Кому и зачем нужна эстетика (отношение эстетики к художнику и публике). 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Кому и зачем нужна эстетика (отношение эстетики к художнику и публике).



Нужна ли кому-нибудь эстетика... кроме ученых-эстетиков? Зачем она художнику? Как мольеровский Журден всю жизнь, сам того не ведая, говорил прозой, так и художник соблюдает в процессе творчества законы эстетики, даже если думает, что творит только по велению души. Творческий поиск, не подкрепленный теоретическим обобщением худо­жественной практики, часто не результативен. Когда художник встречает­ся со сложной творческой задачей, хочет оценить собственную деятель­ность, ищет выход из творческого кризиса, ему трудно руководствоваться только интуицией — на помощь приходит эстетика. Творчество и его ос­мысление идут рука об руку. Аристофан, Леонардо да Винчи, Шекспир, Гете, Шиллер, Пушкин, Толстой, Достоевский и великие мастера, и вели­кие исследователи тайн искусства.

Поэт Пиндар не уважал ученых стихотворцев и противопоставлял им поэта «милостью божьей», а философ Платон считал необходимым соче­тание природных способностей с тренировкой и изучением теории. Со-

гласно же Псевдолонгину — автору трактата «О возвышенном» успех ху­дожника обусловлен «силой дарования» и «знанием правил»; высокое ис­кусство невозможно без теории, помогающей избежать ошибок и совер­шенствующей мастерство.

Эстетика — и прямо, и опосредованно влияет на творчество, подкреп­ляя дар знанием. Но этим значение эстетики для художника не исчерпыва­ется. Поэту необходима художественная концепция мира. Она — не запас накопленных художником философских знаний, она рождается в самой жизни из наблюдений над природой и обществом, из усвоения культуры человечества, из активного отношения к миру. Художественная концеп­ция направляет талант и мастерство, в свою очередь формируясь под их воздействием, она определяет особенности видения мира, отбор жизнен­ного материала. При этом наиболее непосредственно влияет на творчест­во художника тот пласт художественной концепции, системное выраже­ние которого дает эстетика.

Эстетика нужна и воспринимающей искусство публике. Можно, ко­нечно, читать книгу, как чичиковский Петрушка, получая удовольствие от самого процесса складывания букв в слова, можно увлекаться занима­тельностью сюжета. Но только теоретически развитому сознанию рас­крываются глубины произведения, существо образной мысли художни­ка. Воспитатель такого восприятия искусства—эстетика. Искусство до­ставляет одно из высших духовных переживаний —эстетическое на­слаждение. Это о нем говорил Пушкин: «Над вымыслом слезами оболь­юсь», «гармонией упьюсь». Но полное и глубокое наслаждение искусст­вом невозможно без художественной образованности, а последняя — без эстетики.

Перед человеком в повседневной жизни возникают теоретические вопросы и когда он пытается объяснить, чем ему понравился фильм, и когда он восторгается поступками героя на сцене, и когда он решает какой костюм ему идет.

Освоение мира осуществляется непременно в эстетической форме. Человеческая деятельность протекает на основе определенных эстетиче­ских идей, представлений, установок. Эстетика входит в труд, быт, в про­мышленное производство, формируя в человеке созидательное начало и способность воспринимать красоту.

Искусство в духовно-практическом, а эстетика в теоретическом плане сосредоточивают внимание на общечеловеческом, они актуальны, ибо способствуют сближению людей, у которых без согласия в мире нет буду­щего. Эстетика и искусство — фокус всей мировой культуры и средоточие гуманитарного опыта человечества. Эти сферы культуры сегодня чрезвы­чайно значимы для мирового сообщества и особенно для России.

3. Дает ли эстетика нормы искусству (отношение эстетики к худо­жественному творчеству).

Во взаимоотношениях эстетики и искусства в истории сложились две точки зрения: 1) теоретик классицизма Н. Буало (XVII в.) трактовал эстетику как науку, предписывающую художнику пра­вила; 2) другой французский ученый, И. Тэн (XIX в.), напротив, считал, что эстетика должна регистрировать факты искусства. Для современной эстетики и абсолютизация нормативности, и эмпиризм равно неприемле­мы.

Если человек решит в нарушение закона Архимеда плыть с кам­нем на шее — он утонет. Художник свободен в выборе темы, средств, формы образной мысли, но, если он нарушит законы эстетики, дейст­вующие с непреложностью законов физического мира, его творение окажется за пределами искусства. Эстетика нормативна, поскольку она обобщает законы самого искусства. Ее выводы имеют силу объек­тивных законов. Однако законы искусства не абсолютны — они исто­рически изменчивы. Основоположник балетного театра как самосто­ятельного вида искусства Ж. Ж. Новерр подчеркивал: «Правила хо­роши до некоего предела... Надобно уметь следовать им, но уметь так­же отказываться от них и вновь к ним возвращаться... Горе холодным художникам, цепляющимся за узкие правила своего искусства». (Но­верр. 1965. С. 27).

Когда Бетховен ввел в симфонию хор, его сочли безумцем. Великий художник раздвигает устоявшиеся рамки творчества. Но он не может от­менить законы, в которых сосредоточен весь предшествующий художест­венный опыт человечества. Он лишь вносит в них продиктованные новой действительностью, новым опытом коррективы или формирует (открыва­ет) новые законы.

Современная историческая эстетика осмысляет искусство и его осо­бенности в их движении.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-17; просмотров: 155; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.189.13.43 (0.066 с.)