Организация банковского регулирования в Российской Федерации 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Организация банковского регулирования в Российской Федерации



 

В Российской Федерации органом банковского регулирования и надзора является Банк России. Как орган банковского регулирования Банк России выполняет следующие законодательно закрепленные за ним функции:

а) принимает решение о государственной регистрации кредитных организаций; выдает кредитным организациям лицензии на осуществление банковских операций, приостанавливает их действие и отзывает их;

б) осуществляет надзор за деятельностью кредитных организаций и банковских групп;

в) регистрирует эмиссию ценных бумаг кредитными организациями в соответствии с федеральными законами;

г) является кредитором последней инстанции для кредитных организаций, организует систему рефинансирования;

д) осуществляет выплаты по вкладам физических лиц в признанных банкротами банках, не участвующих в системе обязательного страхования вкладов в банках РФ;

е) устанавливает правила проведения банковских операций, бухгалтерского учета и отчетности для банковской системы.

Кроме того, Банк России как надзорный орган устанавливает порядок и условия осуществления валютными биржами деятельности по организации проведения операций по покупке и продаже иностранной валюты, осуществляет выдачу, приостановление и отзыв разрешений валютным биржам на организацию проведения операций по покупке и продаже иностранной валюты.

В соответствии с Законом о Банке России он может осуществлять надзорные и регулирующие функции как непосредственно сам, так и через создаваемый при нем орган банковского надзора. В настоящее время такой орган в Российской Федерации не создан, и надзором и регулированием банковской деятельности занимаются особые департаменты Банка России: Департамент лицензирования и финансового оздоровления кредитных организаций, Департамент банковского регулирования и надзора, а также Главная инспекция кредитных организаций. В регионах надзорные функции возложены непосредственно на главные территориальные управления (национальные банки республик в составе РФ) Банка России. В декабре 1996 г. был создан Комитет банковского надзора Банка России. Это коллегиальный орган, деятельность которого направлена на выработку рекомендаций и мер по реализации политики Банка России в сфере регулирования и надзора кредитных организаций.

В Российской Федерации широкая сфера финансовой деятельности, в которой участвуют банки, не подпадает под регулирующее воздействие Банка России. Это относится, в частности, к рынку ценных бумаг, сфере международных расчетов и др. В связи с этим Банк России, осуществляя функцию банковского регулирования и надзора, координирует свои действия с другими государственными органами: с Минфином России, ФСФР России, Федеральной таможенной службой (ФТС России), ФНС России и др. Для обеспечения благоприятных условий развития банковской конкуренции Банк России совместно с Федеральной антимонопольной службой (ФАС России) контролирует соблюдение антимонопольных правил на банковском рынке и предотвращает проявления монополизма и сговора между банками.

Главная цель банковского регулирования и надзора действующим в Российской Федерации законодательством определяется как поддержание стабильности банковской системы, защита интересов кредиторов и вкладчиков. Задачи Банка России по совершенствованию системы регулирования банковской деятельностью и развитию банковского надзора в среднесрочной перспективе конкретизированы в совместном программном документе Правительства РФ и Банка России «Стратегия развития банковского сектора Российской Федерации на период до 2008 года». Основным принципом совершенствования системы регулирования банковской деятельности и банковского надзора является внедрение международных признанных норм и международного опыта с учетом особенностей организации и функционирования российского рынка банковских услуг.

В сфере регистрации и лицензирования деятельности кредитных организаций задачами Банка России на среднесрочную перспективу являются:

› обеспечение прозрачности структуры собственности кредитных организаций;

› внедрение в практику оценки деловой репутации членов совета директоров и лиц, занимающих руководящие должности в кредитных организациях.

В сфере банковского надзора основной задачей является развитие содержательных (риск‑ориентированных) подходов, включающих в себя оценку деятельности кредитных организаций и применение мер надзорного реагирования, исходя прежде всего из содержания и реальной оценки рисков банковской деятельности с позиций их потенциального влияния на устойчивость кредитных организаций. Решение этой задачи предполагает:

› повышение качественных параметров банковского капитала, включая корректировку капитала, сформированного с использованием схем фиктивной капитализации, и предотвращение использования таких схем;

› завершение создания системы раннего реагирования (системы предупреждения проблем), основой которой является разработка модели развития ситуации в кредитной организации, и ее внедрение в практику надзора;

› совершенствование банковского надзора за деятельностью кредитных организаций на консолидированной основе, включая анализ рисков, возникающих у кредитных организаций в рамках взаимоотношений с юридическими и физическими лицами, в том числе с некредитными организациями – участниками банковских групп и банковских холдингов.

В сфере предупреждения несостоятельности (банкротства) кредитных организаций поставлена задача повысить оперативность реагирования на выявленные скрытые свидетельства финансовых трудностей кредитных организаций.

Для реализации своих функций в сфере банковского регулирования и решения поставленных перед ним задач по развитию банковской системы Банк России наделен правами нормотворческой деятельности, в силу которых он может издавать нормативные акты по вопросам, отнесенным к его компетенции Законом о Банке России. Издаваемые им нормативные акты:

› обязательны для федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, всех юридических и физических лиц;

› не могут противоречить федеральным законам;

› не имеют обратной силы;

› должны быть зарегистрированы в Министерстве юстиции РФ (Минюсте России) в порядке, установленном для регистрации актов федеральных министерств и ведомств;

› могут быть обжалованы в установленном законом порядке.

Нормативные акты Банка России вступают в силу со дня опубликования в его официальном издании – Вестнике Банка России, за исключением случаев, установленных Советом директоров Банка России. В необходимых случаях эти акты в полном объеме направляются во все зарегистрированные кредитные организации почтовой или иной связью.

Банк России наделен также широкими полномочиями по анализу и контролю за финансовым состоянием банков, их отдельных операций и деятельности в целом. В частности, Банку России предоставлены следующие права:

а) запрашивать и получать необходимую информацию:

– у кредитных организаций об их деятельности, требуя при этом разъяснений по полученной информации;

– у федеральных органов исполнительной власти для подготовки банковской и финансовой статистики, анализа экономической ситуации;

– о финансовом положении и деловой репутации участников (акционеров) кредитной организации в случае приобретения ими более 20 % долей (акций) данной кредитной организации;

б) предъявлять квалификационные требования к руководителям исполнительных органов, а также к главному бухгалтеру кредитной организации;

в) контролировать распределение пакетов акций кредитных организаций. Если юридическое или физическое лицо либо группа лиц, которые связаны между собой соглашением, являются зависимыми или дочерними, приобретают более 5 % акций кредитной организации, они должны уведомить об этом Банк России, а если они приобретают более 20 % акций – получить его предварительное согласие. Банк России имеет право не дать согласия, если будет установлено неудовлетворительное финансовое положение приобретателей;

г) проводить проверки кредитных организаций и их филиалов с целью контроля за выполнением федеральных законов, нормативных актов и предписаний Банка России;

д) направлять кредитным организациям обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных в их деятельности нарушений и применять санкции по отношению к нарушителям;

е) осуществлять мероприятия по финансовому оздоровлению кредитных организаций.

При реализации своих полномочий в области контроля и надзора за деятельностью кредитных организаций Банк России не должен вмешиваться в их оперативную деятельность, он не вправе требовать от них и выполнения несвойственных им функций.

В процессе проведения текущего надзора Банк России использует обе его формы: дистанционный надзор и инспекционные проверки на местах. В рамках дистанционного надзора Банком России создана система мониторинга текущего финансового состояния кредитных организаций и выявления на ранних стадиях проблем, возникающих у отдельных банков. Эта система включает в себя: разработку пруденциальных норм и требований; диагностику финансового состояния банков и контроль за выполнением пруденциальных требований на основании отчетности, передаваемой в Банк России.

Пруденциальные нормы – это нормы, соблюдение которых свидетельствует об осторожной политике данной кредитной организации, сохранении ею ликвидности и платежеспособности. Под пруденциальными нормами деятельности понимаются установленные Банком России:[70]

– предельные величины рисков, принимаемых кредитными организациями;

– нормы по созданию резервов, обеспечивающих ликвидность кредитных организаций и покрытие возможных потерь;

– требования, невыполнение которых может отрицательно повлиять на финансовое положение кредитных организаций или на возможность реальной оценки их финансовой деятельности, включая требования по ведению бухгалтерского учета, представлению отчетности и при регистрации, лицензировании и расширении деятельности кредитных организаций.

Финансовая диагностика банков и других кредитных организаций проводится Банком России с использованием информационной и аналитической систем, она позволяет выявить финансовые проблемы и отрицательные тенденции в их деятельности.

По результатам дистанционного надзора выявляются так называемые проблемные банки, которые требуют более тщательного наблюдения и принятия мер надзорного реагирования. Результаты дистанционного надзора используются также для принятия оперативных мер воздействия к банкам, допускающим отдельные нарушения в своей деятельности, а также для определения плана и программы инспектирования банков.

Целью инспекционных проверок является определение непосредственно на месте реального финансового состояния кредитной организации, выявление ситуаций, угрожающих интересам кредиторов и вкладчиков, проверка соблюдения кредитными организациями банковского законодательства и нормативных актов Банка России. Для достижения этой цели в ходе проверок инспекторы Главной инспекции кредитных организаций Банка России и его территориальных управлений проводят оценку:

› реального финансового состояния кредитных организаций и перспектив их деятельности;

› соблюдения законодательства и нормативных актов Банка России;

› достоверности учета и отчетности кредитной организации;

› уровня банковских рисков, качества активов;

› величины и достаточности собственного капитала;

› системы управления рисками и организации внутреннего контроля кредитной организации.

При проведении инспекционных проверок основное внимание уделяется содержательной оценке отдельных направлений деятельности кредитных организаций, изучению рискообразующих факторов. При этом инспекторы должны работать во взаимодействии со специалистами дистанционного надзора.

Инспекторы Банка России проводят комплексные и тематические проверки кредитных организаций. Предметом комплексной проверки является деятельность кредитной организации в целом; предметом тематических проверок – отдельные аспекты ее деятельности, например проверка правильности формирования резервных требований, депонируемых в Банке России, проверка правильности создания резервов на возможные потери и др.

Банк России обязан проверять каждую кредитную организацию не реже одного раза в год. Выбор кредитных организаций для того или иного вида проверки производится с учетом степени их финансовой устойчивости и рекомендаций специалистов дистанционного надзора.

Акт проверки кредитной организации [71] должен содержать сведения о достоверности учета и отчетности кредитной организации, выявленных нарушениях и недостатках в ее деятельности, устранении кредитной организацией на дату завершения проверки выявленных нарушений и недостатков в деятельности.

Материалы инспекционных проверок используются специалистами дистанционного надзора для принятия мер надзорного реагирования.

Меры надзорного реагирования применяются к кредитным организациям на основании Закона о Банке России. Этот Закон обозначил конкретные ситуации, в которых Банк России как надзорный орган может применять те или иные меры воздействия. Так, они могут быть применены, во‑первых, при нарушении кредитной организацией федеральных законов, нормативных актов и предписаний Банка России, во‑вторых, при непредставлении информации либо представлении неполной или недостоверной информации; в‑третьих, в случае возникновении ситуаций, угрожающих законным интересам кредиторов (вкладчиков) и стабильности банковской системы в целом. Реальным подтверждением возникновения подобных ситуаций является невыполнение кредитной организацией установленных пруденциальных норм.

Основной задачей, решаемой Банком России как надзорным органом при применении мер воздействия, является регулирование деятельности кредитных организаций в целях приведения ее в соответствие с нормами банковского законодательства и требованиями Банка России. На практике выделяют два типа мер воздействия: предупредительные и принудительные.[72]

Выбор мер воздействия производится надзорными органами самостоятельно с учетом характера допущенных кредитной организацией нарушений, причин, обусловивших их возникновение, общего финансового состояния кредитной организации и ее положения на федеральном и региональном рынке банковских услуг.

Предупредительные меры применяются в тех случаях, когда недостатки в деятельности кредитной организации непосредственно не угрожают интересам кредиторов и вкладчиков, т. е. на ранних стадиях их возникновения:

1) при ухудшении показателей деятельности кредитной организации, если установленные Банком России обязательные нормативы и иные требования, определяющие предельные уровни рисков, выполняются либо имеют место незначительные их нарушения, не свидетельствующие о развитии процессов, угрожающих финансовому состоянию кредитной организации, интересам ее кредиторов и вкладчиков;

2) если по данным отчетности кредитной организации и другой информации имеются признаки, свидетельствующие об опасности ухудшения ее финансового состояния, например текущие убытки от банковских операций и сделок, тенденция к снижению собственного капитала, привлечение средств на условиях хуже рыночных, отказ клиентов (вкладчиков), средства которых составляли значительную долю в привлеченных ресурсах, от обслуживания в данной кредитной организации, падение рыночной стоимости свободно обращающихся акций и долговых обязательств кредитной организации и другие аналогичные факты;

3) при несоблюдении требований законодательства и нормативных актов Банка России в части регистрации кредитных организаций, их лицензирования и расширения деятельности.

К предупредительным относятся следующие конкретные меры воздействия:

› доведение до органов управления кредитной организации информации о недостатках в ее деятельности и обеспокоенности надзорного органа по поводу состояния дел в этой организации;

› изложение рекомендаций надзорного органа по исправлению создавшейся в кредитной организации ситуации;

› предложения представить в надзорный орган программу мероприятий, направленных на устранение недостатков, включая при необходимости обязательства, принимаемые на себя кредитной организацией, ее участниками (акционерами);

› установление дополнительного контроля за работой кредитной организации и выполнением ею мероприятий по нормализации деятельности.

Целесообразность применения предупредительных мер и их конкретная форма определяются надзорным органом самостоятельно. Обязательным условием при этом является ответственный и конструктивный подход аппарата управления кредитной организации и ее акционеров к устранению выявленных нарушений, а также его взаимодействие с надзорным органом, которое должно выражаться в принятии ими на себя конкретных обязательств по корректировке деятельности кредитной организации.

При более серьезных нарушениях в деятельности кредитной организации, сопровождающихся ухудшением ее финансового состояния, применение предупредительных мер должно сочетаться с принудительными мерами воздействия.

В течение последних трех лет письменная информация о недостатках в деятельности кредитной организации является наиболее часто применяемой предупредительной мерой воздействия. В адрес кредитных организаций ежегодно направляется более 1000 письменных информации о недостатках в деятельности с рекомендациями по их исправлению.

Принудительные меры воздействия требуются, когда предупредительные меры не приносят результата и не могут обеспечить надлежащую корректировку деятельности кредитной организации. Основаниями для их применения являются:

а) нарушения (невыполнение) кредитной организацией банковского законодательства, нормативных актов и предписаний Банка России;

б) непредставление информации, представление неполной или недостоверной информации;

в) создание реальной угрозы интересам клиентов и/или кредиторов (вкладчиков) в результате совершаемых кредитной организацией операций.

К основным принудительным мерам воздействия относятся:

› штрафы;

› требование об осуществлении мероприятий по финансовому оздоровлению, включая требование о предоставлении и выполнении плана финансового оздоровления (плана санации);

› ограничение проведения отдельных операций на срок до шести месяцев;

› запрет на осуществление банковских операций, предусмотренных выданной лицензией, на срок до одного года;

› запрет на открытие филиалов на срок до одного года;

› требование о замене руководителей кредитной организации;

› введение временной администрации по управлению кредитной организацией;

› отзыв лицензии на осуществление банковских операций.

Некоторые принудительные меры, например штрафы, применяются на основании результатов дистанционного надзора, другие должны основываться на комплексной оценке деятельности кредитной организации с учетом выводов инспекционной проверки.

Принудительные меры воздействия, как правило, оформляются в виде предписания. Информация обо всех случаях направления (отмены) предписания рассматривается как конфиденциальная. Введение временной администрации по управлению кредитной организацией и отзыв лицензии на осуществление банковских операций оформляются приказом, и информация об этих мерах воздействия не является конфиденциальной.

В 2006 г. требования по различным направлениям деятельности предъявлялись к 861 кредитной организации (в 2005 г. – к 836), из них 56 % были связаны с нарушением Закона о противодействии легализации доходов, полученных преступным путем.

Информацию о применении мер воздействия территориальное учреждение Банка России по местонахождению головного офиса кредитной организации представляет территориальным учреждениям Банка России по местонахождению ее филиалов. Контроль за выполнением кредитной организацией требований предписания осуществляется надзорным органом, направившим его. Составленный кредитной организацией план мероприятий по ее финансовому оздоровлению подвергается тщательному анализу, основной упор при этом делается на оценку адекватности и эффективности мер, предусмотренных в плане.

 

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ

 

1. Какая организация в России отвечает за организацию банковского регулирования и надзора?

2. Какими полномочиями обладает орган банковского регулирования и надзора в Российской Федерации?

3. Перечислите задачи в сфере банковского регулирования, поставленые перед Банком России на среднесрочную перспективу.

4. В чем отличие дистанционного надзора от инспекционных проверок на местах? Какие задачи они решают и как взаимодействуют?

5. Назовите случаи, когда к банкам могут быть применены меры воздействия. Чем определяется характер принимаемых мер?

 

14.3. Пруденциальные требования и пруденциальное регулирование деятельности банков

 

Согласно разработанным Базельским комитетом «Основополагающим принципам эффективного банковского надзора» выполняющим эти функции органам принадлежит важная роль в выявлении, отслеживании и контроле банковских рисков. В целях контроля рисков надзорные органы наделяются полномочиями по разработке и исполнению пруденциальных норм и правил, включая требования по достаточности собственного капитала, созданию резервов под возможные потери, недопущению чрезмерной концентрации активов, обеспечению ликвидности, управлению рисками и внутреннему контролю. Задача органов надзора состоит в том, чтобы ограничить риски, которые необоснованно принимают на себя банки. Но эти требования не должны предопределять решения руководства банка, их назначение состоит в том, чтобы установить минимальные пруденциальные стандарты, обеспечивающие надлежащее проведение банковских операций. Динамичное по своей природе банковское дело требует периодического пересмотра органами надзора установленных пруденциальных требований и оценки степени их соответствия реальной ситуации, а также разработки новых нормативов.

В Российской Федерации пруденциальные нормы и правила установлены инструкциями и положениями Банка России, такими, как инструкция от 16 января 2004 г. № 110‑И «Об обязательных нормативах банков», положения от 10 февраля 2003 г. № 215‑П «О порядке расчета собственных средств (капитала) кредитных организаций», от 26 марта 2006 г. № 254‑П «О порядке создания резервов на возможные потери по ссудам», от 16 декабря 2003 г. № 242‑П «Об организации внутреннего контроля в кредитных организациях» и др. В нормативных документах Банка России нашли отражение разработанные Базельским комитетом базовые принципы эффективного надзора за банковской деятельностью.

Из 25 основных принципов 10 (с шестого по пятнадцатый) определяют пруденциальные требования.

Достаточность капитала. Основой пруденциального регулирования является установление требований по достаточности капитала и порядка расчета регулятивного капитала. Согласно шестому принципу эффективного банковского надзора выполняющие эти функции органы должны определять соответствие требованиям по достаточности капитала для всех банков. Этим требованиям должны отвечать уровни рисков, которые банк принимает на себя, а также конкретные составляющие капитала с учетом его способности покрывать возможные потери. Для банков, совершающих транснациональные операции, эти данные должны быть не ниже установленных Базельским соглашением по капиталу и поправками к нему.

Для оценки достаточности капитала необходимо решить две проблемы: во‑первых, определить величину капитала, фактически имеющегося у банка, который реально может быть использован для покрытия рисков, принятых на себя банком, и, во‑вторых, адекватно рассчитать величину рисков, для покрытия которых необходимо использовать собственный капитал.

В принятом в 1988 г. странами – членами Базельского комитета по банковскому надзору Международном соглашении по измерению капитала и требованиям к нему (так называемый Базель I) предложена концепция двухуровневой структуры капитала, которая была рассмотрена в гл. 3 настоящего учебника, и метод, позволяющий обеспечивать достаточность собственного капитала банка, основанный на взвешивании активов с учетом риска.

Определяя риски, против которых банку следует иметь определенный размер собственного капитала, Базель I выделяет две их группы:

1) различные уровни кредитного риска, отражаемые в его балансовом отчете;

2) риски по внебалансовым направлениям деятельности, которые превращаются в балансовые риски.

Поскольку в балансе банка разные активы имеют неодинаковую степень риска, то в целях более точного определения размера капитала, который необходим на случай потерь по тем или иным группам активов, Базель I предусматривает взвешивание активов по рискам (табл. 10.1).

 

Таблица 10.1. Коэффициенты взвешивания балансовых активов по рискам

В связи с тем что многие внебалансовые обязательства банка (гарантии, аккредитивы) могут превращаться в балансовые активы с абсолютным риском для банка, Базель I ввел также взвешивание на риски и данные забалансовых статей. Для этого были рассчитаны коэффициенты конверсии риска по забалансовым обязательствам (включая обязательства, связанные с новыми финансовыми инструментами) в эквивалент кредитного риска. При расчете коэффициентов исходили из удельного веса рисковых забалансовых сделок в операциях банка и связанного с ним риска. При взвешивании рисков по балансовым и забалансовым статьям Базель I предусматривает их отнесение к широким категориям относительной рискованности. Рамки взвешивания максимально упрощены, так как используются всего четыре значения взвешенных величин: 0, 20, 50 и 100 %.[73]

Различают пять основных категорий внебалансовых обязательств:

› обязательства, которые подменяют собой кредиты (например, финансовые гарантии, банковские акцептные гарантии и резервные векселя, выступающие в роли финансовой гарантии кредитов и ценных бумаг), – конверсионный фактор 100 %;

› условные обязательства по сделкам (например, контрактные гарантии, гарантии предложения, варранты и резервные аккредитивы, связанные с конкретными сделками) – конверсионный фактор 50 %;

› краткосрочные самоликвидирующиеся условные обязательства по торговым операциям (например, документарные аккредитивы) – конверсионный фактор 20 %;

› обязательства с первоначальным сроком платежа свыше одного года, все программы выпуска Евронот и формы среднесрочных кредитных программ – конверсионный фактор 50 %; аналогичные обязательства сроком до одного года или погашаемые в любой момент – конверсионный фактор равен нулю;

› срочные процентные и валютные сделки (например, свопы, опционы и фьючерсы). Потенциальный кредитный риск по этой категории обязательств рассчитывается по особой методике, так как он зависит не от всей номинальной суммы контракта, а от суммы уплачиваемой премии в случае банкротства одного из участников сделки. По Базелю I потенциальная величина кредитного риска по процентным контрактам устанавливается на нулевом уровне для контрактов до одного года и 0,5 % для контрактов на один год и выше; для валютных контрактов соответственно – 1 и 5 %.

Для оценки достаточности капитала Базель I установил два показателя: минимальный уровень основного и минимальный уровень совокупного капитала. Первый показатель исчисляется как отношение величины основного капитала к общей сумме балансовых активов и забалансовых обязательств, взвешенных с учетом риска. Его минимальное значение установлено на уровне 4 %. Минимальное значение второго показателя – отношение совокупного капитала к общей сумме балансовых активов и забалансовых обязательств, взвешенных по риску, составляет 8 %. Этот показатель получил название коэффициента Кука по фамилии возглавлявшего Базельский комитет с 1977 по 1988 г. Питера Уильяма Кука. Оба показателя должны рассчитываться на консолидированной основе.

Следует отметить, что установленные Базелем I нормативы достаточности капитала считаются минимальными стандартами, и многие надзорные органы требуют увеличения этих величин, подталкивая банки к тому, чтобы фактический капитал превышал этот минимум. Наряду с этим надзорным органам рекомендуется устанавливать требования по достаточности капитала, превышающие минимальные, в тех случаях, когда банк особенно подвержен какому‑то конкретному риску, когда возникают сомнения относительно качества активов банка, когда велика вероятность превышения допустимых рисков концентрации и в других случаях, свидетельствующих о возможном возникновении у банка финансовых проблем.

Если коэффициент достаточности капитала у банка падает ниже минимального нормативного уровня, представители надзорного органа должны гарантировать, что у банка есть реалистичный план восстановления минимального значения этого норматива. Они должны также решить, нужно ли вводить дополнительные ограничивающие требования в таких случаях.

Появление новых финансовых инструментов и расширение их обращения в 1990‑х гг. привели к росту рыночных рисков и их усложнению. В связи с этим Базельский комитет пришел к выводу о необходимости расширения рамок Базеля I и установления минимальных стандартов банковского капитала с учетом рыночных рисков. В январе 1996 г. им было принято Дополнение к Базельскому соглашению по капиталу с целью включения в него рыночных рисков, в котором рыночный риск определен как риск потерь по балансовым и забалансовым позициям вследствие изменения рыночных цен. Данный документ содержит описание стандартного метода оценки рыночных рисков и принципы использования внутренних моделей для этой цели, а также устанавливает дополнительные требования к капиталу, предназначенному для защиты от рыночных рисков. Такой капитал получил название капитала третьего порядка.

Критерием отнесения финансовых инструментов к капиталу третьего порядка является их способность при известных обстоятельствах стать частью постоянного капитала кредитной организации и поглощать убытки банка в случае его неплатежеспособности. В отличие от субординированного долга, который разрешается включать в качестве элемента в капитал второго порядка, субординированный долг, который предлагается относить к капиталу третьего порядка, имеет более короткий минимальный первоначальный срок погашения (два года против пяти лет) и не подлежит амортизации, а учитывается по номиналу. Важно подчеркнуть, что банки имеют право использовать эту разновидность субординированного долга исключительно для покрытия рыночных рисков.

В Российской Федерации подходы Базельского комитета к расчету собственного капитала банков реализованы в положении Банка России № 215‑П, которое было рассмотрено в параграфе 3.4. Требования к достаточности капитала в соответствии с принципами эффективного банковского надзора установлены инструкцией Банка России № 110‑И.

Норматив достаточности собственных средств (капитала) банка (H1) ограничивает риск несостоятельности банка и определяет требования по минимальной величине собственного капитала банка, необходимого для покрытия кредитного и рыночного рисков. Он определяется как отношение размера собственного капитала банка к сумме его активов, взвешенных по уровню риска. В расчет H1 включаются следующие величины:

– кредитного риска по активам, отраженным на балансовых счетах бухгалтерского учета (активы за вычетом созданных резервов на возможные потери и резервов на возможные потери по ссудам, ссудной и приравненной к ней задолженности, взвешенные по уровню риска);

– кредитного риска по условным обязательствам кредитного характера;

– кредитного риска по срочным сделкам;

– рыночного риска.

Норматив H1 рассчитывается по следующей формуле:[74]

где К – собственные средства (капитал) банка, определенные в соответствии с положением Банка России № 215‑П; Kp i – коэффициент риска i ‑го актива; А i – i ‑й актив банка; Рк i – величина резерва на возможные потери или резерва на возможные потери по ссудам, ссудной и приравненной к ней задолженности i ‑го актива; КРВ – величина кредитного риска по условным обязательствам кредитного характера; КРС – величина кредитного риска по срочным сделкам; РР – величина рыночного риска, в соответствии с требованиями нормативного акта Банка России о порядке расчета кредитными организациями размера рыночных рисков.

Минимально допустимое числовое значение H1 устанавливается в зависимости от размера собственного капитала банка:

– не менее суммы, эквивалентной 5 млн евро, – 10 %;

– менее суммы, эквивалентной 5 млн евро, – 11 %.

При расчете H1 банки оценивают активы на основании классификации рисков, соответствующей классификации, определенной Базелем I.

В банковском секторе РФ происходит снижение показателя достаточности капитала, что обусловлено превышением темпов роста совокупных активов банков над темпами роста совокупного капитала, а также увеличением банковских рисков. В 2005 г. показатель достаточности капитала снизился с 17 до 16 %, а в 2006 г. – до 14,9 %. В 2006 г. норматив достаточности капитала нарушили 11 кредитных организаций (в 2005 г. – 19). Отношение взвешенных по риску балансовых активов кредитных организаций к совокупным активам в 2006 г. было 64,6 %, при этом доля активов, относящихся к первой‑третьей группам, составила менее 3 %, а относящихся к четвертой‑пятой группам – более 97 %. Прирост объема совокупных рисков обусловлен главным образом увеличением кредитного риска по активам, отраженным на балансовых счетах.

В июне 2004 г. было опубликовано переработанное рамочное соглашение «Международная конвергенция расчетов собственного капитала и требований к собственному капиталу». Документ получил международную известность как Новое Базельское соглашение по капиталу, или Базель П. Основная цель Базеля II – способствовать адекватной капитализации банков и совершенствованию систем управления рисками, укрепляя таким образом стабильность финансовой системы в целом. Для достижения этой цели предполагается использовать три компонента Базеля II: первый компонент – минимальные требования к капиталу; второй компонент – надзорный контроль; третий компонент – рыночная дисциплина.

Первый компонент Базеля II «минимальные требования к капиталу» пересматривает основные положения Базеля I и приближает минимальные требования к капиталу к реальным рискам экономических потерь для каждого банка. Основные изменения указанных требований в Базеле II по сравнению с установленными Базелем I касаются новых подходов к оценке кредитного риска и включения требований к капиталу по операционному риску. Для оценки обоих видов риска разработан спектр чувствительных к нему альтернативных методов. Оценка рыночных рисков в соответствии с внесенными в 1996 г. дополнениями к Базельскому соглашению по капиталу с целью включения в него рыночных рисков остается неизменной. Второй и третий компоненты Базеля II являются инновационными дополнениями в области надзора за капиталом.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-17; просмотров: 123; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.119.199 (0.082 с.)