Схема повторения изучаемого материала 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Схема повторения изучаемого материала



 

Дни недели
1-й 2-й 3-й 4-й 5-й 6-й 7-й
Первое повторение через 15-20 минут, второе - через 8-9 часов Повторение через 24 часа - Повторение - - Повторение

 

«ЗАГЛЯДЫВАЛ Я ВСТАРЬ В АКАДЕМИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ...»

 

СЛОВО ПРОФЕССОРА ЛИНГВЫ

Как трудно иногда найти нужное слово, в полной мере выражающее наши мысли. Почему? Потому что умение владеть словом - Великое и Трудное умение. Часто говорят: «Меньше слов, больше дела» или «Переходи от слов к делу». Но ведь слово - это тоже дело. Вспомните старые поговорки: «Слово пуще стрелы разит и горы ворочает», «Доброе слово человеку, что дождь в засуху, с ним и черная корка сдобой пахнет», «Доброе слово сказать - посошок в руку дать», «Слово лечит и калечит».

«Нет просто слова. Оно либо проклятье, либо поздравленье, либо красота, либо боль, либо грязь, либо цветок, либо ложь, либо правда, либо свет, либо тьма», - сказал Расул Гамзатов.

Существует наука - психолингвистика. Она изучает четыре вида речевой деятельности, тесно между собой связанных: слушание, говорение, письмо, чтение.

Основа речевой деятельности - язык, с помощью которого люди общаются, передают друг другу свои мысли. Хорошо ли мы владеем языком? Каков наш словарный запас? Все ли богатство родного языка мы используем?

Словарный запас общеупотребительных слов русского языка, без специальных терминов, составляет, по подсчетам лингвистов, около 200 тысяч слов. Словарный запас великого русского поэта А. С. Пушкина составлял 21 тысячу слов.

Но владеть языком - это не только знать много слов, но и уметь вложить в них все выразительные возможности грамматики, уметь понять сказанное или написанное именно так, как оно было сказано или написано. А это отнюдь не просто. Научиться владеть языком, правильно выражать свои мысли - дело трудное, требующее знаний и творчества.

Вот какой эксперимент был проведен в городе Таганроге. Тремстам постоянным читателям газет, людям разного возраста, образования и профессии, предложили выполнить три задания. Первое задание - дать определения пятидесяти самым трудным (по мнению экспертов) словам, входящим в общий словарь газет. Это были в основном слова иностранного происхождения - потенциал, стабильность, демократ, агентура и др. Задание более или менее удовлетворительно выполнили 30 процентов участников эксперимента. Остальным язык газет (правда, в своей наиболее трудной части) оказался непонятен. Слова, понятные, очевидно, в контексте, вырванные из него, оказались лишенными смысла. Некоторые читатели пытались реконструировать их смысл по созвучию со знакомыми словами. Например, слово «суверенитет» сравнивали со словом «нейтралитет» (невмешательство) и определяли как вмешательство в дела других стран, слово «потенциал» как «пунктуальный, постоянный человек», «человек, который думает вперед». Многие непонятные слова вызывали определенные эмоции: либерал - что-то слащавое, вояж - нечто круглое, бундесвер - темные силы чего-то, реванш - что-то быстрое, скорое, хорошее. Вместе с тем были и удивительно точные, емкие определения, вмещавшие несколько значений того или иного слова.

По результатам первого задания был составлен список слов, непонятных многим читателям. Это - бундесвер, эскалация, левые силы, курс акций, тенденция, координация, вояж, потенциал, стабильность, реакционер и др.

В соответствии со вторым заданием участникам эксперимента предлагалось дать определения экономическим терминам. Третье задание состояло в том, чтобы изложить своими словами сначала письменно, а затем устно прочитанную статью, при этом необходимо было четко передать основную мысль автора. Статья специально подбиралась четкая, ясная. Казалось, она не оставляла места для неверного истолкования. И тем не менее лишь немногие участники эксперимента (всего 14 процентов) смогли правильно передать ее смысл.

Подобный эксперимент бил проведен и в городе Новокузнецке. В эксперименте участвовало 112 человек - студенты первого курса факультета русского языка и литературы. Из 1120 ответов правильными оказались 89 (7 процентов), неправильными - 605 (54 процента), неточными- 426 (39 процентов).

Из 112 человек 57 не знали слова «вояж», 66 - слова «координация», 65 - слова «либерал», 94 человека не смогли объяснить, что значит «курс акций», 58 человек не дали определения понятию «левые силы». Приведем некоторые примеры определений ряда понятий, данных участниками эксперимента:

агентура - общество, руководимое работой; что-то вроде, что было при Шерлоке Холмсе; управление или контора какая-либо;

вояж - поклажа; человек; свадебное путешествие; большая сумка;

левые силы - малочисленные люди при расколе партии; люди антисоветских взглядов; отходники, которые отошли от основной партии; сторонники капиталистических идей;

курс акций - следование определенным взглядам; денежная валюта; определенная работа по вопросам политики; выпуск денежных лотерей;

либерал -пессимист; человек, относящийся к высшим слоям.

И все-таки многие люди, не зная смысла некоторых слов, понимают то, о чем они читают Почему это происходит? По всей вероятности, срабатывает смысловая догадка. Незнание нескольких слов не мешает понять основное содержание текста, хотя иногда весьма приблизительно. Человек может уяснить слово по содержанию читаемого. Однако «околознание» слов, попытка установить их значение по другим словам, стоящим рядом, приводит к «околопониманию». Лучше знать слова наверняка. Тогда читаемое можно будет понять быстрее и лучше.

Словарный запас любого человека состоит из двух частей: активного и пассивного. Активный словарный запас - это те слова, которые мы часто, активно используем в устной и письменной речи, с помощью которых мы общаемся. Пассивный словарный запас - это слова, которые мы знаем и понимаем, но тем не менее крайне редко употребляем.

Надо уметь владеть словом. Очень важно постоянно обогащать свой словарный запас - основу словесно-логической памяти и чтения. Постарайтесь слова своего пассивного словаря сделать активными, заставьте их действовать. Тренируйте свое восприятие, память, мышление. Путей для этого много. О некоторых из них мы расскажем далее. Научитесь пользоваться словарями, они очень помогут вам. Вспомните, как много работают над словом писатели и поэты! В. В. Маяковский писал по этому поводу: «Изводишь единого слова ради тысячи тонн словесной руды». Известный сказочник П. П. Бажов так шутливо говорил о своем творчестве: «Над словом работаю. Работа у меня ювелирная».

Если вы хотите стать хорошим читателем, систематически пополняйте свой словарный запас.

 

СЛОВО ОДНО - ЗНАЧЕНИЙ МНОГО

 

Каков словарный запас человека? Сколько слов мы знаем и какие? Ученые по-разному отвечают на этот вопрос. Известно, что ребенок двух лет знает от 30 до 100 слов, четырех лет - от 1000 до 3500, семи лет - от 3000 до 5000-6000. Словарный запас взрослого человека в зависимости от уровня образования и эрудиции колеблется от 5000-6000 до 8000-12000 слов. Однако дело не только в количестве слов, которые мы знаем, но и в том, как мы их используем.

Мы говорим: острый нож, острый ум, острый глаз (слух), острый край, острый запах, острый недостаток, острая боль, острая шутка, острое словцо и т. д. Вы видите, как меняется значение слова «острый» в зависимости от того, с какими словами оно употребляется. В связном тексте раскрываются различные значения, оттенки значений слова. Это явление называется полисемией, или многозначностью.

Многозначность слова - достаточно сложное лингвистическое явление. В одних случаях основу значении слова составляет общий семантический (смысловой) элемент. Например, слово «стена» мы понимаем как вертикальную часть здания, которая служит для поддержания перекрытий и разделения помещения -на части, как высокую ограду; вертикальную боковую поверхность чего-либо; тесный ряд или сплошную массу чего-либо, образующую завесу, преграду. Эти значения имеют один общий признак: «вертикальная преграда, отделяющая что-то». В других случаях значения разделяются на исходные и переносные. Например, ножка - маленькая нога человека и ножка стула - опора стула.

Встречаются и другие связи, что позволяет слову сохранять смысловое единство, т. е. оставаться единым словом. Многие значения имеют оттенки, благодаря которым можно выражать всякого рода нюансы обозначаемого. Например, напряжение - состояние подъема, повышенные усилия в осуществлении чего-либо, оттенок этого значения - крайний предел, высшая степень протекания чего-либо.

Есть слова-омонимы. Они одинаково пишутся и звучат, но имеют разные значения. Например, ключ - приспособление для отпирания и запирания замков, инструмент (гаечный ключ), знак в начале нотной строки (скрипичный, басовый), основа для разгадки, понимания чего-нибудь и родник (бьющий из земли источник); лук - растение и оружие для метания стрел; бокс - вид спорта, мужская прическа и изолятор в лечебном учреждении.

При чтении слова-омонимы достаточно быстро распознаются, если мы знаем их значения. А вот со словами-омонимами акустического происхождения, не различающимися на слух, бывают курьезы. Подобное недоразумение описано, например, в журнале «Пробуждение» за 1912 г. (Наука и жизнь, 1976, № 10):

«Захожу я как-то к Марии Ивановне. Она сидит у рояля, поет и сама себе аккомпанирует.

- Здравствуйте, Мария Ивановна, - говорю. - Вы
ли это? Вы ли?

Мария Ивановна нахмурилась и отвечает холодно:

Я не выла, а пела,

Вы меня не поняли, Мария Ивановна. Вижу, вы
уже и обиделись... Какой же ребенок вы в таком слу
чае!

Мария Ивановна вспыхнула:

- Как вы смеете называть меня жеребенком!
Я тут совсем растерялся.

- Я, - говорю, - могу совсем уйти прочь, если вы
желаете...

Мария Ивановна отвечает:

- Пожалуй, вам лучше всего уйти, раз вы меня все время оскорбляете. Сначала вы заявили, что я вою, затем назвали меня жеребенком, а теперь говорите, что я лаю...»

Многозначны и слова-паронимы (возлесловы). Такие слова различаются некоторыми элементами при совпадении звучания однокоренных основ. Например: надеть- одеть, экономный - экономический, представить- предоставить, эффектный - эффективный, цельный- целый, абонемент - абонент, дипломник - дипломант и т. п.

Многозначность понимания текста дают и такие языковые средства, как метафоры, гиперболы, эпитеты, сравнения и др. Эти средства широко используют писатели в своих художественных произведениях. Например, А. Гайдар: «непонятная тревога впорхнула в комнату», «это будила меня моя беда», «остатки совести, которые слабо барахтались где-то в моем сердце, подняли тихий шум и вой», «красный глаз светофора глядел на меня не мигая, тревожно», «окошко уставилось», «ночь как трепыхающаяся птица билась в разноголосом звоне неумолчных пташек»; А. П. Чехов: «глаза его подернулись маслом», «блины были поджаристые, пухлые, как плечо купеческой дочки», «жалование получает тщедушное», «душа зато страсть какая ехидная», «водка есть кровь сатаны», «в моей груди стало так тепло, как будто бы в ней поставили самовар», «в голове у него, по обыкновению, стоял туман», «шелковые золотистые волосы... водопадом падали на ее плечи и спину», «совесть исцарапала все ее внутренности», «лицо, по которому бегали тучи и молнии», «лоб напрягался, как резина»; Андрей Белый: «стаи студентов... клевали: за формулкой формулку, за интегральчиком интеграль-чик», «белая клавиатура зубов проиграла», «над столом тяжелело молчание»; И. Бунин: «она... говорила, блестя ему в глаза радостными чернозеркальными глазами», «девочкой она ничем не выделялась в толпе коричневых гимназических платьиц», «бойкий зимний день, идет снежок, Ильинка чернеет народом», «стопудовый кожаный диван, из которого... горбами выпирают пружины», А. Блок вместо общепринятого «чарующий» и «очаровательный» использует прилагательное «чарый», обладающее удивительной смысловой глубиной. Чарый - значит, колдовской, обманчивый.

Средства художественной выразительности придают произведениям особый идейно-нравственный и эстетический смысл………………………………………………………



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-17; просмотров: 136; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.8.34 (0.011 с.)