Эклектизм: демократизм, равенство, доходность. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Эклектизм: демократизм, равенство, доходность.



4. Эклектизм: демократизм, равенство, доходность. Эклектизм (впервые термин по отношению к архитектуре применил Н.В. Кукольник в «Художественной газете» в 1837 г.; термин не имел отрицательного от­тенка, который имеет сейчас; зарубежные авторы вместо термина «эклек­тизм» часто используют термины «романтизм», «историзм») — художе­ственное направление, несущее художественную концепцию: демокра­тизм, равенство, доходность.

Если в российской истории искусства эклектизм — постдекабрист­ское явление, то в европейской истории — одно из художественных след­ствий Французской буржуазной революции, которая завершила европей­скую историю искусства, начавшуюся в античности. Эта история не со­здала общества свободы, равенства и братства, общества гармонии и

справедливости. Идеал художественной культуры, восходящей к антич­ности, померк. Начались поиски в разных направлениях, это и вызвало к жизни эклектику.

Эклектизмхудожественное направление (проявившее себя глав­ным образом в архитектуре), предполагающее при создании произведе­ний любые сочетания любых форм прошлого, любых национальных тра­диций, откровенный декоративизм, взаимозаменимость и равнознач­ность элементов в произведении, нарушение иерархии в художественной системе и ослабление системности и целостности. Эклектизму свойст­венны:

1) поиски красоты в богатых украшениях (неукрашенное = некрасивое), деловая роскошь, переизбыток украшений (декоративные детали покрывают всю поверхность фасада);

2) равная значимость различных элементов, всех стилевых форм, (= каждая по-своему хороша, все формы допустимы; утрачивается иерархия приемов, средств и форм в здании или в литературном произведении);

3) утрата различия между массовым и уникальным сооружением в городском ансамбле или произведением литературы и другими произве­дениями литературного процесса,

4) отсутствие единства: фасад отрывается от тела здания, деталь — от целого, стиль фасада — от стиля интерьера, стили различных про­странств интерьера — друг от друга;

5) необязательность симметрично-осевой композиции (отход от пра­вила нечетного числа окон на фасаде), однородность фасада;

6) принцип «non-flnito» (незаконченность произведения, открытость композиции: над любым доходным домом середины XIX в. можно над­строить один-два этажа, можно продолжить здание в длину на целый квартал — это не нарушит композиции фасада); принцип «non-finito» во­шел в литературные, театральные, кинематографические произведения;

7) усиление ассоциативности мышления автора (художника, писате­ля, архитектора) и зрителя;

8) освобождение от античной традиции и опора на культуры разных эпох и разных народов; тяга к экзотике: «китайские», «египетские», «пом­пейские» мотивы в архитектуре Европы (См.: Згура В. Китайская архи­тектура и ее отражение в Западной Европе. М., 1929); тяга к истории, к разным ее эпохам и к разным регионам мира; понимание необратимости времени и ценности каждого этапа истории;

9) многостилье (отклонение от «нулевого уровня», от «школьного текста», от «нормы» в разные стороны) как результат исчерпанности ста­рой ордерной системы; объединение разных стилей в новое, лишенное целостности стилистическое образование;

10) нерегламентированность личности (в отличие от классицизма), субъективизм, свободное проявление личностной стихии;

11) демократизм: тенденция к созданию универсального, внесослов­ного типа городского жилья. «Демократизация жизни, бытового уклада обусловила невелировку внешнего вида уникальных и рядовых сооруже­ний XIX в.» (Кириченко. 1982. С. 37) «Архитектура XIX в. имеет тенден­цию даже заурядную казарму трактовать как дворец» (См.: Никольский. 1923. С. 228). В литературе стремление к демократизму проявляется в по­пытках сгладить противостояние массового и элитарного в художествен­ном процессе.

Функционально эклектизм в литературе, архитектуре и других искусст­вах направлен на обслуживание «третьего сословия». Ключевое строение барокко — церковь или дворец, ключевое строение классицизма — госу­дарственное здание, ключевое строение эклектизма — доходный дом («для всех»). Декоративизм эклектики — рыночный фактор, возникший ради привлечения широкой клиентуры в доходный дом, где квартиры сдаются внаем. Доходный дом — массовый (= демократичный) тип жилья. Структу­ра доходных домов — повторяющиеся по вертикали и горизонтали одно­родные квартиры. Это сказывается и в художественной структуре эклектиз­ма (повторяемость однородных деталей декора). Даже в дворцовом строи­тельстве середины XIX в. проявляется тенденция сближения облика двор­ца с обликом буржуазного особняка и квартиры доходного дома (главное — удобство и уют комнат, акцент не на парадной комнате, а на жилой).

Элементы разных эпох и стилей соединялись в новой пространствен­но-планировочной структуре. Произошло втягивание в мировой культур­ный оборот эстетических богатств Азии, Африки, Латинской Америки, Океании. Это поколебало значение привычных художественных ценно­стей европейской и средиземноморской культуры, долгое время высту­павших как недосягаемый классический образец. Античность перестала быть эталоном и критерием художественных ценностей. Благодаря этому утверждается выдвинутое еще романтиками представление о многообра­зии художественных возможностей человечества.

Эклектизм в литературе выражается во включении в художественную систему произведения разнородных элементов и соединении их на немо­нистической основе.

5. Модерн: мир в лучах заката. Модерн ориентирован на традиции, противоположные античности и Ренессансу, на доренессансное искусст­во, на русское и западное Средневековье. Для модерна характерна тяга к "гибридным" образам — русалкам, кентаврам, сфинксам, выражающим взаимообратимость жизненных явлений, их метафорическую связь и взаимопроникновение. Для модерна характерны грезы о прекрасном, не­здешнем и ощущение враждебности окружающей реальной среды. При­верженность модерна к образам природы и особенно к водной стихии, к жутким символам мрака, ночи и разложения, к представлениям об измен-

чивости всего сущего сродни идеям, настроениям и самой поэтике симво­лизма. Модерн склонен к стилизации. Он охватывает зодчество и при­кладное искусство (мебель, вышивка), а также графику.

Для представителей английского модерна (Н. Шоу, Войси, Байли Скотта) ориентация на Средневековье связана с представлениями о "на­родности" искусства этой эпохи. Модерн стремится восстановить органи­ческую связь личности с природой, что проявляется в широком проникно­вении "растительных" мотивов в орнаментику модернизма. Образы в сти­хах символистов схожи с орнаментикой архитектурного модерна.

Период развития модерна — 1880—1925 гг. Одно из главных течений модерна — югендстиль, который в конце XIX в. и на рубеже веков бурно развивался в Германии (эпицентр — Дармштадт).

Цветовая гамма модерна: перламутрово-белое, серебряное, золотое, оранжевое, серое, бледно-голубое, зелено-голубое, лиловое. Эти цвета создают у зрителя ощущение пребывания в подводном царстве, в мире многозначных символов. Архитектурному модерну присущи птичьи и звериные символы, мотивы лесных духов, русалок, персонифицирован­ного ветра, распущенных женских волос, женских тел в воде. "Родство ар­хитектуры модерна и поэзии символистов, — пишет Е. Кириченко, — глубже лежащего на поверхности очевидного сходства мотивов. Их свя­зывает типологическая общность, обнаруживаемая в первую очередь в присущей обоим семантической двузначности. Предмет, мотив есть то, что он есть, и одновременно знак иного содержания, всеобщего и вечного. Внешнее и внутреннее, видимое и незримое неразрывны... Что же касает­ся общности мотивов и проблематики, то она рождается из общности фи­лософской и социальной платформы".

Творчество Врубеля развивалось в русле модерна. Его техника цвета и пластики виртуозны. В его стиле чувствуется влияние Сезанна. В «Си­дящем демоне» (1890) Врубель приходит к кристаллическим структурам, предвещающим кубизм. Работы Врубеля, экспонировавшиеся в Париже (1906), заинтересовали Пикассо, который «часами простаивал у его кар­тин» (См.: Врубель. 1976).

Модерн — художественное направление, концепция которого: мир в лучах заката.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-17; просмотров: 158; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.129.100 (0.005 с.)