Натурализация и утрата подданства 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Натурализация и утрата подданства



В прошлый раз я сообщил вам, какими способами приобретается подданство; я описал вам три способа – рождение, легитимацию и брак – и перешел к четвертому, к натурализации. Я успел вас познакомить только с натурализацией во Франции. Сегодня я продолжу сообщение о натурализации и сперва остановлюсь более подробно на трех государствах, где, в силу их особого устройства, натурализация представляет значительные особенности. Я имею в виду Северо-Американские Соединенные Штаты, Швейцарию и Германию.

В Соединенных Штатах Северной Америки существует два рода подданства: подданство Штатам, как следствие подданства Союзу, и непосредственное подданство Союзу. Другими словами, все граждане Штатов суть в то же время граждане Союза; но можно быть гражданином Союза, не будучи гражданином какого-либо Штата. Это происходит оттого, что в состав Союза входят, кроме Штатов, еще так называемые территории, политические единицы, стоящие под контролем федерального правительства; они не члены, а составные части Союза. В Сенате они не представлены вовсе, в палате представителей их делегаты не имеют решающего голоса. Граждане территории суть подданные только Союза. Но и все прочие граждане суть, прежде всего, подданные Союза, и в силу этого они и подданные того Штата, в котором живут. Путем натурализации иностранец становится подданным Союза, а потому и подданным Штата. Это обратное тому, что мы увидим в Швейцарии.

В Соединенных Штатах Северной Америки вопрос о натурализации всегда имел большое государственное значение. Достаточно сказать, что за 120 лет население Штатов с 2000000 возросло до 77000000, и что в среднем теперь натурализуется в Штатах 100000 человек. Первоначально, пока Штаты были связаны между собой только статьями Конфедерации 1777 г., гражданство приобреталось в каждом отдельном Штате по собственным правилам, но гражданин Штата пользовался всеми правами гражданства и во всех других Штатах. Благодаря этому Штаты, где натурализация достигалась легко, могли навязывать другим Штатам нежелательных граждан. Понятно поэтому, что с образованием в 1787 г. Союза натурализация объявлена была делом всего Союза, и конституция уполномочила Конгресс установить однообразные правила о натурализации для всех Штатов. До самого недавнего времени натурализация регулировалась законом 1802 г. с некоторыми позднейшими изменениями. По крайней мере за три года до подачи просьбы о натурализации иностранец должен был присягнуть перед судом, что он намеревается сделаться гражданином Союза. Он должен был прожить не менее 5 лет в Союзе и не менее года в том Штате, где он желает натурализоваться. Затем он должен был представить доказательство хорошего поведения и присягнуть на подданство. В течение столетия обнаружилось несовершенство этого порядка. Комиссия, назначенная Рузвельтом в 1905 г. для исследования вопроса, констатировала следующие злоупотребления. Накануне политических выборов агенты борющихся партий набирали за деньги охотников натурализоваться, чтобы обеспечить своей партии лишние голоса. Это было возможно потому, что по закону 1824 г. лица, поселившиеся в Союзе до совершеннолетия, не были обязаны приносить предварительную присягу о намерении. Кроме того, все чаще встречалось, что иностранцы добывали себе при помощи лжесвидетелей или лжеприсяги документы на звание американского гражданина, чтобы, в расчете защиту Союза, уклоняться от обязанностей относительно своего отечества; так, в начале 1900 г. из числа натурализованных иностранцев, взявших заграничные паспорта, только 16% натурализовались только за шесть месяцев перед тем, т.е. очевидно, только для того, чтобы взять американский паспорт. Эти злоупотребления были следствием того, что натурализоваться можно было через любой из 500 судов Штатов и 157 судов Союза; при этом в целой трети Штатов не было никаких правил о натурализации. Благодаря партийности судей и подкупности письмоводителей целые сотни лиц в ночных заседаниях накануне политических выборов принимались в американские граждане. Замеченные злоупотребления призван устранить новый закон от 29 июня 1906 г. отныне все дела о натурализации поставлены под верховный надзор Союза. В Вашингтоне существует центральное бюро, куда сообщаются копии всех прошений и всех свидетельств о натурализации и имена всех, кому отказано в натурализации. Круг судов, которые компетентны для натурализации, теперь ограничен. Экстренные ночные заседания для массовых натурализаций более невозможны; за месяц до общих выборов натурализация вообще не допускается.

Обыкновенная натурализация распадается на две стадии. Претендент на натурализацию должен сделать под присягой в суде по месту своего жительства декларацию, что он имеет добросовестное намерение сделаться американским гражданином и отказаться от прежнего подданства; эта декларация может быть сделана хотя бы тотчас по прибытии в Соединенные Штаты, и для этого достаточно иметь 18 лет от роду. Прежде такая декларация не только ни к чему не обязывала, но в некоторых штатах она считалась уже достаточной для получения права голоса на выборах. Теперь декларация о намерении имеет только срочное значение: если в течение 7 лет после того не было подано просьбы о натурализации, декларация теряет силу. Через два года после декларации можно просить о натурализации при наличности следующих условий: 1) проситель должен прожить не менее 5 лет в Союзе и не менее года в Штате, где он просит о натурализации; 2) он должен иметь хорошую репутацию, и 3) должен владеть английским языком. Прошение о натурализации подается местному суду с указанием подробных сведений о личности просителя; оно рассматривается в публичном заседании с вызовом просителя и свидетелей. Если просьба удовлетворена, то суд выдает просителю свидетельство о гражданстве, которое, во избежание подлогов, пишется на бланках, напечатанных Центральным бюро в Вашингтоне. Для ограждения публичных интересов всего государства новый закон дает право федеральному участков[ом]у атторнею (прокурору) предъявить в местном суде иск об уничтожении всякого свидетельства о гражданстве, которое, по его мнению, получено с нарушением закона. Один случай, когда может быть предъявлен такой иск, особенно важен для Международного Частного Права. Если натурализованный гражданин ранее пяти лет со дня натурализации уехал в свое отечество или другое государство и там поселился, то это создает презумпцию, что у него с самого начала не было намерения сделаться гражданином; это дает атторнею основание для предъявления иска об уничтожении свидетельства о натурализации. Этим открывается новый источник для состояния бесподданства: если такой гражданин перед своей натурализацией в Америке вышел из подданства своего отечества, и если теперь американский суд лишит его звания гражданина, он окажется бесподданным.

Натурализация распространяется на жену и на малолетних детей, хотя бы они прибыли в Америку после натурализации отца. Натурализованный гражданин может быть избран в Палату представителей только через семь лет, в сенат через девять; президентом республики может быть только природный американец.

Я не останавливаюсь на случаях льготной натурализации для лиц, служивших в войсках и во флоте. Упомяну еще только, что не допускаются к натурализации китайцы и японцы. И, наконец, лицо, желающее натурализоваться, должно присягнуть, между прочим, что оно не признает многоженства и не разделяет воззрений анархистов.

Я сказал, что подданство относительно Штата уже включено в подданство относительно Союза. Чтобы сделаться подданным какого-нибудь Штата, достаточно избрать в нем свой домициль; переход из подданных одного Штата в подданные другого не обусловлен никакими формальностями; с переменой местожительства граждан одного Штата становится гражданином другого.

Теперь я перейду к натурализации в Швейцарии.

В Швейцарии не существует прямого подданства Швейцарскому Союзу; каждый швейцарец должен быть, прежде всего, гражданином какой-нибудь общины; в силу этого он является гражданином одного из кантонов, и только вследствие своей принадлежности к кантону он является швейцарским гражданином. Это явилось исторически. До половины XVI в. не существовало и личного кантонального подданства, а была только принадлежность к общине; в эту эпоху кантональные правительства начали вмешиваться в дела о принятии граждан в общины, и образовалось кантональное подданство. В 1848 г. союз швейцарских кантонов преобразовался в Швейцарский Союз, и тем самым явилось швейцарское гражданство. Кантоны принимали в свои граждане кого и как хотели, и таким образом членами Союза становились люди, которых Союз в целом мог вовсе не желать видеть в числе граждан. Федеральная конституция 1874 г. уполномочила союзное правительство издать обязательные для всех кантонов законы о натурализации иностранцев. В настоящее время натурализация в Швейцарии регулируется законом от 25 июня 1903 г. она распадается на две стадии. В первой должны быть выполнены те условия, которые Союз ставит просителю по соображениям политическим и общественного блага: лицо, желающее приобрести швейцарское гражданство, должно сперва получить от Союзного Совета согласие на приобретение общинного и кантонального гражданства. Только получив такое согласие, оно может предпринять второй шаг и просить о принятии в граждане общины и кантона. Мы рассмотрим отдельно каждую из двух стадий.

Просить Совет о согласии могут лица, дееспособные по своему отечественному закону. За малолетних могут просить их опекуны; жена может с разрешения мужа просить о таком согласии только для себя одной. Проситель должен удостоверить, что он уже два года имеет домициль в Швейцарии. Союз проверяет отношение просителя к его отечеству и может отказать в своем согласии, если эти отношения таковы, что от его натурализации может последовать для Швейцарии вред. Прежде от подданных больших военных государств требовалось, чтобы они доказали свою свободу от воинской повинности. По закону 1903 г. этого больше не требуется, но Союзный Совет предупреждает просителя, что если он после натурализации попадет во власть своего прежнего правительства, то он не должен рассчитывать на защиту со стороны Швейцарии. Само собою разумеется, что Союзный Совет волен отказать в своем согласии, и в этом отношении его власть дискреционна. Если согласие Союзного Совета получено путем обмана, то Союзный Совет вправе взять его назад, хотя бы проситель успел уже натурализоваться; но право Союзного Совета погашается пятилетнею давностью.

Получив согласие, проситель имеет три года на то, чтобы получить гражданство в какой-нибудь общине. Не сделавшись гражданином общины, он не может стать и гражданином кантона. Условия для приобретения общинного гражданства в разных кантонах довольно разнообразны. Так, в ряде кантонов проситель должен доказать, что у него есть наличное имущество; кроме того, он должен выкупиться, внеся в пользу общины и кантона известную сумму, и притом довольно значительную, от 100 до 3000 франков. Благодаря этому число лиц, натурализующихся в Швейцарии, незначительно; отчасти это объясняется тем, что иностранный рабочий элемент пользуется здесь полным равноправием, и натурализация не только не может дать ему никаких преимуществ, но, напротив, влечет за собою воинскую повинность.

Переход швейцарского гражданина из подданства одного кантона в подданство другого совершается также путем приписки к какой-нибудь общине.

Перехожу к Германии.

В Германии все подданные союзных государств суть в то же время подданные Империи. Но у Империи есть и свои непосредственные подданные: это жители имперской земли – Эльзаса и Лотарингии, и немецких колоний. Вне этих земель натурализация предполагает вступление в подданство какого-либо из союзных государств. Закон 1 июня 1871 г. различает прием подданных одного из союзных государств в подданство другого (Aufnahme) от натурализации иностранцев. В отличие от Соединенных Штатов Северной Америки, где переход на постоянное жительство из Штата в Штат означает и перемену подданства, в Германии для перехода подданного одного из союзных государств в подданство другого необходимо получить акт высшей административной власти. Меняющий подданство должен доказать, что он подданный одного из союзных государств и что он поселился в том государстве, чьим подданным он хочет сделаться. Но от него не требуется выхода из прежнего подданства и, таким образом, возможна кумуляция в одном лице нескольких подданств. Ему может быть отказано в приеме только по тем самым основаниям, по каким в силу закона 1867 г. о свободе передвижения лицу может быть запрещено пребывание в известной местности – если у него нет средств к существованию, если он осужден за нищенство, поставлен под полицейский надзор и т.п. Прием считается законченным с выдачею высшею административною властью документа об этом. Фактически число переходов из подданства одного союзного государства в подданство другого незначительно, потому что в силу германской конституции все имперские подданные пользуются гражданским равноправием в каждом из союзных государств.

Натурализацией иностранцев ведают те же высшие административные власти союзных государств, что и приемом подданных других союзных государств. Иностранец, желающий натурализоваться, должен быть дееспособен по своему отечественному закону; за малолетних могут просить их законные представители. Кроме того, требуется незапятнанный образ жизни, собственная квартира или вообще кров в том месте, где проситель желает основаться, и способность прокормить в том месте себя и свою семью. Не требуется, чтобы проситель прожил некоторое время в Германии; он может быть натурализован, даже находясь еще за границей, лишь бы можно было предполагать у него намерение поселиться в Империи. Не требуется также и увольнения из прежнего подданства (исключение существует только для подданных Австро-Венгрии, Турции, Персии и Марокко). Это условия для натурализации по имперскому закону. Но отдельные союзные государства ставят просителям еще и другие, более тяжелые условия, - например, Пруссия требует, чтобы проситель фактически жил в стране. Любек требует увольнения из подданства и т.д. Но эти более тягостные условия легко обходятся. Свидетельство о натурализации дает с момента его выдачи все права и обязанности подданного; оно не может быть взято назад или уничтожено.

Имперский закон ничего не говорит о том, может ли замужняя женщина самостоятельно просить о натурализации без мужа, только для себя одной. Из того, что жена вправе отказаться следовать за мужем, который выходит из подданства, заключают, что она вправе и самостоятельно натурализоваться, если только она дееспособна по своему отечественному закону или если она имеет на то согласие мужа.

Натурализация нормально распространяется на жену и на малолетних детей, за исключением замужних дочерей. На внебрачных детей она не распространяется, потому что у матери таких детей, по германскому закону, нет родительской власти.

За исключением колоний, где натурализация зависит от Имперского канцлера, в Германии Империя натурализацией сама по себе не ведает. Но те иностранцы, которые приняты на Имперскую службу за жалованье, тем самым становятся подданными государства, где они служат; особого акта натурализации не требуется.

Я остановился подробно на натурализации в союзных государствах, ввиду большой сложности этого акта в них. С натурализацией в унитарном государстве, как Франция, мы уже знакомы; в других подобных государствах она не представляет важных особенностей, и я остановлюсь еще только на России.

В России натурализация [у]регулирована законом от 10 февраля 1864 г. главным условием для натурализации является водворение в пределах Империи. Желающий водвориться должен заявить о том губернатору той губернии, где он намерен поселиться, с объяснением, чем он занимался в отечестве и какого рода занятие предполагает избрать в России. Губернатор выдает ему свидетельство в получении от него такого заявления. После пятилетнего водворения иностранец может просить о принятии его в русское подданство. В отличие от того, что считается возможным в Германии и Швейцарии, наш закон прямо запрещает принимать в подданство замужних иностранок отдельно от мужей. Другая особенность нашего закона, что натурализация не распространяется не только на совершеннолетних, но и на малолетних детей, рожденных до принятия отца в подданство. Срок предварительного водворения может быть сокращаем министром внутренних дел для лиц, оказавших России особенные заслуги, или известных замечательными талантами или познаниями, а также поместивших значительные капиталы в общеполезные русские предприятия. Прошение о принятии в подданство подается министру внутренних дел, причем от иностранцев, подлежащих по законам своего отечества воинской повинности, требуется, кроме других доказательств, еще свидетельство тех держав, с которыми заключены картели о выдаче лиц, подлежащих конскрипции, об увольнении из подданства или свободе от воинской повинности. Министр может отказать в принятии в подданство, несмотря на соблюдение всех формальностей. Принятие в подданство совершается посредством присяги, которая дается в губернском правлении или в полицейском управлении. Совершеннолетние дети иностранцев, принятых в русское подданство, могут в течение года просить о принятии от них присяги, без предварительного водворения. Во всякое время могут быть допущены к присяге иностранцы, состоящие на государственной службе. Жена иностранца, перешедшего в русское подданство, становится тем самым русскою подданною, без особой присяги. Иностранцы, принятые в подданство России, с тем вместе приобретают все права и подвергаются всем обязанностям того состояния, к которому они причислены, без всякого различия от коренных подданных.

Этими сведениями я ограничиваю то, что я мог бы еще сказать о натурализации. Их довольно, чтобы вы могли разбираться в тех конфликтах, которые возникают из натурализации, и с которыми мы познакомимся в следующий раз. Теперь, покончив со способами приобретения подданства, я остальную часть лекции посвящу сообщению о способах утраты подданства.

Те способы, которыми утрачивается подданство, далеко не одинаковы в разных государствах; вследствие этого по одному законодательству лицо считается вышедшим из подданства, тогда как по другому оно все еще продолжает быть подданным. Во-первых, добровольный выход из подданства. Мы встречаем его в Германии. Лицо, желающее выйти из подданства, должно получить от высшей административной власти своего отечества, увольнительное свидетельство; а так как в Германии возможна кумуляция нескольких подданств, то в таком случае нужно получить и несколько увольнительных свидетельств. Право выйти из подданства принадлежит всякому подданному, если нет налицо законных препятствий; только в период военной опасности император может приостановить увольнение. Для увольнения необходима дееспособность; но за малолетних могут требовать увольнения их родители или опекуны. Не могут быть уволены лица, состоящие на военной службе; но лица в призывном возрасте от 17 до 25 лет могут быть уволены, если представят удостоверение, что они просят об \том не только для уклонения от воинской повинности. Подданство утрачивается в момент получения увольнительного свидетельства, но под резолютивным условием: уволенный должен в течение 6 месяцев действительно выехать из пределов Германии, иначе свидетельство теряет силу и подданство само собой восстанавливается. Увольнение распространяется и на жену, и на подвластных детей (т.е. на замужних дочерей не распространяется); но можно просить и об увольнении и без детей. Для Международного Частного Права описанный способ выхода из подданства имеет то значение, что он открывает пути к бесподданству; от увольняющегося не требуется доказательств того, что он будет принят в новое подданство, и потому он может выехать из Германии и не вступить вовсе в подданство другого государства. Представьте себе, что после такого лица неожиданно остается большое наследство: по закону нужно будет определить, кто его наследники? Другой порядок мы видим в Швейцарии; здесь для увольнения из подданства необходимо, прежде всего, чтобы проситель не имел более постоянного местожительства в Швейцарии; это может быть установлено только тем, что он докажет, что имеет уже домициль в другой стране. Необходимо, далее, чтобы он был дееспособным по законам той страны, где он живет; он должен быть сам дееспособен; отец или опекун не может восполнить отсутствие дееспособности; но, конечно, если сам отец увольняется, это распространяется и на его малолетних детей. Наконец, необходимо, чтобы проситель уже успел приобрести подданство в другом государстве или чтобы это приобретение было ему обеспечено, и если он просит об увольнении жены и детей, он должен удостоверить, что новее подданство и на них распространяется.

Я описал вам способ прямого увольнения из подданства. В других законодательствах мы встречаем утрату подданства как законное последствие тех или иных действий подданного, т.е. независимо от того, просит он об увольнении или нет; во Франции по закону 1889 г. подданство утрачивается вследствие натурализации в другом государстве; впрочем, для француза, обязанного еще службой в войсках, натурализация имеет это последствие, только если французское правительство дало свое разрешение. Для того чтобы Франция признала француза иностранцем, нужно, чтобы он был способен отказаться от французского подданства, т.е. был бы дееспособен по французскому закону. Это значит, что жена без согласия мужа не может натурализоваться в чужой стране. Вопрос об этом в течение ряда лет занимал всех европейских юристов в связи с знаменитым процессом принцессы Бофремон. Она была во Франции разлучена с мужем, но не разведена; она натурализовалась в Саксен-Альтенбурге, где ее разлучение признали равносильным разводу, после чего она вышла вторично за кн. Бибеско. Ее первый муж доказывал, что она хотя и была разлучена с ним, но не имела права без его согласия натурализоваться в другом государстве, и что, следовательно, она осталась француженкой. – Другое условие для признания француза утратившим свое подданство, это чтобы он был натурализован в другой стране по собственной инициативе и чтобы он сделался действительно подданным этой страны, а не только был допущен к пользованию некоторыми правами; например, в Англии рядом с натурализацией существует институт deni[z]ation, который дает иностранцу положение, близкое к подданству, но еще не делает его подданным. Если бы французу даровано было подданство в чужой стране за его заслуги или таланты, во Франции это не будет считаться основанием для утраты им французского подданства. Натурализация в другом государстве признается за основание для прекращения подданства также в Италии, в Англии, в Соединенных Штатах Северной Америки.

В отдельных законодательствах мы находим еще и другие способы утраты подданства, также как последствие тех или других действий подданного. Так, по французскому и итальянскому законодательствам подданство утрачивается вследствие поступления на военную службу в другой стране без разрешения своего правительства. По германскому оно утрачивается в таком случае в наказание за отказ в известный срок оставить эту службу.

В некоторых государствах подданство утрачивается вследствие долгого пребывания за границей; например, в Германии в случае непрерывного десятилетнего пребывания за границей, но при условии, что подданный не внесен в матрикулу какого-нибудь императорского консульства. Однако достаточно такому лицу вернуться в Германию, чтобы его снова приняли в подданство, если только он не успел вступить в другое.

На вопрос о том, какое влияние подобная утрата имеет на жену и малолетних детей, мы в законодательстве не найдем однообразного ответа. Так, по французскому кодексу, потеря подданства вследствие натурализации не распространяется на жену и детей. Жена должна заявить о своем желании разделить новое подданство мужа. Дети во всяком случае остаются французами; это странная непоследовательность, потому что наоборот, натурализация иностранца во Франции распространяется, как мы видели, на детей. Мы уже видели, что это источник для случаев двойного подданства.

В России увольнение из подданства неизвестно как нормальная мера; в особом положении находятся только бывшие иностранцы. Бывали случаи увольнения и коренных подданных, но только по ВЫСОЧАЙШЕМУ повелению. Только одним нормальным способом утрачивается русское подданство: женщиною выходом замуж за иностранца.

Этот способ утраты подданства известен и почти всем другим законодательствам, но во многих он сопровождается оговоркою: если отечественный закон мужа признает жену своею подданною; или если жена вместе с мужем покинет свое отечество (Гватемала, Эквадор).

Подданство утрачивается легитимацией. В нашем законодательстве это прямо не выражено, но Сенат разъяснил, что иностранцы могут узаконять своих детей, прижитых от русской подданной, последующим браком, а отсюда следует и перемена для этих детей подданства. В других законодательствах это или прямо выражено, или не вызывает с их точки зрения сомнения.

Я остановлюсь еще на одном способе перемены подданства. Она наступает в силу завоевания территории одного государства другим. Никаких вопросов не возникает, если целое государство поглощается другим, как было после третьего раздела Польши или после победы англичан над бурами и Оранжевой республикой. Но когда завоевание ограничивается только частью территории, а также в тех случаях, когда одно государство и без последующей войны по непринужденному договору уступает часть своей территории другому (например, Англия уступила Германии о. Гельголанд), вопрос о подданстве жителей уступленной территории представляется весьма сложным. На первый взгляд может казаться, что отторжением части территории отношения подданства не порывается, потому что подданные связаны с государством не только тем, что живут на его территории, иначе подданство порывалось бы выездом за границу. Поэтому уступка территории не может лишить жителей ее права оставаться в подданстве прежнего государства. Но, с другой стороны, и государство, которому территория уступлена, не может мириться с тем, чтобы население уступленной территории подчинялось не ему, а другому государству, потому что тогда не достигалась бы цель присоединения территории. Это столкновение интересов населения уступленной территории и нового государства обыкновенно разрешается тем, что уступка территории непосредственно влечет за собою массовую перемену подданства, но населению этой территории предоставляется право отклонить новое подданство и оптировать за прежнее. Спрашивается, кого следует разуметь под населением, и при каких условиях ему разрешается отклонить новое подданство?

Прежде всего, понятно, что уступка территории не может иметь никакого влияния на подданство иностранцев, живущих на ней, и что вопрос идет только о тех, кто состоит в подданстве уступающего государства, и он разрешается различно. Под населением или жителями можно разуметь: 1) или только тех, кто имеет на территории домициль, 2) или тех, кто на ней родился, т.е. ее уроженцев, хотя бы они на ней в момент уступки не жили, 3) или как тех, кто живет на ней, так и ее уроженцев, хотя бы не живущих на ней, 4) или только тех, кто не только живет на ней, но и ее уроженец. Это разное понимание термина наблюдается в отдельных трактатах. Так, в 1860 г. Савойя и Ницца были присоединены к Франции; во французское подданство перешли и те, кто имел постоянное жительство на уступленной территории, и все уроженцы Савойи и Ниццы, даже не жившие там. В 1871 г. Франция уступила Германии Эльзас и часть Лотарингии; вопрос о том, кто переходит в германское подданство, был сперва договором 10 мая 1871 г. определен так, что переходят уроженцы уступленных территорий, имеющие на них в данный момент свой домициль; а затем 1 декабря 1871 г. согласились, что переходят вообще все уроженцы этих территорий, так что и те французы, которые имели там в момент уступки свой домициль, но были уроженцами других департаментов, и те эльзасцы, которые в тот момент находились даже за границей, одинаково сделались немцами. В 1877 г. Швеция уступила Франции остров св. Варфоломея; французами сделались все, кто в момент уступки имел на острове свой домициль. В 1890 г. Англия уступила Германии о. Гельголанд; в германское подданство перешли все уроженцы острова.

Из всех разнообразных ответов на вопрос, кто должен переходить в новое подданство, самым целесообразным можно считать решение по домицилю. Самым простым казалось бы объявлять подданными всех уроженцев, потому что вопрос, кто уроженец, решается просто справкою с актами рождения. Но при современной свободе передвижения место рождения не имеет большого значения в жизни каждого из нас, а важно том место, где мы фактически живем; поэтому решение по домицилю следует считать наиболее справедливым и соответствующим интересам населения и приобретающего государства. Когда к лицам, постоянно живущим на уступленной территории, присоединяют и тех, кто на ней не живет, а только родился, - то этим увеличивается ущерб уступающего государства; если же ограничивать перемену подданства теми, в ком совмещаются оба критерия, кто и родился на территории, и постоянно живет на ней, и оставить тех, кто только живет, то новое государство рискует получить в изобилии население, связанное узами подданства с прежним государством, т.е. гипертрофированный враждебный элемент. Таким образом, наилучшим остается решение, по которому в новое подданство переходят все, имеющие на уступленной территории постоянное местожительство.

Однако практика международных договоров выработала обычай, по которому населению уступленной территории предоставляется сохранить свою связь с прежним государством. Прежде всего, ему дается возможность просто эмигрировать из отошедшей от отечества территории; так, по Сан-Стефанскому договору 1877 г. между Россией и Турцией, жителям местностей, уступленных России, предоставлено было выселиться, продав свои недвижимые имения; дан был трехгодичный срок; по истечении его все, кто остался и не продал, должны были считаться русскими подданными. Это молчаливое оптирование за старое подданство. Или не довольствуются эмиграцией, а требуют еще формального объяснения, что уходят с тем, чтобы остаться подданными прежнего государства, или же, наконец, в тех случаях, когда новое государство не очень боится присутствия на уступленной территории людей, высказавшихся за старое подданство, довольствуются простым оптированием, не требуя эмиграции протестантов. Так было, например, при уступке Гельголанда. Это оптирование без эмиграции.

Право высказаться за сохранение прежнего подданства может принадлежать лицам только дееспособным; эта дееспособность должна определяться по закону того государства, к которому отошла территория, потому что с момента уступки жители ее сделались подданными этого государства, но только под резолютивным условием: следовательно, пока они не высказались, их личный статут определяется не их прежним, а новым национальным законом.

Остановлю ваше внимание только еще на вопросе о том, могут ли оптировать малолетние, т.е. если назначен срок для оптирования, то должны ли за малолетних высказаться в этот срок их опекуны или же для малолетних делается отсрочка до совершеннолетия? По этому теоретическому вопросу мы встречаем разногласие: немецкий ученый Бар находит, что за малолетних должны высказаться их опекуны в одно время со всеми, дабы новое государство было скорее фиксировано насчет того, кто его подданные, кто – нет; французский ученый Вейс считает, что право оптировать личное, и потому малолетний должен высказаться сам, но только по достижении совершеннолетия. Это разногласие – один из многих примеров незаконченного состояния нашей науки. Во мнении Вейса содержится непоследовательность: натурализация во Франции производит коллективное действие, т.е. сама собою распространяется на малолетних; если их не спрашивают в одном случае, то почему делать обратное в другом?

Позвольте в заключение резюмировать содержание последних трех лекций для того, чтобы приготовиться к переходу к следующей лекции. Я сказал, что существуют две привязки для применения к лицу определенного законодательства: во-первых, постоянное местожительство или домициль, во-вторых, подданство. Я разъяснил, что такое домициль. О подданстве я сегодня сообщил вам, как оно приобретается и утрачивается. Теперь мне предстоит вам рассказать, какие конфликты возникают оттого, что законы разных государств о приобретении и утрате подданства не согласованы. А затем я сообщу вам о взаимном отношении между обеими привязками.

ЛЕКЦИЯ 12-Я



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-17; просмотров: 125; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.125.2 (0.024 с.)