Надання допомоги вирішення особистих проблем у педагогів. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Надання допомоги вирішення особистих проблем у педагогів.



В последнее время все чаще за психологической поддержкой к психологам обращаются женщины-учителя. Причем они приходят не только со своими профессиональными проблемами, учителя запрашивают помощи в решении своих личных и семейных проблем. А ведь семейное благополучие женщины-учителя напрямую отражается на ее профессиональных успехах. Счастливый в личной жизни человек коммуникабелен, внутренне устойчив и во взаимоотношениях стабилен. Как показывает психолого-педагогическая практика, такой учитель внимательнее относится к детям, налаживает устойчиво хорошие отношения как с родителями учеников, так и в педагогическом коллективе. И наоборот, проблемные, конфликтные отношения в семье с мужем или детьми, как правило, делают учительницу эмоционально подавленной, во многих случаях безразличной к своей работе, ученикам, коллегам.

наиболее типичной является просьба помочь разрешить конфликтные отношения с мужем и детьми. Можно выделить несколько типичных ошибок, которые допускают женщины-учительницы в своей семейной жизни.

Во взаимоотношениях с мужем многие женщины-учителя часто реализуют обучающую, воздействующую позицию, проявляя такие черты характера, как директивность, нетерпимость, неумение понять и простить. Они относятся к своему супругу как к одному из учеников, и постоянно его воспитывают, считая свою позицию единственно правильной.

В общении с собственными детьми учителя, как правило, допускают две основные педагогические ошибки. В одном случае у перегруженной и утомленной преподавательницы "не доходят руки" до собственных детей, и они растут, часто недополучая материнского внимания, заботы и любви. В другом случае дети, наоборот, излишне "завоспитываны": дома – мамой-учительницей, в школе – требованиями педагогов. От них часто требуется безусловное соответствие некому шаблону "ребенка учителя".

На консультацию к психологу часто приходят молодые женщины-учительницы с вопросами, которые напрямую касаются конкретных жизненных ситуаций, как правило, связанных с детьми.

многие женщины, в том числе и учительницы, имеют низкую самооценку, почти не влияющую на профессиональную деятельность, но довольно часто выступающую "камнем преткновения" в достижении ими личного счастья.

Женщина с низкой самооценкой характеризуется такими психологическими особенностями:

- она не уверена в себе как в женщине, ей кажется, что она хуже, чем другие женщины, и менее удачлива, чем они;

- внешне часто выглядит вялой, горбится, с трудом смотрит в глаза собеседнику, имеет напряженный и нервный голос, одевается неброско, строго, предпочитая темные тона;

- подвержена периодическим спадам настроения и депрессиям, переживает состояния личной неполноценности и упадка духа;

- избегает всяческих напряжений и тем более конфликтов во взаимоотношениях с людьми;

- испытывает страх перед совершением ошибки: купить не ту вещь, сказать не то слово в беседе, сделать что-то неправильное;

- стремится оправдываться перед близким человеком;

- часто попадает под влияние более сильного человека и становится "жертвой" его манипулятивных воздействий;

- долго и мучительно принимает решения, колеблется, а иногда и вовсе избегает решать важные проблемы, предпочитая, чтобы они разрешались "сами собой";

- в своем поведении и общении с людьми выстраивает систему психологических защитных "масок", играет роли, не соответствующие ее истинному характеру;

- часто позволяет людям критиковать себя, расстраивать, ранить, унижать;

- имеет склонность жалеть себя, свою неудачную жизнь и свои несбывшиеся надежды.

Женщина, имеющая низкую самооценку, обычно так строит свои взаимоотношения с близким мужчиной или мужем:

- она старается быть мягкой и уступчивой, стремится "подстро

иться" к нему, услужить, быть всегда для него приятной и нужной;

- испытывает страх одиночества и всегда боится разрыва с

мужчиной;

- оставаясь без мужа даже на короткий период, чувствует себя вдвойне неполноценной и непривлекательной;

- стремится реализовать желания мужа и отказывается от своих собственных желаний;

- боится проявлений мужского недовольства, болезненно реагирует на невнимание мужа, испытывает потребность в его постоянном одобрении;

- придает огромное значение личным отношениям, если они не ладятся по тем или иным причинам, "зацикливается" на них;

- если мужчина хочет уйти, плачет и умоляет его остаться, обещая делать все, что он захочет, и выпрашивая прощение за несуществующие "грехи";

- испытывает потребность постоянно контролировать мужчину, быть ему во всем незаменимой, реализует материнскую позицию в любви;

- терпеливо переносит грубость и агрессию со стороны мужа, не пытаясь защититься и утвердить свое человеческое ДОСТОИНство, оправдывая его всегда и во всем;

- испытывает страх перед правдой, старается "замаскировать" сложные проблемы, возникающие во взаимоотношениях, общаться так, как будто никаких проблем не существует;

- долго тянет болезненные, унижающие ее отношения с мужем, боясь развестись и остаться одной.

Психотерапевтическая работа с такими клиентками должна состоять из цикла консультаций, в ходе которых решаются следующие задачи:

1. Повысить самооценку женщины, сформировать у нее чувство самопринятия и самоуважения.

2. Помочь ей по-новому взглянуть на отношения мужчины и женщины, в которых женщина любит сама и стремится получить любовь, поддержку и заботу со стороны мужчины.

3. Обсудить возможности перестройки существующих взаимоотношений с мужем.

4. Активизировать психологическую готовность женщины к разрыву отношений с мужчиной, если он не примет ее в новом качестве и не сможет отнестись к ней с уважением.

5. Попробовать доказать ей, что развод может быть не "концом жизни" или крупной жизненной неудачей, а началом новой жизни, где у нее есть шанс построить хорошие отношения с другим мужчиной.

6. Сформировать психологическую готовность женщины к поиску нового партнера и установлению с ним здоровых, гармоничных и достойных отношений.

Как решать эти сложные задачи в ходе психологического консультирования, включающего психотерапевтическую работу? Разумеется, начать следует с улучшения внешности женщины.


31. Робота психологів з батьками студентів і школярів.

работа школьного психолога с родителями включает несколько направлений:

? создание условий для привлечения семьи к сопровождению ребенка (ситуация сотрудничества с учетом соблюдения принципа невмешательства в семейную ситуацию);

? просвещение и консультирование по актуальным проблемам детей (классные собрания, встречи);

? консультирование по вопросам детско-родительского общения по запросу родителей;

? психологическая поддержка родителей.

В любом из этих направлений необходимы совместные действия школьного психолога и родителей.

Работа с родителями предполагает освещение таких проблем, как закономерности психического развития, роль наследственности и среды в формировании личности ребенка, значение активной деятельности ребенка, опосредованной общением со взрослым.

Особенно важной представляется работа психологов с родителями подростков и старшеклассников. Это связано, прежде всего, с тем, что зачастую родителей пугают изменения, происходящие с ребенком в подростковом возрасте, они не всегда адекватно справляются с трудностями, сопровождающими подростковый период. Что касается юношеского периода, то основная проблема, с которой сталкиваются родители, это затруднения ребенка в связи с профессиональным самоопределением. В связи с этим работа психолога с родителями учащихся средней школы должна быть направлена на осмысление родителями позитивного содержания возрастных кризисов и их значения, путей и способов перестройки системы отношений с ребенком как средства преодоления негативных проявлений в кризисах.

При этом в работе с родителями психолог должен стремиться раскрыть уникальность и неповторимость личности ребенка, выделить его индивидуально-психологические особенности, подчеркнуть «сильные» стороны его личности, обратить внимание на «слабые» стороны и наметить пути их компенсации

Необходимость работы с родителями определяется их ролью в формировании социальной ситуации развития. Общение ребенка с близкими взрослыми, являясь необходимым условием развития, задает те внешние социальные структуры, которые преобразуются во внутренние структуры личности.

Работа психолога с семьей требует понимания системной динамики семьи (как семья реагирует при появлении у ребенка симптома) и оценки индивидуальных реакций (какие проблемы встают перед каждым членом семьи и ребенком). В начале разговора с родителями имеет смысл спросить, что в семье и во взаимоотношениях идет хорошо.Это задает положительный настрой и позволяет всем расслабиться, узнать, что в семье есть хорошего и крепкого и на что можно опереться.

В каждом случае контекст обсуждается разный. Целью первого разговора может быть понимание того, как взаимодействует семья, каковы ее сильные и слабые стороны. Вот примерные вопросы, которые следует задавать: когда возникают проблемы, в какой обстановке, и когда не возникают; каково отношение к имеющимся проблемам родителей, детей, учителей; каковы ожидания родителей от детей, как они видят будущее своих детей. В случае разведенной семьи следует выяснить правила коммуникации ребенка со вторым родителем.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-17; просмотров: 130; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.227.161.132 (0.011 с.)