Дизайнер-классик, ценивший анонимность 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Дизайнер-классик, ценивший анонимность



 

"Невыполненные или невыполнимые идеи больше отбрасывают нас назад, чем продвигают вперед", - говорится в одной из них. В Бухаузе пробовали, экспериментировали с формами и материалами, искали наиболее рациональные и качественные решения, годные для запуска в индустриальное производство.

Место, время, человек…

В 1928 году Брейер переехал в Берлин, открыл там собственное архитектурное бюро, занимаясь, главным образом, интерьерами. Многие строительные проекты, разработанные в этот период, так и не были реализованы. Среди них - новое здание Государственного театра Украины в Харькове.

В 1931 году он закрыл дело и отправился путешествовать по Европе. В 1932 году работал в Швейцарии. После прихода к власти в Германии национал-социалистов путь в Германию Брейеру, родившемуся в Венгрии в еврейской семье, был закрыт. Через Великобританию он эмигрирует в Америку, где станет одним из ключевых архитекторов прошлого века. "Брейер, Мис ван дер Роэ и интернациональный стиль" называется обзорная глава о послевоенной архитектуре США в одном из стандартных американских справочников по искусству.

Схемы к патенту на мебель из стальных труб - Зеркала дипломной работы Брейера

К открытию юбилейной выставки в Дессау немецкий искусствовед Фридрих фон Боррис (Friedrich von Borries) метко охарактеризовал роль и место Марселя Брейера в истории. В статье для сборника Bauhaus-Magazin он приходит к выводу, что без Брейера у нас не было бы сегодня айфонов: "Kein iPhone ohne Breuer".

Во всяком случае, что касается дизайна, с этим мнением трудно не согласиться.

 

 

МАРСЕЛЬ БРЕЙЕР (MARCEL LAJOS BREUER)

Биография

Благодаря инновационному использованию алюминия, стальных трубок и фанеры в своих работах (эксперименты с этими материалами он впервые начал в 1920-х годах в Баухаусе (Bauhaus) в Германии и продолжил в 1930-х в эмиграции в Швейцарии и Англии), Марсель Брейер (Marcel Breuer, 1902-1981) сегодня считается одним из самых значимых мебельных дизайнеров первой половины 20 века. Среди наиболее известных его проектов дизайн жилых домов, которым он занимался в послевоенное время, и дизайн штаб-квартиры ЮНЕСКО в Париже.

Марсель Брейер.
Архитектор, мебельный дизайнер (1902-1981)

Когда в 1935 году Марсель Брейер приехал в Лондон, ему предложили разработать дизайн мебели для компании Isokon. Брейер сказал владельцу компании Джеку Притчарду (Jack Pritchard), что хотел бы продолжить создавать металлическую мебель, над проектированием которой он трудился в середине 1920-х годов во время преподавания в Баухаусе. Однако Притчард возразил, сказав, что британцы слишком консервативны, чтобы покупать металлическую мебель, и предложил дизайнеру вместо металла поработать с деревом, преимущественно с фанерой.

Результатом стала серия мебели из пяти предметов, включающая в себя кресло, шезлонг и группу столиков. Фанерные предметы мебели выглядели изумительно: текучие, изогнутые формы, плавные силуэты. Сегодня данные предметы считаются иконами мебельного дизайна 20 века. Но, как и многие моменты раннего творческого пути Брейера в качестве мебельного дизайнера, процесс работы над этой фанерной мебелью был омрачен сомнениями и разочарованиями.

Родился Марсель Брейер в Пеште, городе на юго-западе Венгрии, в 1902 году. В 1920 году поступил в Венскую Академию Изящных Искусств (Vienna Academy of Fine Arts), чтобы обучаться живописи. Разочаровавшись в обучении в Академии, Брейер бросил учебу и некоторое время работал в архитектурной компании в Вене. Друг Марселя посоветовал ему обратить свое внимание на Баухаус, недавно основанную в немецком городе Веймаре школу искусств и дизайна.

В 1921 году после прослушивания подготовительных курсов, где ученикам рассказывали о всех предметах, изучение которых предлагает Баухаус, Брейер стал одним из шести подмастерьев, приглашенных в новую, недавно созданную мебельную мастерскую. Первым результатом творческих изысканий Брейера стал стул Romantic Chair («Романтический стул»), который также известен под названием African Chair («Африканский стул»). Грандиозный троноподобный стул был раскрашен Брейером вручную. В 1923 году Брейера заинтересовало голландское художественное движение De Stijl. Результатом заинтересованности стал стул Wood-slat chair («Деревянный стул с перекладинами»).

Будучи весьма плодовитым дизайнером из числа представителей школы Баухаус, а также будучи протеже директора школы Вальтера Гропиуса (Walter Gropius), Брейер мало интересовался интеллектуальными дебатами. В то время, как вся школа вела долгие беседы и громогласные диспуты на тему развития дизайна, Марсель предпочитал творить «без подведения философского фундамента под каждое движение».

В 1924 году Брейер оставил Баухаус ради переезда в Париж, где едва сводил концы с концами, работая архитектором. По его собственному утверждению он делал все, «чтобы забыть о своих баухаусовских наклонностях в творчестве». Париж стал очередным разочарованием для Брейера, и когда Гропиус пригласил его вести новые курсы по мебельному дизайну в Баухаусе, Брейер ответил согласием.

По возвращении в Баухаус первым реализованным проектом Брейера стало стальное клубное кресло (позже оно получило имя Wassily («Василий») в честь известного русского художника Василия Кандинского, преподававшего в Баухаусе). Кресло было сделано из штампованных никелированных стальных трубок. Необычайно легкое, изящное и простое в сборке кресло стало результатом многолетних экспериментов Брейера с изогнутой сталью. Кресло окрестили настоящим прорывом в мебельном дизайне. «Я думал, что именно эта моя работа будет подвергнута наибольшей критике», - говорил Брейер, - «Но произошло совершенно противоположное!».

Марсель Брейер основал компанию Standard-Möbel, чтобы производить свою трубчатую стальную мебель, хотя управление компанией оказалось делом гораздо более хлопотным, чем он ожидал. Брейер также разработал дизайн мебели для домов магистров Баухауса в немецком городе Дессау и мебели для берлинской квартиры театрального продюсера Эрвина Пискатора (Erwin Piscator). Когда в 1928 году Гропиус ушел в отставку и покинул Баухаус, Брейер последовал за ним. Марсель начал работать архитектором и дизайнером в Берлине. В Немецкую Ассоциацию Архитекторов Брейера не приняли из-за нехватки опыта работы. В 1931 году дизайнер закрывает свою мастерскую и отправляется в поездку по южной Европе. Это время ознаменовано неудачными попытками в архитектурной работе. После того, как в 1933 году к власти в Германии пришли нацисты, путь обратно для Брейера оказался закрыт, и он переехал в Швейцарию, где полностью сосредоточился на мебельном дизайне. Мебель из трубчатой стали и алюминия, созданная Марселем в Швейцарии, завоевала международное признание. Несмотря на это, Брейер очень нуждался в деньгах и в 1935 году решил присоединится к Гропиусу (и компании Isokon) в Лондоне.

Когда в 1937 году Гропиус переехал в США, чтобы стать профессором архитектуры в Гарварде, Брейер последовал за ним и вскоре тоже стал профессором. Вместе они занялись архитектурной практикой, начав с проектов своих собственных домов: двухэтажных вилл из стекла, дерева и камня. Позже последовали заказы на проектирование и дизайн других домов, но архитектурная практика коллег разладилась в 1941 году. Произошло это, возможно, потому, что Гропиус был разочарован работой над скромными заказами после своих грандиозных публичных проектов в Германии. Более молодой Брейер, наоборот, был полон энтузиазма по поводу возможности проектировать дома. Он также был в восторге от преподавательской работы. Брейер рассказывал о принципах европейского модернизма студентам, среди которых были Филип Джонсон (Philip Johnson), Пол Рудольф (Paul Rudolph), и Эдвард Л. Барнс (Edward L. Barnes). Позже они стали известнейшими американскими архитекторами и дизайнерами.

В 1946 году Брейер оставил Гарвард и основал свое дело в Нью-Йорке. Его деловым партнером стал промышленный дизайнер Элиот Нойес (Eliot Noyes). Первым послевоенным проектом Брейера стал дом Geller House на Лонг-Айленд - просторная, наполненная воздухом деревянная конструкция, прозванная прессой «дом будущего». В мебели Брейера каждый элемент говорил на своем характерном языке. Так и с его домами: каждая структурная деталь несла определенную смысловую нагрузку; каждая зона дома имела собственное назначение, в частности, дом подразделялся на зоны дневного и ночного времяпрепровождения. Брейер продолжал работать со стеклом, деревом и камнем, пытаясь встроить Интернациональный стиль в мягкое окружение натуральных материалов. Работы этого рожденного в Венгрии, обучавшегося в Германии дизайнера-архитектора являются типичными образчиками пышного, полного изыска архитектурного стиля, характерного для Восточного побережья Америки.

Хотя Брейер всю вторую половину своего творческого пути был сконцентрирован на архитектуре, все же для особенных проектов, например, для дома Geller House, он продолжал разрабатывать дизайн мебели. Для Музея Современного Искусства (Museum of Modern Art) в Нью-Йорке Брейер создал выставочный экземпляр дома с полной меблировкой. Для музейного дома был спроектирован инновационный стул MoMA Chair, сделанный из единого куска фанеры.

Проект для музея Нью-Йорка вызвал новый всплеск интереса к работам Брейера. На него посыпались заказы на дизайн частных домов в Коннектикуте, Нью-Йорке и Нью-Джерси. В 1953 году Брейер выиграл конкурс на дизайн штаб-квартиры ЮНЕСКО в Париже. Над этим проектом вместе с ним трудились талантливый итальянский инженер Пьер-Луиджи Нерви (Pier Luigi Nervi) и французский архитектор Бернар Зерфюсс (Bernard Zehrfuss). В том же году Брейер начал работу над зданием универмага Bijenkorff в Роттердаме.

Ради этих больших общественных зданий Брейер отказался от природной красоты дерева и камня, как в проектах своих частных домов, в пользу экспериментов с монументальными бетонными формами, которые он окрестил «бетонными скульптурами». Кульминацией экспериментов в середине 1960-х годов стала грандиозная конструкция Музея Уитни (Whitney Museum of American Art) в Нью-Йорке. Это здание стало подарком Марселя Брейера городу, в котором бродяга-романтик обрел пристанище и жил до конца своих дней в 1981 году.


1902 Родился в Пеште на юго-западе Венгрии.

1920 Поступает в Венскую Академию Изящных Искусств (Vienna Academy of Fine Arts) для обучения живописи и скульптуре. Через некоторое время бросает Академию, работает в архитектурной компании. Переезжает в Веймар, Германия, чтобы обучаться в школе Баухаус (Bauhaus).

1921 Становится подмастерьем в мебельной мастерской Баухауса, создает свой первый предмет мебели — African Chair («Африканский стул»).

1922 Под влиянием художественного направления De Stijl создает стул Wood-slat chair («Деревянный стул с перекладинами»).

1924 Оставляет Баухаус, переезжает в Париж, где работает архитектором.

1925 Принимает приглашение Вальтера Гропиуса вернуться в новый Баухаус в Дессау. Работает над проектом инновационного клубного кресла из стальных трубок Club chair, позже названного Wassily Chair (кресло «Василий»).

1927 Основывает компанию Standard-Möbel для производства и продажи мебели и стальных трубок. Разрабатывает дизайн мебели для квартиры продюсера Эрвина Пискатора.

1928 Вслед за ушедшим в отставку Гропиусом Брейер покидает Баухаус. Он начинает работать архитектором в Берлине, но заказов получает мало.

1931 Не получая достаточного количества архитектурных заказов, Брейер оставляет работу и отправляется в поездку по южной Европе.

1932 Пребывая поочередно то в Венгрии, то в Швейцарии, Брейер начинает экспериментировать с алюминиевой мебелью, с которой в 1933 году выигрывает конкурсы и завоевывает награды.

1934 Первые экземпляры алюминиевой мебели поступают в массовое производство.

1935 Брейер присоединяется к Вальтеру Гропиусу в Лондоне. Разрабатывает дизайн мебели из фанеры для компании Isokon, которой руководит Джек Притчард. Параллельно Брейер открывает архитектурный офис.

1937 Когда Гропиус покидает Лондон, чтобы стать преподавателем архитектуры в Гарварде, Брейер также едет в США. Он преподает и открывает архитектурную практику совместно с Гропиусом. Начинают коллеги с дизайна собственных домов.

1941 Прекращают совместную работу с Гропиусом, но остаются друзьями и продолжают вместе преподавать в Гарварде.

1946 Завершает работу над своим первым послевоенным зданием — домом Geller House на Род-Айленде, открывает вместе с Элиотом Нойес офис в Нью-Йорке. Результаты работы — прекрасные жилые дома на Восточном побережье.

1949 Музей Современного Искусства (Museum of Modern Art) в Нью-Йорке приглашает Брейера к работе над проектом выставочного домика в музейном саду. Этот проект провоцирует новый взрыв интереса к работам Брейера.

1953 Марсель Брейер, Пьер-Луиджи Нерви и Бернар Зерфюсс вместе работают над штаб-квартирой ЮНЕСКО в Париже.

1957 Начинает работать на лекторием и зданиями Университета Нью-Йорка.

1963 Начинается трехлетняя работа над Музеем Уитни (Whitney Museum of American Art) в Нью-Йорке.

1970 Работа над дизайном штаб-квартиры компании Designs Armstrong Rubber Company в Вест-Хэвене, Коннектикут, и посольства Австралии в Париже.

1981 Марсель Брейер умер в Нью-Йорке.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-17; просмотров: 416; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.205.2.207 (0.014 с.)