Розвиток рефлексії на стильові особливості педагогічної діяльності. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Розвиток рефлексії на стильові особливості педагогічної діяльності.



Рефлексия (от лат. Re?exio – обращенность назад) – процесс самопоз-

нания. Способность занимать аналитическую позицию по отношению к

собственной профессиональной деятельности, осмысление собственной

деятельности. Учитель как профессионал может характеризоваться с точки

зрения уровня развития рефлексивных процессов.

А. В. Карпов рассматривает три главных вида рефлексии, выделяемых

по так называемому «временному» принципу: ситуативную (актуальную),

ретроспективную и перспективную [2].

Ситуативная рефлексия обеспечивает непосредственный самоконт-

роль поведения в актуальной ситуации, осмысления ее элементов, анализ

происходящего, способность субъекта к соотнесению своих действий с си-

туацией и их координации в соответствии с изменяющимися условиями и

собственным состоянием. Поведенческими проявлениями и характеристи-

ками этого вида рефлексии являются: время обдумывания субъектом своей

текущей деятельности; то, насколько часто он прибегает к анализу происхо-

дящего; склонность к самоанализу в конкретных жизненных ситуациях.

Ретроспективная рефлексия проявляется в склонности к анализу уже

выполненной в прошлом деятельности и совершившихся событий. В этом

случае предметы самоанализа – предпосылки, мотивы и причины произо-

шедшего, содержание прошлого поведения, а также его результативные

параметры и допущенные ошибки. Эта рефлексия выражается в том, как

часто и насколько долго субъект анализирует и оценивает произошедшие

события, склонен ли он вообще анализировать прошлое и себя в нем.

Перспективная рефлексия соотносится: с функцией анализа предсто-

ящей деятельности, поведения, планированием; прогнозированием ве-

роятных исходов и др. Ее основные поведенческие характеристики: тща-

тельность планирования деталей своего поведения, частота обращения к

будущим событиям, ориентация на будущее.271

Рефлексия проявляется как свойство (говорят о личности с развитой

способностью к рефлексии и, наоборот, – низким уровнем рефлексивных

процессов), состояние (субъект пребывает в рефлексирующем состоянии

в отличие от деятельного), процесс (разворачивающийся во времени).

Рассматривая педагогическую рефлексию в качестве необходимого

условия преобразования деятельности, как правило, отмечают что она:

• обеспечивает осознанное отношение субъекта к совершаемой де-

ятельности. Детерминирует продуктивные и инновационные качества

творческого мышления (С. Л. Рубинштейн);

• осуществляет системную целостную регуляцию педагогической де-

ятельности, что проявляется в индивидуальном стиле деятельности;

• влияет на уровень профессионализма, педагогического мастерства,

что проявляется в способности субъекта к постоянному личностному и

профессиональному самосовершенствованию и творческому росту на ос-

нове психологических механизмов самоанализа и саморегуляции;

• повышает продуктивность педагогической деятельности;

• предохраняет педагога от профессиональной деформации, позволя-

ет преодолевать стереотипность профессионального мышления.

Решение проблемы формирования педагогической рефлексии предпо-

лагает учет сформированности наличных рефлексивных умений.

Развитие педагогической рефлексии в качестве значимого механизма

преобразования педагогической деятельности требует создания специ-

альных условий. Нельзя развивать рефлексию обычными, прямыми мето-

дами обучения, как бы увлекательно и эмоционально методисты и препо-

даватели ни демонстрировали все ее преимущества. Рефлексия - это не ин-

формация, и ее нельзя «взять и передать», ее можно лишь стимулировать,

развивать, повышать. Для этого используется не директивная стратегия.

Суть ее заключается в том, что учителя усваивают необходимые знания и

развивают рефлексивные навыки в процессе педагогической деятельнос-

ти, организованной как поисковая активность.

Прежде всего, имеется в виду специально организованная рефлексивная

деятельность педагогов. При этом построение и организация деятель-

ности опирается не на стихию эмоций и субъективные оценки, а на четкое

и однозначное содержание понятий и категорий. Особые возможности в развитии педагогической рефлексии имеет фор-

ма психологического сопровождения, которая определяется как профессио-

нальное консультирование педагога.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-17; просмотров: 133; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.236.139.73 (0.016 с.)