Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Расстановка: «Я последую за тобой»
Б.Х.: По-моему, теме данной конференции не будет противоречить, если мы сосредоточимся прежде всего на работе с участниками, страдающими смертельными болезнями или склонными к самоубийству. (Обращаясь к Астрид, сидящей в инвалидном кресле): От какой болезни ты страдаешь? Астрид: У меня диабет, поэтому мне регулярно проводят диализ, кроме того, мне уже сделали пересадку одной почки. Б.Х.: Я постараюсь применить все свои знания в работе с тобой, и если ты поможешь мне лучшей половиной своей души и лучшей половиной души своих матери и отца, мы, возможно, найдем то, что поможет тебе. Ты согласна? Хорошо. Начнем с того, что ты расскажешь мне кое-что о ситуации в своей семье. Происходили ли в ней какие-то особенно важные события? Например, ранняя смерть или самоубийство кого-то из ее членов. Астрид: После меня у моей матери родился еще один, третий ребенок, который умер через три дня после рождения. Б.Х.: Это важно, так как на подобное событие другие дети в семье очень сильно реагируют. Произошло ли еще что-то, кроме этой смерти? Астрид: Я заболела диабетом, когда умер от рака мой дедушка. Он жил вместе с нами. Б.Х.: Он был отцом твоей матери или отца? Астрид: Моей матери. Б.Х.: Случилось ли еще что-то особенное в родительской семье твоей матери? Например, чья-то ранняя смерть? Астрид: Брат моей матери умер во время войны от дифтерии, когда ему было четырнадцать. Б.Х.: Был ли кто-то из твоих родителей или их родителей замужем или женат, или же имел серьезные отношения с кем-либо до брака? Астрид: Нет. Б.Х.: Сейчас мы расставим эту семейную систему с помощью участников нашей группы. Нам нужны исполнители ролей отца и матери. Их первый ребенок был мальчиком или девочкой? Астрид: Мальчиком. Б.Х.: А второй ребенок? Астрид: Это я. Б.Х.: Твою роль тоже будет играть участница группы. А умерший ребенок? Астрид: Это была девочка. Б.Х.: И для нее выберем исполнительницу. Отчего умер этот ребенок? Астрид: Это осталось невыясненным. Б.Х.: Что ты имеешь в виду? Астрид: Мать мне рассказала, что ребенок ничего не ел. Больше я ничего не знаю. Б.Х.: Значит, она умерла от голода? Астрид: Это все, что они мне сообщили. А вообще об этом ребенке в нашей семье всегда умалчивали. Б.Х.: Твои родители упрекали друг друга в ее смерти?
Астрид: Они никогда не упоминали этого ребенка.
Рис. 24.1: О - отец; М - мать; 1 — первый ребенок, сын; 2 — второй ребенок, дочь (Астрид); +3 — третий ребенок, дочь, умершая через три дня после рождения.
Б.Х.: Хорошо. Расставь исполняющих роли членов своей семьи. Ты в состоянии встать и сделать это сама? Астрид: Да. Б.Х.: Тебе известно, как это делается? Астрид: Нет. Б.Х.: Ты должна взять за плечи каждого и попытаться расставить их по отношению друг к другу таким образом и на те места, которые им сейчас, на твой взгляд, соответствуют — до тех пор, пока у тебя не появится впечатление, что констелляция отражает реальное положение. Все это ты должна делать спонтанно, в соответствии со своими чувствами. В конце ты должна еще раз все проконтролировать, и тогда можешь снова сесть. Б.Х.: Как чувствует себя отец? Отец: Я словно защемлен между этими двумя и чувствую за спиной какую-то угрозу; это действительно что-то ужасное. Мне очень хочется повернуться и посмотреть туда. Б.Х.: Как чувствует себя мать? Мать: Очень многое из того, что находится у меня за спиной, остается для меня непонятным. Это что-то очень массивное. Б.Х.: Как чувствует себя сын? Первый ребенок: Я чувствую очень тесную связь с моей сестрой, но родители слишком далеко от меня. Б.Х. (участнице, играющей роль Астрид): Как чувствует себя старшая дочь? Второй ребенок: У меня такое впечатление, что мои родители усиленно рассматривают меня. Хорошо, что они так далеко от меня. Б.Х.: Как чувствует себя умерший ребенок? Третий ребенок: Я никого не узнаю, и у меня такое впечатление, будто я не принадлежу к этой группе. Б.Х.: Сейчас я переставлю умершего ребенка так, что все смогут его видеть. Рис. 24.2
Б.Х.: Что изменилось у родителей? Отец: Я чувствую себя гораздо свободнее, несмотря на то, что нахожусь еще слишком близко к жене. Но мне сейчас легче дышать. Б.Х.: Как чувствует себя мать? Мать: Я чувствую облегчение. Второй ребенок: Мне тоже лучше. (Обе сестры улыбаются друг другу.) Б.Х.: Что это было? Второй ребенок: Мне приятно, что и она здесь. Б.Х. (группе): Сейчас у меня возникают разные впечатления. Первое: мать хотела бы покинуть семью и последовать за своим умершим ребенком. Вторая картина: старшая дочь пытается это предотвратить собственным уходом. И третья картина: старшая дочь тоже хочет последовать за своей умершей сестрой. Вы, конечно, заметили, как они понимают и любят друг друга?
(Сестры снова улыбаются друг другу.) Б.Х.: Видите? Они не могут этого скрыть! (Смех в группе.) Б.Х.: Я вижу, что вы это тоже заметили. Сейчас я поставлю мать рядом с отцом.
Рис. 24.3
Б.Х.: Как вы себя сейчас чувствуете? Отец: Меня тянет вправо. Б.Х.: Возможно, что отец хочет уйти. То, что находится вне системы, тянет его из нее. Встань рядом с умершей дочерью и скажи мне, как ты себя там чувствуешь. Отец: Мне здесь хорошо. Б.Х. (Астрид): Что особенного случилось в родительской семье твоего отца? Астрид: Его младший брат умер во время войны от воспаления легких. Б.Х. (отцу): Встань обратно рядом с женой. А я сейчас добавлю в расстановку твоего умершего младшего брата.
Рис. 24.4: +БО — брат отца, умерший в возрасте четырнадцати лет.
Б.Х. (отцу): Что для тебя изменилось? Отец: Сейчас мне хорошо, так как меня больше не тянет вправо. (Остальные члены семьи не почувствовали никакого изменения.) Б.Х. (группе): По-моему, отец внутренне говорит этому умершему брату: «Я последую за тобой!» А как чувствует себя сейчас мать? Мать: Мне все же кажется, что что-то изменилось, когда сюда пришел его брат. Прежде, когда я стояла рядом с мужем, у меня было впечатление, что чего-то не хватает. Сейчас эта ситуация изменилась. Но его брат не должен стоять слишком близко. Б.Х.: Конечно. Ведь иначе жена потеряет мужа. (К Астрид): Тебе хочется сейчас встать на свое место в расстановке? Как назвали твою умершую сестру? Астрид: Мария. Б.Х.: Посмотри на нее и скажи: «Дорогая Мария!» Астрид: Дорогая Мария! Б.Х.: Повтори еще раз. Астрид: Дорогая Мария! (Длинная пауза.) Б.Х.: Скажи ей: «Я последую за тобой!» Астрид: Я последую за тобой! Б.Х.: «С любовью!» Астрид: С любовью! Б.Х.: Повтори еще раз! Астрид: Я последую за тобой с любовью! Б.Х.: Это правда? Астрид: Да. Б.Х: Как чувствует себя при этом умершая сестра? Третий ребенок: Не совсем хорошо. Б.Х.: Я так и думал. Третий ребенок: Она мне не нужна. Б.Х. (группе): Здесь приходит конец иллюзиям пациентки. (КАстрид): Сейчас я отниму у тебя сестру и поведу ее туда, где ее настоящее место. (Участнице, играющей роль умершей сестры): Сядь на пол перед обоими родителями и прислонись к ним спиной.
Рис. 24.5
Б.Х. (участникам, играющим роли родителей): Положите нежно одну руку ей на голову. Одновременно! Как чувствует себя сейчас ребенок? Третий ребенок: Мне лучше. Б.Х.: Как чувствуют себя родители? (Оба улыбаются друг другу и кивают, показывая, что у них сейчас все хорошо.) Б.Х. (Астрид): Скажи своей сестре: «Дорогая Мария!» Астрид: Дорогая Мария! Б.Х.: «Вот твое место». Астрид: Вот твое место. Б.Х.: «А я останусь здесь». Открой глаза. Астрид: А я останусь здесь. (Длинная пауза.) Б.Х.: Дыши глубоко! Посмотри на мать и скажи ей... Как ты ее называла в детстве? Астрид: Мама. Б.Х.: Скажи ей: «Дорогая мама!» Астрид: Дорогая мама! Б.Х.: «Я остаюсь здесь». Астрид: Я остаюсь здесь. (Она взволнована и начинает плакать.)
Б.Х.: Это хорошо. Посмотри на нее и скажи с любовью: «Дорогая мама!» (Астрид медлит.) Астрид: Дорогая мама! (Всхлипывает.) Б.Х.: «Я остаюсь здесь». Астрид: Я... Я... Я... Б.Х.: «Я остаюсь здесь». Астрид: Я остаюсь здесь. Б.Х.: Повтори эту фразу ровным голосом: «Дорогая мама!» Астрид: Дорогая мама, я остаюсь здесь. Б.Х.: Посмотри сейчас на отца! Как ты его называла? Астрид: Папа. Б.Х.: Скажи: «Дорогой папа!» Астрид: Дорогой папа! Б.Х.: «Я остаюсь здесь». Астрид: Я остаюсь здесь. Б.Х.: Тебе легче сказать эту фразу отцу. Посмотри еще раз на мать. Сейчас мы вместе подойдем к матери. Встань рядом с ней.
Рис. 24.6
Б.Х.: Посмотри на мать и скажи ей: «Дорогая мама!» Астрид: Дорогая мама! Б.Х.: «Я остаюсь здесь». Астрид: Я остаюсь здесь. (Сейчас ее голос звучит решительно.) Б.Х.: Да, точно так и нужно произносить эту фразу. Повтори ее еще раз! Астрид: Дорогая мама, я остаюсь здесь. Б.Х. (матери): Обними ее. Обеими руками! (КАстрид): Скажи: «Дорогая мама, я остаюсь здесь». Астрид (громко): Дорогая мама, я остаюсь здесь. Б.Х.: Да, точно так! «Дорогая мама, я остаюсь здесь». Астрид: Дорогая мама, я остаюсь здесь. (Всхлипывает.) Б.Х.: Дыши глубоко и выдыхай воздух с силой! Вдох и выдох должны быть глубокими!.. Да, точно так. А сейчас повтори снова, спокойным голосом: «Дорогая мама!» Астрид: Дорогая мама! Б.Х.: «Я остаюсь здесь». Астрид: Я остаюсь здесь. Б.Х. (группе): Она произносит эту фразу спокойно. Только сейчас она сделала это правильно и достигла полной силы высказывания. (К Астрид): «Дорогая мама, я остаюсь». Астрид: Дорогая мама, я остаюсь. Б.Х.: Да, сейчас ты правильно произнесла эту фразу. Но будешь ли ты теперь и жить в соответствии с ней? Посмотри на мать! Посмотри ей в глаза и скажи: «Я сделаю то, что сказала». Астрид: Я сделаю то, что сказала. Б.Х.: Хорошо. Это все. (Б.Х. помогает Астрид вернуться на свое место. Участница, сидящая рядом с Астрид, обнимает ее одной рукой. Тогда Б.Х. говорит участнице: «Нет, нет. Это может нарушить процессы, протекающие сейчас в ее душе. Она может защитить сама себя лучше, чем кто-либо другой. Твое утешение только отвлечет ее внимание».) Б.Х. (группе): После такой работы мне надо отдышаться... Я думаю, мы все видели, какие здесь действуют энергии, ведущие к болезни, а также какая сила необходима для того, чтобы найти переход от болезни к лечению. Та же любовь, что привела к болезни, и избавляет пациентку от нее. Только сейчас цель этой любви другая, хотя любовь остается прежней. Если кому-то из вас хочется что-то добавить или задать какие-то вопросы для уточнения, можете сделать это сейчас.
Один из участников: Не осталось ли чего-то невыясненного в отношении отца? Он ведь тоже хотел последовать за кем-то? Б.Х.: Важный принцип нашей работы состоит в том, что терапевт не делает больше, чем необходимо пациенту. Астрид не нужно больше того, что мы сделали. В процессе расстановки это стало ясным. Когда я вижу это, я прекращаю сеанс терапии, иначе происходит потеря энергии. При достижении высшей точки работы необходимо остановиться — никакой проработки или дополнительных вопросов, вроде: «Как ты себя сейчас чувствуешь?». Это только лишило бы пациента сил. Ты это понимаешь? Участник: Да.
Четыре месяца спустя я получил от Астрид следующее письмо:
«... Уже много дней и даже недель я очень хочу сообщить Вам об изменениях в моей жизни, происшедших со дня расстановки моей семьи. Но все еще остается внутренний страх и внутренний барьер, мешающий мне осуществить эти изменения. Самый очевидный успех моей работы с Вами отразился в непосредственном прерывании целой цепи инфекционных заболеваний почек и мочевыводящих путей, продолжавшихся у меня годами. Для меня это значит гораздо больше, чем может показаться на первый взгляд. Эти инфекционные заболевания не только чуть не стоили мне потери пересаженной почки, но и могли бы послужить причиной моего согласия на еще одну сложную и опасную операцию, исход которой был очень сомнительным. Фраза «Я остаюсь», которую я вначале произносила по отошению к матери с определенным упрямством, принесла мне сейчас освобождающую уверенность в том, что мне все же позволено продолжать жить. Системно-семейные переплетения, отражающиеся во фразах «Я последую за тобой» и «Лучше я, чем ты» и неоднократно переплетающиеся в моей семье и создавшие в ней сложную сеть связей, растворились в моем сознании и лишились своей силы в отношениях между мной и моей умершей младшей сестрой. Сейчас я обладаю свободой, позволяющей положить конец цепи болезней с их усиливающимися симптомами. Постоянное скрытое желание покончить жизнь самоубийством потеряло свое «заводное устройство» и оправдание в моих глазах...»
|
||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-17; просмотров: 233; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.220.81.106 (0.054 с.) |