и нашло отражение в принятом в 1980 г. Законе о валютном контроле. Согласно данному Закону резервированию подлежат:

- обязательства кредитных учреждений, учитываемые на счетах для сделок (депозиты до востребования, НАУ-счета с оговариваемым порядком снятия средств, прочие счета, предназначенные для автоматизированных или уполномоченных переводов средств с целью осуществления платежей в пользу третьих лиц);

- обязательства по неличным срочным и сберегательным депозитам (неличные срочные депозиты - это переводные счета или счета, открытые клиентам, не являющимся


физическими лицами);

- средства, привлеченные за границей иностранными филиалами банков - резидентов
США или отделениями иностранных банков, расположенными на территории Соединенных
Штатов (суммарные задолженности зарубежным банковским учреждениям включают, в
частности, ссуды гражданам США, предоставленные иностранными представительствами
американских кредитных учреждений, а также средства от продажи активов кредитными
учреждениями США и отделениями иностранных банков своим зарубежным
представительствам).

Во-вторых, во многих развитых странах свобода центрального банка по установлению норм минимальных резервов определенным образом ограничена. Нормы либо регламентируются законом, либо законодательно фиксируются их пределы, в которых центральный банк может самостоятельно изменять уровни резервирования. Применяется и такая форма ограничения свободы центрального банка в этом вопросе, как необходимость согласования изменения норм с исполнительной властью.

В-третьих, техника расчета норм минимальных резервов и санкции за их нарушение отличаются большим разнообразием. В США, например, резервные требования исчисляются на основе 14-дневного расчетного периода. Лаг между сдачей отчета и получением от ФРС указаний о размерах резервов составляет два дня по депозитам до востребования. При расчетах принимается средний уровень за две недели. По другим видам депозитов лаг составляет 30 дней. В Германии и Японии в конце каждого месяца подсчитывается средний ежедневный остаток на резервном счете и сравнивается с нормой.

За невыполнение обязательных резервных требований к банкам применяются санкции, размер и порядок взимания которых отличается в различных странах. В США в течение двух недель допустимы 2 % несоответствия резервного счета обязательным нормам (но не более чем на 25 тыс. дол.). При превышении данного срока или суммы к банкам применяются штрафные санкции. В Германии штраф взимается в виде процента в течение 30 дней, который обычно на 3 % выше ломбардной ставки. Банк Франции взимает 0,1 % в день за недостающую сумму обязательных резервов.

Повышение эффективности механизма обязательных резервов как регулирующего инструмента достигается центральными банками посредством расширения диапазона дифференциации нормативов резервирования в зависимости от видов обязательств. Например, во многих странах установлена минимальная сумма депозитов, привлеченных кредитными учреждениями в иностранных валютах, которая освобождается от обязательного резервирования. Суммы, превышающие установленный минимум, резервируются в порядке, предусмотренном для депозитов в национальной валюте.

Политика рефинансирования.Рефинансирование национальной банковской системы, как известно, может осуществляться тремя путями: покупка иностранной валюты, покупка ценных бумаг и предоставление кредитов в порядке переучета или под залог ценных бумаг и других активов. В рамках политики рефинансирования центральный банк определяет:

- инструменты рефинансирования;

- ставки рефинансирования;

- объем рефинансирования.

Основными инструментами рефинансирования являются валютные интервенции, операции на открытом рынке, кредиты рефинансирования.

Валютные интервенции. Они представляют собой операции купли-продажи иностранной валюты за национальную. С их помощью центральный банк оказывает непосредственное воздействие на денежную массу. Покупка иностранной валюты приводит к ее увеличению в национальной валюте, а продажа, наоборот, - к сокращению. Одновременно валютные интервенции оказывают определенное воздействие на курс национальной валюты по отношению к иностранной, поскольку изменяют рыночное соотношение спроса и предложения последней на валютном рынке. Таким образом, валютные интервенции являются составной частью валютной политики центрального банка.


Цель валютной политики - поддержание стабильности курса национальной валюты, что необходимо для обеспечения стабильности цен и денежного обращения. Если снижается курс национальной валюты, происходит повышение цен на импортные товары на внутреннем рынке, а затем и на отечественные, что ведет к уменьшению покупательной способности национальной денежной единицы. Если происходит постоянное снижение курса национальной валюты, то цены на товары на внутреннем рынке ориентируются не столько на издержки производства, сколько на движение курса национальной валюты. Поэтому центральные банки для поддержания последнего на необходимом уровне проводят валютные интервенции: при снижении курса национальной валюты они продают иностранную, а при чрезмерном его повышении покупают иностранную валюту, выпуская против нее в обращение дополнительное количество национальной. Однако, поскольку движение курса национальной валюты определяется не только динамикой объема денежной массы, но и такими факторами, как состояние платежного баланса, наличие и строгость валютных ограничений, размах валютных спекуляций и другие, то валютные интервенции, проводимые с целью стабилизации курса, часто приводят к негативным последствиям для денежного обращения и требуют от центрального банка и правительства принятия стерилизующих мер.

Следует отметить, что с ростом степени открытости экономики цель валютной интервенции и валютной политики центрального банка в целом приобретает все большую ориентацию на поддержание курса национальной валюты, при этом обеспечению стабильности внутренних цен и снижению инфляции уделяется гораздо меньшее внимание. Это связано с тем, что чем значительнее национальная экономика интегрирована в мировую, тем большую роль в обеспечении ее устойчивого развития играет валютный курс.

Решая задачу сохранения стабильности покупательной силы денег в замкнутой экономике, центральный банк может принимать в расчет только покупательную способность по отношению к внутренним товарам. Но если он станет придерживаться такой же стратегии в стране, где 3/4 участников рынка являются либо экспортерами, либо импортерами, из-под его контроля покупательной способности денег выйдет 75 % всей денежной массы. Чтобы контролировать покупательную силу основной части денежной массы, центральный банк должен в своей политике перенести акцент с внутренней инфляции на валютный курс.

Иными словами, цель и средства ее достижения в этом случае меняются местами. Стабильность валютного курса становится целью, одним из средств достижения которой является регулирование внутренней инфляции. В связи с этим по мере интернационализации экономики и глобализации финансовых рынков значение валютной политики в системе мер денежно-кредитного регулирования постоянно возрастает. В таких условиях валютные интервенции служат почти исключительно задаче поддержания курса национальной валюты, а для регулирования денежной массы и уровня цен используются другие инструменты.

Операции на открытом рынке. В настоящее время они являются наиболее распространенным методом денежно-кредитного регулирования. Эти операции используются центральными банками всех развитых стран, но в разных масштабах из-за неразвитости вторичного рынка ценных бумаг и недостаточности средств для их проведения. Сущность этого метода заключается в том, что центральный банк покупает или продает ценные бумаги на открытом рынке. Объект этих операций - рыночные ценные бумаги, к которым преимущественно относятся обязательства казначейства и государственных корпораций, промышленных компаний и банков, а также векселя, учитываемые центральным банком. Если последний продает ценные бумаги на открытом рынке, а коммерческие банки их покупают, то остатки средств на корреспондентских счетах, открытых этими банками в центральном банке, уменьшаются на величину купленных бумаг. Вследствие этого уменьшаются возможности коммерческих банков по предоставлению ссуд своим клиентам, что приводит к сокращению денежной массы в обращении. И, наоборот, при покупке ценных бумаг у коммерческих банков центральный банк зачисляет соответствующие суммы на их корреспондентские счета, и у коммерческих банков появляется возможность расширить свои операции по выдаче ссуд.


Этот рыночный инструмент денежно-кредитной политики центрального банка является наиболее действенным и гибким и обеспечивает эффективное воздействие на денежный рынок и банковский кредит, а следовательно, и на экономику в целом. Операции на открытом рынке можно использовать для регулирования ставок процента и курса государственных ценных бумаг. Считается, что этот метод регулирования удобен для поглощения малых объемов избыточной денежной массы. Подобное использование операций на открытом рынке преобладает в ФРГ.

В США в силу широкого развития рынка ценных бумаг этот метод нашел наиболее широкое применение, и прежде всего на рынках краткосрочных обязательств федерального правительства и долгосрочных государственных облигаций. В Великобритании операции на открытом рынке ценных бумаг проводятся для стабилизации рынка долгосрочных государственных обязательств, при этом регулируются условия, на которых центральный банк может осуществлять эти операции.

Операции по покупке и продаже крупных партий государственных ценных бумаг производятся ФРС регулярно, а иногда даже ежедневно. Руководство ФРС рассматривает их как наиболее подходящее к условиям американского кредитного рынка средство воздействия на конъюнктуру. Операции на открытом рынке производит Федеральный резервный банк Нью-Йорка через уполномоченных дилеров. Сумма операций изменяется в диапазоне 1 млн -1 млрд дол. и более в день. Инструкции по проведению операций дает Федеральный комитет по операциям на открытом рынке, куда входят все семь членов Совета управляющих и президенты пяти федеральных банков (с периодической ротацией последних). Этот Комитет является главным органом оперативного управления денежно-кредитной политикой.

Кредиты рефинансирования. Первоначально предоставление прямых кредитов центральным банком другим национальным банкам использовалось исключительно для оказания воздействия на состояние денежного обращения и кредитного рынка. По мере развития рыночных отношений наряду с первичным предназначением кредиты центрального банка все активнее стали применяться как инструмент оказания финансовой помощи коммерческим банкам. Центральные банки постепенно превратились в кредиторов последней инстанции, банки, испытывающие временные финансовые затруднения, получили возможность обратиться в них за получением ссуд. В этом смысле кредиты рефинансирования являются составной частью механизма защитных мер, источником временных ресурсов, необходимых для восполнения истощенных резервов банка. Однако доступ к этим кредитам не является свободным, а рассматривается как привилегия.

Возможность получения кредитов рефинансирования и их масштабы зависят от ряда факторов, и прежде всего от состояния денежно-кредитной сферы страны, финансового положения кредитополучателя. Как правило, объектом рефинансирования являются банковские институты, но в отдельных странах они распространяются и на небанковские кредитные учреждения.

Кредиты рефинансирования различаются в зависимости от следующих параметров:

- формы обеспечения (учетные и ломбардные);

- сроков использования (краткосрочные - на 1 или несколько дней и среднесрочные - на 3-4 месяца);

- методов предоставления (прямые кредиты и кредиты, реализуемые центральным банком через кредитные аукционы);

- целевого характера (корректирующие и сезонные кредиты).

Учетные (дисконтные) кредиты. К ним относятся ссуды, предоставляемые центральным банком банковским институтам под учет векселей (покупка у банков и других кредитных организаций векселей до истечения их срока). В большинстве стран центральные банки переучитывают векселя, предоставляемые коммерческими банками и другими кредитными институтами без посредников. Центральные банки предъявляют к векселям, представляемым к учету, определенные требования относительно их видов, сроков действия, наличия, характера поручительства и т. д. В законе о центральном банке каждой страны


дается подробный перечень этих требований. Общая сумма ссуд центральных банков, выдаваемых под учет векселей, лимитируется. В зависимости от стоящих перед центральным банком задач в области денежно-кредитной политики уровень учетных лимитов либо понижается, либо повышается.

В последние годы кредитование коммерческих банков в форме переучета повсеместно сокращается, например, федеральные резервные банки осуществляют эти операции выборочно и в минимальных размерах, действуя как кредиторы в последней инстанции. Во многих странах введены ограничения на учетный кредит. Так, в США банк, получив учетный заем (кроме сезонного), лишается возможности кредитовать на рынке федеральных фондов. Это вызвано более высоким уровнем рыночных ставок по сравнению с действующей учетной. Этот запрет в свою очередь служит причиной того, что мелкие банки, часто прибегающие к кредитованию на рынке федеральных фондов, редко используют учетный кредит. В Германии Немецкий федеральный банк устанавливает лимиты переучета для каждого банка пропорционально собственному капиталу последнего сроком на полгода. Аналогичный порядок действует и в Японии. Центральный банк Швейцарии лимитирует переучет для каждого банка пропорционально его собственному капиталу и публикует их. При этом он строго проверяет действительную потребность в средствах. Банки должны доказать, что речь идет о временной потребности в ликвидности. В Италии в настоящее время лимитирование не практикуется, центральный банк по своему усмотрению может увеличивать или уменьшать переучет.

Ломбардные кредиты. Они представляют собой ссуды под залог депонированных в банке ценных бумаг. В узком смысле слова термин «ломбардные кредиты» означает краткосрочные кредиты, предоставляемые центральным банком банковским институтам под залог ценных бумаг для удовлетворения их временных потребностей в заемных средствах. Как и учетные, ломбардные кредиты используются центральным банком для регулирования банковской ликвидности. В качестве залога обычно применяются коммерческие и казначейские векселя, государственные облигации и другие обязательства, т. е. практически те виды ценных бумаг, которые допускаются к учету в центральных банках. Как правило, в каждом из них разработан перечень принимаемых в залог ценных бумаг. Последний является обеспечением возвратности ссуд центрального банка.

Стоимость залогового обеспечения должна превышать сумму ломбардных кредитов. Кредитополучатель сохраняет право собственности на депонированные в центральном банке ценные бумаги, однако если кредиты не погашаются в срок, право собственности переходит к центральному банку. После реализации ценных бумаг из выручки удерживается сумма, состоящая из основного долга и начисленных процентов. Размеры ломбардных кредитов зависят от вида залога. Ломбардные кредиты предоставляются на платной основе. Взимаемая за них ставка процента, как правило, на 1 % превышает официальную учетную ставку центрального банка и изменяется одновременно с ней. Ломбардные кредиты могут быть выданы на срок от 1 дня до 4 месяцев.

Краткосрочные (корректирующие) и среднесрочные кредиты. Наибольший удельный вес в совокупных кредитах рефинансирования имеют краткосрочные кредиты, зачастую однодневные, которые центральные банки предоставляют лишь в том случае, если коммерческие банки не могут изыскать кредиты на межбанковском рынке. Ограничивая доступ к краткосрочным кредитам, они вынуждают банки приспосабливаться к экономическим и финансовым обстоятельствам, не прибегая постоянно к регулярным кредитам центрального банка. Такого рода краткосрочные кредиты получили название корректирующих. Последние становятся наиболее распространенными и приобретают массовый характер в периоды кредитного «голода». Они предоставляются, как правило, для корректировки финансового положения банка, ухудшение которого было обусловлено резким, непредсказуемым уменьшением депозитов либо возникновением временных трудностей при получении кредитов из обычных источников, а также (в отдельных случаях) для удовлетворения повышенного спроса на банковские кредиты. Корректирующие кредиты


не могут быть использованы в спекулятивных целях. Они предоставляются под гарантию ценных бумаг, преимущественно государственных. Погашение данного вида кредитов может осуществляться либо по частям, либо полностью по истечении срока действия ценных бумаг.

Особое место в практике центральных банков занимают сверхкраткосрочные однодневные кредиты, выдаваемые для ежедневной корректировки банковских балансов. Данный вид кредитов относится к дорогостоящим, поскольку однодневные кредиты предоставляются по более высоким ставкам процента.

Кредиты более длительного срока пользования выдаются центральными банками кредитным организациям, которые не имеют прямого выхода на национальный денежный рынок, испытывают сезонные потребности в финансовых средствах или же острый недостаток в кредитных ресурсах вследствие долгосрочного характера своих активов. При использовании сезонных кредитов центрального банка потенциальный заемщик обязан представить доказательство сезонного характера потребности в них. При этом часть своих сезонных потребностей он должен покрыть за счет собственных ресурсов. К организациям, широко использующим такие кредиты, относятся банки, специализирующиеся на кредитовании сельского хозяйства. Для некоторых из них сроки предоставления сезонных кредитов могут исчисляться несколькими месяцами.

Кредиты более длительного срока использования выдаются кредитным институтам, испытывающим финансовые трудности вследствие форс-мажорных обстоятельств (изъятие крупных депозитов, стихийные бедствия, трудности, возникающие в результате просчетов руководства банка). Удовлетворение запроса на кредит в этом случае будет зависеть от возможности исправить сложившееся положение, реальности возврата ссуды в установленный срок, размера возможного ущерба вследствие банкротства данного учреждения. Этими видами кредита пользуются банки, испытывающие проблемы ликвидности, которые возникают по причине ухудшения состояния денежного рынка. К ним относятся банки и другие кредитные институты, в структуре активов которых преобладают долгосрочные требования и которые испытывают трудности с ликвидностью в периоды повышения процентных ставок на рынках краткосрочных кредитов.

Кредиты, предоставляемые посредством проведения аукционов. Широкое применение аукционной формы распределения кредитов обусловлено тем, что аукционы, проводимые центральными банками, создают равные условия для всех участников. Существует соответствующий порядок проведения кредитных аукционов. Потенциальные заемщики направляют заявки в центральный банк, который организует торги, с указанием объема кредитов, который они хотели бы получить, и уровня ставки процента. На основании полученных заявок центральный банк устанавливает общую сумму аукционных кредитов, сроки их предоставления, минимальную сумму запрашиваемого кредита. Для определения исходной ставки процента по предоставляемым кредитам используют два способа: голландский и американский. В обоих случаях вначале происходит процесс отбора заявок, допущенных до участия в аукционе. Для этого они распределяются с учетом уровня указанных в них ставок процента по степени уменьшения.

Право на участие в аукционе получают те претенденты, в заявках которых предусмотрены максимальные ставки процента. При этом общая сумма заявленных кредитов должна соответствовать объему ссуд, выделяемых центральным банком для проведения аукциона. Процентные платежи по аукционным кредитам осуществляются в соответствии с установленным центральным банком порядком.

Ставки рефинансирования. В политике рефинансирования важное место занимает регулирование ставок процента, по которым центральный банк проводит данные операции. Регулирование ставок процента часто называют процентной политикой центрального банка, а основную ставку, по которой осуществляется рефинансирование, - его официальной ставкой. Повышение последней снижает возможности коммерческих банков в получении кредитов у центрального банка, что ведет к сокращению кредитов, предоставляемых рыночной клиентуре банками, следовательно, уменьшает денежную массу и увеличивает


величину рыночных ставок процента. Повышая последние, центральный банк проводит политику ограничения кредита, т. е. кредитной рестрикции, снижая, - кредитной экспансии.

Центральный банк обычно устанавливает ставки по операциям - дисконтную, ломбардную, для операций на открытом рынке и др. Регулируя их уровень, он воздействует на уровень ставок процента по кредитам и другим операциям коммерческих банков.

Пик использования ставок центрального банка для регулирования денежно-кредитной сферы пришелся на 1950 - 1960-е гг. Большое значение придавалось им и в 1970-е гг., когда имело место расширение международного движения капиталов. В современных условиях общая ориентация на контроль уровня ставок сохраняется, но значение этого инструмента регулирования постепенно уменьшается. Однако полностью отказаться от него нельзя в силу макроэкономического, в том числе антиинфляционного, воздействия на экономику, а также на курс национальной валюты.

В большинстве развитых стран к числу официальных ставок, с помощью которых осуществляется регулирование денежного и кредитного рынков в стране, относится учетная ставка. Политика воздействия на денежную массу путем регулирования этих ставок получила название учетной (или дисконтной) политики.







Последнее изменение этой страницы: 2017-02-17; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.225.194.144 (0.016 с.)