Краткая оценка экспрессивной толпы и действующей 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Краткая оценка экспрессивной толпы и действующей



В обеих толпах индивид лишается большей части репертуара своего обычного сознательного поведения и становится уступчивым, податливым в тигле коллективного возбуждения. С разрушением его прежней личностной организации индивид должен развивать новые формы поведения и выкристаллизовать какую-то новую личностную организацию, двигаясь в новых и отличающихся от прежних направлениях. В этом смысле стадное поведение является средством, с помощью которого осуществляется разрушение социальной организации и личностной структуры, и в то же время потенциальным проектом возникновения новых форм поведения и личности. Действующая толпа представляет собой одну из альтернативных линий для такой реорганизации — развитие агрессивного поведения в направлении целенаправленного соци­ального изменения. Мы увидим, что эта линия реорганизации приводит к возникновению политического строя. Экспрессивная толпа представляет собой другую альтернативу — разрядку внутреннего напряжения в поведении, которое имеет тенденцию становиться священным и отмеченным глубоким внутренним чувством. Ее можно рассматривать как приводящую к возникновению религиозного строя поведения.

Ступени возникновения, (формирования) толпы.

1. Происходит волнующее событие, которое приковывает внимание и пробуждает интерес людей (индивид склоняется к утрате части своего обычного самоконтроля и подчинению возбуждающему объекту). Создается опреде­ленная ситуация напряжения, которая в свою очередь принужда­ет индивида к действию. Таким образом определенное число людей, стимулируемых одним и тем же возбуждающим событием, предрасположено самим этим фактом вести себя подобно толпе.

2. Зарождение толчеи. (Напряжение индивидов, взбудораженных каким либо возбуждаю­щим событием, заставляет их суетиться и болтать друг с другом, в этой толчее первоначальное возбуждение возрастает. Возбужде­ние каждого передается другим и, как мы отметили выше, отражаясь, возвращается обратно к каждому и усиливает его собственное возбужденное состояние). Ре­зультат этой толчеи является распространение некоего общего настроения, ощущения или эмоционального порыва, а также рост их интенсивности. Другой важный результат может проистекать из процесса толчеи, который можно рассматривать как третий важный этап в процессе формирования действующей толпы.

3. Возникает некий общий объект внимания, на котором фокусируются порывы, эмоции и воображе­ние людей. Обычно общим объектом является возбуждающее событие, взбудоражившее людей, но гораздо чаще им является некий образ, выстроенный и зафиксированный в пересудах и действиях людей, пока они толкутся.

Стимулирование и поощрение порывов, соответствующих цели толпы, вплоть до того момента, когда ее члены готовы действовать под их влиянием. Одобрение и кристаллизация порывов являются результатом взаимного возбуждения, которое имеет место в толчее в качестве отклика на лидерство (leadership). Оно имеет место главным образом как результат образов, пробужденных в процессе внушения и подражания и подкрепленных взаимным одобрением. Когда члены толпы имеют некий общий порыв, направленный на фиксированный образ и поддержанный какой-либо интенсивной коллективной эмоцией, они готовы действовать, и действовать агрессивно, что типично для действующей толпы.


Масса

 

Масса представлена людьми, участвующими в массовом поведении, такими, например, которые возбуждены каким-либо событием национального масш­таба; или участвуют в земельном буме, или интересуются каким-либо судебным разбирательством по делу об убийстве, отчеты о котором публикуются в прессе, или участвуют в какой-то крупномасштабной миграции.

Отличительные черты массы:

1. Члены массы могут занимать самое различное общественное положение, происходить из всех возможных слоев общества, занимать разные классовые позиции, отличаться друг от друга по профессиональному признаку, культурному уровню и материальному состоянию (масса людей, следящая за судебным разбирательством по делу об убийстве);

2. Масса является анонимной группой, состоит из анонимных индивидов;

3. Между членами массы почти нет взаимодействия и обмена переживанием;

4. Масса имеет очень рыхлую организацию и не способна действовать с теми согласованностью и единством, которые отличают толпу.

Масса может рассматриваться как нечто, состоящее из обособленных и отчужденных индивидов, обращенных лицом к тем объектам или областям жизни, которые интересны, но сбивают с толку и которые нелегко понять и упорядочить. Объект интереса, который привлекает внимание тех, кто составля­ет массу, находится за пределами локальных культур и групп и, следовательно, что этот объект интереса не определяется и не объясняется в терминах представлений или правил этих локальных групп. Перед подобными объектами члены массы, как правило, испытывают замешательство и неуверенность в своих действиях. Далее, не имея возможности общаться друг с другом, разве что ограниченно и несовершенно, члены массы вынуждены действовать обособленно, как индивиды.

Общество и масса

Масса лишена черт общества или общины. Масса не толчется и не взаимодействует так, как это делает толпа. Наоборот, индивиды отделены друг от друга и неизвестны друг другу. Этот факт означает, что индивид в массе, вместо того чтобы лишаться своего самосознания, наоборот, способен довольно сильно обострить его. Вместо того чтобы действовать, откликаясь на внушения и взволнованное возбужде­ние со стороны тех, с кем он состоит в контакте, он действует, откликаясь на тот объект, который привлек его внимание, и на основании пробужденных им порывов.

 

Природа массового поведения

Чтобы пояснить природу массы и массового поведения следует привести примеры:

- участники Клондайкской лихо­радки

- участники Оклахомского земельного бума

В период лихорадки каждый индивид (или в лучшем случае семья) имел собственную цель, поэтому между участниками наблюдались минимум кооперации и очень мало чувства преданности или лояльности. Каждый старался опередить другого, и каждый должен был заботиться только о себе. Как только лихорадка получает ход. налицо минимум дисциплины и никакой организации для того, чтобы установить порядок. В этих условиях легко наблюдать, как лихорадка превращается в повальное бегство или панику.

Поведение массы зависит от стремления индивида ответить на собственные нужды. Форма массового поведения выстраивается из индивидуальных линий деятельности, а не из согласованного действия. Эти индивидуальные деятельности в первую очередь выступают в форме выборов (выбор новой зубной пасты, книги, пьесы, партийной платформы, новой моды, философии или религиозных убеждений), которые являются откликом на неясные порывы и эмоции, пробуждаемые объектом массового интереса.

Когда массовое поведение организуется, например, в какое-нибудь движение, оно перестает быть массовым поведением, но становится по природе своей общественным. Вся его природа меняется, приобретая некую структуру, некую программу, некие определяющие традиции, предписанные правила, культуру.

Особую роль при рассмотрении масс Блумер отводит массовой рекламе. В рекламе обращение делается к анонимному индивиду, возбуждая его и концентрируя внимание на новые значимые символы. И хотя индивиды совершают самостоятельный выбор без конкретного участия какой-либо структуры, совпадение их выборов вокруг значимых объектов составляет основу формирования массы. Покупатели представляют собой некую разнородную группу, происходящую из многих общин и слоев общества; в качестве членов массы, однако, по причине своей анонимности они являются однородными или, по существу, одинаковыми»

В современ­ных — городских и промышленных — условиях жизни массовое поведение вышло на первый план по росту своего масштаба и значения. Это в первую очередь обусловлено действием тех факторов, которые обособили людей от их локальных культур и локального группового окружения (миграции, перемены место­жительства, газеты, кино, радио, образование). Сталкиваясь с этим миром, они были вынуждены каким-то образом приспо­сабливаться, исходя из совершенно самостоятельных выборов. Совпадение их выборов сделало массу могучей силой.

 

Общественность

Природа общественности.

Общественность рассматривается Блумером как спонтанная коллективная группа потому, что она возникает как отклик на определенно значимый объект или ситуацию и, как правило, не образуется по заранее разработанному плану.

Термин общественность используется по отношению к группе людей, которые:

а) сталкиваются с какой-то проблемой,

б) разделяются во мнениях относительно подхода к решению этой проблемы,

в) вступают в дискуссию, посвященную этой проблеме.

Её следует отличать от общественности в смысле составляющих нацию людей, в каком, например, можно говорить об общественности Соединенных Штатов, а также от привержен­цев, например, какой-нибудь кинозвезды, которых также называ­ют общественностью.

Отличительный признак общественности - наличие проблемы, дискуссии и коллективного мнения.

 

Основные черты общественности.

1. У общественности нет никакой культуры — никаких традиций, которые диктовали бы, каким быть ее действию;

2. Не имеет формы или организации общества (в ее рамках люди не имеют никаких фиксированных статусных ролей);

3. У общественности нет никакого сопереживания или сознания своей идентичности;

4. Общественность выступает как разновидность некой аморфной группы, размер и состав членов которой меняются вместе с проблемой

Общественность отличают разногласия и, как следствие, дискуссия относительно того, что следует делать. Это факт подразумевает ряд обстоятельств. Общественность взаимодействует на основе истолкования, вступает в спор и, следовательно, характеризуется конфликтными отношениями. Соответственно индивиды внутри общественности скорее интенсифицируют свое самосознание и обостряют свои способности к критическим суждениям, чем теряют их, как это имеет место внутри толпы. На уровне общественности происходят выдвижение каких-то аргументов, их критика и столкновение с контраргументами. Взаимодействие, таким образом, способству­ет противопоставлению, а не взаимной поддержке и единодушию, характеризующим толпу.

Как действует общественность?

Общество умеет действовать, следуя какому-то предписанному правилу или консенсусу

Толпа — устанавливая контакт.

Мас­са — путем совпадения индивидуальных выборов.

Общественность приобретает свой особый тип единства и возможность действовать, благодаря достижению какого-то коллективного решения или выработке какого-то коллективного мнения.

Общественное мнение

 

Общественное мнение может пониматься как некое мнение, составленное из нескольких мнений, имеющих место в общественности, а лучше — как центральная тенденция, уста­новленная в борьбе между этими отдельными мнениями и, следовательно, оформленная соответствующей силой противодей­ствия, которая между ними существует (мнение какого-либо меньшинства может оказывать гораздо большее влияние на формирование коллективного мнения, чем взгляды большинства). Общественное мнение всегда движется по направлению к какому-то решению, пусть даже оно и не бывает иногда единодушным.

Формирование общественного мнения происходит через открытие и принятие дискуссии. Аргументы и контраргументы становятся средством, при помощи которого оно оформляется. Чтобы этот процесс дискуссии развивался, для общественности существенно иметь то, что было названо уни­версальностью речи, т.е. владеть каким-то общим языком или способностью соглашаться относительно значения каких-то основ­ных терминов. Форми­рование общественного мнения предполагает, что люди разделяют переживания своих ближних и готовы идти на компромиссы и уступки.

Заинтересованные группы

Общественность обычно состоит из заинтересованных групп и какого-то более отрешенного и неза­интересованного корпуса схожих со зрителями индивидов. Проб­лема, которая сознает общественность, обычно ставится состяза­ющимися заинтересованными группами. Эти заинтересованные группы обладают некой непосредственной частной озабоченностью относительно способа решения этой проблемы, и поэтому они стараются завоевать поддержку и лояльность со стороны внешней незаинтересованной группы. Заинтере­сованные группы стремятся оформить и установить мнения этих относительно незаинтересованных людей. Усилия, предприни­маемые заинтересованными группами с целью оформления общественного мнения, могут в первую очередь быть попытками возбудить или установить некие эмоциональные установки или же снабдить дезинформацией. Таким образом общественное мнение рационально, но не нуждается в том, чтобы быть разумным.

Качество общественного мнения в большой степени зависит от эффективности обще­ственной дискуссии. В свою очередь эта эффективность зависит от доступности и гибкости механизмов массовой коммуникации, таких, как пресса, радио, общественные собрания. Основой их эффективного использования является возможность свободной дискуссии. Сегодня, когда общественные проблемы так многочисленны, а возможности для обстоятельной дискуссии так ограничены, озабоченность заинтересованных групп легко приводит их к попыткам манипулировать общественным мнением. Это обстоятельство привело к исполь­зованию во все возрастающей степени пропаганды.

Пропаганда

 

Пропаганда может пониматься как умышленно спровоциро­ванная и направляемая кампания с целью заставить людей принять данную точку зрения, настроение или ценность. Ее особенность состоит в том. что, стремясь достичь эту цель, она не предоставляет беспристрастного обсуждения противоположных взглядов. Цель доминирует, а средства подчинены этой цели.

Пропаганда стремится вызвать скорее коллективное, чем только лишь индивидуальное действие. Пропаганда действует для того, чтобы положить конец дискуссии и рассуждению.

 

Практические правила пропаганды.

1. Чтобы привить желаемую точку зрения или установку, необходимо привлечь к ним внимание людей;

2. Объект, на который желательно обратить интерес, должен быть преподнесен в благоприятном и привлека­тельном свете (как в рекламе);

3. Образы, используемые для влияния на людей, должны быть простыми и отточенными;

4. Необходимо постоянное повторение лозунгов, призывов или представляемых образов;

5. Лучше всего вовсе не спорить, а просто твердить одно и то же вновь и вновь.

Такая простая техника считается особенно эффективной применительно к большой массе людей, чье внимание обычно легко отвлекается, а интерес легко угасает.

 

Можно выделить 3 основных способа достижения пропагандой своих целей:

1. Подтасовке фактов и предоставлении ложной информа­ции;

2. Использование внутригрупповых-внегрупповых установок (когда две какие-то группы развивают острое чувство противостояния друг другу, происходит высвобождение сильных и иррациональных эмоций; каждая из групп стремится воспитать установки преданности и альтруизма у своих членов и вселить в них резкие чувства ненависти и вражды к чужакам) Пример: война.

3. Использование эмоциональных установок и предрассуд­ков, которыми люди уже обладают (выстроить ассоциацию между ними и пропагандистской миссией)

Без сомнения, в настоящее время наблюдается возрастающее использование пропаганды в общественной жизни, и этот фактор, несомненно, повлиял как на природу общественного мнения, так и на способ его формирова­ния. Но, следует понимать, что наличие пропаганды и контрпропаганды опять-таки поднимает какую-то проблему и приводит к тому дискуссионному процессу. С этой точки зрения можно понять замечание, что пропаганда вредна и опасна только тогда, когда налицо лишь одна пропаганда.

Следует отметить, что в определенных условиях общественность может превратиться в толпу. Почти любая пропаганда стремится каким-либо образом осуществить это. В современной жизни, однако, как кажется, тенденция к превращению общественности в толпу слабее тенденции к ее подмене массой. Растущий отрыв людей от своих корней, умножение общественных проблем, распространение механизмов массовой коммуникации вместе с другими факторами привели к тому, что люди все чаще стали действовать скорее по индивидуальному выбору, нежели участвуя в каких-то общественных дискуссиях.

Помимо действующей толпы, экспрессивной толпы, массы и обществен­ности существуют и другие примитивные группирования (паника, повальное бегство, забастовка, бунт, комитет “бдительности народного правосудия”, шествие, культ, мятежи и восстания). Большинство из этих группирований представляет собой разновидности толпы; каждое из них действует при помощи примитивных механизмов коллективного поведения, которые были описаны выше.

Появление элементарных коллективных группирований указы­вает на какой-то процесс социального изменения. Они обладают двойственным характером, предполагая интеграцию старого и появление нового. Они играют важную роль в развитии нового коллективного поведения и новых форм социальной жизни.

Далее мы обратимся именно к проблеме формирования нового социального порядка и рассмотрим социальные движения, благодаря которым выстраиваются и кристаллизуются в фиксированные социальные

формы новые типы коллективного поведения.

 

Социальные движения

Социальные движения можно рассматривать как коллектив­ные предприятия, нацеленные на установление нового строя жизни. Их начало коренится в состоянии беспокойства, а движу­щая сила проистекает, с одной стороны, из неудовлетворенности настоящей формой жизни, а с другой — из желаний и надежд на какое-то новое устройство существования. Путь развития соци­ального движения показывает возникновение нового строя жизни.

1. Сначала социальное движение аморфно, плохо организова­но, не имеет формы; коллективное поведение на примитивном уровне; механизмы взаимодействия элементарны и спонтанны;

2. Социальное движение развивается и принимает характер общества (приобретает организацию и форму, корпус обычаев и традиций, упрочившееся руководство, постоянное разделение труда, социальные правила и социальные ценности)

 

Блумер разделяет социальные движения на 3 вида:

1. общие

2. специфические

3. экспрессивные.

 

Общие социальные движения

К общим социальным движениям Блумер относит такие движения как демократическое, молодежное, женское, движение за мир и т. д.

Они возникли под воздействием нового набора значимых ценностей, влияющих на судьбы людей, которые не удовлетворены их реальным положением в жизни.

Примеры культурных течений: возросшая ценность здоровья, вера в свободное образование, расширение права голоса, эмансипация женщин, растущее внимание к детям и растущий престиж науки.

 

Характерные черты:

- Общие социальные движения как правило, слабо организованы,

- не имеют постоянного членства

- их конкретные отклики на значимые ценности не выливаются в ясные цели

- не имеют устоявшегося руководства

В целом движение, как правило, осуществляется множеством известных и неизвестных людей, которые борются в самых различных сферах, причем их борьба и достижения не становятся повсеме­стно известными. Общее социальное движение обычно характеризуется соответ­ствующей литературой, но она так же разнообразна и неопреде­ленна, как и само движение. Она, как правило, представляет собой выражение протеста с неким общим описанием какого-либо утопического существования.

Лидеры общего социального движения играют важную роль не в смысле осуществления руководящего контроля над движением, а в смысле задающих темп.

Общие социальные движения развиваются главным образом неформально, непри­метно и в значительной степени неофициально. Их средствами взаимодействия являются прежде всего чтение, беседы, разгово­ры, дискуссии и следование примерам. Их достижения и действия сосредоточены скорее в сфере индивидуального опыта, чем в заметной со стороны и согласованной деятельности групп. Общее социальное движение в значительной степени подчинено механизмам массового поведе­ния, которые были описаны выше. Подобно тому как культурные течения обеспечивают основу, на которой возникают общие социальные движения, общее социальное движение составляет фундамент, на котором развиваются специ­фические социальные движения.

Специфические социальные движения

Специфическое социальное движение можно рассматривать как кристаллизацию значительной доли мотивации неудовлетворенности, надежды и желания, пробужденных общим социальным движением, и сосредоточение этой мотивации на какой-либо специфической цели. По Блумеру, специфическими социальными движениями являются реформистские и революционные движения.

Пример – движение за отмену рабства.

 

Характерные черты:

- обладают четко определенной целью

- хорошо структрированы

- имеют некий преобладающий набор ценностей

- его члены преданы и верны друг другу

 

Блумер предлагает рассмотреть 4 стадии в развитии социального движения, предложенные Доусоном и Геттисом:

1. стадия социального беспокойства (люди охвачены чувством беспокойства, тревоги и действуют непредсказуемым образом; восприимчивость к призывам и внушениям, следовательно важная роль агитатора)

2. стадия всеобщего возбуждения (происходит уточнение целей; лидер - пророк или реформатор)

3. стадия формализации (движение четко организовано правилами, политикой, тактикой, дисциплиной; лидер преобретает черты государственного деятеля)

4. стадия институционализации (движение превращается в фиксированную организацию с определенным составом и структурой; лидер - администратор)

 

Механизмы и способы посредством которых подобное движение может вырастать и организовываться:

Агитация

В специфических социальных движениях отводится особая роль агитации, которая, создавая круговую реакцию возбуждения, напрвлена на изменение представлений людей о самих себе, о своей роли и месте в обществе и особенно в движении - культивируются настроения сопричастности и солидарности, благоговения перед «вождями народов» и «отцами наций». Агитация направлена на ослабление прежних привязанностей людей и на подрыв их прежних образов мышления и действия. Чтобы какое-то движение началось и получило импульс развития, необходимо, чтобы люди отошли от своих обычных способов мышления и чтобы в них пробудились новые порывы и желания. Чтобы быть успешной, она должна:

во-первых, завоевать внимание людей;

во-вторых, взволновать их и пробудить некие эмоции и порывы;

в-третьих, дать этим порывам и эмоциям какое-то направление — посредством идей, внушения, критики и обещаний.

Агитация действует в ситуациях двух видов:

- Первый вид ситуаций отмечен злоупотреблениями, неправо­мерной дискриминацией и несправедливостью, но это те ситуации, где люди принимают такой способ жизни как некую данность и не ставят его существование под вопрос. Функция агитации — заставить их бросить вызов своему образу существования и поставить его под вопрос (агитатор холоден, спокоен и величав; волнует людей не тем, что делает, а тем, что говорит; может быть скупым на слова, но способным говорить острые, едкие и язвительные вещи, которые “проникают под кожу” людей и заставляют их взглянуть на обсуждаемое в новом свете).

- Другой тип ситуаций характеризуется тем, что люди уже возбуждены, охвачены чувством беспокойства и недовольства, но либо слишком робки, чтобы действовать, либо не знают, что делать. Функция агитации — не столько посеять семена беспокойства, сколько усилить, высвободить и направить то напряжение, которое уже имеется у людей (агитатор - возбужденный, беспокойный и агрессивный человек; его динамичное и энергичное поведение привлекает к нему внимание людей, им передаются его возбужде­ние и беспокойство; склонен действовать, прибегая к драматиче­ским жестам, и выражать свои мысли, используя театральные эффекты).

Тактика агитации меняется в соответствии с ситуацией, людьми и культурой. Агитатор, чтобы действовать успешно, должен чувствовать мысли, интересы и ценности своих слушателей.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-17; просмотров: 222; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.141.6 (0.374 с.)