Методическая разработка экскурсии 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методическая разработка экскурсии



Таблица 8.1

Маршрут экскурсии Остановки Объекты показа Продолжи­тельность экскурсии, ч Наимено- вание подтем и перечень основных вопросов Организа­ционные указания Методиче­ские указа­ния
             

7. Материалы экскурсий объединяют: картотеки справочных и других источников информации; подготовительные материалы по теме — рефераты, копии документов, выписки, цитаты; карто­теки экскурсионных объектов — основных и дополнительных.

8. Картотека экскурсоводов, проводящих экскурсию по дан­ной теме. Здесь содержатся сведения о проведенной экскурсово­дами пробной экскурсии: когда проведена, кем одобрен и утвер­жден индивидуальный текст, кем выдан документ (сертификат), дающий право на проведение экскурсии.

Содержание данных материалов не остается неизменным. Создание экскурсий с учетом состава групп, а также запросов

 

индивидуалов требует корректировки экскурсионных текстов, методической разработки, других основополагающих и допол­нительных материалов. Такая постановка обусловлена и диффе­ренциацией экскурсионного обслуживания.

Дифференциация

Экскурсионного обслуживания

 

Термин «дифференциация» означает разделение, расслоение целого на части. Дифференциация экскурсионного обслужива­ния решает следующие задачи:

· способствует максимальному удовлетворению разносторон­них запросов экскурсантов;

· содействует изысканию резервов по расширению тематики экскурсионного обслуживания;

· повышает качественный уровень и эффективность всей экскурсионной деятельности.

Решение данных задач требует научно-методического, орга­низационного и кадрового обеспечения. Поэтому важно опреде­лить основные критерии дифференциации экскурсионного об­служивания. Исходя из социальной структуры общества, такими критериями будут являться:

· социально-демографические и социально-профессиональ­ные (пол, возраст, национальность, род деятельности);

· социально-психологические (направленность интересов, тра­диции коллектива, мода, привычки);

· личностно-характерологические (характер, темперамент и т.д.).

Выявление наиболее существенных признаков, позволяющих

создать определенную типологию экскурсантов по отношению их к экскурсии как определенному виду услуг, дает возможность раз­рабатывать эффективные системы управления досугом различных групп населения и гостей страны. Впервые группировку экскурсан­тов предложил Б.В. Емельянов путем использования такого основ­ного критерия, как устойчивость интереса людей к экскурсии. Такая постановка вопроса позволяет определить и основные крите­рии экскурсантов, выделить конкретные группы их обслуживания.

Экскурсант — участник экскурсии (организованной группы или индивидуал), занятый под руководством специалиста наблю-

 

дением и изучением определенных памятников и достопримеча­тельных мест по заранее выбранной теме в соответствии со своими интересами. По отношению экскурсантов к проводимой экскур­сии как форме культурного досуга и пополнения знаний в процессе ознакомления, наблюдения и изучения окружающей действитель­ности сложились следующие их основные категории:

· хотят всё знать, для них каждая экскурсия — открытие;

· уточняют свою точку зрения (как правило, посещают экс­курсию по определенной теме);

· используют экскурсию как вид досуговой деятельности.

На современном этапе развития экскурсионной деятельности все большее распространение получает обслуживание индивидуа­лов, хотя по своему существу экскурсия рассчитана обычно на группу участников. Экскурсионная группа — временное сообщест­во людей, сформированное с целью получения конкретных экс­курсионных услуг с учетом следующих определенных признаков:

возраст: дети, молодежь, люди среднего возраста, пенсио­неры;

род занятий: педагоги, медицинские работники, рабочие, архитекторы, учащиеся и др.;

вид досуговой деятельности для любителей: театра, музы­ки, кино, фото и других видов искусства, коллекциониро­вания, природы и др.;

формы обучения: семинары, курсы, конференции, факуль­тативы, секции и т.п.;

место проживания: горожане, сельчане, местное населе­ние, туристы.

Дифференциация экскурсионного обслуживания с учетом указанных признаков дает возможность варьировать тематикой экскурсий, реализуя вербальный (словесный) и невербальный (зрительный ряд, наглядные пособия) материал различной сте­пени сложности, выполняя одно из основных требований экс­курсионной деятельности — учет запросов и интересов различ­ных категорий участников экскурсии.

Общие требования к экскурсиям и условиям экскурсионного обслуживания подразделяются на обязательные и рекомендуемые. К обязательным относятся: безопасность жизни и здоровья экскур­сантов; сохранность их имущества; охрана окружающей среды (в том числе памятников истории и культуры). Безопасность экс-

курсантов обеспечивается на всем протяжении обслуживания (в нормальных и чрезвычайных условиях), экскурсионный мар­шрут составляется с учетом его оптимальности и эстетичности, доступности объектов, наличия площадок для осмотра объектов, наличия мест для парковки транспорта.

К рекомендуемым требованиям экскурсионного обслуживания, относятся: комфортность; комплексность; эргономичность; этич­ность; привлекательность. Соблюдение вышеуказанных требова­ний способствует качественному уровню оказания экскурсионных услуг, комплекс которых можно рассматривать с точки зрения ос­новных и дополнительных. В качестве основной услуги выступают услуги экскурсовода (гида) по непосредственному ведению экс­курсии, в качестве дополнительных — услуги по подготовке и ор­ганизации экскурсий, а также послеэкскурсионная работа.

При проведении экскурсий с использованием различных ви­дов транспорта последний должен соответствовать требованиям, установленным в действующей нормативной документации, равно же как и средства размещения и питания. Персонал, оказываю­щий экскурсионные услуги, должен быть обучен обеспечению безопасности участников.

Экскурсионное обслуживание не должно сопровождаться ухудшением объектов показа. Например, недопустимо «взять кошелек» на археологических экскурсиях, нанести вред флоре и фауне (рвать цветы, вытаптывать, выжигать растительный по­кров, разорять муравейники, гнезда и т.п.) на экскурсиях приро­доведческой тематики.

В зависимости от условий проведения экскурсий (необхо­димость соблюдения техники безопасности, вместимость и со­хранность объектов показа и др.) оптимальными считаются группы экскурсантов в составе 15—20 человек. Причем катего­рия потребителей экскурсионного маршрута определяет буду­щий вариант. Например, обзорная краеведческая экскурсия для местного населения требует особой глубины материала, раскрытия многосторонней сути края, вопросов истории, эко­номики, Демографии, перспектив развития. Экскурсии для приезжих экскурсантов должны быть яркими, зрительно запо­минающимися, с характерными чертами и эпизодами, отли­чающими данный край от других. Экскурсии для иностранцев основываются на показе наиболее значимых объектов на фоне

 

справочного материала. Эффективность экскурсионного об­служивания находится в прямой зависимости от качества ее организации и проведения всего комплекса экскурсионных мероприятий. Среди этого комплекса основным является ка­чество проводимых экскурсий, которое, в свою очередь, зави­сит от профессионального мастерства экскурсовода.

Экскурсовод и его роль



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-08; просмотров: 371; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.22.181.81 (0.008 с.)